Тема речевое развитие ребенка

Советы родителям на тему: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ.

Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение». Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Могут подбирать к словам антонимы.

Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию. Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, громко — громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений. Пятилетний возраст — это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).

Речевой слух (фонематический слух): Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р’.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Учитель – логопед: Радаева И.Г.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

8. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.

10. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Родительское собрание на тему «Речевое развитие детей 4–5 лет»

Родительское собрание на тему «Речевое развитие детей 4–5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы — можно передать только с помощью речи. Но речь -не только средство общения, это главный инструмент мышления.

Рассмотрим, из чего складывается речь.

На магнитной доске выставляется пособие «Компоненты речи»:

1. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).

Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

2. Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.

3. В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как это образование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова — “ребенок”, “сидеть”.

4. Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поговорим о факторах успешного речевого развития ребенка.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

А сейчас проведём игру-эстафету, где каждый продолжит предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3. Строение артикуляционного аппарата.

От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

Предлагаю «Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях. Можно играть в сказки.

Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Комплексы дыхательной гимнастики вы можете посмотреть в нашей картотеке.

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы используем тетрадь «Развитие речи у малышей» и большое внимание обращаем на:

— обогащение словарного запаса детей;

развитие наблюдательности и любознательности;

-совершенствование навыков общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;

развитие эстетического восприятия, понимания содержания художественных произведений;

— обучение логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;

— совершенствование звуковой культуры речи;

-умение отвечать краткими и развернутыми предложениями;

— обучение правильному согласованию слов в предложении.

А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Родители делятся своим опытом.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д.

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.

К чему мы будем стремиться, что должен уметь ребёнок к 5 годам?

-Употреблять в речи названия предметов, их частей,

материалов, из которых они изготовлены.

-Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профес-

сии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

— Употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

-Правильно произносить гласные и согласные звуки.

— Отчетливо произносить слова и словосочетания.

-Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

-Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.

-Употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

— Уметь участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

Подведение итогов собрания

1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в работе детского сада.

Родительское собрание «Развитие речи детей» Родительское собрание «Развитие речи детей» 1 часть: «Совсем немного науки» Как говорил, Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел» Правильная,.

Родительское собрание на тему: «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей» Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Звучит спокойная музыка в зале, где будет.

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 6-7 лет» Цели собрания: расширение контакта между педагогами и родителями;.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет» Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Цель: Формирование у родителей представления.

Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста Тема собрания: «Развитие речи детей среднего возраста» Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: создание условий для речевого.

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей» Конспект родительского собрания. Тема: «Сенсорное развитие детей». Наталья Жебрунова. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном развитии детей.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Родительское собрание в средней группе «Развитие творческих способностей у детей» Родительское собрание в средней группе «Развитие творческих способностей у детей». Форма проведения: Круглый стол. Цели: Развитие творческих.

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных.

Презентация на тему «Развитие речи ребенка»

Речевое развитие ребенка на первом году жизни.

На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.

В возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”.

Речевое развитие ребёнка на втором году жизни.

На втором году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика.

В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова.

В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни.

На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч.

Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.

Содержимое разработки

2015 учебный год

  • Речь -ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
  • Ребенок учится языку у взрослых!

    Речевое развитие ребенка на первом году жизни

  • На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др.
  • К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.
  • В возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”.
  • К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”.
  • Речевое развитие ребёнка на втором году жизни

  • На втором году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика.
  • В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых , интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова.
  • В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.
  • Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни

    Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления.

