Семья как микросреда развития ребенка

Семья как микросреда развития ребенка

Семья как персональная микросреда развития ребенка

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович,

В.С. Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, необходимо исходить из следующих положений.

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи, как микросреды развития, являются: коллектив-ное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настрое-ния, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

— уверенность в своих силах и самодостаточность;

— умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

— способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Таким образом, семья выступает в качестве персонального микромира ребенка, в котором он растет и воспитывается.

Семья как социокультурная среда развития ребенка. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемИлья Хмырин

Презентация на тему: » Семья как социокультурная среда развития ребенка.» — Транскрипт:

1 Семья как социокультурная среда развития ребенка

2 «Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание» Н.Ф. Шелгунов

3 Среда и ее роль в формировании личности

4 Макросреда и макрофакторы. Космос, планеты, эпоха, уровень научно технического прогресса, демографическая ситуация; Государство: социально-экономическая система общественная психология общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)

5 Мезосреда и мезофакторы. природно-географические условия национально-культурные традициии религиозные нормы местожительство социальная группа культурно-образовательная среда средства массовой коммуникации.

6 Микросреда и микрофакторы Непосредственное окружение человека: Семья т рудовые у чебные д ругие коллективы и группы, друзья м атериально-бытовые условия.

7 ребенок Микросреда Мезосреда Макросреда

8 Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в современной жизнедеятельности которой реализуются следующие функции:

9 Функции современной семьи: репродуктивная — рождение детей; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологического обеспечения; коммуникативная; рекреативная (организация досуга)

10 Специфика формирующего влияния семьи. Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека. Дифференцированно семья влияет на детей разного пола. Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами.

11 Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий. Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности. Взаимная направленность формирующих воздействий. Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.

12 «Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!» Н.И. Новиков

ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В АСОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

канд. пед. наук, доцент Череповецкого государственного университета, РФ, г. Череповец

IDENTIFYING THREATS TO THE SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN ASOCIAL FAMILIES

candidate of pedagogic sciences, associate professor of Cherepovets State University, Russia, Cherepovets

В статье описывается организация экспериментального изучения влияния асоциальной семейной среды на социальное развитие ребенка. Обозначены цель, задачи, диагностический инструментарий проведенного эмпирического исследования.

In article the organization of experimental studying of influence of the asocial family environment on social development of the child is described. The purpose, tasks, diagnostic tools of the conducted empirical research are designated.

Ключевые слова: социальное развитие; угрозы безопасности; угрозы социального развития; асоциальная семья.

Keywords: social development; threats of a security; threats of social development; asocial family.

Социальное развитие детей, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. В социальной педагогике социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.

Одним из базовых условий обеспечения социального развития личности ребенка выступает социальная безопасность. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. Все эти факторы несут в себе разного рода угрозы.

Угроза безопасности — это фактически любые внутренние и внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития личности и требующие для повышения уровня социального развития снижения всех количественных характеристик.

Угрозы социального развития детей — это совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам детей. Следовательно, основной функцией системы социальной безопасности является выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз социального развития ребенка.

Внешние угрозы социального развития ребенка концентрируются в микросреде. Для ребенка важной с точки зрения социального развития является семейная микросреда. Известно, что семейные условия могут как содействовать социализации ребенка, так и депривировать возможности его полноценного социального развития.

Анализ асоциальной семьи позволяет констатировать, что положение ребенка в такой семье не является безопасным. Ситуация риска для ребенка обусловлена объективными характеристиками семейной микросреды, к которым относятся жестокое обращение с детьми, пренебрежение родительскими обязанностями, десоциализирующее влияние образа жизни взрослых членов семьи. Подобные риски кроются во всех подсистемах семьи, связанных с реализацией воспитательной функции: деформированная структура семьи, асоциальные типы личностей родителей и ближайшего окружения, конфликтные отношения, аморальный и антисоциальный образ жизни, низкий социокультурный статус. В результате ребенок, воспитывающийся в асоциальной семье, приобретает негативный социальный опыт. Такие дети становятся более замкнутыми, скрытными, плохо обучаемыми, раздражительными, агрессивными. Для них характерна низкая социальная активность, пониженный эмоциональный фон настроения, аффективная возбудимость и расторможенность влечений.

Таким образом, асоциальная семья выступает микросредой опасного социального развития ребенка.

Обратимся к описанию организации экспериментального исследования, проведенного на базе МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» г. Череповца [1].

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния асоциальной семейной среды на социальное развитие ребенка. В качестве ее объекта выступила асоциальная семья как микросреда опасного социального развития ребенка, а в качестве предмета — факторы социально опасного развития ребенка в асоциальной семье.

