Сферы младшего школьного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Развитие эмоциональной сферы как одно из условий развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Творчество и творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.

Развитие эмоций тесно связано с эмоциональным осознанием ребенком себя и других людей, с осознанием причин, которые вызывают разные чувства и соответствующие им эмоции.

Каждому возрасту соответствует свой уровень нравственного развития, поэтому и осознание определенных чувств имеет свои возрастные критерии. Развитие у ребенка осознания эмоций является не просто овладением соответствующими терминами, но и овладением способами межличностного взаимодействия, оно направлено на развитие чувства эмпатии.

Способность к точному и гибкому проявлению своих эмоциональных переживаний через мимику, жесты, пантомимику формируется на ранних стадиях.

На каждом возрастном этапе ставится задача расширить опыт ребенка, но этот процесс требует руководства со стороны педагога, иначе сведения ребенка об окружающем мире могут быть неполными, неточными.

Что касается накопления опыта в эмоциональной сфере, эта работа может иметь следующие направления:

  • обучение ребенка различению многообразия и богатства эмоций, пониманию их, обозначению словом;
  • развитие умения передавать свои эмоции через выразительные движения.
  • Работу по этим направлениям можно вести как с детьми дошкольного возраста, так и с детьми младшего школьного возраста. Я веду работу с детьми 1-го класса МОУ гимназии “Менталитет” г. Екатеринбурга, в организованной нами театральной мастерской. Одной из причин создания театральной мастерской был низкий уровень развития эмоциональной сферы класса относительно возрастных показателей. Так, опираясь на педагогов и психологов, занимающихся эмоциями и эмоциональной сферой, мной были составлены критерии развития эмоциональной сферы.

    При разработке занятий, посвященных эмоциям, учитывались следующие критерии:

    В соответствии с этим были выделены 3 уровня развития эмоциональной сферы:

    Первый уровень – низкий

    1. Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
    2. Второй уровень – средний

    3. Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
    4. Умеет различать эмоции в интонациях речи.
    5. Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
    6. Третий уровень – высокий

    7. Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
    8. Использует основные выразительные средства для передачи образа героя.
    9. В связи с низким уровнем развития эмоциональной сферы мной были выделены направления работы, методы и приемы по корректировке и целенаправленному развитию эмоциональной сферы детей и разработана серия занятий “Я и мои эмоции”. Серия представляет собой комплекс из шести занятий, цель которых состояла в развитии эмоциональной чувствительности и выразительности.

      На занятиях одной из форм организации детского опыта являлось “проживание” различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

      Еще одна форма организации детского опыта, используемая на занятиях ,– наблюдение.

      Задача педагога – помочь детям увидеть новое в знакомом. Через беседу, через решение проблемных ситуаций, помогающих обобщить детский опыт, выделить то ,что наиболее характерно в конкретной ситуации.

      Как форму работы я выбрала театральную постановку, которая представляет собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Близость драматической формы для ребенка обусловлена связью всякой драматизации с игрой.

      Высшей наградой за спектакль было удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры.

      В своей работе применяю такие методы, как:

    10. использование пиктограмм по методике Чистяковой М.И. (тренирует умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, называть его, умение видеть часть целого, работает на развитие творческого воображения и творческого мышления);
    11. пантомимика в рисунках (при помощи такой тренировки происходит запоминание, какая поза эмоциональному состоянию соответствует);
    12. дидактическая игра “хорошо это или плохо”, программа ТРИЗ (позволяет анализировать свои поступки и поступки товарищей, осознавать причины эмоционального состояния человека, познавать мир в его противоречии);
    13. использование этюдов (в работе с детьми решает задачи обучения выразительным движениям);
    14. слушание музыкальных произведений (позволяет расширить эмоциональный опыт ребенка, глубже понять характер и образ героя через интонации его речи, через словесный язык чувств);

После проведения серии занятий “Я и мои эмоции”, постановки спектакля повторная диагностика показала, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.

Младший школьный возраст — Эмоциональная сфера

Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение . сколько на процесс и результат учебной деятельности . удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя.

Но возможности полного осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Дети не всегда точно ориентируются даже в выражении эмоций (например, гнева, страха, ужаса, удивления), оценивая их грубовато. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств, и этим младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с людьми.

В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II—III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости. Моторные импульсивные реакции, характерные для дошкольников, постепенно заменяются речевыми: учитель может заметить это по речевой, интонационной выразительности детей.

В целом психологи возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение, В это время нарастает также индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоционально аффектированные дети, дети с вялым выражением чувств. Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).

Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят ее. Например, интеллектуальные переживания могут заставить ребенка часами заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности в себе.

Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной деятельности.

Волевое действие школьника развивается в том случае, если:

  • цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
  • эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
  • деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
  • ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
  • внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
  • Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако его все равно еще рано именовать волевым субъектом, так как, во-первых, он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто как все или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания.

