Специфическим предметом обучения в процессе физического воспитания являются

Методы физического воспитания

В физическом воспитании применяются 2 группы методов:

— специфические – характерные только для процесса физического воспитания;

— общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физ. упражнений воспитанием физ. качеств.

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с метод. Принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики. Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки учащихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

В начальной школе (1-2 классы) занятия физическими упражнениями проходят интересно, если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия – эпизоды последовательно развертывается по рассказу учителя. Эти действия объясняются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше учащиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание – это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда учащиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления учащихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.

5. Разбор – форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.

7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.

8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью учащихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание учителя на занятии, которое не имеет определенной формы. Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («постарайтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание, командный язык – это особая форма словесного воздействия на учащихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательного действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяются в начальной школе.

10. Подсчёт – основная форма управления выполнением физических упражнений.

Наглядные методы. В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию учащимися выполняемых заданий.

— методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм, двигательных действий, рисунков, схем и др.);

— методы направленного прочувствования двигательного действия;

— методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ движений учителем или одним из учащихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

— показ должен сопровождаться объяснением;

— содержание показа должно соответствовать задачам обучения: первый показ должен давать целостное представление о технике выполнения физического упражнения; в дальнейшем можно обращать внимание учеников на отдельные движения и в показе подчеркивать эти моменты; иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения; делают паузы;

— показ должен быть точным и принят за образец;

— показ упражнения можно поручать ученику в следующих случаях: если преподаватель по состоянию здоровья не может показать; если при показе преподаватель вынужден принять положение, при котором неудобно объяснять; когда необходимо убедить учеников, что упражнение выполнить можно;

— при показе учитель должен выбрать правильно место, чтобы его видели все ученики, и он мог контролировать их выполнение;

— показ должен быть зеркальным;

— «неправильный показ» применять не обязательно.

Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

— демонстрация наглядных пособий, учебных видео и кинофильмов;

— рисунки фломастером на специальной доске;

— зарисовки, выполняемые учащимися;

— использование различных муляжей и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые учащимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательные действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют учителю продемонстрировать учащимся особенности техники двигательного действия.

Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

— направляющая помощь учителя при выполнении двигательного действия (например, проведение учителем руки учащихся при обучении финальному усилию в метании мяча на дальность);

— выполнение упражнений в замедленном темпе;

— фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

— использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.

Методы обучения двигательным действиям (в целом, по частям, сопряженного воздействия) и их реализация в уроке физической культуры. Методы обучения двигательным действиям принадлежат к методам строго регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

— осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

— расчлененный или по частям;

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т.п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Правила применения этого метода:

1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;

3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;

4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток этого метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);

б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).

Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.

Есть разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности этого метода:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.

Организация этого метода сводится к следующему:

— в спортивном зале оборудуют станции, т.е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;

— на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

— выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.

Работа по станциям. Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

«Муравейник». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.

Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности игрового метода:

— игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;

— наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

— широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

— соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т.д.;

— присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Недостаток метода – его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод проявляется:

— в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

— как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечить максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

Теоретические задания по физкультуре

Инструкция по выполнению теоретико-методических заданий

Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными.

Утверждения представлены в:

  • закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 4 предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а». «б», «в», или «г»;
  • открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Подобранное слово впишите в соответствующую строку бланка ответов.

Записи должны быть разборчивыми.

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Первая Всероссийская олимпиада прошла в…

а. … Нижнем Новгороде в 1907 г.

б. …Киеве в 1913 г.

в. …Риге в 1914 г.

г. …Всероссийские олимпиады не проводятся

2. Высшим органом Олимпийского Комитета России (ОКР) является…

б. …Исполнительный комитет

в. …Совет федераций видов

г. …Олимпийское собрание

3. Главным достижением Первых Всемирных юношеских игр под патронажем Международного Олимпийского Комитета, проведенных в Москве в июле 1988 г., стало то, что…

