Сенсомоторное развитие ребенка до 3 лет

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи — круглые.

Советы по организации занятий по сенсорному развитию детей

  • Обращайте внимание ребенкана цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
  • Предлагайте задания наразличение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.
  • Наряду с известными понятиями о величине — «большой», «маленький» — введите новое – «средний».
  • Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.
  • Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.
  • В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
  • Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.
  • Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.
  • Показатели сенсорного развития детей

    • Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
    • Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы.
    • Может правильно назвать 1-2 цвета.
    • Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб, призма (крыша), параллелепипед (кирпичик).
    • Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
    • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
    • Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчики, матрешки, колпачки): большой, средний, маленький.
    • Правильно собирает пирамидку из 4-8 колец.
    • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
    • При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).
  • Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
  • Визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
  • Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
  • Последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Собирает пирамидку из восьми — десяти колец.
  • Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый ).
  • Собирает картинку из двух – четырех частей.
  • Собирает пирамидки, башенки по чертежу-рисунку.
  • Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой.

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

    Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

    Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].

    В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.

    Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.

    Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].

    Моё исследование, посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

    изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

    изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.

    определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

    определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;

    систематизировать коррекционно-развивающую работу.

    Исследование включает в себя несколько этапов:

    2 этап – коррекционно-развивающий;

    4 этап – коррекционно-развивающий;

    Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять, что:

    обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;

    правильно построенный игровой процесс создает основу для более сложной последующей деятельности малыша;

    наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].

    Для реализации задач необходимо было создать условия:

    в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.

    в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.) .

    Для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:

    “Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].

    Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 — 94].

    Опрос родителей проводился по составленной мною анкетой состоящей из 16 вопросов. Опрошено 60 родителей.

    1. Лиддл Т. Л. Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет. Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л. Йорк Л. — Пер. с англ. Петрашек В. — М. Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. — 192с.

    2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. — М. ТЦ Сфера, 2006. — 128с.

    3. Мухина B.C. Детская психология. — М. ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.

    4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 — 9.

    5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.

    6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.). — Уфа: БИРО, 2007. — 479с.

    Сенсомоторное развитие дошкольников

    Консультация для родителей

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

    Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.

    Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.

    Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», — говорила в 3 года мне с важным видом дочь, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.

    Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.

    Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.

    Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».

    Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:

    — знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;

    — развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

    — Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

    Рекомендую начать с ознакомлением ребенка с различным свойствами предметов. Группировка (по цвету, размеру, величине, материалу) – это отличное, интересное занятие. Варианты заданий:

    1. «Большой – средний — маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

    2. «Мягкий — твердый». Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.

    Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)

    1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)

    2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

    А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.

    Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА — идеальное решение!

    Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!

    Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.

    Оставьте комментарий, если статья показалась вам полезной

    Консультация на тему. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста .

    СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

    И спользуя мяч в играх с детьми логопедической группы, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике.

    Углубленно работая в этом направлении последние годы, мы сделали выводы о полезности игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи, поскольку игры с мячом:

    — отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к обучению;

    — освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности

    во время занятий;

    — помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

    — развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве;

    — способствуют профилактике дисграфии;

    — помогают проводить работу по развитию просодических компонентов речи;

    — регулируют силу и точность движений;

    — активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное внимание;

    — развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для

    — развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакций;

    — развивает мышечную силу, стимулируют работу важнейших органов – легких и

    сердца – повышают обмен веществ.

    Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

    Для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

    В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук у каждого ребенка.

    Для логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики. Например:

    Застегивание пуговиц на собственной одежде и многочисленные игры с «пристежками».

    Шнуровка ботинок и игры – шнуровки.

    Нанизывание разноцветных бус.

    Складывание в коробку различных мелких предметов правой и левой рукой.

    Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением.

    Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного

    мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели мы используем игры с шариками, которые важно проводить параллельно с играми в мяч.

    Шарики сделаны из различных материалов – деревянные, стеклянные, каучуковые,

    Вот некоторые игры с шариками:

    Попасть шариком в цель (игрушку), в ворота (из конструктора).

    Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой и поймав левой.

    Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д.;

    удержать шарик одним согнутым пальцем.

    «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

    Подобные игры с шариками развивают мелкие мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки к письму.

    Для развития мелкой моторики нами разработаны специальные пособия, выполненные в виде панно из разноцветной самоклеющейся бумаги. Бумага натянута на твердую основу. На начальном этапе дети проводят пальчиками по дорожкам, повторяя их конфигурацию, далее прокатывают по дорожкам панно шарики.

