Требование к речи детей

Требования к речи педагога ДОО

Требования к речи педагога ДОО

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада — формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи«.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь является полиморфной деятельностью — в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах: внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

Внешняя – средство общения;

Внутренняя – средство мышления;

Письменная – один из способов запоминания информации;

Диалог – двусторонний обмен информации;

Монолог – процесс рассуждения;

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Культурные и методические требования к речи педагога

-строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;

-владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Среди требований к речи педагога ДОО выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОО.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к речи детей.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей)

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Некоторые недочеты речи педагога:

— Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

— Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

— Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

— Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

— Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

— Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

— Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

— Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;

— Произнесение слов с неправильным ударением;

— Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

— Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

— Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

— В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

— Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

— Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

— Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

— Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

— Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

— При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

— Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

— Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

— Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

— Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

— В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

— Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

— Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Практикум «Проверь себя»

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах

Банты, включит, звонит, каталог, красивее, обеспечение, ободрить,

Премировать, сливовый, туфля, углубленное изучение, хаос.

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.) .

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

«Возьми со старшей группы» (здесь предлог «из» заменяется «со») .

«»Не ложь сюда» (вместо «не клади»).

«Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь».

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения — залог успешного взаимоотношения с ребёнком, возникновения обратной связи, залог морального и даже физического здоровья детей.

Требования к речи учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

В тех же случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми. Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения’, например, на тему «Лень — мать всех пороков» (одна из распространенных тем дореволюционной начальной школы) могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного, расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование — богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование — ясность речи, т. е. ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, «красивостями».

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), т. е. ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее ч и с т о т у, т. е. отсутствие лишних слов, «слов-паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи — ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую. Немалое значение В борьбе за правильность у школьников развивается умение совершенствовать культуру речи — обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов, и их соблюдение не должно откладываться на старшие классы.

Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слово, материализации мысли»1. Следовательно, психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Поэтому в методике развития речи учащихся столь большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям.

Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки, свойства явлений реального мира. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Знание слова (словосочетания), обозначающего понятие, позволяет человеку оперировать этим понятием на уровне внешней речи (в значительной степени — и на уровне внутренней речи), т. е. мыслить, осуществлять понятийное мышление.

«В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. ». Иными словами, наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Многие выдающиеся ученые отмечали, что, читая лекции студентам по материалам собственных исследований, они и сами для себя глубже уясняли некоторые свои выводы, а иногда обнаруживали в них ошибки. Речевое оформление тех идей, которые казались вполне ясными и убедительными, приводило к обнаружению неясностей и даже к устранению этих неясностей. Овладение языком — запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в четкие структуры предложений и более крупных компонентов текста,— создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, т. е. различного рода информация,— это материал и мышления и речи.

Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. С одной стороны, мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют, кроме логического отвлеченного, понятийного (речевого) мышления, также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Чаще всего последние два вида мышления обходятся без речи; все названные виды мышления обычно совмещаются, т. е. процесс логического мышления включает в себя, например, элементы образного мышления.

С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, лексическая и грамматическая синонимия приводят к тому, что одна и та же. мысль, одно и то же содержание могут быть выражены в различных речевых структурах. В этом смысле речь шире мышления, и, следовательно, усвоение богатств языка, обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на развитие мыслительных операций.

В условиях обучения нередко усвоение некоторых средств языка (например, слов) опережает формирование логической основы речи. Например, младший школьник усваивает из читаемых текстов слова трясогузка, дрозд. Он никогда не видел ни трясогузки, ни дрозда, и когда ему показывают чучела дрозда и трясогузки, он говорит: «Птичка» или «Воробей» и т. п. Более того, он не может указать ни одного отличительного признака этих птиц. Тем не менее в своем рассказе он использует слова трясогузка и дроздг не делая при этом никаких речевых ошибок. Указанное явление неизбежно и в некотором смысле даже полезнее. К. Д. Ушинский,, например, считал, что такое «опережающее» усвоение вынуждает школьника рано или поздно усвоить и понятие, т. е. наполнить слово-«пустышку» содержанием. С этим можно согласиться, однако, лишь в определенных пределах. Не следует забывать и такого предупреждения И. П. Павлова: «Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы должны постоянно помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми. »2. Школа проявляет постоянную заботу о том, чтобы новые для учащихся слова наполнялись содержанием.

Речь как «практическое, . действительное сознание» служит важнейшим средством изучения процессов мышления; она же используется как один из критериев мыслительного развития’ школьника. И об усвоении материала по различным предметам, и об общем умственном развитии школьника (как, впрочем, и взрослого человека) судят по тому, как он сумеет изложить ту или иную тему в своей речи — в письменном сочинении, в докладе, в сообщении, в пересказе, наконец, в ответе на вопрос.

Таким образом, речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль; с другой стороны, сама речь, развиваясь, способствует формированию мысли, шлифует, совершенствует ее. Такова диалектическая взаимосвязь развития мышления и речи в процессе школьного обучения.