а….их медали разъехались в 68 стран мира

б. …на играх было разыграно 162 комплекта наград

в. ..юные спортсмены России завоевали 124 медали

г. .. в программу игр вошли соревнования по 15 олимпийским видам спорта

4. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает…

а. …фундаментальные знания общетеоретического характера

б. …инструктивно-методические знания

в. …знания о правилах выполнения двигательных действий

г. …все перечисленное

5. Специфическим предметом обучения в процессе физического воспитания являются…

а. …физические упражнения

б. …факты, понятия, термины

в. ..закономерности биомеханики

г. ..двигательные действия

6. Конечной целью приобретения знаний в сфере физической культуры является…

а….осознание необходимости физического совершенствования

б….формирование готовности использования учебных образцов

г. ..освоение физических упражнений

д. ..применение их на практике

7. Специфика физического воспитания по отношению к другим видам воспитания заключается в …

а. …создание условий для протекания процессов физического развития человека

б. …обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств

в. …повышении физической работоспособности человека

г. …укреплении здоровья и профилактике заболеваний

8. Необходимость совершенствования физических возможностей человеческого сообщества исторически обусловила формирование…

а. …физических упражнений

б. …физического воспитания

в. …физической культуры

9. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается, как…

б. …физическая культура

г. …физическое воспитание

10. «Непрерывность» физического воспитания характеризуется…

а. …чередованием занятий различной направленности

б. …взаимодействием эффектов занятий

в. …сочетанием физических упражнений

г. …отсутствием интервалов отдыха

11. Оздоровительный эффект физического воспитания достигается в результате…

а. …обеспечения полноценного физического развития

б. …закаливания и физиотерапевтических процедур

в. …формирования двигательных умений и навыков

г. …совершенствования телосложения

12. Форма физического упражнения представлена его…

а. …физиологическими и прочими сдвигами в организме

б. …кинематическими характеристиками

в. …внутренней и внешней структурой

13. Скоростные упражнения целесообразно сочетать с упражнениями «на…

14. Основу двигательных способностей составляют…

а. …методы обучения и воспитания

б. …функциональные возможности организма

в. …сила, быстрота, выносливость и гибкость

15. Основу совершенствования координационных способностей составляют методы…

а. …воспитания физических качеств

б. …обучения двигательным действиям

в. …строго регламентированных упражнений

г. …использования контрастных и сближаемых заданий

16. Прикладная направленность физического воспитания подчеркивается в понятии…

а. … «физическая подготовка»

б. … «физическая культурность»

в. … «физическое совершенство»

г. …. «физическое образование»

17. Ценности, создаваемые в сфере физической культуры, не являются…

18. Базовая физическая культура наиболее полно представлена в …

а. …профессионально-прикладной физической культуре

б. …системе образования – воспитания

в. …адаптивной физической культуре

г. …в школьной физической культуре

19. Здоровый образ жизни – это формы и способы жизнедеятельности, направленные на …

а. …развитие физических качеств людей

б. …оптимизацию физического состояния

в. …подготовку к профессиональной деятельности

г. …поддержание высокой работоспособности людей

20. Здоровый стиль жизни – это…

а. … выполнение человеком социальных, профессиональных и биологических функций

б. … «личностный стержень», являющийся мотивацией поведения

в. …деятельность по достижению здорового образа жизни

г. … побудительный стимул к здоровому образу жизни

21. Функциональные изменения в организме, фиксируемые в конце занятия физическими упражнениями, принято обозначать, как…

а. …тренировочный эффект

г. …оперативное состояние

22. Подводящие упражнения, используемые в процессе физического воспитания, преимущественно направлены на…

а. …изменение оперативного состояния

б. …формирование двигательных умений

в. …совершенствование двигательных навыков

г. …достижение определенного уровня развития

23. Для совершенствования скоростных способностей малоэффективны упражнения, …

а. …способствующие снижению веса тела

б. …объединенные в форме круговой тренировки

в. …способствующие повышению частоты движений

г. …совершенствующие координационные способности

24. На этапе совершенствования двигательных действий преимущественно используются методы …