    Дети прокатывают шарик по дорожкам. сопровождая движения стихотворениями.

    Пассажирский пароход Прямо к пристани идет.

    Качу, лечу во весь опор. Я – сам шофер. И сам – мотор. Нажимаю на педаль – И машина мчится вдаль!

    © 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

    Адрес редакции: 214011, РФ,

    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

    3. Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте

    Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное развитие.

    Познание мира начинается с ощущений, но у младенца их возникновение и дифференцировка затруднены слабой развитостью нервной системы, особенно корковой части анализатора, а также преобладанием возбуждения над торможением (лишь к 4-му месяцу они немного уравновешиваются).

    К 1 месяцу ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. Установить точно, когда у младенцев возникает чувствительность к свету или цвету, звукам и запахам, не представляется возможным. О чувствительности младенца судить можно только опосредованно, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.

    Особенности зрительного развития. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.

    Акт смотрения развивается следующим образом. В 2—3 недели появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3—5 недель возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 месяца научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 месяца — на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 недель ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу, поэтому полезны движущиеся карусели с яркими предметами или картинками. В дальнейшем устанавливаются функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 месяцу акт смотрения оказывается уже достаточно сформированным. .Однако не стоит переоценивать значение раннего развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно позволяет ребенку лишь следить за движущимся предметом: в этом возрасте движения предмета вызывают движение глаз, а движений самих глаз по предмету еще нет, поэтому малыш не может ничего рассматривать и не осуществляет зрительного поиска предметов. Эти функции более тесно связаны с моторикой и развиваются позже, с одной стороны, в связи с движениями рук, с другой — в связи с нарастающим пониманием речи. К 4 месяцу появляются ощупывающие движения ручек. Принципиальное содержание этой реакции состоит в том, что рука движется не за предметом, а по предмету. К 5 месяцу формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательной координации. Оно представляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом.

    Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательной координации. К 7 месяцу координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро. Движущиеся предметы, особенно яркие, заметные, легко привлекают к себе взор ребенка и фиксируются более длительное время, чем бесцветные и неподвижные.

    Чувствительность к цвету, судя по всему, развивается довольно рано. Экспериментально установлено, что 3-месячный ребенок различает красный цвет. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета.

    Привлекает и надолго удерживает внимание младенцев главным образом движение предметов, черно-белые контрасты, изменения размеров и положения предметов в пространстве. Опыты с движущимися изображениями показали, что стоит поместить ребенка в темную комнату, как он сразу начинает оглядываться и искать едва заметные тени и контуры.

    Отмечено, что младенцы способны отличать новое явление от первоначального: когда ребенку многократно показывают один и тот же стимул, наблюдается реакция угасания ориентировочной реакции — ребенок перестает им интересоваться. Но стоит только немного изменить первоначальный стимул, как ориентировочная реакция вспыхивает вновь (например, если долго показывать красный шар, а потом вместо него — красный куб или шар, но другого цвета). Большинство детей дольше разглядывают новый стимул. Следовательно, младенцы различают разницу цветов и форм. «Новизна», на которую они реагируют, может быть самой разнообразной — изменения цвета или его оттенка, звука, формы, траектории движения или способа этого движения и т.д.

    Однако не всегда дети дольше смотрят на новые объекты. Есть и другие проявления их поведения: так, у младенцев меняется выражение лица, уменьшаются или увеличиваются вокализации, появляются новые движения, у некоторых даже меняется сердечный ритм; у новорождённых реакцию на новизну определяют по интенсивности сосания.

    Все сказанное позволяет считать, что младенцы зрительно вполне ориентируются в некоторых параметрах внешней среды.

    Особенности развития слуха. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. По последним экспериментальным данным, ребёнок слышит уже в утробе матери и различает звуки. Но в первые 2—3 дня жизни полости его среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью, евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

    На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м месяце звук голоса, музыкальные звуки могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.

    На 4-м месяце младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.

    После 4—5 месяца у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это — предпосылки будущего развития речи.

    Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. В отношении обоняния, вкуса и тактильной чувствительности известно очень мало. Исследования показывают, что уже к концу 1-го месяца у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го месяца дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый — значительно позже).

    Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие складки на пеленке и одежде способны вызвать отрицательную реакцию — плач, движения всего тела.

    На 3-м месяце выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 — отрицательно.

