Трудности в развитии и поведении ребенка

Развитие воображения и коррекция

детей с трудностями в поведении

Методические рекомендации

для психологов школ и детских садов

Продолжение. Начало см. № 39, 40/2004

Диагностика детей с аффективным поведением

Для значительной части детей с трудностями в поведении характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.

По мнению психологов, аффект — это низшая стадия эмоционального развития, характеризующаяся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.

Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.

Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.

В дошкольный период очень велик процент развития невротических реакций. Почему это происходит? В анализе причин основное внимание исследователей обращается на особенности развития нервной системы, недостаточность жизненного опыта, неправильное воспитание и целый ряд других причин.

Мы считаем, что многие аффективные реакции вызываются недостаточным уровнем развития детского воображения. Ведь именно воображение позволяет ему осмысливать и переосмысливать любые наличные ситуации, именно воображение обеспечивает ребенку способность действовать по замыслу.

Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики «Как бы ты поступил?», которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект (например, ребенок в магазине игрушек, ребенка укладывают спать в темноте и т.п.)*.

А.Н. Леонтьев указывает, что одной из отличительных особенностей аффекта является его неосознанность. Изучение аффективного поведения предполагает не только анализ ответов самого ребенка, но и сопоставление их с характеристиками реального поведения, поэтому выделенные ситуации предлагались не только детям, но и родителям, и воспитателям. Взрослых просили отметить, как бы повел себя ребенок (варианты поведения предлагались), ребенка просили рассказать, как бы он поступил.

Анализ анкет воспитателей и родителей позволил вычленить основные черты поведения аффективных детей:

— Теряются, замыкаются, плачут.

— Боятся засыпать. Перед сном напряженно ждут страшного.

— Не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием ситуации.

— Не могут включиться в какую-либо коллективную игру, занятие.

— Боятся животных: всех подряд или одного из них.

— Скучают по дому. Для поведения характерна тревожность, плаксивость при расставании с близкими.

— Проявляют скрытность из-за боязни ситуации.

— Не могут выбрать что-либо, хотят взять все.

— Не осознают своих действий. Вербально предполагают самые несуразные вещи.

— В какой-либо ситуации не знают, как поступить.

— Очень послушны. В новой ситуации испытывают сначала испуг, а затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых.

— Часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, бьют ногами. Эпизодически впадают в состояние кратковременной истеричности.

— Боятся, но затаив дыхание смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут, когда, например, появится чудовище. После этого проявляют боязливость и испуг.

Для детей эти же ситуации были обозначены на картинках, которые сопровождались рассказом взрослого и обрывались на неопределенной ситуации. Затем ребенку задавался вопрос: «Как бы ты поступил?» При этом учитывалось, что ребенок может при решении задачи использовать вербальное поведение, то есть поступить, как желают взрослые, как полагается. Поэтому оценивались не ответы детей сами по себе, а лишь в сопоставлении с ответами воспитателей и родителей.

* Ситуации методики «Как бы ты поступил?» приводятся на с. 6 (приложение).

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ответы детей, их анализ и сопоставление с реальным поведением (ответы взрослых) позволяют выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут адекватно выйти из них. Психологический анализ поведения и деятельности этих детей говорит о тесной зависимости между развитием эмоций, умением управлять ими и творческим воображением.

Можно выявить детей с аффективным поведением и таким образом: ребенок играет в игру, предложенную взрослым, например, с зайчиками. Когда ребенок увлекается игрой, раздается стук в дверь. Взрослый предполагает, что это волк пришел за зайчиками, и просит ребенка открыть дверь и сказать волку, что зайчиков нет. На основании поведения детей в этих или аналогичных обстоятельствах можно выделить характерные черты у детей с аффективным поведением.

Так, эти дети очень зависят от наглядной ситуации. Ребенок как бы «залипает» в ней. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и в совершенно безопасные обстоятельства. Даже когда взрослый сам разрешает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке, наконец, купили понравившуюся игрушку, она все равно продолжает горько плакать.

Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности поведения. Этим как раз и объясняется та черта, когда дети, боящиеся, например, чудовищ, постоянно их рисуют, думают о них, включают в игру, каждый раз испытывая при этом непреодолимый страх.

Третья характеристика детей с аффективным поведением связана с четким разделением когнитивной и эмоциональной сфер личности ребенка. Единство аффекта и интеллекта, на которое указывал Л.С. Выготский как на непременное условие формирования детской личности, у таких детей нарушается, и когнитивный фактор, который часто помогает контролю за поведением, у этих детей не имеет решающего значения. Так, мальчик говорит взрослому: «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но все равно боюсь и убегаю».