    Однако именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Учебная деятельность, которую осваивает ребенок, обладает для этого большими ресурсами. Способствует этому и общение ребенка со сверстниками и взрослыми

    Источник: Сапогова Е.Е. Психология развития человека

    Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций»

    Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций»

    Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

    Центр психолого-медико-социального сопровождения «ЛОГОС» городского округа закрытое административно -территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан

    по развитию эмоциональной сферы у ребенка

    младшего школьного возраста с ОВЗ

    Способствование овладению навыкам управления своей эмоциональной сферой. развитие у ребенка способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции. правильно их выражать и полноценно переживать.

    2. Закрепить знания ребенка об эмоциональных состояниях(радость, грусть) .

    3. Учить определять эмоциональные состояния. которые может переживать человек.

    4. Развивать мышление. умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению чувств и эмоций .

    5. Ознакомить ребенка со схематическим изображением эмоции радости. грусти.

    6. Анализ и словесное описание проявлений эмоций радости. грусти.

    7. Способствовать обогащению эмоциональной сферы и саморегуляции ребёнка.

    Стимульный материал и оборудование

    — Фото- картинки с изображением радостных и грустных людей, зверей;

    — магнитофон и диск с записью спокойной музыки.

    Для детей младшего школьного возраста с ОВЗ .

    Цель. создание положительного эмоционального настроя ребенка. Введение в тему занятия.

    Психолог. Здравствуй (имя ребенка. Я рада тебя видеть! А какое у тебя сейчас настроение? На что оно похоже. на солнце или на темную тучу? (ответ ребенка )

    У нас сегодня очень интересное занятие. Мы будем говорить о двух эмоциях. радости и грусти.

    Радость – это положительная эмоция. Её легко узнать. На лице расцветает улыбка. Глаза сияют от веселья, возле глаз появляются маленькие морщинки. Грусть – это когда ни что не радует. Не хочется общаться с друзьями, с игрушками, очень одиноко. Лицо у человека несчастное, глаза грустные и на лице нет улыбки. Радоваться и грустить могут все. и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как ты думаешь, животные умеют радоваться. Может быть, у тебя дома есть домашние животные. когда ты приходишь, оно тебя встречает? У меня дома есть кот. Когда я прихожу с работы, он выбегает мне на встречу мурлычет и трется об ноги. Я думаю, что так он выражает свою радость. Расскажи про то, как радуются твои домашние животные. (Рассказ ребенка… .)

    А знаешь ли ты, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить, развеселить .

    Психолог. А сейчас мы вспомним героев наших любимых книг.

    Какие чувства испытывают герои этих книг?

    Отрывки из произведений К. Чуковского :

    1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7-8 до 11-12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период — это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов [20].

    Безусловно, имеются серьезные различия в психическом облике школьника I и школьника IV класса. Поэтому суммарная характеристика эмоциональной жизни за весь период младшего школьного возраста может показаться несколько общей. Однако при наличии различий между первоклассником и учеником IV класса можно с достаточной отчетливостью увидеть то, что в целом является характерным для эмоциональной жизни именно ребенка младшего школьного возраста.

    Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

    В этом отношении младший школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном и так далее. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоционально поведение маленьких школьников при просмотре ими театрального спектакля: очень резки переходы от сочувствия герою к негодованию на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.

    Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций — недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением — подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.

    Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи — ирония, насмешка, сомнение и так далее. Если дошкольник в состоянии каприза способен лечь на пол и начать кричать, брыкаться, бросать предметы, то с младшим школьником этого не бывает; формы выражения каприза или сильного раздражения у него иные, чем у дошкольника. Переживания злости: к стыду проявляются в более скрытой форме, правда, достаточно явной для окружающих (особенно взрослых). Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.

    Третья особенность – это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

    Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

    Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

    Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и так далееПри этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

    Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и так далее. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

    В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют [14].

    Рассмотрим возрастные особенности волевой сферы младших школьников. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

    Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

    У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка [6].

    В исследованиях Е.И. Игнатьева и В.И. Селиванова выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.

    У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

    Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается в III классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

    В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и других) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I-II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и так далее. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», звено подведу» [7].

    Одним из важных условий развития воли для младшего школьника является доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становиться препятствием для ее решения.

    С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

    Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит, свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при задании на дом. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, то есть создать предпосылки для развития воли.

    Указания учителя, рекомендации учебного пособия стимулируют волевые действия учащихся. В первое время обучения в школе словесная инструкция, в первую очередь слово учителя, является почти единственным сигналом, который заставляет ученика принимать соответствующие решения и действовать [8].

    Программа развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

    практического психолога ГБОУ ЛНР

    «Ровеньковская специализированная школа №3»

    Чернявской Елены Васильевны

    Цель: обеспечить условия развития эмоционально-волевой сферы личности ребенка, уверенности в себе, умения противостоять негативному влиянию, навыкам бесконфликтного общения.

