Рисунки спящего ребёнка

Как нарисовать кошку для детей

Кошки — это одни из самых милых существ на нашей планете 🙂 Их любят даже если они просто лежат целыми днями на диване и ничего не делают. Сегодня мы разберемся, как же рисовать кошек для детей.

Примеры для рисования будут разнообразные, кошки для совсем маленьких детей, кошки для детей примерно восьми лет и кошки для детей постарше. Да и взрослые иногда рисуют таких же кошек, потому что они красиво выглядят не смотря на простоту рисунка 🙂

Кошек в этом уроке очень много, поэтому мы сделали для вас два содержания.

Содержание №1: примеры рисования без описания

Выбери кошку и кликни по ней

А тут у нас второе содержание 🙂 Содержание для примеров кошек с подробным описанием процесса рисования.

Рисуем кошку для детей 7 лет

Рисовать начнем с головы. Рисуем голову похожую на голову Бэтмена 🙂 Овал с ушами.

Прорисовываем мордочку простыми линиями. Закрытые довольные глаза, нос и рот. Также, прорисовываем ушки острыми линиями, которые будут обозначать шерсть.

На третьем этапе рисуем длинные усики и прорисовываем передние лапки.

Теперь рисуем вторую часть туловища. Так как это детский рисунок кошки, то идеальное соблюдение пропорций нам не нужно. Прорисовываем спину, лапы и, соответственно, хвост.

Любуемся кошечкой, которая у нас получилась 🙂 Раскрасьте ее, например, в желтый, синий или зеленый цвет 🙂

Учимся рисовать сидящую кошку

В этом примере у нашего хвостатого будет необычная окраска, он будет тигром-котом!

На первом этапе мы разберем сразу два простых шага 🙂

Сначала рисуем овал. Нарисовали? Отлично! Теперь в нижней части овала нужно нарисовать мордочку нашего кота.

Рисуем ушки и делаем внутри них обводку острыми линиями. Как говорилось ранее, мы рисуем кошку-тигра 🙂 Поэтому в трех разных сторонах мордочки нужно нарисовать по три линии.

На левой и правой стороне линии будут одинаковыми, а вот на верхней стороне линии немного подлиннее.

На втором этапе мы закончили рисование головы и теперь начинаем рисовать тело нашего сидящего тигра. Рисуем грудь, переднюю лапку и спину.

Теперь рисуем вторую переднюю лапку, какую-то часть это лапки перекрывает первая лапка, так как она находится ближе к нам.

Рисуем заднюю лапу. Заднюю лапу рисовать гораздо сложнее, чем кажется, поэтому не очень сильно нажимайте на карандаш. Возможно придется стирать не очень красивую лапку и перерисовывать ее.

На пятом этапе рисуем полоски на лапах и полоски потолще на спине. Рисуем хвост и делаем на нем полосы.

Необязательно рисовать его похожим на тигра, если стереть все полоски и выбрать другой цвет, то получится обычный кот, а не тигр.

Пример рисования кошки для ребенка 9 лет

Как вы могли заметить на рисунке выше, кошка наша находится в таком положении, что ее передние лапы стоят, но при этом она сидит на задних лапах. Именно поэтому её фигура получается вытянутой и именно поэтому мы рисуем три круга, которые соединены линиями.

Самый верхний круг нужно поделить как показано на рисунке. Это нужно для будущей мордочки. Не слишком сильно нажимайте на карандаш, потому что большинство линий вспомогательные и будут стерты.

На втором этапе рисуем уши, прорисовываем мордочку. Соединяем два круга двумя линиями, чтобы получилась шея. Также, делаем наброски хвоста и левой лапки кошки.

Третий — самый сложный этап. Здесь мы прорисовываем лапы и хвост. Сложно описать как правильно рисовать лапы и хвост, поэтому просто посмотрите на картинку ниже и постарайтесь нарисовать что-то похожее.

Прорисовываем мордочку и соединяем линиями нижнюю часть туловища и верхнюю.

Самый простой и приятный этап 🙂 Рисуем усики и полоски на лапках.

На последнем этапе стираем все наши вспомогательные линии и наша кошечка готова.

