Технологии развития творчества у детей

Педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — В. В. Юдин,

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология»

(Ярославский политехнический институт)

Сегодня, когда мы требуем от учительства обучать по-новому, необходимо дать педагогам не пожелания и советы, а алгоритмы педагогического труда, гарантирующие заданный результат. Эту задачу решает педагогическая технология (ПТх), под которой понимается совокупность методов, приемов обучения, приводящих к заданному результату.

Отметим, что, кроме приведенного, существуют различные понимания термина "Педагогическая технология":

1. ПТх — способы работы с техническими средствами обучения, в частности, компьютерной техникой и реализация на ее основе программированного обучения.

2. ПТх—конкретные методики педагогической работы, например организация конспектирования учебника учащимися, работа с классной доской и другие, составленные на основе эмпирического опыта.

3. Целостная методика учебной работы, несущая определенную новизну, например "Методика Шаталова".

Педагогическая технология в нашем понимании (впервые высказано Р.Дейвом в 1973 г.) может существовать лишь на научной базе, опираясь на объективные закономерности педагогического процесса. По нашему мнению, отечественная педагогическая мысль в настоящее время выработала то, что может служить базой педагогической технологии. Приведем формулировки закономерностей, возведенные даже в ранг законов (5):

1. Воспитывающий и развивающий характер обучения при целостности и единстве всех сторон учебного процесса.

2. Обусловленность результатов обучения характером познавательной деятельности обучаемых способом обучения.

3. Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения.

Иными словами, результатом педагогического процесса является неразрывное единство воспитанности, обученности и развитости человека, и единственным средством к его достижению является деятельность воспитанника, а поскольку процесс невозможно вести в колбе класса, все его компоненты должны быть социально оправданы.

Фундаментом ПТх в нашем понимании является и деятельностный подход. К его положениям относится:

1. Концепция содержания образования как социального опыта, представляющего совокупность способов деятельности и имеющего 4*-элементную структуру (3).

2. Выделение компонентов деятельности человека, в частности, полноценной учебной деятельности с обязательными этапами: анализ ситуации, мотивации, целеполагание, получение и обдумывание информации, планирование действий, реализация плана, анализ результата (2). Выпадение любого из этапов дает "скол" деятельности и не обеспечивает личностный рост — такая учебная деятельность формирует отчужденную личность.

Итог сказанного может быть выражен в формуле ПТх:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагога ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученика = РЕЗУЛЬТАТ

Результат имеет 4-элементную структуру, включающую, по нашему мнению, во-первых, знание о мире и способах деятельности, во-вторых, опыт материализованной деятельности, в-третьих, опыт интеллектуальной деятельности (мышление), в-четвертых, опыт эмоционально-целостного отношения к действительности. (Четвертый элемент, играющий роль направления деятельности, представлен своей главной направляющей — мотивами).

Формула ПТх указывает на соответствие деятельности педагога и учащегося достигаемому уровню результата. Эта мысль дает подтверждение в том, что главная характеристика учебной деятельности ребенка, ее активность, также разбивается по уровням.

Разбивку методов обучения по описываемым уровням дает известная классификация их по степени самостоятельности учащихся. Рост проблемности преподавания повышает вероятность творческой активности ученика. Сообщающие методы вряд ли позволят учащемуся подняться выше формальных знаний-копий. Таким образом мы имеем инструмент к пониманию причин, приводящих к тому или иному результату учебного процесса, и влиянию на него.

Наши исследования показывают, что выход на тот или иной уровень обеспечивают мотивы учения. Так, учитель, войдя в класс и после организационного момента добившись дисциплины, объявив тему и начав объяснение, актуализирует при этом мотивы второго уровня — необходимость выполнить предлагаемое, послушность. Потратив одну минуту на

объяснение целесообразности, полезности изучения материала, педагог имеет возможность использовать мотивы третьего уровня, а значит, и добиться сформированности сущностных знаний, "знаний-умений". Претензии на творческое овладение учеником материала заставляют педагога работать индивидуально, отталкиваясь от личностной позиции ребенка, используя его самосознание, сугубо личные интересы. Каждый наш педагогический шаг, обращение к ученику, атмосфера класса подталкивают подростка к деятельности на определенном уровне, и уже независимо от нас формируют результат обучения.

Подробные сведения об организации учебной работы на различных образовательных уровнях даны нами в работах (7), (8). Они принципиально отличаются не только по типу учебного процесса (термин впервые введен М.Н.Скаткиным) и используемым методам обучения, но и различны по дидактическим принципам, формам обучения, наилучшим образом подходящим для налаживания требуемой познавательной деятельности учащегося, духу взаимоотношений учителя и ученика. Можно говорить о различных педагогических технологиях.

