Роль взрослого в развитии ребенка

Роль взрослого в психическом развитии ребенка. Развитие общения ребенка со взрослым

Понятие ведущей деятельности

Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (т.е. то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (т.е. с ее мотивом). От деятельности следует отличать действие, т.е. такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Структура деятельности включает три уровня: деятельность – действие – операция, которым соответствует психологический ряд: мотив-цель – задача. Входе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности. Важнейшим механизмом развития деятельности, по терминологии А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть этого механизма состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом.

Взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребенка, и только он может передать ее. Культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым.М.И. Лисина и ее ученики внесли в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым – и разработали концепцию его развития, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: предмет, потребности, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные, личностные. Средствамиобщения являются те операции, с помощью которых осуществляется коммуникативеая деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами: 1) временем возникновения данной формы; 2) основным содержанием потребности в общении, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения; 3) главными мотивами, побуждающими ребенка на этом этапе к общению со взрослыми; 4) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребенка со взрослым.

Содержание параметров форм общения М.И. Лисиной

Способ передачи новой мотивации имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, усвоение через подражание или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля), которые предполагают не только активность присвоения со стороны ребенка, но и активность отдачи со стороны взрослого, ег субъективную включенность в общение с ребенком.

Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития, которая является важнейшей характеристикой возрастного периода.

Периодизация психического развития в онтогенезе

Д.Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, предложил другое понимание психического развития, которое и легло в основу его периодизации. Согласно этому пониманию, ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок и общество», заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, который возможен только в сотрудничестве со взрослыми.

В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности. Д.Б. Эльконин выделял два типа деятельности детей. В первую группу входят те деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый». Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок – общественный предмет».

Для младенческого возраста ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка. (1). В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми. (2).В дошкольном возрасте (от 3-6 лет) ведущей деятельность становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. (1).В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.(2). В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельность становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей или противопоставляются им.(2). В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком отношении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем юношеском, возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.(2).

В детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой – периоды, в которые происходит преимущественное освоение способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей. Общим для них является то, что они направлены на овладение элементом человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и становление новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Переходы меду различными периодами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей возрастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими или кризисами возрастного развития. Выделено четыре основных критических периода:

— кризис одного года;

— кризис подросткового возраста. Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов.

Д.Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которых вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным, или ведущим, типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития.

Ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям:

— развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;

— развитие активной речи ребенка;

-развитие произвольного поведения;

-появление игровых замещений;

— формирование потребности в общении со сверстником;

— развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

Перенос действия на другие предметы осуществляются двумя путями. 1) перенос действия с одного предмета на другой. 2)перенос действия в другую ситуацию.

Главное в овладении орудийными действиями – это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов.

Роль взрослого в развитии личности ребенка в детском саду

Уже в пять лет ребенок переключается с вопросов «почему дождь капает, а земля вертится» на вопросы более глубокие. Познавательный интерес к окружающей природе сменяет интерес к личностной теме, касающейся жизни людей. Возникает самая сложная форма общения в дошкольном возрасте, которая в психологии называется внеситуативно-личностная.

Для растущего человека очень важной становится оценка тех или иных качеств и поступков (своих и других детей), важно, чтобы его отношение к разным событиям совпало с отношением взрослого. Поэтому взрослый человек играет основополагающую роль в формировании моральных качеств ребенка. В силе положительного влияния воспитателя на духовное развитие детей я убедилась на собственном опыте.

Для развития полноценного общения детей, для установления между ними гуманных отношений мало наличия других детей и игрушек. Само по себе посещение детского сада не даст положительных результатов в социальном развитии. В детском доме, например, у детей неограниченные возможности общения со сверстниками, но без участия взрослых такое общение скудно и примитивно. Дети не умеют сопереживать, не наделены способностью к взаимовыручке и содержательному общению. Самые первые уроки взаимодействия с людьми даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Без общения со сверстниками ребенок обойтись не может, поэтому группа детского сада под руководством мудрого воспитателя – то самое место, где можно получить необходимый социальный опыт.