Школа тщательно следит за тем, чтобы все речевые упражнения опирались на реальную основу, чтобы речь детей была содержательна. упражнений Важнейшим источником материала для детской речи является сама жизнь, их собственный опыт. В опыте школьников особенно ценна его целенаправленная, организуемая часть наблюдения. Материал, накопленный в процессе наблюдений, служит и для словарной работы, и для составления предложений, и особенно в подготовке к устным рассказам и письменным сочинениям.

Значительное место в речевых упражнениях занимает и книжный материал, и картины, кинофильмы.

Соединение материала наблюдений, непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из источников опосредствованного опыта, также служит средством развития мышления и речи школьников.

Разрабатывая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы (так называемые умственные операции): на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач.

Школьники часто затрудняются в выделении признаков предметов и действий, особенно существенных. Работа по выделению признаков связывается с наблюдением предметов и картин, с чувственным опытом учащихся. Наблюдения проводятся систематически на разнообразном материале: дети наблюдают явления природы, причем не только в статике, но и в развитии. Они учатся слушать пение птиц, шум леса; ощущать ароматы цветов, луга, сосны, ели, фруктов; различать цвета, окраски а называть их .оттенки; наблюдать человека — его внешность, черты лица, выражение настроений, указывать черты его портрета; наблюдать животных; их повадки; наконец, наблюдать сам наш язык — замечать и выделять особенности его форм и значений. Воспитать у детей познавательный интерес, стремление и умение все видеть, слышать, воспринимать мир вокруг — вот путь, который, обеспечив основу для развития мышления и речи в единстве, даст материал для речевых упражнений.

Хорошей школой наблюдения служат тексты писателей. Например, учительница обращается к классу: «Кто помнит, как о рябине писали наши поэты?» Дети вспоминают: Запылали алым цветом Кисти спелые рябин (М. Исаковский); А рябина осень празднует, Бусы красные надев. (О. Высотская.)

Вот первоклассники рассматривают букет осенних цветов: астры, георгины, бархатцы. Какие блестящие возможности для выделения признаков! Об астре дети говорят: «Астры белые, розовые, красные и лиловые. У них очень много лепестков. Лепестки есть прямые, а есть как будто завитые. У астры желтая серединка. Листики длинные, зубчатые».

К. Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение». Сравнивать — это значит устанавливать сходства и различия между явлениями. Операция сравнения включает в себя анализ, синтез, обобщения, вывод. Сравнение возможно лишь тогда, когда школьники уже умеют выделять существенные признаки явлений, отличать их от несущественных, так как сравнивать можно только по существенным признакам. Сравнивать следует лишь соотносительные предметы, т. е. такие, между которыми действительно есть что-то общее; сравнение, как и описание, должно быть целенаправленным: например, сравнить кошку и собаку как домашних животных, друзей человека. Упражнения начинаются со сравнения двух предметов, но в дальнейшем их число может быть увеличено. Удобнее всего начинать сравнение с выделения контрастных признаков: сахар белый, уголь черный. Материал для сравнений дает окружающая детей жизнь. Простейшие упражнения в сравнении постепенно перерастают в сложные рассказы учащихся и даже в письменные сочинения («Наша кошка и собака»).

Одна из важнейших задач умственного развития учащихся — это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов или явлений действительности. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение. Школьники выполняют операции деления родовых понятий, подведения видовых понятий под родовое. Так, последняя операция требует отвлечься от отличительных видовых признаков предмета и обобщать лишь по родовым признакам. Например, понятия «ель», «сосна», «пихта», «кедр», «лиственница», как понятия видовые, входят в родовое понятие «хвойные, деревья». Здесь отличительные свойства, например, ели — расположение ветвей, длина иголок, форма шишек — во внимание не принимаются. Общие признаки всех хвойных деревьев — это форма листьев, т. е. хвоя; форма всего растения — деревья, их семена созревают в шишках; из-под коры может выступать смола и т. п.

Известны следующие упражнения на обобщение в связи с работой над понятиями:

1. Перечисление предметов с последующим обобщением, т. е. подведение видовых понятий под родовое. Первоклассники рассматривают изображения клена, липы, яблони и вместе называют их деревьями. В данном примере все картинки (или предметы) подобраны так, что все они входят в объем родового понятия.

2. Такое же упражнение, но с введением 1—2 конфликтных слов, т. е. таких слов, которые не входят в объем родового понятия, например: самолет, трамвай, автобус, пассажирский пароход, мотоцикл, телевизор. Здесь первые пять понятий обобщаются родовым понятием «средства пассажирского транспорта», а «телевизор» — конфликтное слово.

3. Операция, подобная первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, что и служит обоснованием для обобщения. Выполнение такого упражнения превращается в небольшой. связный рассказ.

4. Обобщение по одному понятию: учащийся подводит под родовое понятие не группу видовых понятий, а определяет родовое понятие по отношению к одному видовому («Желтая акация — это кустарник»). При этом может быть дана мотивировка, т. е. указаны признаки желтой акации как кустарника.

5. Раскрытие объема родового понятия, например, «грибы»: школьники должны назвать известные им грибы. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.

В этом упражнении редко достигается полнота раскрытия родового понятия: в самом деле, нужно ли обязательно перечислять огромное количество названий видов грибов? Важнее требование связного," целенаправленного, развернутого рассказа.

