Смысл духовно-нравственного воспитания детей

Духовно-нравственное воспитание школьников (ФГОС): мероприятия

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. Духовно-нравственное воспитание школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как духовный наставник, может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя — возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм — главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании — это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности — большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании — духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей — главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству — две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма — модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе — взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель — Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников — это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания — это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.
  • Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

    Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

    Педагог как ключевая фигура

    Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

    Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

    В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

    Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

    Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности — методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

    Мировоззренческая эрудиция

    Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля профессиональной деятельности, общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей — христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

    Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  • Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  • Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  • Становление гражданственности, национального самосознания (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).
  • Путь развития профессиональной компетентности

    В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

    Гармония жизни современного учителя

    1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви — относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
    2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
    3. Гармония с Абсолютом Добра — любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.
    4. Принципы духовного воспитания

      Опыт христианского православного воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

      Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир — глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность — нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

      Вера — естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она — основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

      Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

      Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

      Следует всегда помнить наставления Иоанна Златоуста: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».

      О некоторых категориях и правилах нравственного воспитания детей

      Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

      Нравственное воспитание начинается в семье

      Что такое нравственность

      Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

      Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

      Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже самопожертвования.

      При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

      Что такое нравственное воспитание — определение

      Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

      Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

      Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

      Задачи духовно-нравственного воспитания

      При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

      • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
      • создание начальной системы нравственных ценностей;
      • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
      • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
      • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

      Что нужно знать об этапах нравственного развития

      Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

      Теория нравственного воспитания -цели и результаты

      Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

      Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

      На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

      Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

      В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

      Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания «что такое хорошо, и что такое плохо», создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

      Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

      Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

      После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

      Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

      Направления нравственного развития школьников

      Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

      Как сформировать основы нравственного мышления

      Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

      Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

      Методологические основы нравственного воспитания

      Умение помнить о других — необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

      Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

      Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить «правильно». Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

      Внеклассная работа — посещение библиотеки как метод воспитания

      О чем нужно помнить родителям

      Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

      Цели воспитания нравственности

      Как добиться результата

      Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

      Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

      В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

      Непрерывность воспитания нравственности

      Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

      Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

      Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

      В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

      2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

      Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

      В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

      готовность и способность к духовному развитию, нрав-ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

      готовность и способность к реализации творческого по-тенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо-ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду-ховно-нравственной установки «становиться лучше»;

      укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

      формирование морали как осознанной личностью необходи-мости определённого поведения, основанного на принятых в об-ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

      развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре-бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

      принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

      готовность и способность выражать и отстаивать свою об-щественную позицию, критически оценивать собственные на-мерения, мысли и поступки;

      способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ-

      ственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость

      трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ-ность к преодолению трудностей;

      осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

      свободолюбие как способность к сознательному личност-ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде-лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко-лениями;

      укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по-колениями.

      В сфере общественных отношений духовно-нравственное

      развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

      осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

      готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

      развитость чувства патриотизма и гражданской солидар-ности;

      заботу о благосостоянии многонационального народа Рос-сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со-гласия;

      осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

      понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

      бережное отношение к жизни человека, забота о продол-жении рода;

      законопослушность и сознательно поддерживаемый граж-данами правопорядок;

      духовную, культурную и социальную преемственность по-колений.

      В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно со-действовать:

      формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

      укреплению и совершенствованию демократического фе-деративного правового государства с республиканской формой

      повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

      повышению эффективности усилий государства, направ-ленных на модернизацию страны;

      укреплению национальной безопасности.

      Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей совре-менной государственной политики Российской Федерации. За-конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

      Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

      Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

      Содержание духовно -нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальны-ми ценностями и приобретает определённый характер и направ-ление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не-отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи-вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, форми-рующей образ жизни народа и сознание человека.

      Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

      • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции,

      чувства ответственности за свою страну;

      общее образование, выстраивающее партнёрские отношения

      другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравствен-ное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе-дагогики, собственного педагогического опыта, является педа-

      гогический коллектив общеобразовательного учреждения;

      • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще-образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия об-щества и государства.

