Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Особенности дыхательной системы. Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

1. Особенности дыхательной системы. Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

УХОД ЗА ДЕТЬМИ С

путей у детей раннего возраста

Недостаточное развитие мышечной и эластической

Значительное развитие интерстициальной ткани

Недостаточная коллатеральная вентиляция

гелевого слоя секрета

Низкий уровень IgA

4. Дыхание носом – важнейшая функция организма малыша

В носу происходит:

Нос – многофункциональный орган и

значение каждой из его функций для

— кондиционирование поступающего воздуха

6. Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей грудного возраста

ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ

созревания и несовершенство

Носовые ходы и хоаны узкие

Слизистая оболочка нежная, с множеством

кровеносных и лимфатических сосудов

Быстрое и легкое набухание и сужение

7. Основные причины заложенности носа

выделения из носа;

гнусавый оттенок голоса;

снижение слуха (особенно часто при

слабость, повышенная утомляемость,

головные боли, ухудшение внимания.

9. Особенности течения заложенности у грудных детей

симптомы общей интоксикации.

развитием заболевания дыхание через нос

прекращается, а дыхание через рот

сопровождается заглатыванием воздуха.

результате при кормлении нарушается акт

дыхания приводит к повышению

внутричерепного давления и раздражению

полости носа (ватные жгутики, назальный

промывание носа изотоническими растворами;

сосудосуживающие средства – по показаниям;

жаропонижающие и болеутоляющие средства

антигистаминные, муколитики – по назначению

врача (при наличии показаний)

11. Устройство Аспиратора Отривин Бэби:

Орошение горла ( спрей)

3-4 впрыскивания на заднюю стенку

(лат. bronchitis, от бронх +

-itis — воспаление) — заболевание

дыхательной системы, при котором

в воспалительный процесс

большинстве случаев острого

бронхита его причиной является

инфекция, например вирусная или

бактериальная, и требуется лечение

16. Хронический бронхит

бронхит может развиваться как

осложнение острого, или в результате

длительного действия неинфекционных

раздражающих факторов, таких как пыль.

В некоторых случаях при бронхите развивается

закупорка бронхов из-за отека слизистой

оболочки, такой бронхит носит

название обструктивного. Лечение бронхита

зависит от провоцирующего фактора, типа

течения и формы заболевания.

17. Хронический бронхит продолжение

считается хроническим, если

кашель с выделением мокроты

продолжается не менее трёх месяцев в

году в течение двух лет и более.

Хронический бронхит (ХБ) является

самым распространённым хроническим

— включает две формы бронхита:

Острый бронхит — острое диффузное воспаление

слизистой оболочки трахеобронхиального дерева,

характеризующееся увеличением объёма

бронхиальной секреции с кашлем и отделением

Хронический бронхит — диффузное

прогрессирующее поражение бронхиального

дерева с перестройкой секреторного аппарата

слизистой оболочки с развитием воспалительного

процесса, сопровождающегося гиперсекрецией

мокроты, нарушением очистительной и защитной

большинстве случаев причиной острого

бронхита являются вирусы (гриппа, парагриппа,

адено-, риновирусы и др.) и бактерии

(пневмококки, гемофильная палочка,

стрептококки, и др.).

Реже в качестве причины бронхитов выступают

грибы, контакт с аллергенами или вдыхание

токсических веществ. Наиболее

распространённый путь заражения — воздушнокапельный, то есть вдыхание инфицированных

капелек слюны при контакте с болеющим

человеком (во время разговора, кашля, чихания,

бронхит обычно длится около 10

дней. Как и другие респираторные

заболевания, бронхит может сопутствовать

простуде или гриппу, или возникнуть как

следствие, но может начаться и сам по себе,

без видимого предварительного повода.

Заболевание обычно начинается с сухого

кашля, который может быть сильным,

особенно ночью, и может тем самым лишать

страдающего этой болезнью нормального сна

22. Течение болезни продолжение

несколько дней сухой кашель

переходит во влажный кашель, который

может сопровождаться небольшим

повышением температуры, усталостью,

головными болями. Жар, недомогание,

состояние усталости и апатии могут пройти

всего через несколько дней, но кашель может

длиться и несколько недель. У некоторых

людей кашель может тянуться до нескольких

месяцев, так как заживление воспаления

бронхиальных путей — медленный процесс.