    Развитие навыков бесконфликтного общения.

    Формирование способности понимать эмоциональное состояние окружающих.

    Формирование морально-этических норм взаимодействия в социуме.

    Обучение приемам саморегуляции и релаксации.

    Коррекция девиантного поведения.

    Воспитание духовно-нравственных ценностей.

    Формы проведения: занятия; ролевые, подвижные игры; упражнения с элементами тренинга для развития межличностной коммуникации, эмоционально-волевой сферы.

    Методы самовыражения (рисунки, создание образа).

    Планируемый результат: умение применять навыки саморегуляции эмоционально-волевой сферы, бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми; понимание эмоционального состояния окружающих; умение анализировать поступки.

    Количество занятий: 10. Длительность: 20-30 минут. Контингент: учащиеся 1-4 классов.

    Оборудование: помещение, столы, стулья, доска, ватман и формат А4, маркеры, карандаши, фломастеры, гуашь, ножницы, клей, магнитофон, мультимедийный проектор.

    Занятие №1. Знакомство. Цель: развивать навыки правильного знакомства, принятия правил поведения в группе; создание условий для возникновения и развития межличностных отношений. Учить оперировать местоимениями «Я», «Мы». Развивать коммуникативную сферу. Воспитывать чувство собственного достоинства, положительную самооценку. Оборудование: «Волшебный мешочек», маленькие зеркала по количеству детей. Ход занятия.

    1.Ведущий приветствует всех участников, называет свое имя. Рассказывает о правилах работы в группе. Правила группы записывает на доске или на ватмане. 2.Упражнение «Знакомство». Каждый называет свое имя в порядке очереди и дарит улыбку следующему участнику. Вопросы к игре: — Когда мы применяем местоимение «Я»? – когда говорим от своего имени. — Когда применяем местоимение «Мы»? – когда говорим от имени класса, группы людей. 3.Игра «Волшебный мешочек». Детям предлагается познакомиться с человеком, который находится в «Волшебном мешочке». Каждый ребенок открывает свой мешочек и видит свое отражение в зеркале. Ведущий подводит к тому, что каждый человек необычен и уникален. Беседа по вопросам к игре:

    Кто ты? Расскажи о себе по предложенной схеме: человек, имя, пол, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, племянник, племянница.

    Какие роли существуют в обществе? В автобусе: водитель – пассажир, в театре: артист – зритель, в магазине: продавец – покупатель, в школе: учитель – ученик; в семье: ребенок – родитель.

    Чем мы похожи друг на друга? – цвет и строение волос, глаз; рост; пол; возраст; имя, фамилия; голос.

    Чем мы отличаемся друг от друга? – цвет и строение волос, глаз; рост; пол; возраст; имя, фамилия; голос.

    4.Упражнение «Поделись успехом». Каждый ребенок называет свое имя и рассказывает о том, что он умеет делать лучше всего. 5. Рефлексия: все участники обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии – что узнали нового, чему научились, что считают важным и полезным. Благодарят дуг друга за общение.

    Занятие №2. В мире эмоций.

    Цель: формировать способность понимать свои эмоции и эмоциональное состояние окружающих; развивать речь, внимание; учить навыкам вежливого общения.

    Оборудование: пиктограммы эмоций, мультимедийный проектор.

    1.Упражнение для формирования навыков вежливого общения «Я дарю тебе улыбку». Приветствуя друг друга, дети должны говорить добрые пожелания, комплименты.

    2.Упражнение «Эмоции». На экране проецируются пиктограммы эмоций. Дети по очереди рассказывают, какое настроение изображено на пиктограмме, изображают на своем лице такую же эмоцию.

    3.Игра «Скажи и сделай наоборот». Дети работают в парах: один изображает на своем лице эмоцию, а второй – называет и придумывает слова-синонимы, отражающие эмоциональное состояние человека. Затем дети должны поменяться ролями.

    4.Подвижная игра «Солнышко и тучки». В противоположных сторонах помещения ведущий располагает изображение солнца и тучек. По команде дети должны встать возле солнца, если услышат положительную характеристику эмоции; возле тучки,- если негативную характеристику эмоции.

    5.Рефлексивный анализ занятия: участники по очереди рассказывают, что им понравилось; как они себя чувствовали во время занятия; чему научились; благодарят друг друга за приятно проведенное время.

    Занятие №3. Общение в моей жизни.

    Цель: развивать и воспитывать коммуникативную сферу; формировать способность выражать свои чувства.

    Оборудование: макет солнца с лучами по количеству участников.

    1.Этюд «Встреча с другом». Участники стоят по кругу: выразительными средствами общения – улыбка, рукопожатие, объятие – демонстрируют радость встречи с другом (сначала слева, затем справа).

    2.Упражнение «Сосулька». Дети имитируют, как будто держат в руке сосульку. По очереди рассказывают, приятные или неприятные ощущения в руке от холодной сосульки?