Наконец, четвертой характеристикой аффективных детей является их безынициативность, внешняя послушность взрослому. Так, когда дети должны были открыть дверь и сказать находящемуся там волку, что зайчиков в комнате нет, многие дети послушно, как-то обреченно шли к двери, открывали ее, но не могли ничего сказать в силу голосового спазма.

Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении оказывается ориентация ребенка на наличную картину, уход от альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного контекста ситуации.

Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.

Мы уже указывали на то, что дети с аффективным поведением имеют воображение, где представлено лишь два компонента — предметная среда и прошлый опыт. Главный компонент — особая внутренняя позиция — у таких детей практически не представлена. Эта особенность воображения отчетливо проявляется при решении диагностических задач.

Так, например, если сравнить неаффективных детей, находящихся на первом уровне развития воображения, и детей, не умеющих управлять своими эмоциями, обнаружившими тот же уровень, то легко убедиться, что само воображение детей «аффективной группы» очень специфично уже хотя бы потому, что в отличие от других детей они придают смысл лишь отдельным предметам и не способны, как остальные, видеть контекст ситуации в целом. Так, если у большинства детей дошкольного возраста механизм «целое раньше частей» предполагает видение ситуации, в которой любой предмет или его часть приобретают смысл, дети данной группы видят целое только в отдельном предмете. Это очень часто приводит к тому, что наступает абсолютизация предмета, независимость предметного образа, неподчиненность его ребенку.

Аналогичную картину можно наблюдать, если сравнить разных по аффективности детей, обнаруживших второй уровень развития воображения. Если эмоционально благополучные дети при решении задачи «Где чье место?» воспроизводят и собственный, и чужой опыт, знакомый им по рассказам, сказкам, мультфильмам и т.п. (причем часто они просто моделируют ситуацию, исходя из собственного опыта), то аффективные дети могут отвечать только в пределах того, что они сами видели, являясь непосредственными участниками.

Если ситуация незнакома для них, они часто отказываются искать ее решения или повторяют уже найденные решения для «знакомых» ситуаций. Это приводит к тому, что «аффективные» дети всегда дают по этой методике однозначные ответы.

Таким образом, воображение детей этой группы больше похоже на воспоминание. Об этом же свидетельствует тот факт, что воображаемые детьми ситуации всегда очень реальны.

Еще одной отличительной особенностью детей с аффективным поведением, обнаружившим второй уровень развития воображения, является то, что они часто механически переносят свой прошлый опыт на новую ситуацию, несмотря на то что она лишь внешне схожа со старой. Так, девочка, когда-то испуганная собакой во дворе дома, при предъявлении ей картинки, на которой изображено, как собака убегает от детей, отказывается что-либо делать, говоря, что собака злая, вредная, что она покусает детей. Несмотря на то что собака на картинке очень маленькая, девочка упорно говорит, что собака большая. Поведение детей этой группы часто напоминает поведение Иванушки-дурачка, который плясал на похоронах и плакал на свадьбе.

Проблемы с поведением ребенка

Мы живем в быстро меняющемся мире. Трудности, с которыми сталкиваются родители, желая помочь своему ребенку вырасти счастливым человеком, необычайно разнообразны. Родительский уход — вещь очень важная, но он не должен вращаться вокруг вопроса «правильно ли мы это делаем?». Детям нужны взаимоотношения с родителями, построенные на терпении, заботе и любви, без которых им трудно будет вырасти уверенными в себе и коммуникабельными людьми. Они нуждаются в поощрении и похвале. Родителям следует знать потребности и чувства своего ребенка. Дети вообще очень восприимчивы, и родители, сами того не сознавая, часто создают для них проблемы, ожидая от них слишком много или слишком мало.

Плохое поведение детей во многом зависит от таких факторов, как усталость, скука и голод. Унылые, несчастные дети гораздо чаще попадают в какую-либо беду, чем те дети, за которыми налажен хороший присмотр и уход. Многих потенциальных проблем, связанных с поведением детей, можно избежать, если искренне и с пониманием относиться к их нуждам и не допускать конфликтов. Отвлекающая уловка гораздо более эффективна, чем постоянные «нельзя» и «не смей».

Каждый ребенок имеет свои собственные психологические особенности и по-своему реагирует на ситуации, возникающие в его семье. Представления о том, как надо обращаться с детьми, тоже зачастую меняются вместе с модой. Родители порой бывают слишком обеспокоены поведением своих детей и задаются вопросом, не отразится ли их непослушание на их здоровье. Однако многие проблемы, связанные с поведением, являются частью нормального развития, и, если подойти к ним с пониманием, настойчивостью и терпением, их вполне можно преодолеть.