    Таким образом, в первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы.

    Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела. Общая линия развития моторики была представлена Р. Гриффитсом (см. Таблицу ).

    Помесячная динамика формирования двигательных навыков «среднего» ребенка

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

    Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

    Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].

    В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.

    Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.

    Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].

    Моё исследование, посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

    Проводя занятия с детьми, параллельно проводились мастер-классы, консультации, тренинга для родителей и воспитателей.

    изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

    изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.

    определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

    определить уровень знаний родителей;

    определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;

    систематизировать коррекционно-развивающую работу.

    Исследование включает в себя несколько этапов:

    1 этап — первоначальная диагностика;

    2 этап – коррекционно-развивающий;

    3 этап — контрольная диагностика;

    4 этап – коррекционно-развивающий;

    5 этап — итоговая диагностика.

    Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять, что:

    обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;

    наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].

    Для реализации задач необходимо было создать условия:

    в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.

    в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.).

    Для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:

    “Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].

    Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 — 94].

    1. Лиддл Т. Л., Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет. Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л., Йорк Л. — Пер. с англ. Петрашек В. — М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. — 192с.

    2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128с.

    3. Мухина B.C. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.

    4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 — 9.

    5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.

    6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.). — Уфа: БИРО, 2007. — 479с.

    Главное, чтобы костюмчик сидел Конечно, это не главное. Но, согласитесь, деталь не маловажная, особенно в театральной постановке. Художественно-эстетическое воспитание.

    Участие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

    Еще 13 статей на тему: Календарь развития: статьи

    Развитие ребенка от 1 до 3 лет

    Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

    1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

    2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

    3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

    На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

    Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.

    Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

    Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

    Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

    Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

    Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

    Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

    Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

    Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

    Учимся кушать самостоятельно

    Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

    Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

    Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

    В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

    В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

    От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

    Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

    Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

    Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

    Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

    Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»

    Сенсорное развитие детей 2–3 лет

    Сенсорное развитие детей 2–3 лет

    Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорные ощущения имеют разное значение для ребенка:

    1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

    2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

    3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

    Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

    Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

    Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

    В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

    Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.

    Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

    Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

    Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

    При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

    • выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

    • нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

    • сортировка предметов по различным характеристикам;

    • определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

    • обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

    • подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

    К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

    Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

    План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

    СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития

    2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).

    3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.

    4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.

    1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

    2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

    3. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

    4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)

    5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

    6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики

    7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

    8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

    1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)

    2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

    3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).

    4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

    5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»

    6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.

    7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

    1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом

    2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

    3.«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

    4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

    5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.

    6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки

    7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.

    1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».

    2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.

    3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.

    4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)

    5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка

    6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.

    7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки

    1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый

    2. Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.

    3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

    4. «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.

    5. «Большой — маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров

    6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.

    7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы», Дидактическая картинка «Кукла».

    1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.

    2. «Воздушные шары». Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».

    3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов. Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький).

    4. «Что лежит в мешочке?».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)

    5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

    6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.

    7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

    8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.

    9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).

    1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).

    2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

    3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

    4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая — соленая) Вода, сахарный песок, соль.

    5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».

    6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками».

    Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста 1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями.

    Игра на сенсорное развитие детей: «Волшебная коробка» Цель: Развитие мышления, внимания, речи мелкой моторики детей, Задачи: Формировать у детей умение на ощупь определять название предмета.

    Родительское собрание «Сенсорное развитие детей» Конспект родительского собрания. Тема: «Сенсорное развитие детей». Наталья Жебрунова. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном развитии детей.

    Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

    Сенсорное развитие детей группы раннего возраста В нашей группе раннего возраста мы особое значение уделяем сенсорному развитию детей. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов,.

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка — это.

    Сенсорное развитие детей младшего возраста Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и.

    Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие лежит в основе эстетического, физического, и умственного развития ребенка. Цель состоит в формировании сенсорных эталонов.

    Сенсорное развитие детей — желтый цвет. В данной статье я хочу пояснить, что такое сенсорное развитие и как с помощью его можно и нужно развивать детей. Сенсорное развитие ребенка.

    Источники:

    https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1202/

    http://kakvospitatrebenka.ru/razvitie-rebenka/sensomotornoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

    https://studfiles.net/preview/3048154/page:8/

    http://www.maam.ru/detskijsad/sensomotornoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

    Развитие ребенка от 1 до 3 лет

    http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-sensornoe-razvitie-detei-2-3-let.html