Социальная среда в развитии ребенка

Современная социокультурная среда развития ребенка

Современная социокультурная среда развития ребенка

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка — это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром. Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.

Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.

Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.

Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.

Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.

Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:

Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;

Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;

В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;

В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для реализации этих задач используются следующие методы:

• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;

• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;

• анализирование детских работ;

Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом. Для этого рекомендуется:

Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;

Во-вторых, провести беседу.

Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка — дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении

Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.

К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).

С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.

1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. – Уфа: ВЭГУ, 2005

2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995

3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000

5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3

6. КураеваЛ. Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997

7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979

8. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000

9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – http://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06

10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993

11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). — Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html .

12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000

13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс — http://lektsii.net/2-9855.html

Организация семейного клуба в ДОУ. Презентация работы клуба в нашем детском саду. Рекомендации по организации клуба. Итоги работы клуба молодых родителей в ДОУ. Первый этап:.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Роль социальной среды в развитии и воспитании ребенка

Теоретические аспекты влияния социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста. Сравнительная характеристика городской и сельской социальной среды. Образ жизни и интересы городской и сельской молодежи на примере Белгородской области.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Роль социальной среды в развитии и воспитании ребенка

Глава I. Теоретические аспекты влияния социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста

1.1 Характеристика подросткового возраста

1.2 Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков

1.3 Положительное и отрицательное влияние социального окружения на подростка

Глава II. Опыт воздействия социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста

2.1 Сравнительная характеристика городской и сельской социальной среды

2.2 Образ жизни и интересы городской и сельской молодежи на примере Белгородской области

Список используемой литературы

Современная нестабильность социально-экономической ситуации в стране постоянно меняет систему взаимодействия человека с миром и с самим собой. При этом роль самого человека как субъекта активности постоянно возрастает.

Ситуация социального развития в последние 10-15 лет характеризуется как кризисная в экономической, политической, духовной жизни российского общества. Происходящие в стране перемены особенно сильно воздействуют на личность, сознание, поведение детей и подростков, живущих в городской и сельской местности.

На поведение подростков влияют все аспекты ситуации в стране: отсутствие экономической стабильности, безработица, резкое и быстрое имущественное расслоение населения, обострение национальных противоречий, криминализация общества.

В связи с этим встает вопрос об актуальности изучения такой темы, как роль социальной среды в развитии и воспитании ребенка подросткового возраста. В данном случае нас интересуют отличительные особенности воспитания подростков в сельских и городских поселениях.

Исследования подросткового возраста и его особенностей связаны с именами Е.А. Арямова, М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Л. Загоровского, К.П. Веселовской, Б.Г. Ананьева и др. Эти исследования внесли большой вклад в решение проблемы подросткового возраста.

Многие исследователи (Харчев А. Г., Фельдштейн Д.И., Мерлин B. C., Выготский Л.С. и др.) рассматривают влияние социальной среды на формирование поведения у подростков.

Однако малоизученными являются вопросы влияния социальной среды на развитие и воспитание подростка не только с отрицательной стороны, но и с положительной, охватывая основные элементы подростковой среды: школа, семья, друзья и сверстники, средства массовой информации (СМИ). Не определены различия воспитательного воздействия городской и сельской среды на развитие подростка.

Таким образом, все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования, целью которого является: охарактеризовать роль социальной среды в развитии и воспитании детей подросткового возраста.

Объект: дети подросткового возраста.

Предмет: влияние социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста.

1. Дать характеристику подростковому возрасту.

2. Выделить и охарактеризовать положительные и отрицательные факторы социальной среды, влияющие на развитие и воспитание подростка.

3. Проанализировать воздействие городской и сельской жизни на воспитание и развитие подростка.

— теоретические методы: сравнительный анализ литературы и по изучаемой теме, планирование, прогнозирование, синтез;

— эмпирические методы: изучение и обобщение практического опыта.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, задачи, методы исследования и структура работы.

В первой главе «Теоретические аспекты воздействия социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста» охарактеризованы следующие вопросы: подростковый возраст; социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков; положительное и отрицательное влияние социального окружения на подростка.

Во второй главе «Опыт воздействия социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста» проанализированы основные различия воспитания и развития детей подросткового возраста в разных социальных средах: городской и сельской.

В заключении изложены выводы по изучаемой проблеме.

Список литературы включает в себя 38 источников.