В работе сделан акцент на обучении, нам представляется, что найденные сущностные стороны учебного процесса позволяют осуществить технологический подход и к воспитательной сфере, но это — тема отдельной статьи.

1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.: Высшая школа, 1970

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986

3. Ларнер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981

4. Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика,

5. Загвязинский В.И. О системе принципов обучения в советской дидактике. (Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Межвуз. сб. н.тр. — Челябинск: изд. ЧГПИ, 1985

6. Юдин В.В. Элементы содержания, образования как единое целое (Теорико-методологические проблемы учебно-воспитального процесса в школе и педвузе.: Тезисы докл. Всесоюзной научной конф. 8-11 октября 1986. Волгоград: ВГПИ. С. 69-70

7. Юдин В.В. Этапы учебной деятельности интерпретирующего уровня. Проблемы перестройки в учебно-воспитательных учреждениях народного образования: Тез: докл. (Башк. гос. пед. ин-т. -Уфа, 1989. С. 64-66

8. Юдин В.В. Система педагогических средств формирования творческого мышления учащихся. (Тезисы научно-практической конференции. — Киров, 1991

9. Юдин В.В. Элементы содержания образования и уровни их усвоения в сб. Совершенствование технология обучения в профессиональных учебных заведениях. сб. науч. тр.-м изд. МИ-ИСП им. В.П.Горячкина. — 1992. С.84-94

Сайт для воспитателей детских садов

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

«Ребёнок не лотерейный билет,

на который должен пасть выигрыш в виде портрета

в зале магистратуры или бюста в фойе театра.

В каждом есть своя искра, которая может

зажигать костры счастья и истины,

и в каком-нибудь десятом поколении» быть может,

заполыхает он пожаром гения и спалит свой род,

одарив человечество светом нового солнца»

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности» гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям» творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Среди проблем, стоящим перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной является проблема повышения качества дошкольного образования. Качество образования трактуется сегодня весьма произвольно. В программных документах Министерства образования РФ (Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других) утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. «Воображение — основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т.д. Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

На протяжении всей своей деятельности учреждение работает в режиме развития. За истекший период педагогический коллектив осуществлял поиск инновационных процессов, моделей деятельности ДОУ, педагогических инновационных технологий. Инновационные процессы на современном этапе развития общества в первую очередь затрагивают систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии — это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности, включая ручной труд, макетирование, изобразительную, театральную, музыкальную деятельности, развитие речи, математику, чему уделяется большое внимание в парциальных программах воспитания в детском саду. Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т.С. Комаровой, «Радость творчества» О.А. Соломенниковой, «Семицветик» В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, «Театр — Творчество — Дети» Н.Ф. Сорокиной, «Сказкотерапия в работе с дошкольниками» Молодняковой А.В., «Развивающая сказкотерапия для дошкольников» Капской А.Ю. В ДОУ широко используются технологии: исследовательского обучения С. Кейплан, Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов», ТРИЗ, Г.С. Альтшуллера, моделирования JI.A. Венгера и т.д.

На протяжении трех лет наше учреждение работает по теме: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности». Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги ДОУ начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».

В работе с детьми по ручному труду, конструированию из бумаги педагоги используют пособия Т.Н. Давыдовой «Бумагапластика», Н.Г. Пищиковой «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».

Работа с бумагой по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой (обычной бумажной салфеткой) выполняются с детьми первой младшей группы. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность работы — всё это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогают сминать комочки из красивых, ярких салфеток. Так и рождаются картины. Одной из интересных композиций стала картина «Золотая осень», затем «Зима в лесу», «Мимоза». В работе «Зима в лесу» дети делали снежинки из салфеток, а деревья, елки из самоклеящей бумаги.

Дети знакомятся с техниками бумагокручения и бумагопластики. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, изготавливают сюжетные и декоративные композиции, учатся творить. Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников т.е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла. Одним из интересных способов работы с бумагой — является сминание бумаги между ладонями, «кулачком», «лодочкой», ладонью на столе. Так крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе. Ствол дерева необходимо изготавливать не скручиванием, а способом продольного сминания, туловище снеговика — тремя салфетками разного размера, сминанием в кулачке. Тучки, облака, землю — «лодочкой». Еще интересный способ работы с бумагой — способ скручивания салфетки, бумаги. Он напоминает прядение: бумага находится в одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно её вытаскивают и скручивают. На занятиях, в кружковой работе, в совместной деятельности с детьми педагоги используют игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме — камешки, клоуну — мячики, котёнку — мячики, королеве Осень — нарядное платье и т.д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги активно используют нетрадиционную методику Г.Н. Давыдовой «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины.

