Тема особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Предварительный просмотр:

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Давыдик О.Л., Иванова О. В., Буланова Л, В., Конзалаева Л. А.

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №336», г. Омск, Россия.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания дошкольников. В период корректировки системы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями перед педагогами БДОУ встал вопрос о выборе направления непосредственной образовательной деятельности. В результате переработки педагогических программ, наше внимание привлекла концепция личностно-ориентированного образования.

В современной науке существует несколько авторов личностно-ориентированного образования, которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность.

В. В. Сериков разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ребенок является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

Е. В. Бондаревская является автором культурологической концепции личностно-ориентированного образования. Она предполагает создание целостного личностно-ориентированного педагогического процесса; считает культуросообразность ведущим принципом педагогического процесса. В ее модели ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры — ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

И. С. Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. [info@pligin.ru]

На наш взгляд, воспитательные возможности личностно-ориентированного образования в духовно-нравственном воспитании дошкольников, наиболее полно возможно раскрыть, используя концепцию И.С. Якиманской.

Перед использованием данного субъектно-личностного подхода в воспитательном процессе нашего БДОУ, совместно с педагогом–психологом нами была проведена диагностика уровня воспитанности дошкольников (в ОС «Школа 2100» «Детский сад 2100»). В результате анализа диагностических данных были выявлены большие коммуникативные проблемы дошкольников, причинами возникновения которых, на наш взгляд, являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Второй причиной являются психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Взрослым, из окружения ребенка, не следует стремиться переделать его, а следует опираться на положительные черты типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). [1,с. 59-64]

Работая с детьми уже на протяжении нескольких лет, мы, как и многие педагоги, считаем, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Можно отметить, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Приходится констатировать то, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. От замены многих способов детского времяпровождения бесцельным просмотром телевизионных передач и игрой в компьютер, от изменения мотивов детского собирательства и коллекционирования зависит выбор более жестких и агрессивных способов общения. Поэтому еще большая ответственность возлагается на педагогов в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Дошкольное детство, короткий период жизни человека, именно первые шесть-семь лет, имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста. А общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Именно в нем он усваивает нормы общественного поведения, учиться общаться с детьми, обращать внимание на эмоциональное состояние партнеров и проявлять к ним доброжелательность, отзывчивость и другие социальные чувства. Только придя в детский сад, это общение еще не носит постоянного характера, оно возникает спонтанно и быстро затухает, так как дети младшего дошкольного возраста еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Попав в новые социальные условия, меняется весь привычный образ жизни ребенка, возникают новые отношения с людьми. Смена обстановки часто сопровождаются повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности и повышением агрессивных реакций.[3,с.36]

Как научить дошкольников жить среди сверстников? Каковы пути и средства формирования у них умения дружно играть и заниматься? Как воспитать у каждого желание стать членом детского общества, испытывая удовлетворение от совместной деятельности и общения с ровесниками?

Решение проблем общения детей со сверстниками в процессе формирования гармоничной, основанной на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах – это одна из проблем даже не теории, а методики и практики дошкольного воспитания. Народная мудрость гласит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они – дети своего времени». Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения и мы в частности, начиная от младшей и до подготовительной к школе группы, стараемся формировать социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Для реализации этой цели в процесс непосредственной образовательной деятельности с детьми, мы активно включаем приемы развития социальных эмоций и разные способы организации совместной деятельности воспитанников, о которых говорил еще А.С.Макаренко: в парах, подгруппах и группах. Овладев которыми, дети уже сейчас имеют возможность «переносить» все сформированные социальные и нравственные представления и чувства в другие коммуникативные ситуации, связанные с иными видами деятельности: предметно-игровой, игровой, экспериментирования и т.д. Именно поэтому в непосредственной образовательной деятельности мы планируем как комплексную и интегрированную, что обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение социально-нравственного развития воспитанников БДОУ.[2,с. 8-11]

В процессе духовно-нравственного воспитания мы формируем у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств. В процессе самостоятельной творческой деятельности, в режимных моментах мы развиваем лучшие нравственные качества личности, поэтому не случайно наше БДОУ реализует Программу развития по направлению «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности».