  • На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
  • Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.
  • Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза
  • «Наши уточки с утра…»

  • Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу
  • Необходимый инвентарь: уточки, вырезанные из легкой бумаги, синий бумажный круг диаметром 30 см.
  • ◈ Как играем: в центре стола лежит синий круг — это озеро. Надо пустить уточек в озеро. Дуйте на уточек, лежащих или произвольно, или по углам стола. Кто больше пустит уточек в озеро, тот и победил.
  • ◈ Закрепляем: можно играть на полу — лежать друг против друга и дуть на воздушный шарик так, чтобы он докатился до лежащего напротив. ® Можно посадить бабочку на цветок. Бабочку прикрепить ниточкой к листку бумаги, на котором нарисован цветок, и стараться дуть так, чтобы не посадить ее мимо.
  • Игры на развитие речи ребёнка 3 года

  • Шаловливый ветерок
  • Игра помогает разбивать речевое дыхание, учит регулировать его силу
  • Необходимый инвентарь: снежинки, ватка, перышко, шарик, листочки бумаги, картинки и пр.
  • 1 вариант
  • ◈ Как играем: возьмите простые сюжетные картинки, например: грибочек, цветок, еж, — и нарисуйте бабочку, яблоко и листочек. Затем скрепите ниточками попарно картинки и ваши рисунки. Предложите ребенку «посадить» листочек на грибок; бабочку на цветок; яблоко на ежа. Дуть надо так, чтобы листочек попал на гриб, а не мимо, т. е. ребенок должен научиться контролировать силу и направление своего дыхания. Не торопите ребенка, возможно, у него все получится только с третьей-четвертой попытки.
  • 2 вариант
  • ◈ На простые картинки наклейте листы тонкой бумаги такого же формата, разрезанные на узкие полоски, только разрезать до конца не нужно. Предложите ребенку подуть на полоски и угадать, что же нарисовано на картинке. Отметьте при этом, что дуть надо сильно, полоски должны, колеблясь, открыть картинку.
  • Игры на развитие речи ребёнка 3 года

  • Волшебная дудочка
  • Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.
  • ◈ Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом. А если вся семья примет участие в концерте? Ребенок тогда будет стараться не отставать от взрослых!
  • ◈ Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок
  • дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.
  • Язычок балуется
  • Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки
  • ◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:
  • Ба-ба-ба — загудела труба,
  • Бо-бо-бо — белка села в дупло,
  • Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.
  • ◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.
  • Используйте парные согласные, например, по твердости — мягкости:
  • На-на-на — в небе светит луна,
  • Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.
  • И т. д.
  • ◈ Закрепляем: берем обратные слоги:
  • Ад-ад-ад — Коля будет рад,
  • Яд-яд-яд — конфеты у ребят.
  • ◈ Произносим их тихо — громко, быстро — медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.
  • Игры на развитие речи ребёнка 3 года

  • Вредные советы
  • Игра тренирует мышцы, челюсти языка
  • ◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.
  • ◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.
  • Лошадка
  • Упражнение для языка
  • ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.
  • ◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.
  • Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни

    Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение.

  • На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
  • Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, л, р.
  • Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

    о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф

  • Скороговорки
  • Учимся произносить правильно и внятно
  • ◈ Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.
  • Огуреник, огуречик, не ходи на тот конечек.
  • Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
  • Иней лег на ветки ели.
  • Иглы за ночь побелели.
  • Юла возле Юли
  • Крутится, поет.
  • Юле и Юре
  • Спать не дает.
    • Топали да топали,
    • Дотопали до тополя.
    • До тополя дотопали,
    • Да ноги-то оттопали.
    • Пенка печет,
    • А речка течет.
    • Печка молчит,
    • А речка журчит.
    • Юные поэты
    • Учимся внятно и эмоционально рассказывать стихи, разбиваем речевое дыхание
    • ◈ Как играем: вы учите или повторяете с ребенком стихотворение? Следите за тем, чтобы он четко произносил слова, делал паузу в конце предложения, интонацией передавал голоса героев. Если ребенок торопится, частит, хлопайте после каждого слова в ладоши, а он в это время будет делать паузы.
    • Игры на развитие речи ребёнка 4 года

