Скульптуры для детей дошкольного возраста

Восприятие скульптуры детьми дошкольного возраста

В теории дошкольного воспитания очень незначительная часть работ посвящена изучению роли произведений скульптуры в эстетическом воспитании дошкольни­ков (исследования Г.М. Вишневой, Н.Б. Халезовой, М.А. Гончаровой).

В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры (монумен­тальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии ими пластического образа необходимо научить детей понимать специфику «языка» скульптуры, дающей трех­мерное изображение предмета в реальном пространстве и обогащающей новыми способами художественного видения. В отличие от живописи и графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Скульп­тура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или дина­микой композиции, фактурой и цве­том материала.

Учитывая возрастные особеннос­ти детей дошкольного возраста (спе­цифику психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно использовать прежде всего скульптуру малых форм анималистического жанра.

По данным Г.М. Вишневой, в некоторых детских садах скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако методикой работы с нею вос­питатели не владеют.

Дети седьмого года жизни правиль­но определяют назначение скульпту­ры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) от­дельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пла­стику, как правило, не смешивают с игрушкой. Дети шестого года жиз­ни чаще смешивают скульптуру с иг­рушкой, не всегда понимают декора­тивную функцию мелкой пластики. У тех и других отсутствуют в речи слова: «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памят­ник», «сувенир», «делают люди на за­воде», «на работе». Данные представления о скульптуре сложились у детей в их стихийном образе.

Не понимая выразительнос­ти объемных форм «языка» скульптурной композиции, значение круго­вого обзора при ее восприятии, дети не всегда могут достаточно полно выра­зить свой замысел в лепке.

При рас­сматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного: «она как настоящая», «эта лиса похожа на живую, а другая очень тонкая, палочная лиса» (условное изображение лисы).

Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры часто вводит дошкольников к неправильным суждениям. Например, рассматривая скульптуру из чугуна, ребёнок замечает: «Черный олень, как молоток, не может быть красивым».

Восприятие же фигурок из фарфора не вызвало у детей отрицательных реакций, им нравится его белый цвет, гладкая фактура, яркость окраски.

В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы, цвета, фактуры: «У большого оленя голова, спина, ноги более гладкие (плавная линия), видно, что он спокоен. У олененка горбинки на спине, ноги согнуты. он боится, дрожит. он не спокоен».

У детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано эстетическое восприятие скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства. Для них характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа.

Педагоги в своих исследованиях отмечают существенные различия эстетическо­го восприятия скульптуры у младших и старших дошколь­ников. В.А. Езикеева установила, что для малышей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечат­ления у них возникают чаще от сен­сорных свойств и качеств. Только в старшем дошколь­ном возрасте появляется способность воспринимать выразительные сред­ства художественного произведения. При восприятии скульптуры дети по­нимают ее назначение, узнают образ.

Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, от­дельными яркими сенсорными при­знаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре проявляется в мимике, активных действиях-обследованиях. Дошкольники могут самостоятельно характеризовать скульптуру, пони­мают пластику движения, вырази­тельность окраски. У них возникают эстетические эмоции, оценки скульп­турного образа: «Корова кажется доб­рой, она голову повернула и не бода­ется», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному пе­редает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, услов­ность цветовой окраски, вниматель­нее рассмотреть скульптуру с разных сторон. Н.Б. Халезова считает, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм дол­жно быть не только зрительным, но и тактильным. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребенок запоминает ее при помощи мышечного чувства пальцев и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По ее мнению, в формировании пластического обра­за в лепке наиболее значим этап об­следования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем вни­мание ребенка направляется на отдельные части, детали. Важность восприятия целостного образа отме­чали в своих исследованиях Э.Г. Пи­люгина, Н.А. Курочкина и Г.В. Пантюхина, изучавшие сенсорные осно­вы лепки.

Н.Б. Халезова предлагала детям принимать позу ка­кого-нибудь персонажа после слуша­ния текста и рассматривания скульп­туры. Подобный прием помогал им лучше понять и увидеть образ.

