Сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Ранний возраст относится к периоду быстрого формирования всех психофизиологических процессов, свойственных человеку.

Полноценное развитие ребенка зависит от своевременного начатия и правильно осуществляемого воспитания детей раннего возраста.

В первый год жизни, большое значение имеет психическое и физическое развитие ребенка. Крепкий и физически полноценный ребенок намного меньше подвержен заболеваниями и намного лучше он развивается с психической точки зрения. Такие детки намного выносливее с физической стороны.

Двигательное развитие ребенка в малом возрасте должно проходить в соответствующей последовательности:

  1. рождение ребенка и его проход через родовые пути,
  2. ребенок лежит на спине,
  3. повороты ребенка,
  4. ползанье,
  5. поднимание головы и охватывание пространства,
  6. умение садиться,
  7. ползанье на четвереньках,
  8. попытки встать вначале при помощи рук, а потом и без,
  9. попытки делать свои первые шаги с помощью взрослого, а позже только самостоятельно.
  10. У многих детей на раннем стадии их возраста имеются различные нарушения в сенсорном развитии, а также отмечаются изменения, в общем, их самочувствии: становятся более раздражительными, вялыми, плохо играют, быстро утомляются, координация движений нарушена и так далее.

    Ученые-медики, которые занимаются профилактикой и коррекцией нарушений у детей раннего возраста, убеждены, что нужно уделять особое внимание развитию моторной и сенсорной сфере ребенка: совершенствовать и развивать двигательные навыки и умения, мелкую моторику, максимально обогащать слуховое, тактильное и зрительное восприятие.

    Данные задачи решаются при помощи метода сенсомоторной коррекции, главный принцип которой заключается в оптимизации хода психического развития ребенка, происходящего через организованное воздействие на моторную и сенсорную сферы.

    Специальные упражнения достигаются нормализацией активации нервной системы, развитием межструктурных мозговых связей.

    Кроме комплекса упражнений, необходимо деткам проводить регулярный массаж.

    Поэтому, в профилактических целях в раннем возрасте необходимо развивать способность двигаться, за счет чего будет развиваться и зрительное и слуховое и тактильное восприятие, а также все речевые навыки.

    После рождения малыша, младенца следует срочно показать врачу, для выяснения его состояния здоровья.

    Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте

    Считается, что каждый малыш с момента появления и до трёх лет уникален. Поэтому так важно в период раннего возраста позаботиться о том, чтобы развитие и воспитание маленькой личности проходило без сбоев и в строго индивидуальном порядке.

    Кстати, не все знают о том, что потенциал мозга младенца в первые полгода его жизни составляет 50% от потенциала мозга взрослого человека! На протяжении же всего раннего возраста мозг детей будет активно формироваться, и к трём годам этот процесс будет завершен на 80%. Окончательное формирование мозга у детей заканчивается к десяти годам.

    Этапы развития малышей по возрастам

    Возрастные этапы развития детей подразумевают собой разделение на группы, отвечающие за влияние окружающего мира на детский мозг. Чем меньше малыш, тем он более чувствителен, а значит, очень важно будет позаботиться о создании благоприятных условий для развития его мозга уже на ранних этапах.

    Стоит понимать, что умственное развитие, равно как и умение эстетически воспринимать окружающую действительность, тесно связано с развитием сенсомоторных навыков в раннем возрасте. Сбои в процессе сенсомоторного развития ребёнка могут стать причиной появления сложностей, имеющих отношение к начальному уровню образования.

    Часто дети до трёх лет проявляют лишь общий интерес ко всему, что их окружает, слабо реагируя на новые впечатления. Такие малыши не видят в каждом новом дне что-то особенное, и это может означать лишь одно — отставание в эмоциональном развитии.

    Для таких малышей характерны сниженная координация, неустойчивое внимание и формальный характер. Более того, можно отметить дисбаланс во взаимодействии рук и глаз, отсутствие желания играть.

