Уход за дцп ребенком

Дети с дцп и уход за ними

Когда специалист начинает заниматься с вашим сыном или дочерью, очень важно, чтобы вы поделились с ним вашими наблюдениями. Ему будет полезно знать следующее:

1. Что вы можете сказать о развитии вашего ребенка?

2. Почему вам кажется, что он отстает в развитии или развивается не так, как другие дети?

3. Какие проблемы ребенка вы считаете главными?

4. Случалось ли когда-нибудь, что ребенок неожиданно для вас делал что-то, ранее казавшееся для него недоступным?

5. Считает ли кто-нибудь в вашей семье, что если бы вы меньше делали за ребенка, то он мог бы большему научиться сам?

Уход за младенцем с дцп

Когда мы занимаемся с ребенком, у которого церебральный паралич, нам приходится решать самые разные проблемы. Они зависят от вида нарушений и степени их проявления, от характера постурального мышечного тонуса, а кроме этого, от наличия каких-либо сопутствующих проблем.

Всем детям с церебральным параличом трудно выполнять целенаправленные и «эффективные» движения, но не найдется и двух детей с абсолютно одинаковыми проблемами. Вот например:

! у ребенка с повышенным постуральным мышечным тонусом (гипертонус или спастичность) небольшой набор достаточно стереотипных движений, в основном это образцы движений сгибания и разгибания;

! ребенок с меняющимся постуральным тонусом, непроизвольными движениями и мышечными спазмами может двигаться, но движения его неорганизованны, ему недостает стабильности и контроля за положением тела;

! у ребенка с низким постуральным тонусом (гипотонус или атаксия) чрезвычайно плохо скоординированы произвольные движения, ему трудно организовать движение во времени и выполнить какую-то определенную последовательность движений.

Церебральному параличу могут сопутствовать и другие проблемы, такие как нарушения зрения, слуха, речи, возможно, трудности в обучении, необычное поведение. Интеллектуальное развитие таких детей может быть очень разным: от нормального до замедленного. Бывают случаи, когда ребенок в своем развитии отстает от хронологического возраста или когда он в чем-то отстает, а в чем-то обгоняет сверстников.

Например, уровень развития 4-летнего малыша может соответствовать возрасту двух лет, а другой ребенок нормально справляется со всеми навыками, требующими хорошо развитой крупной моторики, но испытывает трудности с тонкой моторикой и с речью.

Разумеется, не все перечисленные трудности встречаются у каждого ребенка.

Уход за младенцем с дцп требует от родителей ежедневно много времени и сил. Его нужно мыть, кормить, купать, носить на руках – все это достаточно тяжело делать маме, которая сама только учится выполнять свои материнские обязанности. Но вместе с этим между мамой и малышом формируется эмоциональная связь, которая несет в себе тепло и вознаграждает за все усилия. И мама, и папа радуются каждому новому достижению их сына или дочери. Родители ребенка с церебральным параличом испытывают те же самые чувства, но из-за нарушения постурального мышечного тонуса и отсутствия реакций у ребенка или, наоборот, неадекватного усиления этих реакций, обычные повседневные дела становятся для мамы более трудными. И маме, и малышу трудно учиться вместе и осваивать новые навыки.

Взаимодействие родителей со специалистами по ДЦП

Когда родителям впервые сообщают, что у ребенка детский церебральный паралич, они реагируют совершенно по-разному. В последующие дни, недели и месяцы их отношение к этому постепенно меняется, проходя через разные фазы. Почти у всех родителей, которых я знаю, в какой-то момент появляется потребность в информации: они хотят больше узнать, что-то прояснить для себя, получить ответы на множество вопросов.

Вопросы обычно касаются диагноза, значения результатов медицинского обследования, а главное – им хочется знать, что ждет их малыша в будущем.

Обязательно задавайте все ваши вопросы педиатру и другим специалистам и не стесняйтесь просить их объяснять вам все до тех пор, пока вы не поймете. Это лучше, чем держать свою тревогу и озабоченность в себе или пытаться узнать что-то у родственников и знакомых.