Изучение педагогического опыта И.Я. Котовой свидетельствует о дей­ственности такого приема. Так, перед занятием по лепке фигурок «лыжни­ков», дети катались с горы. Обучая их различным приемам ходьбы на лыжах — спуску с гор, подъему на гору, педагог фиксировал внимание на по­ложении рук, ног, правильности осан­ки. Этот метод помог детям в процес­се творчества: каждый ребенок старался передать уже знакомую ему пластику движений, позу, наклон фигуры лыжника и т.д. Использование скульптуры на за­нятиях по лепке значительно обога­щает процесс создания детьми плас­тического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для переда­чи своего замысла.

Обучение способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последователь­ный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выра­зительных средств (материал, компо­зиция, силуэт) помогает осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают детям возможность делать выво­ды, рассуждать, сравнивать пласти­ческие образы. Разнообразие скульп­турных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обо­гащает детский сенсорный опыт, а не­большие размеры скульптуры малых форм делают ее доступной восприя­тию каждого ребенка.

Скульптура малых форм анима­листического жанра эсте­тически обогащает старших до­школьников, дает им возмож­ность получать новые знания о животных, у детей формируются гуманные чувства к ним.

Специально отобранные педагогом произведения скульптуры малых форм доступны эстетическому вос­приятию дошкольников благодаря ее специфике, так как:

• выполненные в лучших традици­ях реалистического искусства об­разы этой скульптуры не содер­жат непонятных символов, алле­горий; обобщенность, типичность персонажей передается автором в узнаваемой художественной фор­ме, что помогает детям понять индивидуальность образа;

• особая эмоциональность анима­листической скульптуры малых форм, камерность ее содержа­ния, выраженная интимность по­ведения персонажей делают эту скульптуру близкой ребенку, по­буждают к общению с ней;

• жизненность и условность скуль­птурных образов животных, вы­полненных в декоративном мате­риале сильно уменьшенными, де­лает их «нестрашными» для детей;

• скульптурный материал мелкой пластики может вызвать у детей желание любоваться декоратив­ностью цвета, окраской, факту­рой поверхности и т.д.;

• небольшие размеры позволяют видеть скульптуру мелкой плас­тики в совокупности всех частей, а приближенность к детям во вре­мя рассматривания создает усло­вия для общения с ней не только зрительным, но и тактильным способом, что значительно обога­щает эстетическое восприятие ребенка.

Ознакомление детей со скульптурой малой формы — один из путей развития творческих способностей

Светлана Сергеевна Камина

Ознакомление детей со скульптурой малой формы — один из путей развития творческих способностей

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СКУЛЬПТУРОЙ МАЛОЙ ФОРМЫ- ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ВОСПИТАТЕЛЬ — КАМИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Скульптура один из видов изобразительного искусства. В отличие от

живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический

материал. В окружающей действительности дети встречаются с

произведениями скульптуры разных видов (монументальной — монументы,

памятники; станковой — украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм — ЭТО вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор).

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

Васильевой, раздел по ознакомлению со скульптурой был впервые введен

только в 1985 году. В разделе «Изобразительное искусство» намечены задачи по ознакомлению со скульптурой малой формы:

• Воспитывать у детей интерес к скульптуре, эмоциональную

отзывчивость к образу, бережное отношение как к произведению

• Понимать содержание скульптуры;

• Учить выделять выразительные средства (объемную форму,

характер движения, выражение лица, характер образа,

Познакомить с работой скульптора

Ни для кого не секрет, что порой взрослые проходят мимо скульптуры и

не замечают ее красоты. Поэтому, я считаю, что знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка. В условиях детского сада — это занятие лепкой,процесс создания скульптурного произведения.

Понятно, что ребенок 3-4 лет не способен к восприятию

профессионального искусства, но то окружает, что ему близко, в

повседневной жизни вполне доступно для освоения.

Мы придерживаемся в работе принципа «о т простого к сложному». Этот

принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала.

Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий, нельзя ставить перед ним

непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить.

Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета.

Дети четырёхлетнего возраста, должны работать по определенному

образцу, а чем старше и опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им должно предоставляться. В средней группе, учитывая возрастные особенности детей, мы, прежде в се го, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы -анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, это так же помогает детям больше узнать о животных. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре именно анималистического жанра. Она вызывает больше положительных эмоций, это ближе и понятнее им.

