Самостоятельная деятельность детей на прогулке 2 младшая группа

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Самостоятельная деятельность детей 2-4 лет в детском саду. Младший дошкольный возраст

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.

В теплое время года, подготавливая все необходимое для развертывания разнообразных игр, воспитатель остается их организатором и участником.

На участке дети хотят заняться тем, что их интересует. Одни хотят самостоятельно побегать, попрыгать, полазать. Другие с упоением крутят педали велосипеда, а третьи спешат заглянуть во все углы, отметить, что изменилось. Если малыш самостоятельно нашел для себя интересное дело, взрослый может только отметить этот положительный факт и создать все условия, чтобы его не нарушить. Более того, на участке необходимо создавать условия для первых детских экспериментов. В песочницу можно положить сига, воронки, пластмассовые бутылочки с горлышком разного диаметра; в тени под деревьями поставить столик с набором небольших ящичков, заполненных камешками, шишками, каштанами, желудями. Рядом на столике можно разместить наборы разноцветных лоскутков разных видов тканей, небольшие пластмассовые баночки с крышками разных форм и размеров, маленькие ключики с замочками, калейдоскопы, магниты с набором разных по фактуре предметов, детские бинокли, зеркальца, лупы (последние дети могут использовать под контролем взрослого).

Отдельно располагается столик с дидактическим материалом и книжный уголок с наборами книг, картинок, альбомов. Следует также предусмотреть материалы для лепки и рисования.

На веранде следует периодически вывешивать картины для рассматривания, располагать все необходимое для сюжетных игр (кухня, спальня, уголок доктора, парикмахера, продавца).

Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года малыши имеют возможность полностью удовлетворить свое желание действовать с этим природным материалом. Дети подолгу увлеченно играют с песком, исследуют его свойства.

Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт: по цвету и на ощупь различают влажный песок или сухой. Сухой оставляют без внимания, из влажного делают домики-холмики, пытаются формировать куличики. Но без направленного руководства взрослого дети не смогут выполнить задуманные игровые действия. Орудуя совком, они большей частью просыпают песок мимо формочки, набирают в нее песок не до верха, забывают похлопать совком сверху, утрамбовывая его, а перевернув формочку, не знают, что надо постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее. Не получая желаемого результата, дети отвлекаются, начинают шалить: рассыпают песок во все стороны, бросаются им, закапывают мелкие игрушки, разрушают постройки других детей.

Для того чтобы игры с песком не приобрели стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности, взрослый должен с самого начала учить детей правильно использовать его в играх, обогащать их представления о свойствах и качествах песка, предлагать дополнительный материал для усложнения, продолжения, разворачивания игр.

В начале года (осенью) перед взрослым стоят задачи ознакомления детей со свойствами песка; обучения умению правильно пользоваться совочком и формочкой, первым игровым приемам при сооружении домиков-холмиков. В летнее время следует напомнить детям то, чему их уже обучили, а затем следить, что и как они сооружают; направлять, усложнять игру и подсказать, как можно использовать природный материал. Младшим детям можно предложить сделать птичий двор (показать мелкий игровой набор домашней птицы), старшим —сделать детскую площадку для кукол (клумбу, скамейку, дорожки вокруг и т. п.).

Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов (разнообразные машинки, самолеты, вертолеты, маленькие коляски и куклы, детали строительного материала), а также широкое включение в игру природного материала (камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, листики, травинки, луговые цветы) создают условия для развития творческой игры. Детям интересно, когда взрослый предлагает принести песок в песочницу.

Организуя, направляя и усложняя игру, следует учитывать и индивидуальные возможности каждого ребенка. Одному надо показать, объяснить, взять его за руку и насыпать совком песок в формочку, другому только подсказать: «А забор вокруг твоего дома будет?», а с третьим посчитать, сколько куличиков он уже сделал.

Задача взрослого заключается и в том, чтобы привить детям навыки совместных игр.

Каждый строит для своей куклы дом. Выстроили —и получилась улица. Воспитатель спрашивает: «Сколько на ней домов?», подсказывает, как их можно украсить ракушками, выложить строительным материалом тротуар, дорогу. Дети разворачивают игру: поехали машины налево, направо, прямо, куклы пошли друг к другу в гости и т.д. Теперь воспитатель уже может изредка подойти к песочнице, словом усложнить, направить игру: «А гараж для машин где?» Все дружно сооружают общий гараж, а там уже появилась идея построить аэропорт, парк для прогулок кукол. Вырастает целый город с улицами, мостами. Сочетание песка со строительным и природным материалом внове для детей (этим можно заниматься только на прогулке), увлекает их, позволяет возводить интересные и сложные постройки.

Такие содержательные игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии, творческого начала.

Природный материал широко применяется детьми в сюжетных играх в качестве заместителей: песок с водой —каша; листики—тарелочки, салат, материал для зонтика; камешки, желуди—угощение, конфеты; палочки, веточки—ложки, вилки, ножи, забор. Из глины (пластилина, теста) дети лепят зверушек, посуду для игры, угощение, всевозможные украшения.

Дети любят играть и в одиночку. За столиком малыш высыпает из ящичков и корзиночек камешки, ракушки, шишки, желуди, а затем опять рассортировывает их сам, рассматривает отдельные ракушки, долго вертит в руках камешек необычной конфигурации, примеряет желудям их шляпки. Другие ребята несут корзиночки с природным материалом к месту своих игр. Каждый сначала рисует палочкой на песке или мелом на асфальте всевозможные рисунки (елочку, цветок, флажок), потом по контуру выкладывает природный материал. Воспитатель лишь должен вовремя подсказать ребенку всевозможные действия.

Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр-занятий под строгим контролем взрослого.

Такие игры-занятия можно организовать только в теплое время года и проводить их в конце прогулки. Вода возбуждает ребенка, поэтому вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений и т.д. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель констатирует: вода прозрачная, ласковая; можно показать, как она окрашивается в разные цвета. Затем демонстрирует свойства воды, используя разнообразный игровой материал, предоставляет каждому возможность ощутить ее температуру, попутно развертывая игры: купание кукол, стирка их белья, мытье игрушек, занятия с цветными шариками. Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на дне, а другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение может дать только взрослый, организуя игру-занятие «Тонет —плавает».

В жаркое время года воспитатель предлагает детям на прогулке принять участие в интересных делах: наполнить бассейн (ванночку) водой, увлажнить песок, учит пользоваться лейкой при поливе огорода, цветника. Дети охотно включаются в такие действия. С удовольствием сами моют руки после игр с песком, не отказываются вымыть ноги после прогулки.

Зимой начинаются интересные игры со снегом. Дети вместе со взрослым украшают свой участок постройками (город, поляна с цветами и грибами из льдинок, снежная клумба), сооружают их, чтобы потом использовать при игре: забрасывать в корзину снеговика снежки, ходить по «крокодилу», упражняясь в равновесии, и т.д. Строят дома (Снегурочке и другим сказочным персонажам), лепят всевозможные постройки, вспоминая сказки «Три медведя», «Теремок». В зимнее время следует остановить играющих в догонялки детей, проверить, не перегрелись ли малыши; не нужно ли заменить варежки тем, кто закончил украшать очередную постройку цветными льдинками.

Незабываемые впечатления от целевых прогулок в парк, на опушку леса, к водоему надолго остаются у детей. Они могут идти в течение 20 минут на расстояние до 300 м без отдыха. Смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения —все это стимулирует активность малыша, позволяет ему более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира. Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей на своем участке.

Обычно у малышей на прогулке радостное настроение. Взрослый поддерживает активность детей, которые по собственной инициативе прыгают, заметив кузнечика: «Ты прыгаешь лучше самого кузнечика. Молодец! И кузнечику нравится. Сидит он, любуется, не хочет покидать нас» или: «Угадайте, дети, кому подражает наш Андрюша?» Мальчик старательно переваливается с ноги на ногу, рычит. Ребенок доволен, что взрослый заметил его действия. Одиночные действия детей чередуются с игровыми действиями 2—3 детей.

На прогулке взрослому предоставляется возможность тонко, деликатно, не подавляя активности малышей, обогащать, усложнять их первые игровые действия, включаясь в их игру: «Я тоже свою дочку буду кормить!» По ходу игрового действия взрослый демонстрирует образцы предметов-заместителей, останавливает детей удивленным вопросом: «Вы уже сварили борщ? А я не успела! Помогите мне, а потом дружно покормим обедом своих детей». В ход идут листики (капуста), тарелки; палочки (макароны, ложки, ножи); травинки (вермишель) и др. Приготовили обед, покормили кукол, и тут же взрослый объявляет: «После обеда детям спать!» Так обогащенные игровые действия объединяются в сюжет. Теперь уже после купания кукол дети стирают кукольное белье, гладят и т. п. А то вдруг проснулась дочка и заплакала. Что с ней: заболела или приснился плохой сон? Это уже решать «маме». Доктор всегда придет на помощь. В первое время роль доктора, парикмахера, продавца взрослый берет на себя, сам ведет игру, включая ребенка в ролевой диалог, демонстрируя ему ролевое поведение. Для обогащения ролевого поведения он в свободное время предлагает всем детям поиграть: «Вы будете котята (мышата, ежата, щенки и т.п.). Как все бегают, радуются? Как себя ведут, когда заболеют, испугаются?» и т.п. Такие ролевые действия нравятся детям, помогают им активно участвовать в сюжетных играх.

Например, взрослый готовится провести сюжетную игру «Доктор Айболит». В тени дерева он расстилает одеяло, где будут сидеть зрители. Ставит столик для доктора со всем необходимым: детский градусник, стетоскоп, шприц, прозрачные бутылочки с разноцветной жидкостью (йод, зеленка, микстура (розовая вода), ватные капли (желтая вода) и др.), пипетка, ушные палочки, ложечки, кусочки лейкопластыря, ваты, бинты, косыночки и др. Рядом кроватка для больного, ванночка с водой, полотенце, шампунь.

Взрослый объявляет: «Кто хочет играть со мной в доктора Айболита, разбирайте больных зверушек, а остальные садитесь, смотрите, как мы играем».

Добрый доктор Айбоит,

Он под деревом сидит

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель обращается к девочке с лисенком: «Ну, что скажете, мама? Что болит у вашего сыночка? (В случае затруднения говорит сам.) Вижу, вижу, не спал ваш сынок, плакал, видно ушки болят». Ставит градусник: «Да, температура высокая. Дадим ему лекарства (в ложечку наливает розовой воды). Не бойся, малыш, выпей —и поправишься! (Щупает ушки.) Покапаем тебе в ушки (капает), завяжем платочек, и посидите теперь немножко.

