С развитием речи ребенка тесно связано развитие

Консультация детского психолога

На этом сайте детский психолог отвечает на вопросы родителей

Развитие речи у самых маленьких. Рекомендации родителям

Вот основные направления для работы с ребенком при развитии речи:

  • Расширение опыта
  • Работа над поинманием речи
  • Работа над мотивацией к речи
  • Работа над произношением
  • Выберите несколько маршрутов прогулок, сделайте их узнаваемыми для ребенка, рассказывайте во время прогулок обо всем, что видите и что происходит. Однако если видите, что ребенок устал и не слушает, дайте ему отдохнуть в тишине, пусть сам посмотрит на происходящее, возможно у него возникнут некоторые вопросы. Иногда именно избыток информации может тормозить желание ребенка самому чем-то заинтересоваться Главное здесь не переусердствовать и соблюсти баланс — информации должно быть столько, сколько он может воспринять. Со временем места прогулок станут привычными и ребенок сам начнет называть то, что вы видите. Теперь вы можете задать несколько вопросов. (А это дерево высокое? А где куст шиповника? А что это за здание?)
  • Больше трогайте разные по типу поверхности. Называйте названия этих поверхностей ребёнку. Описывайте их характеристики (шершавая, гладкая, твёрдая, мягкая)
  • Больше слушайте разные звуки. Песни, гаммы, звуки природы. Предлагайте ребёнку повторять эти звуки
  • Больше смотрите и наблюдайте вместе с ребёнком. Что это за дерево? А что там на небе? А что там вдалеке? Давай рассмотрим этот листик, что ты видишь? Посмотри, это звёзды, а это луна и т.п.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка. Как ни странно, она неразрывно связанна с речью. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше это для развития речи. Пусть ребенок под вашим присмотром поиграет в конструкторы с мелкими деталями. Дайте ему миску с фасолью или горохом — пусть перекладывает их из одной миски в другую. Попробуйте первые мозайки. Пусть потренируется брать бусинки и нанизывать их на шнурок. Используйте игры-шнуровки. Применяйте пальчиковые игры
  • Посещение зоопарков, музеев, парков и других мест будет рождать все новый опыт, а это ребенку поможет видеть все новые ситуации, которые мозг будет обрабатывать с большей эффективностью, если всему этому будет дано название. Ребенок скорее запомнит, что обезьяны любят бананы если увидит обезьянку, которая сидит на ветку и чистит банан, нежели сначала увидит картинку или фильм об этом. А вот после, уже по книжке, можно закрепить полученные знания о животных. Живые примеры в зоопарке и яркие эмоции, которые ребенок получает от увиденного заставляют память работать лучше в том числе и на запоминание речи.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки вместе с ребенком. Пусть покажет человека, который идет, мальчика, который пишет, картинку, где светит солнце. Пусть назовёт то, что он видит на картинке
  • Время от времени повторяйте несложные стихи, скоро ребенок начнет повторять, потом говорить за вас несколько слов из стихотворения — сначала рифмующиеся, затем другие.
  • Пойте и ставьте ребенку песни с понятными словами
  • Работа над пониманием речи

  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Сопровождайте свои фразы жестикуляцией
  • Рассказывайте о том, что вы сейчас делаете
  • Называйте предметы. Называйте имена людей
  • Пойте, читайте стихи и книжки, комментируйте картинки
  • Считайте игрушки, дома, людей
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка
  • Озвучивайте чувства ребенка если вы точно знаете, что именно он сейчас чувствует («Ты расстроился», «ты очень рад» и т.д)
  • Спрашивайте у ребенка о том, что он уже знает.
  • Работа над мотивацией к речи

    • Не спешите исполнять просьбу ребенка, подождите, может он попросит вас об этом словами (если вы знаете, что он может сказать нужное слово, «помоги», «нарисуй», «книжка» и т. п.)
    • Давайте положительную обратную связь, когда ребёнок пробует использовать речь
    • Если какое-то слово ребенок произнес особенно четко, предложиите дополнительно поиграть в игры со словами, раз у него так хорошо получается
    • Одобряйте любые попытки что-то сказать, даже если это у него не очень получается
    • Разговаривайте больше сами
    • Работа над произношением

