Шпора развитие речи в дошкольном возрасте

Шпора развитие речи в дошкольном возрасте

11 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры:

В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

— роль (главная, второстепенная);

— игрушки, игровой материал;

— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

12 Периодизация развития детской игры.

от предмета, перенос функции с предмета на предмет. Реб учится управлять, планировать и по этому плану действовать, развив речь, выстраив фраз, учится проговаривать.

предметы маленькие, многофункциональные (камушки, палочки, конструктор). Реб начинает конструировать себя сам, примерять на себя наряжаться, реб примеряет на себя образ целости+ платье и они ходят по-другому, разговаривают .он идентифицирует себя с взр., смотрит другими глазами на образ взрослого, я могу взр посочувствовать. Когда реб идентифицирует себя с многими образами , он не знает какой он без образа и с такой игрой не расстается. Среда: много зеркал, одежды.

Вытекает из 1 и2. Строится на межролев взаимодействии. Игра- деятельность спонтанная, строит под реб. Развив речь- диалог. Я учусь общаться, это тренинг социальных ролей. Расширение образа- игра в дочки- матери, игра ради маневров, ради самой игры и дети учатся договарив. Это отражение реальности реб

формир в 6 лет, реб готовится к школе.Это самодостаточная игра, важен результат, который всегда фиксирован. есть предигровой период- дети договарив о правилах, реб подчиняет себе волю. Впервые начин формировколлективно-распред деятельность- речь сворачив до сигнала, как единый организм, единый субъект. Когда реб готов играть по чужим правилам- он уже готов к школе, где приним правила учителя как свои собственные.

5 Режиссерская высшего уровня.

Написать книгу, сделать постановку. Написание детских сочинений, реб учится излагать свои мысли // формир письменную речь.

13 Развитие личности в дошкольном возрасте.

ССР- реб вертится по орбите мира взр, но попасть туда не может.

ВД-игра, направлен на человеч отношения. Игра- моделир деятельность, направленная на воссоздание отношений между взр (семейн, профессион).Наиболее развитая, ведущая-ролевая, складыв постепенно.

Новообр- иерархия мотивов, соподчинение мотивов явл одним из критериев сформ личности по Божович. Особенность- соц мотивы преобладают над непосред желаемыми, появл чувство долга

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Как сдать реферат, курсовую, дипломную на «Отлично»:

Результат поиска выдает все готовые работы по Нашей теме

  • ТОП разделы
  • Некоторые научные специальности и разделы наук

  • Для поиска необходимого раздела, специальности и специализации науки введите

  • Общественные и гуманитарные науки

    В нашей базе есть рефераты, контрольные, лекции, конспекты, методички, курсовые, дипломные работы со всех университетов СНГ и стран мира.

    Энциклопедия поиска решений Ознакомиться с wikikak

    Рефераты, конспекты, лекции, контрольные, курсовые, дипломные работы

  • Новые
  • Технология подготовки и проведения визитов на высшем уровне

    Реферат. Зарубежное регионоведение. Особенности протокола визитов на высшем и высоком уровне. Основные положения государственной протокольной…

    Система национальных счетов (СНС), её развитие и применение в мире и РФ

    Экономическая безопасность. Система национальных счетов. Экономические операции в системе национальных счетов

    Мезобластическое (внезародышевое) кроветворение, гепатолиенальное кроветворение, медуллярный период. English

    Славяно-Арийские Веды о строении Вселенной и истории Человечества

    Славяно-Арийские Веды. Наша Галактика. Индийские племена дравидов и нагов. Древние единицы измерений длины и времени

    Теорія тексту: Ознаки тексту; Рівні тексту; Функції тексту; Засоби здійснення функцій

    Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет Национального исследовательского Нижегородского государственного…

    Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Роль…

    Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители. Система управление: понятие, типовые структуры систем управления. Уровни…

    Підходи до дослідження темпераменту. Методики діагностики темпераменту. Психодіагностика конституційних диспозицій – це діагностика вроджених…

    Шпоры по теории и методике развития речи дошкольников

    Предмет методики развития речи детей дошкольного возраста.