В средней и старшей группах широко используется лепка из соленого теста. Соленое тесто — экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе. Лепка из соленого теста очень оригинальный и увлекательный вид творчества. Главным инструментом, конечно же, были и остаются наши пальцы. Но им нужны и помощники такие, как стеки, дощечки. Лепка из соленого теста — большое удовольствие и радость. Очень интересными получились работы по темам: «Живые яблоки на ветках», «Пингвины на льдине», «Совушка — сова», Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, оно имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития ребенка. При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный. Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это период 01 года до 3 лет.

Изобразительный период появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита координация движения рук, нет еще технических навыков.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.
  • В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

    Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

    Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги используют:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатки из картофеля;
  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • Детей среднего дошкольного возраста знакомят со сложными техниками:

  • оттиск поролоном;
  • оттиск печатками из ластика;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев
  • А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

    • кляксография с трубочкой;
    • монотипия пейзажная;
    • печать по трафарету;
    • монотипия предметная;
    • кляксография обычная.
    • По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Например, техника «Кляксография» выполняется обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы, снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, а в технике «Кляксография с ниточкой» (цветные ниточки). При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в соответствии со своим замыслом.

      Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия — получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Иней на стекле».

      В работе с детьми старшей группы практикуется тычковое рисование. Метод тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится густая гуашь и жесткая кисть. Важно научить ребенка правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая точка. Этот метод очень увлекает детей, поэтому используют его как на занятиях, так и в свободной деятельности. Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем наряде. Очень нравится детям работать в технике «Черно-белый граттаж» или «Цветной граттаж», в которой используются необычные материалы: как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным концом или пустой стержень.

      Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

      Изобразительная деятельность, и в частности рисование, — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

      Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.

      В процессе работы необходимо развивать у детей фантазию, побуждать их творчеству. В чем можно увидеть творчество дошкольников? Это и изменение величины предмета, присутствие дополнительных деталей, изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетание цветов, их контрастность. Т.С. Комарова пишет: «Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение дополнений». Самое главное — увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребёнка.

      Большое внимание педагоги ДОУ уделяют развитию воображения. Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.

      Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка. Для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности педагоги стараются расширять опыт детей. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность их воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для этого в работе с детьми используются игровой материал, творческие задания, проблемные ситуации.

      Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. И мы, взрослые, должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей ДОУ, что обусловлено её родством с театром. «В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, ещё в зачаточной форме», — так писал об этом отечественный психолог Б.М. Теплов. Театральное искусство закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников, которая требует от детей компетентности в различных сферах художественно-творческой деятельности. Большое внимание в ДОУ уделяется развитию творческих способностей в театральном искусстве. В течение двух лет музыкальным руководителем и воспитателями старших групп ведется работа в театральной студии «Домисолька». Основная задача театральной студии — развитие сценического творчества дошкольников средствами музыкально- театрализованных игр и представлений. Театр — синтез многих искусств. Начинали свою «сценическую деятельность» наши воспитанники с драматизации любимых сказок, постепенно оттачивая свое мастерство, стали ставить спектакли, представления, мюзиклы, такие как «Щелкунчик», «Осенняя сказка», «Баллада о доблестных рыцарях», «Волк и семеро козлят». Вся эта работа — не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты детей, но и открытие вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра!

      Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно, не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие его эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

      Песенное творчество в ДОУ начинаем развивать с младшего дошкольного возраста. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Для этого используем посильные творческие задания, упражнения О.В. Кацер, Н.А. Метлова, Н.Б. Зацепиной. Кроме пения, детское творчество проявляется в слушание музыки, ритмике и игре на музыкальных инструментах.

      Для развития творческих ритмических способностей используется технология Бурениной, а в слушании музыки — Радыновой. Развитие творческих музыкальных способностей развиваются на музыкальных занятиях, в театральной студии и на занятиях в хореографическом кружке. Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка в ДОУ используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

      Всем хорошо известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на вопрос ребёнка рождает новый вопрос. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

      В ДОУ педагоги широко используют методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно — исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

      Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. На протяжении 5 лет педагоги ДОУ внедряют его в свою работу с детьми. За это время в ДОУ были представлены 15 проектов. Каждым руководителем проекта собраны портфолио, в котором отражена вся система работы по проекту.

