Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников»

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников»

Педагогический совет

«Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников»[/b]

Подготовила и провела

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 29» города Ярославля

Дойникова Елена Михайловна.

Цель педагогического совета – мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

1. Вступительное слово старшего воспитателя. «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Выступление воспитателя.

3. «Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения». Игровые ситуации для педагогов. Практическая часть. Проводит педагог – психолог.

4. «Рекомендации для педагогов по формированию взаимоотношений с детьми». Подготовлены воспитателем

5. Решение педсовета

1. Вступительное слово «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

Что такое коммуникативная компетентность?

По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на * усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает 3 раздела:

— социализация, развитие общения, нравственное воспитание,

— ребенок в семье и обществе,

— самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

На этапе завершения дошкольного образования согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы ДОО ребенок должен:

• обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

• обладать чувством собственного достоинства;

• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

• уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя;

• стараться разрешать конфликты.

Вместе с тем в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.

Вопрос для педагогов:

Как вы думаете, что мешает общению детей?

(педагогам дается 5 минут на обсуждение вопроса в микрогруппах)

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

— недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте

— общение заменили информационно — коммуникативные технологии

— агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх

— недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим

— проблемы в речевом развитии

— замкнутость, застенчивость ребенка

— несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

Первые шаги в развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной жизни, на занятиях, в режимных моментах, в разных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности, в которых формируется коммуникативная компетентность дошкольников:

• опытно – экспериментальная, исследовательская

• чтение и обсуждение худож. лит-ры

Методы и приемы работы в коллективной деятельности:

• беседа, этическая беседа

• рассматривание иллюстраций, репродукций. Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.

• все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя)

3. Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка, закрепляются навыки социального поведения.

Методы и приемы работы в повседневной деятельности:

• сюжетно – ролевые игры. Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

• игры с правилами

• игровые и проблемные ситуации

разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул»,

«Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища»,

«В группу пришел новенький»…

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

Используя такую форму работы с детьми как «Утро радостных встреч» предлагаем игру «Давайте поздороваемся»,. Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени.

Игра «Вежливые слова» помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра «Прогулка с завязанными глазами» помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары — ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра «Клубочек» поможет «изолированным» детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

-Хочешь со мной общаться?

-Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

Игра «Сороконожка», которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения «сороконожки» (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

«Поменяйтесь местами те, кто. «. Ведущий громко говорит «Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм «Служебный роман», пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)». Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми, что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: «ниточка — иголочка», «Хвост дракона» помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение «Рисуем всей группой» научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра «Десять секунд».

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков — по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

— А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

-Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

— Как вы при этом себя чувствовали?

— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

4. «Рекомендации для педагогов по формированию взаимоотношений с детьми».

1. Обязательно установите личный контакт с детьми.

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой.

7. Учитесь видеть себя со стороны.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите;

ясно и понятно излагать доводы детям;

проявлять выдержку и терпение.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

требований («не мешайте», «перестаньте ссориться»);

наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

оценки, которые несут в себе характер иронии («ну, я так и знала, что это сделал опять Петров»);

возмущения («вы только посмотрите, что наделали!»);

предвосхищающей отрицательной оценки («от тебя никогда ничего хорошего не дождёшься!»);

вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.

Используйте следующие приёмы:

предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);

ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);

выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);

разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.

• Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

• Сместить акценты с фронтальных форм организации детей на подгрупповые в ходе образовательной деятельности.

• Создать банк методических разработок педагогов, которые эффективно используют технологию сотрудничества в работе с детьми.

Ответственные: старший воспитатель, педагоги.

• Оформить рекомендации для родителей по формированию умений и навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 2011 раз

Библиографическое описание:

Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/ (дата обращения: 24.04.2018).

Одной из актуальных проблем повышения качества дошкольного образования является изменение знаниевой парадигмы: ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, взаимодействующим в партнерской позиции, как с педагогом, так и с другими детьми.

Это становится, возможно при использовании в образовательном процессе различных форм взаимодействия детей по типу сотрудничества.

Современные исследователи выделяют преимущества сотрудничества детей и его влияние на учебную деятельность:

— возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

— растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

— меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

— снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

— меняется характер взаимоотношений между детьми;

— дети приобретают важнейшие социальные навыки:

такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом

позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

— педагог получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.

Сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.

Сотрудничество детей со сверстниками на занятии представляет собой тип взаимодействия:

— требующей объединение усилий участников

— предполагающий взаимное согласование на уровне:

· регуляции и достижения значимого общего результата

· активной помощью детей друг другу,

· достижением индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности

Сотрудничество как тип взаимодействия в совместной деятельности характеризуется следующими обязательными компонентами:

— распределением выполняемых функций между участниками;

— совмещением распределенных функций в пространстве и времени, т. е. одновременным их выполнением различными участниками вместе;

— согласованием распределенных и совмещенных функций, т. е. строгой последовательностью их выполнения по определенной программе, учитывающей деятельность каждого участника;

— наличием позитивных межличностных отношений.

В современных исследованиях доказано, что достигать большей продуктивности в решении задач позволяет использование знаково-символических средств.

Одним из таких средств является моделирование, которое позволяет ребенку познавать не только окружающий мир, но и самого себя, свою деятельность. Использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Наглядные модели могут широко применяться при организации совместной деятельности.

Важно выделить обобщенные умения, которые необходимы ребенку для освоения моделирования как вида знаково-символической деятельности:

— анализ замещаемого содержания: что можно обозначать (объект, процесс, свойство, отношение, признак и так далее);

— анализ заместителя: чем можно обозначать (какие бывают знаки: графические, жесты, мимика);

характер связи заместителя с объектом (по сходству, или условно);

различия по количеству применяемых знаков (один, несколько, система);

обобщенность в использовании знаковых средств; использование уже известных обозначений или создание новых.

— постоянное соотнесение объекта и знака;

— владение принципами и правилами перевода из одного плана в другой:

· принцип изоморфизма: каждой части замещаемого должен соответствовать отдельный знак, причем для одинаковых частей подбирают одинаковые заместители, для разных — разные, отражая в знаках существенные различия объектов обозначения;

· принцип адекватности: созданный знак должен быть удобен для выполнения конкретного задания, то есть изображать только то, что важно для работы;

· принцип обобщенности: одни и те же объекты можно обозначать различными средствами;

· принцип автономности: отдельные заместители могут быть объединены в целостную схему.

Необходимо обучить детей совершать совместные действия, соблюдая определенную последовательность — действовать по наглядной модели т.е алгоритму.

Творческая группа нашего детского сада под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского Государственного Университета Щетининой Валентины Владимировны работает по вопросу формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования на протяжении 3 лет.

Нами разработана стратегия освоения наглядных моделей сотрудничества:

— формирование представлений о данной модели на основе анализа инсценированных проблемных ситуаций сотрудничества;

— введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей модели сотрудничества;

— закрепление представлений модели;

— практика в применении модели на разном образовательном содержании занятий.

Рассмотрим этапы работы педагогов по составлению и внедрению наглядных моделей в совместную деятельность детей.

Модели составляются совместно с воспитателем по ходу совместной работы детей при решении конкретной задачи.

Воспитатель, организуя работу детей в парах по выполнению одного и того же задания, задает вопросы после каждого этапа деятельности: «Что мы делали≤», «Как это можно зарисовать≤».

Обсуждая каждое совершенное действие, дети совместно обозначают его при помощи условных знаков-символов, которые придумывают вместе.

В результате этой работы мы получили четыре наглядных модели сотрудничества, по которым дети могут осуществлять деятельность самостоятельно. При анализе модели дети приходят к выводу: задания могут быть разными, но «выглядит» модель одинаково.

Обобщённая модель сотрудничества

— определение и принятие общей для партнеров цели деятельности как единой

— предварительное обсуждение и планирование совместной деятельности

— выполнение общей работы «вместе», осуществление текущего контроля, помощь и взаимопомощь детей

— обсуждение результатов совместной деятельности — итоговый контроль

— презентация совместного результата — совместный рассказ о том, что у них получилось и как работали «вместе»

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества

— принятия общей цели

— выполнение каждым партнером «своей» части общей работы, осуществление текущего контроля выполнения задания — самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь детей

— итоговый самоконтроль, взаимоконтроль результата выполнения задания

— презентация совместного результата

Совместно-последовательная модель сотрудничества

— выполнение первым ребенком части общей работы, помощь и контроль со стороны второго партнера

— передача первым ребенком предмета совместной деятельности второму ребенку, выполнение тем второй части работы, контроль и помощь со стороны первого (конвейер)

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества

— одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными

— планирование, координация и оценка как промежуточного, так и итогового результатов

При организации взаимодействия детей часто возникает необходимость оказания детьми помощи друг другу и исправление ошибок. Для этого мы используем наглядную модель «алгоритм помощи».