    • Играйте в «Попугайчика»: Вы говорите слоги, ребенок повторяет. Начинайте с одного слога (па, та, ба). Затем соедините два слога (папа, пата, паба, баба). Это необязательно должны быть значимые слова, главное, чтобы слоги различались минимально -одним звуком. Переходите с более сложным сочетаниям тогда, когда ребенок уже освоился с простыми. Более сложные: папаба, папабу, пабабу.
    • Произносить длинные слова легче если их разделить на слоги. Можно тренироваться с картинками: Разрежьте картинку с изображением на 2-3-4 части (по количеству слогов). Получится пазл. Например, рисунок с коровой разрежьте на 3 части и собирайте корову, произнося каждый слог по очереди. (кладете первую часть «-ко», вторую «-ро», третью «-ва» )
    • Тренируйтесь произносить слова, сначала простые, затем сложные
    • Произносите чистоговорки, стихи, просите ребенка повторять
    • Разговаривая с ребенком, говорите чётко, громко, внятно и не быстро
    • Читайте ребёнку как можно больше
    • Спасибо большое. Получается мы ничем своему ребенку не помогали, а все ждали и нервничали, потому что он не говорит. На прогулах мне казалось мало предметов, которые могут заинтересовать, в итоге, только на кошек, собак и птиц отвлекаемся и их называем.

      Очень полезная информация! Спасибо! Моему сыну год и 10 мес. Были проблемы по неврологии из-за преждевременных родов и гипоксии, но двигательного характера (мышечная дистония), интеллект не пострадал, слава Всевышнему! Сейчас бегает, прыгает, взбирается по лесенкам, танцует, узнает героев всех мультиков, книжек. Очень любит музыку! Но говорит очень мало! Деда, держи — (все время это говорит))), баба, дай, ти-ти (телефон), кися мяу, ва-ва (лягушка), аф-аф (собачка)))), пару раз назвал по имени брата — Эльдар (причем даже "Р" выговорил!) — ну вот пока и все! Поем песенки, стараемся читать ему побольше, но он очень активный и подвижный, долгими занятия не бывают — соскакивает и бежит! Как совместить обучение с подвижными играми, пожалуйста, подскажите! Заранее благодарю, Эмма.

      В этом возрасте долгое занятие не получится. В среднем, занятие длится 1-2-3 минуты. Лучше не переутомлять. А подвижные игры в этом возрасте — это аналог занятий для ребёнка. Дети сильно развиваются в процессе физических игр не только физически, но и интеллектуально.

      В развитии лучше следовать за ребёнком, помогая ему развивать то, к чему сейчас у него интерес.

      Здравствуйте, статья очень поучительная, спасибо. Моему сыночку полтора годика, растет в двухязычной среде. Месяцев в 9 начал четко говорить отдельные слова, а теперь болтает много, но на "своем" никому не понятном языке. Может он еще не может определиться на каком языке ему говорить, а может стоит обратиться к специалистам?

      В процессе своего развития дети проходят через стадию "своей" речи.

      Если у вас есть сомнения, вы можете обратиться к логопеду. Они хорошо ориентируются в стадиях развития речи и, услышав ребёнка, смогут сказать, к какой стадии относится речь и соответствует ли она возрасту.

      Здравствуйте, ребёнку год и десять месяцев,волнует то что он не договаривает слова,может говорить пока ,но говорит ка,нет шипящих букв и буквы Р!чаще говорит на своём,с растоновкой ,эмоциями,но никто не понимает что он нам поведал!стоит беспокоиться?или наладится и мы заговорим нормально

      В процессе освоения речи ребёнок проходит через стадию "тарабарского языка". Со временем, звукопроизношение нормализуется.

      Узнать, насколько речевое развитие вашего ребёнка соответствует возрастной норме можно обратившись на личный приём к логопеду.

      А мы благодаря игрушке «Говорящая ферма» Chicco развиваем речь, воображение, моторику рук. Знакомимся с английским языком, ведь дети дошкольного возраста запоминают английские слова непроизвольно, им не нужен перевод слов и текста, чтобы понимать, о чем речь. Говорящая ферма развивает все чувства ребенка, позволяя ему учиться, играя. Многообразные звуковые и световые эффекты пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учится. Говорящая ферма имеет множество развивающих и познавательных функций. Она с легкостью приобщит ребенка к миру музыки и пополнит его знания об окружающем мире. Этот уникальный игровой центр, при своем компактном объеме вместил не только всех жителей фермы, и цифры, но и может похвастаться большим спектром для развития наших чад.