      Тематика и содержание проектов для детей ДОУ были разнообразны. Использовались следующие типы проектов:

    • исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    • информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    • творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Использовались групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребёнка.

    В работе над развитием художественного литературного творчества у дошкольников — это сочинение сказок, рассказов, стихов, воспитатели используют технологию Ткаченко Т.А., организуя специальную работу с детьми, направленную на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов, антонимов.

    Большое внимание педагоги ДОУ уделяют проблеме словотворчества детей. В работе с детьми используются опорные схемы, опорные сигналы, схематические картинки, тренинговые технологические цепочки, решение проблемных ситуаций, метод фокальных объектов, игры и творческие задания. Система творческих заданий позволяет формировать у детей умения работать на высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

    В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером. Модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описания игрушки, предметов, времён года.

    Обучая детей связной речи, на первом этапе своей работы, педагоги используют в практике схематические изображения персонажей и выполняемые ими действия, затем строят модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Использование этой технологии на занятиях по развитию речи способствует развитию воображения, умению придумывать различные ситуации и сюжеты. На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. В старшем дошкольном возрасте используем метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой. Он предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

    В практике ДОУ широко используются технологии: составления сравнений, составления загадок А.А. Нестеренко, ТРИЗ.

    ТРИЗ — технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка. В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формирования диалектического способа мышления дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста сочиняют сказки, загадки при помощи приемов фантазирования.

    В детском саду ведется работа по внедрению технологии развивающего обучения с дошкольниками В. Воскобовича. Основные принципы технологии заключаются в том, что это игровое обучение, в процессе которого происходит взаимодействие взрослого и детей, через реализацию определенного сюжета игры или сказки. При построении детской игровой деятельности развиваются у детей психические процессы: внимание, речь, воображение, мышление, творческие способности. Интерес ребёнка постоянно поддерживается при помощи постоянного усложнения игр, необычных сказочных персонажей, игрового пространства. В конце каждого занятия ребёнок видит результат своей работы. За время работы по развивающим играм Воскобовича дети прошли по лабиринту «Фиолетового леса» вместе с малышом Гео, вороном Метром, Краб-крабычем, пчелкой Жужей и другими персонажами. На сегодняшний день можно констатировать значительный прогресс в развитии наглядно-образного мышления, познавательной, мотивационно-волевой и креативных сферах личности детей. Дети могут самостоятельно проводить манипуляции с играми и прилагающимися к ним игровыми пособиями, проявлять инициативу и творческий подход. При этом наблюдается значительная заинтересованность и изобретательность в игровой деятельности, дети постоянно открывают новое в каждой игре, стимулируя интеллектуальное развитие. Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребёнок, же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, он с лёгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам.

    Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса и являются родители.

    Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

    Список используемой литературы:

    1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

    2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

    3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

    4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

    5. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»: Творческий Центр Сфера, Москва 2006

    6. В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель,2009

    7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. — №10.

    8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

    9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.

    10. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн. 2010г

    11. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

    12. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. — М.: «5 за знания», 2007

    13. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

    14. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. — М. 2004

    15. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.

    ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тургель

    Описание презентации ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тургель по слайдам

    ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тургель Вероника Александровна РГПУ им. А. И. Герцена, институт детства Санкт-Петербург, 2015 г.

    Тема 1. Художественное творчество в изобразительном искусстве. Рассматриваемые вопросы: Основные понятия психологии творчества. Психологическая характеристика творческой деятельности. Общие этапы творческой деятельности и их особенности у детей. Общие особенности художественного творчества. Процесс и продукт художественного творчества в изобразительной деятельности.

    Основные понятия психологии творчества Основными понятиями психологии творчества можно считать понятия: • ТВОРЧЕСТВО, • ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, • КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО — внешняя и внутренняя деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это устойчивые свойства личности, индивидуально-типические ее особенности, которые не сводятся к совокупности знаний, умений и навыков и обеспечивают успешность в творческих видах деятельности. КРЕАТИВНОСТЬ – это совокупность общих творческих способностей, как система индивидуальных особенностей личности, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сравнение предметно-продуктивной и творческой деятельности возможно по трем параметрам: Соотношение цели и результата. Практическая целесообразность. Зависимость от внешних условий. ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОДУКТИВНА Я ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО Соотношение цели и результата Соответствие цели и результата деятельности: результат деятельности – ее опредмеченная цель. Частое рассогласование цели (замысла) и результата: полученный результат может не соответствовать изначальному замыслу, велика роль «побочного продукта» . Практическая целесообразность Деятельность всегда целесообразна, осуществляется за определенную сумму материальных благ. Творческий продукт не имеет материально-ценностного эквивалента, часто создается без материального вознаграждения. Зависимость от внешних условий Порождается необходимостью, определяется внешними условиями. Носит спонтанный характер, творческий акт не зависит от внешних ситуативных причин, часто мотивирован лишь внутренне.

