Трудовое воспитание детей младшего возраста

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование находится в специально отведенном месте, мы назвали его “Трудовичок”. Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как в трудолюбии, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности. Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания.

Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка. Я постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.

Мамам я совету, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.

Я целенаправленно знакомлю детей, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами. Для меня важно:

  1. обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).
  2. помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах.
  3. воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.
  4. побуждайте детей к отражению полученных впечатлений в играх.
  5. При общении с ребенком содействие взрослого выполнять функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с предметом в приучении к нормативности и регулярности жизни, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка. Мимика, интонации, взгляд, жест, слово выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, является компонентами этого совместного действия. Появление у ребенка стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

    Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

    Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания мною были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

    Если ребенок умеет договориться о предстоящей деятельности, рассказать взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть руки, одеть фартук, поставить бокалы, затем тарелки, потом ложки), осознает полезность труда, то и участие в нем будет устойчивым и длительным.

    Особое внимание уделяется детям с нарушением зрения. Обучение таких детей действиям самообслуживания, формирование самостоятельности этих действий является составной частью трудового воспитания, так как оно обеспечивает им здоровое приспособление к окружающей жизни, а этот вид детского труда направлен в значительной степени на удовлетворение личных потребностей. Постоянная забота и потребность в чистоте тела, порядка в костюме, готовность и желание сделать для этого все необходимой, и сделать по внутреннему побуждению и необходимости соблюдать гигиенические требования. Это должно стать ежедневной нормой жизни и поведения детей с нарушением зрения. От того, как наложен быт детей, как все в нем приспособлено для развития самостоятельности и активности в процессе приучения его к самообслуживанию, зависит его морально-эстетическое состояние, имеющее жизненно-важное значение.

    Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того значения, которое имеет труд, определит успех психического развития детей с нарушением зрения, подготовку к их будущей жизни.

    Я, как воспитатель, ставлю перед собой ряд задач:

    1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)
    2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
    3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.)
    4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
    5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
    6. Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и пр. Я попросила родителей сделать в шкафчиках для одежды дополнительный крючок, закрепить полочки для обуви и головных уборов. По моей просьбе мамы пришили вешалки к курткам, пуховикам, кофтам, чтобы ребенку было удобно самому вешать одежду. В результате дети стали более организованы, аккуратны и бережливы. Провела диагностику уровня освоения программы по разделу “Ребенок познает предметный мир и приобщается к труду” Результаты диагностики показали, что количество детей с высоким уровнем освоения программы увеличилось: 60 % детей выполняют процессы самообслуживания самостоятельно, причем 85 % с хорошим качеством: стремятся к оказанию помощи взрослому и сверстнику, что несомненно придает уверенности в своих силах слабовидящим детям и изменяет положение ребенка в дошкольной среде.

      Я провела конференцию для пап “Мой папа трудится лучше всех”, где обратилась к папам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей.

      Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием играют, бегают, прыгают. Мамы принесли рассаду и посадили на клумбы. Дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем.

      Когда в детском саду был день открытых дверей, я показывала родителям открытое занятие: “Не боимся мы трудиться”. Дети с желанием в утренний период времени сервировали столы, ухаживали за комнатными растениями, кормили рыбок. Во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие “Бабушкин огород”. Дети с желанием посадили лук, горох. Одной из важнейших задач трудового воспитания является развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату.

      С целью определения положения ребенка в группе, его активности от характера семейных взаимоотношений было проведено анкетирование родителей. Анкета для родителей Вы и ваш ребенок.

      Результаты анкетирования родителей позволили сделать следующий вывод: чем спокойнее и дружелюбнее характер семейной атмосферы, тем благоприятнее положение ребенка в группе, выше его активность в труде. Например: Максим П (ребенок воспитывается в дружной, благополучной семье), закончив расстановку игрушек пришел на помощь к девочкам, которые в это время расставляли посуду, заправляли кроватки, убирали кукол, т.е. Максим не только знает правила; но и выполняет их. Регулярное участие в трудовой деятельности (дежурство по столовой, дежурство в уголке природы) повышают общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношение с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых.

      Библиография

      1. Крухлет М.В.//Дошкольник и рукотворный мир, “Детство-Пресс” Санкт- Петербург, 200.:
      2. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
      3. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. — Минск. асвета,1987.
      4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.
      5. Программа развития воспитания детей в детском саду. Детство. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2000.
      6. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991

      Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

      Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

      Консультация для воспитателей.

      Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

      Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить. Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

      Цель трудового воспитания: формирования у младших дошкольников положительного отношения к труду. Задачи: 1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности. 2. Воспитать положительное отношение к труду. 3. Обучить простейшим трудовым умениям и навыкам. 4. Воспитать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности.

      Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте

      «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский

      Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду. Основные виды трудового воспитание: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Эти виды, систематически начинает осуществляться с двух лет. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания, у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т. д.). В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Например, обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки: Приведем несколько примеров: Беги чистая водичка, Мы пришли умыться. *** Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята могут мыться. Льется чистая водица, мы умеем сами мыться. Чистая водичка Моет Косте личико, Настеньке ладошки, А пальчики – Нозани.

      Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами, обозначающими последовательности (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви, аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Рассказывать им о том, как огорчаются: туфельки, если у них смяты задники, не застегнуты ремешки. Если дети собираясь на прогулку начинают отвлекаться: разговаривать, играть и т. д. В этом случае помогает игровой прием с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребенка, который не хотел одеваться. Ребенок начинает сам одеваться, и показывать зайке как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия.

      Таким образом, зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

      Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста

      Консультация для воспитателей.

      Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

      Первая младшая группа.

      Воспитатель: Степанян Л.А.

      Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить. Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

      Цель трудового воспитания: формирования у младших дошкольников положительного отношения к труду. Задачи: 1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности. 2. Воспитать положительное отношение к труду. 3. Обучить простейшим трудовым умениям и навыкам. 4. Воспитать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности.

      «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский

      Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду. Основные виды трудового воспитание: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Эти виды, систематически начинает осуществляться с двух лет. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Например, обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки: Приведем несколько примеров: Беги чистая водичка, Мы пришли умыться. *** Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята могут мыться. Льется чистая водица, мы умеем сами мыться. Чистая водичка Моет Косте личико, Настеньке ладошки, А пальчики – Нозани.

      Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами, обозначающими последовательности (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Рассказывать им о том, как огорчаются: туфельки, если у них смяты задники, не застегнуты ремешки. Если дети собираясь на прогулку начинают отвлекаться: разговаривать, играть и т.д. В этом случае помогает игровой прием с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребенка, который не хотел одеваться. Ребенок начинает сам одеваться, и показывать зайке как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия.

      Таким образом, зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

      Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

      Дата публикации: 10.06.2017

      Статья просмотрена: 377 раз

      Библиографическое описание:

      Лембик Н. Ю., Зайцева Е. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12612/ (дата обращения: 24.04.2018).

      Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

      Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать.

      Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

      – младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

      – средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

      – старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

      Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

      На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка с взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

      Ведущей деятельностью ребенка на этом этапе развития является сюжетно-ролевая игра, она определяет позицию ребенок, его отношение к окружающему миру. Игра является одним и основных методов социализации ребенка.

      Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

      Это один из наиболее часто задаваемых вопросов в современном воспитании и обучении детей. Его задают родители, педагоги и сами дети. Так что, нужно ли детям трудиться?

      «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений».

      Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

      Педагоги и воспитатели так и не могут прийти к единому мнению. Но мы все-таки считаем, что трудовое воспитание является одной и наиболее важных составляющих воспитательного процесса в целом. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.

      А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

      Мы целенаправленно знакомим детей с различной трудовой деятельностью: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно- бытовой труд. Для детей устанавливается мотив, цель и результаты.

      Дети нашей группы освоили навыки самообслуживания, они самостоятельно моют руки без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно наводят порядок в шкафу, вещают и складывают свои вещи. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к своим вещам, подчеркивая то, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятными, но и из чувства благодарности к родителям.

      Труд по самообслуживанию позволяет закрепить желание все делать самостоятельно, проявлять инициативность, деловитость.

      Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Это труд способствует формированию нравственных качеств: настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развивает коммуникативные способности детей. В своей группе мы сделали картотеку дидактических игр по труду, картотеку трудовых поручений, картотеку пословиц и поговорок о труде, стихи и загадки о труде. Подготовили ряд презентаций: «Профессии детского сада», «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Знакомством с трудом взрослых». Данные презентации мы используем на занятиях.