Часто в процесс общения детей необходимо вмешиваться напрямую, учить, как достойно выходить из конфликта, мириться, различать хорошее и плохое поведение. Ответы на многие детские вопросы может дать только взрослый. Гуманное отношение к другим детям основано на сопереживании, поэтому педагог должен не просто прививать коммуникативные навыки, но и воспитывать нравственные чувства, которые позволят ребенку воспринимать чужие трудности как свои.

Первые уроки воспитания ребенок может получить на том уровне, к которому он привык, – в процессе игры. В пятилетнем возрасте у детей на первый план выходят сюжетно-ролевые игры. Неоднократно замечала, как мальчики играют в пожарных, а девочки в «дочки-матери». Во время игры постоянно возникают ссоры, иногда даже с криком и слезами:

– А Данил меня машинкой ударил!

– А Слава сказал на меня «дурак», – и бегут ко мне за помощью.

И, действительно, как тут разобраться без участия авторитетного для обеих сторон лица. В таких случаях я говорю:

– Максим, подойди и спроси у Данила, почему ты меня ударил?

Обиженный в моем присутствии вступает в диалог с обидчиком:

– Данил, почему ты меня ударил?

Призываю к ответу Данила:

– Данил, объясни, почему ты ударил Максима.

– Потому что он меня толкнул.

– Теперь спроси у Максима, почему ты меня толкнул?

– Максим, почему ты меня толкнул?

– Потому что ты наступил на мою руку, – отвечает Максим.

– Продолжайте диалог, Максим спроси у Данила, зачем ты наступил на мою руку.

– Данил, ты почему наступил на мою руку?

– Я нечаянно наступил, не заметил.

– Получается, что Данилка не намеревался причинить вреда Максиму, просто Максим его не так понял и толкнул, за что и получил. Поэтому Максим должен попросить прощения у Данила за то, что толкнул, а Данил – у Максима за то, что ударил, – рассудила я. – В будущем вы можете разобраться без меня, некрасиво все время жаловаться.

– Максим, прости, что я тебя ударил, я больше так не буду.

– Данил, прости меня, я тоже больше так не буду.

Конфликт урегулирован, непременный атрибут перемирия, взявшись указательными пальчиками за руки, произнести триумфальный стих:

И больше не дерись.

Если будешь драться,

Буду драться кирпичом.

А кирпич сломается,

Через две недели постоянных тренировок подслушала разговор мальчишек:

– Почему ты у меня машинку сломал? Ты нечаянно?

– Прости, пожалуйста, я не хотел.

Если детей систематически направлять к мирному разрешению конфликтов, то результат явно будет положительным. При этом происходит развитие партнерского общения, установление доброжелательных отношений, формирование дружбы и умения прощать.

Дети часто не хотят заниматься тем или иным делом, например, не хотят спать днем. У них нет мотивации, но при этом в старшем дошкольном возрасте им хочется быть хорошими, делать все правильно, прилично себя вести, правильно оценивать поступки и качества ровесников и выделяться на их фоне в попытке верного выстраивания отношений со взрослыми людьми. Воспитателю приходится проявлять смекалку и проницательность, сводить воспитательный процесс к оценке моральных качеств личности, используя похвалы и одобрения. Мои ребятишки тоже не хотят спать. Девочкам я говорю:

– Девочки должны быть красивыми и скромными. Скромность украшает человека. Поэтому все девочки очень нежненько закрывают глазки и засыпают как «спящие красавицы» из сказки.

Игра в «спящую красавицу» очень нравится девчонкам, приятен и скрытый комплимент, а также стремление быть оцененными правильно – быть скромными. Мои юные красавицы послушно смыкают веки и томно засыпают. У мальчиков другая легенда, они – воины, солдаты.

– В армии, – говорю я им, – после команды «Отбой» солдату давали пять минут, чтобы он разделся и заснул, а иначе наказывали, заставляли пол мыть и картошку чистить. Неужели вы у меня не настоящие солдаты? Ведь солдат не выкрикивает глупых фраз и не смеется под одеялом.

Впечатлительный Денис поделился новой информацией дома с родителями и на следующий день выдал:

– Мой папа сказал, что им в армии давали всего 45 секунд, чтобы раздеться и заснуть.

– Тем более, а я вам даю целых пять минут. Так кто у нас настоящий солдат?

Естественно, в ответ я услышала дружный хор: «Я настоящий!», мальчики легли смирно, за что в ответ получили поименное одобрение.