Если хотите, то можете ее раскрасить в ваш любимый цвет 😉

На первом этапе нашей второй кошки в уроке рисования кошек для детей мы рисуем круг 🙂 Это будет голова кота. Затем делим круг пополам по вертикали и немного ниже центра по горизонтали.

Детализируем наш круг. Рисуем глаза, нос и рот. В нашем примере глаза закрыты от удовольствия :3 Но вы можете нарисовать их открытыми, хотя если вспомнить, что мы рисуем спящего кота, то открытые глаза здесь будут неуместны.

Прорисовываем мордочку. Постарайтесь нарисовать ее симметричной, а сверху по центру нарисуйте взъерошенную шерсть.

Теперь один из самых сложных этапов, но вы обязательно справитесь!

Нужно нарисовать плавную линию туловища, которая будет незаметно перетекать в хвост. Линия должна обязательно возвышаться над головой нашего котика, а затем плавно становиться ниже и превращаться в хвост.

Дорабатываем последние штрихи. Рисуем одну переднюю лапу, её будет немного видно за хвостом. Рисуем усы, кончик хвоста и в некоторых местах складки.

Стираем вспомогательные линии и при желании раскрашиваем спящего котика.

Как нарисовать милого котика для детей?

Рисуем круг, делим его по центру по вертикали и чуть ниже центра по вертикали. Под этим кругом рисуем овал, размером немного поменьше.

Второй этапе посложнее первого, нужно детализировать голову. Рисуем ушки и обводим большой круг линиями, из которых получится голова.

Рисуем огромные глаза! Чем больше глаза, тем милее получится котик :3 Рисуем брови и рот. В нашем примере мы не стали рисовать нос, но если вам очень хочется его нарисовать, то вы, конечно же, можете это сделать.

Четвертый — не очень сложный этап. Рисуем две передние лапки, постарайтесь нарисовать их не очень худыми, ведь у нас будет толстенький котик.

Прорисовываем тело котика чуть шире, намеченного ранее овала и пририсовываем хвостик.

Ну и на последнем этапе стираем все вспомогательные лини и при желании раскрашиваем нашего милого котика.

«Тайный язык» детского рисунка

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

«Эволюция» юного живописца

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, – — неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе. Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием. При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то . К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно—если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый– «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
  • От теории к практике

    Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

    Примеры анализа конкретных рисунков:

    Автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет).

    Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами — расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь — своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто — для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

    Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

    Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

    Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

    Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

    Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

    Петя, 4 года 6 месяцев

    Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

    Как понять ребенка через его рисунки?

    Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

    Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

    Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

    Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

    В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

    Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

    Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

    В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

    Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

    Изображения людей, выражения лиц

    В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.
  • Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

    Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

    • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
    • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
    • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
    • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
    • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
    • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
    • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.
    • Компоновка рисунка на листе

      Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

    • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
    • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
    • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
    • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
    • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
    • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
    • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.
    • Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

      Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

      Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

      Примеры расшифровки детских рисунков

      Автор: девочка, 4 года

      Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

      Автор: мальчик, 5 лет

      Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

      Автор: девочка, 6 лет.

      Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

      Автор: девочка, 7 лет.

      Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

      Автор: мальчик, 8 лет.

      Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

      Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи песочной терапии, о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

      Тест: «Поза спящего ребенка»

      В какой позе спит ваш ребенок? Вы никогда не задумывались над этим? Очень зря, ведь психологи давно выявили зависимость между положением тела во время сна и эмоциональным состоянием ребенка. Человеческое тело во время сна принимает то положение, которое подсознательно воспринимает как «самое безопасное». У детей по мере взросления эта закономерность лишь усиливается. Изменилась поза сна – поменялось мировоззрение.

      Обратите внимание, что засыпает человек в одной позе (альфа- поза). Позу для засыпания ребенок выбирает сознательно. Она дает возможность понять, какие стандартные методы защиты выбирает ребенок в повседневной жизни. А вот поза глубокого сна (омега-поза) принимается бессознательно. Эта позиция самая продолжительная и частая во время сна. Анализ «омега» позы сна позволяет заглянуть в самую глубь состояния детской души.