    3.Игра «Скажи наоборот». Участники по очереди называют слова-антонимы различных эмоциональных состояний.

    4.Беседа «Как улучшить плохое настроение?»

    Что значит «хорошо себя чувствовать»?

    От чего портится ваше настроение?

    Когда у вас бывает хорошее настроение?

    Как вы сейчас себя чувствуете? Почему?

    Как вы можете улучшить свое настроение? Настроение других?

    5.Этюд «Солнышко». Макет солнца находится в центре комнаты. Дети берут по одному лучику, на которых написаны пожелания. Дети воображают, что солнце дарит радость и тепло. Участники могут обменяться лучами, благодарят друг друга за общение.

    Занятие №4. Я среди людей.

    Цель: развивать выразительную моторику, умение понимать окружающих, способность к самовыражению; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал ведущего; учить навыкам психического напряжения; воспитывать и развивать эмоционально-волевую сферу.

    1.Упражнение «Приветствие». Участники стоят по кругу, по очереди здороваются, дарят друг другу улыбку.

    2.Этюд «Дружная семья». Участники располагаются по кругу, имитируют различные действия: лепят из теста, шьют одежду, что-то мастерят, ремонтируют, рисуют, танцуют и т.д. Необходимо показать так, очень правдоподобно изобразить все действия. Затем отгадывают, объясняют свой вывод.

    3.Игра «Ухо – нос» для развития внимания, быстроты реакции на сигнал ведущего. По команде «Ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий некоторое время выполняет движения вместе с детьми, но через некоторое время «ошибается». Дети должны заметить и исправить ведущего.

    4.Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост». Дети держат друг друга за талию. Пока играет музыка, голова дракона старается схватить свой хвост. Музыка прекращается,- дети останавливаются. Музыка играет снова,- дети начинают движение.

    5.Этюд для обучения выразительности жеста «До свидания!» От пристани отплывает теплоход. Дети имитируют прощание пассажиров и провожающих, размахивая руками и проговаривая вместе с ведущим: «До свидания!», «До встречи!», «Скоро увидимся!»

    6.Рефлексивный анализ: участники благодарят друг друга за общение, желают удачи.

    Упражнение №5. Общение и чувства.

    Цель: развивать умение проявлять свои чувства; правильно оценивать отношение окружающих к себе; обучать приемам саморегуляции поведения, эмоционально-волевой сферы.

    1.Тренинг невербальных способов выражения своих чувств. Участники изображают сценки-миниатюры: * Я поссорился с другом. * Я разбила мамину любимую чашку. * Мне преподнесли подарок. * Меня поругали. * Я боюсь злой собаки.

    2.Беседа «Обида». Вопросы:

    Что такое обида?

    Как можно ее увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать?

    Что ты чувствуешь, когда обижаешься?

    Что делаешь, когда обижаешься?

    У кого ты ищешь поддержки?

    Дети делают конверт из бумаги, кладут туда свою обиду, придумывают способы, как ее уничтожить. Ведущий говорит, что обиду нельзя увидеть, потрогать, понюхать, но от обиды все становится мрачным, грустным. Нельзя долго обижаться друг га друга, нужно уметь прощать. Дети мнут, рвут конверты с «обидой» и выбрасывают в урну. Затем показывают мимикой и жестами друг другу, как можно помириться: улыбнуться и сказать слова-мирилки, например, «Мирись, мирись и больше не дерись!»

    3.Упражнение «Отгадай эмоцию». Дети по очереди изображают эмоцию и отгадывают.

    4.Рефлексивный анализ: что понравилось, чему научились, что узнали нового, интересного? Участники благодарят друг друга за приятно проведенное время.

    Занятие №6 «Мой страх».

    Цель: вербализация и коррекция чувства страха; моделирование ситуаций, которые способствуют возникновению страхов; мобилизация жизненных сил ребенка на их устранение.

    Оборудование: бумага, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

    1.Методика неоконченных предложений:

    * Мне страшно, когда…

    * Больше всего я боюсь…

    2.Беседа «Наши страхи». Участники вспоминают ситуации и рассказывают о том, какие негативные чувства вызывает страх; изображают особенности мимической экспрессии страха.

    С кем ты хотел бы находиться, когда тебе страшно?

    Каких героев ТВ ты знаешь, которые чего-то боялись или были очень смелыми?

    На какого героя ТВ ты хотел бы быть похожим?

    3. Тематическое рисование «Мой страх».

    4. Упражнение «Уничтожим свой страх». Дети уничтожают рисунок со «страхом»: рвут, мнут, скручивают…

    Меня пугал так часто страх, прячась в темноту.

    Я, испугавшись, крикнул «Ах!», но вдруг наоборот

    Я крикнул слово «Ха!» со страху в пустоту.