5.7 (а) НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ПЯТИ ЛЕТ

У детей иногда бывают периоды, когда они становятся особенно застенчивыми, что обычно проистекает из неуверенности в себе. В этих случаях хорошо

помогают частые контакты с другими детьми, особенно в сложных игровых ситуациях. Застенчивость ребенка не следует обсуждать в его присутствии, и, если подходить к этой проблеме с достаточным тактом, обычно она полностью исчезает.

Для маленького ребенка бояться некоторых вещей — вполне обычное явление, поскольку он не обладает еще достаточным опытом и пониманием окружающей действительности. К сожалению, детские страхи иногда могут порождаться взрослыми людьми. С чрезмерными страхами следует бороться, внушая ребенку, что ему ничто не угрожает, и помогая развивать уверенность в себе. В случае, если с сильными страхами справиться не удается, можно прибегнуть к помощи компетентного специалиста. Избавить родителей от беспокойства может также обсуждение этой проблемы со специалистом.

Все дети временами бывают очень ревнивы, что может проявляться самыми различными, в том числе и весьма невразумительными путями. Главным образом ревность основывается на страхе потерять расположение родителей. Проявлениями ревности могут стать заикание, чрезмерно выражаемая нежность, желание быть покормленным матерью (после того как ребенок уже давно научился есть самостоятельно), мочеиспускание в постель, частое выделение мочи, желание есть из бутылочки для искусственного кормления, агрессивность, стремление к разрушению, неоправданный отказ от пищи и многое другое. Разумеется, у одних детей признаки ревности проявляются ярче, чем у других.

Ревность представляет собой нормальное чувство и является частью развития личности ребенка. При появлении ее признаков следует приложить все усилия к тому, чтобы понять ее причины и попытаться их устранить, — например, избегая вносить какие-либо изменения в распорядок жизни первенца, после того как новорожденный ребенок будет взят домой. Здесь очень важны родительское терпение и понимание, а также время, необходимое на то, чтобы ребенок почувствовал, что его по-прежнему искренне любят. Хорошие результаты приносит специально выделенное время для игр, которое ребенок проводит с родителями или в специальной детской группе.

Упрямство и плохое поведение

Родители, наблюдая за развитием своего ребенка, испытывают огромную радость и удовлетворение, перемежаемые минутами раздражения, полного отчаяния и даже депрессии. Дети, начинающие ходить, очень легко могут нарушить мир, царящий в семье, причем труднее всего понять своего ребенка именно в этом возрасте. Все нормальные дети проходят через такой тяжелый период, встречающийся обычно в возрасте от 18 до 30 месяцев, хотя он может иметь и более широкие временные границы — от 9 месяцев до трех лет. Поведение детей в это время колеблется в очень широких пределах. В результате получается очень неустойчивая смесь из хороших, дурных и просто отталкивающих поступков. Дети всячески манипулируют своими родителями, проявляют большое упрямство и ищут к себе внимания. Поскольку большинство родителей имеют слабое представление о типичном поведении детей в этом возрасте, они чувствуют себя очень одинокими, неумелыми наедине со своим малышом. Родители также не любят обсуждать свои проблемы, поскольку опасаются критики в свой адрес и боятся прослыть плохими родителями. Между тем подобное поведение детей вполне нормально, хотя между ними и существуют определенные различия, позволяющие считать одного ребенка более трудным, чем другого. Очень важно как можно раньше распознать надвигающиеся проблемы и твердо приступить к их разрешению. В этом встревоженной матери большую помощь могут оказать специальные группы детей одного возраста для совместных игр. Если же родители чувствуют, что поведение их ребенка переходит всякие границы, им следует обратиться за советом к врачу.

Поиск внимания к себе

Еще одна особенность нормального поведения детей в возрасте от 9 месяцев до 3—4 лет — «поиск внимания». Ребенку нравится все, что вносит в дом тревогу и беспокойство. Он может обнаружить, что, отказываясь есть, жевать, глотать пищу или даже вызывая рвоту прямо за столом, он становится причиной крайней суматохи в доме и приводит свою мать в сильное расстройство. Ребенок плачет и кричит, получив легкий шлепок, и закрепляет эту привычку, если его пытаются успокоить, взяв на руки или с помощью сладостей. Родителям следует постоянно быть начеку, чтобы пресекать подобное поведение;

даже самые развитые дети пытаются прибегать к таким трюкам.

Большинство проблем этого рода можно преодолеть, не обращая на них внимания и отвлекая ребенка. Чем меньше поднимать из-за них суматохи, тем быстрее они отпадут. Наказание редко приносит эффективные результаты. Ласка и похвала за хорошее поведение, внимание к ребенку и побуждение к хорошим поступкам — вот лучший способ избавиться от всех проблем, связанных с плохим поведением детей. Это поможет ребенку развить чувство уверенности в себе и ощутить свою безопасность.