а. …стандартно-вариативного упражнения

б. …стандартно-повторного упражнения

в. …целостно-аналитического воздействия

г. …избирательного и сопряженного воздействия

25. Основой методики обучения двигательным действиям является обеспечение …

а. …цикличности выполнения упражнений

б. …возрастной адекватности нагрузки

г. …постепенного повышения силы воздействия

26. Основой методики воспитания физических качеств является обеспечение …

а. …возрастной адекватности нагрузки

б. …цикличности выполнения упражнений

г. …доступности и индивидуализации предлагаемых заданий

27. При воспитании абсолютной силы наиболее популярен метод …

а. … повторных усилий

б. …вариативного упражнения

в. …круговой тренировки

28. Величина физической нагрузки является производной от …

а. …количества повторений упражнений и их продолжительности

б. …скорости, темпа и мощности движений

в. …её концентрации во времени

г. …её объема и интенсивности

29. Количество повторений на этапе начального разучивания движений …

а. … обычно приближается к повторному максимуму

б. …должно приводить к заметному утомлению

в. …стимулирует рост энергозатрат

г. …сравнительно невелик

30. Собственно силовые способности характеризуются …

а. …соотношением показателей абсолютной силы к собственному весу

б. …продолжительностью фаз напряжений и расслаблений

в. …количеством максимальных усилий в занятии

г. …импульсом силы

31. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются … устойчивостью.

32. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление специальной выносливости, является уровень развития …

а. …скоростно-силовых способностей

б. …личностно-психических качеств

в. …функциональной экономичности

г. …анаэробных возможностей

Задания в открытой форме

Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

33. Система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и тому подобное) обозначается, как …

34. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев обозначается как …

Ответ: Балансировка (балансирование)

35. Наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления обозначается как …

36. Красный дыхательных пигмент эритроцитов, участвующий в переносе кислорода от органов дыхания к тканям и углекислого газа от тканей к дыхательным органам обозначается, как …

37. Начальная стадия шахматной и шашечной партии, во время которой соперники развивают фигуры (шашки) из исходного положения так, чтобы придать желаемый характер дальнейшему течению игры, обозначается, как …

38. Все разновидности борьбы, бокса, фехтования, характеризующиеся контактным противоборством двух соперников в бою или поединке, регламентированном правилами соревнований, обозначаются, как …

39. Органические вещества, входящие в состав биологических мембран, образующие энергетический запас, создающие защитные и термоизоляционные покровы, выполняющие гормональные функции, участвующие в механизме мышечных сокращений, обозначаются, как …

40. Прохождение дистанции группой спортсменов, выделенных из общего числа участников путем жеребьёвки или по предварительным данным и стартующих одновременно, обозначается, как …

«Специфическая направленность физического воспитания»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Специфическая направленность физического воспитания.

1. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств, принято называть физическим … Воспитанием

2. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни, воспитания, называется физическим … Развитием.

3. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение: а) физической культуры; б)физического воспитания; в)физического совершенства; г)видов спорта.

4. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием «физическое …» Совершенство.

5. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни, принято обозначать как физическое … Совершенство.

6. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия, называется … Здоровье.

7. Специфические прикладные функции физической культуры преимущественно проявляются в сфере: а)Производительной деятельности; б)Образования; в) Спорта общедоступных достижений; г)Организации досуга.

8. Нормативные функции физической культуры особенно ярко проявляются в сфере: а) в кондиционной физической культуре; б) школьной физической культуре; в) базовой физической культуре; г) спорте.

9. Процесс, направленный на совершенствование двигательных способностей, необходимых в жизни, обозначается как: а) физическая подготовка; б) физкультурное образование; в) физическое совершенство; г) физическая нагрузка.

10. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств, принято называть физическим … Воспитанием.

11. Готовность обучаемого к применению знаний в знаковых ситуациях характерна: а) для первого уровня усвоения знаний; б) второго уровня усвоения знаний; в) третьего уровня усвоения знаний; г) четвёртого уровня усвоения знаний.

12. В системе знаний о физкультурно-спортивной деятельности социально-психологические основы содержат информацию: а) о биомеханике движений; б) физическом развитие; в) физических упражнениях; г) физической подготовке.

13.Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает в себя: а) фундаментальные знания общетеоретического характера; б) инструктивно-методические знания; в) знания о правилах выполнения двигательных действий; г) всё перечисленное.

14. Какой этап освоения знаний в сфере физической культуры предполагает изучение закономерностей физического воспитания? а) феноменологический; б) анлитико-синтетический; в) прогностический; г) аксиоматический.

15. Физическая культура представляет собой: а) учебный предмет в школе; б) выполнение упражнений; в) процесс совершенствования возможностей человека; г) часть человеческой культуры.

16. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется: а)Высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям; б)Уровнем работоспособности и запасом двигательных умений и навыков; в)Хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надёжности, эффективности и экономичности; г)Высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

17. Под физическим развитием понимается: а)Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни; б)Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность; в)Процесс совершенствования физических качеств при выполнении физических упражнений; г)Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

18. Физическая культура ориентирована на совершенствование: Физических и психических качеств людей; Техники двигательных действий; Работоспособности человека; Природных физических свойств человека.

19. Отличительным признаком физической культуры является: Воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям; Физическое совершенство; Выполнение физических упражнений; Занятие в форме уроков.

20. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть: Физическими упражнениями; Физическим трудом; Физической культурой; Физическим воспитанием.

21. Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни принято называть: Физическим совершенством; Физическим развитием; Физическим воспитанием; Физической подготовкой.

22. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется: Запасом надёжности, эффективности и экономичности работы систем организма; Уровнем развития систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения; Высокой устойчивостью к воздействию неблагоприятных условий внешней среды; Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.

23. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение: Физической подготовленности человека к жизни; Развития резервных возможностей организма человека; Сохранения и восстановления здоровья; Подготовки к профессиональной деятельности.

24. Какое из представленных определений сформулировано некорректно? Физическое совершенство – это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям общества. Физически совершенным может считаться человек, способный справиться с нормативами Президентского теста. Физическое совершенство – это процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни. Физически совершенным можно признать человека, физическое состояние которого позволяет реализовать любую функцию, которую от него потребует общество.

Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры? Знания, принципы, правила и методика использования упражнений; Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений; Обеспечение безопасности жизнедеятельности; Положительные изменения в физическом состоянии человека.

26. Специфика физического воспитания заключается: В повышении адаптационных возможностей организма человека. Формирование двигательных умений и навыков человека. Воспитание физических качеств человека. Создание благоприятных условий для развития человека.

27. Точкой отсчёта возникновения физического воспитания является осознание возможности: Освоения двигательных действий. Воспитание физических качеств. Укрепление здоровья. Упражняемости.

28. Потребность в физическом совершенствовании относится к категории: Биологических. Мотивов. Привычек. Убеждений.

29. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания. 1)Адаптационные задачи. 2)Соревновательные задачи. 3)Оздоровительные задачи. 4)Гигиенические задачи. 5)Образовательные задачи. 6)Методические задачи. 7)Двигательные задачи. 8)Воспитательные задачи. 4,6,8 3,5,8 2,4,6 1,4,7

Предметом обучения в физическом воспитании являются: Физкультурные знания. Физические упражнения. Способы решения двигательных задач. Двигательные действия.

31. Какое из представленных утверждений не соответствует действительности? Сочетая упражнения с закаливанием, можно повысить общую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Гигиенические факторы могут применяться как самостоятельные средства физического воспитания. Эффект воздействия природных факторов на организм человека обладает способностью к «переносу» — он проявляется в различных условиях повседневной жизни. Все представленные утверждения соответствуют действительности.

32. Основу непрерывности физического воспитания составляет: 1)Взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями. 2)Разнообразие форм занятий. 3)Специфика урочных форм занятий. 4)Сочетание занятий подготовительной и развивающей направленности.

Номер материала: ДБ-080121

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

ТЕМА 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Принципы методики физического воспитания.
  • Средства и методы физического воспитания.
  • Воспитание физических средств.
  • Общая физическая подготовка.
  • Специальная физическая подготовка.
  • Формы занятий физическими упражнениями.
  • Принципы спортивной тренировки.
  • Тренировочное занятие.
  • Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Вместе с тем в нем действуют специфические закономерности, присущие, в частности, процессу формирования двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний или воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Эти закономерности находят свое отражение в принципах методики физического воспитания. Принципы методики физического воспитания – это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность.

    Они возникли из обобщения многолетней практики физического воспитания и результатов научных исследований в области физической культуры. Познание закономерностей (психологических, физиологических,

    биохимических, педагогических и др.) физического воспитания, на которых строится методика занятий, и их практическое использование является основой сознательной деятельности преподавателя физической культуры.

    1. Принципы методики физического воспитания

    Принцип предусматривает формирование творческого отношения и осмысленного интереса к занятиям физическими упражнениями. Поэтому одним из необходимых требований принципа сознательности и активности является четкая постановка преподавателем цели и задач занятий и осознание их студентами. На это указывал еще П.Ф. Лесгафт: «Каждое упражнение должно быть предварительно объяснено: следует сказать, как его производить и для какой цели оно производиться ».

    Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии при тренировке. Реализация принципа сознательности и активности требует готовности обучающихся к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий.

    Процесс физического воспитания должен быть не только сознательным ,но и активным. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

    Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания и отдельного элемента перед его выполнением. Непосредственная наглядность- это показ двигательного задания, самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Можно дополнить его пособиями, техническими или имитационными средствами и предметами с использованием вспомогательных предметов. Преподаватель всегда должен помнить, что наглядность представляет собой не самоцель, а средство для успешного обучения движениям и приобретения необходимых качеств.

    Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные физические и психические возможности занимающихся.

    Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получают путем тестирования или врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование студентов по таким физическим качествам, как сила, быстрота и выносливость.

    Для практического осуществления принципа доступности необходимо соблюдать правила: от неизвестного – к известному, от легкому- к трудному, от простого- к сложному.

    Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания (пол, возраст, состояние здоровья, телосложение, уровень физической работоспособности и др.)

    Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий. При проведении учебно-тренировочных занятий в соответствии с ним обеспечивается преемственность и последовательность в освоении учебного материала. Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха, а так же определенную смену применяемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения.

    Принцип динамичности, или постепенного повышения требований заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении применяемых упражнений, методов, условий занятий, а так же в увеличении нагрузки и ее интенсивности. Без обновления упражнений не овладеть всем объемом умений и навыков, не обеспечить развития физических, волевых и других качеств. Нужно обязательно учитывать: повышение требований лишь тогда будет иметь положительный результат, когда новое задание и связанные с ним нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют половым и индивидуальным особенностям. Переход к новым, более сложным упражнениям методам, к более высоким нагрузкам должен начинаться по мере закрепления формируемых навыков, функциональных и структурных изменений в организме. В процессе увеличения нагрузок нельзя забывать, что чрезмерные их объемы могут вызвать переутомление, перетренированность.

    2.Средства и методы физического воспитания

    К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

    Физические упражнения являются основными средствами, потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания. Под физическими упражнениями понимается двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Они обеспечивают развитие силы, быстроты выносливости и других способностей человека.

    Оздоровительные силы природы как средства физического воздействия дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми они сами не обладают. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться.

    Гигиенические факторы пополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности. Требование гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию и внешним условиям занятий (чистота помещений, достаточная освещенность, вентиляция ) – залог эффективности проводимых физических упражнений.

    Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято понимать систему средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания. Например, можно говорить о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей.

    Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и неспецифических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания ).

    К специфическим методам физического воспитания относятся:

    1) Методы регламентированного упражнения. Строгая регламентация упражнений является основным методическим направлением в процессе физического воспитания. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и нагрузке.

    2) Игровой метод. Он может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми. Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в различных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. Метод широко применяется в учебно-тренировочном процессе с целью уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.

    3) Соревновательный метод. Применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это — прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, моральных качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний мобилизует физические и психические способности человека на базе функциональных возможностей его организма. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся и выполнение тех упражнений и действий, в которых они должны соревноваться.

    3. Воспитание физических качеств

    Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

    Силой ( или силовыми способностями ) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредствам мышечных напряжений.

    Воспитанник силы сопровождается утолщением и ростом мышечных групп. Силовыми упражнениями можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой (бодибилдингом). Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная – это сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении. Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

    Сила измеряется с помощью динамометра. До определённого возраста абсолютная и относительная сила увеличивается и у не спортсменов, и у спортсменов, хотя у последних она всегда несколько выше. Сила мышц кисти у не спортсменов мужчин в среднем 36-38 кг у женщин 20-22 кг. У квалифицированных спортсменов средние показатели силы кисти у мужчин находятся на уровне 60-70 кг, а у женщин – 50-55 кг.

    Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела ( выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине и др. ) или с применением снарядов ( штанга, гири, гантели, резиновые амортизаторы и др.)

    На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы:

    Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе делается от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин (до восстановления). Этот метод применяется для воспитания <<взрывной силы>>, которая необходима тяжелоатлетам, толкателям ядра и т.д.

    Метод повторных усилий (или метод <<до отказа>>) предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие делается 3-6 подходов, Отдых между сериями 2-4 мин. (до неполного восстановления). Этот метод, в основном, используется с целью наращивания мышечной массы.

    Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений ( до 30% рекордного ). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие делается 3-6 подходов, отдых между ними -2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

    Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4-6с. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако они менее эффективны, чем динамический метод.

    Под быстротой понимают комплекс функциональных средств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

    Быстрота, скоростные возможности требуются как в циклических, так и в целом ряде ациклических видов спорта, трудовых и бытовых движениях: фехтовании, боксе, спортивных играх.

    Различают простые и сложные реакции. Простая реакция- это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапный сигнал (выстрел стартового пистолета).

    При воспитании быстроты основными методами являются: повторный, соревновательный, игровой. Упражнения планируются сериями: 8-10 х 15; 6-8 х 25 м; 3-4 х 50 м; 1-2 х 100 м (легкая атлетика – спринтеры, плавание), интенсивность при этом должна быть до 100% от максимальной. Длительность работы подбирается с таким расчетом, чтобы спортсмен был в состоянии поддерживать высокую скорость на протяжении всего времени выполнения упражнения. В заключительной части занятий необходимо выполнить упражнения низкой интенсивности, направленные на восстановление дыхания и расслабление мышц.

    Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому ее называют способностью противостоять утомлению. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих до истощения работающих органов и систем.

    Различают два вида выносливости – общую и специальную.

    Общая выносливость — это способность выполнять работу с высокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (кросс, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

    Общая выносливость – основа для воспитания специальной выносливости. Тренировке, направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

    Методы воспитания общей выносливости подразделяются на: равномерный, переменный, повторный, интервальный.

    Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

    Различают скоростную, силовую и статическую специальную выносливость.

    В беге на короткие дистанции (100-200 м) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением кислородного долга. Сердечно-сосудистая и дыхательные системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковременности и большой интенсивности упражнения, поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в условиях гипоксии.

    Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.

    Выносливость к статическим усилиям – способность в течении длительного времени поддерживать мышечное напряжение без изменения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

    Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладеть новыми движениями, точно дифференцировать различные движения и управлять ими. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

    -осваивается координация сложных двигательных упражнений;

    -быстро перестраиваются двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой ( например, в условиях спортивных игр );

    — повышается точность воспроизведения заданных двигательных действий.

    Развитию гибкости способствует систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (спортивные игры, единоборства ). Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

    Гибкость – способность выполнять движение с большой амплитудой. Наличие гибкости связанно с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные занятия физическими упражнениями. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Наиболее высокие требования к гибкости предъявляют такие виды спорта, как художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, борьба.

    Гибкость также выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высококоординированных двигательных действий. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.

    Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, сухожилий и связок с постепенно возрастающей амплитудой движений. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с отягощениями и без них. Упражнения могут применяться как в учебных, так и в самостоятельных формах занятий, и чем чаще они применяются, тем выше их эффективность. Установлено, что ежедневные трехразовые тренировки с 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через один — два месяца приводят к заметному развитию гибкости. При прекращении же тренировки гибкость быстро возвращается к исходному уровню.

    В последние годы распространение получил стретчинг — система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов. Считается, что медленное и спокойное выполнение упражнений на растяжение используется не только для решения различных оздоровительно-спортивных задач, но и способствует снятию нервных напряжений, активному отдыху.

    4. Общая физическая подготовка

    Общая физическая подготовка (ОФП)- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное развитие человека.

    ОФП способствует повышению функциональных возможностей общей работоспособности, является базой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

    Задачами ОФП являются:

    — приобретение общей выносливости;

    — достижение гармоничного развития мускулатуры тела и силы мышц;

    — повышение быстроты выполнения разнообразных движений, общих скоростных способностей;

    — увеличение подвижности основных суставов, эластичности мышц;

    — улучшение ловкости в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умения координировать простые и сложные движения.

    Главной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка. Именно с ориентацией на достижение минимально необходимого уровня основных двигательных качеств, при общей физической подготовке факультетом физической культуры и спорта разработана учебная программа по курсу <<Физическая культура>>, предусмотрены упражнения и нормативы по ОФП, которые проверяются в начале каждого учебного года как контрольные.

    5. Специальная физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретного вида спорта или трудовой деятельности. Одним из главных направлений специальной физической подготовки является спортивная подготовка.

    Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

    В настоящее время спорт развивается по двум направлениям — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в <<большой>> и обратно.

    Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых.

    Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – максимально высокие результаты в соревновательной деятельности.

    Средства, методы, принципы спортивной подготовки (тренировки), одинаковы как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

    Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта. На содержание технической подготовленности спортсменов влияют изменения правил соревнований, использование другого спортивного инвентаря.

    Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма, от уровня подготовленности которого зависит соревновательный успех спортсмена.

    Техническая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он владеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Избранные варианты тактических действий обычно отрабатываются на тренировочных занятиях, также при постоянном анализе соревновательного опыта. Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства.

    Психологическая подготовленность подразделяется на волевую и специальную психическую подготовленность. Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Эти качества в основном воспитываются и совершенствуются в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

    6. Формы занятий физическими упражнениями

    Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

    Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Они подразделяются на:

    — теоретические, практические, контрольные;

    — элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

    — индивидуальные и групповые (консультации);

    — самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

    Внеучебные занятия организуются в форме:

    — физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

    — занятий в секциях, организованных факультетом физической культуры и спорта;

    — самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

    — массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных соревнований в масштабах вуза, района, города.

    Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает необходимые условия для нормального функционирования организма молодого человека.

    7. Принципы спортивной тренировки

    В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов. Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относят научность, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

    Другая группа – специфические принципы спортивной тренировки:

    — направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;

    — непрерывность тренировочного процесса;

    — единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

    — волнообразность и вариативность нагрузок;

    — цикличность тренировочного процесса;

    — единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

    Если дидактические принципы и их установки общеизвестны (они составляют основу любого процесса обучения), то принципы спортивной тренировки требуют рассмотрения.

    Принцип направленности к высшим достижениям является одним из ведущих принципов спортивной тренировки в полном соответствии с сутью спорта и содержанием соревновательной деятельности. Этот принцип предопределяет постоянное совершенствование всех и всего, кто и что обуславливает высокие спортивные результаты, возможности высоких достижений не только в разных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации.

    Принцип закономерности развития и становления различных сторон подготовленности спортсмена и связанные с ними особенности и изменения, имеющие место в организме спортсмена, требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это обуславливает выделение в качестве одного из принципов спортивной тренировки-непрерывности тренировочного процесса. Данный принцип характеризуется следующими положениями:

    1. Спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов.
    2. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. должно <<наслаиваться>> на результаты предыдущих.
    3. Периоды нагрузки и отдыха регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимых, спортивно важных качеств и способностей.
    4. Эти положения трактуются в строгом соответствии с квалификацией, возрастом, подготовленностью спортсменов.

      Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

      Закономерности адаптации организма к тренировочным воздействиям предполагают постепенное повышение предъявляемых к организму требований для эффективного протекания приспособительных процессов.

      Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса:

      — увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500ч;

      — увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

      — увеличение количества тренировочных занятий в течение дня от 1 до 3-4;

      — увеличение количества занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла от 1 до 5-7 и т.д.

      Разумное использование перечисленных возможностей позволит соблюдение данного принципа спортивной тренировки.

      Первой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие. В нем непосредственно решаются задачи тренировки спортсмена.

      Существующая структура занятия определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы.

      В вводной решаются организационные вопросы /построение, рапорт дежурного, приветствия/, конкретизируются задачи занятия, формируются методические указания, рекомендации: продолжительность ее – 2-4 минуты.

      Далее практическая составляющая или разминка, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствующих оптимальной подготовке спортсменов к предстоящей работе. Разминку делят на две части: общую и специальную. Первая способствует активации деятельности систем организма – опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В этой части разминки используются общеразвивающие подготовительные упражнения.

      Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Они направлены на подготовку и настройку организма спортсмена на специфическую деятельность.

      Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей каждого спортсмена, характера предстоящей работы, условий и пр.

      Источники:

      https://studopedia.ru/7_28134_metodi-fizicheskogo-vospitaniya.html

      http://olimpotvet.ru/%d1%82%d0%b5%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d0%be-%d1%84%d0%b8%d0%b7-%d1%80%d0%b5/

      https://infourok.ru/specificheskaya-napravlennost-fizicheskogo-vospitaniya-1080473.html

      http://sayfullin89.narod.ru/index/0-10