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

· выявить угрозы социального развития ребенка в семейной среде;

· определить комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребенку и семье в преодолении семейного неблагополучия;

· проанализировать причины возникновения социально опасного положения ребенка в асоциальной семье;

· разработать индивидуальную программу реабилитации ребенка, находящегося в семье в условиях неблагополучия.

Программа диагностики включала работу по двум взаимосвязанным блокам:

1-ый блок — выявление асоциальных семей, в которых дети находятся в социально опасном положении и являются безнадзорными либо испытывают последствия отрицательного (асоциального) влияния родителей и/или жестокого обращения с ними.

1. Выявление неблагополучия семьи;

2. Обследование социально-бытовых условий проживания семьи.

Данный этап диагностики носил фронтальный характер и проводился по комплексной системе диагностических методов и методик. Она включала в себя: изучение документации, наблюдение, беседы с педагогами, специалистами отделения социальной диагностики СРЦН, подростками и их родителями, обследование социально-бытовых условий семьи, осмотр ребенка, паспортизацию, картографирование.

2-ой блок диагностики представлял собой углубленное индивидуальное изучение факторов социально опасного положения в семье, а также явных и скрытых угроз жизни, здоровью и социальному развитию ребенка.

1. Выявление особенностей внутрисемейных и детско-родительских отношений.

2. Изучение социально-психологического климата семьи.

3. Выявление особенностей стилей воспитания ребенка в семье.

4. Выявление отношений ребенка к членам своей семьи, к близкому окружению и самому себе.

5. Определение уровня воспитательного потенциала семьи.

6. Изучение личностных характеристик детей.

Названный этап диагностики носил комплексный характер и проводился командой специалистов. Он включал в себя комплекс методик обследования семьи:

· экспресс диагностику особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения к детям;

· методику определения социально-психологического климата семьи;

· методику изучения стиля семейного воспитания.

Данные, полученные в ходе диагностического исследования подтвердили асоциальный статус обследуемых семей. Одинаковыми проблемами этих семей являются общее социальное неблагополучие, материальная необеспеченность, аморальный образ жизни, тяжелая психологическая атмосфера, эмоциональное отчуждение членов семьи друг от друга. В 85 % обследуемых семей родители употребляют спиртные напитки, оказывают отрицательное влияние на детей, оставляют их без присмотра, пищи на длительное время, что создает опасность для психического и физического здоровья несовершеннолетних.

Таким образом, жизненная позиция асоциальных семей не соответствует уровню социального института. Прослеживаются реальные угрозы социального развития личности в микросреде семьи, положение ребенка в ближайшем социальном окружении не является безопасным, а сама семейная ситуация требует коренных изменений.

1.Першина Т.В., Шишова А.В. Организационно-педагогические условия обеспечения безопасного социального развития детей из асоциальных семей // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности / Под ред. В.Г. Маралова. Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2011. — С. 166—204.

Семья фактор развития ребенка

Семья как фактор личностного развития ребёнка The family as a factor in personal development of the child Текст научной статьи по специальности Психология

  • СЕМЬЯ ,
  • ФУНКЦИИ СЕМЬИ ,
  • РОДИТЕЛЬСТВО ,
  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ТИПЫ СЕМЬИ ,
  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ,
  • FAMILY ,
  • FAMILY TYPES ,
  • FUNCTIONS ,
  • FAMILY EDUCATION ,
  • PARENTING ,
  • THE DEVELOPMENT OF THE CHILD
  • научной статьи по психологии, автор научной работы — Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна

    В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема становления личности ребёнка под влиянием семьи, её особенностей, типа, специфики взаимоотношений её членов. Рассмотрено само понятие семьи, её функции, виды; понятие «родительство», подходы к семейному воспитанию (психоаналитический, бихевиористский, гуманистический); выделены направления в исследовании семьи; типы семейного воспитания. Выявлены условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи и их влияние на развитие личности ребёнка.

    Abstract 2014 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Aptikieva Lyaylya Rahmatullovna, Aptikiev Albert Husnutdinovich, Bursakova Marina Sergeevna

    Оn the basis of theoretical analysis of the psychological and educational literature devoted to the problem of formation of the child under the influence of the family, its features, such as, the specific relationships of its members. We consider the concept of the family, its functions, types, the concept of parenting approach to family education (psychoanalytic, behaviorist, humanistic). The conditions and performance safely and dysfunctional family and their impact on the development of the child.

    Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Оренбургского государственного университета , Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна et al. Семья как фактор личностного развития ребёнка Вестник Оренбургского государственного университета (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович Бурсакова Марина Сергеевна (2014). Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 17.09).

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович, Бурсакова Марина Сергеевна Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. №7 (168) С.185-190.

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна et al. Семья как фактор личностного развития ребёнка Вестник Оренбургского государственного университета (2014).