23. Детский рецидивирующий бронхит

при которой ребёнок страдает

простудными заболеваниями три или

более раз в течение года, в сочетании в

затяжным (более месяца) кашлем.

24. Основные причины рецидивирующего бронхита

Неправильная организация ухода и режима

жизни ребёнка, когда не прекращается

постоянное перекрёстное инфицирование

(наличие у взрослых, окружающих ребёнка,

хронических очагов инфекции —

тонзиллита, гайморита, бронхита и др.);

Контакт выздоравливающего ребёнка с

другими недолеченными от ОРВИ детьми в

25. Основные причины рецидивирующего бронхита

Экссудативный диатез, рахит, анемия и

другие сопутствующие заболевания;

Наличие у ребёнка увеличенных нёбных

миндалин, аденоидов, гайморита;

Загрязнение атмосферного воздуха в районе

бронхит может быть

первым проявлением бронхиальной

астмы и других респираторных

аллергозов, врождённых и

наследственных заболеваний лёгких

(пороки развития, муковисцидоз и др.)

28. Удаление инородного тела носа

отверстие, после чего

велят резко высморкать

Если это не удается, его

в лечебное учреждение,

при этом он должен

дышать только ртом.

29. Остановка носового кровотечения

ребенка и придать ему вертикальное

Наклонить голову вперед, нельзя запрокидывать!!

На область носа наложить холод (носовой платок,

смоченный в холодной воде, или кусочек льда в

прижать рукой крыло носа к перегородке на

стороне кровотечения в течение 5-10 минут, чтобы

образовался кровяной сгусток.

в носовой ход установить тампон из стерильной

ваты длиной 2,5-3 см, смоченный 3% раствором

перекиси водорода или любыми

30. Остановка носового кровотечения

Схематическое изображение этапов задней тампонады полости носа

резиновый катетер проводят по дну

полости носа в носоглотку и, захватив

его корнцангом, выводят через рот.

тампон выводят за небную занавеску и

вдавливают его в хоану.

к ротовому концу катетера привязывают

две нити от тампона, после чего катетер

вытягивают в обратном направлении

Схематическое изображение передней тампонады

передних отделов полости носа.

Плач, крик, трение о подушку головой,

При одностороннем поражении вынужденное положение, лежа на

Для облегчения дыхания детям приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло). Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, волосами и полостью рта.

У больных детей аппетит снижен. поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.

При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. При необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство.

При кашле. который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое молоко с бикарбонатом натрия (в стакан теплого молока на кончике ножа добавляют питьевую соду). Показаны также ингаляции настоя зверобоя (1 ст. л. травы настаивают 30 мин в стакане кипятка, затем процеживают и вдыхают при помощи ручного ингалятора), полоскание горла настоем эвкалипта. При наличии влажного кашля для лучшего отхаркивания дают настои из корня девясила, травы термопсиса, травы мать-и-мачехи или «Боржоми» с теплым молоком. Для уменьшения воспалительных изменений дыхательных путей используют горчичники, банки.

При одышке. затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Уход за больными с заболеваниями органов дыхательной системы обычно включает в себя помимо особых также и ряд общих мероприятий, проводимых при многих других заболеваниях. Так, в случае крупозной пневмонии необходимо строго придерживаться всех требований и правил ухода за лихорадящими больными, включающими регулярное измерение температуры тела и ведение температурного листа, наблюдение за состоянием сердечнососудистой и центральной нервной систем, уход за полостью рта, подачу судна и мочеприемника, своевременную смену нательного и постельного белья и т. д. и т. п. При длительном пребывании больного в постели необходимо уделять особое внимание уходу за кожными покровами и профилактике пролежней. Вместе с тем предполагается выполнение целого ряда особенных мероприятий, связанных с наличием кашля, кровохарканья, одышки и других специфических симптомов.

Например, учитывая то, что сухой кашель особенно мучителен и утомляющ, он требует применения отхаркивающих (препараты термопсиса, ипекакуаны) или противокашлевых средств (либексин, глауацин и др.). В таких случаях больным целесообразно также рекомендовать теплое щелочное питье (горячее молоко с боржомом или с добавлением чайной ложки соды), банки и горчичники.