      Говорит о том, что ваш ребенок еще закрыт в себе. Он как нераспустившийся бутон. Нуждается в защите взрослого и более сильного человека. Выбирая зависимое поведение, ребенок чувствует себя в безопасности. Часто детки, спящие в таком положении, обнимают игрушку или подушку. Они предпочитают располагаться в углах постели, обычно верхних и отворачиваются лицом от стены.

      Такой ребенок не любит неожиданностей и сюрпризов. Он предпочитает четкость, пунктуальность, аккуратность. Игрушки должны лежать на своих местах, а прогулка в свое время. Такие дети любят пунктуальность, аккуратность и четкость. Особенно, если в «простертой» позе ребенок занимает положение по диагонали кровати. Это значит, что он пытается как можно больше окружающего пространства подогнать под свои правила. Некоторые дети спят лицом вниз, стоя на коленках. Эта поза называется «сфинкс» и говорит о сильном нежелании погружаться в мир сна. Такого ребенка не легко уложить спать в определенное время.

      Ребенок, спящий на спине – любим. Он чувствует себя в безопасности и находится в центре внимания. Такие детки уверены в себе. Весь окружающий мир для них как «дом родной». И они с любопытством изучают его.

      Встречается чаще других. Эта поза самая удобная с точки физиологии. При таком положении тела, лучше циркулирует кровь и воздух. В этой позе спят уравновешенные дети. Они не слишком ранимы и не беззащитны. Рациональное мышление позволяет им легко приспосабливаться к внешним переменам. На такого ребенка можно смело положиться.

      В этой статье мы рассмотрели только основные позы сна. Но общий смысл, которые они несут, подчеркивается положением рук и ног во время сна. К примеру положение ног в позе «полузародыш» говорит:

      Многие дела не доводятся до конца из за внутренней неуверенности в своих силах.

      Такие люди стараются, насколько это возможно, делать то, что ожидают от них другие.

      С окружающими людьми, такой человек будет вести себя то пассивно, то агрессивно.

      Анализируйте позу спящего ребенка, но не делайте каких либо выводов, основываясь на один тест. Понаблюдайте за поведением малыша, протестируйте его сны и рисунки . Не заостряйте большого внимания на результатах теста до 7-ми летнего возраста ребенка. Психологами выявлено, что только к этому возрасту устанавливается, доминирующая длительное время, поза сна, говорящая о главенствующей жизненной позиции.

      Нервная система у детей незрелая и они очень сильно реагируют на всевозможные стрессовые ситуации, поэтому, если ребёнок плохо спит, плачет без причины, нервничает, быстро устаёт, то есть смысл обратиться к невропатологу и психологу.

      Раздел раскрасок для детей предлагает картинки для раскрашивания отличного качества для мальчиков и для девочек.

      Раскраска или ласковое название раскрашка – это черно-белая картинка, которую нужно раскрасить ребенку самому. Берите в руки карандаши, фломастеры, акварель или гуашь и приступайте!

      А знаете ли вы, что не каждая картинка подходит для раскрашивания? Нам же интересно не только развлечение, но и польза. Полезные раскраски для детей — это те, у которых:

    • Четко выражены все детали;
    • Одно или несколько ключевых изображений (например, цветок или сказочный герой);
    • Интересная картинка со смыслом.

    Подбирая раскраску ребенку нужно учитывать всего два фактора: возраст и пол. Маленьким детям нужно предлагать большие картинки, на которых трудно будет промахнуться и выйти за контуры. Детям постарше – изображения с различными мелкими деталями.

    Правильные цвета раскрасок:

    Чудесные превращения цвета видны в каждой готовой раскраске. Синие деревья, красные звери и оранжевые ромашки… Знакомая ситуация? Родителям решать, настаивать ли, чтобы ребенок раскрашивал все элементы раскраски в правильные цвета или позволять ему фантазировать. Что тут скажешь? Выбор каждого, но скажем по секрету, если уж не настаивать, так хоть рекомендовать нужно. А как иначе? Если ребенку не 2-4 годика, то пора бы уже начинать привыкать к реальности.