      Таким образом, сфера общего образования призвана обеспе-чивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданствен-ности, принятия гражданином России национальных и общече-ловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

      Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессио-нальные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

      культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

      российской гражданской нации;мирового сообщества.

      Духовно -нравственное развитие и воспитание личности на-чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про-ецируются на отношения в обществе и составляют основу граж-данского поведения человека.

      Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни

      1его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци-альное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,

      «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

      Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры много-национального народа России. Важным этапом развития граж-

      данского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

      Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные бо-гатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

      Важным свойством духовно-нравственного развития гражда-нина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

      Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразо-вательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и после-довательную идентификацию обучающегося с семьёй, куль-турно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

      Разработки уроков для учителей

      Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

      Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

      «общечеловеческие ценности на уроке самопознание» внеклассное мероприятие по самопознанию с благотворительной акцией .

      Цель: Через уроки Самопознание, создать условия для формирования общечеловеческих ценностей и проявления качества бескорыстное служение обществу с участием в благотворительной.

      Жизнь — бесценный дар. 9 класс Разработка поурочного плана, в соответствии с идеями Программы «Общечеловеческие.

      Жизнь — бесценный дар. ЦЕЛЬ: Расширение представлений старшеклассников об идеях Программы ОЧЦ на уроках самопознание о праведном поведении через осмысление своего.

      Разработка поурочного плана «Учимся понимать красоту природы» с идеями Программы «Общечеловеческие ценности на уроке.

      «Учимся понимать красоту природы» Цель урока: развивать эстетическое восприятие природы и умение понимать ее ценности. Задачи: –.

      План урока естествознания, интегрированного с предметом «Самопознание»

      ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Тема: «ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ» ЦЕЛЬ: «ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СВОЕГО РЕГИОНА, ЧЕРЕЗ.

      Презентация портфолио слушателя курсов «Общечеловеческие ценности на уроке самопознания»

      Планы двух уроков самопознания. Поурочный план самопознания в 5 «Г» и 9 «Б» классах. План интегрированного урока естествознание в 5 «Г».

      На крыльях творчества Самопознание 8 класс «Общечеловеческие ценности на уроке»

      Соответствие урока требованиям программы нравственно-духовного образования «Самопознание»: в цели должна быть отражена ценность, выявляемая на уроке, и её.

      Историческая викторина «Состязание полисов»

      Историческая викторина в форме командной игры для учащихся 5-х классов по итогам изучения раздела "Древняя Греция". Учебник "История Древнего мира".

      Добавить эту разработку

      Патологическое горе и причины его возникновения

      Состоит в том,что как пережить человеку горе и как действовать в таких ситуациях

      «Бег на средние дистанции, как средство развития скоростно-силовых качеств»

      Цель: Использование кроссовой подготовки для развития выносливости и всестороннего, гармоничного развития детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Обучение технике бега на.

      Вариант решения задачи 11 ЕГЭ по информатике. «Рекурсивные алгоритмы».

      Решение задачи 11 демоверсии ЕГЭ по информатике. Рекурсивные агоритмы.

      Глава I. Теоретическое обоснование влияния праздников на духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

      Сущность духовно – нравственного воспитания в

      Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников являются праздники.

      Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

      В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [7].

      Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [21].

      По мнению В.А. Сластенина нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [26].

      С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [11].

      В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [8].

      Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

      Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

      По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание — это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности [5]. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

      И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [1].

      Нравственное воспитание — процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой — активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

      Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.

      Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов [13].

      По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [10].

      Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

      Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

      Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике

      Аннотация. Уточнение содержания любого понятия еще со времен Платона требует нахождения для него «умного места» в системе других понятий. В статье делается попытка уточнения содержания понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия.

      A clarification of content of any concept ever since Plato it requires an «intelligent space» for it in the system of other concepts. This article is an attempt to clarify the content of the concept «spiritual and moral education» to provide its more efficient use in the modern theory and practice of students' education without losing its specificity and substituting for other concepts.

      Ключевые слова. Теория и практика воспитания, духовно-нравственное воспитание, духовность, мировоззрение, философия, религия, гражданские ценности и нормы.