Нередко кашель сопровождается выделением мокроты. В этом случае необходимо, чтобы больной сплевывал мокроту в индивидуальную плевательницу, на дно которой предварительно наливают небольшое количество 0,5 % раствора хлорамина. Плевательницы ежедневно опорожняют, тщательно промывают и дезинфицируют. Суточное количество мокроты отмечается в температурном листе.

Очень важно добиться свободного отхождения мокроты, т. к. ее задержка усиливает интоксикацию организма, например при бронхоэктатической болезни или абсцессе легкого. Поэтому больному помогают найти положение, при котором мокрота отходит наиболее полно, т. е. осуществляется эффективный дренаж бронхиального дерева. Указанное положение больной должен принимать несколько раз в день в течение 20-30 мин.

Следующей важной особенностью ухода за легочным больным является необходимость различения легочного и желудочного кровотечения, а также своевременная помощь в случае его возникновения.

Далее необходимо сказать несколько слов об уходе за больными, страдающими одышкой.

Уход за ними предусматривает постоянный контроль частоты, ритма и глубины их дыхания.

При появлении одышки больному придают возвышенное полусидячее положение, освобождают от стесняющей одежды и обеспечивают приток свежего воздуха за счет регулярного проветривания. При выраженной и длительной дыхательной недостаточности проводят несколько раз в день оксигенотерапию — ингаляцию кислородной смеси, при этом необходимо, чтобы подаваемый кислород был обязательно увлажнен, иначе можно обжечь , пересушить слизистую оболочку дыхательных путей. Увлажнение кислорода достигается его пропусканием через сосуд с водой или применением специальных ингаляторов, образующих в газовой смеси взвесь мелких капель воды.

То, что предложено читателю в этой части, — далеко не все, о чем необходимо знать тем, кто хочет вылечиться или берется ухаживать за легочным больным. Однако, полагаю, на этом будет все-таки правильным закончить этот, хотя и нужный, но порядком надоевший даже мне самому раздел, посвященный традиционной терапии респираторных заболеваний и перейти к нетрадиционному рассмотрению причин и механизмов поражения органов дыхательной системы. Читать далее: Часть II Новый взгляд на старые проблемы

Органы дыхания грудного ребенка гораздо более, чем у взрослых, подвержены различным заболеваниям. Носовые полости детей еще не развиты, носовые ходы узкие, слизистая оболочка органов дыхания очень нежная, чувствительная. Поэтому респираторные воспалительные заболевания очень распространены среди детей в возрасте до 1 года. Насморк у детей является довольно болезненным, так как маленький ребенок еще не умеет дышать ртом. Набухшая во время насморка слизистая оболочка носа сильно затрудняет дыхание. Часто ребенок с насморком начинает беспокоиться во время кормления, отказываться от груди или бутылочки, потому что задыхается при сосании. Из-за этого малыш может терять в весе.

С возрастом у ребенка увеличивается длина и ширина носовых ходов благодаря росту и развитию лицевых костей и верхней челюсти.

Грудная клетка ребенка не так подвижна, как у взрослых, потому что дыхательная мускулатура пока недоразвита. По этой причине легкие ребенка при дыхании расширяются в сторону диафрагмы, так как она легко поддается. Такой тип дыхания называется диафрагмальным. Ребенок дышит таким образом до тех пор, пока не начинает ходить, после чего постепенно развивается грудобрюшный или грудной тип дыхания.

Воспалительные процессы в органах дыхания ребенка часто связаны с заболеваниями среднего уха. Вызвано это тем, что евстахиева труба, соединяющая носоглотку с полостью уха, у детей гораздо шире и короче, чем у взрослых, поэтому инфекции намного легче проникнуть из одного органа в другой.

Гортань ребенка воронкообразная, в то время как у взрослых она имеет форму цилиндра. Длина гортани у маленьких детей больше, чем у взрослых, просвет ее уже, слизистая очень чувствительная, и в ней имеется значительное количество кровеносных сосудов. Голосовая щель, которая находится между голосовыми связками, узкая и короткая, из-за чего у детей при воспалительных заболеваниях органов дыхания очень часто возникает стеноз – сужение голосовой щели.