    Умные детские раскраски:

    Мы всегда за пользу дела, а, значит, хоть детские раскраски – это развлечение, немного смысловой нагрузки не помешает. Поверьте, точно не помешает. Представьте обычную раскраску с фруктами и раскраску с маленьким кроссвордом или буквой алфавита. Вот вам и польза, сами не заметите, как выучите алфавит и научитесь считать. Итак, умные раскраски – наш выбор!

    Раскраски для детей по возрасту:


    • 2-4 годика: знаем, малыша назвать усидчивым и внимательным пока ещё сложно. Ваш выбор: краски, а не карандаши и конечно простые крупные рисунки на два-три цвета. Результат: яркий рисунок за считанные минуты и огромная радость.
    • 3-5 лет: самое время изучать окружающий нас мир: цветы и грибы, птицы и животные, а также обучаться, раскрашивая буквы и цифры, выбирайте карандаши и картинки с жирным контуром, лучше с необходимостью штриховки.
    • 6 лет и старше: герои сказок и мультфильмов, сюжеты и характеры – вот что завораживает ребенка в таком возрасте. Берите огромный набор карандашей или фломастеров с разными оттенками цветов и применяйте фантазию.
    • Чему бы ещё научить ребенка:

      Не думайте, что детские раскраски помогают только развитию фантазии и моторики. То, чему ещё родители могут научить ребенка, раскрашивая раскраски – это:

    • Выполнение определенных действий по заданию: последовательное раскрашивание элементов успокаивает и тренирует усидчивость;
    • Аккуратность: научимся мыть кисточки после каждого смешивания цветов и менять воду в стаканчике, не забудем прибрать стол и сложить краски и карандаши;
    • Признание: за каждый рисунок нужно похвалить, а со временем отбирать лучшие и вывешивать их на холодильник или стенку. Самые яркие и качественные картинки отбирайте вместе с ребенком, пусть он сам скажет, почему один рисунок ему нравится больше чем другой. Это научит пониманию того, что всегда можно сделать лучше.
    • Детские раскраски для девочек традиционно отделяют от раскрасок для мальчиков. Девчонки отдают предпочтение принцессам и цветам, мальчишки – машинам и самолетам. Но не сужайте круг интересов своего ребенка. Это предрассудки! Каждый ребенок должен попробовать себя в разных областях.

      А кто научит ребенка раскрашивать?

      Вот уж действительно встречаются родители, которые дают ребенку раскраску и карандаши и оставляют ему простор для фантазии. Мол, делай, что хочешь. Может в чем-то они и правы, но научить правильно держать в руках карандаш – необходимо. А правильно – это значит, зажав между большим и средним пальцами, придерживая указательным сверху. От заточенного конца карандаша должно быть не более 3 см до пальцев. Это очень важно. Если ребенок привыкнет держать его не так – потом будет очень сложно отучить, да и подчерк оставит желать лучшего.

      Важно сразу, желательно на своем примере, показать:

    • Раскрашивая раскраску – не выходи за контуры;
    • Раскрашивать нужно все участки рисунка;
    • Цвет нужно распределять равномерно;
    • Раскрашивать нужно до конца, а не бросать работу на половине пути;
    • Раскрашивать нужно раскраски, а не обои и все окружающие предметы, но пока ещё ни одна мама видимо не убереглась от постоянно расширяющего границы детского творчества, правда, скорее всего ни одна об этом не пожалела.
    • Компьютерные раскраски для детей

      Да, этот вопрос – тема многочисленных споров. Если уж так хочется – полчаса в день можно и раскрашивать за компьютером, но, как некоторые психологи, и родители мы против таких раскрасок. Почему? Мало того, что ребенок просиживает за компьютером, от которого его и так, как и от телевизора не оторвать, так ещё и пользы никакой, только развлечение.

      Позы спящего ребенка расскажут о его душевном состоянии

      Многие дети, когда спят, принимают позы, которые шокируют родителей. Пугаться не стоит, понаблюдайте за малышом и вы узнаете много интересного о его душевном состоянии. Позы спящего ребенка не случайны, они отражают его отношение к себе и к окружающей действительности, его внутренние конфликты и противоречия.

      Если малыши не умеют объяснить родителям, что их тревожит, то дети постарше часто скрывают свои проблемы от родителей, переживают их в одиночестве, что может повлиять на характер и психику.