Глава I. Теоретические аспекты воздействия социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста

Периодизация жизненного пути включает указание на то, какие задачи должен решать человек, достигший определенного возраста, чтобы своевременно перейти к следующей фазе жизни.

Мухина В.С. выделяет следующие этапы возрастной периодизации: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), дошкольное детство (3 — 6 лет), младший школьный возраст (6 — 10 лет), младший подростковый возраст (10 — 12 лет), старший подростковый (12 — 14 лет), ранний юношеский (15 — 17 лет), юношеский (18 — 23 года), молодость (23 — 30 лет), ранняя зрелость (30 — 40 лет), поздняя зрелость (40 — 55 лет), пожилой возраст (55 — 65 лет), старость (65 — 75 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [18, с.10].

Весь подростковый период можно разделить на два этапа: ранний подростковый возраст (от 11 до 14 лет) и старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет).

Рассмотрим подходы разных авторов к характеристике подросткового возраста.

Подростковый возраст — период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период отрицания принятых критериев, авторитетов, когда возрастает значение микросреды и товарищей [20, с.17].

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [22, с.26].

Подростковый возраст, с психологической точки зрения, — это период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями: половым созреванием и развитием, бурной физиологической перестройкой организма [24, с.38].

Подростковый возраст имеет свои особенности: психологические, физиологические и социальные.

Подростковый период с точки зрения физиологии. Если рассматривать подростковый возраст со строго биологический позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста.

В этом периоде начинают работать активно эндокринные железы, вырабатывая гормоны — биохимические вещества, которые поступают непосредственно в кровеносную систему. Гормоны выполняют функцию средства внутренней коммуникации, сообщая различным клеткам, когда и как они должны действовать.

К таким гормонам относится: гормон роста; гонадотропные гормоны, которые отвечают за работу половых желез; эстрогены, вырабатываемые женскими половыми железами; андрогены — мужские половые гормоны; тестостерон-гормон роста волос на теле, развития скелета.

Развитие подростков с точки зрения психологии. В развитии подростка решающую роль играют отношения: внутренний мир подростка

(Я-концепция), группа сверстников и подросток (группа сверстников — Я) и отношения со взрослыми (взрослые — Я).

Рут Стренг выделила четыре основных аспекта формирования

Я-концепции в подростковом возрасте [28, с.32]:

1. Общая или основная Я-концепция, то есть представление подростка о собственной личности и «восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире».

2. Временные или переходные Я-концепции. Они зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная плохая оценка на экзамене может создавать у подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.

3. Социальное Я подростка. Это представления подростка о том, что о нем думают другие люди. Представление о том, как его воспринимают другие, окрашивает и взгляды подростка на самого себя. Взаимоотношения с другими людьми сотрудничество и соперничество влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, включающих в себя как преемственность и единство Я, так и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я.

4. Идеальное Я. Это то, каким подросток хотел бы стать. Эти представления могут быть реалистическими, заниженными или завышенными. Заниженное идеальное Я препятствует достижениям; завышенный образ идеального я может привести к фрустации и снижению самооценки. Реалистические Я-концепции способствуют принятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистических целей.

Составив представления о себе, подросток должен оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самовосприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то его самооценка достаточна для того, что бы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе.

Самооценка напрямую зависит от адекватной Я-концепции. Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий — в группах с низкой самооценкой [26, с.7].

Одним из признаков нарушений, возможных в подростковом возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми. Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я — концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не выбирают в лидеры, они не умеют постоять за себя или высказать свое мнение по волнующим их вопросам. Если подросток не принимает себя, презирает себя, то он будет презирать других. Также существует зависимость между достижениями в учебе и Я — концепцией. Хорошие ученики чаще всего испытывают чувство собственной значимости и несколько лучше относятся к самим себе.

Формирование положительной Я-концепцией является важным процессом в подростковый период. Какие же факторы влияют на ее формирование?

Я-концепция отчасти определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что мы принимаем за их отношение к нам. Однако не все люди одинаково сильно влияют на нас. Значимые другие — это те, кто играет в нашей жизни большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают.

Группа сверстников — Я. Важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков.

Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и стремятся их достигнуть (хотя это и не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность — быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки.

В центр внимания в этот период ставятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться относительно независимые и устойчивые моральные взгляды и оценки.