6. Двухступенчатое (или многоступенчатое) обобщение понятий, например: сосна, береза, тополь — деревья; шиповник, орешник, смородина — кустарники; рожь, пшеница, просо — злаки. Деревья, кустарники, злаки — все это растения. Далее дается мотивировка.

Упражнения на обобщение понятий проводятся также на материале грамматики; так, слова, обозначающие действия предметов, школьники обобщают, называя их в I классе словами, которые обозначают действия, а во II и III классах — глаголами.

Обобщение понятий подводит учащихся к одной из сложных операций — к определению понятий. Иногда мы встречаем определения понятий даже в художественном тексте: «Гадюка — это ядовитая змея, большая, серая, с черными зигзагами на спине» (В. Бианки. «Еж-спаситель». I класс). Здесь «гадюка» — определенное понятие, «ядовитая змея» — ближайший род, «большая, серая, с черными зигзагами на спине» — отличительные видовые признаки. Дети сами рассказывают: «Журавль — перелетная птица, живет на болоте, у него длинные ноги и длинный клюв, он ловит и ест лягушек» (родовое понятие «перелетная птица» и четыре видовых отличительных признака). Важно, чтобы было указано достаточное количество видовых признаков и они были бы существенны.

Школьники составляют определения также в курсе грамматики: «Суффикс — часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение».

Определение понятий приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей. Поэтому нужно применять его систематически, не забывая, однако, при этом, что не всякое понятие можно определить в начальных классах и что здесь следует практиковать простые и развернутые описания предметов и явлений.

Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения их группы. В суждении что-то утверждается или отрицается о предмете: «Москва — столица СССР», «Пионеры не обижают маленьких». В потоке речи суждения связываются между собой, между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей и умели обосновывать свои суждения причинно? чтобы последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало бы сказанное или вносило новые факты и суждения.

Для развития мышления очень важно овладеть умозаключением. Умозаключение — это способ опосредствованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» на основе прошлого опыта извлекается новое знание (предположение): «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие, а чаще всего — и временную последовательность. Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений, в построении умозаключений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру связной речи учащихся, делает речь строже, доказательнее, т. е. логичнее.

Лучшим материалом для выработки логических умений у учащихся служит природа, деятельность людей, учебный материал. Составление планов прочитанного и предстоящих действий (например, план предстоящей экскурсии), записи по наблюдениям, ведение дневников природы и т. п.— все это служит основой для развития речи.

Вопрос «почему?»— спутник ребенка. В этом вопросе отражается удивление ребенка перед богатством и многообразием окружающего мира. Нужно ценить живую любознательность детей и поощрять вопрос «почему?». Вопросы учителя, требующие раскрытия причинно-следственных отношений , чрезвычайно полезны для развития речи: не воспроизведение прочитанного, а его анализ, его творческая переработка — вот путь мыслительного развития в речевых упражнениях.

§ 3. Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что:

человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишновъ] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся;

неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях);

придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»;

неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную; может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием и т. д.

Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и по мнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище — дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель — кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко); грамматической (идти полем — по полю— через поле; идущий — который идет; красивее — более красивый); фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии — аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов — конструкций простых и сложных предложений.

Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами»; встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола: оснащенный парусами — значит «флот, который ребята оснастили (оборудовали) парусами». А в стихотворении «Горнист» строку «с галстуком, пылающим огнем» можно «перевести» как «с галстуком, который похож на пламя». Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Требование к речи детей

Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать уголок оборудованием.
  • В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

    артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

    пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

    пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

    материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

    игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

    игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

    игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

    материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

    Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

    Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

    Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

    • Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
    • Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
    • Картинки с простыми сюжетами и действиями
    • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
    • Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
    • Игровизоры, игрушки – телефоны.
    • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
    • Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
    • Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
    • Трафареты, шаблоны.
    • Игры для развития ручной умелости.
    • Картотека речевых игр.
    • Открытки о родном городе.
    • Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
    • Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
    • Открытки для рассматривания.
    • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
    • Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
    • Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?»«Найди пару?», «Найди отличия».
    • Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
    • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
    • Открытки о родном городе, крае.
    • Предметы быта и старины.
    • Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
    • Портреты писателей в соответствии с программой
    • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
    • Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
    • Портреты художников – иллюстраторов.
    • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
    • Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
    • Азбука букв различной фактуры.
    • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
    • Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
    • Игры на развитие ручной умелости.
    • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
    • Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
    • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
    • Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
    • Карта России, где отмечены флажками города.
    • Подготовительная к школе группа

    • Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
    • Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
    • Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
    • Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
    • Картотека словесных речевых игр.
    • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
    • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
    • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
    • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
    • Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
    • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
    • Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
    • Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
    • Источники:

      http://www.maam.ru/detskijsad/trebovanija-k-rechi-pedagoga-do.html

      http://studopedia.ru/12_205976_trebovaniya-k-rechi-uchashchihsya.html

      http://www.detskiysad.ru/rech/384.html

      http://doshkolnik.ru/pedagogika/4374.html