      Тест в конце статьи поможет проанализировать детские позы и понять их психологическую причину. Внимания и анализа заслуживают положения тела, принимаемые ребенком в течение длительного периода: недели, месяца.

      Почему сонные позы полны смысла

      Каждый из нас имеет две преобладающие позы сна. В первой мы засыпаем, ее мы можем выбирать и контролировать. Вторую, основную, позу мы принимаем, погрузившись полностью в сон, когда сознание отключается. Она не подвластна нашему сознательному контролю и отражает самую суть нашей индивидуальности . В основной позе нам наиболее безопасно и комфортно, мы проводим в ней большую часть ночного сна и просыпаемся утром. Вот эта основная поза и заслуживает анализа.

      С какого возраста формируются позы сна

      Свою индивидуальную позу сна человек начинает определять приблизительно к 3-ех месячному возрасту, когда стадии сна сформированы, и малыш овладел своим телом, может свободно и самостоятельно двигаться и переворачиваться.

      В первые годы, выбирая свое любимое положение тела во сне, дети экспериментируют. На этом этапе у них могут встречаться весьма экзотичные позы, к примеру «сфинкс» — стоя на коленках, голова лежит на подушке, спина поднята кверху. «Сфинкс» — это протест ребенка миру сна, он не любит укладываться в постель по принуждению.

      К семи годам формируются основы характера маленького человечка и определенное положение тела во сне.

      Этапы взросления отражаются в позах.

      Очень часто сонные позы меняются во время полового созревания, что объясняется сложнейшей перестройкой в психике и организме подростка. Так, в практике Самюэла Данкелла, психоаналитика и психиатра, был характерный случай.

      В 12 лет девочка подверглась незначительному сексуальному инциденту, который повлиял на положение во сне: от позы «полузародыша» девочка перешла к позе «простертой», причем стала занимать центр постели. Подробнее об указанных позах здесь.

      Эта смена поз ярко отражает отношение к жизни в данный период: подросток, ощущая себя в опасности, отказывается от комфортной позы и переходит к защитной, желая контролировать свои эмоции и события не только в бодрствовании, но и во время сна.

      Когда сложный этап полового созревания (или какой-либо другой, сопровождаемый психической нагрузкой) проходит, ребенок может вновь изменить свою позу и вернуться в прежнюю. Или найти новую, отражающую его нынешнее состояние.

      Позы сна фиксируются окончательно после 18-19 лет, когда происходит окончательный отказ от детской несамостоятельности.

      О чем расскажут позы сна ребенка. Тест

      Выпишете буквы, которые вы выбираете.

      a) Лежа на боку или спине, руки под щечкой;

      b) Свернувшись в тугой калачик;

      c) Вытянувшись на животе;

      d) Непонятно как.

      b) Зарыта в подушку;

      c) Около подушки;

      a) На подушке, лежат симметрично друг другу или согнуты немного в локтях;

      b) Одна свободна, а другая упруго сжимается;

      c) Крепко держат игрушку, подушку, одеяло или простыню;

      d) Ребенок обхватил себя ручками.

      a) Разжаты, свободны и открыты;

      b) Одна сжимается, а вторая — открыта;

      c) Сжаты в кулаки;

      d) Прикрывают лицо.

      a) Раскинуты свободно;

      b) Одна нога согнута, а другая лежит свободно;

      c) Зацеплены за края постели;

      d) Переплетены или поджимаются к телу.

      a) По самому центру;

      c) Поперек матраса или вдоль;

      d) Забившись в угол кроватки.

      a) На малыше, как положено;

      b) Скинуто или под ребенком;

      c) Закручено вокруг тела;

      d) На туловище или голове, ноги торчат наружу.

      a) Спит словно принцесса или принц, раскинувшись свободно и комфортно;

      b) «Сфинкс» — попа поднята вверх, а голова внизу;

      c) Свернулся калачиком;

      d) Куколка, завернутая в одеяло.