Введение «алгоритма помощи» осуществляется в соответствие с представленными подходами.

Постепенное дозирование помощи с целью обеспечения максимальной самостоятельности в исправлении ошибки

— показать где ошибка

Таким образом, использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Важно, чтобы методика руководства детьми учитывала логику освоения детьми знаково-символических средств; стимулировалась инициатива и самостоятельность детей по использованию наглядных моделей при организации и осуществлении совместной деятельности по решению различных задач.

1. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие Центр педагогического образования, 2007 г., 112 стр., 210*135*5 мм., тираж: 3000

Обобщение педагогического опыта «Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

«Формирование навыков сотрудничества со сверстниками

у детей дошкольного возраста»

старший воспитатель МДОУ д/с № 14 «Родничок»

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.

Поэтому, в настоящее время социализации уделяется особое внимание. В соответствии с ФГОС на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Мы решили проанализировать ситуацию по данному вопросу в нашем детском саду. Диагностика показала, что воспитанники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно ‐ непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут.

Поэтому, педагогический коллектив принял решение изучить педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу. Анализ литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия показал, что данная задача решается разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, мы считаем, решение задачи по формированию навыков сотрудничества должна решаться в комплексе, совместными усилиями.

Для построения системы работы педагогический коллектив изучил методические подходы Е. М. Фадеевой. Авторская концепция, которой заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми.

Для изучения методических подходов Е.М.Фадеевой в детском саду прошли педагогический совет, мастер – классы, методический и психологический семинары, смотр – конкурс.

В соответствии с этими подходами была разработана дорожная карта инновационной деятельности, ориентированной на формирование у дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Работу по обозначенной задаче, мы построили по следующим направлениям:

Работа воспитателей по формированию опыта совместной деятельности.

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников.

Организация развивающей предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Остановимся подробнее на каждом направлении.

Работа воспитателей по формированию опыта совместной деятельности.

1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3 – 7 лет необходима специальная организация занятий, на которых дети приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной деятельности воспитатели обучают воспитанников навыкам взаимодействия, используя технологию сотрудничества.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

На младшей группе педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании, лепке в совместно – индивидуальной деятельности.

На средней группе педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля в продуктивных видах деятельности: аппликации, конструировании, лепке, рисовании, в совместно – последовательной деятельности, организуя детей в микрогруппы по 2-3 человека.

На старшей группе педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Он проводит работу не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической. Для этого организует совместно – взаимодействующую деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.

На подготовительной группе педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности и организуя микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

2. Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду не только во время непосредственно образовательной деятельности воспитанников, но и в течение всего дня. Для этого в образовательном процессе дошкольных групп широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:

демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;

переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

создание ситуации недостатка материала;

создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;

выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

— творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

— нетрадиционные формы организации совместной деятельности ( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);

— организация детей в парах, тройках, малых группах;

— для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

3. Кроме того, в течение дня воспитатели планируют дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим. С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе — игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе — игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе — игры на сплочение детского коллектива.

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников.

Профилактическая работа с детьми по личностному развитию, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии.

С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами сказкотерапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Систематически организованная работа позволяет сформировать у детей следующие умения:

Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

Получать необходимую информацию в общении;

Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

Вести простой диалог;

Спокойно отстаивать своё мнение;

Принимать и оказывать помощь;

Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Сказкотерапевтические упражнения используются 1 раз в неделю по 25-30 минут с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве девяти человек. Эффект достигается через рассказывание сказки и ее инсценирование, где развиваются навыки сотрудничества межу детьми. Например, при использовании приема «Переписывание и перевирание сказки на новый лад» детям предлагается по желанию поделиться на группы и придумать окончание сказки. Дети должны прислушаться друг к другу и из предложенных вариантов развития сюжета выработать одну единую сюжетную линию. Наши дети по мотивам сказки «Гадкий утенок» сочинили новую сказку, в которой жители птичьего двора стали добрыми друзьями утенка.

