Семейное воспитание ребенка с овз

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких деток. Рассмотрим, каковы основные принципы воспитания ребенка с ОВЗ.

Особенности воспитания детей с ОВЗ

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – тот, который имеет физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития:

  • слуха и зрения;
  • интеллекта;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • речи;
  • эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков самообслуживания);
  • с задержкой и комплексными нарушениями развития.
  • Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ.

    В наше время все больше применяется интегрированное и инклюзивное воспитание таких малышей в условиях специальной группы в массовом детском саду, а также среди ровесников в обычной группе. Даже детки, имеющие значительные нарушения, могут быть введены по 2-3 человека в обычную группу. Однако стоит понимать, что им требуется индивидуальный подход и специальное обучение. Предварительно воспитатель и психолог проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно.

    Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих дошкольных образовательных учреждениях. Малыш приходит в детсад для занятий с логопедом или психологом, после чего выходит на прогулку с другими детьми. Обычно такой метод используют для адаптации ребенка, которого затем переводят на полный день в садике, естественно, если это становится целесообразным.

    Нравственное воспитание ребенка с ОВЗ

    Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Кроме того, нравственное воспитание становится профилактикой правонарушений, а также социального инфантилизма.

    Воспитание нравственности ребенка с ОВЗ включает в себя:

  • воспитание этического сознания и нравственных чувств: различение плохих и хороших поступков, уважительное отношение к близким людям и окружающим, бережное отношение ко всему живому, отрицательное отношение к грубому и аморальному;
  • воспитание трудолюбия: рассматривание значения труда и творчества, формирование уважения к труду, получение навыков коллективной работы;
  • экологическое воспитание: бережное отношение к растениям и животным, приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • воспитание гражданственности: ознакомление с историей и государственными праздниками, любовь к своему городу и стране, умение отвечать за свои поступки.
  • Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

    Эстетическое воспитание детей с ОВЗ

    Эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

    Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корригирует патологии звукопроизносительной системы речи, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики малыша.

    Прикладное творчество относится к основным методам эстетического воспитания детей с ОВЗ. С его помощью можно не только проводить развитие малыша, но и мягко корректировать некоторые его недостатки. Так, например, аппликация, лепка, вышивка задействуют мелкую моторику деток, что очень важно для тех из них, кто страдает расстройством речи. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями.

    Семейное воспитание ребенка с ОВЗ

    Семейное воспитание детей с ОВЗ должно быть направлено на восстановление социального и психофизического статуса ребенка, достижение им социальной адаптации и материальной независимости. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию.

    В первую очередь родители должны установить особый режим дня для ребенка с ОВЗ. Большинство из них страдают разными расстройствами – повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, высокой утомляемостью, неспособностью концентрироваться на одном действии в течение длительного времени и многими другими отклонениями. После консультации со специалистом родители должны подобрать такой режим дня малыша, который будет учитывать все эти особенности.

    Другой важной задачей семейного воспитания детей с ОВЗ является обучение его навыкам самообслуживания. В силу своих возможностей ребенок должен выполнять гигиенические процедуры, учиться готовить и ухаживать за своими вещами.

    Большое значение в семейном воспитании детей с ОВЗ отводится правильному выбору и обучению профессии, которая позволит решить материальные вопросы.

    Правильное воспитание ребенка с ОВЗ имеет решающее значение для его будущей социальной адаптации, а значит, для интегрирования в окружающий мир.

    18. Основы семейного воспитания детей с ОВЗ.

    У ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как правило, имеется в наличии заболевание, проявляющееся в недоразвитии его психики и которое отражается на способностях интеллекта. К сожалению, ранняя диагностика этого заболевания практически невозможна.

    В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Изменяется весь уклад семьи, особенно психологический климат. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.

    Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

    Семья больного ребенка в силу возникающих многочисленных трудностей часто находится в изоляции, так как родители часто отграничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе.

    Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми

    Ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь сама в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются ребенку, и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

    Воспитывая ребенка с ОВЗ, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

    Очень часто отношения между супругами во многом зависят от эмоционального состояния матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияния на своего малыша. Такая мать напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна в обращении с ребенком. Ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания матери и не отпускает ее ни на шаг.

    Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

    Немаловажное значение в семье с ребенком с ОВЗ имеет поведение отца.

    Следовательно, оба родителя должны принять своего ребенка таким, какой он есть и осознавать необходимость взаимной поддержки и сплоченности перед возникшей в их жизни болезнью ребенка.

    Эффективное воспитание особого ребенка возможно только при условии поддержания в семье эмоционального равновесия.

    Наблюдения показывают, что для сохранения благоприятного психологического климата в семье, а также для лучшего развития больного ребенка полезно наличие в семье нескольких детей. Если в семье, кроме больного ребенка, есть и здоровые дети, родителям и особенно матери следует уделять им не меньше заботы и внимания, чем больному, охранять и защищать их и ни в коем случае не приносить их в жертву своему горю.

    Большую моральную поддержку могут оказать семьи больных детей друг другу. А педагог и психолог могут подсказать, как лучше организовать эту взаимопомощь.

    Особые дети наиболее нуждаются в поддержке и помощи своих родителей, для них наиболее важна возможность развиваться умственно и физически по сравнению с обычными детьми. Успех в воспитании и обучении особого ребенка зависит от уровня отношения к нему со стороны родителей, которые обязательно должны мягко с ним разговаривать, разделять с ним радость, хвалить за успехи, поощрять успешно выполненные упражнения и задания.

    Роль семьи также очень важна и при адаптации ребенка к обществу. Качество дальнейшей взрослой жизни особого ребенка достигается благодаря развитым в нем навыкам самообслуживания. Самая частая ошибка родителей особых детей в стремлении дать им как можно больше знаний. Между тем, наиболее приоритетным является освоение таким ребенком навыков самообслуживания.

    Воспитание особого ребенка дома – наиболее предпочтительно, так как домашнее воспитание избавляет его от вероятных стрессов из-за отсутствия любимых папы и мамы, привычного для ребенка общения с ними. Тем не менее, нужно помнить, что для полноценного развития необходимы также контакты и с другими членами социума.

    Присутствие в жизни ребенка постоянного общения, развивающих игр, музыки играет важную роль в его развитии.

    У особых детей чаще всего слабая моторика: у них отсутствует пластика, плохая координация движений, наблюдается нарушение осанки. Часто особый ребенок не может научиться правильно держать столовый предмет или прыгать через скакалку, но спустя время этот ребенок способен поразить своей ловкостью при бросании мячика или способностью к танцам со сложным ритмом.

    Обучение особого ребенка определенным навыкам сопряжено с трудностями и требует длительного времени, но правильный подход, терпеливое и ласковое отношение дают очень хорошие результаты.

    Процесс движения, в основном, формируется вследствие подражания, поэтому родители должны быть готовы к выполнению всех упражнений одновременно со своим ребенком, тем самым они могут его поддержать и направить. Особая роль на этом этапе отводится занятиям ритмическими упражнениями.

    Воспитание особого ребенка должно быть в первую очередь коррекционным: оно направлено на то, чтобы преодолеть имеющиеся нарушения и предотвратить их возникновение в будущем.

    Семейное воспитание детей с ОВЗ

    Сегодня семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Материальное положение таких семей, как правило, ниже прожиточного минимума, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. В связи с этим специалисты социальных учреждении призваны оказывать содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в социальном функционировании и полноценном развитии.

    Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезными специалисты по социальной реабилитации.

    Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.

    У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы.

    Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.

    Реакция отрицания –отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.

    Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства – родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.

    Скрытое отречение, отвержение ребенка –дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.