    • Лопнул, хлопнул, вот и всё
    • ◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.
    • ◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.
    • Пузырики
    • Игра помогает развивать речевое дыхание
    • Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.
    • ◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?
    • ◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет
    • дуть в соломинку.
    • ◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.
    • Воздушные ватки
    • Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.
    • Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.
    • ◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.
    • ◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.
    • Досказалка
    • Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление
    • ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:
    • Ко-ко-ко — на плите сбежало моло. (ко).
    • Ща-ща-ща — зеленая ро. (ща).
    • Чу-чу-ну — педаль кру. (чу).
    • ◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».
    • Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни

      К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

    • Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы.
    • Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.
    • В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
    • При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.
    • Игры для развития речи ребёнка 5 лет

    • Дни недели
    • ◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
    • ◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
    • ◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
    • ◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).
    • Слушайте слова
    • ◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
    • ◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
    • Время рифмы
    • ◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
    • ◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).
    • ◈ Придумайте другие варианты для рифмы.
    • Если я…
    • ◈ Начните предложение со слов «Если я. ». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
    • ♦ Если я полью цветы.
    • ♦ Если я соберу свои игрушки.
    • ♦ Если я выйду летом в пальто.
    • ♦ Если я лягу спать в одежде.
    • ♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой.
    • ◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
    • Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни

      Объем до 3000 слов; 1.обобщающие понятия 2.используют 3.появляются притяжательные прилагательные

      4. шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги 5.владеют словообразованием

    • В этом возрасте малыш использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
    • Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
    • Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей
    • Игры для развития речи ребёнка в 6 лет

    • Часть и целое
    • Количество играющих: 2-6 человек
    • Инвентарь: мяч
    • Вариант 1
    • ◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
    • ◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
    • Вариант 2
    • ◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
    • Кто больше?
    • ◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
    • ◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
    • Сказочные страны
    • ◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
    • ◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.
    • ◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
    • ◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
    • Противоположности
    • ◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
    • Говори наоборот
    • Количество играющих: 1-6 человек
    • Инвентарь: мяч.
    • Выучите с ребенком стихотворение:
    • Скажу я слово «высоко»,
    • А ты ответишь — «низко».
    • Скажу я слово «далеко»,
    • А ты ответишь — «близко».
    • Скажу тебе я слово «трус»,
    • Ответишь ты — «храбрец».
    • Теперь скажу «начало»,
    • А ты скажи — «конец».
    • ◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
    • ♦ веселый — грустный
    • ♦ быстрый — медленный
    • ♦ красивый — безобразный
    • ♦ пустой — полный
    • ♦ худой — толстый
    • ♦ умный — глупый
    • ♦ трудолюбивый — ленивый
    • ♦ тяжелый — легкий
    • ♦ белый — черный
    • ♦ твердый — мягкий
    • ♦ шершавый — гладкий и т. д.
    • Младший школьный возраст (6-7 лет)

      К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка и предметом сознательного изучения. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

    • Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
    • Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов.
    • Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.
    • Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей.
    • Сто вопросов
    • Количество играющих: 1-6 человек.
      • Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.
      • ◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
      • ◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
      • Бессмыслица
      • ◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.
      • ◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.
      • Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

      • «Если бы. »
      • Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
      • Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
      • «Если бы я был волшебником, то . »
      • «Если бы я стал невидимым . »
      • «Если весна не наступит никогда . »
      • Игры для развития речи ребёнка в 7лет

      • «Что общее?»
      • У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, собака (животные).
      • У трех предметов: мяч, солнце, шар — . тарелка, ваза, чашка — . лист, трава, крокодил — .
      • Без опоры на картинки.
      • Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой …
      • Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей

        Речь взрослых – образец для

      • Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
      • Речь взрослых должна быть:
      • — чёткой, неторопливой;
      • — доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
      • — грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
      • При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
      • DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

      • Наталья к записи Темы по самообразованию: социально-коммуникативное развитие дошкольников
      • admin к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
      • Наталья к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
      • Вопросы для воспитателей по теме «Речевое развитие дошкольников»

        Вопросы для воспитателей по теме

        «Речевое развитие дошкольников»

        (материал для педсоветов, анкет, мастер-классов)

        Задание 1. Выпишите основные задачи развития фонетической, лексической и грамматической сторон речи дошкольников.