Они встречаются в основном в возрасте от полутора до трех лет. Ребенок с сильной волей и высоко развитым чувством независимости часто отказывается слушаться родителей и поступает по-своему. Большинство вспышек такого рода считаются нормальным явлением. В основе их лежат ревность, чувство неуверенности, усталость или голод. В таком состоянии ребенок ничего больше не видит, кроме своих собственных потребностей. Вспышка раздра-

жительности обычно сопровождается тем, что ребенок дерется, пинается, кричит. Попытки урезонить его в это время совершенно бесполезны. Лучший способ справиться с ним — не проявлять к вспышке раздражительности ребенка никакого интереса, отнестись к ней с полным безразличием. Если ребенок сможет добиться от вас таким путем того, что он хочет, то подобный приступ повторится. Если раздражительность ребенка полностью выйдет из-под вашего контроля, вам следует обратиться за советом к врачу.

С подобным «приемом» бороться особенно сложно. И в этом случае родителям следует демонстрировать минимум обеспокоенности поведением ребенка, чтобы он не добился желаемого. Однако необходимо помнить, что задержка дыхания может перейти в судороги. Очень важно знать, когда следует вмешаться — не слишком рано, но и не слишком поздно. Случаи произвольной задержки дыхания очень пугают родителей, и, если они не прекращаются, им следует обратиться за консультацией к врачу.

Есть дети, которые, если можно так выразиться, всегда на ногах, и родители с легкостью приходят к убеждению, что у их ребенка гиперактивность. Между тем на самом деле это бывает очень редко. Просто одни дети активнее других, а голод или скука еще более усиливают их активность и провоцируют к крайне беспокойному поведению. Чаще всего это встречается среди мальчиков.

Таким детям следует предоставить максимум свободы, особенно на открытом воздухе, снабдив их всем необходимым для игр. Медицинское вмешательство необходимо лишь в случае чрезмерной активности ребенка.

Агрессивность — драчливость и кусание

Большинство нормальных детей проявляют агрессивность, особенно в возрасте около двух лет. Агрессивные действия обычно вызываются усталостью, голодом, скукой, неуверенностью и ревностью. Наиболее эффективный метод для подавления этих симптомов — предоставлять ребенку максимально широкие возможности для игр как в доме, так и на улице, а также свободу выбора игры

по душе, при этом с неодобрением относиться к любым проявлениям агрессивности и последовательно разрешать эти проблемы.

Стремление к разрушению

Разрушительная деятельность ребенка отнюдь не всегда бывает намеренной и может вызываться просто отсутствием опыта в обращении с предметами и детской любознательностью. Все легко ломающиеся предметы следует держать вне пределов досягаемости ребенка. Нельзя позволять ребенку раскидывать вещи по комнате, а любую игрушку, которую он пытается сломать непреднамеренно, необходимо забрать у него на неделю или две. Ее возвращению ребенок очень обрадуется.

Должны быть приложены все усилия, чтобы занять ребенка, проявляющего наклонности к разрушению, играми, общением с приятелями или предоставить какой-либо другой выход его энергии, особенно вне дома.

Ребенок не понимает смысла тех неприличных слов, которые произносит, поэтому, убедившись, что над ребенком не смеются и что дома этими словами никто не пользуется, лучше всего просто игнорировать эту проблему.

Ложь (выдумывание историй) Не стоит беспокоиться, если ребенок, не достигший пяти лет, иногда говорит неправду. Способность быть правдивым развивается медленно. Обыкновенно трехлетние дети любят выдумывать истории — это часть их нормального развития. В этом их следует поддерживать и превращать их наклонность к сочинительству в игру воображения.

Маленькие дети очень эгоцентричны и не имеют понятия о необходимости считаться с другими людьми. В них развита нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется. Родители обычно стараются, чтобы их ребенок делился игрушками с приятелями, но двух- или трехлетнему человечку непонятно, зачем это надо делать. Постепенно путем имитации и при умелой поддержке ребенок научится делиться с другими, и здесь опять же значительную помощь окажут разумное использование игрушек, общение с приятелями и участие в играх в группах для детей младшего возраста.

Обычно родителей приводит в затруднение любая перемена в поведении их ребенка — особенно такого, который только начал ходить, поскольку в этом возрасте дети легко начинают плакать без всякой видимой причины. Взрослые часто сердятся и раздражаются, когда они устали или голодны; дети обычно плачут по тем же причинам. Самая большая проблема заключается в том, что плачущий ребенок не осознает, насколько уставшей может быть его мать, и в этом случае создается напряжение, которое может привести к взаимным обидам. Как бы ни были заняты родители, надо немедленно уделить внимание маленькому ребенку; он не может ждать ни минуты, пока закончат кормить другого ребенка или разговаривать по телефону. Такие быстрые перемены поведения, наблюдаемые у маленьких детей, вполне естественно ставят в тупик родителей, которые начинают подозревать, что их ребенок болен или что у него двойственный характер (проявляются то хорошие, то дурные качества). Тем не менее подобные явления обычно совершенно нормальны.