Теперь мои солдаты крепко спят, а мне вдвойне приятно, что и родители поддерживают мою инициативу. Выполнение какой-либо роли весьма привлекательно для ребенка. Роль оказывает стимулирующее влияние на те действия, в которых она находит свое воплощение. Не слишком приятные раньше занятия становятся значимыми и приобретают новый смысл.

Больше дела – меньше слов

Воспитателю важно выстроить хорошие доверительные отношения с детьми. Когда ребенок уверен, что старший наставник хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому реагировать на его замечания, касающиеся его отдельных действий или умений. Не страшно, если он не справился с каким-то одним заданием, главное, чтобы в целом он был хорошим, и чтобы взрослый понимал и разделял его оценки. Сознание пятилетнего ребенка – непаханое поле, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Конечно, не без помощи родителей педагоги детского сада могут лепить из ребенка как из пластилина – все, что хочешь. Если в семье благополучная атмосфера, то ребенок приходит в детский сад за новым опытом и жадно впитывает любую новую информацию. Для себя я открыла благоприятное воздействие пословиц и поговорок на сознание детей.

Одеваемся на прогулку. Кирилл сидит, болтает, рассуждает на отвлеченные темы, медленно стаскивая носки. Я подхожу и говорю в присутствии всех детей.

– Кирилл, не разговаривай, а одевайся быстрее, уже почти все оделись. Есть такая хорошая русская пословица: «Больше дела – меньше слов!» Очень она тебе подходит. Это значит, что разговаривать нужно меньше, когда ты занят каким-то делом. А еще лучше делать все быстро и без слов.

Новую тему быстро подхватили все члены коллектива. Кто-то заметил, что у него всегда дел больше, чем слов, кто-то пообещал исправиться в будущем, но пословица явно проникла в подвижное детское сознание. Буквально, на следующий день слышу от Василисы:

Так, пословица полетела по миру, залетела домой, и я услышала от детей, что по этому поводу думают их родители (отзывы, конечно, положительные). Даже через две недели, когда Максим неохотно собирался домой, и нехотя одевался под уговоры папы, вдруг выдал:

– Правильно, – ответил папа, – вот и одевайся без разговоров!

Во время игры Слава и Миша поругались. Слава обиделся на Мишу. Сидит в углу недовольный, обиженный.

– На обиженных воду возят, – говорю я, – это тоже русская поговорка.

Народная мудрость тут же заронила зерно нового общения в доверчивые души. В целях урегулирования конфликта теперь то и дело слышу:

– На обиженных воду возят! Кончай, дуться, пойдем играть!

На прогулке Марина потеряла резинку для волос, расстроилась и давай рыдать. Ищет резиночку и ревет в голос, дети по очереди подходят, интересуются, в чем дело? Говорю Маришке:

– Марина, мы сейчас не найдем твою резиночку, она потерялась в снегу, тем более я только что дорожки почистила. Есть такая хорошая пословица: «Слезами горю не поможешь». Она как нельзя лучше подходит тебе сейчас. Смысла плакать нет, все равно резинку уже не вернуть, надо успокоиться. Вот придем с прогулки, и я заплету тебе новую косу и надену другую резинку, у нас их много в группе. Хорошо?

Маринка вроде и согласилась, а все равно плачет, так бережно она к своим вещам относится. Смотрю, по очереди подходят сотоварищи пострадавшей:

– Марина, слезами горю не поможешь, пойдем лучше играть…

Личность воспитателя

Каждый день, проживая в детском саду часть жизни, дети учатся многому, и, пожалуй, самому важному – гибкости в общении и мирному существованию среди людей. В центре общения со сверстниками – собственная личность, «Я» в соотношении с другими «Я» в свете оценки окружающих. Личность воспитателя рассматривается, как истина в последней инстанции и окружена ореолом непогрешимости или ореолом сверхконтроля. На протяжении всего дошкольного возраста взрослый со своими индивидуальными особенностями является образцом для ребенка. Причем дети принимают педагога за нравственный образец независимо от его эмоциональной привлекательности. Ролевые особенности воспитателя в какой-то мере идеализируются детьми, от оценки внешних качеств ребенок переходит к оценке его деятельности, а после и к оценке его нравственных качеств. Отношение к воспитателю обусловлено отношением воспитателя к детям, хотя в основном дошкольники оценивают педагога всегда положительно. Было замечено даже лучшее отношение к требовательному и строгому воспитателю, нежели к демократичному. Поскольку по представлению детей хороший воспитатель – это тот, кто воспитывает.