Особенность самосознания подростков заключается также и в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свой успех и неудачи. Поэтому для подростков характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к них окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, а иногда в грубости и резкости.

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. Научение — процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание — один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа. Заражение — также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении.

Идентификация — отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического слэнга, жестами и т.п.

Группа сверстников помогает подростку разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Взрослые — Я. Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п.

У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания ими этого.

Важность и особое место подросткового периода определяются тем, что именно в этом периоде происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие этого — отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку.

Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно: неизменность общественного положения подростка [30, с.165]:

1) он был и остается «учеником», «школьником»;

2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей;

3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости);

4) сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно.

Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задаче воспитания детей в этом возрасте как переходном от детства к взрослости.

Развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни. Это — процесс сложный, он требует времени и возможен, если подросток начнет жить в системе норм и требований, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, расширением обязанностей и прав. Только в таких обстоятельствах подросток может научиться «по-взрослому» действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми. Именно поэтому задача воспитания подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми на новый.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, подростковый возраст — это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с окружающими

(Я-концепция, Я — группа сверстников, Я — взрослые). Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

1.2 Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков

Социальная среда — это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий [1, с.68].

Социальную среду подростка составляют: школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации и др. Рассмотрим влияние основных составляющих социального окружения на подростка. К ним мы относим:

1) семья: социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка.

2) школа: отношение к учебе, отношения с учителями, статус подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья, сверстники: социальное положение, положение подростка в группе, ценностные ориентации.

4) средства массовой информации: телевидение, книги, журналы, газеты и пр.

Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания. Это некая микромодель общества. А для того чтобы стать полноценной личностью с положительными жизненными установками, подростку надо помочь овладеть огромным багажом знаний, умений и навыков. Это и адекватная самооценка, и верное восприятие окружающего мира, и конструктивное поведение в опасных ситуациях, и многое другое.

Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и школа, и различные учреждения системы дополнительного образования.

Влияние школы на развитие подростка. Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок — это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.

Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют: 1) в отношении к учению — от очень ответственного до довольно равнодушного; 2) в общем развитии — от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора; 3) в способах усвоения учебного материала — от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) в интересах — от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения подростков со школьным коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в классе обеспечивается: 1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом; 2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса, 3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.

У непопулярных и отверженных классом подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев — завышена. Характер самооценки подростка — важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.

В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность — умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.

Влияние сверстников и друзей на подростка. Для подростка характерно отношение к определенной субкультуре. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на воспитание подростка постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, друзья), значимы для него [13, с.14].

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание подростка. В процессе взаимодействия подростка с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию подростка не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и др.

Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.

Любимый герой подростка — это человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий победителем. Подростка увлекают сюжеты, где показана борьба с силами природы, различными трудностями, со злом в разных формах его проявления. С возрастом подростка все больше интересуют проблемы человеческих отношений, возможностей, любви. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложности отношений и чувств, об их месте в жизни человека. Они раздвигают границы его жизни. Для подростков характерны сопереживание героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, подстановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного.

Благодаря книгам и кино он в особой форме и особым способом приобщается к жизни взрослых — осваивает опыт человеческих отношений и чувств, в данный момент ему недоступный. Мысленное освоение опережает практическое. Это очень важно для развития подростка.

Таким образом, на подростка оказывают влияние различные факторы. От социального окружения зависит развитие и воспитание ребенка. В семье закладываются основы поведения и жизненные установки (ценности), однако большую роль в воспитании подростка оказывает школа и школьный коллектив. Подросток проходит важную стадию становления своего «Я» и поэтому для него свойственно подражание значимым для него лицам и принятие тех установок, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Немаловажную роль в воспитании подростка играет телевидение, которое формирует в подростке определенные образцы поведения.

1.3 Отрицательное и положительное влияние социального окружения на воспитание подростка

Во втором пункте первой главы мы выделили основные составляющие окружающей среды: школа, семья, друзья, знакомые, сверстники и средства массовой информации. Все это коренным образом влияет на воспитание и развитие ребенка, однако это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Рассмотрим причины, отрицательно влияющие на воспитание и развитие детей подросткового возраста.

Отрицательное влияние социального окружения на воспитание подростка можно рассматривать как деструктивное воздействие школы, семьи, сверстников или средств массовой информации, которые формируют в подростке асоциальные черты личности.