      9. Держится за что-либо, когда спит?

      a) Нет, выронил даже любимую игрушку;

      b) Да, руками ухватился за кровать;

      c) Да, ногами цепляется за кровать;

      d) Обхватывает сам себя.

      a) Легкий беспорядок;

      b) Относительный беспорядок;

      d) Полнейший беспредел.

      a) Свернувшись в узел;

      b) Лежа на спине и раскинув ножки и ручки;

      c) На боку, ручонки под щечкой;

      d) Свободно распластавшись на животе.

      a) Вы видите в кровати легкий беспорядок из ребенка, одеяла, подушки;

      b) Малыш обнимает подушку и плотно закутан одеялом и простыней;

      c) Чадо прибегает к вам в постель;

      d) Вы понимаете, что поспать еще чуток не получится.

      Проанализируйте, какая буква чаще всего вами выбиралась.

      a) Душевный комфорт, уверенность. Ребенок чувствует поддержку и одобрение родных людей, знает, что его любят. Он полон уважения к себе, растет свободным и счастливым. Малышу уютно и безопасно в окружающем мире, страхи ему не ведомы.

      b) Готов к обороне. Ребенок ощущает опасность, от которой пытается скрыться или защититься. Что-то его тревожит в дневной жизни. Источником переживаний могут быть собственные родители, ровесники (во дворе, саду или школе), другие взрослые (учитель, воспитательница, тренер), какая-то вещь (мальчика заставили носить шапку, как у девочки, и над ним смеются).

      Окружающий мир воспринимается, как враждебный. Маленький человечек не готов поделиться своими страхами с родными, а пытается их скрыть. Он боится, что его переживания не будут поняты, но самостоятельно уладить ситуацию не умеет.

      c) Неуверенность. Ребенок испытывает тревогу и растерянность, что лишает его уверенности. Он не доверяет окружающему миру, пытается избегать неожиданностей, а потому не позволяет себе расслабиться даже, когда спит. Напряжение психики вызывают любые перемены. Малыш пытается находить поддержку у близких людей, не рассчитывая на свою самостоятельность. Однако, он желает быть независимым. Это противоречие делает его уязвимым.

      d) Беспокойство. Ребенок борется с чем-то, может с вами или с собой. Видимо, ситуации, не устраивающие его, случаются все чаще. Он вынужден смириться с тем, что не по нраву ему. Почему? Какие причины заставляют его скрывать свои истинные эмоции и желания? Только его тело открыто заявляет во сне об этом протесте: «Я не желаю ничего видеть, слышать и знать!» Малыш испытывает беспокойство, ему не хватает безопасности и стабильности.

      Анализируя позы спящего ребенка, помните: они отражают душевное состояние малыша в настоящий момент, и могут указывать на начало серьезных проблем.

      Чем ровнее туловище во сне, симметричнее ножки и ручки, тем комфортнее малышу в жизни, тем он более к ней приспособлен. И наоборот: закрученная, завязанное в узел тело говорит о внутренних конфликтах, что мир воспринимается агрессивным.

      Вы, конечно, можете переложить сонное чадо в более удобное положение, но решит ли это его проблемы? Помогите своей дочери или сыну разобраться с их переживаниями.

      Как помочь? Выслушать, поддержать, согреть своей любовью. Попробуйте посмотреть глазами ребенка на окружающий мир, что его тревожит, чего он боится? Растущему человеку очень важно ощущать одобрение и поддержку, чтобы он рос свободным, творческим, мечтающим. Даже грудные дети отлично воспринимают ласковые слова: «Спи, мой любимый, спокойно. Мама рядом, мама тебя защитит».

      Если ребенок не может или стесняется объяснить, что именно его тревожит, предложите ему поиграть в игру: по очереди с вами рассказывать или рисовать то, что снится. Сюжет сновидения может указать на источник переживаний и страхов.

      Как только проблема разрешится, ваш малыш примет во сне удобную позу.

      Желаю вашим детям и вам самых комфортных поз во сне и душевного равновесия.

      Авторы теста: Нина и Заряна Некрасовы .

      Елена Вальве для проекта Сонная кантата

      Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайт

      Источники:

      http://juicep.ru/?p=2569

      https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/302/taynyy-yazyk-detskogo-risunka

      http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki.html

      http://bebiklad.ru/testyi/test-poza-spyashhego-rebenka

      https://deti-online.com/raskraski/

      http://sna-kantata.ru/pozyi-spyashhego-rebenka/