Общение со сверстниками и с взрослыми не может заменить ни видеомагнитофон с мультиками, ни компьютер с диггерами. Однако наша помощь должна быть точной и тонкой. Ни в коем случае не заставлять его делать то, чего он не хочет! Наша задача здесь не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под нашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. А показателями благополучной для ребенка обстановки будут являться выраженное переживание удовлетворения от общения с близкими людьми; уверенность в своих силах, удовлетворение собой; умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих; ощущение свободы, автономности при общении с окружающими. Мы, педагоги БДОУ г.Омска «Детский сад № 336», надеемся, что зерна, посеянные нами в души детей, дадут ростки поколения высокой духовной нравственности.

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна

Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривационным дизонтогенезом.

Orphans' peculiarities of communication in the process of interpersonal interaction with peers

The article deals with orphaned children's communication in the process of interpersonal interaction with peers. The communication pecularities of orphans with deprivation development dysontogenesis are considered. Crucial importance of interpersonal communication is defined not only as a basic foundation of personality formation, but also as prerequisite for rehabilitation of orphans with deprivation development dysontogenesis.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна,

Текст научной работы на тему «Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками»

Психология развития и педагогическая психология

УДК 371.8-053.2 ББК Ю984.01+Ю954

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Н.В. Виноградова, Л.С. Рычкова

Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с деприва-ционным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривацион-ным дизонтогенезом.

Ключевые слова: дети-сироты, межличностное взаимодействие, общение, депривация, социализация.

Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми [2]. В многочисленных исследованиях описаны специфические изменения в психическом развитии детей-сирот: инфантилизм, неуверенность в себе, в своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, низкий уровень волевого самоконтроля и др. [3, 4, 6]. Депривационные условия развития детей данной категории и неблагоприятные воздействия психогенного характера ведут к разрушению эмоциональных связей ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. Последствия депривации проявляются в межличностном взаимодействии с окружающими как со взрослыми, так и со сверстниками.

Проживание в интернатных учреждениях, в которых роль трансляторов социального опыта выполняют группы взрослых и сверстников, нарушает процесс социализации детей-сирот, поскольку любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социали-

зации ребенка [3, 4]. Результаты исследования М.И. Лисиной [2], Е.Д. Худенко [3], А.М. Прихожан [4] показали, что нарушение социализации охватывает все три сферы данного процесса. Общение со взрослыми и сверстниками характеризуется неполноценностью и неготовностью к общению в социуме. Деятельность имеет свои особенности, а именно отсутствие самостоятельности, трудность адаптации к новым условиям жизни и низкий уровень саморегуляции. Своеобразие дефектов в развитии самосознания проявляется в нарушении механизмов становления собственной идентичности, в неумении адекватно оценивать себя, в ориентированности только на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

Характерной особенностью развития детей-сирот является задержка психического развития, дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта [3, 6]. Психологи и врачи, наблюдающие детей-сирот, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», отмечается низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадап-тивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом [5, 7]. Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких соци-

Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Особенности общения детей-сирот

_________________________________в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками

альных связей. Л.С. Выготский писал: «. телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но и сказывается также на отношениях с людьми» [1, с. 62]. Все это «в свою очередь обусловливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка» [1, с. 206]. По мнению Л.С. Выготского, ребенок с депривационным дизонтогенезом «. непосредственно не ощущает своего дефекта. Он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта — снижение социальной позиции ребенка, дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде. перестраиваются» [1, с. 13]. Негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что в новой ситуации дети-сироты, предвидя непонимание каких-либо требований или заданий, заранее прогнозируют себе неуспех, находятся в напряжении и испытывают отрицательные эмоции. Все это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими. Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь. Неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения и, в конечном счете, к ограниченности внутренней жизни ребенка.

Таким образом, межличностное общение, рассматриваемое в отечественной психологии как одно из базовых оснований формирования личности, является необходимым для благоприятного развития ребенка рассматриваемой категории. Создание программ социальнопсихологической реабилитации детей-сирот и оказание адекватной психологической помощи актуализируют проблему исследования специфики общения и межличностных отношений детей-сирот в возрастном аспекте и конкретных условиях их жизни.

Целью исследования было изучение особенностей межличностного общения де-

тей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития.

Методики исследования. 1. Методика «Формы общения» (по М.И. Лисиной). 2. Метод наблюдения. 3. Методика «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского.

Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2010 годов. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Курчатовского района» г. Челябинска. Обследовано 167 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития де-привационного генеза.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты показали, что дети-сироты с депривационным дизонтогенезом характеризуются низким уровнем речевой активности (у 91,91 % обследованных). По собственной инициативе дошкольники данной категории редко обращаются к взрослому (29,34 %), используя речевые средства. Речевые высказывания детей-сирот не имеют социального, информативного содержания. При этом специфической особенностью в установлении контакта со взрослым является применение жес-то-мимических и тактильных средств.

Общение со сверстниками детей-сирот с задержкой психического развития (ЗПР) депри-вационного генеза также имеет специфические особенности. Межличностное общение детей-сирот с ЗПР характеризуется отсутствием межличностной активности (29,34 %) либо низким уровнем инициативности (44,91 %). По собственной инициативе дети-сироты редко включаются в игру со сверстниками, предпочитая наблюдать за предметно-игровыми действиями. При этом диагностируется крайне низкая чувствительность к воздействиям сверстников (74,25 %). Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый, но и в этой ситуации полноценного взаимодействия между ними не обнаруживается. Преобладающий эмоциональный фон общения негативный (23,35 %) и нейтрально-деловой (68,26 %).

Анализ межличностных отношений в экспериментальной группе дошкольников показал, что благоприятные статусные позиции занимают 27,54 % детей. К благополучному социальному статусу относят «предпочитаемых» (9,6 %) и «принятых» (17,96 %) дошкольников. 72,46 % дошкольников имеют неблагоприятный статус в группе сверстников, из которых 58,88 % являются «непринятыми» в

Серия «Психология», выпуск 13

Психология развития и педагогическая психология

группе сверстников, а 13,77 % «изолированными». Данная группа характеризуется низким уровнем благополучия взаимоотношений, так как количество дошкольников (72,46 %) с неблагоприятными статусными категориями (непринятые и изолированные) значительно расходится с количеством детей (27,54 %) с благоприятными статусными позициями (предпочитаемые и принятые). Отмечается высокий индекс изолированности детей в данной группе (13,77 %). Группа не является достаточно сплоченной: число взаимных выборов составляется 11 % от общего числа выборов. Анализ результатов социометрического исследования выявил отсутствие четкой социометрической структуры.

Таким образом, результаты исследования позволяют прийти к следующим выводам.

1. Межличностное общение является одним из основных условий развития ребенка. Являясь ведущим видом деятельности человека, общение оказывает влияние на формирование его личности, так как направлено на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

2. Депривационные условия развития де-тей-сирот, воздействия психогенного характера приводят к формированию специфических особенностей межличностного общения: отсутствие интереса к деятельности сверстников, безразличие или негативное отношение к оценкам в свой адрес, отсутствием предпочтений в общении с ровесниками, диффузно-стью структуры группы общения. Особенности общения детей-сирот, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности. Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение

ребенка в нормальную социальную жизнь.

3. Специфика межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза с окружающими имеет большое значение для понимания своеобразия формирования их психики, а также для оказания адекватной помощи. Преодоление специфических нарушений межличностного общения детей данной категории должно осуществляться в рамках целенаправленной социально-психологической реабилитации, учитывающей не только ситуацию социального развития ребенка, но и структуру дефекта.

1. Выготский, JI.C. Основы дефектологии / JI.C. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. -654 с.

2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 320 с.

3. Новые технологии социальной реабилитации детей, находящихся в условиях интеллектуально и эмоционально обедненной среды: метод, сб. / Е.Д. Худенко, Т.И. Шулъга, И. И. Поташова и др. — М. : Центр коррекционных технологий, 2008. — Вып. 1. — 180 с.

4. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во Питер, 2007. -400 с.

5. Рычкова, Л.С. Специальная психология: учебное пособие / Л.С. Рычкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.-157 с.

6. Сиротство как социальная проблема // под ред. Л. И. Смагиной. — Минск: Спектр-Диалог, 2005. -104 с.

7. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. -192 с.

Поступила в редакцию 19 апреля 2011 г.