    Страх испугался слова «Ха!» и растворился вдруг…

    6. Рефлексивный анализ: что нового узнали, чему научились, какие чувства возникали во время уничтожения страха, что чувствуете сейчас? Дети благодарят друг друга за общение.

    Занятие №7. Общение и культура поведения.

    Цель: учить приемам релаксации для снятия эмоционального напряжения; формировать навыки морально-нравственного взаимодействия в социуме, культуры поведения; воспитывать чувство собственного достоинства.

    Оборудование: пиктограммы эмоций, клубок ниток.

    1.Упражнение «Комплименты». Дети сидят по кругу и говорят что-то приятное друг другу.

    2.Игра «Дирижер». По команде ведущего дети поют звук «А». Ведущий движениями рук помогает группе петь в унисон.

    3.Упражнение «Наши эмоции». Среди предложенных пиктограмм с эмоциями выбирают те, которые отображают их эмоциональное состояние.

    4.Беседа «У вас сегодня хорошее настроение. Почему?»

    Начинает ведущий. Например, потому что мама улыбается; потому что у меня много друзей; потому что светит солнце; потому что мне подарили щенка…

    5.Игра «Паутинка дружбы». Дети по кругу передают клубок ярких ниток, при этом говорят дуг другу добрые, приятные пожелания или комплименты. Ведущий акцентирует внимание на том, что паутинка из ниток связывает настоящих друзей.

    6.Рефлексивный анализ: что понравилось, чему научились, какие чувства возникали во время выполнения упражнений, игр.

    Занятие №8. Коммуникативные игры.

    Цель: развивать коммуникативную сферу; формировать навыки морально-этических поступков; воспитывать чувство коллективизма.

    Оборудование: мяч, две веревки по 1 метру, магнитофон.

    1.Упражнение «Цепочка». Участники встают по кругу, держась за руки. По очереди сжимают руки друг другу и проговаривают приветствие.

    2.Игра «Мостик». Ведущий кладет на пол параллельно две веревки – это имитация мостика. Участники объединяются в две группы и становятся с двух сторон мостика, воображая, что внизу горная река. Одновременно два участника идут друг другу навстречу. Задача каждого – не свалиться в реку. После того, как каждый участник пройдет мост, ведущий уменьшает расстояние между веревками, мост становится уже. Так повторяется три раза. Последний мост должен быть самым узким для того, чтобы подвести детей к выводу – уступать друг другу. Ведущий обращает внимание, что это один из способов положительного взаимодействия.

    3.Упражнение «Сон». Дети с закрытыми глазами слушают тихую, спокойную музыку. Ведущий сообщает, что им снится одинаковый сон и рассказывает поэтапно, что происходило на занятии – закрепление полученных навыков и впечатлений.

    4.Обратная связь: дети по очереди говорят, что им понравилось и желают друг другу удачи.

    Занятие №9. Общение и эмоции.

    Цель: закрепить навыки положительного общения; умение понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих, адекватной самооценке; закрепить приемы релаксации.

    Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры, гуашь.

    1.Этюд «Похвала». Дети мимикой и словами говорят самим себе: «Я – молодец» или «Я – умница»; «Я счастлив» или «Я счастлива». Затем говорят друг другу: «Ты – молодец» или «Ты – умница»… «Мы –молодцы», «Мы счастливы».

    2.Упражнение «Что ты чувствуешь?» * Тебе говорят, что пора спать… * Ты потерялся в толпе… * На улице очень холодно… * Ты увидел что-то интересное… * Кто-то отнял у тебя какую-то вещь… * Ярко светит солнце…

    3.Упражнение «Радость». Вопросы:

    Когда ты радуешься?

    Что радостный человек?

    Какими словами можно передать радость?

    С кем бы ты хотел поделиться радостью?

    Что можешь сделать, чтобы всем было радостно?

    4.Этюд «Штанга». Дети имитируют поднятие тяжелой «штанги», напрягая мышцы. Затем бросают «штангу» на пол, расслабляются глубокими вдохами-выдохами.

    5.Рисование «Мой самый счастливый день» — невербальное изображение радостных событий. Дети кратко характеризуют свои рисунки по очереди.

    7.Рефлексивный анализ: что понравилось, чему научились, что узнали нового, интересного. Приятные пожелания друг другу.

    Занятие №10. Общение и дружба.

    Цель: формировать позитивную самооценку – каждый человек уникален; упражнять детей в публичном признании своих достижений; воспитывать чувство собственного достоинства.

    Оборудование: цветной клубок, «Волшебный мешочек» с зеркалами.

    1.Упражнение «Паутинка дружбы». Дети говорят комплименты, передают цветной клубок и называют друг друга по имени. Затем кладут паутинку на пол и рассматривают ее.

    2.Беседа о дружбе. Вербализация чувств.

    Как бы вы хотели дружить?

    Какого друга хотели бы иметь?

    Кто знает, с чего начинается дружба?