Кто следующий? Папа, как зовут вашу дочку (заиньку)? Вижу, хромает она. Какая ножка болит? Вот эта? Давайте помажем ножку зеленкой, заклеим лейкопластырем, чтобы грязь не попала. Посидите в тени, скоро все пройдет.

А это кто у нас охает? Это мишка-топтыжка с больными зубами! А он, верно, забыл, что нельзя много меда есть, правда? Вы, папа, не давайте ему много сладостей или он не слушается? Ай-ай-ай! Какой непослушный сынок! Видно, что он еще и зубы не чистит. Вот вам и результат. Сходите в аптеку, купите зубную пасту, щетку и каждый день чистите зубы, а пока я привяжу к щеке лекарство (листик). (Завязывает щеку платком.)

Вот еще одна больная, да такая грязная обезьянка Фрося. Она у меня часто бывает, потому что не слушает родителей: ни папу, ни маму. А дедушку с бабушкой слушает? Тоже нет? Тогда мы сами возьмемся за ее воспитание, сначала умоем шаловливую Фросю».

Воспитатель вместе с ребенком умывает обезьянку, приговаривая:

Умой Фросе личико.

«Вот теперь ты чистая, мы тебя послушаем, — продолжает воспитатель.—Дыши, не дыши (слушает стетоскопом, заглядывает в ушки, просит открыть пошире рот, ставит градусник). У Фроси температура. Сделаем укол. Потерпи немного, зато выздоровеешь скоро. Дадим тебе микстуру, положим в кроватку, а мама тебе песенку споет».

Воспитатель спрашивает у каждого пациента: «Ну, как ты себя чувствуешь? Уже тебе легче стало? Больше не болит?» и т. д.

Обращаясь к Фросе, он предлагает детям прочитать стихотворение:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

«А вы, ребята, умываетесь, руки моете?» — спрашивает взрослый.

Когда все звери выздоровеют, на радостях все начинают танцевать, петь песни, водить хороводы.

Можно также обыграть с детьми ролевое поведение шофера, пассажиров, строителя и др.

Подобные игры стимулируют речевую активность детей, обогащают их знаниями, формируют умение включаться в ролевой диалог.

Через некоторое время взрослый сможет выполнять второстепенные роли (пациента, покупателя, клиента парикмахерской и др.) или выступать в роли мамы, папы, которые, например, привели в поликлинику больного, и др. Пройдет еще немного времени, и дети будут по собственной инициативе разыгрывать знакомые сюжеты. Взрослый должен будет только создавать игровую среду, деликатно со стороны руководить ходом сюжетной канвы (усложнять, подсказывать отдельные игровые действия персонажей).

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, взбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенкам, качаться на качелях. Такую деятельность следует поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений. Свободно передвигаясь по участку, дети упражняются в более уверенном и четком их выполнении.

Но вот воспитатель замечает, как упорно один малыш карабкается на ледяную черепаху, а другой старается удержать равновесие на спине «крокодила». Педагог должен быть рядом: остановить того, кто перевозбудился; подстраховать того, кто только осваивает новое для себя движение; проследить, чтобы дети не толкались, не мешали друг другу. Взрослый не оставляет без внимания малыша, упорно добивающегося своего: «Молодец, какой храбрый!»

Педагог должен отмечать, как долго занят ребенок, не утомился ли, и вовремя переключить на другой вид деятельности; после игр с высокой степенью активности увлечь спокойными играми — предложить рисовать, лепить, играть с куклами в кукольном уголке.

Для рисования красками дети могут взять кисти, краски, большие листы ватмана и расположиться прямо на полу веранды. А можно рисовать на асфальте или на песке, сопровождая рисование песней или стихотворением.

Приглашая отдельных детей на занятия лепкой, воспитатель обсуждает с ними, что они собираются лепить, из какого материала. На выбор им предлагается пластилин, глина, тесто (на 1 стакан муки 1/3 стакана воды, 2 столовые ложки соли, 1 чайная ложка растительного масла; для подкрашивания теста используется стержень фломастера или гуашь).

Одни ребята лепят морковки. Воспитатель предлагает им: «Носик сделайте острый, как клювик у цыпленка. Пусть он своим носиком прямо в небо из земли торчит». Дети сначала недоуменно смотрят на взрослого, по его виду догадываются: шутит! Начинают смеяться, а педагог продолжает, обращаясь к тем, кто лепит огурец: «Если прячется в земле вся морковка, да еще и носиком вниз, тогда и огурцу нечего острый нос делать, пусть с таким лежит-полеживает в сырой земле!» Дети хохочут. Взрослый удивляется: «Опять не так сказал? Тогда свеклу ярко-бордовую, на солнце загорелую нужно будет повесить на куст, а кабачок рядом. »

Дети из розовой и голубой глины сами лепят зайчат, заодно считают их, затем относят и ставят рядом с муляжом на участке: «Смотри, мама-зайчиха, твои детки-зайчата прибежали к тебе!»; лепят угощение для медведя: грибы, ягоды.

В тени деревьев за столиком двое малышей рассматривают картинки в книге сказок В. Сутеева. Воспитатель предлагает ребенку (с хорошо развитой речью): «Читайте вместе, ты будешь утенком, а Саша —цыпленком. Начинайте!» И «цыпленок» с удовольствием ждет, когда можно будет произнести свое: «Я тоже!» Дети учатся взаимодействовать.

Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой муравьишку, придавить игрушкой жучка. Это следует сразу же пресекать: вовремя остановить малышей, объяснить, к чему это может привести. А еще лучше успеть предотвратить их действия: «Какой трудяга этот муравьишка! Тащит, старается, из сил выбивается, а не отпускает такую длинную соломинку. Какой молодец!» К месту сказанные четверостишие, поговорки или куплет песни обостряют восприятие малыша, способствуют созданию ярких образов.

Задача взрослого — поддерживать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательность. Увидев, что малыш с любопытством следит за пробегающей по дорожке букашкой, воспитатель произносит: «Интересно, куда это спешит малышка-букашка? Как такая крошка будет перебираться через бревно? Повернет к тебе или ко мне?» Эти слова способствуют более длительному наблюдению, поддерживают целенаправленное восприятие детьми живого объекта, развивают их воображение.

Ребенок наблюдает за работой муравьев, к нему присоединяются еще двое малышей. Воспитатель произносит: «Терпение и труд все перетрут!» Детям понятен смысл поговорки, так как в это время муравьи потащили свою добычу дальше, успешно преодолев крохотную канавку.

Встретив медленно двигающуюся божью коровку, можно вместе с ребятами рассмотреть ее с помощью лупы, одновременно приучая их бережному обращению с крохотными существами, обогащая их словарный запас яркими сравнениями, эпитетами. Можно прочитать четверостишие «Божья коровка, улети на небо. »

Иногда во время наблюдения воспитатель замечает, что кто-то из детей держится настороженно, старается быть поближе к взрослому, отказывается гладить щенка. Педагог не настаивает. В свободное время он может подойти с этим малышом к щенку еще раз, вместе понаблюдать, а потом и погладить его. Тесный эмоциональный контакт со взрослым поможет ребенку преодолеть собственную робость.

У детей могут возникнуть конфликты из-за места у столика с песком, из-за санок для кукол. Воспитатель непременно разберется в такой ситуации. Одна из задач педагога — создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент, обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу втащить санки с куклой на горку, на ребенка, который помогает друзьям достроить большую башню. Такой микроклимат чутко воспринимается детьми, прочно поддерживается ими. Ребята стараются помочь воспитателю и своим товарищам: сами выносят игрушки, выводят малышей за руку, придерживают дверь, когда те выходят или входят в помещение.

Не прекращается работа по формированию бережного отношения к животным и растениям. Увидев поздней осенью редкие ягоды, дети вслед за взрослым произносят: «А малину только птичкам!», так как уже знают: все меньше и меньше у птиц корма. Воспитатель обязательно заметит и не преминет похвалить тех, кто по собственной инициативе принес свежей травки кролику. Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру —важная задача педагога.

Дети должны учиться первыми приветствовать всех. Младшие говорят: «Здравствуйте!», старшие произносят: «Доброе утро! Добрый день!» Вышли на прогулку и говорят хором: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!» Ворона прилетела, закаркала—дети ей в ответ кричат: «Здравствуй, здравствуй, тетушка ворона! Как поживаешь?» Прощаясь с наблюдаемыми объектами, дети тренируются в произношении разнообразных фраз-прощаний, запоминают их.

В процессе соответствующей работы воспитателя доброжелательность становится нормой поведения каждого ребенка. Приведем пример. Бежит букашка и вдруг остановилась. Дети подбадривают ее: «Смелее, беги! Не бойся нас, мы тебя не обидим!» Залаяла собака, дети возмущенно: «Ты что на нас лаешь? Мы добрые люди!» Упал малыш, старший товарищ помогает подняться, отряхивает его от снега и бодро произносит: «Не беда!» Добрых дел много: нужно купать «дочек», стирать им белье, угощать друзей, сооружать постройки из снега, украшать их льдинками, поливать растения, кормить птиц. И так каждый день. Взрослый всегда рядом, в любой момент он поможет словом, советом, делом.

Дети чутко реагируют на изменения погоды. Взрослый должен поддерживать их эмоционально-положительный настрой. Одно дело — выйти на прогулку после щедрого весеннего дождика, когда все вокруг сияет, и в унисон детскому настроению произнести:

Солнце в целом свете!

Или создать лирическое настроение прощания, прочитав стихотворение «Паутина полетела. » (или М. Ходяков «Если на деревьях листья пожелтели. »; см. приложение).

Совсем другое дело, когда с самого утра зарядил мелкий дождик, который портит всем настроение и который все ругают. И тогда воспитатель может показать его детям в необычном ракурсе, выразительно прочитав стихотворение «Дождик-трудяга» (см. приложение), чем вызовет у них теплые чувства, удивит, заставит задуматься.

У воспитателя всегда найдется время для робких, застенчивых детей, которых не следует оставлять без внимания. Ребенок будет рад, если взрослый затеет с ним игру типа «Купите лук, зеленый лук», «Привяжу я козлика», «Отличные-пшеничные» или отметит, что он по собственной инициативе навел порядок в кукольном уголке на веранде: «Маленький, да удаленький!» или «Дело мастера боится!».

Дети чутко реагируют на юмор, слушая такие стихотворения, как: «Про бычка» П. Воронько, «Ворона» П. Золотова. В хмурый зимний

день у ребенка заметно поднимается настроение, когда взрослый, собираясь поправить его одежду, прочитает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик», а затем, поправляя варежку, еще раз повторит:

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Помогая застенчивому малышу достать носовой платок, взрослый с улыбкой произносит: «Береги нос в сильный мороз!»