Виноградова Наталья Валерьевна. Аспирант факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; e-mail: vinnv@ chelcom.ru

Nataliy V. Vinogradova. Post-graduate student of faculty of psychology, South Ural State University; e-mail: vmnv@chelcom.ru

Рычкова Лидия Сергеевна. Доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; тел.: 8 (351)2679981.

Lydia S. Rychkova. Doctor of medical sciences, professor of department of general psychology, South Ural State University; Tel: 8 (351)2679981.

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Эльвира Александровна Петрова

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно оценить ситуацию. Тоже относится к общению детей друг с другом. Неблагополучие в одной сфере общения может повлечь за собой неудачи в другой. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах. Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослым.

С чего же начинается общение? Первое полугодие жизни ребенка представляет собой эмоционально – личностное общение с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании. Значение этой первой сферы общения трудно переоценить. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка, делает его очень восприимчивым к общению. Сформированная у ребенка первая, ситуативно-личностная форма общения является тем кирпичиком, на основе которого начинают строится дальнейшие успехи и потребности ребенка. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до трех лет. В этот период жизни ребенка общение как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями.

Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению.

Что характеризует детей, имеющих полноценное общение с взрослыми? Они:

— инициативны по отношению к старшему – стремясь привлечь его внимание к своим действиям;

— доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;

— настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;

— чувствительны к отношению взрослого, к его оценке, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;

— предпочитая предметное сотрудничество с взрослым, проявляют свою любовь к нему и охотно откликаются на ласку;

— активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.

С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки – матери, с животными, машинками, различного вида конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру – драматизацию. Вначале инициатива может целиком принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша и тогда совместная игра станет для него желанным занятием.

Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения. Прежде всего, нужно поддерживать контакты детей «глаза в глаза».

Это один из важных компонентов общения. Как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами. Разговор взглядов не менее важен, чем вербальное общение. Привлечение внимания к лицу ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание – один из способов установления личностного контакта между детьми, возникновение положительной направленности друг на друга.

Отечественный психолог М. И. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Такое познание включает два пути или аспекта.

Первый путь заключается в том, что человек стремится узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает). Сделать это он может только с помощью других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует самооценку, познает и оценивает других.

Второй путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности к другим людям. Переживал определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение, мы как бы проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В таком соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового, но вместе с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы

Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Дошкольный возраст — еще только начало отношений с другими. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность со своими, но в то же время твоими радостями и трудностями. Помочь в этом ребенку должны, прежде всего, близкие взрослые.

Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования. Коллекционирование – одно из древнейших.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст. «Здоровье – это капитал, данный нам не только.

Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста По своему содержанию.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Развитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельности Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей по данной теме, обмен необходимой информацией для успешного.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам на современном этапе, можно объяснить.

Консультация для родителей по теме «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками»

Автор: воспитатель II квалификационной категории Тарасова Юлия Валентиновна, МБДОУ детский сад №8 «Русалочка» г. Кстово.

Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. К 6 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. [1, с.71] Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды.

Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. [4, с.195] Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенности становления личности.

Так же к 6 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. [2, с.93] Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями. К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится». [3, с.157]

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями. [1, с.206]

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для сверстника, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь сверстнику, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить радость и удовольствие. С такого внимания к товарищу, с заботы о нем и начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. [4, с.261]

Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-личностное общение. Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

1. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

2. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.

3. Развитие общение дошкольников со сверстниками// Под ред. А.Г.Рузской, — М., 1989.

4. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342с.

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

Краткое содержание: Общение ребенка со сверстниками. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками. Почему дети ссорятся? С чего начинается дружба.

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» — тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек — лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Почему дети ссорятся?

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.

Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера. Вот, например, типичный разговор двух маленьких подруг:

— У моей куклы новое платье.

— А мне мама тапочки купила, смотри.

— А моя кукла лучше твоей — у нее волосы вон какие длинные и можно косы заплетать.

— А я своей бантики завязываю. Я уже умею бантики завязывать, а ты нет.

— А я умею принцессу с бантиками рисовать.

Что здесь происходит? Казалось бы, девочки играют. Но в каждой фразе их разговора обязательно стоит «я»: у меня есть, я умею, мое лучше и т. д. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достоинствами, имуществом. Все эти достоинства важно не просто иметь, но продемонстрировать их сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти партнера. Новая вещь или игрушка, которую никому нельзя показать, теряет половину своей привлекательности.