Стеноз приводит к тому, что дыхание ребенка затрудняется, он начинает чувствовать удушье. Симптомами сужения голосовой щели являются хриплое или с присвистом дыхание, сиплый голос, кашель, напоминающий лай собаки. Иногда ребенок, испытывая трудности с дыханием, начинает раздувать ноздри, у него втягиваются межреберные промежутки и подложечная область. В случае появления признаков стеноза необходимо немедленно показать малыша врачу.

Трахея и бронхи маленького ребенка, как и гортань, имеют просвет более узкий, чем у взрослого человека, и нежную слизистую оболочку, которая набухает при воспалительных заболеваниях, затрудняя дыхание.

Легкие ребенка развиваются на протяжении довольно длительного времени. В раннем возрасте ткань легких еще слабо развита, кровенаполнение ее больше, а воздушность меньше. В первые три месяца жизни ребенка процесс развития легких происходит с наибольшей интенсивностью: прослойки соединительной ткани заменяются эластичной тканью, увеличивается количество альвеол, благодаря чему возрастает емкость легких.

Любая мать по плачу своего ребенка может определить его причину – болезнь, голод или дискомфорт. Если вы чувствуете что-то неладное – доверяйте своей интуиции.

В отличие от взрослого человека маленький ребенок дышит неглубоко, поверхностно. Дыхание у детей учащенное: 50–60 вдохов в минуту. Причиной этого является диафрагмальный тип дыхания, при котором в нем не участвуют реберная мускулатура и мышцы живота.

Часто у грудных детей дыхание бывает нерегулярным, сопровождается посторонними звуками или, наоборот, его совершенно не слышно. Не следует беспокоиться, если вы слышите, как ваш ребенок похрапывает, или дыхание совершенно беззвучно – это нормальные явления, связанные с особенностями процесса дыхания у новорожденных. Многие маленькие дети не могут управлять мягким нёбом, поэтому звуки могут появляться не только во время сна, но и во время бодрствования.

Причиной появления храпа у некоторых детей могут быть надгортанники, которые при вдохе вибрируют и издают звук. При этом может возникнуть впечатление, что ребенку трудно дышать и он испытывает неприятные ощущения при дыхании.

Однако это впечатление обманчиво, ребенок чувствует себя вполне нормально. Очень сильный храп появляется, когда ребенок лежит на спине, в другом положении звук становится слабее или совсем исчезает. Несмотря на то что в большинстве случаев храп не является признаком какого-либо заболевания и со временем проходит, ребенка необходимо показать врачу, который точно определит, есть ли патология. Если же вы видите, что при храпе ребенку трудно дышать, особенно если затруднение проявилось неожиданно, нужно немедленно вызвать врача, так как это может быть признаком начинающегося заболевания. Паника, которую многие матери испытывают при малейшем странном звуке, издаваемом ребенком, часто не имеет под собой никакой основы. Храп не причиняет ребенку ни боли, ни дискомфорта, с возрастом он обычно исчезает безо всякого лечения.

Чиханье ребенка не всегда является симптомом простуды или другой инфекции. Часто чиханье может быть вызвано пылью, попавшей в нос, а также повышенной чувствительностью слизистой оболочки. Набухая, слизистая оболочка способствует образованию слизи, от которой ребенок избавляется, чихая.

Некоторые малыши при плаче испытывают трудности с дыханием и даже могут посинеть. Не следует впадать в панику по этому поводу, однако нужно все же проконсультироваться с врачом, так как приступы плача могут быть не только следствием капризов ребенка. Лечить малыша от истерических припадков не требуется, следует просто выработать правильную линию поведения, не давая лишних поводов для них, но и не балуя ребенка без меры, стараясь предотвратить плач.

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Уход за больным ребенком

Уход за больным ребенком с высокой температурой тела

У детей повышение температуры тела сопровождает самые разные состояния и заболевания. Гипертермия может возникать на фоне острых заболеваний инфекционной природы (ОРВИ, пневмония, кишечные инфекции и др.), при обезвоживании организма, перегревании и т. п.