Главной задачей педагога в детском саду является надежная защита малышей от негативного воздействия окружающего мира и развитие их положительных качеств. Для этого ему самому необходимо быть немного ребенком, жить в мире детских фантазий и сказок. Форм и способов положительного воздействия на развитие нравственных качеств ребенка – много. Одна из таких форм – совместная деятельность без соревновательных признаков, но об этом поговорим в следующий раз.

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Глава 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка

1.1. Особенности психического развития ребенка

1.2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка

Актуальность работы. Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6, с. 123].

Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.). [5, с. 88-89].

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с. 80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы — выявить особенности влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.

Объект работы — психическое развитие ребенка.

Предмет работы — влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.

1.Рассмотреть особенности психического развития ребенка.

2. Анализировать влияние взрослого на психическое развитие ребенка.

3. Экспериментально исследовать влияние психическое развитие на личность ребенка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что

2) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств;

3) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.

Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

— Методика «Несуществующее животное».

— Методика «Рисунок человека».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

психический взрослый личность ребенок

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1 Особенности психического развития ребенка

Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды) [1, с. 12].

На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой [4, с. 133].

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека [6, с. 80].

Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно:

— первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года;

— второй — развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;

третий — созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет;

— четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет [13, с. 140].

Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система или психическая функция созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным [7, с. 67].

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3-4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений [24, с. 5].

В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами [18, с. 60-61].

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.) [8, с. 89].

1.2 Роль взрослого в психическом развитии ребенка

В многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов (М. И. Лисиной, Г. И. Капчеля, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Е. Б. Чернышовой и др.) доказано особое значение общения с окружающими в развитии психики ребенка. Общение способствует присвоению ребенком социо-культурного опыта, накопленного человечеством (Л. С. Выготский), формированию его личности и самосознания (М. И. Лисина, Н.Н. Авдеева), отношений со сверстниками (Е. О. Смирнова, Х. Т. Бедельбаева), отдельных психических функций, процессов и свойств (Г. Б. Годовикова, Г. И. Капчеля и др.) и многому другому [16, с. 67-68].

Роль общения взрослых в жизни и развитии ребенка очень велика. В общении с взрослые учат ребенка уважению к людям и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте, истинной силе. Дети запечатлевают взрослое отношение ко времени, его верность данному слову [23, с. 116].

Общение относится к числу основных для ребенка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения со взрослыми для формирования основных структурных компонентов личности ребенка. Проблеме оценки взрослых детьми в общении до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Очевидно, что без учёта особенностей типологических образов взрослых невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение ребенка к ним, трудно его скорректировать, при-

близить к взаимопониманию, а, следовательно, — к гармонизации отношений с взрослыми. Взрослый также необходим и для развития интеллекта ребенка. Взрослым принадлежит немаловажная роль и в развитии нравственности ребенка и т.д. Следовательно, влияние взрослых на развитие личности ребенка трудно переоценить [8, с. 15].

В связи с определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к изучению данной проблемы, который, в свою очередь, породил в области философии, социологии, психологии большое количество подходов к проблеме общения [15, с. 122].

В 70-е гг. XXI в. широко обсуждался вопрос о соотношении двух ведущих категорий психологической науки — общения и деятельности. Этот вопрос имел несколько решений. В одном из них общение рассматривалось как условие совместной деятельности людей, как средство организации и развития деятельности (Г.М. Андреева, В.В. Давыдов, С.Г. Якобсон и другие). С другой точки зрения, напротив, деятельность представлена как средство общения людей: теория деятельностного опосредования человеческих отношений получила множество экспериментальных подтверждений (А.В. Петровский и другие). М.И. Лисина предложила третье решение этого вопроса: общение как особый вид деятельности. С позиции культурно-исторической теории на значимость общения указывал Эльконин Д.Б. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение с точки зрения социально-психологического явления [1, с. 120].