      Theory and practice of education, spiritual and moral education, spirituality, world view, philosophy, religion, civic values and norms.

      В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание». В регионах разрабатываются и действуют соответствующие программы воспитания учащихся (Воронежская область), детей и молодежи (республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Воронежская, Курская, Тульская и др. области) и даже всего населения региона (Белгородская область). Аналогичные программы реализуются в муниципальных образованиях, районах, округах, таких как г. Ульяновск, Прокопьевск, Клин, Восточный административный округ г. Москвы и т.д. Растет число научных публикаций, где используется это понятие, издаются методические и учебные пособия по развитию, формированию духовно-нравственной культуры школьников. Положения о духовно-нравственном развитии обучающихся в 2007 г. включены в Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 14), в материалы, разрабатывающиеся в рамках обновления стандарта общего образования.

      При этом анализ их содержания показывает, что общее понимание духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Недостаточно четко определяется его соотношение с нравственным воспитанием и другими традиционно выделяемыми направлениями воспитания в школе. Многие ученые и педагоги вообще не принимают это понятие или считают его излишним, дублирующим понятие нравственного воспитания или подменяющим его религиозным воспитанием.

      Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать «духовное», «духовность»? Каково их соотношение с понятиями «нравственность», «нравственное»?

      Изначально дух, духовность — религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом и в религии, и в философии они не имеют однозначного определения, по-своему истолковываются в разных религиях и философских учениях. Несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в религии, прежде всего в библейских или авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм). Подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к субъективному (внутреннему) миру человека, идеальность. Духовность — форма человеческого самосознания, самоидентификации, основа конституирования человека в роли субъекта отношений, сфера сущности человека [1]. «Духовность — это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям» [2]. Для такого общего понимания духовности значимы формулировки, связывающие ее с ценностным измерением сознания (А.Ф.Лосев, Г.С.Батищев, В.А.Лекторский, Л.П.Буева). Сфера деятельности человека, даже рутинной, не лишена ценностного содержания [3]. Духовное пространство, как и духовная культура, всегда включает в свое построение вертикаль, разделяющую возвышенное и обыденное, сакральное и низменное. Понятие «духовность» оказывается необходимо для определения высших, не утилитарно-прагматических и узко-индивидуалистических ценностей, мотивирующих внутреннюю жизнь человека и его деятельность. В таком же аспекте определяет духовность В.А.Лекторский: «Общим как для религиозного, так и для светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей» [4].

      Духовный человек — субъект-личность, «духовный судия» [5], способный взвешивать и иерархизировать все большие и малые альтернативы и делать сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, что человек принял и соблюдает иерархию ценностей, начиная с абсолютной, когда более высокое чтится как таковое и не допускается перестановка высокого и низкого. Речь о системе ценностей, которая не определяется ситуацией и даже объективно-исторически (возникает в культуре исторически, но затем остается неизменной) не зависит от текущих общественных потребностей, государственного или, тем более, партийного заказа.

      Подобное иерархически структурированное ценностное сознание не дано человеку априори, от рождения (как, впрочем, и социальность). Оно является результатом сложной и напряженной внутренней работы, складывается в сознании постепенно (не у всех людей, и по-разному у разных людей), в частности при осмыслении фундаментальных проблем человеческого бытия. Это так называемые «вечные вопросы», типа: как возникла вселенная, жизнь, человек, в чем сущность человека, есть ли смысл в его существовании, в истории человечества и т.п. Такие вопросы не имеют, да и не могут иметь одного, строго научного, объективного ответа, очевидного и убедительного для всех. Любые ответы на них обусловлены мировоззренческой позицией — сознательно принятой или бессознательно усвоенной.

      В процессе духовного развития на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий круг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации. Основные, наиболее распространенные и значимые ответы на бытийные вопросы сложились и существуют исторически в духовной культуре общества. Они берутся человеком оттуда и личностно осваиваются (принимаются, отвергаются, переосмысливаются) — в мышлении, эмоциональной сфере, жизненном опыте, что в целом составляет духовную жизнь личности. И постепенно формирует ее духовную культуру, которая проявляется затем в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе.