    3.Упражнение «Улыбка». Дети дарят друг другу улыбку по кругу.

    4.Игра «Волшебный мешочек». Дети смотрят в «мешочек» и рассказывают о том, кого видели, характеризуют себя и свою эмоцию в зеркале.

    5.Упражнение «Поделись успехом». Дети рассказывают о том, что они лучше всего умеют делать. Характеризуют себя и свои поступки, умения.

    6.Упражнение «Гимн имени». Каждый ребенок называет свое имя, а все дети хором его поют.

    7. Рефлексия: что понравилось, чему научились, что нового узнали; благодарят друг друга за приятно проведенное время.

    1.Абрамова Г.С. «Практическая психология», Екатеринбург: Деловая книга, 1998 .

    2.Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М.,1968.

    3.Люманова Р.Л., Залепа Е.А. Сборник советов для взрослых «Учим ребенка учиться», С.: МСП «Ната»,2006.

    4.Монина Г., Лютова Е. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб.; М, 2000.

    5.Монина Г., Лютова Е. «Шпаргалка для взрослых», СПб.; М., 2002.

    6.Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», М., 1996.

    7.Овчарова Р.В. Учебное пособие для студентов ВУЗа и практических психологов «Технологии практического психолога образования», М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психология»

    Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Романов Алексей Михайлович, Фесенко Юрий Анатольевич

    В статье исследована эмоциональная сфера у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Уделяется внимание особенностям личности болеющих детей: исследованы особенности эмоций у детей с разными клиническими вариантами СДВГ. Результаты исследования позволяют дифференцированно подходить к психокоррекционным мероприятиям с такими детьми.

    Particularities of emotional sphere of children in primary school suffering from attention deficit and hyperactivity disorder

    This article is devoted to investigation of emotional sphere of children from primary school with the attention deficit hyperactive disorder (ADHD). Much attention is devoted to the personality of the young patients. The peculiarities of emotions were investigated from the children with different clinical variants of ADHD. After the results of investigation the differential approach can be used in psychotherapy with such children.

    Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Романов Алексей Михайлович, Фесенко Юрий Анатольевич,

    Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    А. М. Романов, Ю. А. Фесенко

    Особенности эмоциональной сферы детей

    младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), страхи, агрессивность, тревожность, психодиагностическая методика, эмоциональная сфера.

    Key words: attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD), phobias, impulsiveness, psychological test, emotional sphere, aggressive, anxiety.

    СДВГ — одно из наиболее распространенных нервнопсихических расстройств у детей младшего и подросткового возраста. Частота встречаемости этого расстройства среди детей дошкольного возраста, по данным отечественных авторов, составляет от 12 до 21 % [2, с. 4]. СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1 в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом) [6]. От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 до 25-30 °%). По нашим данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15 °%, у мальчиков он встречался в 2,8-4 раза чаще, чем у девочек [3, с. 5].

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое проявляется такими симптомами, как гиперактивность, забывчивость, рассеянность внимания, плохо управляемая импульсивность и отвлекаемость.

    Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негатив -ные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собствен -ность значительно чаще, чем здоровые дети.

    С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено универсального способа лечения. Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 г.) критериям диагностики СДВГ можно диагностировать, начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях об -становки (например, дома и в школе) [1].

    В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактив -ностью является одной из важнейших медико-психологосоциальных проблем в большинстве стран Европы и Америки. Отмечается ежегодное увеличение количества таких детей [7].

    Данное расстройство негативно сказывается на социальной адаптации больных детей. Они испытывают трудности в учебе, про-

    блемы в межличностном общении, в подростковом и юношеском возрасте чаще других подвержены девиантному поведению. Наряду с этим важно отметить роль семьи в качестве фактора, способствующего более мягкому или, наоборот, более тяжелому протеканию заболевания. Как отмечает ряд авторов, очень важным является работа с семьей и педагогами с целью обучения их методам взаимодействия с такими детьми. Это важно, поскольку интеллект ребенка с СДВГ обычно ничуть не хуже, чем у здорового ребенка, а порой и лучше, ему лишь нужно помочь и несколько изменить требования, давать время отдохнуть, меньше ругать и оскорблять.

    СДВГ имеет несколько форм. В современной литературе (согласно МКБ-10) в основном описываются три формы: СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДГ); СДВГ с преобладанием нарушений внимания (СДВ) и смешанная форма СДВГ. Кроме этого, данный синдром может сочетаться с другими нарушениями, такими как тики, энурез, заикания и др. [5].

    Анализ существующей литературы показал, что работы, посвященные изучению детей, страдающих СДВГ, в основном носят клинический характер. В исследованиях, носящих психологический характер, в основном изучались особенности когнитивной и эмоциональной сфер без учета пола, формы синдрома. Исследования семьи таких детей в основном носят описательный характер. Научная новизна исследования заключается в том, что работа направлена на изучение особенностей когнитивной и эмоциональной сфер этих детей с учетом пола, формы СДВГ и особенностей воспитания.