В настоящее время можно говорить о состоявшихся в нашей науке школах: Г.М. Андреевой много сделано для освещения познавательного компонента общения; С.В. Кондратьева исследует взаимосвязи особенностей общения с личностными особенностями человека; В.Н. Кунициной исследуется коммуникативная природа интеллекта; В.А. Лабунской внесён фундаментальный вклад в изучение экспрессии человека и её роли в общении; А.А. Леонтьев много сделал для понимания закономерностей педагогического общения; Е.А. Петрова заметно продвинула наше постижение нюансов связей «человек — человек» через призму семиотики; Т.Н. Ушакова последовательно осветила особенности вербального общения [22, с. 34].

Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребёнка несомненна. Это подтверждается исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных. Однако какова роль и потребность в общении со взрослым в жизни подростка? Этот вопрос интересовал психологов всегда, он остаётся актуальным и сегодня [5, с. 123].

Выделяют следующие составляющие процесса общения «Взрослый — ребенок»:

? потребность в уважении старших;

? концентрация на заданной теме;

? адекватность в оценке своего опыта;

? взаимопонимание с взрослым и сопереживание [2, с. 28].

Отличительной чертой детей дошкольного возраста является восприятие взрослого как образца, эталона поведения во всех жизненных ситуациях. Общение имеет характер настойчивого поиска верных решений в поступках и действиях окружающих людей [11, с. 109].

Ставя во главу любой ситуации мнение взрослого, дошкольники готовы к пониманию и овладению законами взаимосвязи в системе отношений, правилами поведения и обязанностями в обществе знакомых и незнакомых людей. Стремление к взаимопониманию с взрослым на уровне новой коммуникативной потребности выражается в том, что они не настаивают на обязательной похвале, а стремятся к осознанию правильности выполнения своих действий [7, с. 90].

Дошкольники испытывают острую потребность в контактах со взрослым, которого воспринимают как помощника в решении значимых для них вопросов. Им свойственна повышенная чувствительность к тому, как относится к ним взрослый, которая выражается в радостных эмоциях в ситуациях похвалы и явном огорчении при получении замечаний [13, с. 40-41].

Важнейшая социальная функция взрослого — воспитание подрастающего поколения. Главными задачами взрослых являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру и привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Часто взрослые не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в отношениях с детьми школу и общество, им сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий [8, с. 25].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что «любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Взрослым необходимо всю жизнь учиться любить детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир [10, с. 115].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем взрослым. Ощущение и переживание контакта с взрослыми, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать любовь, привязанность и заботу взрослого человека [19, с. 56].

Формирование психического развития и ребенка и его личности в целом напрямую зависит от взрослого. Личность — это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. В одной из обобщающих работ по психологии было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства [22, с. 78].

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев, 1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур влечения [13, с. 36-37].

Социология предполагает изучение личности как продукта общества. Такой подход предполагает: изучение связей между становлением личности ребенка и взрослыми, обществом, личностью и группой, регуляции и саморегуляции поведения личности; самовключение личности в разнообразные сферы социальной деятельности, признание человека социальным существом [10, с. 123].

Понятие «личность» отражает социальную сторону бытия человека как биосоциального существа. По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры:

* отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности;

* способности как человеческие возможности и потенциал;

* характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей [9, с. 30].

Таким образом, взрослые могут являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными трудностями поведения и развития ребенка. Психологи утверждают, что трудные, непослушные, непоседливые, агрессивные, несчастные дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений с взрослыми людьми [24, с. 55].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [20, с. 36].

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [16, с. 56-57].

Полноценное психологическое и психическое развитие ребенка возможно только в среде себе подобных — человеческом обществе, ячейками которого являются семья, учебное заведение, работа, коллектив и др. [27, с. 87].

Однако даже в обществе порой взрослый человек может «не найти себя». Отсутствие самореализации — одна из главных причин аномалий психического развития и негативных социальных явлений. Психологами подмечено, что чем выше уровень самореализации человека, тем более сложной и развитой является его психическая организация [23, с. 156-157].

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [26, с. 20-21].

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Экспериментальное исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании приняли участие 5 детей в возрасте 5-6 лет.