    Интерлингвистика,как научная дисциплина.

    Основные концепции освоения ребенком родной речи.

    Дословесный этап развития речи.

    Освоение детьми лексических единиц, овладение значением слова.

    Овладение детьми звукопроизношением.

    Овладение детьми морфологией и синтаксисом.

    Словообразование в детской речи.

    Развитие коммуникативных навыков у детей.

    Металингвистические высказывания детей и их анализ.

    Особенности белорусско-русского двуязычия дошкольников.

    Методологические основы методики.

    Природоведческо-научные основы методики.

    Лингвистические и психолингвистические основы методики.

    Роль Ушинского в становлении методики обучения детей родному языку.

    Основные положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста, разработаны Тихеевой.

    Современные направления исследований по методике развития речи дошкольников (классификация Ф. А. Сохина).

    Становление методики в Белоруссии.

    Я. Колас основоположник отечественной лингводидактики.

    Цель и задачи развития речи в ду.

    Характеристика методов и приемов развития речи.

    Средства осуществления программы развития речи.

    Программа развития речи дошкольников.

    Методические принципы научения детей белорусскому языку.

    Задачи и принципы словарной работы в ду.

    Понятие звуковой культуры речи.

    Понятие грамматического строя речи.

    Понятие связной речи. Задачи связной речи.

    Диагностика речевого развития речи.

    Факторы развития речи.

    Обогащение словаря детей в первоначальном ознакомлении с предметами и явлениями.

    Обогащение словаря детей в углубленном ознакомлении с предметами и явлениями.

    Методика формирования видовых и родовых понятий.

    Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с общественной жизнью и природой.

    Методика работы над смысловым значением слова.

    Содержание и методика работы по формированию морфологической речи.

    Задачи, содержание и методика работы по формированию синтаксической речи.

    Содержание и методика формирования способов словообразования у детей.

    Методика и этапы формирования правильного звукопроизношения.

    Методика воспитания выразительности детской речи.

    Методика развития речевого слуха.

    Руководство речевым общением в повседневной жизни.

    Беседа как метод диалогической речи.

    Методика обучения пересказу литературного произведения.

    Виды детских рассказов. Требования к ним в разновозрастных группах.

    Методика обучения детей описанию предметов (игрушки).

    Методика обучения дошкольников составлению рассказа по картине, по серии сюжетных картин.

    Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию.

    Методика чтения и рассказывания литературных произведений в разновозрастных группах.

    Содержание и методика развития художественно-речевой деятельности вне занятий.

    Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

    Методика ознакомления дошкольников со словом, его звуковой формой.

    Методика ознакомления детей звуковому анализу слова.

    Планирование работы по развитию речи.

    Использование моделей в развитии речи детей.

    Методика развития речевого дыхания у дошкольников.

    Методика развития речевого голоса у дошкольников.

    Методика ознакомления дошкольников с поэзией.

    Методика ознакомления детей с предложением и составной структурой слова.

    Методика ознакомления с малыми формами фольклора.

    Развитие речи в дошкольном возрасте

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Шуйский государственный педагогический университет»

    Кафедра возрастной психологии

    «Развитие речи в дошкольном возрасте»

    студент I курса 2 группы ФФК

    Галахов Михаил Сергеевич

    Чижова Елена Геннадьевна

    Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка 5

    1.1 Закономерности усвоения речи 5

    1.2 Развитие функций речи в дошкольном возрасте 13

    Глава 2. Особенности развития речи в разные периоды детства 17

    2.1 Развитие речи в раннем детстве 17

    2.2 Процесс развития речи в дошкольном возрасте 29

    Глава 3. Практическое исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста 35

    Список литературы 47

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

    Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

    Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Предмет – процесс развития речи у дошкольников.