Чтобы в суете не забыть что-нибудь важное, я советую вам записывать свои вопросы. Ответы на некоторые из них могут повлиять на жизнь всей семьи. Например, чтобы планировать свою работу, семейные или другие дела, вам важно знать, каков прогноз для вашего ребенка и сколько времени потребуется ежедневно для занятий с ним. Ответы могут повлиять на принятие решений, касающихся устройства на работу или выбора квартиры, ее расположения или перепланировки.

Часто бывает, что ваши друзья или родственники слышат о каком-то новом способе лечения церебрального паралича, который дает очень хорошие результаты, чуть ли не творит чудеса.

Из лучших побуждений они рассказывают вам об этом. Самым мудрым будет просто запомнить их совет, а затем, при очередном визите, обсудить все с вашим педиатром, прежде чем применять новый метод. Специалисты всегда с удовольствием обсудят с вами преимущества и недостатки нового подхода, что будет гораздо полезнее, чем самостоятельные поиски «методом проб и ошибок».

Одна из задач специалиста – помочь родителям изменить их обычные способы ежедневного ухода за малышом так, чтобы каждое рутинное действие – будь то купание, кормление или одевание – использовалось для закрепления правильных образцов движений, которые ребенок освоил во время терапевтических занятий. Когда малыш подрастет, нужно будет определить, какие движения и навыки самообслуживания ему трудно освоить, затем разбить решение возникших задач на маленькие «шаги», чтобы ему было легче учиться.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ С ДЦП :

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ С ДЦП :

Довольно часто у ребенка с церебральным параличом в первые годы жизни бывают недостаточно сформированы биологические ритмы сна и бодрствования: он может быть сонлив днем и чрезмерно бодр ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие и затрудняет проведение коррекционно-восстановительных мероприятий.

Для слаженного функционирования всех органов и систем надо постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, чтобы нормализовать его биологические ритмы.

Как составить правильный режим дня? Необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи. На протяжении всего дошкольного детства длительность ночного сна изменяется незначительно. Продолжительность дневного сна с возрастом постепенно снижается.

В первые два месяца жизни ребенок с ДЦП должен спать не менее 20 часов в сутки, в возрасте от двух до пяти месяцев сон должен занимать 17-18 часов, в пять — семь месяцев — 16-15, в семь -десять — до 15 часов, после десяти месяцев до трех-четырех лет — 14-15 часов в сутки. От четырех до семи лет продолжительность сна составляет примерно 12-14 часов. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особенно при тяжелых формах заболевания, осложненных физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. Решать этот вопрос следует только вместе с врачом.

Детей с церебральным параличом, так же как и здоровых, рекомендуется укладывать спать не позже 9 часов вечера. Режим дневного сна устанавливается в зависимости от возраста ребенка. С девяти-десяти месяцев ребенок переводится на двухразовый дневной сон (2-2,5 и 1-1,5 часа).

После полутора-двух лет по согласованию с врачом ребенок постепенно переводится на режим с одноразовым дневным сном. Его длительность лишь незначительно меньше общего дневного сна при прежнем режиме. Двухразовый дневной сон детей до полутора-двух лет длится около 4 ча-сов, длительность одноразового сна в возрасте от двух до трех лет — 3 часа, в возрасте трех-четы-рех лет — 2,5-3 часа, в среднем и старшем дошкольном возрасте — 1,5-2 часа.

Каков режим кормления? В один-два месяца ре¬бенка кормят 7 раз в сутки, от двух с половиной до десяти месяцев — 6-5 раз, более старших детей — 4 раза в сутки. Однако кормление детей с церебральным параличом имеет специфические затруднения (об этом наш следующий раздел), и режим питания несколько меняется.

Для детей с ДЦП крайне важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Специфические трудности при кормлении детей с ДЦП в первые месяцы жизни связаны с тем, что у них недостаточно развиты сосательный и глотательный рефлексы, слаба губная мускулатура, нарушен мышечный тонус в языке и ограничена его подвижность, нарушена функция мягкого нёба, а также имеются общие двигательные расстройства.

Здоровый ребенок первых месяцев жизни активно захватывает сосок или соску, и при попытке отнять ее ощущается отчетливое сопротивление. В процессе кормления ребенок делает подряд несколько энергичных сосательных движений, затем наступает короткий перерыв, который сменяется сосанием. По мере насыщения перерывы становятся длиннее, а серии сосательных движений короче. При эффективном сосании необходимое количество молока здоровый малыш высасывает за 10-15 минут. Молоко не выливается изо рта, сосание ритмичное, на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.

Ребенок с церебральным параличом часто захватывает соску неплотно, сосет вяло, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту, нередко засыпает при кормлении. У некоторых детей наблюдается чрезмерное мышечное напряжение, у них откидывается головка, что еще более затрудняет процесс кормления.

Правильное кормление больного малыша имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но и для развития звукопроизносительной стороны речи: в ходе кормления у него формируются необходимые для произнесения звуков движения языка, губ и нижней челюсти. Кроме того, при кормлении у малыша устанавливается тесный эмоционально положительный контакт с матерью, а это необходимое условие нормального психического развития.

Трудности, связанные с кормлением больного ребенка, вызывают волнение и беспокойство у матери, и сам процесс становится крайне тягостным для обоих. Это нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью.

Чтобы сделать процесс кормления приятным, матери следует заранее приготовить все необходимое, выбрать удобное место, расслабиться. Если у ребенка первых месяцев жизни сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки его рта, похлопать по середине верхней губы, активизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствующие захвату соска или соски. Если ребенок не может плотно сомкнуть губы при захвате соска или соски, надо придержать его губы, иногда только с одной, более слабой стороны, откуда вытекает молоко.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут произвольно закрыть рот или делают это с чрезмерным усилием и при этом прикусывают сосок. Вначале мама должна помогать малышу закрывать рот, а затем она учит ребенка делать это самостоятельно. Чтобы ребенок лучше ощущал свои губы, надо поглаживать внутреннюю поверхность губ, использовать легкие равномерные удары концом указательного пальца по направлению от щек, подбородка и носа к губам.

Дети, которые быстро устают сосать, нуждаются в перерывах, во время которых мать нежно поглаживает внутреннюю поверхность губ и щеки ребенка.

Для некоторых детей со слабыми сосательными движениями необходимы более частые кормления.

Иногда ребенок, только начав сосать, устает и засыпает, но вскоре чувствует голод и начинает беспокоиться. Значит, промежутки между кормлениями следует сделать более короткими.

Некоторые слишком возбудимые дети перед кормлением заглатывают воздух — это вызывает у них общее беспокойство, они чувствуют распирание в животе и кричат в начале сосания. Чтобы выпустить воздух, ребенка надо положить на свое плечо, поддерживая его головку за подбородок, и слегка похлопать его по спине. В ряде случаев так необходимо делать и после кормления.

Если ребенок очень плотно смыкает губы, то для расслабления губной мускулатуры полезны специальные упражнения:

— кладете свои указательные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы иуглом рта с обеих сторон, производя движения ксредней линии так, чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку;

— такие же упражнения проделываются с нижней губой, затем с обеими губами вместе;

— теперь указательные пальцы помещаете в тоже положение, но двигаете их вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны;

— ваши указательные пальцы находятся в углах рта ребенка, и губы растягиваются в улыбку;обратным движением с образованием морщинокони возвращаются в исходное положение.

Некоторые дети из-за слабости сосательного рефлекса начинают сосать, закрывая и открывая рот, и взрослые в этом случае прибегают к пассивному кормлению: увеличивают отверстие в соске, откидывают голову ребенка назад, давая возможность жидкой пище стекать в глотку. Такой способ кормления не следует применять для детей с церебральным параличом, так как он задерживает развитие мускулатуры, обеспечивающей в дальнейшем произнесение звуков.

Поведение здорового ребенка во время кормления с возрастом меняется. В два месяца у него отчетливо выражено пищевое сосредоточение: при сосании общие движения притормаживаются. В три месяца пищевая доминанта начинает ослабевать, и если во время кормления появляется сильный зрительный раздражитель, ребенок на короткое время перестает сосать. Сосание и глотание к трем месяцам значительно совершенствуются, чему способствует развитие мускулатуры языка и губ: губы плотно смыкаются и размыкаются, кончик языка становится достаточно подвижным.

У детей с церебральным параличом пищевая доминанта в первые месяцы выражена слабо, и при сосании общие движения не притормаживаются, а, напротив, могут усиливаться. В этом возрасте уже отчетливо заметно, как ограничены или даже отсутствуют движения языка вверх и назад из-за повышения его мышечного тонуса. Все это значительно затрудняет сосание, а пища вываливается наружу.

К трем месяцам у здорового ребенка появляются новые условно-рефлекторные реакции, в образовании которых ведущая роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам. Так, сосательный рефлекс у него возникает не только в ответ на вложенные в рот сосок или соску, но и при виде груди матери или бутылки с молоком. К четырем месяцам появляется новый пищевой рефлекс: ребенок при виде груди матери или бутылки с молоком поворачивает голову, открывает рот и делает сосательные движения, начинает чмокать.

У детей с церебральным параличом все эти реакции выражены слабо, а нарушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо. Язык становится толстым, малоподвижным, при крике складывается «лодочкой» или упирается кончиком в твердое нёбо.

К семи-восьми месяцам здоровые дети делают первые попытки жевать, к концу первого года жизни жевательные движения хорошо развиваются. Ребенок с церебральным параличом длительное время затрудняется в жевании, кусании, проглатывании твердой пищи. Если у здорового ребенка слюнотечение явно выражено только в момент прорезывания зубов, то у больных ДЦП слюнотечение часто остается стойким и не связано с прорезыванием зубов, да и само появление зубов значительно задерживается. Вместо жевательных движений ребенок производит движения языком вниз и вперед, и неразжеванная пища выталкивается из полости рта. Он не может пить жидкость из чашки или стакана. Его губы не могут охватить чашку, а движение языка вперед затрудняет процесс питья. Напоить малыша возможно только в пассивной форме: голова ребенка закинута назад, жидкость сама стекает в рот. При этом создаются условия для заглатывания воздуха, что вызывает общее беспокойство и кашель.

Как кормить больного малыша? Во-первых, надо следить за его позой. Ребенок не может глотать, если его голова и шея находятся в неправильном положении по отношению друг к другу. Он давится пищей, если ест лежа или сидя с опущенной внизголовой. Поэтому перед кормлением прежде всего надо правильно его посадить. Если головка ребенка откидывается назад или наклоняется вперед, то ему необходима определенная поддержка. Ребенка усаживают в специальный стул с поручнями: ноги — под прямым углом к туловищу, голова и шея — в прямой линии с подбородком, слегка наклоненным к груди. Если ребенок сидит неустойчиво, его фиксируют специальным ремнем, полотенцем или пеленкой на уровне бедер, но ни в коем случае не на уровне живота или груди.

Во-вторых, нужно создать очень спокойный, доброжелательный настрой. Иногда при кормлении ложкой ребенок слишком плотно сжимает рот, так что ложку трудно вынимать изо рта. Здесь особенно необходима спокойная обстановка. Направляя ложку в рот, каждый раз предупреждайте об этом ребенка. Иногда ложку лучше помещать в боковую часть рта.

По возможности кормить ребенка надо в положении сидя. В любом случае кормящий должен сидеть или впереди, или рядом с ребенком. Он может также посадить ребенка себе на колени, спиной или лицом к себе.

Малыша при кормлении можно держать на коленях, повернув его к себе лицом, придерживая руками за подмышечные впадины, ноги его должны быть несколько разведены в стороны. Если ребенка кормят из бутылки, важно, чтобы его руки придерживали бутылочку или даже просто находились на ней, если он не способен ее удержать. Нельзя кормить ребенка при закинутой назад голове.

Ребенка, который в достаточной мере научился сидеть, можно посадить на стул за детский столик. Ноги ребенка при этом стоят на полу, бедра разведены. Взрослый садится напротив ребенка на одном уровне с ним или чуть ниже. Он следит за правильной позой ребенка, не разрешает ему сидеть «с круглой спиной» и при необходимости фиксирует его поясом в области бедер.

Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и одновременно наклонить вперед его плечи или зафиксировать одну руку. Голова должна быть наклонена вперед. Поднеся ложку ко рту, внимательно следите за его губами. Если пища выталкивается языком, то ее следует вводить сбоку. Избегайте такой позиции, в какой кормят птицы : при ней трудно закрывать рот и глотать.

Чтобы облегчить кормление, надо развивать у ребенка движения губ, языка, нижней челюсти, формировать контроль за функционированием мышц рта. Для этого полезны следующие упражнения:

— стимулируйте движения языка, надавливаяна его кончик ложкой в момент кормления;

— надавливайте на язык шпателем с вареньем;

— обучайте ребенка жевать, подталкивая своими пальцами нижнюю челюсть вверх-вниз в ритме жевания.

Для развития контроля над движениями нижней челюсти можно использовать следующий прием: держа ребенка на руках, взрослый правой рукой помогает работе челюсти. Большой палец находится на челюстной связке, указательный — между подбородком и нижней губой, а средний постоянно надавливает под подбородком. Этот прием облегчает движения языка и нормализует глотание. Вначале подобные упражнения делают без пищи, и только постепенно, когда ребенок к ним привыкнет, их начинают производить в момент кормления.

У некоторых детей с церебральным параличом наблюдается повышенная чувствительность в области рта. Применение указанных приемов во время кормления может вызывать у них резкое повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, что, в свою очередь, еще больше затрудняет процесс. При такой повышенной чувствительности не рекомендуется в ходе кормления часто прикасаться ко рту ребенка, например для того, чтобы вытереть слюну.

Особенностью многих детей, больных ДЦП, является постоянно открытый рот и чрезмерное слюнотечение. В этих случаях, как показывает практика, взрослые стараются постоянно напоминать ребенку, чтобы он закрыл рот и проглотил слюну. Однако обычно это не дает результата. Гораздо эффективнее периодически проводить такое упражнение: взрослый указательным пальцем слегка надавливает между верхней губой и носом, способствуя тем самым спонтанному закрыванию рта и улучшению глотания. Полезны также упражнения, стимулирующие движения языка.

Уход за ребенком с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич — это поражение центральной нервной системы. Когда ребенку ставят диагноз «детский церебральный паралич» родители поначалу не могут смириться с этим, могут впасть в отчаяние. Перед родителями встает масса вопросов: «Что это за болезнь, как она проявляется, каким должен быть уход за ребенком с детским церебральным параличом, как лечить ребенка?»

При церебральном параличе заболевание не прогрессирует, но несмотря на это со временем усиливаются деформации конечностей и туловища. Это происходит по причине того, что ребенок длительное время и часто находится в неправильном положении (лежит в кровати с согнутыми ногами, а несимметричное положение тела ведет к искривлению позвоночника). Если не производить движений в суставах ребенка, оставлять его лежать без движений и быть пассивным, то со временем у него сформируются контрактуры.

Несмотря на то, что детям с детским церебральным параличом прописывают медикаменты известно, что не существует лекарственных средств, которые эффективны при церебральном параличе, за исключением тех, которые снижают мышечный тонус. Поэтому не надо дожидаться появления новых лекарств и методик, теряя время. Надо знать, что ребенок должен развиваться уже сейчас. Почти все родители, которым сообщают, что у их ребенка детский церебральный паралич испытывают потребность в информации, имеют множество вопросов и ждут на них ответы. Отношение к заболеванию в последующие дни, месяцы и годы меняется. Не стесняйтесь задавать педиатру, неврологу и другим специалистам все волнующие вас вопросы, касающиеся ухода, кормления, развития и лечения. Иногда от друзей, искренне желающих помочь, можно получить совет о где-то услышанном или прочитанном новом способе лечения детского церебрального паралича, творящем чудеса и имеющем хорошие результаты. Не спешите применять все на своем ребенке, а запомните или запишите и при очередном визите к врачу обсудите преимущества, эффективность и недостатки нового метода лечения. Это будет гораздо полезнее и безопаснее, чем поиски в одиночку методом проб и ошибок.

Основная задача родителей и специалистов в уходе за ребенком должна заключаться в том, чтобы любое обыденное, рутинное действие: будь то переодевание, кормление или купание было использовано для закрепления правильных и устранения патологических образцов движений, которые ребенок усваивает во время лечебно-терапевтических занятий.

Уход за ребенком с детским церебральным параличом требует от родителей постоянно много времени, сил и выносливости. Ребенок нуждается в том, что его нужно носить на руках, кормить, купать, переодевать. Все это довольно тяжело, но наряду с этим, между мамой и ребенком устанавливается эмоциональная связь и привязанность, которая становится вознаграждением за все усилия и несет в себе тепло.

Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при кормлении. Это может возникнуть еще в раннем младенческом возрасте (нарушение сосания) и сохраняться в более старшем возрасте когда появляются проблемы с жеванием. Иногда нарушено и глотание. Ребенок не сосет, а сжимает соску деснами. Молоко, вытекая, течет по языку и автоматически проглатывается. Эти нарушения сосания и глотания могут привести к попаданию жидкости и пищи в легкие, поперхиванию, срыгиванию. Частые срыгивания ведут к воспалению пищевода, что вызывает боль и отказ ребенка от еды. Поэтому нужно знать как помочь ребенку справиться с трудностями при приеме пищи. Одно из главных условий — правильное положение ребенка во время еды. Ребенок должен сидеть ровно. Если самостоятельно ребенок не сидит, то его во время кормления надо зафиксировать удерживающими ремнями в правильной симметричной позе. Голова должна быть слегка наклонена вперед, так как держим ее, когда едим ложкой. Если малыш самостоятельно жевать не может нужно подбирать правильно консистенцию пищи (приобрести в магазине или измельчить блендером). Если ребенок захлебывается во время питья, вводимые жидкости можно загустить как кисель. И тогда будет легче проглатывать. Чтобы повысить содержание питательных веществ в еде для получения ребенком необходимого количества энергии и калорий существует множество пищевых добавок в порошках, для подмешивания их в пищу. В тяжелых случаях, когда невозможно накормить ребенка естественным путем, пищу вводят через трубку, введенную через нос в желудок (назогастральный зонд).

Порой, обсуждая задачи в помощи ребенку, мы концентрируем внимание на каком-то одном аспекте развития, забывая, что ребенок должен много двигаться, используя свои навыки и возможности в различных положениях тела, должен иметь возможность быть активным. В заключение хотелось бы пожелать родителям, имеющим ребенка с детским параличом терпения и любви, дайте ребенку понять и почувствовать, что он любим несмотря на то, что отличается от своих сверстников. И помните, что это не ребенок просил вас о своем рождении, вы сами его захотели.

ДЦП – уход за больными детьми

Такой страшный диагноз, как ДЦП, требует не только дорогостоящего лечения, но и особенного ухода за ребенком. Именно правильный уход и постоянное выполнение рекомендаций на 90% собственно является и лечением и показателем динамики развития ребенка.

Врожденный паралич не означает полную обездвиженность ребенка, многие методики лечения позволяют улучшить состояние, а иногда даже адаптировать пациента к социуму.

Уход за ребенком с таким диагнозом предполагает постоянное совместное времяпровождение и включает в себя целую комплексную систему требований и рекомендаций. На основных аспектах которой, стоит детально остановиться:

Обеспечение полноценного сна влияет на мышечный тонус ребенка, поэтому контроль за этим состоянием должен быть особенным:

  • поза ребенка во время сна обязательно должна быть естественной, при необходимости можно закреплять положение пеленкой или специальными приспособлениями;
  • наиболее правильная (корректирующая) поза сна: положение на животе с свисающими стопами, позволяющая выпрямлять тазобедренный и коленный суставы;
  • хорошо использовать упор для ног, опираясь на который во время сна ребенок может растягивать мышцы;
  • необходимо предотвращать сгибание тела;
  • Во время купания ребенка, страдающего ДЦП возможно повышение мышечного тонуса, поэтому эту процедуру необходимо выполнять либо при помощи закреплений, либо без погружения в ванну.

    Детей более старшего возраста во время купания нужно обязательно придерживать, если степень заболевания сложная, процедуру выполняют два человека.

    Во время купания с ребенком необходимо разговаривать и играть, придумывая несложные развивающие игры, а также в воде хорошо заниматься гимнастическими упражнениями.

    Прогулка для ребенка с таким заболеванием является частью терапии. В этот период особенно активно тренируются мышцы, поэтому если ребенок способен двигаться, нужно выполнять упражнения, корректирующие двигательную функцию.

    При неспособности ребенка самостоятельно двигаться, нужно внимательно изучить способы правильной его переноски, чтобы прогулка была действительно полезной.

    Ограниченность ребенка с ДЦП не означает, что его нужно оградить от игры, напротив, все в жизни он познает играя. Для развития детей, находящихся в таком состоянии есть целый комплекс игр, направленных на укрепление мышечной и двигательной системы, развитие рефлекторных функций и моторики.

    Домашняя реабилитация больного, перенесшего инсульт процесс длительный и требующий соблюдения всех предписаний, ограничений и рекомендаций в полном объеме. Самостоятельно больному .

    Сиделкам, которая берут на себя ответственность по надлежащему уходу за лежачими больными необходимо знать обо всех опасностях обездвиженного лежания, чтобы предотвратить .

    Пожалуй, из всех существующих форм патронажа этот самый деликатный и важный, так как в руках врача или медсестры на самом деле находится чья-то жизнь. Что такое патронаж .

    Граждане только тогда смогут полноценно жить в обществе, только тогда их интересы будут максимально защищены, когда в государстве, где они проживают, одинаково хорошо развиты .

    Преодолевая определенный возрастной порог человек, иногда, становится беспомощным не только физически, но и психологически. Хорошо, если в этот момент возле него находятся .

    Особенности правильного ухода за детьми с ДЦП

    В этой статье мы разберемся, как правильно ухаживать за детьми с диагнозом ДЦП. Начнем с того, что у ребеночка с церебральным параличом бывают недостаточно обозначены (особенно в первые годы жизни) биологические ритмы бодрствования и сна: малыш может быть днем сонлив, а ночью – чересчур бодр. Это очень пагубно влияет на его развитие и затрудняет проведение восстановительных и коррекционных мероприятий. Именно поэтому задание №1 – нормализовать биологические ритмы ребенка. Так, на протяжении первых двух месяцев жизни малыш с ДЦП должен спать как минимум двадцать часов в сутки, от двух до пяти месяцев – восемнадцать часов, от пяти до семи месяцев – пятнадцать часов, после девяти месяцев – пятнадцать часов. С девяти-десяти месяцев ребенка нужно перевести на дневной сон дважды в день (2-2,5 и 1-1,5 часа).

    Если вам трудно ухаживать за малышом с таким страшным диагнозом, то можете воспользоваться услугами профессионалов. Они оказывают помощь не только больным с ДЦП, но и лежачим больным. Можете воспользоваться услугами, например, сиделки. Она позаботятся о том, чтобы больной чувствовал себя как можно лучше.

    Что касается режима кормления, то самых маленьких детей необходимо кормить семь раз в сутки, более взрослых – четыре раза в стуки.

    Крайне важно, чтобы малыши с ДЦП были заняты между промежутками сна, кормления, лечебными и гигиеническими процедурами.

    Следует следить за тем, чтобы больной малыш правильно питался. Именно от этого в конечном итоге будет зависеть его здоровье, физическое развитие, рост, развитие произношений звука. Также в процессе кормления у ребенка устанавливается тесный положительной контакт со своей матерью, а это, согласитесь – главное условие полноценного психического развития.

    Если у малыша первых месяцев жизни слабо развит сосательный рефлекс, то перед кормлением нужно погладить уголочки его рта ваточкой, которую следует смочить в тепленьком молоке. Таким образом, вы активизируете безусловные врожденные рефлексы.

    Зачем нужны вертикализаторы для детей с ДЦП и как их выбрать

    Вертикализаторы для детей с ДЦП представляют собой специальные устройства, позволяющие ребенку с нарушениями опорно-двигательной функции принимать положение стоя. Применение вертикализаторов является обязательным, если ребенок не состоянии самостоятельно стоять, отчего проводит все время сидя или лежа. Игнорирование данных устройств в процессе реабилитации сильно повышает риск развития почечной и легочной недостаточности. Кроме того. ⇒

    В каком возрасте лучше становиться мамой?