      Здравствуйте! Я и муж являемся носителями разных языков. Русского и арабского соответственного. Скажите пожалуйста, не повредит ли ребенку, если мы с ним будем разговаривать на двух этих языках. Не затянет ли процесс обучения речи. Или лучше все-таки сразу обучать одну языку.

      Результаты наблюдейний за детьми показывают, что если ребёнок растёт в билингуальной среде (где говорят и на одном и на другом языке), то ребёнок осваивает оба этих языка.

      Однако, если супруги говорят на одном языке между собой, а с ребёнком один супруг говорит на одном языке, а второй на другом, то это мешает освоению языка.

      Здравствуйте, в статье написано, что мозг сначала выполняет задачу освоения ходьбы. Ребенку год и три, до сих пор не ходит, не стоит самостоятельно, ходит только у опоры и ползает. Недавно начал говорить что-то на своем, особенно когда стоит перед зеркалом. Предметы не называет и не показывает. Как он будет их показывать, если он все время ползком в горизонтальном положении. Невролог сказал, что здоров, но ленится ходить и это может отразится на развитии речи. Так ли это? Я постоянно с ним разговариваю, показываю предметы, он смотрит с итересом, но никак не пытается повторить. Любит читать книжки, сам приносит их ползком.

      Каждый ребёнок развивается в своём темпе.

      Но прав ли невролог в том, что поздняя ходьба вредит развитию речи? Я где-то читала, что, наоборот, ползание способствует развитию мозга

      На развитие речи сказываются очень многие факторы: внутриутробные, как проходили роды, как складываются отношения ребёнка и матери, какой эмоциональный фон в семье, как выстраивается жизнедеятельность ребёнка, как развивается эмоциональная сфера.

      Сфера двигательной активности (ползание, ходьба, мелкая моторика) связана с развитием речи. Они идут вместе (смотря что понимать под речью, ведь ребёнок сразу после рождения начинает кричать. Это тоже способ коммуникации).

      Большое спасибо за подробный ответ, в общем однозначно сказать нельзя, много факторов

      Да, сильно много факторов

      Здравствуйте, как ребенка заинтересовать к книжкам, сказкам, нам 2 года и 1 месяц, проблема в том, когда я начинаю читать, сынок отбирает книжку и закидывает в дальний угол, даже свою беру книгу, он все-равно выхватывает и убирает её в сторону, пыталась просто давать ему книгу чтобы он её просто посмотрел, она ему не интересна и все,если рассказываю сказки, то просто закрывает мне рот рукой, а перчаточные куклы отодвигает в сторону. Как быть? Ему интересно бегать на улице, на площадке и смотреть мультики, дома он играет в паровизик машинки и любит смотреть мультики, но стараюсь вообще не включать телевизор в его присутствии. Как же тогда мне развивать с ним речь? Спасибо за внимание, с уважением Екатерина.

      Добрый день, Екатерина.

      В развитии ребёнка важно прислушиваться к его собственным желаниям и интересам. Дети интуитивно чувствуют, что им сейчас нужно. Если ребёнку не интересно сейчас слушать книгу или смотреть картинки в ней, а интересно поиграть в паровозик, то вы можете поиграть с ним в паровозик. Если вы будете вместе с ним озвучивать паровозик, если вы будете проговаривать происходящее в игре, то это тоже будет развивать речь. Речь развивается в деятельности, а в деятельности, которая интересна, речь развивается быстрее.