    Таким образом, данное исследование можно считать актуальным. Его цель — выявление особенностей эмоциональной сферы младших школьников, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в зависимости от формы заболевания.

    Экспериментальная группа составила 43 ребенка с СДГ (с преобладанием гиперактивности), а также 52 ребенка с СДВ (с преобладанием невнимательности). Средний возраст испытуемых составлял 8-10 лет. Диагноз СДВГ был поставлен врачами-психиатрами ЦВЛ «Детская психиатрия».

    Контрольная группа составила 48 практически здоровых детей. Средний возраст составил 8-10 лет.

    Исследование проводилось в общеобразовательной школе № 371 Московского района и на отделениях ЦВЛ «Детская психиатрия».

    При исследовании использовались следующие психодиагностические методики: опросник Басса-Дарки, шкала явной тревожности ОМАБ, проективная методика «Домики», опросник «Страхи», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.

    Нами был проведен сравнительный анализ агрессивности и враждебных реакций (опросник Басса-Дарки) детей, страдающих СДГ, СДВ и практически здоровых.

    С целью выявления уровневых различий определялась значимость различий средних значений. Достоверность различий средних значений определялась с помощью критерия 1-Стьюдента (табл. 1, 2, 3).

    Статистически значимые различия средних значений по показателям агрессивности и враждебных реакций

    контрольной группы и дет гей с СДВ

    Раздражительность 3,6 5,4 р<0,05

    Чувство вины 4,9 7,6 р<0,001

    Обида 3 5,6 р<0,01

    Статистически значимые различия средних значений по показателям агрессивности и враждебных реакций __________контрольной группы и детей с СДГ_________

    Физическая агрессия 5,7 8,4 р<0,01

    Косвенная агрессия 3,1 6,1 р<0,01

    Раздражительность 3,6 8,3 р<0,05

    Вербальная агрессия 5,4 8,2 р<0,01

    Негативизм 1,9 4 р<0,05

    Статистически значимые различия средних значений по показателям

    агрессивности и враждебных реакций детей с СДВ и с СДГ

    Физическая агрессия 6,1 8,4 р<0,05

    Косвенная агрессия 4,3 6,1 р<0,01

    Раздражительность 5,4 8,3 р<0,01

    Вербальная агрессия 6,3 8,2 р<0,01

    Чувство вины 7,6 5,8 р<0,01

    Выяснилось, что дети, страдающие СДВГ с преобладанием невнимательности, чаще, чем здоровые дети, испытывают: раздражительность, то есть, готовы к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость) (р<0,05), чувство вины (р<0,001), обиду, которая проявляется в зависти или ненависти к окружающим за действительные или вымышленные действия (р<0,01).

    Дети с преобладанием невнимательности чаще, чем дети с преобладанием гиперактивности, испытывают чувство вины (р<0,01).

    Дети, страдающие СДВГ с преобладанием гиперактивности склонны больше, чем дети с СДВГ с преобладанием невнимательности, проявлять физическую агрессию, т. е. физическую силу, направленную против другого лица (р<0,05), косвенную агрессию -агрессию, окольным путем направленную на другое лицо или на самого себя (р<0,01), раздражение, т. е. готовность к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость) (р<0,05), вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятья, угрозы) (р<0,01).

    Также был проведен сравнительный анализ тревожности (ОМАБ) детей, страдающих СДГ, СДВ и практически здоровых. Достоверность различий средних значений определялась с помощью критерия 1-Стьюдента (табл. 4, 5).

    по уровню тревожности контрольной группы и детей с СДВ

    Тревожность 5,9 8,3 р<0,01

    по уровню тревожности контрольной группы и детей с СДГ

    Показатель Контроль СДГ Р

    Тревожность 5,9 7,8 р<0,01

    Дети, страдающие СДВГ с преобладанием невнимательности, обладают большим количеством страхов по сравнению с практиче -ски здоровыми детьми.

    У детей, страдающих СДВГ с преобладанием невнимательно-

    сти, отмечается большее количество страхов, чем у детей с СДВГ с преобладанием гиперактивности.

    Был проведен сравнительный анализ количества страхов (опросник Захарова) детей, страдающих СДГ, СДВ и практически здоровых. Достоверность различий средних значений определялась с помощью критерия 1-Стьюдента. Значимые различия представлены в табл. 6 и 7.

    Статистически значимые различия средних значений

    по количеству страхов контрольной группы и детей с СДВ

    Показатель Контроль СДВ Р

    Страхи 8,7 13,8 р<0,01

    Статистически значимые различия средних значений ____________по количеству страхов детей с СДВ и с СДГ _____________

    Показатель СДВ СДГ Р

    Страхи 13,8 5,3 р<0,01

    У детей, страдающих СДВГ с преобладанием невнимательности, отмечено большее количество страхов, чем у детей с СДВГ с преобладанием гиперактивности.