Дело в том, что маленькому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый любимый. Эта уверенность совершенно оправдана, поскольку она отражает отношение к нему близких взрослых, для которых он всегда «самый-самый», особенно пока маленький. Маме или бабушке не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только малыш оказывается среди детей, эта истина перестает быть столь очевидной. И ему приходится доказывать свое право на уникальность и превосходство. Для этого подходят самые разные аргументы: и тапочки, и бантики, и куклины волосы. Но за всем этим стоит: «Смотри, какой я хороший!» А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать (а иначе как можно показать, что ты лучше всех?), и для того, чтобы было кому показать свое имущество и свои преимущества.

Получается, что дошкольники видят в других прежде всего самого себя: отношение к себе и предмет для сравнения с собой. А сам сверстник, его желания, интересы, действия, качества совершенно не важны: они просто не замечаются и не воспринимаются. Вернее, воспринимаются только тогда, когда другой начинает мешать, ведет себя не так, как хотелось бы.

И сразу партнер вызывает суровую и однозначную оценку: «Не толкайся, идиот!», «Жадина ты противная», «Дурак, это моя машина» и т. п. Подобными эпитетами дети награждают друг друга даже при самых безобидных действиях: не даешь игрушку — значит, жадина, делаешь что-то не так — значит, дурак. И все эти недовольства дошкольники откровенно и непосредственно высказывают своему маленькому товарищу. А ведь товарищу нужно совсем другое! Ему тоже нужны признание, одобрение, похвала! Но похвалить или одобрить сверстника в этом возрасте оказывается очень трудно.

Получается, что, испытывая потребность в признании и восхищении других, сами дети не хотят и не могут выразить одобрение другому, своему сверстнику, они просто не замечают его достоинств. В этом и состоит первая и главная причина бесконечных детских ссор.

В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого — кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает — также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи — нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они конечно же осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.

Итак, мы видим, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других — лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность. Некоторые дети буквально «вязнут» в негативных переживаниях и не на шутку страдают, если кто-то в чем-то их превосходит. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многих серьезных проблем, вот почему очень важно вовремя «притормозить» надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего через игру.

Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы уже отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Малышам важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. При деловом же общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторение действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т. д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером — необходимое условие нормальной игры.

В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать — ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное — результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное — общий результат, а не его личные достижения. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, вы поможете ребенку избавиться от многих личностных проблем.

Однако для многих детей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстника является лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

С чего начинается дружба

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится «.

Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок:

— Ты не ушибся? Тебе не больно?

— Ты по своей маме не скучаешь?

— Хочешь яблоко откусить?

— Тебе нравятся трансформеры?

— Ты какие мультики любишь?

Подобные вопросы шестилетних детей при всей их наивности и простоте выражают не только интерес к занятиям или к «имуществу» сверстника, но внимание к самому ребенку и даже заботу о нем. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки:

— Я согласилась в эти куклы играть, потому что Катя очень любит в них играть.

— Я так хрюкала, потому что хотела Олю рассмешить, она грустная была.

— Я хотел, чтобы Саша скорей машину хорошую нарисовал, и поэтому острые карандаши выбирал и ему давал.

Во всех этих объяснениях другой ребенок уже не конкурент и не противник, он — самобытная личность: что-то любит, чему-то радуется, чего-то хочет. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь другому, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить другому радость и удовольствие. С такого внимания к другому, с заботы о нем и начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Вопрос: «С кем ты дружишь?» становится обычным и почти обязательным. Так же как и фразы: «Я с тобой больше не дружу», «Мы с Надей дружим, а с Таней нет» и т. д. Иногда (а в последнее время — все чаще) уже в 6-7 лет возникает первая детская влюбленность между мальчиками и девочками. На этой почве разворачиваются настоящие драмы маленьких «измен», «предательств» и, наоборот, проявлений верности и самоотверженности. Но это уже другая тема.

Нам же сейчас важно подчеркнуть, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/25/problema-obshcheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-1

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-detey-sirot-v-protsesse-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-so-sverstnikami

http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-vzroslymi-i-sverstnikami.html

Консультация для родителей по теме «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками»

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0019.shtml