    Открытое отречение, отвержение ребенка –родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту. Социальная работа с семьей должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

    Семейное воспитание ребенка с овз

    сфере связи, информационных технологий

    и массовых коммуникаций. «>

    Войти через uID

    Мы в социальных сетях:

    Дети, имеющие временные или постоянные нарушения в психическом или физическом развитии, должны не просто быть включены в образовательный процесс. Каждому из них надо создать специальные условия для обучения. Читать далее >>>

    Примерная схема составления характеристики семьи учащегося, а также социальный паспорт учащегося и его семьи, который заполняется в начале учебного года классным руководителем.

    План-сетка характеристики семьи учащегося. Паспорт семьи учащегося

    Данный образец характеристики семьи учащегося, предназначается для социального работника.

    Характеристика семьи учащегося-инвалида

    Характеристика семьи ребенка с ОВЗ

    Дети, имеющие временные или постоянные нарушения в психическом или физическом развитии, должны не просто быть включены в образовательный процесс. Каждому из них надо создать специальные условия для обучения.

    Главная задача классного руководителя — обеспечение единства подходов к воспитанию учеников со стороны учителя и семьи, создание оптимальных условий для обучения (в частности, домашнего). Начинается эта работа всегда с изучения семьи. Характеристика семьи ребенка с ОВЗ должна помочь педагогу проанализировать условия, в которых живет и обучается ученик.

    План характеристики семьи ребенка с ОВЗ

    I. Общая характеристика семьи

  • Состав семьи: полная, формально полная, неполная; соотношение поколений, дети.
    • Стиль воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
    • Внутрисемейные взаимоотношения:
    • между родителями;
    • Типичная семейная атмосфера:
    • тревожная;
    • II. Характеристика воспитания в семье

      • для проживания;
      • наличие оборудованного места для занятий, отдыха, досуга;
      • удобное, доступное место для санитарно-гигиенических процедур.
      • 2. Развитие познавательных интересов и навыков общения ученика:

      • посещение театров, кино;
      • обеспечение доступа педагога в дом (квартиру) в назначенное время;
      • доступ к ПК, возможность использовать Интернет-ресурсы;
      • помощь взрослых в выполнении домашних заданий;
      • III. Причины недостатков семейного воспитания

      • неблагополучие семьи;
      • неверие в свои силы и возможности ребенка;
      • недостаточный культурный и образовательный уровень старших членов семьи;
      • неисполнение рекомендаций педагога;
      • На нашем сайте вы можете скачать готовые образцы и примеры характеристики семьи ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

        Особенности семейного воспитания для детей с ОВЗ

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»

        Консультация для родителей

        Особенности семейного воспитания для детей с ОВЗ

        Учитель-дефектолог: М.А. Жаркова

        С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

        Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели воспитания ребенка в семье — всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, уроки или занятие. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка. В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность. Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи. Таким образом, конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 22 % аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88 % отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным. В таких условиях развод-необходимое решение. После развода оба родителя или один из них снова вступает в брак — создается повторно брачная семья. Как показывают исследования, обычно с повторным замужеством матери возникают новые проблемы. Ребенок вынужден приспосабливаться к новым привычкам, поведению, отношению к себе со стороны нового родителя и к своей матери, которая до этого всецело принадлежала ему.

        Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы. Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей — одиночек. Вторая группа характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья. Третья группа характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром. Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям. В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей. Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

        15 правил для родителей, воспитывающих особого ребёнка

        Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

        Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

        Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

        Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

        Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

        Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

        Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

        Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

        Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

        Не отказывайтесь от встреч с друзьями, чаще приглашайте их в гости.

        Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

        Больше читайте не только специальную литературу, но и художественную.

        Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

        Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

        Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

        ОВЗ: расшифровка. Дети с ОВЗ. Развитие детей с ОВЗ

        Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

        Категории детей с ограниченным здоровьем

        Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

        — с нарушениями слуха;

        — с нарушениями зрения;

        — с речевыми дисфункциями;

        — с изменениями опорно-двигательного аппарата;

        — с отсталостью умственного развития;

        — с задержкой психического развития;

        Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, таблицы Шульте и другие).

        Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

        1. Психологическая безопасность.

        2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

        3. Единство совместной деятельности.

        4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

        Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.

        Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

        При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

        В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

        1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

        2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

        Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

        Образование для всех

        Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

        1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

        2. Быстрое обновление методического обеспечения.

        3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

        4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

        5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

        Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

        На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

        Программы развития с учетом ФГОС

        Существует несколько учебных планов на основе Стандарта. Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.

        Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

        Второй тип программы

        Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

        Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

        Четвертый вид программы развития

        В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.

        Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

        Спорт как надежный помощник. Рабочая программа

        ОВЗ (диагноз) – это не повод для уменьшения двигательной активности ребенка. Эффективность физической культуры в развитии детей является неоспоримым фактом. Благодаря занятиям спортом повышается трудоспособность, интеллектуальное развитие, укрепляется здоровье.

        Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе.

        Учебные программы по любым предметам обязательно должны соответствовать ФГОС. ОВЗ детей можно поправить соответствующими физическими нагрузками, ведь ни для кого не секрет, что, развивая тело, развиваешь и ум.

        Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

        Новый подход к образованию

        Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.

        Особенности семейного воспитания детей овз

        Характеристика семьи ребенка с ОВЗ

        Главная задача классного руководителя — обеспечение единства подходов к воспитанию учеников со стороны учителя и семьи, создание оптимальных условий для обучения (в частности, домашнего). Начинается эта работа всегда с изучения семьи. Характеристика семьи ребенка с ОВЗ должна помочь педагогу проанализировать условия, в которых живет и обучается ученик.

        План характеристики семьи ребенка с ОВЗ

        I. Общая характеристика семьи

      • Данные о взрослых членах семьи:
      • возраст;
      • состояние здоровья;
      • образование;
      • профессия;
      • увлечения.
      • Материальное благополучие.
      • старших к ребенку (детям): требовательность, теплота, холодность, вседозволенность, проявление заботы, равнодушие, любовь;
      • ребенка к родителям: уважение, боязнь, любовь, грубость, эгоизм;
      • между детьми;
      • распределение обязанностей, участие ребенка с ОВЗ в домашней работе;
      1. эмоционально комфортная;
      2. напряженная, дискомфортная.
      3. II. Характеристика воспитания в семье

        1. Обеспечение условий для правильного развития и обучения ребенка с ОВЗ:

      4. совместный просмотр и обсуждение телепередач, наличие домашней библиотеки для детей;
      5. поддержка увлечений ребенка.
      6. 3. Организация домашнего обучения:

      7. наличие места для учебы и школьных принадлежностей;
      8. III. Причины недостатков семейного воспитания

      9. нежелание учитывать психологические и физические особенности ребенка с ОВЗ;
      10. антипедагогические приемы в воспитании;
      11. отсутствие контроля;
      12. другое.
      13. 2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .

        12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

        Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

        Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

        Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

        Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su

        Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

        Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

        О работе с сайтом

        Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

        При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

        Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

        Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Первым и основным психолого-педагогическим фактором, способствующим социальной адаптации ребёнка с нарушением зрения является семья.

        Каждая семья с радостью ожидает новорожденного, особенно первенца, мечтает о его счастливом будущем. Мечты многих сбываются, однако в жизни бывают неожиданные и крупные повороты, на которых очень трудно устоять. Таким событием в жизни семьи является рождение ребёнка с нарушением зрения, тем более у здоровых родителей, без наследственной глазной патологии.

        С появлением такого ребёнка в семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют её даже шоковой терапией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как учить ребёнка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребёнка. Они ещё не знают потенциальных возможностей слабовидящих например.

        Ярко выделяют четыре типа отношения к больному ребёнку.