Проблем с носами детишек хватает и весной. Взрослый обращается к малышу: «Костик, помнишь загадку про сосульку? (Напоминает.) А у тебя нос на сосульку похож. Непорядок! Давай исправим!» Дети обязательно оказываются рядом, слушают, улыбаются. Воспитатель говорит: «Подходите, у кого сосулька вместо носа. Нам сосульки не нужны, нам нужны симпатичные носики-курносики!» Все смеются.

Во время общения с детьми взрослому следует как можно чаще вставлять в свою речь эпитеты, сравнения. Детям это очень нравится. А короткие стихотворные тексты и незатейливые песни незаметно становятся достоянием малышей. Увидев надвигающуюся тучу, дети подхватывают песню:

Разве ты не видишь, туча,

Без тебя намного лучше!

Улетай скорее, улетай!

Именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок уже свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью нужно постоянно ставить перед ним разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны; зачем кошка лижет своего котенка; где солнце, когда идет сильный дождь? Взрослый задает вопросы —и ребенок начинает задавать свои, учится вести диалог. На прогулке нерешенных вопросов великое множество. Время пообщаться с каждым или с небольшой группой ребят тоже всегда найдется. Так у малышей формируется стойкое желание все узнать, все понять. Тесные и доверительные отношения с педагогом помогают ребенку непринужденно держаться со сверстниками и взрослыми, чувствуя себя спокойно и уверенно.

Педагог должен активизировать детей, включая их в первые диалоги, например, в потешку «Курочка-рябушечка», или рассказать находящимся рядом с ним детям, что на мельнице мелят муку, из муки пекут пироги и пряники. Затем дважды прочитать потешку «Кисонька-мурысенька», чтобы дети смогли понять суть происходящего. После такой предварительной

подготовки можно предложить желающему быть «кисонькой-мурысень- кой». Взрослый задает вопросы, «кисонька» отвечает. При этом малыш, замирая, ожидает концовку, чтобы сбежать от расплаты. Теперь уже желающих быть в роли «кисоньки» достаточно. Грусти как не бывало. В дождливую погоду дети на веранде с удовольствием включаются в разыгрывание потешки: «Наши уточки с утра. » Дети отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д.

Пока дети заняты рассматриванием книг, строительным материалом или игрой в кукольном уголке, с желающими можно поиграть в сказки-отгадки. Взрослый с таинственным видом начинает: «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. » Дети сразу же называют сказку.

Взрослый хвалит и продолжает: «Вы молодцы! Эту сказку узнали, а узнаете ли эту: "Жили-были дед и баба. Вот однажды дед просит: "Баба, испеки мне. " Узнали сказку?» Если нет, то можно ее продолжить.

Следует отмечать, кто в таких играх оказывается постоянно рядом. Если это медлительные, малоподвижные дети, то стоит увлечь их играми другого плана, помочь им включиться в общую игру. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай посмотрим, какие следы ты оставишь на снегу? Здесь чистый снег. А я?» Тут же подходят и другие дети и оставляют по очереди на свежевыпавшем снегу свои следы, сравнивают их величину и рисунок.

Следует помочь детям влиться в общую игру: взять за руку, подбодрить, предложить вместе выполнить игровые действия. Такое внимание, чуткое отношение взрослого, своевременная поддержка вселяют в ребенка уверенность, помогают быстрее стать активным участником общих дел, открыть для себя прелесть свободных движений, радость общения со сверстниками.

Воспитатель не только следит, направляет, усложняет игру. Организуя индивидуальные игры с детьми, он упражняет каждого именно в тех движениях, которые ему даются с трудом. Например, показывает малышу, как нужно ловить мяч ладонями рук, не прижимая их к груди. Обучая прыжкам, следит, чтобы ребенок при их выполнении мягко опускался на ноги, полусогнутые в коленях. Играя в догонялки, предлагает сначала бежать в одном направлении. Когда малыш освоится, научится быстро бегать, можно менять направления. После таких индивидуальных упражнений дети легко включаются в общие игры.

Особо ценно общение воспитателя с малышом в первые дни его пребывания в среде сверстников. Педагог должен уделять как можно больше внимания и ласки такому ребенку, подбадривать его словом, помогать быстрее освоиться в окружающей обстановке, познакомиться с другими детьми. Дети не должны чувствовать себя одиноко. Взрослый и несколько детей (по желанию) приглашают новеньких малышей пройти с ними по участку и посмотреть, во что здесь можно поиграть. Так завязываются дружеские отношения между детьми. Чтобы новенькие быстрее освоились в коллективе, запомнили имена сверстников, можно, объединив двух-трех детей в игре в мяч, предложить: «Бросай мяч Оле!», «Ирочка, кати мяч Танюше!» Так незаметно малыш входит в детский коллектив.

Чтобы повысить эмоциональный настрой такого малыша, нужно просто обнять его, улыбнуться, сыграть с ним в игры-забавы типа «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», походить по дорожке в такт потешке:

Большие ноги Шли по дороге.

Можно обратиться к девочке с потешкой: «Катя, Катя (Соня, Аня и т.д.) маленька. » или «Купите лук. ». В потешку «Ножки, ножки, куда вы бежите. » можно вставить имя любого ребенка. Главное, чтобы ребенок понимал, что потешка адресована именно ему, и радовался. В теплое время года можно сесть вдвоем на скамейку в спокойном месте и почитать отрывки из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, побуждая ребенка к совместным действиям: «Как отказывается тетя утка?» и т.п. Глядишь, и заулыбается малыш. В следующий раз можно предложить взгрустнувшему ребенку индивидуальную игру, например, «Мячик».