В связи с этим, на занятиях мы в основном создавали скульптурки

животных (собака, кошечка, утка, медведь и др.). Прежде, чем приступать к созданию образа того или иного ЖИВОТНОГО мы организовывали обследование, дети имеют возможность аккуратно подержать, погладить,посмотреть со всех сторон предлагаемый образец. Для чего? Ребенок запоминает форму предмета при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы его изображения. Так же, чтобы лучше понять образ в скульптуре, мы находили стихи,загадки, интересные описания того животного, о

котором шла речь. На протяжении года, дети получали

элементарные знания о скульптуре, которые дают

возможность сравнивать образы, рассуждать, делать

выводы. Они научились передавать особенности

внешнего вида животных: форму туловища, ушей, лап,

мордочки, длину хвоста; передавать детали: нос, глаза.

В старшей группе стоит задача научить детей видеть выразительные

средства, видеть выразительность образа. На выразительность образа

влияют пропорции фигурки, движения, пластичность. Чем старше дети, тем они глубже оценивают характер образа, его настроение (грустный,

задумчивый, веселый, хитрый). На ряду, с анималистической скульптурой мы добавили фигуру человека.

Конечно, ребенка пугает перспектива того, что он не справиться с

работой. И здесь мы придерживаемся того же метода, что в рисовании — все состоит из геометрических фигур, в лепке — формы (объемные фигуры).

Стараемся подбирать темы, которые позволяют каждому ребенку на основе своего жизненного опыта «по-своему» (как автору скульптуры) придумать сюжет. Например, тема «Цирк», Здесь могут присутствовать как знакомый уже ребенку анималистический жанр (создание образа животных, так и человека. Так как в старшей группе правила создания скульптурных образов усложнились (мы стараемся добиваться их исполнения в движении, то дети с опаской принимаются за работу. И вот не так давно, я прочитала об интересном приеме, который используют в студии при Третьяковской галереи. Он помогает лучше понять работу скульптора. Этот метод заключается в следующем — дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором», а другой «материалом», из которого

«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу,находит необходимое движение рук, ног, головы и пр. ,

добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием

исполняют оби роли. И что самое главное, подобные

игры побуждают детей к активной деятельности.

Цирковых животных, клоуна мы сначала «лепили» в

игре, дети целостно воспринимали скульптуру. Затем

проанализировали, из каких объемных форм может

состоять фигура и как их соединить в целое. Обсудили,

как легко добиться нужного движения при создании

образа — штангиста, акробата и т. д, Какими деталями можно дополнить образ (бантик, мячик, трапеция, гиря и пр. ]. Образцом служи ли только предлагаемые формы — шар, цилиндр. Детям предоставлялась возможность проявить фантазию, воображение.

Если вы обратите внимания, то увидите, что все фигуры по данной теме

созданы по единому примеру, но в разных движениях. Я считаю, что на

данном этапе, главное добиться того, чтобы каждый ребенок понимал, нужно обязательно «вдохнуть жизнь» В своего персонажа, путем передачи движения.

Мы не требовали от детей сразу передавать в своей работе и движения и настроение образа. Давали время привыкнуть, понять, как можно добиваться разных положений скульптуры. Постепенно акцентировали их внимание на том, что образ может иметь разный характер, настроение. И когда мы приступили к выполнению работы на тему «Танцующая девочка»,предварительно поиграв в скульпторов и создав несколько вариантов танцующих девчонок, обратили внимание, что наши живые скульптуры выражают разную мимику на лице, детей это не испугало. И в работах можно увидеть эту мимику. Кто — то улыбается, кто-то серьезен, кому-то «подкрасили» глаза тенями. Пусть пока неумело, не так пластично и органично, но дети понимают, что их скульптура должна показывать без слов, то, ЧТО они, как «скульпторы» хотели передать в своей работе. На данном этапе обучения, я считаю, что это важно. А приемы, методы лепки,аккуратность будут оттачиваться практикой, Например, тема «Птицы». Детям было дано задание — загадать птицу, не говоря об этом никому и затем изобразить ее, так, чтобы все смогли узнать ее. Для детей это игровая ситуация, а мы преследовали цель — путем выразительных средств передать образ задуманной птицы. И многие с этим справились. Мы увидели голубя, попугая, воробья, утку. В данном задании отсутствовал образец. Дети могли пользоваться только полученными ранее знаниями и проявлять творчество.