        1. Родители внутренне отказываются от своего ребёнка, так как их надежды не оправдались. Они отказывают ему в эмоциональном контакте. Продолжают выполнять свои обязанности по уходу за ребёнком и не более того. Никакие успехи ребёнка не способны сгладить то разочарование, которое они пережили. При таком отношении ребёнок растёт слабым, болезненным. Он в большей степени отстаёт в развитии. Подвержен страхам и неврозам.

        2. Родители внутренне приняли ребёнка, но стесняются его, окклюзия, очки или явное косоглазие не украшают. Хотя родители и не отказывают малышу в эмоциональном общении, всё же предпочитают на людях бывать без него. Если пришлось пойти вместе, то они очень нервничают, стараются держаться от ребёнка на расстоянии. При таком отношении родителей дети развиваются лучше, но у них с раннего возраста формируется комплекс неполноценности. Такие дети растут необщительными, застенчивыми, тихими. Они не уверены в себе, плохо обучаются.

        3. Родители воспринимают малыша как инвалида, о котором нужно заботиться, жалеют своего больного ребёнка. Стараются угадать все его желания, тем самым забаловывают своё чадо. В таких семьях дети не отстают в интеллектуальном развитии, но не развиваются физически. У них не формируются навыки самообслуживания — они ни чего не умеют делать. Становятся капризными, упрямыми. Стараются манипулировать близкими. Превращаются в семейных «повелителей».

        4. Родители справились с эмоциональной травмой, любят и принимают ребёнка таким, какой он есть. Стараются помочь развиваться своему малышу, чтобы он стал полноценным, самостоятельным, имел активную жизненную позицию. При таком правильном подходе принятия и любви, полноценного общения ребёнок лучше развивается. Он активен, проявляет живой интерес к миру, легко обучается, уверен в себе, коммуникабелен. Очень распространены первые три типа отношения семьи к больному ребёнку. Родители не смогли преодолеть психологическую травму, вызванную известием о дефектности их ребёнка.

        Значит родители сами нуждаются в помощи. Внутренний разлад не даёт возможности подумать о будущем с конструктивных позиций. Они не задаются вопросами: каким вырастет их ребёнок, как он будет жить без них, какие у него реальные перспективы? Они слишком заняты своими чувствами, своим горем. Часто родители даже не представляют сущности зрительного дефекта своего ребёнка. Как он влияет на зрение, на здоровье и развитие в целом. Поэтому они не в состоянии помочь своему ребёнку, оказать эмоциональную поддержку. Иногда сами усугубляют ситуацию чрезмерной строгостью или излишней жалостью. Очень редко встречается четвёртый тип отношения в семье к больному ребёнку. Хотя он является наиболее благоприятным, возвышающим, развивающим, адаптирующим ребёнка к жизни.

        Таким образом, в работе по реабилитации родителей дошкольников с нарушениями зрения выделяют следующие задачи:

        1. Донести до сознания родителей медицинскую информацию о здоровье их детей.

        2. Разъяснить принципы лечения.

        3. Ориентировать их на реальные результаты.

        4. Помочь родителям преодолеть эмоциональную травму.

        5. Выработать у них отношение любви к ребёнку; рациональное отношение к зрительному дефекту.

        6. Сформировать у детей адаптационные механизмы.

        7. Повышать самооценку детей и родителей.

        8. Ориентировать детей и их родителей на преодоление комплекса неполноценности.

        9. Учить детей преодолевать страх общения со здоровыми сверстниками.

        Источники:

        Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

        https://xn--80aaivjfyj3e.com/korrektsionnaya-pedagogika-spetsialnaya/osnovyi-semeynogo-vospitaniya-detey-130040.html

        https://lektsii.org/7-73282.html

        http://pedsovet.su/charakteristika_semi_ovz

        https://infourok.ru/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-dlya-detey-s-ovz-1778316.html

        http://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz

        http://zhizn-rebenka.ru/vospitanie-detej/osobennosti-semejnogo-vospitanija-detej-ovz.html