При инсценировании сказки распределяются роли, причем не только одушевленных персонажей, но и такие как, березка, клубочек и т.д. Таким образом, все персонажи, не безликие дополнения к герою, а равноценные участники действия. Наши воспитанники быстро и органично включаются в этот сложный процесс, что позволяет им научиться смотреть на ситуацию глазами другого и ставить себя на его место. Постепенно вырабатывается умение слышать других детей, понимать причины их поступков.

Для того чтобы научить детей договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, психолог организует игры по типу «Зеркало». Детям предлагается разделиться на пары и распределить роли. Один ребёнок выполняет движения, а второй, изображая зеркальное отражение, копирует его действия. Выкладывание частей лица на овале таким образом, чтобы изобразить определённое эмоциональное состояние — грусть, радость или удивление, собирание разрезных картинок с изображением эмоций в группах по два-три человека позволяют не только развить у детей умение договориться между собой, но и умение определять эмоциональные состояния. В процессе коллективного обсуждения дети выявляют причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, какое поведение или поступки приводят к их возникновению. Детям даётся возможность проиграть конкретные ситуации для их решения. Таким образом, дети учатся слушать собеседников, совместными усилиями делать выводы, находить пути решения ситуаций морального выбора.

Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы.

Особенности проведения рефлексии:

вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;

вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания;

первыми высказываются дети, которые успешно справились с заданием.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Организация развивающей предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм

Для формирования навыков сотрудничества на дошкольных группах используются такие наглядные формы работы, как «Доску желания», копилки добрых дел.

Чтобы педагоги осуществляли детские мечты, а малыши смогли бы заявить о своем желании предлагаю вашему вниманию «Доску желания». Они могут быть разными (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Но все они представляют собой макет планирования деятельности детей на неделю.

В начале недели педагоги с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Утром в понедельник, совместно с педагогом дети распределяют, в какой день и в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов.

С помощью «Доски желаний» педагоги:

— создают эмоциональный настрой детей на всю неделю;

— развивают умение договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей;

— учат делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения;

— развивают эмпатию ( умения принимать чувство другого человека).

Другая форма работы – копилка добрых дел. Мы попросили каждую семью изготовить коробочку для своего ребенка, украсить ее. В эту коробочку мы складываем наши добрые дела. Например, на осеннем листочке написано « Сава К. помог собрать игрушки Пете Б.» Это и есть доброе дело. Этот листочек мы убираем в коробочку ребенка. Дети очень стараются – кто – то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д., т.к. они уже знают, что за доброе дело к ним в коробочку прилетит листочек. Зимой можно вкладывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки.

Всю неделю мы стараемся делать добрые дела и складываем их в коробочку добрых дел. В конце недели подводим итоги. У кого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра». Фотография ребенка вывешивается на всеобщее обозрение.

Все это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитать такие нравственные качества, как взаимовыручку, доброту, отзывчивость.

Данные формы являются интерактивными и предполагают высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности, а именно:

— стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, формирование мотивации на успех;

— повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей;

-развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить свое поведение в зоне ближайшего развития;

— создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

— формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

Учет интересов ребенка помогает не только привить желание выполнять деятельность, но и учит прислушиваться к мнению и желанию других детей. А значит, ребенок сможет не только реализовывать себя и свои желания, но и научится взаимодействовать с другими членами общества.

В перспективе на будущее мы планируем продолжить поиск новых методов формирования навыков сотрудничества у дошкольников.

Статья (подготовительная группа) по теме:

"Развитие навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста. Использование приёмов социоигровой технологии в работе с детьми".

В данной статье рассказывается об опыте моей работы по формированию навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста,путём использования приёмов социоигровой технологии.

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков сотрудничества у дошкольников старшего возраста.

Использование приёмов социоигровой технологии

в работе с детьми».

Из опыта работы воспитателя

В нашем дошкольном учреждении уже много лет используются различные современные передовые технологии, одной из которых является социоигровая.