Для развития творчества важны не только навыки и умения, надо

научить ребёнка эстетически воспринимать образы в скульптуре. Мы

предлагали детям немного поиграть с богородской игрушкой, с матрешками.

Составляли композицию из дымковских игрушек. При рассматривании работ народных умельцев обращали внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: (две матрешки, а какие разные). И дети с удовольствием играли, сравнивали их.

В качестве фактора, снимающего напряжения, стимулирующего

деятельность детей, на занятиях используем музыкальное сопровождение.

Это создает эмоциональный фон, развивает художественную культуру.

Постепенно дети накопят знания об особенностях творческой работы

скульптора, художественный опыт. Каждое последующее занятие будет

закреплять полученные знания, практически е умения, и давать новые.

Создавая произведение, скульптор, естественно, не рассчитывает на

особенности восприятия ребенка дошкольного возраста. Эта задача ложится на воспитателя, который должен уметь подбирать скульптуру для занятий с детьми. К сожалению, в нашей группе очень мало образцов скульптуры малой формы и методический кабинет не всегда может в этом помочь. Нам приходится искать изображения на фото, но в данном возрасте, дети не могут представить себе изображенную на фотоскульптуру в трехмерном изображении. Хотелось бы, чтобы при возможности детский сад закупил разные варианты скульптур малой формы.

Помимо пластилина, мы используем в своей работе тестопластику. С

помощью соленого теста мы готовим сувениры для родителей на праздники.

Это позволяет показать детям значимость и полезность их труда. На

следующий год мы планируем использовать на занятиях глину.

Разнообразие материала положительно влияет на развитие сенсорных

Чтобы стимулировать детей к проявлению творчества мы предлагаем им

поиграть со своими поделками.

Работая с формой, дети учатся придумывать и изображать свои формы, а

также комбинировать из отдельных фигур сложные образы.

Применяемые методы и приемы обучения на занятиях (творческие

задания, беседы, сопоставление двух скульптур разных по выразительности,игровые ситуации) побуждают детей к активной, творческой,самостоятельной деятельности.

Перед воспитателем стоит очень сложная задача — научить ребенка

видеть скульптуру, любоваться ее красотой. Каждый воспитатель найдет

свои приемы обучения. Главное затронуть чувства детей и тогда многое

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: » Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в.

Дидактическая игра «Лото Профессии» для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста.

Автор: Климова О.В.

● Закрепить знания о профессиях

● Активизация словаря, пополнение словарного запаса

● развивать память, речь, мышление

● Ранняя профориентация дошкольников,

● Уважение к труду взрослых

В игре могут участвовать от 2х до 16 игроков.

Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо профессией. Справа от изображения размещены 3 пустых поля. Один ребенок может взять от 1 до 2-3 карточек.

Воспитатель (водящий) перед собой раскладывает разрезные карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к профессиям. Далее, воспитатель наугад поднимает карточку, называет предмет. Игрок, на карточке у которого имеется соответствующая названному инструменту профессия, берет карточку, накладывает её на пустой квадрат.

Выигрывает тот участник, который первым закроет все 3 пустых поля.

Карточки для игры (16шт)

Номер материала: ДБ-493902

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Консультация для воспитателей «Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой»

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.

Воспитатель предлагает всем детям «пойти» на выставку и рассмотреть скульптурные работы. Дети с интересом осматривают мини-скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства, используя выразительные средства скульптуры. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала. Так, у шестилетних детей воспитатель спрашивает, чем скульптура отличается от живописи и книжной иллюстрации. Если они не смогут ответить, то педагог в доступной форме объясняет, что в скульптуре в отличие от рисунка передается объемно-пространственное изображение.

