Средства развития речи в старшем дошкольном возрасте

1.2.Логико – математическая игра как средство развития операций классификации в старшем дошкольном возрасте.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической ,т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышления и речь. [11, с.34].

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:

Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;

· Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.

Работая с детьми, можно заметить, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.

Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, можно разделить его условно на 3 группы:

· Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

· Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур . Следовательно, логико-математические игры это игра, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий [5, с. 285].

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

По мнению З.А. Михайловой, основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

Развитие у детей логико-математических представлений ( представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

Развитие сенсорных ( предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания ( воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;

Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

Развитие активности и инициативности детей;

Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки[25, с. 24].

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, входящих в логико-математические игры, которые представлены в книге « Логика и математика в детском саду». Автор разделила игры на следующие группы:

— игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер);

— игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

— игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями[33, с. 65].

Примером сюжетных логико-математических игр могут служить:» Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», « У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок» и др. Играя дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения, выброса материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Основными компонентами сюжетных логико-математических игр являются:

— наличие завязки-сюжета, действующих лиц и наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия;

— наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

— абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;

— овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

— игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

— наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

— возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;

— общая направленность на развитие инициативы детей.

Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

В работе З.А. Михайловой логико-математические игры, рассматриваются как составляющая часть проблемно0игровой технологии. Они позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способы познания ( сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт [27, с. 128].

Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, по мнению З,А, Михайловой, следующими они представлены группами:

— настольно-печатные – «Цвети форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.

— игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.

— игры на объемное моделирование – «Кубики для всех», «Загадка», «Шар» и др.

— игры из серии «Кубики и цвет» — «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др.

— игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

— игры забавы – перевертыши, лабиринты, игры на замену мест например «Пятнашки» и др. [26, с. 35].

Их использование осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка игровой атмосферы, переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельности к более сложным.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

Как отмечает Р.Л. Непомнящая, «Палочки Кюизенера» как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе­мых у дошкольников, а также их возрастным возмож­ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш­лении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практичес­ких действий детей с предметами, выполнение разнооб­разных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей, в том числе и для развития основ логического мышления.

Е.А .Носова отмечает, что другим универсальным средством развития основ логического мышления являются обучающие игры на основе использования «Блоков Дьенеша».

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Но одной из эффективной является использование системы обучающих игр.

Таким образом, педагогические возможности логико-математической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: классификации. Включение старшего дошкольника в логико-математическую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мыслительной деятельности, а именно классификации.

Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

1. Педагогический проект «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

учреждение № 30 города Калуги

2. Актуальность проекта

приобретения свойств личности и период, когда ребенок

быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает

огромное количество впечатлений. Именно в этот период

активно начинают овладевать средством человеческого

общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ

к познанию окружающего

его мира природы, вещей,

Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на

формирование личности ребенка, вызывают психические

наслоения, специфические особенности эмоциональноволевой сферы, способствуют развитию отрицательных

замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте

и рассматривается в современном дошкольном воспитании

как общая основа воспитания и обучения детей.

3. Причины низкого речевого развития

развития детей, обусловлено серьёзными причинами.

Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного

возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей

ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность

речевого общения удовлетворяется недостаточно.

Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес

детей к чтению книг и прослушиванию произведений

детской художественной литературы. Социальные

проблемы общества часто не позволяют родителям уделять

достаточного внимания развитию своих детей. Игрушки,

телевидение, компьютер заменили собой живое

речевой активности детей старшего

дошкольного возраста посредством

обеспечить комплексный подход к ребенку;

развить все компоненты связной речи, эмоциональной

отзывчивости и творческие способности детей;

активно привлекать родителей к процессу развития

речи детей, в частности к процессу рассказывания.

5. Ожидаемый результат

пересказывать небольшие по объему тексты с соблюдением

лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм,

с использованием средств художественной выразительности;

Повысится уровень развития эмоционально-волевой сферы у

Произойдет развитие всех компонентов речи детей с учетом

индивидуальных особенностей, наклонностей и потребностей

Повысится заинтересованность и компетентность

родителей в данном вопросе.

Дети старшей группы

Изучение методической литературы по теме проекта.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин.

Подбор и оформление консультативного материала для работы с родителями

Разработка плана работы с детьми.

Разработка плана работы с родителями

Непосредственная образовательная деятельность.

Экскурсии и посещения библиотеки, игры, чтение художественной литературы,

просмотр спектаклей в ТЮЗе, кукольном театре, выездных театров в ДОУ.

Консультации по теме.

Изготовление атрибутов для дидактических игр и книжек-малышек.