    Дети с верной сенсомоторной практикой по-другому воспринимают действительность, различая цвета, формы, размеры предметов, анализируя звуки, изображения и речь. Такие дети чётко понимают, что способность воспринимать и воссоздавать свойства предметов позволит им добиться положительного результата, поэтому сознательно принимают участие в процессе своего развития.

    Важный момент в процессе обучения детей раннего возраста — это усвоение сенсорного способа изучения предметов с учётом их особенностей.

    О развитии сенсомоторики в 1 год

    Естественно, сенсомоторное развитие можно и нужно стимулировать, причём делать это важно в раннем возрасте, когда дети восприимчивы к обучению. Чтобы кроха лучше справлялся с освоением сенсорных методов обследования, он должен быть готов к процессу, который состоит из нескольких этапов и может растянуться на несколько лет.

    Так, например, на первом году жизни малыш с трудом различает цвета предметов, обращая внимание лишь на самые яркие из них. Кроме того, возникают сложности с определением величины предметов.

    Обычно внимание малышей первого года жизни притягивают самые большие и яркие предметы. Лишь со временем он начнёт оценивать предметы на ощупь, опять же отдавая предпочтение самым крупным и ярким. Именно поэтому рекомендуется годовалым детям покупать самые крупные и яркие игрушки.

    Развивая сенсомоторику годовалого ребёнка, следует постараться обогнать процесс восприятия и увлечь его предметами, различными по структурной составляющей, для построения так называемого фундамента дальнейшего сенсомоторного восприятия.

    Годовалого кроху можно увлечь мягкими кубиками разных цветов и размеров, научить его строить разные фигуры из них. Одно только это занятие будет стимулировать сенсомоторное развитие в самом раннем возрасте.

    Процесс развития сенсомоторики в 2 года

    Как только крохе исполнится два года, в его жизнь могут войти разнообразные дидактические игры, которые также будут стимулировать его развитие. Взрослые должны помнить о том, что в два года большая часть действий крохи пока носит ознакомительный, а не сознательный характер. Тем не менее, когда малыш перейдет на новый этап развития, сенсомоторика уже будет достаточно развита.

    Дети на втором году жизни отлично справляются с усвоением такого признака, как форма предмета. Им не представляет сложности отобрать отдельные элементы для строения той или иной конструкции, используя готовый конструктор или подручные материалы.

    Словарный запас в этом возрасте пока не слишком богат и заметно отстает от развивающегося восприятия.

    Малышам в этом возрасте будет сложно запомнить и правильно употреблять слова, обозначающие цвета, но они справятся с этим ближе к пяти годам. Пока же дети с удовольствием повторяют за взрослыми названия цветов, несмотря на то, что не соотносят многие из них с отдельными предметами. Для них цвета существуют отдельно от предметов, поэтому в лучшем случае можно говорить о механическом запоминании в индивидуальной ситуации с помощью специальных упражнений.

    Малыши в два года часто употребляют названия цветов и форм, но чаще всего без понимания их сути. Внимание у детей двух лет распределяется между слуховым, зрительным и осязательным восприятием.

    Выбирая дидактические игры, направленные на изучение цветов, необходимо придерживаться правила об их одинаковой насыщенности. Так, например, если желтый цвет яркий, то точно такими же яркими должны быть и остальные цвета. Если не соблюдать это правило, то малыш может акцентировать внимание не на самом цвете, а на уровне его яркости.

    Важный момент — постепенное и последовательное усложнение упражнений, стимулирующих сенсомоторное развитие у детей раннего возраста. На протяжении всего второго года жизни при регулярных занятиях, направленных на сенсомоторное воспитание малыша, можно будет наблюдать, как изменяется его отношение к действиям с предметами, отличными по величине, форме и цвету.

    Для ребёнка забавы с такими предметами представляются увлекательными. Именно так, в процессе манипуляций с ними, малышу удаётся постичь особенности предметного мира, научиться сравнивать, сопоставлять и анализировать.