    Объект – дети дошкольного возраста.

    Цель курсовой работы – исследовать развитие речи в дошкольном возрасте.

    В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    — изучить развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка;

    — выявить особенности развития речи в разные периоды детства.

    Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин. Это и послужило методологической основой данной курсовой работы.

    Методы исследования темы курсовой работы : анализ и синтез научной психологической литературы.

    Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс

    овладения родного языка

    1.1 Закономерности усвоения речи

    Закономерностями усвоения родной речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды — естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).[34]

    Развивающий потенциал речевой среды, очевидно, окажется тем выше, чем точнее будут учитываться при ее создании особенности языка как предмета усвоения и особенности функционирования языка как речи, а также психология усвоения речи ребенком на разных возрастных ступенях.

    Можно выделить следующие закономерности усвоения речи:

    Первая закономерность : способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и модулировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата, необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом ребенка. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если ребенок работает органами речи.

    Так, в младенческом возрасте предречевые действия ребенка — это артикуляционные и модуляционные голосовые действия (гуление, свирель, лепет, модулированный лепет). Они проходят интенсивнее, если воспитатель принимает в них участие. Гуление, лепет сменяются речью, которая на первых порах — речь вслух, т. е. работа мускулов речевого аппарата, требующая от ребенка значительных волевых усилий. И только после того, как ребенок научится в какой-то степени произвольно управлять мускулами своего речевого аппарата, у него появляется речь внутренняя, т. е. способность совершать артикуляции и модуляции органов речи без звукового сопровождения их. Ребенок может научиться произносить звуки речи в знакомых словах чисто, без дефектов (без пропусков или замены гласных и согласных, без картавости, шепелявости и т. п.) примерно к пятому году жизни: например, двухлетний ребенок вместо шляпа и репка говорит «ляпа» и «ека»; трехлетний — «сьляпа», «лепка» или «репъа»; пятилетний — шляпа, репка. По мере того как ребенок растет, речь его развивается, ему уже не хватает правильно произносимых знакомых слов, взрослые, вводя в его лексику новые слова, должны научить его произносить их все, а также научить модулировать интонацию всех синтаксических конструкций, которыми обогащают речь ребенка.

    Вторая закономерность : понимание смысла речи зависит от усвоения ребенком лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщенности.

    Родная речь усваивается, если развивается способность понимать лексические и грамматические языковые значения, если при этом ребенок приобретает одновременно лексические и грамматические навыки.

    Естественный путь усвоения ребенком родного языка можно представить себе так. Ребенок слышит комплексы звуков и, еще не понимая смысла, произносит их; постепенно он начинает осмысливать лексические значения произносимых комплексов звуков, т.е. соотносить их с определенными явлениями действительности. Его первые предложения — это наборы (ряды) слов.

    Одновременно с лексическими значениями слов ребенок усваивает и свою первую синтаксическую абстракцию: значение отношений предикативности (т. е. отношений подлежащего и сказуемого), значение утверждения или отрицания («это — мама», «это — деда», «это — не папа»). Еще не умея выговаривать слова (не владея мускулатурой своих органов речи), пользуясь указательным жестом руки как неким «универсальным местоимением», ребенок строит свои первые предложения: «ы-ляпа» (это шляпа), «кыр» (сыр), «паха» (черепаха). «Чья это шляпа, Лидонька?» — «Папа!» (Шляпа папина.)

    Лексическое значение своих слов-предикатов ребенок может воспринимать еще как номинативное (называющее единственный предмет), но предикативное значение их он уже понял интуитивно. И это первое понимание грамматического значения — свидетельство зарождения у ребенка важнейшего компонента интеллекта — мышления.