      С этой «вечной проблемностью», по словам А.Ф.Лосева, связано истинное достоинство человека и его способность выйти из состояния «общественного животного» [6]. Иначе говоря, духовность позволяет человеку выделять и определять себя не только в природе (в природе человека выделяет его родовое отличие — рациональность, разум), но и среди других людей, в обществе путем самопознания и самоуправления. Это также существенный признак духовности. И.А.Ильин утверждал: «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по слову Гоголя, "существователями"» [7].

      В религии духовность понимается на той же основе, но с сопряжением ее с духовным миром в целом, который здесь не исчерпывается только человеком как существом духовным, обладающим духовностью. Кроме того, в религии духовность — разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная, божественная и дьявольская). Апостол Иоанн говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоанна, 4.1). Есть Дух Божий и дух гордыни, Святой Дух и темные духи, которые разумны, знают Бога, но противятся ему, т.е. это именно духовное различие, а не рациональное — в знании или незнании Бога: «Но злой дух сказал в ответ: Исуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деяния апостолов, 19.15). Подобное «различение духов» и соответственно их влияний, духовных целей, смыслов в жизни человека есть и в других религиях. Таким образом, духовность человеческого бытия в религии относится как к его уровню (высшему — не физическому, утилитарному), так и моральному качеству (добро или зло), может быть, условно говоря, «правильной» и «неправильной», определяться в системе как вертикальных, так и горизонтальных ценностных координат. В философии с этим можно соотнести различное понимание духовности в разных философских доктринах, системах, учениях.

      В обыденном словоупотреблении «духовный» обычно понимается иначе, — как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле. Это происходит потому, что оно имплицитно связано с конкретной мировоззренческой традицией в данном месте, стране, народе. Такое положительное понимание духовности уместно в контексте духовной культуры определенного типа, но в формально-рациональном дискурсе, охватывающем все мировоззрения, духовные традиции, не может «работать».

      В современной педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах, программах, пособиях используются широкие и строго не определенные понятия духовной жизни человека, общества. Так, в духовную жизнь общества включают науку, образование, искусство. Сферы деятельности, общественных отношений, социальной практики, культуры, в которых люди особенно проявляют свои духовные качества и способности — стремление к познанию, красоте, гармонии, волю, самосознание. Но в строгом смысле духовную сферу жизни общества образуют две формы мировоззренческого сознания — религия и философия и накопленные ими результаты, составляющие духовную культуру общества. В.С.Соловьев так обосновывал этот тезис: «…безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явления, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни; необходимы, говорю я, такие общие воззрения, что разрешали бы те вопросы и удовлетворяли бы тем требованиям, которых не разрешают и которым не удовлетворяют ни непосредственная практическая жизнь, ни положительная наука. Такие общие воззрения, как известно, существовали и существуют, и при том в двух формах: религии и философии» [8].

      Здесь следует сделать оговорку о научном мировоззрении. Наука не создает целостной картины мира, мировоззрения в том же смысле, как религии или философские учения. Вопросы морального выбора, смысла жизни (и другие «вечные вопросы») не решаются наукой. О научной картине мира можно говорить, но только в смысле формально-рациональной модели мироздания, которая, к тому же, меняется со временем (классическая научная картина мира, неклассическая, постнеклассическая). По словам В.И.Вернадского, «именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой. Под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» [9]. Понимаемое так научное мировоззрение неправомерно отождествлять с философским материализмом. При этом надо еще учитывать различия в критериях научности, «основных принципах научного искания» наук строгой версии и слабой версии, естествознания и гуманитарного знания, в котором всегда есть элемент субъективизма, и вырабатывать четкое понимание этого различия у школьников. Конечно, сторонники сциентизма, позитивизма всегда будут стремиться свести, редуцировать духовность к витальности и даже просто к физике, но большая часть человеческого опыта, прежде всего внутреннего, духовного и соответствующих социальных явлений не может изучаться, тем более регулироваться, нормироваться наукой.