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Главный принцип социоигровой технологии — снятие с воспитателя судейской роли, и организация занятий, или другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» — так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.

Сделать условия обучения дошкольников наиболее человеческими и уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.

Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социоигровую атмосферу на занятии.

Педагог начинающий работать в социоигровом стиле должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигрового стиля на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Ну и, наконец, третий компонент такого занятия – работа с детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая педагогика здесь явно отсутствует.

Приняв участие в семинаре по социоигровой педагогике, изучив методическую литературу. Мы поняли, что это очень интересно, и не так сложно как казалось. А ещё это поможет раскрыть наших детей, научить их общаться. И в 2007 году мы приняли решение принять социоигровой стиль обучения и воспитания в работе с нашими детьми.

Мы поставили перед собой задачи как же научить дошкольников старшего возраста объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, а не быть сторонним наблюдателем. Как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя.

Мы решили в повседневной жизни как можно чаще, планировать игры на взаимодействие, которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться.

На каждом занятии – пытаться использовать приёмы, задания для работы детей в парах, компаниях по несколько человек.

В утренний и вечерний отрезок времени предлагать детям совместные дела, где детям давалась возможность действовать сообща.

Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умения рассуждать, анализировать, обобщать. А с внедрением

комплесно-тематического планирования данные приёмы использовали в соответствии с темой недели. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.

Довольно легко дети научились делиться на пары, но трудности начались, когда, им было предложено сообща выполнить задание. Некоторые дети не имели навыка общения друг с другом и умения работать согласованно, у них совершенно отсутствовал навык «сговора». Работая в парах инициативу на себя брали, конечно же, дети более активные и быстро соображающие. Но работая в парах, дети всё равно общались друг с другом.

А работая в группах по несколько человек, многие не принимали участия в сговоре, а некоторые и вовсе не принимали участия в выполнении задания. Но всё же для них мы думаем, такие занятия не проходили даром. Ведь само

по себе наблюдение за процессом работы партнёров тоже очень важно для развития ребёнка.

Объединение в компании оказалось несколько сложнее, чем объединение в пары. Некоторые дети не сразу понимали принцип, по которому объединялись дети, и очень часто приходилось объяснять повторно. Часто возникали конфликты не только при выборе посыльного, но и в случаях не точного донесения задания для своей компании.

И в процессе выполнения различных заданий очень часто партнёры просто не могли выслушивать и понимать друг друга, тем самым постоянно провоцируя конфликтные ситуации.

Для решения данной проблемы мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества.

Наблюдая за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», обратили внимание на то, что не все дети активно участвуют в обсуждении.

Инициативу в выборе движения и его алгоритма, конечно же, берут на себя лидеры. И поэтому компании, при показе движения не всегда действовали уверенно и слаженно. В последующих играх старались объединить в различные компании лидеров и малоактивных детей. В результате обсуждение стало происходить более оживлённо, дети придумывали довольно сложные и интересные движения, скучающих и отстранённых на этот раз не было.

Формирование навыков сотрудничества — процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.

На начальном этапе знакомства с новыми играми мы остановились на игре «Волшебная палочка», которая научила бы детей внимательно слушать ответы друг друга. Приём «Волшебной палочки» мы стали включать во все проводимые занятия, так как к нему можно подобрать широкий спектр заданий по всем разделам Программы «Детский сад 2100».

Конечно же, многие дети с трудом сдерживали естественное желание высказать свою догадку по данному вопросу немедленно. И часто на занятиях после заданного вопроса возникала многоголосица, дети отвечали разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо было научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эту игру мы старались организовывать и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Чем тебе запомнился сегодняшний день», «Моя любимая книга», «Я и мои друзья».

Социоигровая педагогика снимает с воспитателя судейские функции, и, конечно же, выполненное задание оценивается самими детьми.

Всем детям очень понравилось давать оценку ответам своих друзей, выражая согласие аплодисментами и несогласие топаньем ног, но в течение года интерес к этому приёму значительно снизился. Обсудив с детьми новые способы оценки ответов, мы остановились на варианте положительной оценки – поднятый большой палец вверх, и отрицатительной – опущенный вниз.