    Итак, человек постигает мыслительную операцию абстрагирования при усвоении отвлеченных лексических значений; этот первоначальный мыслительный навык является ступенькой, поднявшись на которую он оказывается способным постичь и грамматические значения родного языка — предельно абстрактные значения. Грамматические формы родного языка — это материальная основа мышления.

    Третья закономерность : усвоение выразительности речи зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.

    Родная речь усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности.

    Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно), как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности.

    Наличие в языке синонимов и употребление их говорящим делает язык не только средством информации, сообщения, но и средством выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Следовательно, развитие у детей способности чувствовать выразительность чужой речи и выражать словами свои чувства, зависит от усвоения ими синонимии родного языка. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонацию ласки, одобрения, порицания, гнева (в ответ он улыбается, обиженно складывает губы или разражается плачем). Усваивает ребенок и лексические средства выражения эмоций. Выразительность переносного употребления слов и выразительность грамматических средств тоже может быть усвоена ребенком очень рано, но для этого нужно специальное обучение.

    Восприимчивость к выразительности речи можно привить только тогда, когда работа эта начата в самом раннем детстве. Полученная в детстве способность чувствовать выразительность речи дает возможность взрослому человеку глубоко понимать красоту поэзии, художественной прозы, наслаждаться этой красотой.

    Детей нужно учить понимать выразительность речи так же, как учить их воспринимать смысловую ее сторону: показывать им образцы выражения чувств в речи и заботиться о том, чтобы чувства эти дошли до ребенка, вызвали у них ответные чувства.

    Четвертая закономерность : усвоение нормы речи зависит от развития чувства языка у ребенка.

    Родная речь усваивается, если у ребенка появляется способность запоминать норму употребления языковых знаков в речи — запоминать их сочетаемость (синтагматику), возможности взаимозаменяемости (парадигматику) и уместность в различных речевых ситуациях (стилистику).

    Чтобы понять, как развивается у ребенка чувство, лежащее в основе владения лексикой, нужно проследить, как он усваивает значение слов с производной основой. А.Н. Гвоздев, М.А. Рыбникова, наблюдая за появлением в речи ребенка производных слов, приходят к убеждению, что, прежде всего ребенок усваивает смысл отдельных аффиксов. Например, если он образует «свои» слова — «примолоточил», «бездверный» (избушка Бабы Яги), «кусастая» (собака), то это значит, что ему ясен смысл приставок при-, без-, суффикса -аст-. Следовательно, если ребенок понимает уже смысл корней и аффиксов каждого в отдельности, то он может почти безошибочно понять и смысл слова, состоящего из данных морфем, хотя бы он раньше и не встречал этого. Конечно, «знание» это — интуитивное, оно может оказаться неточным и даже неверным, но это уже исключение, а не правило. Следовательно, закономерность, облегчающая человеку усвоение (запоминание) нескольких тысяч слов, составляющих лексику его родного языка, состоит в способности запоминать смысл элементов слова и правильно употреблять их в речи.[9]

    Так же без видимых усилий усваивает ребенок синтаксис, прежде всего — словоизменительные морфемы (окончания существительных, прилагательных, глаголов и формообразующие суффиксы). «Вы замечаете. — говорил К.Д. Ушинский, — что ребенок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его, спрягать и соединять с другими словами совершенно правильно. ». «Рабочим механизмом», позволяющим ребенку удерживать идеальные конструкции родного языка и оперировать ими в речи, является память; память — основное средство развития чувства языка. [33]

    Пятая закономерность : усвоение письменной речи зависит от развития координации между устной и письменной речью. Письменная речь усваивается, если образуется способность «переводить» звучащую речь на письменную.

    При обучении чтению и письму к работе органов речи подключается еще работа мышц глаз и пишущей руки, но глаза и рука не могут выполнять речевых функций (читать и писать) без одновременной работы мускулов речевого аппарата. «Письменная речь для ребенка, — пишет Н. С. Рождественский, — это второй этап в овладении речью вообще». [23] И особенность усвоения ее состоит в том, что «слова устной речи являются знаками для реальных предметов и их отношений; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи». Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

    Искусственно организованная речевая среда для обучения письменной речи будет оптимальной лишь в том случае, если дидактический материал будет предъявляться детям одновременно в звуковой и письменной форме (для сопоставления).