      В религии и философии духовные ценности представлены в форме определенных мировоззренческих традиций, учений, которые существуют не только в сознании их сторонников, но и в форме установочных или сакральных текстов, правил, норм, символов, обрядов и т.п. В этом смысле мировоззрения — объективно существующие феномены культуры. Каждое мировоззрение предполагает наличие целостной, иерархически выстроенной, логически непротиворечивой картины мира и соответствующей ей системы отношений человека ко всем объектам и явлениям действительности — системы морали, нравственных норм. Картина мира представляет когнитивный, интеллектуальный аспект мировоззрения, а система морали — эмоционально-оценочный и деятельностный. Система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом и способом утверждения в действительности. Мировоззрение без системы морали — абстракция, как и система морали без мировоззренческого основания.

      С учетом сказанного выше получает адекватное объяснение подчиненное положение слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно-нравственное воспитание». Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе — быть не может.

      И все же, что называть духовно-нравственным воспитанием школьников, учащихся государственной и муниципальной общеобразовательной школы? Воспитание на основе определенного мировоззрения и соответствующей системы морали или усвоение любых совокупностей, наборов ценностей, взглядов на мир, нравственных норм?

      Представляется более обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться.

      Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным.

      Существует и другая трактовка духовно-нравственного воспитания, согласно которой оно не дифференцируется по мировоззренческому признаку, понимается как воспитание духовности, нравственности в некоем общем положительном смысле, без четкого указания на определенное мировоззрение и систему морали. Сейчас она более распространена в образовательных материалах, документах, научной литературе. Однако такая трактовка может представлять значительные трудности при практической организации духовно-нравственного воспитания школьников, допускает возможность весьма опасных подмен, способных в будущем продуцировать социальные противоречия и даже конфликты.

      Раскроем этот тезис, для чего обратимся к содержанию и практике нерелигиозного духовно-нравственного воспитания в школе. Прежде всего отметим, что зачастую оно проводится с названием просто нравственного воспитания или используя все возможные сочетания русского слова «нравственность» с его аналогами на греческом и латинском языках: нравственно-этическое, морально-этическое, морально-нравственное воспитание (явно тавтологическое выражение). Нравственность в философском понимании — характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления. В этом же отношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. Что касается этики, то имеется ее понимание как совокупности нравственных принципов, норм в разных сферах жизни общества, деятельности (этика ученого, предпринимательская этика и т.п.), где этика выступает синонимом морали, нравственности. Но прежде всего этика — это раздел в философии, относящийся к учениям о нравственности, морали и собственно учение о нравственности или морали определенного мировоззренческого типа (религиозного или нерелигиозного): буддийская, христианская, коммунистическая и т.д. этика.

      В любом случае этическое воспитание в школе оказывается главным образом изучением некоторой суммы знаний, учений о морали (их содержания, истории, выдающихся представителей и др.), а потому более уместно говорить об этическом образовании как в первую очередь обучении, а не воспитании. Знакомство с учениями о морали не предполагает личного принятия школьником определенной системы морали, нравственных норм, обоснованных определенным мировоззрением (как и сравнительное изучение религий — принятия определенной религии). Речь идет в большей степени об интеллектуальном освоении этических понятий как философских категорий (добро, благо, зло, достоинство, честь и т.п.), обсуждении этической проблематики, в частности в форме известного с древности философско-этического диалога. Такая специфика этического образования дает основания называть его абстрактным: добро и зло обсуждаются как понятия, умственные категории, но четко не постулируются — что именно и при каких условиях добро и что зло. Не ставится (не должна ставиться) задача приобщения обучающегося к определенной системе морали. На практике такое этическое образование формирует мировоззрение ребенка в направлении, задаваемом авторами соответствующих учебных пособий.

      Тем не менее, среди ученых, педагогов все еще весьма влиятельна позиция, согласно которой в светской школе возможно только такое этическое образование, что оно и реализует нравственное воспитание школьников. Такое воспитание должно быть еще и всеобщим и обязательным. Оно мировоззренчески нейтрально, поэтому светской школой допустимо, в отличие от религиозно-нравственного воспитания (православного, исламского, иудаистского и др.).