К ним можно отнести следующие [8, с.19]:

1) неблагополучные семейные взаимоотношения, связанные с глубоким психологическим дискомфортом, отрицательным психологическим микроклиматом в семье (асоциальные семьи);

2) влияние знакомых, родственников и друзей с девиантным поведением, употребляющих психоактивные вещества;

3) несправедливое, грубое, жестокое отношением к подростку со стороны, учителей, товарищей по классу;

4) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы;

5) пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

6) доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Особую роль играет семья, которая в наибольшей степени влияет на воспитание и развитие ребенка, так как она закладывает основы положительного или отрицательного поведения ребенка.

Отрицательное влияние семья может оказывать в случае неправильного воспитания. Выделяют типы неправильного воспитания в семье [34, с.86]:

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи подросткам.

Состояние семьи, ее атмосфера, социальный статус также влияют на воспитание подростка.

Отрицательно сказываются следующие факторы: неполная семья, бедность, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, отрицание самоценности ребенка, попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Отрицательное влияние школы можно выразить следующими факторами:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

Положительное влияние социального окружения на воспитание подростка можно рассматривать как благоприятное воздействие школы, семьи, сверстников или средств массовой информации, которые формируют в подростке такие черты личности, как: взаимопонимание, уважение, внимательность, образованность и т.д.

К причинам, положительно влияющим на воспитание подростка, можно отнести следующие:

1) Семья может положительно влиять на воспитание ребенка при соблюдении следующих условий: благополучие семьи (материальное, психологическое), уважение к ребенку, наличие положительных стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания, проведение совместного отдыха, помощь в обучении и т.д.

2) Школа может оказывать положительное влияние через предоставление положительных стереотипов поведения; уважительное отношение к ученикам; построение педагогического процесса, направленного на развитие способностей и умений каждого ребенка; использование демократических стилей воспитания.

3) Средства массовой информации могут оказывать позитивное влияние на воспитание подростков через пропаганду положительных героев фильмов, теле- и радиопередач.

4) Друзья и родственники также могут сформировать у подростка положительный стереотип поведения, показывая пример того, что можно делать и чего делать нельзя, акцентируя на такие качества человека, как: доброта, уважение, честность, отрицание употребления психоактивных веществ и т.д.

Таким образом, окружающая среда может как положительно, так и отрицательно влиять на воспитание и развитие подростка.

К отрицательным влияниям окружающей среды можно отнести: недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, неполная семья, бедность, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, отрицание самоценности ребенка, попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ, и т.д.

К положительным влияниям окружающей среды можно отнести: уважение к ребенку, наличие положительных стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания со стороны родителей и педагогов, уважительное отношение к ученикам со стороны педагогов; построение педагогического процесса, направленного на развитие способностей и умений каждого ребенка; использование демократических стилей воспитания, пропаганду положительных героев фильмов, теле- и радиопередач и т.д.

Зная причины того или иного влияния, можно направить процесс воспитания в нужную сторону, искореняя отрицательные и выделяя положительные стороны влияния окружающей среды на воспитание подростка.

Глава II. Опыт воздействия социальной среды на воспитание и развитие детей подросткового возраста

Как уже отмечалось выше, социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Однако социальная среда включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания — в городе или сельской местности. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях. Поэтому дадим характеристику сельскому и городскому поселениям, охарактеризуем особенности уклада жизни их жителей.

Сельские поселения. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями туда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни, ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта, а также близость к городу и большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский тип поселения влияет на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчелененно), то есть практически мало реально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Городские поселения. Для города характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специальные условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно — средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видом отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми, наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной, существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризуется также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:

· преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

· небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

· высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

· многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

· неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

· слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности [20, с.77].

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Город создает для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности. Самый элементарный из них — территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом в юности. Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах, интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее — воспоминания. В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменение видом занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько подростки реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков к осуществлению выбора.

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъективность и субъектность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых серди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще. Общение между взрослыми и младшими по мере взросления ребят, как правило, становятся менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесное территориальное соседство слоев приводят к тому, что городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно представить вывод в виде таблицы, в которой кратко обозначим основные отличия образа жизни городских и сельских жителей.

Таблица Сравнительная характеристика образа жизни в городских и сельских поселениях

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenaja-sociokulturnaja-sreda-razvitija-rebenka.html

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00228073_0.html