В начале учебного года нередки случаи, когда и более старшие дети на первых порах держатся настороженно, отказываются от контактов со сверстниками. На прогулке этот барьер исчезает быстрее. Стоя в стороне от играющих, новенькие дети невольно увлекаются игрой и всем своим видом, непосредственными положительными эмоциями высказывают свое отношение к происходящему. Воспитатель не настаивает на том, чтобы они обязательно принимали участие в общих играх. Пройдет немного времени, ребенок освоится, а взрослый вовремя поможет включиться в совместную увлекательную игру.

Малышам нравится, когда на прогулке между старшими и младшими детьми организуется совместная игра. Здесь у малышей и примеры для подражания, и помощь старшего товарища, и закрепление дружеских отношений с ним. Для старших это ситуация, когда можно показать свои умения, знания и получить в ответ восторженную реакцию малышей. Это и демонстрация доброжелательности, внимания, желания прийти на помощь. Всех радует катание на санках (старшие везут, младшие катаются). Нравятся детям и подвижные игры-упражнения, например, игра «Мы!».

Старшие и младшие дети стоят произвольно, образуя большой круг, чтобы не мешать друг другу и в то же время видеть всех.

Воспитатель медленно читает (или напевает) текст. Старшие дети действуют согласно словам текста, младшие подражают движениям старших:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами. Да, да, да!

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Дети соединяют руки. Воспитатель не торопит никого, ждет, когда все возьмутся за руки, встает в круг:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом!

Педагог должен следить, чтобы старшие дети не бежали быстро, координировали собственные движения с движениями малышей.

Если детям было весело и интересно на прогулке, если взрослый удовлетворил все их потребности, играл с ними, пел и танцевал, то они возвращаются в группу в хорошем настроении.

Самостоятельная деятельность детей во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему:

Календарное планирование во 2 младшей группе

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика Беседа об осени (приметы). Пальчиковая гимнастика.

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел малинку,

С безымянным ел калинку,

Ел со средним землянику,

С указательным клубнику.

Релаксация «Солнечные зайчики» Снять эмоциональное напряжение. (Цикл игровых комплексов стр. 13)

С целью воспитания культурно-гигиенических навыков закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Полить цветы в группе. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением осени.

Целевая прогулка по участку д/с: рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев.

Дид. игра «Что изменилось?»

Наблюдения за погодой. Подвижные игры: «Солнышко и дождь».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

индивидуальная работа с детьми закрепить знания о строении дерева

Разговор с детьми о том, что надо быть добрыми, внимательными к своим товарищам.

Побегать по опавшим листьям, послушать их шуршание.

Беседа: «Как изменилась одежда людей», отметить, что люди стали одеваться теплее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план содержит 34 лексические темы расчитанные на полный учебный год. В календарном планировании отражена логопедическая работа с детьми в течении рабочего времени помимо занятий.

Календарное планирование во 2 младшей группе

Темы «Семья»; «Здравствуй, зимушка-зима»; «К нам приходит Весна — Красна ».

Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема Мебель

Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема Мебель .

Календарно — тематическое планирование во 2 младшей группе.

Коммуникация и чтение художественной литературы.

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе.

Календарно — тематическое планирование во 2 младшей группе

календарно — тематическое планирование на неделю.

Календарно — тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема недели: «Моя улица»

Календарно — тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема недели: «Моя улица».

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГТ

во второй младшей группе

Тема недели «Зимняя пора»

Показ совместно с родителями кукольного спектакля «Зимние приключения куклы Кати»

1. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др. – СПб.:1999

2. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2006

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду

4. Губанова Н.Ф Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. Мозаика – Синтез, 2008

5. Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М.Т. Карпенко. – М. Просвещение, 1988

6. Уланова Л.А. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3 – 7 лет. – СПб. ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007

7. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» Учебно – методическое пособие/Т.И. Бабаева и др. – СПб. ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010

8. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт сост. Аджи А.В. — Воронеж ТЦ Учитель, 2006

9. Воронкевич О,А Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006

10. Н.А.Карпухина Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2008

11. Павленко И.Н. Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. –М.:ТЦ Сфера, 2005

12. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С Театрализованные игры в детском саду. – М.:2000

13. Развитие речи детей 3 – 4 лет/авт. – сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:2009

Информация в уголок: «Зимушка – зима»

«Заучите с детьми»

«Приемы разучивания наизусть»

Изготовление совместно с детьми страничек к тематическому альбому «Зимушка – зима»

Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сказке « Рукавичка»

Конкурс поделок «Символ года»

Фото- выставка «На прогулке с малышом»

План – программа воспитателя в детском саду во второй младшей группе на неделю

Ходьба по тропе здоровья. Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.

Беседа по ОБЖ: Закрепление правил умывания после сна .

Проговаривание потешек о воде и чистоте во время умывания.

Трудовое поручение: Разложи салфетки для полдника .

Подготовка к полднику, полдник.

Беседа: Польза кисломолочной продукции . Напомнить, что полдник очень полезен для здоровья.

Учить говорить вежливые слова спасибо , пожалуйста .

Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение худ-й литературы, совместная деятельность педагога с детьми.