Конкурс семейных творческих работ. Изготовление и работа в читательском

Выставка совместных с родителями детских творческих работ.

8. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая

рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка,

направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в

образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников

Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою

очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне

активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в

процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи

обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с

художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театральноигровой деятельности развитие речи происходит средствами различных

9. Формы организации проекта

Формы организации образовательной

Инсценировки сказок «Теремок», «Гусилебеди»

Д/ игры:«Собери картинку», «Почини

сказку»,«Сказки перепутались», «Угадай по

НОД «В гостях у сказки», «Незнайка

заблудился» , беседы «Кто придумал

Пересказывание сказок, слушание,

заучивание наизусть, чтение сказок.

НОД «Рисуем сказку», аппликация

«Избушка на курьих ножках», лепка «Три

НОД, пальчиковая гимнастика,

10. Работа с родителями

любимая сказка», досуговому мероприятию «Путешествие в

сказкуизготавливали книжки-малышки «Читаем дома сказки»;

Принимали участие в изготовлении пособий, дидактических игр;

Оказывали помощь в проведении выставок, экскурсий, посещений

ТЮЗа, кукольного театра.

Досуг «Путешествие в сказку».

Обобщение опыта работы.

Родители стали проявлять интерес к

мероприятиям речевой направленности в ДОУ,

стали посещать библиотеку с детьми.

творческого опыта детей, формирования

эмоциональной отзывчивости, расширения

диапазона их познавательных интересов и

активизации речевой деятельности, делая

акцент на развитии речи-рассуждения .

2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: Мозаика Синтез 2015 год.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: старшая группа.

– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.

4. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей

дошкольников – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.

5. Веракса Н.Е. Серия «Играем в сказку» – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015 г.

6. ЭОР Шиян О.Я. Развитие творческого мышления. Работаем

  • Главная
  • Школа
  • Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников».

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие речевого творчества. области «коммуникация»направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

— планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

— учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок» в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел — низкий 29%, 10 чел — средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

«Мир сказок и приключений»

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок) .

» В стране доброты»

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально — эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник «Путешествие в сказочную страну».

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре — сказке.

Был разработан проект «В гостях у сказки».

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

4. Работа с родителями»Рисуем сказку». Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля «Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7. Размещение консультаций для родителей:» Сказкотерапия», «Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей».

8. Проведение сюжетно — ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг «Сказки моего детства».

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел — средний 50%, 7 чел — высокий 50%) .

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов — практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Изучение развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга» (Дипломная работа со списком литературы и приложениями)

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………. 5

1.1. Психологические особенности старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..5

1.2. Готовность к школе как показатель психологической зрелости старшего дошкольника…………………………………………………14

1.3. Основные направления развития речи в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………..…………………………23

1.4. Развивающая программа «Радуга» ……………………………………. 32

Глава 2. Исследование характеристики речи у детей старшего дошкольного

Возраста, занимающихся по программе «Радуга» ………………………… 41

2.1. Предмет, объект и процедура следования ………………………………..41

2.2. Методическое обоснование исследования ………………………………..42

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга» …………………………….46

2.3.1. Анализ исследований по методике «Расскажи по картинке» Г. Хорн ………………………………………………………………………….47

2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»

2.3.3. Анализ исследований по анкете «Диагностика развития речи» Н. Пряжников…………………………………………..52

Выводы по второй главе…………………………………………57

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и другие.) . К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, общении с родителями и друзьями.

Актуальность нашей работы также состоит в том, что социальному педагогу необходимо знать о развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте, в том числе знания о развитии речи, т.к. она является одним из важнейших факторов социализации ребенка в школе.

Теоретическим объектом нашей работы является речь как психолого-педагогическая категория.

Предметом исследования является характеристика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

Цель нашего исследования: изучить развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга».

Эмпирический объект: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) , 16 человек, воспитанники МДОУ «Солнышко», занимающиеся по программе «Радуга»

В качестве контрольной группы выступили дети детского сада «Солнышко» в количестве 16 человек, занимающиеся по комплексной программе.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1. Обобщение научного исследования и психолого-педагогической литературы относительно старшего дошкольного возраста;

2. изучение психологической готовности к школе как этап психического развития ребенка дошкольного возраста;

3. осуществление теоретического обзора литературы по исследованию речи детей старшего дошкольного возраста;

4. описать основные методические задачи развивающей программы «Радуга»;

5. осуществить подбор методик по изучению речи старшего дошкольного возраста;

6. провести исследование речи у детей старшего дошкольного возраста;

7. осуществить анализ и интерпретацию уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

В дипломном исследовании были использованы следующие методы: опрос (анкетирование) , полупроективный метод, представленные такими

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма.