Проблемы со сном

Большинство детей бывает очень трудно уложить в постель вечером. Поэтому необходимо учитывать следующее.

Режим сна. Всем детям, как и взрослым, необходимо разное время для сна. Очень важно правильно установить потребности вашего ребенка. Сколько он должен спать днем, следует определить на основании опыта, а потом придерживаться соответствующего ежедневного распорядка.

Тишина и распорядок. Тишина очень помогает наладить режим сна ребенка, и она должна стать частью ежедневного распорядка в вашем доме — ужин, купание, спокойные игры, питье на ночь, рассказывание истории, укачивание и сон. Тишина важна так же, как постоянство в режиме. Детям требуется время, чтобы успокоиться. Поэтому никакие нарушения режима недопустимы, и только надлежащая твердость может привести к необходимым результатам.

Помимо этого, следует еще принять во внимание следующие вопросы:

• Где следует ребенку спать?

• Достаточно ли там тепло?

• Следует ребенку спать в детской или обычной

• Сколько времени нужно ребенку на сон?

Основные проблемы, связанные со сном, заключаются в следующем:

• Ребенок кричит посреди ночи.

• Ребенок не хочет ложиться спать.

• Ребенок каждую ночь приходит в постель к роди

Для разрешения этих проблем родители должны проявить твердость и настойчивость, а в случае особого беспокойства им следует обратиться за советом к специалисту. Нарушения сна часто начинаются после болезни или после распада семьи, однако хороший уход и последовательное соблюдение режима вернут ребенку нормальный сон.

Плохой аппетит и отказ от пищи

Многие родители беспокоятся, что их дети плохо едят. Зачастую весь дом бывает вовлечен в проблему, что ребенок ест, а что не ест. Ему позволяют капризничать в выборе пищи, поскольку его отказ от еды вызывает еще большее беспокойство. Чем больше шуму поднимать вокруг еды, тем больше он будет от нее отказываться. Аппетит ребенка варьируется. На плохой аппетит просто не следует обращать внимания. Ни один здоровый ребенок не станет голодать.

Если к концу дня, в течение которого ребенок отказывается от еды, родителям начинает казаться, что его поведение выходит за рамки обычного и они теряют над ним контроль, то им следует обратиться за советом к врачу. Однако следует помнить, что

большинство проблем такого рода являются частью нормального развития ребенка и исчезнут в должное время.

Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении

Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», – подчеркивал известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». С психологической точки зрения, личность есть комплекс «данного и скрытого, действующего и дремлющего в глубине, эмпирического и внеэмпирического».

Изменчивость – одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. Ребенок постоянно изменяется, и через несколько месяцев или через и несколько лет он может быть совершенно другим. Вот почему, считает

В.В. Зеньковский, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем».

Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Сами по себе эти расстройства не вызывают особого беспокойства, но у некоторых детей возникающие психические расстройства искажают процесс их нормального развития. Эти дети требуют особого внимания и помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей.

Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, может напоминать заболевание.

Рассмотрим проблемы эмоционального развития в детском возрасте.

В основном звене школы (V-X классы) дети, как правило, продолжают учиться в том же составе, хотя некоторые переходят в другие классы. При благоприятных условиях (особую роль играют личность и профессиональное мастерство учителя) в классе складывается благополучный психологический климат, возникают симпатии, положительное отношение друг к другу, чувство общности («мы»). К V классу снимается эмоциональное напряжение, тревожность. Большинство школьников овладевают навыками учебной деятельности. Но слабым звеном остаются функции самоконтроля, самоорганизации, самоуправления. Подростковый кризис, «гормональная буря» сопровождаются новыми трудностями и проблемами. Рассмотрим психологическую природу и возрастные особенности наиболее типичных нарушений поведения детей.

Упрямство – одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Внушаемость– важнейшее человеческое качество, «ворота души»: открытость другому, способность верить. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни. Благодаря внушаемости ребенок трансформируется в социуме, делается человеком своего времени и своего места.

Внушаемость и упрямство – явления, находящиеся рядом. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не понимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого, может быть слишком хорошее настроение, чтобы понять серьезность требований. Сопротивление – это нечто иное. Упрямство начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно – периодами. Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства».

Первый приходится на период между 2,5-3,5 годами. Ребенок становится капризным. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается. Второе обострение упрямства происходит в 6-7 лет, иногда в 8-9.