      Однако, как уже было указано, нет и не может быть никакого мировоззренчески нейтрального нравственного воспитания. И даже простое изучение истории этических учений фактически воспитывает ребенка, формирует его мировоззрение, систему ценностей, духовную культуру. В современной школе — до сих пор чаще всего на мировоззренческой основе философского материализма, антропоцентризма.

      Конкретно это может быть мировоззрение так называемого «светского гуманизма», сочетающее идеи материализма, сциентизма и либерализма (приоритет прав индивида над интересами семьи, народа, государства). Фразу «светский гуманизм» пишем в кавычках, потому что слово «светский» в этом выражении употребляется не в правовой трактовке как принцип разделения полномочий и функций государства и религиозных объединений, а как синоним слова «нерелигиозный». Гуманистами считают себя и многие другие люди, в том числе религиозные, поэтому требуется разъяснение, какой собственно гуманизм здесь имеется в виду. Тем более что именно с позиций данного мировоззрения категорически отрицается возможность приобщения учащихся светской школы к религиозным духовно-нравственным традициям, духовно-нравственной культуре.

      У сторонников этого мировоззрения есть ряд программных, установочных текстов, в частности Гуманистический манифест 2000 [10], где определенно представлены их идейные позиции: «Гуманизм — это этическое, научное и философское мировоззрение», одновременно «космическое мировоззрение», форма «нередуктивистского материализма». Ему соответствует своя «новая всемирная этика». Идея нравственного долга признается, но «…мы уже не можем оглядываться на моральные устои прошлого». Религии отрицаются как архаизм. Декларируется приоритет материального благополучия над нормами традиционной духовной культуры (например, сокращение рождаемости, чтобы в мире не росла бедность), идея слияния народов, человечества в одно целое под управлением из единого мирового центра, свобода в сексуальных и семейных отношениях, не связанная «устаревшими» религиозными нормами, право на добровольную эвтаназию. Народы и государства должны отказаться от самобытности, суверенного развития, фактически права на существование: «этносы являются продуктом былой социальной и географической изоляции», «отдельные государства обязаны делегировать часть своего суверенитета определенной системе транснациональной власти» — «планетарным институтам», о необходимости скорейшего учреждения которых много сказано в манифесте.

      Соответствующие данному мировоззрению и его «новой этике» позиции обозначены и применительно к сфере образования и общественного воспитания детей, в том числе в школе. Это фактически отказ от приоритета семьи, родителей в воспитании своих детей, уже широко известное всеобщее сексуальное просвещение «с раннего возраста» и «сравнительное изучение религий» в школе: «Хотя нравственное руководство со стороны взрослых и жизненно необходимо, родителям не следует навязывать детям собственные религиозные представления или моральные ценности, стремиться внушить им определенные взгляды… С раннего возраста должна быть доступна возможность соответствующего сексуального просвещения, касающегося вопросов ответственного сексуального поведения, планирования семьи и методов контрацепции. Учащиеся должны получать знания относительно различных культурных традиций. Сюда входит сравнительное изучение религий, языков и культур…».

      Конечно, эти положения не исчерпывают содержания «новой этики», но вполне определенно характеризуют ее мировоззренческую основу. Как и то, что никакая точная наука, современная научная картина мира к этому не имеют отношения. Особое внимание обратим на изучение в светской школе религий и соответствующее духовно-нравственное воспитание — критики изучения православия, других религий в светской школе почти никогда не указывают, что их оценки обусловлены, прежде всего, мировоззренческой позицией, а уже потом заботой о светскости государства, научных основах образования, правах нерелигиозной части общества и т.д. В указанном выше манифесте утверждается: «Преподавание светского гуманистического мировоззрения ни в коей мере не является нарушением принципа отделения церкви от государства». Таким образом, всеобщее воспитание школьников на основе данного мировоззрения не считается нарушением прав семей, детей на свободу мировоззренческого самоопределения. Однако любому верующему человеку будет трудно найти, как говорят, десять отличий этого «светского гуманизма» от атеизма.