В начале нашего исследования, мы выдвинули гипотезу исследования о том, что

1) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;

Все исследуемые нами дети являются воспитанниками детского дома № 2 г. Вологда. Несмотря на старания и любовь воспитателей детского дома, эти дети не получают должного общения с взрослыми.

Для исследования особенностей психического развития детей и влияния общения взрослых в психическом развитии детей дошкольного возраста в условиях детского дома мы использовали следующие методики (приложение):

— Методика «Несуществующее животное»;

После проведения рисуночных тестов «Несуществующее животное» и «Рисунок человека» мы провели анализ рисунков исследуемых дошкольников.

Результаты анализа рисунков дошкольников по методике

Рис. 1. Несуществующее животное (Костя, 6 лет 4 месяца).

Проведем анализ рисунка Кости. Так как Костя расположил рисунок на листочке бумаги (он является смещенным вверх), мы сделали вывод о том, что Костя является неудовлетворенным собственным положением в обществе, ребенок чувствует, что он непризнанный, но Костя пытается претендовать на то, чтобы его признали.

На рисунке Костя нарисовал животное с головой, повернутой в левую сторону — это свидетельствует о том, что мальчик склонен рассуждать, о наличии у Кости боязни активных действий. Изображение Костей на своем рисунке больших ушей свидетельствует о большой значимости для Кости той информации, которая говорит о нем. Для Кости свойственно придание большого значения мнению других о его персоне. Наличие на рисунке рта с зубами говорит о словесной агрессии ребенка. Мальчик все время огрызается со сверстниками и воспитателями, защищается в ответ на порицание.

Все это говорит о том, что Костя все время пытается защититься от взрослых, а наличие когтей на лапах животного на рисунке мальчика говорит о том, что Костя также пытается защищаться от сверстников. Сильный нажим и характер линий на рисунке Кости говорит о том, что ребенок тревожен.

Рис. 2. Несуществующее животное (Маша, 6 лет 5 месяцев).

Маша — тихая, замкнутая девочка. Она старается быть послушной, старательной в процессе деятельности в детском доме, но ее как будто нет в группе сверстников. Судя по тому, как ребенок расположила несуществующее животное на листе (в нижней части), можно сделать вывод о том, что Маша не уверена в себе, у нее низкая самооценка, она подавлена, не заинтересована в своем положении в обществе, для девочки характерно отсутствие тенденции к самоутверждению.

Голова — тенденция к деятельности, то есть Маша является «человеком действия», но из-за того, что девочка не уверена в себе, действенность у нее не проявляется, а наоборот является подавленной.

По тому как девочка изобразила ноги своего несуществующего животного можно сказать, что для нее характерно отсутствие самостоятельных решений. У девочки нет своего мнения. Хвост на рисунке Маши, говорит о том, что ее самооценка зависит от ситуации.

При изображении несуществующего животного Маша сильно давила на карандаш Сильный нажим на карандаш говорит о присутствии у девочки тревожности.

Рис. 3. Несуществующее животное (Максим, 6 лет 9 месяцев).

Максим, сначала нарисовал 1 животное, потом мальчик нарисовал второй рисунок. Первое животное направлено в правую сторону, второе влевую. Все это свидетельствует о наличии у Максима такого признака, как двойственность характера. Максим является очень общительным. Для мальчика характерна склонность к речевой агрессии. Рисунок второго животного Максима отображает еще наиболее хищное, злое и кровожадное существо, чем первый рисунок. Максим следующим образом описал свои рисунки: «Мама и папа бросили этих животных, когда они еще были маленькими, животные вырастают сами. Если они не встречают никого, и не плодятся, то в старости они сами себя убивают. У них язык как острый нож, они убивают им людей».

Для Максима характерно наличие поверхностности взглядов, импульсивности в принятии решения. Для Максима характерно наличие любознательности, желания найти свое место в жизни. Мальчик очень опасается, что его не признают окружающие.

Рис. 4. Несуществующее животное (Мая, 5 лет 8 месяцев).

Мая назвала свое нарисованное несуществующее животное «Черепахаслон». Девочка сначала нарисовала хобот, который направлен вниз, но потом Мая решила стереть хобот и нарисовать его по-другому расположенным. Хобот Мая нарисовала так, что он был подобран под себя, загнуты внутрь. В итоге несуществующее животное Маи получилось предельно замкнутым, интровертным.