    На первом этапе обучения письменной речи (чтение и письмо в подготовительной группе) ребенок «переводит» неизвестное ему — буквы — на известное — слышимые слова. Если на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе детей не учат читать с правильной интонацией, они, во-первых, получают неполные знания по грамматике, что ведет к непониманию смысла слышимой речи, к неумению точно выражаться; во-вторых, не усваивают выразительной (стилистической) стороны речи; наконец, незнание ритмомелодических рисунков синтаксических конструкций затрудняет в дальнейшем усвоение пунктуации.

    Шестая закономерность : темпы обогащения речи зависят от степени совершенства структуры речевых навыков.

    Естественный процесс усвоения родного языка, обогащение речи ребенка новой лексикой и новыми конструкциями происходит тем скорее, чем совершеннее его речевые (особенно фонетические и грамматические) навыки.

    Эту закономерность наблюдают постоянно воспитатели детского сада: чем более развита речь ребенка, тем легче он запоминает стихи, сказки, рассказы, тем точнее он может передать их содержание.

    Итак, существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка.

    1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка. Развиваются кинестезические (речедвигательные) ощущения.

    2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.

    3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.

    4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка. При этом развивается память ребенка.

    5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую. При этом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.

    6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее ребенком идет быстрее и легче.

    Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

    Заходим на сайт allRefs.net, вводим в поиск название нужной темы

    На их основе создаем нужную нам работу и сдаем ее на «отлично»

  • Рекомендуем
    • Виды работ и материалов

      Лекции, рефераты, курсовые со всех ВУЗов:

      А Вы знали о существовании wikikak.org – свободного поиска общего решения вопроса ли проблемы?

    • Кто-то сейчас читает
    • Популярные
    • Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона».

      Демократія – форма управління, політичний лад, за якого верховна влада належить народові.

      Гемоцитопоэз. Эмбриональное кроветворение

      Є різні види текстів. Текст і психологія авторської творчості. Особливості тексту як цілісного утворення. Текст у виданні. Організуюча функція,…

      Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет
      Экономическая информация
      Даты и термины по Истории ОГЭ, ЕГЭ

      С древнейших времен до начала 17 века. Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Индустриализация. Государственная Дума.…

      Реферат з основ психодіагностики. Особливості діагностики конституційних диспозицій особистості

      Сайт для воспитателей детских садов

      Семинар-практикум для родителей

      «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка»

      Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

      Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

      Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.

      Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребенка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие речи и мышления ребенка, успешное обучения в школе.

    • Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
    • Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
    • Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
    • Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
    • Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
    • Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
    • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
    • Методы и приёмы образовательной деятельности:

    • наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
    • информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;
    • словесный – описание и объяснение;
    • игровой – использование игр для организации деятельности;
    • практический.
    • Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.
    • Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
    • Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
    • Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.
    • Повысить уровень развития речи детей.
    • Теоретическая часть. Презентация

      Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка

      Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

      Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, через несколько месяцев ваши дети пойдут в первый класс. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

      Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и не уделяют должного внимания тому, как они говорят.

      А вспомните, ещё совсем недавно мы переживали за речь наших детей. Когда дети были маленькими, мы очень ждали, когда они произнесут первое слово, когда начнут говорить активно. Ведь так? И сейчас, мы предлагаем вам задуматься о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

      Предлагаю вам подумать, по каким критериям можно судить о нормальном развитии речи.

      Предлагаю родителям выбрать качества речи, выложенные на слайде (3):

      — отсутствие ошибок в согласовании слов;

      — умение правильно употреблять глаголы;

      — уметь пересказывать тексты;

      Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. (Слайд 4.)