У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира.

Д. Б. ­льконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника . Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

1) выявить особенности формирования словаря старших дошкольников;

) изучить методы, формы, приёмы формирования словаря старших дошкольников;

) провести опытно — экспериментальную работу по формированию словаря старших дошкольников.

теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

опытно — экспериментальная работа по формированию словаря старших дошкольников.

1. Теоретические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста

Работа над словом — исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка .

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально — закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения .

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения — это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности .

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно — действенное и наглядно — образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений,

качеств. Появление словесно — логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном .

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) . Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пасс

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

В данной курсовой работе проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая данную тему, были раскрыты такие её аспекты как анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, причины первичных речевых нарушений данной категории детей и характеристика речи и её особенности, классификация речевых нарушений, психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции рассматриваемых детей. А также раскрыт вопрос коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

1.2 Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

.3 Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава II. Коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи у слабослышащих детей

2.1 Методика проведения специальных игр

2.2 Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

нарушение слуховой речь слабослышащий ребенок игра

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что категория «развитие» всегда находится в центре внимания ученых и практиков. Это проблема стала центральной для целого ряда классических и отечественных и зарубежных работ (Д. Брунер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и т.д.) . В основном, ряд научных работ посвящены исследованию какого-либо качества или ряд признаков развития ребенка, а также разработке периодизаций детского развития.

Хотя, учеными — исследователями разрешено множество проблем и созданы различные подходы, методы и теории в этой области, всегда останется неразрешенными ряд вопросов в детской психологии. А именно исследование и разработка программ, методик психологического обеспечения гармоничного развития личности, в частности развития речи.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Поэтому изучение «Особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста» представляется актуальной.

Гипотеза исследования: одним из эффективных средств коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста является проведение специальных игр.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть теоретический анализ речи и нарушений слуха;

2.указать содержание коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие речи у слабослышащих детей.

Объект: речь детей с нарушением слуха.

Предметом является особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Материалы курсовой работы могут быть использованы в качестве информационного источника при изучении курса «Развитие речи», спецсеминарах, освещающих психолого-педагогическое развитие ребенка, а также педагогических практиках.

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отража

Глава 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников

1.1 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

.2 Жанры детского фольклора и их характеристика

.3 Место детского фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния детского фольклора на развитие речи дошкольников

2.1 Определение исходного уровня развития речи дошкольников

2.2 Работа по развитию речи средствами фольклора

2.3 Анализ влияния произведений детского фольклора на развитие речи старших дошкольников

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки», ‘Гуси-лебеди», «Горелки» и т.п.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки.

Преимущественно детским жанром стали загадки Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.

Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений.

Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное моего произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей,

Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это не механический процесс.

Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г. С. Виноградов) . Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомер

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. Н. Н. Подъддяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

В ходе экспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:

  1. между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
  2. между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.

В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей.

Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей русской народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

— отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;

— элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;

— активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;

2) выявить особенности развития образной

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

1.1 Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов

1.2 Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка

1.3 Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь — это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками.

В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи — это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи — той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Перед современными родителями стоит задача — создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В значительной мере это связано с сензитивностью периода — дошкольное детство. Развитие связной речи в семье является основополагающим принципом семейной педагогики. Многое в этом направлении уже сделано.

Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста — область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А. Н. Кэдзен, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, С. Л. Рубинштейн.

Интерес к формированию связной речи понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка — наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. В детской психологии существуют особые нормативы развития связной речи, которые многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н. М. Аксариной (3-й год жизни — Э. Л. Фрухт, 4-й год жизни — К. П. Печора, 5-й год жизни — Г. В. Пантюхина) . Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, А. В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье, обосновать роль в формировании связной речи ребенка. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Объект — процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Предмет — методы и средства эффективного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель — проанализировать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в семье.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Изучить теоретические концепции развития связной речи у детей с ОНР II уровня в трудах отечественных специалистов.

. Обосновать специфику старшего дошкольного возраста как сенситивного периода развития связной речи ребенка.

. Определить способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье.

Далее задачи и вторая часть введения будут строится в соответствии с вашей второй главой

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

1.1 Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) , обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой

Другие статьи по теме:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу.

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные.

Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав.

Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жи.

Источники:

http://studfiles.net/preview/5751106/page:2

http://en.ppt-online.org/154257

http://raguda.ru/sk/diplom-razvitie-rechi-detej-starshego-doshkolnogo.html