    Аптикиева Ляйля Рахматулловна, Аптикиев Альберт Хуснутдинович Бурсакова Марина Сергеевна (2014). Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета

    Цивилизованное общество не может существовать без смены поколений, единственным источником которых является семья. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. Важнейшими факторами влияния семьи на детей являются атмосфера кровно-родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста. Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.

    Многовековая практика человечества убедительно показывает следующее: сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуативных условиях. Именно в этом заключается семейная доминанта и ее генезис.

    Дети, растущие в благополучных и полноценных семьях, имеют меньше валеологических и адаптационных проблем, связанных с посещением ДОУ, переходом в первый класс. Однако нарушение или отсутствие гармонизированных детско-родительских отношений как обязательное следствие влечет за собой ухудшение успеваемости и асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и внимания со стороны взрослых. Так вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы деструктивного поведения и отношения к семье и ближайшему окружению. Здесь кроются истоки беспризорности, асоциальности и дезадаптации. Из выше изложенного следует, что проблема профилактики семейных отношений, в частности, в условиях детского образовательного учреждения, является в настоящее время актуальной, а ее приемлемое решение — востребованным.

    Исследования педагогов, психологов, социологов, медиков, правоведов и других специалистов убедительно свидетельствуют о низкой семейно-правовой, психологической и медицинской составляющих культуры родителей, о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснения родителям особенностей возрастного развития детей.

    Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.

    В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в нашей стране резко увеличилась численность социальных и межличностных конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск социального сиротства. Наука и практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.

    В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей . осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:

    — способствовать формированию у родителей соответствующих знаний и умений, в частности, желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;

    — создавать условия для оптимально сбалансированного психического развития детей на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в его становлении как дееспособной личности.

    Помимо этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление нежелательных психических последствий в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности его развития. Это позволит избежать последствий реадаптации и дезадаптации. Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:

    посещение семей с целью изучения внутрисемейных отношений и установления контакта с родителями;

    — проведение Дней открытых дверей. которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса;

    консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;

    — организация семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей;

    — проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации;

    — организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.

    Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться как целевые, по отдельности, так и в оптимальных сочетаниях.

    В заключение необходимо отметить следующее: несмотря на внедрение в последнее время новых перспективных форм сотрудничества ДОУ и семьи. которые предполагают активное включение родителей в педагогический процесс, чаще всего эта работа ведется по одному из традиционных направлений в форме педагогической пропаганды. К сожалению, семья при этом является лишь объектом частного, а не системного воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

    (г.Армавир, Краснодарский край, Россия)

    Среда как фактор развития

    Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

    В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.

    Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.

    Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

    Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком — это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

    Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

    В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

    История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

    Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов — самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

    Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

    Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

    Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

    Микросреда — это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

    По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

    Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, — это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

    Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

    Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды — причины такого явления, как госпитализм.

    Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

    С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый — воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

    Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок—ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

    Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве — в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

    Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

    Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

    Презентация на тему "Семья как социокультурная среда развития ребенка" в формате powerpoint

    Презентация на тему «Семья как социокультурная среда развития ребенка» по обществознанию в формате powerpoint. Презентация для школьников рассказывает о функциях современной семьи, о роли семьи в формировании, развитии и социализации личности ребенка.

    Фрагменты из презентации

    «Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали ее общество.

    Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание» Н.Ф. Шелгунов

    Среда и ее роль в формировании личности

    Макросреда и макрофакторы.
  • Космос, планеты, эпоха, уровень научно технического прогресса , демографическая ситуация;
  • Государство: социально-экономическая система, общественная психология, общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)
  • Мезосреда и мезофакторы.

    Природно-географические условия, национально-культурные и религиозные нормы и традиции, местожительство, социальная группа, культурно-образовательная среда, средства массовой коммуникации.

    Микросреда и микрофакторы
  • Непосредственное окружение человека:
  • Семья трудовые, учебные и другие коллективы и группы, друзья, материально-бытовые условия.
  • Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в современной жизнедеятельности которой реализуются следующие функции:

    Функции современной семьи:

  • репродуктивная — рождение детей;
  • хозяйственно-экономическая;
  • воспитательная;
  • нравственно-психологического обеспечения;
  • коммуникативная;
  • рекреативная (организация досуга)
  • Специфика формирующего влияния семьи.

  • Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека.
  • Дифференцированно семья влияет на детей разного пола.
  • Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами.
  • Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности.

    • Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий.
    • Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.
    • Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.
    • Взаимная направленность формирующих воздействий.
    • Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов.
    • Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
    • Просмотров : 8614 | Загрузок : 1739 | Рейтинг : 3.6 / 7 |

      Влияние семьи на развитие ребенка

      Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и обще­ственное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в опре­деленных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

      Семейное воспитание более эмоционально по своему ха­рактеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).