    С целью выявления взаимосвязей в эмоциональной сфере де -тей, страдающих СДВГ с преобладанием невнимательности и гиперактивности, нами был проведен корреляционный анализ. Полученные взаимосвязи показаны на рис. 1 и 2.

    Чувство вины имеет положительные корреляции с уровнем тревожности, обидой, количеством страхов; и отрицательные с раздражительностью, физической и вербальной агрессией, т. е. при увеличении чувства вины у детей, страдающих СДВГ с преобладанием невнимательности, увеличивается тревога, возрастает обида, они начинают большего бояться, и наряду с этим идет снижение раздраженности, готовности к причинению прямого вреда другим и словесным оскорблениям.

    Обида положительно взаимосвязана с уровнем тревожности и отрицательно с раздражительностью, физической и вербальной агрессией, т. е. при увеличении обиды у этих детей повышается тревожность.

    Уровень тревожности положительно связан с количеством страхов, т. е. при повышении тревоги дети, страдающие СДВГ с преобладанием невнимательности, испытывают большее количество страхов.

    Раздражительность положительно взаимосвязана с уровнем тревоги и физической агрессией, которая негативно связана с чувством вины, обидой и количеством страхов, и положительно с вербальной агрессией. Вербальная агрессия также имеет отрицательную взаимосвязь с чувством вины и обидой.

    Рис. 2. Взаимосвязь особенностей эмоциональной сферы детей с СДГ

    Полученные данные позволяют предположить, что дети страдающие СДВГ с преобладанием невнимательности, переживают внутри себя негативные эмоции, связанные с упреками родителей и учителей (за плохие оценки, частую отвлекаемость на уроках и т. д.). На это указывает направленность агрессии на самого ребенка (высокое чувство вины и обиды), снижение агрессии, направленной вовне (физическая, вербальная, косвенная), большое количество страхов и высокий уровень тревожности. В более позднем возрасте это может приводить к различным депрессивным расстройствам, к развитию различных зависимостей.

    У детей, страдающих СДВГ с преобладанием гиперактивности, наблюдается обратная картина. Агрессия у таких детей направлена преимущественно вовне (физическая, вербальная и др.). Это в свою очередь может привести к развитию девиантного поведения в под -ростковом возрасте.

    Таким образом, дети с разными формами СДВГ имеют различия в эмоциональной сфере, что обусловлено медико-

    психологическими особенностями, определяющими тот или иной вариант течения данного заболевания. В связи с этим психокоррекционный подход к таким детям должен быть разным. У детей с СДВ необходимо работать с чувством вины, обидой, страхами, т. е. помочь ребенку выводить негативные переживания вовне. У детей с СДГ необходимо работать с агрессией и тревогой. Наряду с этим очень важной является работа с семьей и учителями, поскольку негативные переживания, которые эти дети испытывают при общении с ними, ведут к описанным выше проблемам. Такая работа должна быть, прежде всего, направлена на объяснение особенностей детей с СДВГ.

    1. Заваденко Н.Н. и др. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности инстенона / Н.Н. Заваденко // Русский медицинский журнал, 2005. — Т.13. — № 12. — С. 828-835.

    2. Лазебник Т.А. и др. Клинико-анамнестические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Т.А. Лазебник // Первый Балтийский конгресс по детской неврологии. Материалы. — СПб.: Человек и здоровье, 2007. — С. 89-90.

    3. Романов А.М., Фесенко Ю.А. Особенности когнитивной и эмоциональной сферы у детей 8-10 лет, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Успехи детско-подростковой психиатрии и психотерапии (исторический и междисциплинарный подход) / Материалы конф. «Мнухинские чтения» 19 нояб. 2007 / А.М. Романов, Ю.А. Фесенко. — СПб, 2007. — С.225-227.

    4. Фесенко Ю.А. Монополярные пограничные психические расстройства у детей / Ю.А. Фесенко. — СПб.: НАУКА-ПИТЕР, 2007. — 232 с.

    5. Фесенко Ю.А. Между здоровьем и болезнью (клинические и психологопедагогические аспекты диагностики и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья): моногр. / Ю.А. Фесенко. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. — 220 с.

    6. Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В., Романов А.М. Профилактика нарушений интеллектуального развития ребенка путем восстановления межструктурных взаимоотношений головного мозга / Ю.А. Фесенко, Е.В. Фесенко, А.М. Романов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 2009. -№2. — С. 4-8.

    Источники:

    http://vospityvaem-detej.ru/deti-shkolnogo-vozrasta/razvitie-jemocionalnoj-sfery-detej-mladshego.html

    https://studfiles.net/preview/2975392/page:3/

    https://infourok.ru/programma-razvitiya-emocionalnovolevoy-sferi-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1311572.html

    https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-stradayuschih-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti