ТСбабаджан музыкальное воспитание детей раннего возраста

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Наталья к записи Темы по самообразованию: социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • admin к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
  • Наталья к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
  • Музыкальное развитие детей раннего возраста

    В этом возрасте возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.

    Поэтому приоритетными задачами являются

    1. развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,

    2. связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

    Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

    Как правило, музыкальные занятия состоят из трех частей .

    Музыкально-ритмические упражнения. Задача — настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений (которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах).

    Слушание музыки. Задача — приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента и эмоционально на них реагировать.

    Подпевание и пение. Задача — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

    В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры. Задача — знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

    Игры для детей или пляски. Задача — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям.

    На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

    Восприятие музыки. В первой половине года дети лучше воспринимают вокальные произведения, где яркая музыка сочетается с художественным словом.

    Перед началом прослушивания новой песни следует подвести ребенка к восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Например, планируется спеть песню «Кошка» (муз. А. Александрова). Педагог показывает игрушку, дает детям возможность рассмотреть ее, погладить киску, вспомнить, как она мяукает, и только после этого предлагает послушать песню о том, как «кошка просит молочка»; при этом необходимо предложить детям показать, как она это делает.

    Задача — формирование интереса к восприятию музыки и устойчивого внимания. Зависит от того, умеет ли музыкальный руководитель заинтересовать детей.

    ФГОС дошкольного образования рекомендует осуществлять реализацию задач музыкального развития в различных видах деятельности. В раннем возрасте это будет предметная деятельность и игры для детей, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям.

    Главное — наглядность, эмоциональность, доступность. У детей раннего возраста экспрессивный (эмоциональный) характер общения.

    Вносить картины, игрушки, волшебный мешочек, фланелеграф.

    Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления — метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.

    Пение и подпевание имеют особое значение, так как предполагают активную деятельность самих детей, для чего необходимо соблюдать ряд правил.

    Песни должны быть интересными по содержанию, простыми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес.

    При разучивании песни музыкальный руководитель, стремясь облегчить ее восприятие, четко произносит все слова; при этом артикуляция не должна быть утрированной, иначе дети, подражая педагогу, станут ее копировать. Педагог хвалит всех детей. Поощряются и те, которые пока не поют, но готовы к подпеванию, т.е. губами артикулируют слова. Можно погладить ребенка по голове, сказать добрые слова.

    Следует постепенно подводить детей к согласованному пению. Если стройное пение пока не получается, то прерывать малышей нецелесообразно. Лучше дать им допеть до конца, а затем вернуться к тем фрагментам, где дружного пения не получилось.

    При формировании умения чисто передавать звучание мелодии необходимо предлагать ребенку спеть вместе с музыкальным руководителем; при этом муз. рук. от раза к разу поет все тише, давая ребенку возможность петь самостоятельно и чисто. Опыт показывает: малыши поют чище, если разучивают песню с голоса взрослого без музыкального сопровождения. При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.

    Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара.

    Игры для детей и игровые упражнения. Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровождение. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры используется музыкально-двигательный показ.

    Показ взрослого – главный метод. Передавать художественный образ детей учат постепенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений.

    Новыми упражнениями являются построение в круг и движение по кругу. Навыки, необходимые для этого, будут сформированы впоследствии. Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения.

    Показ взрослого – главный метод. Дети подражают его действиям. Обращать внимание на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. Учить чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.

    Напоминайте воспитателям и родителям — музыка должна звучать не только в ходе занятий, но и в процессе выполнения отдельных режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, естественно — на развлечениях и праздниках. Например, малыши днем ложатся спать, а воспитатель напевает им колыбельную. Когда собираются на прогулку, можно спеть веселую песенку. Иногда музыкальное сопровождение используется на занятиях по изодеятельности и физическому воспитанию.

    Музыкально-эмоциональная активность у детей к 3 годам проявляется в следующем:

    • Они называют любимые песни (до начала музыкального занятия), просят их сыграть или спеть, тем самым настраиваясь на слушание.

    • Узнают знакомые песни уже по фортепьянному вступлению.

    • С интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями,

    • Запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде она «говорит’».

    • «Помогают» (по одному или по двое-трое) взрослому петь незнакомые песни, выражая удовольствие от своего участия в пении.

    • Быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой маршировке появляется ритмичность.

    • В процессе самостоятельной деятельности или игры дети пытаются извлекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкальный руководитель в их присутствии.

    • Воспроизводят движения, разученные на музыкальных занятиях, напевая при этом знакомую песню, и дополняют зрительные впечатления (увидел киску) песней соответствующего содержания.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    Музыкальное воспитание детей раннего возраста

    Музыкальное воспитание детей раннего возраста

    Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

    Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.

    Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.

    В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет.

    Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое—тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.

    Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.

    — услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;

    — с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;

    — по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;

    — увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;

    — запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;

    — при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;

    Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.

    Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей: консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой; составлении музыкально-профессиональной фонотеки.

    В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор. Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении. Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.

    Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным, выполняется ряд условий:

    — в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,

    — каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,

    — повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

    В группе организован музыкальный уголок, который содержит:

    Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

    Ударные (барабан, бубен, молоточки).

    Духовые (различные дудочки, свистульки).

    Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

    Песни, танцы для праздников, досугов.

    Народные песенки, детские, колыбельные.

    ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития:

    «Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.

    «Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».

    «Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

    «Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

    В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке, порой это выражено эмоциональными реакциями такими как: радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке.

    В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов: во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

    Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения, различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения.

    На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

    Методическая разработка для начинающих педагогов по теме: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

    Методическая разработка для начинающих педагогов по теме: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

    Музыкальное воспитание детей раннего возраста.

    Методические рекомендации для начинающих педагогов.

    Составила музыкальный руководитель

    Музыкальное воспитание

    детей раннего возраста

    «Первые впечатления от встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Какими они будут – зависит, прежде всего от нас!» /С. Коротаева

    Детство – самая замечательная пора в жизни человека, и сделать ее такой помогают разнообразные мероприятия, устраиваемые в дошкольных учреждениях: утренники, досуги, праздники, – и все эти мероприятия должны сопровождаться хорошей музыкой.

    Музыка доставляет удовольствие даже трех-четырехмесячному младенцу: пение взрослого, звучание металлофона, погремушки, дудочки вызывает у младенца улыбку, малыш начинает гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, связанные с музыкальными переживаниями.

    Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления активности: заинтересованность, внимание и общее оживление; улыбку и радостные возгласы; пение, игровые действия и пляску.

    Раньше других видов искусств, именно музыкальное искусство вызывает у малышей яркий эмоциональный отклик. Поэтому, так важно обогатить детей полноценными художественными впечатлениями: только яркая и художественная музыка вызывает положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующего формированию, в дальнейшем, музыкально — эстетического сознания.

    По мнению известного швейцарского педагога, композитора, дирижера, основателя института Ритма Эмиля Жака Далькроза: «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

    Привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка – все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке.

    Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

    Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных патологиях.

    Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при котором учитываются взаимная связь и равновесие в осуществлении поставленных целей и задач:

    1. Воспитание интереса и любви к искусству музыки.

    2. Развитие музыкальной отзывчивости на музыку.

    3. Развитие музыкального слуха:

    • музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);

    • чувства ритма – способности выражать в движении и пении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме – отмечать сильную долю);

    • слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки (пение – после вступления);

    • способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения (звуковедения) в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

    4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков умения различать контрастные особенности звучания (быстро – медленно; громко – тихо);

    5. Побуждение к активному подпеванию, в дальнейшем – пению;

    6. Развитие умения связывать движение с музыкой в играх, плясках, при выполнении совместных движений;

    7. Налаживание доверительного эмоционального общения, способствующего возникновению речевых проявлений и вокализаций; Общие требования к музыкальному материалу для детей таковы:

    1. Музыка должна быть яркой, художественной и простой, непродолжительной по времени и одночастной по форме (первое полугодие);

    2. Тематическое содержание (основное содержание слов песни) должно быть интересно и понятно детям;

    3. В программу утренников и развлечений включать хорошо знакомый музыкальный материал: песни, музыкально-двигательный показ, пляски, игры. На занятиях взрослый, обогащая музыкальные впечатления и эмоциональную отзывчивость детей на музыку, постепенно усложняет проявления их музыкальной активности, например: во время слушания музыки («Птички» Т. Ломовой) направляет внимание детей на то, чего они раньше не замечали в песне или пьесе (на мелизмы: трели, форшлаги; высокий регистр – средства выразительности, помогающие создать образ поющих птичек);

    учит детей более сложным движениям, связанным с музыкой игры или пляски («Русская» на мелодию русской народной пляски «Из-под дуба»,[/b] слова А. Ануфриевой, побуждает к подпеванию и пению (Г. Ф. Вихарева, сборник «Пестрые страницы», СПб «Детство-Пресс, 2003) и т. д.

    Способы использования музыкального материала должны быть разнообразными, например: одна и та же песня («Во саду ли») используется и для слушания музыки, как инструментальная пьеса в оригинальной аранжировке и в игре («Оркестр»):

    Ты звени, звоночек, тише,

    Чтоб тебя никто не слышал.

    А теперь звени, звонок,

    Чтобы каждый слышать мог…

    или пляска с куклами: («Тихо-тихо мы сидим», слова А. Ануфриевой)

    1. Тихо-тихо мы сидим

    и на куколку глядим.

    Методические приемы должны применяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, особенностей данной группы.

    За время работы с детьми раннего возраста я сделала для себя некоторые выводы, которые помогают улучшить процесс музыкального воспитания. Целесообразно относиться уже к маленькому ребенку, как к полноценной личности, с которой нужно считаться, проявлять уважение, внимание. Бывают случаи, когда группы комплектуются как разновозрастные с 2-х до 3-х лет, что, безусловно, усложняет работу, но, однако, результаты к концу года могут быть очень неожиданными и интересными.

    Ребенок раннего возраста, как губка, способен впитывать новые знания и впечатления. Немаловажную роль играет механизм самообучаемости: более старшие дети хотят помочь малышам, они могут с удовольствием, изрядной долей терпения показывать им все то, чему научились сами.

    В раннем возрасте не все дети хорошо разговаривают («активный» словарь – в стадии формирования) и поэтому, при подборе песенного репертуара, отдаем предпочтение песенкам с несложной (лучше нисходящей мелодией, в которых много повторяющихся слов или звукоподражаний («Мяу», «Гав!», «Ку-ку», «Пи-пи-пи» и т. д.) К концу учебного года малыши уже осмысленно, слаженно исполняют несложные вокальные произведения, особенно, если любимый воспитатель активно принимает участие во всех видах музыцирования.

    Рекомендации для начинающих педагогов:

    В период адаптации формируем положительный эмоциональный настрой, налаживаем доверительные отношения:

    • побуждаем к стремлению активно вступать в общение;

    • учим доброжелательно здороваться;

    • бережно относиться к игрушке;

    • воспитываем доброжелательное отношение к деятельности сверстников;

    Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. В качестве музыкального примера можно порекомендовать произведение «Ладошечка» на мелодию русской народной песни «Я на горку шла».

    Это упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между воспитателем и ребенком.

    1. Дай ладошечку, моя крошечка,

    Я поглажу тебя по ладошечке.

    2. На – ладошечку, моя крошечка,

    Ты погладь меня по ладошечке.

    II. Тщательно подбираем музыкальный материал:

    • так, чтобы он был интересен и понятен малышам (простые песенки о простых вещах, с несложной мелодией, где много повторений и звукоподражаний);

    • обучение пению и движению начинаем с голоса (петь acapella) и лишь позднее добавляем фортепьянный аккомпанемент, иногда фонограмму;

    III. Учитываем особенности психических процессов: внимание, память, мышление носят непроизвольный характер.

    1. Внимание (неустойчивое, одноканальное):

    • обращаем пристальное внимание на эмоциональность общения и выразительность исполнения музыкального материала;

    • часто меняем виды деятельности (каждые 2-3 минуты);

    • привносим разнообразие за счет чередования периодов покоя и движения;

    • убираем лишние атрибуты, которые могут отвлечь детей от сиюминутного восприятия;

    • поддерживаем интерес за счет использования ярких стимулов (какой-либо объект, игрушка; необычное движение, например – «мельница»; звуки – музыкальных инструментов или необычные голосовые интонации);

    2. Память (кратковременная, запоминается только то, что вызвало неподдельный интерес):

    • задействуем как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);

    • используем большое количество наглядности;

    • применяем метод – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева, основанный на способности детей к подражанию и неспособности действовать по словесной инструкции;

    • берем на заметку, что освоение нового материала требует большого количества повторений;

    • двигательный показ сопровождаем словесными пояснениями;

    • учитываем интересы (склонности, предпочтения) группы;

    3. Мышление (наглядно-образное и наглядно-действенное, которое является доминирующим):

    • вовлекаем в активную деятельность;

    • широко используем наглядность (стараемся каждому дать в руки раздаточный материал);

    • не используем прямые указания к мыслительным операциям;

    IV. Развиваем интегративные качества и способности педагога:

    • умение по-новому раскрыть, дополнить, закрепить тему, пройденную на занятиях других специалистов, в группе;

    • широко используем возможности кукольного театра;

    • обмениваемся опытом с коллегами и сотрудниками ГБДОУ;

    • знакомим со своей педагогической деятельностью родителей и привлекаем их к сотрудничеству (праздники, утренники, родительские собрания и клубы);

    Интеграция подразумевает взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимообогащение в работе специалистов всего ГБДОУ. Например, если в группе проводилось занятие по теме: «Домашние животные» – детей знакомили с животными, показывали им сюжетные картинки, игрушки (собачку, кошку, птичку и т д., то в программу музыкального занятия целесообразно включить песенки, потешки, игры, двигательные упражнения по данной тематике. Можно предложить малышам походить, как кошечка («Кошечка», музыка Т. Ломовой, лаять, как собачка (песня «Щенок», музыка Г. Ф. Вихаревой, «повилять хвостиками», «полетать», как птички, «поклевать» зернышки («Курочки бегут, курочки клюют зернышки», швейцарская народная мелодия, т. е. выполнить имитационно-образные и звукоподражательные упражнения и, таким образом, закрепить и расширить представления о домашних животных и птицах, познакомившись с их повадками и голосами.

    Маленьким детям очень нравятся разнообразные действия с предметами, атрибутами (с платочками, цветочками, листиками, погремушками, с чем можно безопасно двигаться и выполнять игровые и танцевальные движения.

    Уже в раннем возрасте воспитатели знакомят малышей с цветом, объемом, величиной – формируют элементарные математические представления. На музыкальных занятиях полученные знания закрепляются. Например, музыкальный руководитель может предложить девочкам танцевать с красными цветочками или желтыми ленточками, а мальчикам – маршировать с синими флажками. Наибольшие затруднения вызывает формирование навыка ориентировки в пространстве (умение видеть и ощущать пространство зала, располагаться отдельно друг от друга).

    Берем на вооружение словесный метод, стараемся найти яркие, образные высказывания («Нашли каждый свою кочечку, бугорок», «Разлетелись, как снежинки, как листочки», «Встали, чтобы ручки могли спокойно взлетать» и т. д.)

    Двигаются малыши стайкой, «гуськом», им еще трудно остановиться с концом музыки. Для привлечения внимания к окончанию музыкального фрагмента можно предложить высказывания: ножки «приклеились», «устали», музыка «убежала» и т. д. Дети начинают более внимательно прислушиваться к музыке и уже реагируют на ее окончание четкой остановкой. Для возобновления музыкального аккомпанемента подойдет двустишие:

    «Почему ты замолчала,

    Начинай играть сначала!»,

    как вариант, – попросить детей дружно похлопать в ладоши.

    К концу года перед педагогами стоит задача научить детей быстро находить себе пару, становиться парами по кругу. Раздаем малышам атрибуты двух цветов (флажки, цветы) и просим найти пару, по цветовой гамме (одного и того же цвета). Используя цветовые различия, можно предложить малышам встать в два кружочка (отдельные, затем построить концентрические круги (один внутри другого).

    Очень хороши показы кукольных спектаклей после знакомства с тем или иным литературным произведением. Например, «Цыпленок» К. Чуковского: слушали повествование, затем выкладывали на фланелеграфе персонажи рассказа, затем показ на фланелеграфе сопровождался музыкальным аккомпанементом; следующий этап – музыкальные представления, разыгранные детьми старшей и подготовительной группы. При таком постепенном, ступенчатом подходе дети хорошо запоминают содержание сказки или рассказа, дают яркий словесный образ литературным персонажам.

    Развитие воображения и речи невероятно помогает в дальнейшей работе: к концу года малыши сами могут инсценировать небольшие сценки, ведь такая деятельность для них – игра, а значит, – удовольствие!

    К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, а особенно, к самым младшим дошкольникам, детям раннего возраста. Нередко малыши приходят на первое занятие с плачем, т. к. любое перемещение (выход за пределы группы) для них таит угрозу, опасность, вызывает тревогу, но постепенно страхи отступают и, от занятия к занятию, маленькие воспитанники все более тесно вовлекаются в образовательный процесс.

    Педагогам не рекомендуется давать оценочные (критичные) характеристики достижениям воспитанников. Можно лишь подбодрить, лучше похвалить за любые, пусть даже совсем незначительные успехи. Не стоит также акцентировать внимание на детях, которые просто сидят на стульчиках и ничего не делают (заставлять их что-либо выполнять против воли, в дальнейшем, как правило, у всех детей появляется желание проявить себя в том или ином виде музыкальной деятельности, возникает заинтересованность, и они с любопытством посещают музыкальные занятия.

    В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных; повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих.

    Чем больше ребенок сочиняет и творит на заданную тему, тем больше у него развиваются воображение, способность нестандартно мыслить и не боятся быть не таким, как все. Ребенок учится только тому, что интересно и только у того, кому симпатизирует.

    Соединим фантазию, воображение, танец, движение, слово и рисунок!

    1. С. Коротаева «Здравствуй музыка!». (Брошюра) СПб, 2008г.

    2. Курсы повышения квалификации по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные технологии». На базе ГБДОУ № 90 СПб май. 2012г. (Материалы лекции.)

    3. А. И. Кудрявцева. Конспекты: «Зрелище для малышей», (курсы повышения квалификации, 2007г.)

    4. Татьяна Овчинникова «Музыка, движение и воспитание», изд. «Каро», СПб, 2011г.

    5. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика», СПб 2000г. (Пояснительная записка).

    6. Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши». Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. СПб,2011г. [/i]

    Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему «Адаптация раннего возраста».

    Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

    Елькина Анджела Валентиновна

    музыкальный руководитель, детский педагог

    Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности.

    Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, которое развивается, углубляется за счет модальности (зрительных – цвет, форма, величина; слуховых – голос человека, музыкальные звуки, звуки природы; осязательных – воздействие разнообразных предметов на тактильные, температурные рецепторы; вкусовых – сладкое, кислое; обонятельных – запахи), и вестибулярных ощущений – разнообразные движения, интенсивности (степени яркости, громкости, скорости движения) и продолжительности ощущений. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Самоценность раннего детства – в остром восприятии окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

    Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым и обеспечение условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, доверие к другим людям, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение и др. Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность.

    Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Все это может служить основой для вхождения малыша в широкий мир художественной культуры, приобщения его к разным видам художественно – эстетической деятельности. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

    Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира – природы, человеческих отношений, мира вещей. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

    В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.

    Формируя музыкальное восприятие у детей раннего возраста, педагог знакомит их с произведениями, которые расширяют представления малышей об окружающем мире, обогащают их эмоциональный опыт.

    Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.

    Обычно в двухлетнем возрасте дети приходят в дошкольное образовательное учреждение – детский сад , и наиболее важной задачей в этот период – является успешная адаптация ребенка. Непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада.

    Каждый из педагогов по своему помогает малышу в этот период, а музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, к.т. эти занятия объединили музыку и пение, движение и слово. Малыши, придя в садик, начинают говорить свои первые слова – “мама”, “папа”, “би-би”, “ав-ав”, словарный запас еще не велик, но среди этих слов есть и “ля-ля”. Обращаясь ко мне, они говорят “ля-ля”, что означает “пойдем петь, танцевать играть, пойдем туда, где музыка”. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте.

    В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с пропеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать.

    Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:

    Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у малышей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Очень важен выбор песни. Прежде всего, я ориентируюсь на уровень общего и музыкального развития детей данной группы, уровень познавательных процессов, внимания, воображения, речи, музыкальных способностей. В течение года с детьми на музыкальных занятиях мы разучиваем 8–10 песенок. Кроме песен для пения есть песенки, которые дети слушают, их в течение года 5-7. Не следует увеличивать количество песен для пения и слушание, т.к. количество не переходит в качество. Малыши любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают – внимательнее и радостнее.

    Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с “голоса”, пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, когда мы пели песенку “Оденем мишку на прогулку”, мы после каждого куплета надевали на мишку ту одежду, о которой пелось в песенке. Сначала это были теплые штанишки, потом – пальтишко и затем шапка. Малыши радостно и с интересом подпевали и помогали мишке одеваться.

    Дети в этом возрасте очень любят “учить” взрослых. Если во время музыкальных занятий в зал заглядывает кто-нибудь из персонала, или приходит кто-то из героев по сценарию, дети приглашают гостя послушать, как они умеют петь, или предлагают выучить песенку, усердно повторяя ее 2-3 раза. При этом очень внимательно следят, как поет взрослый, и радуются, видя плоды своих “трудов”. Такая заинтересованность стимулирует детей, и они активнее участвуют в пении.

    Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т.к. моей основной задачей является – эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине года постепенно включаю и более сложные песни. Дети попевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца.

    Следующий основной вид деятельности – слушание . На музыкальных занятиях малыши слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут. На своих занятиях я использую программные музыкальные пьесы, записи детских песенок, колыбельных и плясовых на аудио кассетах, с удовольствием дети слушают поющих кукол, и конечно мы слушаем классическую музыку. Малыши с интересом слушают отдельные произведения П.Чайковского, С. Прокофьева, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шуберта. Слушание классической музыки я начинаю в ноябре, когда адаптация детей в группе в основном закончена. Если на занятиях бывает 10-15 малышей, то половина из них слушает заинтересованно, остальные менее заинтересованно, один, двое могут остаться безучастны. Но, ни разу, ни один ребенок не выразил желание встать и уйти во время слушания.

    Привить интерес и желание слушать музыку трудоемкий и кропотливый процесс, который помогает формировать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку. Каждый ребенок воспринимает классическую музыку по- своему. Музыка – это самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые любим или не любим, воспринимаем и понимаем одно и то же музыкальное произведение по – разному.

    Работа над музыкально- ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т.к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память.

    Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. В этом виде музыкальной деятельности очень важна роль воспитателя, к.т. он показывает, играет и танцует вместе с детьми, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками. Движения под веселую, живую музыку радует малышей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать. В своей работе я использую несколько видов плясок, доступных детям 2-3 лет.

    Пляска с участием воспитателя: дети выполняют плясовые движения, подражая взрослому.

    Пляска сопровождается пением, то есть текстовым подсказом.

    Пляски без воспитателя: двух или трехчастная музыка, части контрастные, а движения строго соответствуют каждой части. Разучивание с воспитателем. А затем выполняют самостоятельно.

    Свободная пляска детей: без участи взрослых. Здесь проявляется творческий потенциал ребенка.

    Пляски с атрибутами (куклами, колокольчика, погремушками, листочками, платочками): малышам нравятся такие пляски.

    И, наконец, музыкальные игры. Малыш не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают “перебежки- догонялки” или прятки, а часто и то и другое. Перед игрой я объясняю малышам: где, в каком случае они убегают ОТ кого-то, а где догоняют, бегут ЗА кем-то.

    Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения которые используются в работе со старшими дошкольниками. Так чисто словесные объяснения. Инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные задания не достигают своей цели. Маленький ребенок воспринимает только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши плохо воспринимаю призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение,- словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения педагога.

    Еще одно особенность работы с детьми раннего возраста – слабая эффективность чисто вербальных методов воспитания. Объяснения правил, призывы к послушанию часто оказываются бесполезными. Причина не только в том, что маленькие дети еще плохо понимают их, но в основном в том, что малыши пока не могут регулировать свое поведение с помощью речи. Часто более сильное воздействие на малышей оказывают окружающие предметы, впечатления, сверстники. Это не означает, что с маленькими детьми не нужно разговаривать. Слова педагога обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, быть предельно выразительными, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

    Для работы с маленькими детьми необходимы не только профессиональные знания, но и особые личностные качества, такие как любовь к маленьким детям, искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность. А самое главное для специалиста, работающего с малышами – это умение и желание играть с ними.

    Музыкальные занятия в данной возрастной группе будут интересны детям, если они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.

    Существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения малышей:

    это чередование различных приемов обучения,

    использование разнообразных демонстрационных материалов,

    эмоциональная установка на предстоящее занятие.

    Работая с детьми раннего возраста, не следует забывать два, казалось бы, взаимоисключающие требования: “Доверяйте – ребенку” и “Осторожно – ребенок!” Доверяйте ребенку, не унижайте его недоверием, знакомьте его с лучшим, что есть в музыкальном искусстве с самого детства. В то же время (“Осторожно – ребенок!”) не злоупотребляйте, не стремитесь к поразительным результатам, не тешьте свое самолюбие, предлагая малышам непосильную для них ни по времени звучания, ни по содержанию музыку. Пусть музыка, звучащая на музыкальных занятиях приносит радость детям и Вам!

    Конспект тематического музыкального занятия

    с детьми раннего возраста

    Учить детей петь несложные песни с короткими фразами с сопровождением инструмента и без него.

    Закреплять представление о колыбельной песни, о ее характере (ласковая, нежная, медленная) и обогащать музыкальными впечатлениями детей во время слушания.

    Продолжать развивать и формировать сенсорные способности у детей; различать по тембру звучания детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка, музыкальный молоточек).

    Воспитывать культуру общения и эмоциональную отзывчивость; развивать эстетический вкус.

    Ход музыкального занятия

    М.р. Здравствуйте, ребятки! Я очень рада. Что вы ко мне пришли на занятие.

    Сегодня мы с вами будем петь, танцевать и играть. А сейчас я хочу с вас спросить:

    – Как живете? Дети поднимают палец вверх, показывают: “Вот так!”

    – Как идёте? Дети маршируют на месте: “Вот так!”

    – А как бежите? Дети выполнят легкий бег на месте: “Вот так!”

    – А как спите? Дети приседают, ладошки под щечку: “Вот так!”

    – Как берете? Дети сжимают руки в кулачки: “Вот так!”

    – А как даете? Дети разжимают, ладошки вверх: “Вот так!”

    – Как шалите? Дети надувают щечки и ударяют по ним кулачками: “Вот так!”

    – Как грозите? Дети грозят пальчиком: “Вот так!”

    Молодцы, ребятки, вот я с вами и поиграла.

    А теперь я хочу вас всех пригласить в гости к кукле Маше, поедете со мной?

    Что ж, ребятки, едим в гости, приглашает кукла нас.

    Мы красиво нарядились, повезет лошадка нас.

    Вот какая лошадка у нас (показывает) быстрая, веселая.

    Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.

    Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

    Садитесь, все поехали в гости.

    Музыкальный ритм. движение “Скачем на лошадке” А. Филиппенко.

    Дети двигаются по кругу прямым галопом “скачем на лошадке”.

    Дети и воспитатель изображают езду на лошадке, “правят”, держат “вожжи” – ритмично опуская и поднимая вытянутые руки. В конце муз. произведения “натягивают вожжи” и говорят: “Тпру! Стой лошадка!”

    М.р. Приехали мы с вами, вот и домик куклы Маши, садитесь на стульчики.

    У Маши глазки голубые, на лице румянец милый.

    Светлая головка, платьице с оборкой.

    Очень красивая кукла Маша. Машенька, а хочешь, я расскажу тебе о ребятках, которые пришли к тебе в гости? Я спою про них песенку, ты послушай, и вы ребятки слушайте тоже. А называется она “Ласковая песенка”.

    Слушание “Ласковая песенка” М. Раухвергера.

    Вот, Машенька, какие наши ребятки хорошие, ласковые, добрые и умные Машенька, мы с ребятками приехали к тебе в гости.

    В гости всех я приглашаю, сладким чаем угощаю

    А придут еще игрушки, будет каша им и плюшки.

    Машенька, мы поможем сварить тебе кашу.

    Дети исполняют песню “Варись, варись, кашка…” Е. Туманян.

    Спасибо, ребятки, вкусная получилась кашка, теперь ее на всех хватит.

    Ребятки, посмотрите, а куколка устала, глазки у нее закрываются, она хочет спать.

    Послушай-ка, Машенька, колыбельную песенку и отдохни немного.

    Слушание “Колыбельная” О. Девочкина.

    Машенька, понравилась тебе песенка? Ой, посмотрите, а Машенька наша уснула?

    – Почему кукла уснула? (ответы детей)

    – Песенку, которую я пела, как называется? (ответы детей)

    – Ну, конечно, я хотела уложить Машеньку спать, поэтому спела ей эту песенку.

    – Как надо петь колыбельную: громко или тихо? (ответы детей)

    Правильно, ребятки, петь надо спокойно, ласково, напевно, потому, колыбельной песенкой укладывают спать.

    Когда вы будете укладывать спать свою любимую игрушку зайчика, медвежонка или куклу как вы будете петь спокойно или громко и весело? (ответы детей)

    А еще погладьте свою игрушку очень ласково и нежно. Погладьте сами себя по руке ласково, нежно. Вот так, правильно.

    Послушайте еще раз колыбельную песенку, а Машеньку положим в кроватку, пусть отдохнет.

    Повторное исполнение песни “Колыбельная” О. Девочкина.

    А пока наша Машенька спит, давайте мы с вами поиграем.

    Сегодня у нас будет необычная игра. На музыкальных инструментах будут играть ваши игрушки, а вы должны будете, услышав их отгадать, на каком музыкальном инструменте кто играл.

    Муз. дид. игра “Кто пришел? На чем играл?”

    Появляется зайчик, садится возле ширмы. Воспитатель во время пения муз. рук. играет на бубне за ширмой.

    Отгадайте-ка, ребятки, кто пришел к нам поиграть?

    Отгадайте инструменты, постарайтесь их назвать!

    На проигрыш воспитатель играет на бубне.

    Кто пришел? Посмотрите? (ответы детей)

    Да, это зайчик пришел с нами поиграть. А на чем он играл, кто отгадал?

    Правильно он играл на бубне, послушайте еще раз как.

    Давайте посмотрим, кто еще спешит поиграть с нами.

    Появляется мишка, садится возле ширмы.

    Воспитатель во время пения муз рук. играет на ложках.

    А это кто пришел? Угадали? (ответ детей)

    Молодцы, ребятки, это мишка. А на чем же он играл? (ответ детей)

    Затем появляется белочка, играет на музыкальном молоточке.

    Как хорошо вы все отгадали, а вы дети, хотите поиграть на музыкальных инструментах. Тогда берите и ложки и бубны и музыкальные молоточки. Если зайчик запляшет, то играть будут только бубны, если мишка плясать пойдет, то играть будут ложки, а если белочка, то заиграют музыкальные молоточки.

    Все запомнили задание? Если будет плясать зайка, кто будет играть? Ребятки, у которых бубны. А если мишка? Ребятки, у которых ложки. Ну а если белочка – дети, у которых музыкальные молоточки.

    Игра детей на музыкальных инструментах. “Ах вы, сени…” р.н.м.

    Молодцы, ребятки, все вы были настоящими музыкантами. Мы с вами поиграли, а наша кукла Маша проснулась. Вставай, скорее, Машенька.

    Машенька, а я знаю, что ты очень любишь плясать. Попляши с нашими детками.

    А для тебя и ребяток у меня есть красивые платочки.

    Мы для куколки, для Маши хоровод наш заведем

    Все с платочками попляшем и станцуем и споем.

    Садись Машенька в серединку, а ребятки попляшут для тебя.

    “Пляска с платочками” укр. н. м. обр. Т. Вихаревой.

    Вот мы и побывали у куклы Маши в гостях. Спасибо, тебе Маша.

    Вот и кончилась игра, возвращаться нам пора.

    Хороша хозяйка наша, до свиданья, кукла Маша!

    Вот мы с вами и побывали в гостях у куклы Маши. Вам понравилось, ребятки?

    И мне и кукле Маше понравилось как вы, и пели, и плясали, и как правильно угадали все музыкальные инструменты. Спасибо вам. До свидания.

    Дети с воспитателем выходят из зала.

    Картушина М.Ю. Конспекты логопедических занятий – М.: Творческий центр “Сфера”, 2008.

    Петрова В.А. Музыка – малышам – М.: Мозаика – Синтез, 2001

    Источники:

    Музыкальное развитие детей раннего возраста

    http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-vospitanie-detei-ranego-vozrasta.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-dlja-nachinayuschih-pedagogov-po-teme-muzykalnoe-vospitanie-detei-ranego-vozrasta.html

    Музыкальное воспитание детей раннего возраста