Д/и Отгадай из какой сказки .

Чтение волшебной сказки: Гуси — лебеди .

П/и Зайка серенький сидит .

Самостоятельное рисование карандашами.

Прослушивание спокойной музыки.

И.М.П. Комарики . Цель: учить двигаться по сигналу воспитателя.

Проведение индивидуальной беседы по ОБЖ: Правила поведения во время одевания на прогулку .

Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение, игры, индивидуальная работа, беседы.

Учить складывать свою одежду в шкаф, помогать другим, менее активным детям.

Оздоровительная ходьба по участку. С/р игра Автобус . Цель: Развивать умение играть по ролям, уметь импровизировать. П/И: Выше ноги от земли . Цель: Учить двигаться по участку в рассыпную, быстро убегать от ловящего, уметь ориентироваться на участке.

Беседа о птицах. Рассказать детям о перелетных птицах нашей местности.

Возвращение с прогулки. Подготовка к ужину, ужин.

Учить самостоятельно разуваться, расстегивать пуговицы на одежде.

Формировать умение аккуратно кушать, правильно держать в руке столовые приборы.

Беседа по ОБЖ: Когда я ем я глух и нем . Цель: Учить, не разговаривать во время еды, так как можно подавиться.

Игры, самостоятельная деятельность, встречи с родителями, уход детей домой.

С/р игра Библиотека . Чтение стихов о весне.

И.М.П. Принеси быстро .

Чтение русской народной сказки Сивка — Бурка .

Раскраска рисунков на тему Волшебные сказки .

Прослушивание веселой, ритмичной музыки. Предложить потанцевать. Учить танцевать под музыку, ритмично; следить за тем, чтобы дети не наталкивались друг на друга.

Беседа по ОБЖ: Как мальчик Ваня попал в неприятную ситуацию . Цель: Напомнить детям, что одним из детского сада убегать нельзя.

«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)

«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)

Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени. По современным требованиям САНЭПИНА длительность прогулки в детском саду должна составлять не менее 3-4 часов. Как организовать деятельность детей, чем их занять, чему научить, как с пользой для развития и здоровья ребенка провести это время? Думаю, что многие из моих коллег задавали эти вопросы себе. Я хочу поделиться своим наработками в планировании и организации деятельности детей на прогулке.

За годы многолетней работы с детьми у меня сложился определенный алгоритм организации деятельности детей на прогулке. Безусловно возникновению его послужило и изучение соответствующей методической литературы,и собственные наблюдения и опыт,и изучение опыта коллег в данном направлении, и анализ деятельности детей на прогулке. Все это в совокупности и привело к созданию такого алгоритма.

Алгоритм организации деятельности детей на прогулке

2. Ознакомление с окружающим миром;

3. Поисковая деятельность;

4. Экспериментальная деятельность;

5. Овладение основными видами движений;

6. Подвижные игры;

7. Трудовая деятельность;

8. Самостоятельная деятельность детей

Возможно, для многих из вас ничего нового в этом нет. Но, следуя этому алгоритму, значительно легче спланировать деятельность детей и проще зафиксировать этот план на бумаге.

Остановлюсь более подробно на пунктах этого алгоритма.

Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения я планирую в такой форме:

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели. Вот пример планирования наблюдений:

Тема недели — » Весенние деньки» (с 22апреля по 26 апреля)

1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-продолжаем наблюдения за весенними изменениями в неживой природе: за небом и облаками, ветром и солнцем.

— наблюдение за признаками первой весенней грозы (гром, молния, ливень, быстротечность.);

-закрепление знаний о смене частей суток — увеличение длительности светового дня;

— продолжаем учить детей рассказывать, какая сегодня погода и отмечать ее в календаре природы;

-продолжаем учить детей отмечать изменения, происходящие с растениями весной — появление листьев на деревьях, цветение кустарников, активных рост многолетних растений, цветение травянистых растений.

-рассматриваем с детьми цветущие первоцветы: примула, тюльпаны, нарциссы.

-наблюдаем за цветением деревьев и кустарников — черемуха, береза.

-рассматриваем ветки с молодыми листочками: береза, липа,рябина — учим сравнивать по цвету и форме;

— воспитываем бережное отношение к растениям;

— наблюдаем с детьми за поведением скворцов — как строят гнездо в скворечнике, как пением приглашают сородичей, как охраняют свое жилище от ворон;

-продолжаем наблюдение за поведением птиц:чем заняты, как поют.

-обращаем внимание детей на пение птиц — становится разнообразнее, почему?

— по возможности знакомим детей с внешним видом птиц, прилетающих на участок — зяблики, трясогузки.

Рассматривание подснежников

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы

Рассматривание дождевого червя

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых

— знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона);

-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

-знакомство с различными видами транспорта;

— знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью поселка

— целевые прогулки на школьный стадион, к спортивному комплексу, к памятным местам поселка, к другим общественным объектам поселка;

4. Ознакомление с правилами безопасного поведения на прогулке

Нельзя тянуть друг друга за капюшон!