    Основные этапы процесса творческой деятельности: 1 этап (сознательная работа) – подготовка к творчеству, особое деятельное состояние, предпосылки для интуитивного проблеска новой идеи. 2 этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи. 3 этап (переход бессознательного в сознание) – состояние вдохновения, формулирование идеи в гипотетическом виде. 4 этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление, проверка и оценка.

    Возрастные особенности творческой деятельности детей: Этапы творческой деятельности «свернуты» и кратковременны. Сам творческий процесс у ребенка не может продолжаться длительное время. Дети испытывают трудности в вычленении и осмыслении творческой задачи. Часто они не видят проблем, которые являются стержневым компонентом активизации творческой деятельности. Чаще всего творческую проблему ставит перед ними взрослый. В детском возрасте еще недостаточно сформирован «операциональный» компонент творческой деятельности – ребенок часто не владеет определенными умениями и приемами, которые позволят ему решить творческую задачу. Продукты творчества не обладают объективной значимостью.

    ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕНН ОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ Реализуется в особой форме общественного сознания — искусстве, которое является своеобразной формой духовной жизни людей и относится к эстетической стороне познания мира В большей мере относится к практической стороне познания и преобразования мира. Относится к особой области деятельности – техника. Относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, функционирует в такой форме общественного сознания, как наука.

    1. Продукт творчества — художественный образ , обладающий особыми эстетическими характеристиками (гармония), не имеет утилитарного предназначения и не требует «внедрения» в практику. 2. Ведущая роль принадлежит наглядно-образному мышлению. 3. Роль эмоциональных переживаний и стимулы творчества – эмоциональное переживание является ключевым компонентом художественного творчества и основным стимулом творческого процесса. 4. Особенности творческого процесса — часто ассоциируется с объективной непостигаемостью, результат индивидуален и практически неповторим. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    Стадии художественного творчества в изобразительном искусстве: Первая стадия – появление замысла (замысел носит образный характер, оформляется благодаря «внутреннему толчку» , является обобщенным) Вторая стадия – разработка замысла. Третья стадия – поиск формы запечатления произведения. Четвертая стадия – реализация замысла. Пятая стадия – доработка произведения.

    Свойства продукта художественного творчества – художественного образа : • Сложная структура (единичное, особенное и всеобщее) • «Художественность» — ориентация на само себя, зависимость содержания от формы. • Гармоничность.

    Психологические предпосылки развития художественного изобразительного творчества у детей Изобразительная деятельность как неотъемлемый вид знаково-символической деятельности в детском возрасте. Возрастные особенности детей: непосредственность и яркость восприятия, чувствительность к внешним впечатлениям младших школьников (на основе лабильности нервной системы), недостаточная отчетливость образов, их слитный, синкретичный характер, ведущий вид мышления — мышление наглядно-образное.

    Возрастные особенности художественного творчества детей Процесс детского творчества нуждается в эмоциональном стимулировании (на основе переживаемых чувств). Необходимость обучение недостающим приемам и навыкам изобразительной деятельности. Затруднения при создании образа из-за неумения детально и подробно его анализировать. Художественное творчество детей обычно протекает в трех формах – изобразительной, декоративной и конструктивной. Создание замысла обычно сливается с процессом его воплощения, а сам замысел может быть неустойчивым. Процесс создания изображения у детей носит в основном импровизационный характер. Недостаточно высокое осознание своей изобразительной деятельности. Продукт художественной деятельности обладает только субъективной значимостью для самого ребенка, и не имеет большой общественной значимости.

    ВЫВОДЫ: Творчество – особый, специфический вид деятельности, имеющий свои виды и этапы протекания. Художественное творчество (в искусстве) отличается опорой на наглядно-образное мышление и эмоциональной переживание. Художественное творчество в изобразительной деятельности детей созвучно психологическим особенностям дошкольников и младших школьников, но имеет возрастные особенности.

    Источники:

    http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya

    http://dohcolonoc.ru/stati/6468-innovatsionnye-tekhnologii.html

    http://present5.com/teoriya-i-texnologii-razvitiya-detskoj-izobrazitelnoj