      Связь мировоззренческой позиции, соответствующих норм морали и методологии воспитания тут очевидна. Например, если этносы и религии — это препятствия для прогресса, то религии, национальные культуры надо изучать в школе только «сравнительно», нельзя допускать, чтобы дети приобщались к этой архаике, препятствующей продвижению к новому глобальному мировому порядку. В таком случае никакого реального духовно-нравственного воспитания, кроме воспитания на основе мировоззрения «светского гуманизма», формирования гуманистического мировоззрения именно в смысле глобального секулярного антропоцентризма, — в школе быть не может.

      Организационно «светский гуманизм» представляет Российское гуманистическое общество, связанное с центральными зарубежными структурами, ряд других атеистических объединений, так что данное мировоззрение оформлено не только нормативными текстами, но и институционально. Его последователи активно лоббируют его как единственную рациональную, научную и даже общечеловеческую основу воспитания детей в школе.

      В связи с этим следует уточнить, что гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в числе принципов государственной политики в области образования (п. 1 ст. 2 Закона РФ «Об образовании») относится к ориентации обучения и воспитания на ценности общего нравственного порядка, такие, как человеколюбие, доброжелательность, сотрудничество. Понимая здесь гуманизм как человечность, взаимное уважение людей в обществе, но не в смысле обязательности формирования у всех учащихся мировоззрения «светского гуманизма», антропоцентризма. Иная, идеологизированная трактовка принципа гуманистического характера образования вступает в противоречие с Конституцией (ст. 13). А понятие «общечеловеческие ценности» соответствует таким понятиям в международных гуманитарных документах, как «общепринятые нормы морали», «общепризнанные нормы морали», при этом имеются в виду общие для большинства людей в данном социуме или мире в целом нравственные ценности, нормы.

      Основные такие общепринятые в российском обществе ценности и нормы определены в Конституции РФ в формулировках основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации (глава 2), в Законе РФ «Об образовании» (в том же п. 1 ст. 2). Это жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. Это и обязанность родителей заботиться о своих детях и детей о нуждающихся родителях, уважать человеческое достоинство и законные интересы сограждан и всех людей вне зависимости от их расовой, этнической, религиозной и др. принадлежности, защищать страну путем несения воинской или альтернативной гражданской службы и др.

      Эти ценности, нормы можно называть общенациональными (имея в виду российскую нацию как гражданско-политическое сообщество), но лучше (чтобы не вступать в дискуссию о трактовке понятия «нация») — российские гражданские ценности и нормы. Их освоение школьниками является задачей общего гражданского воспитания в школе. Но они не составляют определенного мировоззрения, духовно-нравственной традиции, их набор может меняться со временем, эволюцией общества, общественного сознания. Например, сейчас произошло, с одной стороны, очевидное критическое переосмысление ряда либеральных ценностей, распространенных в обществе в 1980-е гг., с другой — восстановление статуса патриотизма как общепринятой гражданской ценности.

      Любая попытка расширения понимания этих общих гражданских ценностей и норм за рамки действительно общепринятых (в строгом смысле это только нормы, закрепленные законом) в направлении конкретного мировоззрения, например секулярного глобализма под именем «светского гуманизма» (равно как и любого религиозного мировоззрения), противоречит Конституции, гарантиям основных прав и свобод граждан.

      В связи с этим следует указать на существенный вопрос, который придется решать при определении содержания нерелигиозного курса духовно-нравственного образования в школе (как альтернативы изучению конкретной религиозной культуры, традиции): это будет курс того самого «светского гуманизма» или гражданской этики? Второй вариант, обеспечивающий приобщение детей к действительно общепринятым в нашем обществе ценностям и нормам морали, представляется более предпочтительным для большинства мировоззренчески не определившихся семей, поскольку далеко не все из них хотели бы воспитывать своих детей по правилам «светского гуманизма» и его «новой этики».

      Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в государственно-общественной, государственной и муниципальной общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие — были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ [11]. Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали.

      Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться (и реализуется) по двум моделям [12]:

      1) добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.;

      2) добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной направленности: религиозной — Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной — Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.