Рассмотрев с детьми несколько фигурок, педагог подводит их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала (камня, фаянса, глины, дерева и др.). Затем предлагает старшим дошкольникам самостоятельно определить, из какого материала выполнены остальные фигуры, представленные на выставке. Очень важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. Так, например, рассматривая скульптуру из фаянса «Медвежонок», надо показать, как скульптор сумел передать тревогу и испуг своего героя. Оставшись без мамы-медведицы в большом лесу, медвежонок в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить: идти вперед или нет.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МДОУ №110 Ярославля

Шухова Анна Васильевна

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике — самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

В своей свободной деятельности ребёнок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности с взрослым. Самостоятельная активность ребёнка создаёт необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности[4].

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребёнка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой

замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Возможности самостоятельной художественно- творческой деятельности:

развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

Специфика самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

Г. Г. Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях[1]:

она возникает по инициативе детей;

ребёнок сам определяет цель;

сам находит средства для её воплощения;

планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

4. Условия проявления самостоятельности.

Одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т. д.).

Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога. Он базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

Современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий – чуткого руководства, в случае, если ребёнок отдаёт предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход. Внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребёнку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.

Немаловажной выступает и организация личностно — ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Она должна быть направлена на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности

как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т. п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей — является еще одним немаловажным условием для развития художественно — творческого развития детей.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только

впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по — своему. Вместе с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т. д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.

Для более тесного контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей, анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.

Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности.

В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности — детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т. п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

Организация художественно-эстетической развивающей среды

Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки,

игрушки из соломы.

Книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев,

Художественные картины (репродукции). Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

Скульптура малых форм, изображающая животных

Натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

Пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; Шишкин. Сосновый бор.

Портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином (живопись).

Книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л. Токмакова, Л. Владимирского.

Скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

Старшая, подготовительная группы

Натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

Пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

Портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

Жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

Книжная графика: иллюстрации художников-сказочников;

Художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

Рассказы о животных;

Рассказы с нравственной тематикой;

Прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.

Плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.

Скульптура малых форм

Монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

Декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

Станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.

Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей

репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

фоны разного цвета, размера и формы изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши (в соответствии с возрастом детей).

кисти разных размеров, «тычки».

подставки для кисточек.

стаканчики для воды.

салфетки для кисточек.

палитры для смешивания красок.

инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик.

глина, пластилин, соленое тесто.

скульптуры малых форм, иллюстрации.

скалка для раскатывания глины.

салфетки для рук

инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

иллюстративный материал по ближайшей теме.

фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).

бумага, картон разного качества и размера.

лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

подставки для кистей и кисти.

салфетки для разглаживания деталей и для рук.

ножницы на подставке.

ведро и тазик для обрезков.

инвентарь для уборки

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности:

разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

потребность закрепить тот художественный опыт[15], который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами, создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.

Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, даётся колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения,

дети получают больше возможностей для творчества. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету.

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более

сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, парафиновая техника, набрызг, пластилинография, бумагопластика и другие.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов детей, а также с учётом индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей каждого ребёнка.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребёнок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет значение для развития полноценной личности ребёнка. Такие авторы, как Г. Г. Григорьева, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, одним из важных условий развития и активации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путём выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путём оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности, необходимому для всестороннего развития личности дошкольника[6].

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 1999.

2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду М. Просвящение 1978.

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду М. 1988.

4. Михайленко Н. Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания, журнал Дошкольное воспитание №5-6 1992

5. Скибина Е. Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. Журнал Дошкольное воспитание №12 1984.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет М. 2007.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Консультация для воспитателей «Игра — самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Сопровождающий текст к презентации «Игра-самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня рассмотрим.

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том,.

Самостоятельная творческая деятельность детей «Наш миша» Хочу с вами поделиться, чем наши дети любят заниматься. С летом в этом году нам не повезло:холодно и часто шли дожди. Поэтому мы, находясь.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Источники:

http://helpiks.org/6-86738.html

http://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie-detei-so-skulpturoi-maloi-formy-odin-iz-putei-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei.html

https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-loto-professii-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1915929.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-metodika-oznakomleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-so-skulpturoy-1937747-page4.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-samostojatelnaja-hudozhestvenaja-dejatelnost-detei-doshkolnogo-vozrasta-shuhova-a-v-mdou-110-jaroslavl.html