    Сенсомоторика в три года: навыки и задания

    К окончанию периода раннего возраста при условии создания комфортных условий сенсомоторное развитие у малыша проходит в ускоренном темпе. Именно оно является на этом этапе основной линией развития и связано в первую очередь с активной познавательной потребностью детей раннего возраста, которые с энтузиазмом продолжают обследовать предметы, делать заключения об их форме, цвете, фактуре.

    На третьем году жизни малыш старается придерживаться образца, созданного взрослыми. Кроха с интересом изучает дидактический материал, вслушивается в инструкции взрослого, осознаёт, что ему нужно делать, и торопится начать выполнять задание. Координация движений заметно совершенствуется, поэтому ребёнку становится легче выполнять мелкие движения с мозаикой, кистью или карандашом.

    Упражнения, направленные на сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста, на третьем году его жизни становятся заметно сложнее. Именно поэтому так важно, чтобы этому предшествовала многолетняя работа, направленная на накопление необходимых представлений о свойствах предметов.

    Систематическая работа по сенсомоторному воспитанию детей раннего возраста позволяет сформировать навыки, подтверждающие высокий уровень развития восприятия. Малыши, с которыми с раннего детства активно работали в этом направлении, к трём годам умеют:

    • акцентировать внимание на основных признаках предметов и явлений;
    • систематизировать предметы по образцу;
    • соотносить отдельные элементы по определённым признакам;
    • выбирать нужные для развития сюжетной игры предметы с определенными признаками.

    В заключение отметим, что работать с детьми в раннем возрасте нужно только в рамках игровой деятельности, предлагая им использовать разные предметы и игрушки. В процессе игры малыши получат удовольствие от знакомства с новыми правилами и нормами, от общения и возможности выразить эмоции и почувствовать вкус свободы выбора.

    Сенсомоторное развитие.

    Раиса Алексеевна Исакова

    Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

    Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

    Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

    Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:

    — Складывается акт рассматривания предметов;

    — Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

    — Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

    — Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

    Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

    Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

    Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

    Ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

    Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

    Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

    Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.

    Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

    Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

    В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

    Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

    Для детей, имеющих отклонения в развитии, — отмечал Л. С. Выготский, — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

    Игры по познавательному развитию детей.

    «Угадай-ка» — создание проблемной ситуации.

    «Подумай-ка» — дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

    «Узнавай-ка» — решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

    «Делай-ка» — знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

    «Запоминай-ка» — проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

    «Упражняй-ка» — тренировочные упражнения.

    Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры — занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

    Игра: «Найди шарик»развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

    Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

    Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

    Игра «Весёлые крышки»

    Цели: — учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

    — воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

    Игра «Цветные шарики»

    Цели: — учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

    развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

    — воспитывать учебные навыки.

    Игра «Будь внимателен»

    Цели: — учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

    — закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

    Игра «Забавные прищепки»

    Цели: — учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

    развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

    — воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

    Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д. В задачи обучения и воспитания входит:

    — учить выделять и называть основные цвета и формы;

    — учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

    Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

    Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

    — Смотрит солнышко в окошко,

    — Смотрит в нашу комнату.

    — Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

    Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

    — Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

    Ель на ёжика похожа:

    Ёж в иголках, ёлка тоже.

    Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой — чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

    Игра «Змея в траве» — Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

    Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо:

    Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

    Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

    На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

    В статье использовались труды: Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)

    О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог).

    Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

    Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным.

    Сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста

    Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования

    Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста Творческая разработка

    Выполнила: Тарасова Екатерина Анатольевна Слушатель КПК № 27/7 Новокузнецк 2014

    Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

    Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

    Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

    Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания

    Актуальность этой творческой работы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

    Цель курсовой работы: теоретически обосновать особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

    Объект исследования: сенсомоторное развитие детей в дошкольном возрасте.