      Спасибо большое за ответ, будем стараться. )

      Здравствуйте! Подскажите, нам 1,6. Сынок очень развит в плане физическом . Все показывает, все понимает. Есть книга по развитию речи, занимаемся с 1,3. Все показывает по ней, и все действия. Но..меня смущает то, что мы мало совсем говорим. Мама, папа, баба. Дай, говорит, когда просит и я прощу его сказать. А-а, это на собаку, типа ав,ав. Ка-ка, Зорина качели кач, кач. Дядя может сказать, но не четко. Няня, мое имя Аня, но надо все это просить . И..он говорит "агу", гу, гу когда бегает и говорит на своем, то произносит это то же. Не постоянно, стал недавно агукать, дня 3. Что делать, меня так смущает это агуканье((

      Речь у ребёнка развивается медленно. Ребёнку нужно некоторое время в жизни и на то, чтобы поагукать, полепетпть, поговорить на «своём языке», поиспользовать простые слова…на всё это нужно время. Ещё 1,5 года назад ребёнок совсем ничего не знал о мире, а сегодня уже умеет столько говорить!

      Если у Вас есть серьёзные сомнения относительно речевого развития, то обратитесь к логопеду или неврологу для консультации.

      1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.

      Особенности Лексики. Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (Лалаева Р.И.,2003).Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

      Дети с ЗПР испытывают затруднения в перечислении и определении последовательности времен года, часто смешивают понятия «время года» и «месяц». В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре таких детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных предметов, действий и качеств, также у детей с ЗПР часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам, слова — наименования часто заменяются описанием ситуации или действия. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, формы предмета (Неретина Т.Г.,2004)

      Результаты исследования словарного запаса у дошкольников с ЗПР показали бедность словаря, ограниченность связей обобщающего слова со словами конкретного значения, трудность подбора родового понятия, трудность актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Так, вместо названия предмета, ребенок часто дает его описание.

      Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. (Лалаева Р.И.,2003)

      Особенности грамматического строя речи. У детей с ЗПР наблюдаются нарушения словоизменения которые проявляются в неправильном употребление падежных окончаний, предлогов и в формах выражения временных отношений. Также отмечаются недоразвитие словообразования, нарушение грамматического оформления предложений, нарушение поверхностной структуры предложения. (Лалаева Р.И.,1992)

      Особенности словоизменения.У многих детей с ЗПР младшего школьного и особенного дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. (Борякова Н.Ю.,1982)

      Значения и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Кроме смешения падежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде, в падеже. Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения видо — временных форм глаголов в структуре одного предложения (Лалаева Р.И.,2003).

      Особенности словообразования. Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса речи. Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, дифференциации, у детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования. У детей с ЗПР процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.

      В речи детей с ЗПР наблюдается, как правило, несколько словообразовательных вариантов. В большинстве случаев дети с ЗПР не дифференцируют в импрессивной речи правильный и неправильный словообразовательный вариант. Этот факт свидетельствует о несформированности «чувства языка» у детей с ЗПР.

      Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых высказываний. Для детей с ЗПР характерно нарушение как глубинно-семантической, так и поверхностной структуры предложения, также у детей с ЗПР часто наблюдаются персеверации, влияние смысла ранее воспринятых предложений (Неретина Т.Г.,2004). Особенно большие искажения семантической структуры предложения наблюдаются при письменном репродуцировании предложений.

      Дети с ЗПР чаще, чем нормально развивающиеся сверстники, используют речевые стереотипы. Несформированность глубинно-семантического структурирования, недостаточное развитие синтагматических отношений, а также неточность лексики обусловили большое количество нарушений структуры высказываний. Они проявляются:

      1) в составлении грамматически правильных, но асемантичных высказываний;

      2) в замене предложения словосочетанием, часто тавтологическим. Это свидетельствует о недифференцированности понятий о предложении и словосочетании, о недоразвитии процессов предицирования;

      3) в преобразовании заданных глаголов и прилагательных в существительные.

      В структуру предложений, составленных детьми с ЗПР, наиболее часто включаются субъектные, объектные и локативные отношения. Редко включаются атрибутивные, временные отношения, обозначение качества действия, способа его совершения. В предложениях почти не наблюдается обозначения причинно-следственных связей, целевых, условных отношений.