То, что рисунок девочки был очень маленького размера, говорит о том, что Мая депрессивна. Животное, которое изобразила Мая — черепаха, она имеет панцирь, защитные пластины и т.д. Это говорит о том, что Мая чувствует себя беззащитной и ощущает необходимость в защите.

Рис. 5. Несуществующее животное (Валера, 5 лет 4 месяца).

Рисунок пятилетнего Валеры отображает многочисленные однотипные детали чешуи рыбы. Валера нарисовал чешую только на небольшой части тела животного, которое он изобразил. Вообще рисунок Валеры мало детализирован. Тенденция к незавершенности начатой работы характерна для нервного истощения.

Рассказ Валеры о том животном, которое он нарисовал, является сильно лаконичным: «Я нарисовал золотую рыбу, живущую в океане, кушающую все, что ей попадется. Моя рыбка дружит с окружающими рыбками. Но она очень сильно боится акул». Наличие подобной лаконичности, связано с тем, что мальчик пытается экономить силы, что является типичным для астеничных личностей. Анализируя рисунок Валеры можно заметить проявление тревожности (наличие штриховых линий). Т.о., можно сделать вывод о наличии у Валеры психоастенического личностного склада, так как для Валеры свойственна наличие ригидности, не определяющей черты личности мальчика. Наличие таких личностных особенностей в сочетании низкого уровня развития воображения у ребенка, зачастую может сигнализировать о наличии у ребенка низкого общего культурного либо интеллектуального уровня.

Рис. 1. «Рисунок человека» (Костя, 6 лет 4 месяца).

Первый рисунок Кости отражает высокую импульсивность. Костя изобразил рисунок бедным деталями, асимметричным, увеличенным в размере, неудачно расположенным: голова человека не вместилась на лист. Наличие острого выступа в нижней части туловища человека говорит о нарушенной стандартной схеме тела, что не объясняется только присутствием импульсивности. Это говорит, о том, что Костя не использует принятые нормы изображения, что часто встречается при асоциальности.

На втором рисунке Костя низко расположил уши нарисованного человека. В этом рисунке проявляется также и наличие некоторой агрессивности (Костя изобразил оружие в руках у человека). Наличие штриховки на рисунке говорит о наличии тревоги, то, что Костя изобразил на рисунке изображение человека на майке говорит о том, что для мальчика характерна умеренная демонстративность.

Рис. 2. «Рисунок человека» (Маша, 6 лет 5 месяцев).

Маша изобразила человека на своем рисунке фигуру в экстравертной позе. Персонаж девочки имеет очень увеличенные кисти рук — это свидетельствует о том, что у Маши высокая потребность в общении, при этом такое увеличение кистей рук говорит о том, что девочка является неудовлетворенной в общении.

Наличие на рисунке Маши множественности образов, хаотических линий и штрихов, говорит о наличии у девочки возбужденного состояния . На рисунке Маша сильно заштриховала (зачернила) своего персонажа. Это является признаком того, что присутствует высокая эмоциональная напряженность, острая тревога.

Рис. 3. «Рисунок человека» (Максим, 6 лет 9 месяцев).

Максим на своем рисунке изобразил человека, курящего трубку, при этом на рисунке в углу изображен знак «не курить», т. е. человека, который специально нарушает правила. Это можно рассматривать как антисоциальную тенденцию, так как наличие неодобрительного отношения общества к курящим является известным фактом.

На рисунке Максим изобразил человека с мрачным и неприятным выражением лица. Для того чтобы усилить этот эффект мальчик изобразил на лице у человека много морщин в области лба и переносицы.

Наличие ассиметричных искажений на рисунке говорит о том, что Максим является психологически неблагополучным ребенком.

Рис. 4. «Рисунок человека» (Мая, 5 лет 8 месяцев).

Мая на своем рисунке изобразила грустного и очень одинокого человека. Девочка горизонтально расположила лист, который первоначально положили перед Майей в вертикальном положении, все это подчеркивает одиночество девочки.

Изображение угловатости фигуры человека и наличие ее худобы, вытянутости является типичным для интровертных личностей. То что Майя изобразила руки, прижатые к телу тоже является признаком интровертности. У Маи почти нет друзей и подруг.