    Предмет исследования: особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

    К задачам данной работы относится:

    1) дать характеристику понятию «сенсомоторика» и проанализировать связь сенсорики и моторики;

    2) рассмотреть развитие сенсомоторных процессов у детей;

    3) изучить способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.

    1. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

    Одно из важных направлений исследования сенсомоторных реакций

    -изучение их развития в онтогенезе человека. Онтогенетическое исследование сенсомоторных реакций позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека.

    А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

    Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

    Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи.

    Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства.

    Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

    1) В младенчестве — высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

    Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:

    •Складывается акт рассматривания предметов;

    • Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

    • Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

    • Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

    2) В раннем детстве — восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.

    Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:

    • Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;

    • Возникает представление о свойствах предметов;

    • Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

    3) В дошкольном возрасте — это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

    К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

    Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

    Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:

    • зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

    • осваиваются сенсорные эталоны;

    • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

    • с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

    Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка

    Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

    Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

    Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

    Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

    Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

    Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все¬го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

    Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

    Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

    Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

    Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

    В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.

    Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

    • рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

    • лепка из глины, пластилина, теста;

    • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

    • застёгивание и расстегивание пуговиц;

    • нанизывание колец на тесьму;

    • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

    Сенсомоторное развитие детей раннего возраста «Приключение медвежонка Пика»

    «Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.»

    Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которое необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чтобы понять, что представляет предмет, ребёнку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами — горький или сладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, ребёнку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причём, примитивное сравнение тонкий — толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т.д.- это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное — значит спелое, или если на улице темно — значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребёнку делать выводы и действовать в соответствии с ними. Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2,3 года, в дальнейшем даётся им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-нибудь другом, необходимо гармоничное, сбалансированное развитие всех психических процессов. Этот возраст дарит ребёнку новые умения, происходит бурное развитие восприятия, наглядно — образного мышления, воображения. А главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

    Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Сенсорное развитие ребёнка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трёх лет, второй с трёх до шести. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребёнка является растущий и развивающий мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идёт образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия — слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые, в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания: 1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений; 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни приём » опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений, можно использовать цветную мозаику. Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обогащает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

    На стыке содержания и методов сенсорного воспитания следует подчеркнуть способы сенсорного развития:

  11. практический способ (наложение, приложение, примеривания);
  12. зрительное отношение (практические способы являются перспективой развития действий).
  13. Согласно утверждениям известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и других, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

    Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Насколько успешно и самостоятельно ребёнок владеет системой сесорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребёнка.

    Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Также недостаточное внимание, которое уделялось созданию разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию, вело к снижению уровня сенсорного развития детей. Не сложилась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе. Не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей.

    Работая много лет в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстаёт в сенсорном развитии. Поэтому я решила уделять большое внимание данной проблеме. Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению.

    2. Теоретическое обоснование.

    Теоретическую основу моего опыта составили труды М. Монтессори, Л.А. Венгера, Ф. Фребеля, Н.М. Щелованова, П. Сакулина, Е.И. Тихеева и т.д.

    Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятие и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

    Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний » золотой порой» сенсорного воспитания.

    В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики ( Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогические исследований. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу » Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского » Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

    Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд её идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А.Венгером и его ученика. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

    М. Монтессори подчеркивала, что значение сенсорного воспитания играет большое значение в дошкольном возрасте и говорила :»…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…».

    В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания — содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод Монтессори — свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.

    Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

    Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

    В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка. «. Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития — внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога — исследовательская. Педагог изучает ребёнка в целом.

    Нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни, расширение горизонта его ума должно совершатся на основании: «. стройного и равномерного расширения горизонта его ума, его представлений..». По мнению Тихеевой свобода и ограничение почти синонимы.

    Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величина — метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои- во вкусовом,обонятельном-восприятии.

    Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги).

    Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов — чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий — хватания и манипулирования.

    Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий. Развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

    В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

  14. создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
  15. формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;
  16. своевременное и правильное соединение опыта со словом;
  17. формирование плана представлений (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)
  18. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием — предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.). Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

    В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

  19. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.
  20. У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.
  21. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле — как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы.
  22. 3.Связь сенсорики и творчества. Развитие творческих способностей.