Происходит все то же, но на другом уровне: скандалы при выполнении уроков, из-за одежды и пр. У ребенка плохое настроение, усталость. В это время нарастает объем требований в связи с поступлением в школу. Перед ребенком встает бесконечное количество «надо». Но ему приходится доказывать и отстаивать свое право на «хочется».

В этот период он следует не тому примеру, который перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Он выбирает того, кто интереснее, приятнее, искреннее.

Третий период обострения упрямства приходится на подростковый возраст, период «гормональной бури», когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток активно стремится узнать мир и себя, «примерить» новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу, и понять себя. Становится настоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви. Нарастает потребность защитить себя от внушающих воздействий ближайшего окружения.

Современные подростки, по свидетельству исследователей, отличаются некоторыми актуальными тенденциями (А.М. Прихожан). Одна из них состоит в принципиальной нерефлексивности жизненной позиции многих детей этого возраста и проявляется в том, что подростки как бы растворяются в потоке жизни, не выделяя себя из него и даже сопротивляясь этому выделению. Наиболее ярко это проявляется в неформальных группах. Способ общения в неформальных группах некоторые авторы называют зрелищным общением, при котором Я заменяется на МЫ. Обращенность к собственной личности заменяется поглощенностью восприятием зрелища, которым может быть все, что угодно: дискотека, событие на улице и пр.

Другая тенденция характерна для тех подростков, которые не теряют своего Я, однако, как показывают специальные психологические исследования, это по большей части «Я действующее», когда на первый план выходит ощущение своей способности что-то сделать, чего-либо добиться, проявить себя.

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные, с точки зрения потребностей, изменения внешней среды. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции снижают психический тонус и обусловливают пассивные способы защиты. Правда, такие отрицательные эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне.

В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией (самим организмом). Если внешняя среда бедна, однообразна, то возрастает роль аутостимуляции. Исследователи говорят о разных уровнях активности и глубины эффектного контакта со средой. Выделены четыре уровня, составляющих единую, сложно координированную систему основной аффективной организации.

Первый уровень – уровень полевой активности – обеспечивает общее равновесие организма со средой, состояние комфорта и безопасности в пространстве. Эмоциональные впечатления на этом уровне выразить очень трудно. В общих словах можно сказать так: «Здесь чувствуешь себя легко и приятно». Аффективное пресыщениемеханизм, охраняющий человека от разрушающих воздействий и выводящий в состояние безопасности и комфорта. Пресыщение нарастает тем быстрее, чем более аффективно (эмоционально) заряжена ситуация, независимо от знака эмоции – положительного или отрицательного. Этот механизм реагирует только на интенсивность.

Первый уровень охраняет организм от перенапряжения. Его охраняющее влияние осуществляется пространственной организацией всей окружающей среды: гармоническая организация интерьера, пропорции одежды, пейзажа вносят покой и гармонию в его внутреннюю эмоциональную жизнь.

Второй уровень – уровень стереотипов – в большей мере определяет основы формирования эмоциональной индивидуальности человека, обеспечивает избирательность и устойчивость аффективных впечатлений о мире, избирательно усиливает стенические состояния и противодействует развитию астенических.

Третий уровень аффективной организации поведения – уровень экспансии. Его механизм начинает осваиваться на первом году жизни ребенка и сохраняет свое значение позже. Он обеспечивает активную адаптацию организма к нестабильной ситуации, когда аффективные стереотипы поведения оказываются несостоятельными. Действие этого механизма проявляется в стремлении к преодолению опасности, препятствий, неизвестной ситуации.

Четвертый, высший уровень регуляции аффективного поведения – уровень эмоционального контроля. Конкретным смыслом этого уровня является налаживание эмоциональных взаимоотношений с другими, понимание переживаний другого человека. Это необходимо для адаптации. Переживания, аффективные реакции других выступают сигналами для ориентировки.

Аффективные переживания на этом уровне связаны с сопереживанием другому человеку. Значимыми оказываются одобрения и неодобрения других. Это обнаруживается в переживаниях «хорошо – плохо», «смею – не смею», «должен – не должен», чувства стыда, вины. На данном уровне закладывается аффективная основа произвольной организации поведения человека.

Выделенные уровни в каждом отдельном случае вносят различный вклад в эмоциональную адаптацию и создают для каждого человека манеру эмоционального взаимоотношения с миром, это и обусловливает эмоциональную индивидуальность человека.

Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению социальных контактов.

Нарушения эмоционального развития связаны с нарушениями нейродинамики человека, поскольку морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются подкорковые и лобные образования головного мозга. Выделяются два основных типа эмоциональных нарушений, возникающих вследствие ослабления или усиления функционирования отдельных уровней: гиподинамические и гипердинамические.

Г.Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте.

В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:

– отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при слушании сказки.