      Большое внимание уделяем ручному труду. Этот вид труда развивает конструктивные навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом развитии ребенка. Дети нашей группы умеют заклеивать книги, изготовлять игрушки из бумаги, природного и бросового материала. Ребята охотно делают своими руками открытки к праздникам, приглашения на утренники, совместно с родителями выполняют поделки для выставок, которые проводим регулярно.

      В работе с детьми всегда уделялось внимание труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

      Мы в работе с нашими детьми запланировали и провели проекты: «Лучок — зеленый дружок» Цель проекта: Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологическое самосознание. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы. Результат проекта:

      Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились на практике с условиями его содержания. Сформировали знания о росте лука в комнатных условиях. Родители получили новые знания, расширили возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком. Многие ребята посадили дома с родителями лук и другую зелень. Дети получили новых знаний, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктивной деятельности.

      «Весенние цветы»Цель проекта: развитие экологического и эстетического воспитания детей. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому. В результате проекта: дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы — это не только красота, но и часть живой природы, которую надо и беречь, и охранять, и, конечно же, знать строение цветка, его внешний вид, особенности. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать — какой цветок сорвал, далеко не все.

      В детский сад привезли песок, цель: его надо разнести в песочницу младшей группы. Мотивируем детям, для чего необходим данный вид труда, песок необходим для игр. Работа трудоемкая, и её в основном выполняют взрослые, мы привлекаем к участию детей старшего возраста. Предварительно распределяем обязанности: одна подгруппа детей берет лопатки, совки и будет насыпать в ведра взрослым и небольшие ведерки других детей, а другая подгруппа будет высыпать песок в песочницу. Когда работа выполнена, предлагаем детям посмотреть достаточно ли песка в песочнице для игры или еще необходимо принести. Детей благодарим за выполненную работу. Дети младшей группы с удовольствием играют в песочнице.

      Наиболее трудоемкие виды труда — сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Мы обращаем внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключаем на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

      Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей). Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини- музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

      В трудовой деятельности совместно с детьми мы выполняем руководящую и направляющую функции. Одной из распространенных ошибок воспитателей и педагогов, является, желание выполнить работу за детей «чтобы получилось лучше». В результате у ребенка складывается впечатление, что, если что-то не получается его работу выполнит кто-то другой, что является крайне отрицательным фактором в трудовом воспитании.

      В заключение можно сказать, что трудовая деятельность неотъемлемый фактор воспитательного процесса. Можно выделить несколько основных пунктов, положительно отражающихся на трудовом воспитании

      – Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требования к заданиям — простота и понятность для детей.

      – Обязательное условие — поощрять любые успехи, хвалить. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы ребенок мог понять важность своих действий.

      – Детям дошкольного возраста интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с детьми, комментируя каждый шаг.

      Трудовое воспитание должно проходить не только в рамках детского сада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольника, мы проводим родительские собрания («Трудовое воспитание ребенка дома и в детском саду»), где знакомим с особенностями возраста детей. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

      Статья на тему «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

      В жизни детей младшего дошкольного возраста труд не является доминирующей деятельностью. Ребенок по своим возрастным возможностям еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него слабый, движения не координированы, внимание неустойчивое, воля находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем малышу присуще стремление к деятельности и самостоятельности, подражательность, интерес ко всему окружающему. Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте проявляются в различной степени его самостоятельности, уровня умений и навыков самообслуживания, интересе к труду. Эти особенности проявляются не только в трудовой деятельности, но и в играх, на занятиях и в быту.

      Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надежной основой для дальнейшего развития ребенка.

      В организации трудового воспитания малышей, в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход становится необходимой закономерностью. И первым этапом в этом деле является изучение индивидуальных проявлений всех детей группы.

      Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать прежде всего с изучения его физического состояния и особенностей его высшей нервной деятельности. Затем правомерным является изучение уровня его трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь, другим – незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает отвращение к любому трудовому процессу.

      Необходимо согласовать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша.

      Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой, деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу.

      В процессе работы дошкольник узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении, получает ответ на свои многочисленные «почему», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего.

      В несложной как будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнить дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

      Но самое важное – это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему в конце концов (к старшему дошкольному возрасту) некоторое представление о труде взрослых, создает правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитают должного уважения к труду, людям труда, не создадут привычки и желания позаботиться о родных и близких. Нравственное воспитание и посильный самостоятельный труд дошкольника неразрывно связаны между собой.