    Творческая деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребёнка. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.). Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

    Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

    Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества.

    Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

    Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

    Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

    Цель сенсорного воспитания — формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

    Таким образом, творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

    4. Цель программы, задачи.

    Данная программа разработана в результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей 2-4 лет. Программа, является комплексной. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированную деятельность( игра-занятие),т.к. можно удержать внимание детей довольно долго, причём детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребёнок найдёт для себя в игровом занятии близкие для себя темы.

    Цель программы — развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности ( пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творческих способностей воображения ( рисование, лепка, аппликация); развитие мелкой моторики, совершенствование сенсорного развития; обучение математическим способностям в игровой форме.

    Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  23. Знакомство с окружающим миром.
  24. Ознакомление детей с игровым, сказочным и песенным фольклором.
  25. Расширение словаря детей.
  26. Знакомство детей с элементарными математическими понятиями.
  27. Формирование системы знаний, умений, навыков.
  1. Развитие внимания (зрительного и слухового), памяти, логического и абстрактного мышления (анализ, синтез, сравнение, исключение лишнего, причинно-следственные связи, временные представления), пространственного воображения.
  2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера (пальчиковые игры, работа с сенсорными материалами — крупы, природные материалы и пр.).
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  4. Развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного восприятия).
  5. Физическое развитие.
  6. Психоэмоциональное развитие.
  7. Расширение коммуникативных способностей детей
  8. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества), чувства личной ответственности.
  9. Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе.
  10. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
  11. Система работы по развитию мелкой моторики у детей состоит из трёх этапов:

  12. диагностический — включает проведение диагностики мелкой моторики.
  13. апробация — это практические мероприятия по развитию мелкой моторики и включает в себя игровые упражнения, т.к. игра — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
  14. анализ — включает анализ проведённой работы — диагностический или практический.
  15. Данная программа рассчитана на два года обучения ( дети от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Структурной особенностью данной программы является блочно-тематическое планирование.

    Педагогические условия: игровые методы и приёмы; формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

    Принципами содержания моей программы является:

  16. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
  17. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
  18. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  19. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; » открытие новых знаний».
  20. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  21. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.
  22. Занятия направлены на разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Все занятия проводятся в форме игры под музыку с частой сменой деятельности.

    Игровые занятия состоят из нескольких блоков:

  23. Музыкально-социальный круг: песенки и потешки, пальчиковые игры и упражнения, упражнения, способствующие развитию движений, двигательных умений и навыков, психологические игры и упражнения и т.д.
  24. Интеллектуальный блок включает в себя: — сенсорное развитие( восприятие: цвета ,формы, величины и т.д); — формирование математических способностей; — развитие речи; — развитие дифференцированного восприятия звуков речи.
  25. Творческий блок: это индивидуальная и групповая работа малыша с самым разнообразным материалом: краски, гуашь, тесто, пластилин, клей, бумага, природный и бросовый материал.
  26. Двигательный блок(физическое развитие): упражнения для развития мелкой и крупной моторики( физ.минутки).
  27. На наших игровых занятиях малыши:

  28. получат много положительных эмоций от игровой деятельности;
  29. научатся работать в группе;
  30. научатся общаться со сверстниками и взрослыми;
  31. получат большой багаж знаний, умений,навыков;
  32. у ребёнка сформируется «привычка думать», делать выбор, принимать решения.
  33. Источники:

    http://girafejournal.com/2071-sensomotornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.html

    Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте

    http://www.maam.ru/detskijsad/sensomotornoe-razvitie.html

    http://doshkolnik.ru/pedagogika/5360-sensor.html

    http://sad-pes.ru/metodicheskaya-kopilka/17-bogdanova-n-v/46-sensomotornoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta-priklyuchenie-medvezhonka-pika