      Прилагательное, как более абстрактная, обобщенная часть речи, с большим трудом включается детьми с ЗПР в структуру синтагматических и парадигматических связей. Нарушения семантической структуры предложений у детей с ЗПР проявляются в пропуске семантически значимых компонентов высказывания (объекта, предиката), а иногда и в избыточности конструкции. Частыми ошибками являются нарушения порядка слов в предложении . Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера. (Мальцева Е. В., 1991)

      Вывод:Успешное овладение связной речью зависит от овладения ребенком рядом языковых умений:

      1) строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

      2) пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;

      3) соблюдать структуру определённого типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;

      4) соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств;

      5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

      У детей с задержкой психического развития в той или иной степени нарушены большинство из названных умений. Значительные трудности в овладении связной речью у детей с ЗПР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы и особенностями психической деятельности:

      — для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

      — ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

      — наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;

      — наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти);

      — в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления;

      — наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

      Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка. Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Хотя бытовая речь их мало отличается от нормы, но словарь сужен, особенно активный. Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. По-иному происходит становление словообразовательной системы языка. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. Такие дети испытывают существенные трудности в словесной регуляции деятельности. (Е. С. Слепович,1989)

      Перечисленные особенности речевой деятельности этих детей вызывают значительные трудности при обучении. Но стоит отметит, что дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью взрослого они выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Все вышеперечисленные особенности важно учитывать как для диагностики связной речи детей с задержкой психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

      Занятия по развитию речи для детей от 2 до 4 лет

      Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.

      Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

      Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

      Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

      Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.

      Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

      Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

      В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка.

      Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

      «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

      «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

      «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

      Что бывает круглое?

      Что бывает острое?

      Что бывает жидкое?

      Что бывает длинное?

      Что бывает пушистое?

      Что бывает твердое?

      Что бывает квадратное?

      Что бывает ароматное?

      Что бывает синее? И так далее…

      Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

      Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

      сначала человек ложится спать, потом встает

      сначала самолет взлетает, потом…

      сначала птичка откладывает яичко, потом…

      Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

      сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

      сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

      Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

      Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

      «Что будет, если я встану ногами в лужу?»

      «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

      «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. » — ребенок продолжает.

      «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

      Чай пьют, а печенье едят.

      На кровати лежат, а на стуле сидят.

      Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

      Рубашку шьют, а шарф …

      Котлеты жарят, а суп…

      Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

      «Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

      «Чайник — свистит, кипит,…»

      «Машина — едет, гудит, светит,…»

      «Снег — идет, тает,…»

      «Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

      И лягушка, и зайчик — прыгают.

      И птица, и муха летают.

      И снег, и дождь выпадают на землю.

      И снег, и лед — тают.

      «Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

      «Едет — машина, поезд, велосипед, …»

      «Тает — мороженое, лед, …»

      «Кто чинит сапоги?»

      «Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.

      «Кто хоботом пьет воду?»

      «Носит грибы на иголках?» и т.д.

      Что есть у нас на кухне?

      Что есть у нас в прихожей? И так далее.

      Где у нас стоит телевизор?

      Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

      Потом «отправиться» в путешествие.

      Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

      Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

      Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

      Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

      Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

      Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

      Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

      Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

      Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

      «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.»

      Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.

      Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

      «Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».

      Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»

      Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

      «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

      Можно и наоборот:

      «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется.

      Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

      Кардиопапа – всё о болезнях сердца детей

      Что нужно знать родителям детей с врождённым пороком сердца и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы

      Развитие речи ребенка

      Мы никогда не задумывались о том, как возникает речь, какие зачатки речи формируются в мозгу ребёнка, каким образом ребёнок воспринимает слова и как он учится строить из них предложения. В этой статье мы рассмотрим основные этапы становления речи ребёнка и постараемся ответить на вопрос, что нужно делать родителям, чтобы правильно развивать речевые навыки у детей.

      Детский лепет — это начало развития речи ребёнка. Когда ребенок не понимает еще большинства слов, но пытается что то объяснить на своем “детском” языке – это сигнал для мамы, что пора начинать активно заниматься развитием речи малыша. Нужно стараться как можно больше говорить с ребенком, улыбаться, петь песенки, рассказывать детские стихи. Мозг ребенка в этот период впитывает всю полученную информацию.

      Некоторые мамы считают бесполезным занятием читать детям какие либо стихи или шутки-прибаутки в возрасте до года, но это зря, так как у детей в этом возрасте идет постоянное усваивание информации. Лучше всего голосовую информацию поддерживать зрительной. К примеру можно взять игрушку – мишку, покачивая ее из стороны в сторону говорить стихотворение про мишку косолапого. Тоже самое можно проделывать с другими игрушками.