    Материнство – это особое предназначение, посланное свыше! Главная миссия каждой женщины – подарить жизнь, однако не все понимают это. Современные «карьеристки» ставят для себя совсем иные приоритеты, нежели радость материнства, ломая акриловые нарощенные ногти в попытках выкарабкаться по карьерной лестнице как можно выше. Только со временем они осознают. ⇒

    Как принять ребенка с диагнозом ДЦП?

    Появление малыша всегда радостное и важное событие в жизни каждого. Но, иногда по непредвиденным обстоятельствам ребенок рождается с диагнозом на всю жизнь. Радость материнства и отцовства смешивается с горьким чувством вины перед маленьким живым комочком. К этому чувству добавляется и полное разочарование от несбывшейся мечты: не получится. ⇒

    Знаете ли вы такое слово бондинг? Я больше, чем уверенна, что большинство скажет, что нет. Но, если этого значения слова не знают мужчины, то женщины обязаны знать. Ведь это слово проходит на практике каждая мамочка. Задумались? Тогда давайте разберемся вместе. Бондинг является уникальным качеством, можно. ⇒

    Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

    Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

    Причины заболевания и факторы риска

    Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.
  • Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

    • вес ребенка до 1 кг при рождении;
    • рождение двойни или тройни;
    • травмы головы в раннем возрасте.
    • В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. Программа индивидуальной реабилитации может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми – таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

      Основные фазы течения заболевания

      Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

      1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
      2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
      3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

      Ранние признаки детского церебрального паралича

      К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

      • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
      • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
      • преобладание одной руки к 18 месяцам;
      • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.
      • Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными – все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

      • движения ребенка неестественные;
      • у ребенка судороги;
      • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
      • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
      • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
      • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
      • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
      • малыш не ходит или ходит неестественно;
      • у ребенка косоглазие.
      • Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

        Можно ли вылечить болезнь

        ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

        Современные методики лечения ДЦП

        Основной задачей программ индивидуальной реабилитации для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

        Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

      • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
      • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
      • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
      • грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;
      • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
      • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
      • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
      • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
      • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
      • занятия с психологом;
      • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа «Логоритмика»);
      • специальная педагогика;
      • шиацу-терапия – массаж биологически активных точек;
      • занятия по методике Бобат – специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
      • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
      • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
      • методика Пето – разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
      • хирургические ортопедические вмешательства;
      • санаторно-курортное лечение;
      • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.
      • Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

        Физическая реабилитация детей с ДЦП

        Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация – важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич».

        Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

        Реабилитационная Бобат-терапия

        Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях – родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

        Средства технической реабилитации

        При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, тренажер Гросса, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

        Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

        Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту – приспособиться к жизни.

        С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

      • расширение словарного запаса и кругозора;
      • развитие памяти, внимания и мышления;
      • воспитание навыков личной гигиены;
      • воспитание навыков самообслуживания;
      • развитие речи, формирование культуры.
      • Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

        Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

        Инвалидность при ДЦП

        Детский церебральный паралич имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования. Маме с ребенком предстоит пройти невролога, хирурга, психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста и ЛОРа. На этом «приключения» отнюдь не заканчиваются. Далее следует:

      • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
      • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
      • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.
      • В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения – например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

        Льготы детям-инвалидам с ДЦП

        Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

        Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

      • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
      • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
      • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
      • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
      • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
      • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
      • освобождение от оплаты в детских садах;
      • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо – 1,2 тыс. рублей);
      • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
      • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
      • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
      • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

      Реабилитационные центры в России

      В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

      Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

      В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

      Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

      Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

      Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО – Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

      Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

      Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи – педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

      Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

      Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште – столице Венгрии – это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

      Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.

      Источники:

      http://chadochki.ru/dcp2.html

      http://imperatortibeta.prom.ua/a121686-osobennosti-uhoda-rebenkom.html

      http://www.vashaibolit.ru/4180-uhod-za-rebenkom-s-detskim-cerebralnym-paralichom.html

      http://www.uhodmed.ru/dcp-uhod-za-boljjnjymi-detjjmi.html

      Особенности правильного ухода за детьми с ДЦП

      http://fb.ru/article/307383/reabilitatsiya-detey-s-dtsp-opisanie-metodik