      Конечно, далеко не каждая семья в России в настоящее время может воспользоваться возможностью такого выбора по ряду причин. Основная объективная причина — отсутствие до сих пор установленных на федеральном уровне единых правил организации такого духовно-нравственного воспитания, прежде всего, процедур регулирования этого процесса с участием всех субъектов: детей и их родителей (семей), педагогов, администрации образовательных учреждений, органов власти разного уровня, религиозных и иных общественных организаций. Есть и причина субъективного, социально-психологического свойства, из-за которой сдерживается развитие этой практики, несмотря на то, что все объективные препятствия являются в основном техническими и при желании могут быть устранены достаточно быстро. Это неготовность многих работников и руководителей образования, органов власти признать равноправие религиозных и нерелигиозных мировоззренческих подходов в общественном обучении и воспитании детей, уважать законные интересы и права религиозной части общества в светской школе.

      21 июля 2009 г. на встрече Президента РФ Д.А.Медведева с лидерами традиционных российских конфессий был сделан важный шаг к преодолению этого застарелого идеологического стереотипа. Президент поддержал введение в школах России изучения основ религиозной культуры по выбору семьи школьника наряду с курсами сравнительного религиоведения и «светской этики» [13]. Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко там же было сделано заявление о проведении «эксперимента» по преподаванию этих учебных дисциплин. Очевидно, что в рамках обновления Государственного стандарта общего образования это требует, по крайней мере, возможности (не обязанности, а именно возможности) изучать учебные предметы по религиозной культуре и этике по всем годам обучения в любой российской школе, включая и школы, работающие по пятидневной учебной неделе.

      Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».

      Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного образования учащихся в учебной и внеучебной деятельности будет означать, что наша школа наконец выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений — при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» [11, п. 4.5].

      Наше общество переживает время поиска своей идентичности в новой исторической реальности. В этом процессе есть угроза срыва в центробежную социальную деструкцию по мировоззренческим, религиозным, этническим различиям. Не меньшим злом может стать попытка конструирования из народов России, этнических и религиозных общин очередной «новой исторической общности людей» под лозунгами всеобщей государственной или общенациональной идеологии. Установление обязательной или государственной идеологии прямо запрещено Конституцией РФ (п. 2 ст. 13). Общенациональная идеология вроде бы более привлекательна и привычна для многих. Но любая идеологизация «сверху» при самых благих намерениях «укрепить Россию» сейчас внесет только разделение в общество.

      Нам всем предстоит пройти между этими крайностями. Укрепить авторитет общих гражданских ценностей, обновить и развить практику воспитания общероссийской гражданской и культурной идентичности школьников, российского патриотизма. Но одновременно обеспечить свободную реализацию духовно-нравственного воспитания детей в школе на основе мировоззренческих и культурных запросов их семей, народов России, социокультурных групп, включая свободное и добровольное приобщение учащихся к культуре традиционных российских конфессий.

      1. Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. М., 1994.

      2. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.

      3. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.

      4. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2.

      5. Батищев Г.С. Из рукописного наследия: Человечность или антропоцентризм… // Философские науки. 1953. № 1—3.

      6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

      7. Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч. Т. 3. М., 1994.

      8. Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 1. М., 2000.

      9. Вернадский В.И. Научное мировоззрение (из лекции «О научном мировоззрении») // Философия и мировоззрение: Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.

      10. Гуманистический манифест 2000 // «Кредо» (журнал Оренбургского регионального отделения Российского философского общества). 2000. № 20.

      11. Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29.11.2006 г. // Электронный ресурс: http://www.oprf.ru

      12. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе // Педагогика. 2008. № 9.

      13. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики… от 21.07.2009 г. // Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru

      Источник: Педагогика, 2009, №10, с.36-46

      Источники:

      http://fb.ru/article/180066/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov

      http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/kategoriya.html

      http://studfiles.net/preview/5795290/page:2

      http://videouroki.net/razrabotki/dukhovno-nravstviennoie

      http://studfiles.net/preview/6216914/page:2

      http://verav.ru/common/mpublic.php?num=578