В беседе Мая жалуется на чувство одиночества. Все это подтверждает то, что для девочки свойственна выраженная интровертность, неконформность, своеобразие мыслительных процессов.

Рис. 5. «Рисунок человека» (Валера, 5 лет 4 месяца).

Рисунок Валеры говорит о наличии у него некоторой инфантильности: на рисунке у человека нет каких-либо признаков пола. Поза нарисованного мальчиком человека (руки спрятаны за спиной) говорит об отказе от общения. То, что Валерий отказывается от общения с другими детьми и взрослыми может быть вызвано различными причинами. Но рисунок Валеры производит общее благоприятное впечатление, рисунок отличается инфантильностью, на нем можно увидеть проявление тревоги (мальчик стирал и исправлял линии), поэтому причина, скорее кроется в том, что мальчик боится вступать в контакты, опасается, что окружающие его негативно оценят.

По результатам анализа рисунков обеих методик можно сделать вывод о том, что все дети испытывают недостаток в общении с взрослыми людьми. У некоторых детей это проявляется в интровертности, у других в агрессивности и даже наличии антисоциальных тенденций. Все исследуемые нами дети являются воспитанниками детского дома № 2 г. Вологда. Несмотря на старания и любовь воспитателей детского дома, эти дети не получают должного общения с взрослыми.

Таким образом, общение ребенка с взрослыми людьми (особенно с мамой и папой) оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами в начале нашего исследования гипотеза о том, что 1) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми; 2) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности подтверждена.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира, они будут творить историю.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [17, с. 108].

Определяющая роль взрослых обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья, взрослые для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [20, с. 50-51].

Влияние взрослых, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия [4, с. 75].

Cемья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности ребенка [14, с. 50].

Роль общения детей со взрослыми очень велика. М.И. Лисиной была описана последовательность форм общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет); внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет); внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет) [7, с. 113-114].

В процессе общения с детьми взрослые закладывают в ребенке основы нравственности человека, формируют нормы поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка [3, с. 22].

Взрослые способствует не только формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [5, с. 59]

Цель работы достигнута. Задачи работы решены, гипотеза подтверждена.

Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 2008. — 367 с.

Андреева Г.М. Психология. — М.: Издательство Академия, 1997. — 307 с.

Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. — М.: Издательство АСТ, 2002. — 277 с.

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.

Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. — С. 29-46.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. — М.: Издательство Академия, 2009. — 304 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.

Бедельбаева Х. Т. Общение с взрослыми — основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 2. — С. 32-35.

Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2002. — 272 с.

Выготский Л. С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

Гуревич П. С. Психология и педагогика. — М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.

Гуревич П. С. Психология. — М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.

Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Академия, 2008. — 304 с.

Еникеев М. И. Общая и социальная психология. — М.: Издательство Инфра-М, 2010. — 640 с.

Капчеля Г.И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис. канд. психол. наук / Г. И. Капчеля. — М., 1983. — 189 с.

Кроль В. М. Психология и педагогика. — М.: Издательство Высшая школа, 2009. — 325 с.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 384 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. — 688 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. — 606 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. — 640 с.

Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 1988. — 125 с.

Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. — М.: Издательство Просвещение, 1976. — 479 с.

Рузская А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М. И. Лисиной. — М.: Ротапринт, 1974.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М.: Издательство Академия, 1997. — 306 с.

Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей с взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. — Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. — 102 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Издательство Просвещение , 1960. — 193 с.

Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование): дис. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. — Воронеж, 2001. — 242 с.

Тест “Рисунок несуществующего животного”

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, Я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал.

После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось.

Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, — говорят об агрессивности (спонтанной или защитной). Хвосты, направленные вверх, ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит — линия защиты. Сильный нажим линий — тревога.

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе и анализу рисунка.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Источники:

https://studopedia.ru/3_185965_rol-vzroslogo-v-psihicheskom-razvitii-rebenka-razvitie-obshcheniya-rebenka-so-vzroslim.html

https://studopedia.org/5-13214.html

http://www.sibmedport.ru/article/8773-rol-vzroslogo-v-razvitii-lichnosti-rebenka-v-detskom-sadu/

https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635b3bc79a5d43b88521216c37_0.html