Многим нашим детям довольно трудно было подавить желание подсказывать. Приходилось часто повторять, что помогать надо не игроку, а волшебной палочке. Нужно просто потопать, если игрок сказал не правильно. И дождаться, когда волшебная палочка дойдёт до тебя.

Для того чтобы к игре не снижался интерес, иногда делали замену палочке, волшебным микрофоном.

Мы считаем, что благодаря данной игре, наши дети стали более выдержанными, они начали осваивать речевой этикет, который стал не только доступным, но и приятным в соблюдении.

Принимая участие в городских литературных конкурсах, где предлагалось сочинить совершенно новую сказку, или же по мотивам сказок различных авторов, не заменимым помощником в придумывании названия сказки, выборе её героев, развитии линии сюжета, была наша любимая волшебная палочка. Передавая палочку из рук в руки, дети придумывали увлекательные эпизоды, из которых складывались замечательные сказки, которые всегда приносили нам призовые места.

Трудности возникли с игрой «Найди своё место в ряду», развивающая у детей способность к поиску своего места в группе. Им довольно трудно отыскать своё место в полном молчании. Проявляли большую активность наши лидеры, которые стремились сами расставить детей, постоянно давая советы. Их приходилось периодически отвлекать, чтобы менее активные дети справлялись с поставленной перед ними задачей.

Довольно легко дети справлялись с предложениями построиться по каким-либо признакам внешности (рост, цвет или длина волос).

Большие споры вызывала расстановка по нравственным качествам, например, построй мальчиков от самого вежливого, до менее вежливого. Зачастую приходилось приостанавливать выполнение задания, повторно напоминая правила.

Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность и навык слаженной работы, активизируя эмоциональный, мыслительный и контактный настрой каждого ребёнка, игры социоигровой направленности постепенно становилисись одними из самых любимых нашими детьми.

Особо нравились нашим детям следующие игры: «Испорченный телефон», «Менялки», «Присядьте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Машина едет, стоп», «Зеркало», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

При планировании занятий постоянно разрабатывали различные задания, направленные на взаимодействие детей в малых группах. Очень радовала увлечённость детей в усваивании программного материала, ответственность каждого члена микрогруппы за успешное выполнение данного задания, активность всех детей на протяжении всего занятия. Особенно это удавалось на занятиях курса «По дороге к азбуке» (обучение грамоте) и «Раз-ступенька, два-ступенька» (математика).

Постепенно развивая навыки сотрудничества у наших детей, мы стремились применить их на практике. Организуя итоговые занятия в форме всевозможных конкурсов и викторин. Где дети объединялись в команды, и выполняли различные задания, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг с другом. Занятия в такой форме всегда проходили очень увлекательно, все дети, стараясь не подвести свою команду, работали очень активно, и всегда радовались победе.

Полученный опыт игрового взаимодействия мы использовали и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисовании и аппликации мы часто предлагали детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенние фантазии», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Где дети совместно обсуждали сюжет своего творения, составляли план работы, выбирали необходимый материал, и делали совместную презентацию своему творчеству.

Наблюдая за развитием детей нашей группы, позволили зафиксировать следующие изменения: дети стали более активными в общении друг с другом, значительно снизилась конфликтность. Наряду с этим, повысилась творческая инициатива: дети с удовольствием самостоятельно организовывали новые игры, вовлекая в деятельность других детей.

У многих застенчивых детей значительно расширился круг общения со сверстниками, стали проявляться качества лидера. Работая в минигруппах, наши дети научились слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением своих товарищей, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам. Успешное применение навыков сотрудничества принесло команде детей нашей группы 2 место в городском конкурсе «Дошкольник 21 века». И именно при социоигровом подходе наши выпускники, накопив достаточно большой социальный опыт, осознают себя активными участниками жизни класса, что позволяет им легко адаптироваться в условиях новой школьной жизни.

А мы же и дальше будем развивать свои педагогические умения, постоянно внося творчество в совершенствование столь полюбившегося нам социоигрового стиля обучения и воспитания.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-formirovanie-socialno-komunikativnyh-kompetentnostei-u-doshkolnikov.html

https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/

https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-formirovanie-navikov-sotrudnichestva-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-970105.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/21/razvitie-navykov-sotrudnichestva-u-doshkolnikov-starshego-vozrasta