        Задание 2. Определите основные причины грамматических ошибок в речи детей:

        А) Общие психофизиологические за­кономерности развития ребенка и усвоения им языка. Сложности грамматического строя языка. Недостаточный запас знаний об окружающем. Неблагоприятное влияние речи окружающих взрослых. Активное отношение к языку.

        Б) Недостаточный уровень развития психических процессов, фонемати­ческого слуха. Словотворчество. Влияние окружающей среды. Педагогическая запущенность.

        В) Словотворчество. Возрастные особенности внимания, памяти. Незнание грамматических правил языка.

        Г) Недостаточный уровень развития фонематического слуха. Особенности речи детей. Недостаточное внимание к речи детей со стороны взрослых.

        Задание 3. Что перечислено ниже:

        — единство развития словаря с развитием познавательных процессов;

        — целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей;

        — единство реализации всех задач словарной работы.

        А) Требования к организации и мето­дике проведения занятий.

        Б) Задачи словарной работы в ДОУ.

        В) Содержание словарной работы в ДОУ.

        Г) Принципы словарной работы.

        Задание 4. В каком разделе работы по формированию грамматического строя речи используются данные упражнения:

        а) дидактическая игра «Кто у кого?»; б) игры-загадки о людях различных профессий; в) придумывание имен персонажам; г) под­бор однокоренных слов.

        А) Формирование синтаксической стороны речи.

        Б) Ознакомление со способами слово­образования.

        В) Развитие словотворчества.

        Г) Формирование морфологической стороны речи.

        Задание 5. Каков алгоритм построения занятий по пересказу?

        А) Беседа по поводу предстоящего чтения. Чтение с установкой на запоминание. Беседа по произведению. Повторное чтение. Образец пересказа воспитателя.

        Б) Подготовка к восприятию текста. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание. Работа над текстом произведения. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Пересказы детей.

        Г) Подготовка детей к пересказу. Повторное чтение с установкой на пересказ. Упражнения детей в пересказе.

        Задание 6. Укажите авторов, исследующих вопросы словарной работы в дошкольном учреждении.

        А) Н. Иванова, Ю. Ляховская, Л. Колунова, В. Яшина, Е. Струнина.

        Б) М. Алексеева, Г. Швайко, О. Ушакова, Э. Короткова.

        В) А. Бондаренко, А. Арушанова, В. Гербова, Ф. Сохин, А. Бородич.

        Г) С. Новоселова, Е. Смирнова, В. Гербова, А. Бородич.

        Задание 7. Какие методические приемы можно использовать для помощи детям, когда они составляют пересказы?

        А) Показ портрета писателя, подсказка.

        Б) Наводящий вопрос, подсказка, отраженная речь ребенка.

        В) Чтение отрывков, показ иллюстраций, указание.

        Г) Наглядный план произведения.

        Задание 8. Каков алгоритм построения занятий по пересказу?

        В) Выразительное чтение (рассказывание) произведения. Вопросы по произведению, направленные на его запоминание, осмысление и выделение выразительных средств. Чтение отрывков по выбору детей. Пересказы детей.

        Задание 9. Проанализировать профессиональную деятельность по речевому развитию дошкольников на основе собранных фактов по следующим параметрам:

        — опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем;

        — опыт решаемых на сегодняшний день проблем;

        — ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности.

        Источники:

        https://infourok.ru/soveti-roditelyam-na-temu-rechevoe-razvitie-detey-let-1600759.html

        http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-rechevoe-razvitie-detei-4-5-let.html

        https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-na-temu-razvitie-rechi-rebenka.html

        Вопросы для воспитателей по теме «Речевое развитие дошкольников»