      Сейчас я предлагаю вам прослушать «Весёлые рассуждалки» ваших детей. (Включаю аудио запись высказываний детей.)

      Рассмотрим, с какими проблемами мы столкнулись (слайд 5):

      • односложная речь (состоит из простых предложений);
      • речь бедная (недостаточный словарный запас);
      • слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);
      • неграмотные вопросы (неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос);
      • не могут логически выражаться;
      • речь не выразительна;
      • плохая дикция.
      • На занятиях по развитию речи детей в подготовительной группе мы учим понимать и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

        Работа по развитию речи ведется по таким направлениям: (слайд 6)

      • воспитание звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки — водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);
      • обогащение активного и пассивного словаря;
      • формирование грамматического строя речи (учим согласовывать существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во множественном и единственном числе);
      • развитие связной речи (учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова).
      • Для повышения результативности работы по развитию речи целесообразно использовать словарь, как эффективный метод. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. (Слайд 7.)

        В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. (Слайд.)

        Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

        На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. (Слайд 8.)

        В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

        Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка на уровне получения дошкольного образования является развитие диалогической и монологической речи — чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса – использование его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сюжетно-ролевых игр и др.)

        Практическая часть. Игра.

        «Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить».

        Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь. (Слайд 10.)

        Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

        Игра «Подбери признак».

        Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

        Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.

        Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые.

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

        Шуба (какая?) — меховая, теплая…

        Игра «Найди противоположное слово».

        В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.

        Сахар сладкий, а лимон . (кислый).

        Луна видна ночью, а солнце . (днем).

        Огонь горячий, а лед . (холодный).

        Тополь высокий, а шиповник . (низкий).

        Река широкая, а ручей . (узкий).

        Камень тяжелый, а пух . (легкий).

        Редька горькая, а груша . (сладкая).

        Цель игры — развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

        «Ученье — свет, а неученье — тьма».

        «Меньше говори, а больше делай».

        «Труд кормит, а лень портит».

        «Готовь сани летом, а телегу зимой».

        «Большая работа лучше большого безделья».

        «Лето собирает, а зима подъедает».

        «Чужбина — калина, родина – малина».

        Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

        Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

        — Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

        Он на севере живет, вместо сена мох жует.

        — Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

        Разлинованы лошадки от копыт до головы.

        — Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты,

        черненькие глазки, остренькие зубки.

        — Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

        — Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

        Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

        Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

        Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

        Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

        Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

        Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

        Игра «Назови лишнее слово»

        Среди имен существительных

        Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

        Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

        Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

        Среди имен прилагательных.

        Грустный, печальный, унылый, глубокий;

        Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

        Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.

        Думать, ехать, размышлять, соображать;

        Бросился, слушал, ринулся, помчался;

        Ненавидеть, презирать, наказывать;

        Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

        Пришел, явился, смотрел;

        Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

        Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

        Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

        Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

        И в завершении рекомендации (слайд 11):

      • Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
      • Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
      • Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
      • Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.
      • Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
      • Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.
      • Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.
      • Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
      • В качестве методической и практической помощи для использования дома я подготовила для вас тематическую картотеку игр «Обогащение словарного запаса».

        1. Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе. З.А.Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.
        2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», «Просвещение» Москва,1976
        3. Евдокимова Н.В, Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007
        4. Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Просвещение» Москва,1988
        5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: просвещение, 1990.
        6. Ушакова О. С., А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина: под ред. О. С. Ушаковой. – Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей . М.: Изд. Института Психотерапии, 2001.
        7. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва «ВАКО» 2008.- 336с.

        Источники:

        http://www.newreferat.com/ref-17501-3.html

        http://allrefs.net/c13/1lkik/p1

        http://www.twirpx.com/file/1100094

        http://heapdocs.com/files/kursovaya_rabota_po_psikhologii

        http://allrefs.net/c13/1lkik

        http://dohcolonoc.ru/rabota-s-roditelyami/12050-seminar-praktikum