      Для лучшего запоминания, проделывать такие мини занятия на развитие речи нужно постоянно, когда собираетесь гулять , когда кушает ребенок, когда играете с ним, спускаетесь по лестнице, идете по дорожке. При желании на каждый предмет можно найти четверостишие. Ваши усилия будут не напрасны, и вскоре можно будет увидеть плоды своего труда. Ребенок будет ждать от Вас разговора, затем повторять движения если рассказываете про “Сороку – белобоку” или ” Теремок” .

      Авторские права на представленный материал принадлежат сайту http://cardiopapa.ru

      Следующий шаг в развитии речи будет такой, что Вы, читая стихотворение специально делаете паузу на простых словах, для того чтобы стимулировать ребенка повторять и он обязательно подхватит вашу “игру” , что приведет к дальнейшему развитию речевых навыков. Такое простое на вид стихотворение как ” Мишка – косолапый” может творить чудеса в развитии детей. Делайте паузу на последних словах, при этом смотрите на ребенка стимулируя его взглядом и увидите , что у него возникает позыв закончить предложение.

      Обязательно хвалите малыша, для того чтобы вызвать дальнейшую стимуляцию повторения слов. Далее развитие речевых навыков должно пойти по нарастающей и Вы увидите, когда нужно будет останавливаться на середине предложения, затем произносить только одно слово в начале. Не заметите, как ребенок при игре будет сам проговаривать все четверостишие.

      Стихи для развития речи лучше брать простые , маленькие , легко запоминающиеся.

      Играет ребенок машиной, а Вы приговаривайте:

      Машина едет, машина гудит

      В машине, машине , народ сидит!

      Вот поле, вот речка , вот лес густой,

      Приехали детки, машина – стой!

      Идет по ступенькам:

      Топай правою ногой, топай левою ногой,

      Вот тогда придешь домой!

      Водичка, водичка, умой Кате личико.

      Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

      Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

      Играете в мячик

      Мой веселый, звонкий мяч,

      Ты куда помчался вскачь.

      желтый, красный, голубой,

      Не угнаться за тобой.

      Берем игрушку зайчика

      Ручками : хлоп – хлоп – хлоп

      Мозг ребенка впитывает нужную ему информацию и настает время, когда малыш удивляет окружающих своими познаниями.

      Развитие речи детей также тесно связано и с мелкой моторикой. То, что малыш перебирает пальчиками игрушки, бусинки, копается в песке – это не просто игра , это серьезные упражнения для развития мозга. Стимулирование нервных окончаний расположенных на кончиках пальцев приводят к интенсивному развитию важных функций в отделах ЦНС. Стимуляция нервных окончаний у ребенка является ключом в таинственный мир нашего познания.

      Очень хорошо в развитии мелкой моторики помогает и пальчиковый массаж, который можно делать как руками, так и обычной зубной щеткой. А чтобы малышу не скучно было сидеть, можно преподнести такой массаж в виде игры.

      Круговыми движениями по часовой стрелке массируйте “подушечки” пальцев ребенка, приговаривая:

      Этот пальчик в лес пошел

      Этот пальчик гриб нашел

      Этот пальчик резать его стал,

      Этот жарить его стал.

      Но, а этот взял и съел , потому и растолстел.

      Этот пальчик – бабушка

      Этот пальчик – дедушка

      Этот пальчик – мамочка

      Этот пальчик – папочка

      Ну а этот пальчик – Я

      Вот и вся моя семья!

      Игра в “Ладушки” и Сорока – белобока” – это основы в развитии мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитием речи у детей.

      Необходимо уделить особое внимание обучению детей пальчиковым играм в раннем возрасте. Эти игры очень важны маленьким детям, потому что они непосредственно влияют на развитие речевого центра, стимулируя основные его функции , которые затем помогают в дальнейшем развитии ребенка и усвоения им техники рисования и письма.

      Источники:

      http://deti.zazzy.ru/2012/11/blog-post_8.html

      http://studfiles.net/preview/1764701/page:8

      http://www.danilova.ru/publication/devel7_05_01.htm

      http://cardiopapa.ru/post168.html