      1. Семья как основа чувства безопасности. Отношения при­вязанности важны не только для будущего развития взаимоот­ношений — их непосредственное влияние способствует сниже­нию чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чув­ство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаи­модействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

      2. Модели родительского поведения. Дети обычно стремят­ся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из ас­пектов идентификации с другим.

      Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межлич­ностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учат­ся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые ре­цепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимо­отношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

      3. Семья и приобретение жизненного опыта. Влияние роди­телей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских зна­ний во многом зависит от того, насколько родители обеспечи­вают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

      Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблема­ми общения, радоваться разносторонним социальным взаимо­действиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вок­руг перемены.

      4. Дисциплина и формирование поведения. Родители влия­ют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская при­емлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В дет­стве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

      5. Общение в семье. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие ус­ловия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

      Роль семьи в развитии личности ребенка

      Семья — это первое зеркало человеческого общения, условие и источ­ник развития будущей личности, но возникновение новых качеств, их сво­еобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми, они возможны лишь в результате ак­тивной деятельности самого ребенка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческо­го общества при резком недостатке воспитательного воздействия взросло­го, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, националь­ной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каж­дая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важ­ные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет кдепривации в семье. Причины, ве­дущие к депривации, могут быть самые разные. Дело в том, что общая ат­мосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ре­бенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Наибольшая опасность для развития ребенка (осо­бенно в раннем возрасте) возникает, когда у него нет матери. К существен­ным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинирован­ность и др.). Если место отца занимает отчим, это снижает возможность воз­никновения депривации, но при этом нередко создается почва для невро­тических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке.

      Заметное влияние на развитие ребенка оказывают также братья и сест­ры. В окружении старших братьев и сестер усиливается чувство эмоциональ­ной защищенности, комфорта, возрастают возможности активного позна­ния мира, установления контакта с окружающими. Не менее существенное, но уже иное влияние оказывают на ребенка младшие брат и сестра. Они сла­бее, нуждаются в заботе, опеке, помощи. Все это побуждает старших взять на себя функцию покровителя, защитника, стимулирует проявление доб­рожелательности, чувства ответственности, организаторских способностей, самостоятельности.

      Имеет свои особенности и семейная микросреда ребенка, родившегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внимания матери к нему (особенно в первый год жизни), заботы со стороны родителей, что в даль­нейшем проявляется в отклонениях в социальном поведении и др.

      Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, намного глубже и сложнее. К ним относятся эмо­циональная незрелость и отклонения в характере родителей, близких родственников, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, ин­тимности совместной жизни семьи. Существенно и то, какие формы и спо­собы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Знание того, каково типичное поведение родителей по отношению к ребенку, играет важную роль, поскольку оно определенным образом сказывается на де­тях, на формировании их личностных качеств.

      Изучение семьи важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в «детском обществе». Выявлено, в частно­сти, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межлич­ностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократичес­кий стиль воспитания; в семьях же малопопулярных, «изолированных» детей чаще доминирует авторитарный и противоречивый стиль.

      Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него проявляется, а затем все более усиливается тяга к обще­нию с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую важную сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень зна­чима для детей, и они сами остро это ощущают и выражают. Таким обра­зом, к ней подключается система «сверстник-сверстник», закономерно из­меняющаяся в процессе онтогенеза.

      Однако и само общение ребенка со сверстниками, и его значение для общего психического развития самых маленьких детей изучены намного меньше, чем общение со взрослыми. Особенно справедливо это положение применительно к младшему детскому возрасту.

      Место контактов со сверстниками для развития самых маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке.

      Поскольку дети раннего возраста только учатся говорить, речь их можно учитывать лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер.

      Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность «видеть» ок­ружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психо­логической литературе, поэтому останавливаться детально на интерпрета­ции тестов «рисунок семьи» и «дом» здесь не будем.

      Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отно­шений на невербальном уровне субъективного отражения, является цвето­вой тест.

      Источники:

      http://www.libsid.ru/psichologiya-vospitaniya-shkolnika/teoreticheskie-osnovi-psichologii-vospitaniya-shkolnika/semya-kak-personalnaya-mikrosreda-razvitiya-rebenka

      http://www.myshared.ru/slide/928499/

      https://sibac.info/conf/pedagog/xxxvii/36960

      http://uspeshnyjmalysh.ru/razvitie-rebenka/semja-faktor-razvitija-rebenka.html

      http://fevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/semja_powerpoint/93-1-0-702

      https://studfiles.net/preview/2062932/page:57/

      https://studopedia.ru/7_133572_rol-semi-v-razvitii-lichnosti-rebenka.html