      Говоря о труде дошкольников, нужно подчеркнуть его тесную связь с игрой. Он как бы рождается из игры. И это дает нам, взрослым, очень мощное средство воспитания.

      Например, поиграл ребенок с игрушками, а убирать их ему не хочется. Что же, заставить его силой? Конечно, взрослые всегда могут заставить малыша сделать то, что они считают нужным, только пользы ребенку от этого будет немного. Важно, чтобы он хотел трудиться, чтобы он получал удовольствиеот самой работы, удовлетворение от ее результатов.

      Исследования педагогов и психологов показывают, что в жизни дошкольников огромную роль играют чувства. И главный способ побудить ребенка действовать так, как мы хотим, — это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

      Так как же добиться, чтобы ребенок, который только что отказывался убрать свои игрушки, вдруг с охотой принялся за дело? Для этого есть верное средство – связать это дело с игрой, внести в него немного фантазии. Можно подсказать малышу, как можно расположить игрушки: собаку посадить около ее домика – его нетрудно соорудить из кубиков; машины поставить в гараж, мишку уложить спать. Ребенок обязательно увлечется такой игрой-уборкой. Если не от случая к случаю, а изо дня в день, систематически приучать ребенка убирать игрушки, у него со временем появятся нужные умения и привычки и он будет выполнять эту несложную, но необходимую работу.

      Чтобы привлечь дошкольника к труду, кроме игры, есть еще одно средство – совместный труд детей и взрослых. Ведь для ребенка-дошкольника всегда большая радость побыть вместе с отцом, матерью, бабушкой, воспитателем, поиграть с ними, поработать. Совместная работа еще и тем ценна, что тут у детей формируются ростки коллективизма, — ребенок на деле убеждается, что от качества его работы зависят в какой-то мере и результаты общего труда.

      Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудится в коллективе и для коллектива.

      В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботится об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

      Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять полученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

      Программа воспитания в детском саду раскрывает объём трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учёте всё возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.

      Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню её самоорганизации, увеличивается объём и ускоряется темп выполняемой работы.

      В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток, самостоятельно справится с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

      Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

      Овладение детьми навыками, элементами самоорганизации позволяет сделать труд детей старшего дошкольного возраста разнообразным, систематическим. Это создаёт условия для формирования у детей важнейшего качества личности — трудолюбия. По отношению к детям дошкольного возраста это понятие включает в себя: умение и желание принимать участие в труде, по собственному побуждению при необходимости включатся в труд, проявлять самостоятельность, активность, творчество в процессе выполнения разнообразных дел.

      В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путём объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоём — втроём, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представление об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Всё это обогащает опыт взаимоотношений в деятельности, придаёт им положительный характер.

      В процессе работы с детьми руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

      Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием хозяйственно-бытовой труд:

      Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.

      Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

      Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

      Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

      Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

      Помогать взрослым в приготовлении пищи: мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

      Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

      Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.

      Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.

      Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

      Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.

      Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

      Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет — это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.

      Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания можно изготовить схемы, которые расположить соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

      Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

      Обнаружилась тесная связь между поведением детей и их умением выполнять работу (дежурство, хозяйственно-бытовой труд).

      В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

      Приучая детей дошкольного возраста к систематическому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

      Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

      Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

      Консультация для родителей

      « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

      воспитатель МАДОУ № 20

      2017 – 2018 учебный год

      Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.

      Основные задачи трудового воспитания детей.

      — Ознакомление с трудом взрослых.

      — Воспитание уважения к труду.

      — Воспитание интереса к труду.

      — Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.

      — Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

      — Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

      Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

      С какого возраста начинать трудовое воспитание?

      С раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамейках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых любимцев на участке детского сада.

      Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.

      Хозяйственный – бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

      Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.

      Как правильно построить трудовое воспитание?

      Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

      Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.

      Каждой трудности — по разу.

      Чтобы процесс трудового воспитания не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

      Источники:

      http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521162/

      http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-trudovoe-vospitanie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

      https://multiurok.ru/files/trudovoie-vospitaniie-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta.html

      https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12612/

      https://infourok.ru/statya-na-temu-trudovoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1531752.html

      https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-trudovoe-vospitanie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-2355375.html