Соблюдай правила катания с горки

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей: умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Предлагаю вашему вниманию примерную тематику поисковой деятельности детей на прогулке:

— п\д » Где живут паучки?» — где и почему появляется ранней осенью паутинки;

-п/д » На каких деревьях появились желтые листья» — поиск желтых листьев на разных видах деревьев, сравнение — где больше, где меньше;

-п/д » Какие краски у осени?» — отмечаем изменение окраски листьев на деревьях осенью — какие по цвету, у какого дерева какой цвет листьев;

-п/д » Какие бывают семена?» — поиск семян растений, сравнение, значение, особенности;

— п/д » Какие деревья не хотят расставаться с листочками» — изучаем особенности опадания листьев у разных деревьев;

-п/д » Где замерзли лужи?» — отмечаем следы ночного понижения температуры, выясняем, почему одни лужи растаяли, а другие нет;

— п/д «Какой сугроб глубже?» — знакомим с понятием » глубина», учим измерять глубину сугроба;

— п/д » Чьи следы» — учим детей находить и определять следы на снегу;

-п/д » Куда прилетят кормиться зимующие птицы?» — ищем с детьми деревья и кустарники с семенами, выясняем, почему сюда прилетят птицы;

— п/д» Какие птицы прилетали на кормушку» — узнавание следов и определение каким птицам они принадлежат;

— п/д » Где появились сосульки?» — определение места появления сосулек, выяснение причины, почему именно здесь появились;

-п/д » Откуда дырочки на снегу?» — знакомство с капелью, выяснение причины появления дырочек на снегу;

-п/д «Где появились проталины?» -поиск проталин,выяснение причин таяния снега у домов, под деревьями;

-п/д » Где могут построить птицы гнезд?» — определение местонахождения птичьих гнезд на участке, выяснение причины- почему именно здесь;

-п/д » Где цветет мать-и-мачеха?» -определение мест цветения первоцветов, выяснение причины появление цветов именно здесь;

-п/д » Какие насекомые проснулись?» — находим места появления насекомых, выясняем причину;

— п/д » Какие деревья цветут на нашем участке?» — находим цветущие деревья, сравниваем цветки, закрепляем названия деревьев;

Экспериментальная деятельность

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями. Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

— Изучение свойств песка

— Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий — вязкий, жидкий — твердый);

— Изучение свойств снега и льда:

-» Превращение снега и льда в воду»

— «Бывает ли снег чистым?»

— » Когда лед не бывает скользким?»

— » Когда можно лепить из снега?»

— ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

— » Где сильнее греет солнце»

— » Как появляются солнечные зайчики?»

— » Как появляется тень?»

— » Тонет — не тонет»

— » Где можно найти воду?»

— » Какой формы вода?»

Овладение основными видами движений

Прогулка — самый благоприятный режимный момент для овладения детьми основными видами движений. Планируя работу в этом направлении, мы опираемся на планы физкультурного руководителя и стараемся на прогулке закрепить те виды движений, с которыми дети знакомились на физкультурных занятиях. Формы работы разные:

Обучение владению мячом

Обучение ходьбе на лыжах

-ФРОНТАЛЬНО ПО ПОДГРУППАМ

Обучение прыжкам на через препятствие

-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке — их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку:

Зимой — » Мороз — Красный нос» или » Зайка беленький сидит»;

Осенью — » Солнышко и дождик» или » Перелетные — зимующие птицы»;

Весной — » Ручеек» или » » Птицы и гнезда»;

Например : тема недели — » Защитники Отечества»

подвижные игры: » Меткий стрелок» или » Перепрыгни через ров»;

СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЫ ИГРЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОМУ ВИДУ ДВИЖЕНИЙ

Закрепляемый вид основных движений — владение мячом;

Подвижная игра — » Мой веселый звонкий мяч»;

П\и » Поймай хвост дракона»

Трудовая деятельность

организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

— формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные: одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

— создание безопасных условий для прогулки;

— уборка и мытье игрушек:

— приведение в порядок оборудования на участке;

— уборка опавших листьев;

— уборка клумб от увядших растений;

— расчистка дорожек и оборудования от снега;

— создание снежных построек

— украшение и забота о снежных постройках на участке

— посыпание дорожек песком;

-забота о птицах;

— забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений);

— рытье канавок и осушение участка;

— забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы);

— работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.

Из опыта работы — появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО — В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА — Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительна! В это время решаются определенные задачи:

— дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

Вот несколько примеров самостоятельной деятельности детей:

Завели подружки хоровод!

Составление узора из пробок

Проводим в дом электричество!

Список литературы, которая мне помогает планировать:

1. Воронкевич О. А. » Добро пожаловать в экологию» изд. Детство-пресс, 2006 г.

2. Николаева С. Н. » Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва, » Просвещение», 2002 г.

3. Голицына Н. С. » Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении», Москва, изд.

» Скрипторий 2003″, 2007 г.

Вот такие мои практические советы. Буду рада, если это кому- то поможет в планировании прогулок. Если кого- то заинтересует, могу предложит понедельное планирование прогулок в средней группе.

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Распорядок дня (вторая младшая группа) Режим пребывания детей в ДОУ-12часов. Распорядок дня (вторая младшая группа) №п/п Время Режимные моменты Организационные моменты Вид.

Источники:

http://kladraz.ru/metodika/samostojatelnaja-dejatelnost-detei-v-mladshei-grupe-po-fgos-na-progulke.html

http://detjamluchshee.ru/samostojatelnyj-rebenok/samostojatelnaja-dejatelnost-detej-vo-vtoroj.html

http://www.maam.ru/detskijsad/-ura-ura-guljat-pora-organizacija-dejatelnosti-detei-na-progulke-prakticheskie-sovety-iz-opyta-raboty.html