– фиксированность эмоционального состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обусловливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения;

– отсутствие эмоционального предвосхищения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести, формирования произвольной регуляции поведения;

– отсутствие синтонии. Синтония – способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего, близкого;

– отсутствие чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте;

– негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность. Детские страхи, тревожность достаточно подробно описаны в специальной литературе (Захаров, Раттер, Буянов и др.);

– гиперактивность, «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции.

Основными признаками гипердинамического синдрома психологи и врачи называют отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность; гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Большая проблема для гипердинамического ребенка – отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению. Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные исследователи подобные нарушения квалифицируют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения детей младшего школьного возраста.

Таким образом, основные характеристики гиперактивного ребенка – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Эти нарушения поведения могут сопровождаться и серьезными «вторичными» нарушениями – слабой успеваемостью (неуспеваемостью) и трудностями в общении с другими людьми.

Нарушения поведения гиперактивных детей сказываются и на характере их общения со сверстниками. Им трудно устанавливать и поддерживать дружеские отношения, они часто являются источниками конфликтов и быстро становятся отверженными. По данным специалистов, эти дети имеют большие проблемы и в семье. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания. Большинство таких детей имеют низкую самооценку.

К категории «трудных» относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.

Замкнутость– нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляющееся в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Застенчивость, по мнению специалистов, – небезобидное явление. Застенчивость детально изучал профессор Стенфордского университета США Ф. Зимбардо. Это явление он называет социальным заболеванием, последствия которого могут быть самыми разрушительными. Разрушительность застенчивости, по его мнению, состоит в том, что она создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляющих радости от потенциально положительных переживаний.

Замкнутость чаще всего выражается в нерасположенности к общению с другими людьми, в нежелании разговаривать до тех пор, пока к этому не подтолкнут; при этом проявляются склонность к молчанию, неспособность говорить свободно.

Лживость – одно из проявлений нарушенного поведения ребенка – пагубно сказывается на становлении личности.

Большое значение имеют мотивы лжи (почему ребенок обманывает) и последствия (на кого и как повлияла ложь) для определения стратегии поведения родителями и педагогами. Основные побуждения детской лжи: стремление избежать наказания; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита другого человека; стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда, охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть. Эти мотивы наиболее распространены не только у детей, но и у взрослых. У старших детей некоторые из этих мотивов становятся доминирующими.

Большей склонностью ко лжи отличаются дети, имеющие интеллект ниже среднего. Отмечается тенденция – чем выше интеллект, тем ниже процент лжецов.

Более склонными ко лжи оказываются дети с трудностями в социальной адаптации. Плохо адаптированные дети лгут в 2,5 раза больше, чем их нормальные сверстники. В большей мере это относится к группе шестнадцатилетних. Социально дезадаптированные дети являются «неудачниками». Они нарушают правила и нормы, установленные взрослыми, попадаются на этих нарушениях и вынуждены прибегать ко лжи. Лживость может выступать и как одно из проявлений более обобщенной личностной характеристики — склонности к манипулированию.

Нечестность ребенка может быть вызвана также условиями семейного воспитания. Дети-лжецы в большинстве своем происходят из семей, в которых родители тоже лгут и нарушают общепринятые нормы. Недостаток родительского внимания, несчастливые, неполные семьи, отвержение родителями своего ребенка — все это может становиться причиной детской лживости.

Кроме перечисленных факторов имеют значение и особенности самой ситуации, важно то, что «поставлено на карту». «Честность – это совокупность особых действий, характер которых зависит от той ситуации, которая провоцирует на обман. Мотивы нечестности, ловкачества и воровства очень сложны и столь же разнообразны, как и сами нечестные поступки» (П. Экман).

Детская ложь претерпевает возрастные изменения. Осознание понятия лжи, отношение ко лжи как ко злу, умение безнаказанно солгать, способность высказывать моральные суждения — все это меняется с возрастом.

В ряде отечественных источников (М.И. Буянов) природа детской лживости рассматривается в контексте проблемыпсихического инфантилизма.

Инфантилизм – психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту.Выделено два основных варианта психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический (М.И. Буянов).

Гармонический вариант психической незрелости – это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7-8-летнего возраста, когда становится заметным отставание темпа психического созревания ребенка от возрастных норм.

Выделяется еще одна группа психически незрелых людей, незрелость которых дисгармонична. Им присущи те же свойства, что и гармоничным инфантилам, но одна или несколько черт характера резко выделяются, преобладают. У одних – возбудимость, у других – слабоволие, у третьих – склонность ко лжи и т.д. Выделено несколько вариантов дисгармоничного инфантилизма, но их основными чертами являются возможность легко «взорваться», возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации.

Рассмотрим природу детской агрессивности.

Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Раттер. Но оно может служить и другим целям: быть средством завоевания дружбы или формой протеста.

Механизмы агрессивности сложны. В психологической науке существуют разные подходы к их объяснению: психоаналитический, бихевиористический, социокультурный, этнологический

Согласно Э. Фромму, механизм человеческой агрессивности лежит в специфически человеческих условиях существования. В отличие от животного, у которого механизм агрессивности «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушителем. Присущие ему деструктивность, жестокость, злоба – благоприобретенные свойства. Истоки нравственности, как и деструктивность, находятся в человеческой свободе.

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброка-чественная агрессия– биологическая адаптация, способствующая поддержанию жизни, и возникающая как реакция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение) и оборонительная агрессия.

Важнейший вид псевдоагрессии Фромм приравнивает к самоутверждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта агрессия направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре личности, которое повышает способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жестоком к нему отношении.

Оборонительная агрессия – реакция защиты, сохранения своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», т.е. идеалов, объектов, к которым человек относится как к святыне (родители, религия, родина и др.).

Одним из важнейших источников оборонительной агрессии Фромм называет угрозу нарциссизму. Нарциссизм это такое эмоциональное состояние, «при котором человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своим потребностям, своим мыслям, своим чувствам, своей собственности» и т.д.

Агрессия может проявляться и как реакция человека «на попытку лишить его иллюзий».

В психоанализе такую реакцию называют защитой (сопротивлением). Человек бессознательно стремится забыть, вытеснить какие-то стремления, влечения в силу многих причин: боится унижения, наказания и др. в случае, если другим людям станут известны его тайные желания.

Выделяют и конформистскую агрессию, которая обусловлена не разрушительными устремлениями человека, а тем, что «ему предписано действовать именно так, и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь – привычка подчиняться, не задавая вопросов. Это распространенный вид агрессии.

К области доброкачественной агрессии Фромм относит инструментальную агрессию, которая выступает средством получения «необходимого» или «желательного». «Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, например утоление голода. Злокачественная агрессия, проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы.

Клинические наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что агрессивность ребенка может быть вызвана эмоциональными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тревожность. Но агрессивность может выступать и средством защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований.

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольной образовательной организации

Предметная развивающая среда — это:

-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

— это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников

1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания.

2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэцефалитным синдромом. С тех пор моторная беспокойность стала увязываться с «минимальным мозговым повреждением» (П. Конрад, Г. Эссер, М.Х. Шмидт).

Диагноз «гиперкинетический синдром», когда он становится известен ребенку и родителям, действует как бумеранг, накладывая глубокий отпечаток на поведение гиперактивного ребенка, на отношения в семье и в более широком окружении. Такой подход ни в коей мере не отвечает ситуации внутреннего психического конфликта, в котором пребывает данный ребенок.

У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками (у мальчиков эти нарушения встречаются в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек).

3) В Международной классификации болезней (ICD-10), которым руководствуются врачи, в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» ясно и однозначно трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);

сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;

недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;

хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений, трудности при овладении письмом, рисованием, вообще – с ведением тетрадей).

К «проблемным» относятся, однако, те дети, поведение которых характеризуется следующими признаками (по К-Ю. Охлеру):

избыток двигательной активности;

недостаточным контролем за импульсами;

неадекватность эмоциональной реакции (легкая возбудимость).

К основным первичным нарушениям добавляются, как правило, вторичные нарушения.

4) Портрет. Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Их чаще преследуют нечастные случаи, так как у этих детей страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо педагогов. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличается несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете – асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

5) Коррекция нарушения. Гиперактивному ребёнку следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий.

Всегда следует вовлекать в коррекционный процесс родителей. Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. В этот процесс нужно вовлекать и воспитателей, и других специалистов ДОУ, социальное окружение, в последующем – учителей и школу, сообщая необходимую информацию и обучая обращению с гиперактивным ребенком в группе детского сада, затем – в классе (путем консультаций, организации скоординированных мер содействия развитию).

Цель упражнения: ближе познакомиться с ценностями других культур; сплочение группы. Инструкция: Группа делится на подгруппы, в зависимости от принадлежности к той или иной культуре (можно сохранить состав группы с прошлого задания). «Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого вам следует .

Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так: -20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно. -15% — эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют ярк .

Ученые несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из-за того, что невозможно собрать "материал для изучения": потенциальные участники не верят, что все будет проводиться строго конфиденци .

Источники:

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200404103

http://lechebnik.info/622/36.htm

https://studopedia.ru/14_9707_vozrastnie-i-individualnie-osobennosti-detey-s-otkloneniyami-v-razvitii-i-povedenii.html

http://www.psinside.ru/ndos-943-1.html