Температура тела 37–38 °C называется субфебрильной, 38–38,9 °C – фебрильной, 39–40,5 °C – пиретической (от греч. pyretos – «жар»), выше 40,5 °C – гиперпиретической. В развитии гипертермии различают 3 основных этапа: постепенное повышение температуры, период максимальных значений и снижение.

В начальном периоде повышения температуры тела происходит ухудшение общего состояния с ознобом, головной болью. Повышение температуры тела у детей первого года жизни может сопровождаться рвотой. В этот период ребенка следует укрыть одеялом, к ногам приложить теплую грелку, напоить чаем.

Период максимального повышения температуры характеризуется ухудшением общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота в теле. Часто возникает возбуждение, нередко судороги; возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного.

В период максимального повышения температуры тела ребенка следует часто и обильно поить, давая жидкость в виде соков, морсов, минеральной воды. При появлении сухости во рту и образовании трещин на губах необходимо периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. При сильной головной боли на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или ставят холодный компресс. Следят за пульсом и артериальным давлением.

Для увеличения теплоотдачи используют воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней поверхности бедра) с помощью пузыря со льдом или холодной воды. Применяют клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °C), которую вводят через газоотводную трубку по 20–150 мл на 2–5 мин в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2–5 мин зажим отпускают. Процедуру повторяют до тех пор, пока температура тела не понизится до 37,5 °C. Кроме того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18–20,6 °C) изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение 10–20 мл 20 %-ного раствора глюкозы, охлажденного до 4 °C.

Период снижения температуры может протекать критически либо литически. В первом случае температура падает быстро (с 40 °C до 36 °C), критически. Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. Развивается слабость, потоотделение.

Ребенка необходимо согреть с помощью грелки, напоить крепким теплым чаем, переодеть в чистое и сухое белье, предварительно вытерев тело.

Постепенное снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается небольшой испариной и умеренной слабостью.

Температурящий ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями, уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

Для облегчения дыхания детям приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло). Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, волосами и полостью рта.

У больных детей аппетит снижен, поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.

При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. При необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство.

При кашле, который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое молоко с бикарбонатом натрия (в стакан теплого молока на кончике ножа добавляют питьевую соду). Показаны также ингаляции настоя зверобоя (1 ст. л. травы настаивают 30 мин в стакане кипятка, затем процеживают и вдыхают при помощи ручного ингалятора), полоскание горла настоем эвкалипта. При наличии влажного кашля для лучшего отхаркивания дают настои из корня девясила, травы термопсиса, травы мать-и-мачехи или «Боржоми» с теплым молоком. Для уменьшения воспалительных изменений дыхательных путей используют горчичники, банки.

При одышке, затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода.

Уход за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

При уходе за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта наряду с соблюдением лечебно-охранительного режима обращают особое внимание на организацию лечебного питания и водного рациона, на заботу за полостью рта и функционированием кишечника.

Основными симптомами являются диспептические расстройства (тошнота, рвота, отрыжка, понос и пр.) и боли в животе. При тошноте больного успокаивают, дают выпить 0,5 стакана воды с 2–3 каплями нашатырного спирта. При возникновении рвоты усаживают, закрывают грудь полотенцем, пеленкой или клеенкой, подносят чистый лоток или ставят тазик. В лежачем положении следует повернуть голову набок, наклонив ее ниже туловища, поднести лоток. После рвоты необходимо прополоскать рот теплой водой, вытереть губы и углы рта, убрать с кожных покровов тела попавшие частицы рвотных масс. С целью прекращения рвоты ребенку желательно дать выпить холодной воды, проглотить кусочки льда, принять несколько мятных капель или 2–3 мл 1 %-ного раствора новокаина.

Отрыжка указывает на повышенное давление в желудке. Детям с отрыжкой нужно есть медленно, небольшими порциями, тщательно пережевывая пищу.

Изжога – ощущение жжения по ходу пищевода. Она обусловлена забросом в пищевод кислого желудочного содержимого. Для облегчения состояния ребенку необходимо дать 0,5 стакана молока или щелочной воды («Боржоми», «Смирновской», «Славянской»), жженую магнезию, гидрокарбонат натрия.

Метеоризм (вздутие живота) – следствие усиленного газообразования и замедленного продвижения газов по кишечнику. Уменьшают или снимают метеоризм прием активированного угля по 0,5–1 таблетке 2 раза в день, клизмы с настоем ромашки.

Запор – задержка стула в течение 48 ч. Различают атонические и спастические запоры. Атонические запоры есть следствие ослабления кишечной мускулатуры и перистальтики; спастические – результат повышенного тонуса мышц толстой кишки. При первых из рациона питания ребенка исключают легкоусвояемые продукты и назначают диету, состоящую из продуктов с большим количеством растительной клетчатки. Вырабатывают ежедневный рефлекс на опорожнение кишечника путем подбора дозы послабляющих средств в основном растительного происхождения (ревеня, коры крушины), реже солевых растворов (20 %-ного раствора сульфата магния). При спастических запорах из рациона исключают грубую, богатую клетчаткой пищу. Дают успокаивающие лекарственные средства – валериану, бромиды.

Понос наиболее часто возникает при кишечной инфекции, реже наблюдается при кишечном дисбактериозе, недостаточности поджелудочной железы, энтерите. Каловые массы подлежат лабораторному исследованию. После этого назначается лечение.

Боль в животе – частый и характерный признак острого или обострения хронического заболевания желудочно-кишечного тракта. Необходима врачебная консультация и квалифицированная медицинская помощь.

Уход за детьми с заболеваниями кожи

К поражениям кожи у детей, требующим медицинской помощи, относят экзему, потницу, гнойничковое поражение, опрелости.

Экзема – наиболее распространенное у детей заболевание кожи аллергического характера. Проявляется покраснением и отечностью кожи, большим количеством микровезикул (пузырьков), мокнутием с последующим образованием корок и шелушением. Поражается волосистая часть головы, ушные раковины, шея, туловище.

При уходе за больным с экземой особое внимание обращают на питание ребенка и матери. Из рациона исключают продукты, которые могут вызвать обострение заболевания (аллергены), ограничивают сладкое и соленое.

При мокнущей экземе назначают примочки. Марлевые салфетки из 4–5 слоев смачивают в назначенном лекарственном растворе, накладывают на пораженный участок кожи. Салфетки меняют через 15–20 мин. По исчезновении острых воспалительных явлений переходят к применению болтушек-суспензий, в которых содержится тальк или цинк.

Чтобы избежать расчесов от зуда, ребенку надевают варежки, зашивают рукава.

При экземе по назначению врача используют лечебные ванны, которые могут быть общими и местными. Ванны назначают через день или реже. В воду добавляют специальные лекарственные средства. Наиболее распространенные ванны – крахмальные, содовые, с настоем из череды или ромашки.

Крахмальная ванна – 100 г картофельной муки, разведенной в холодной воде, добавляют в воду, приготовленную для ванной.

Содовая ванна – 1 ст. л. питьевой соды на ведро воды.

Ванна с настоем череды – 1 ст. л. травы на стакан кипятка. Настаивать 10 мин. 1 стакан настоя на ванну. То же для ванны с ромашкой.

При сухих формах экземы можно использовать ванны с танином (20 г на ванну), отваром дубовой коры (200 г на 1 л воды), раствором перманганата калия (0,3 г на 10 л воды).

Потница развивается вследствие раздражения выводных протоков потовых желез. Для предупреждения потницы следует использовать рациональную одежду с учетом температуры окружающей среды. Температура помещения, где находится ребенок, не должна превышать 22 °C. При потнице делают марганцевые ванны. В ванну подливают 5 %-ный раствор перманганата калия до появления розовой окраски. Время приема ванны – 5–7 мин.

Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии) – наиболее часто встречающиеся дерматозы у детей. Возбудителями пиодермии являются стафилококки и стрептококки. Входными воротами для инфекции у новорожденного являются область пупка и любые незначительные повреждения кожи. Появлению пиодермии способствует загрязнение кожного покрова.

Лечение при гнойничковых поражениях кожи зависит от характера заболевания, глубины и распространенности поражения.

Гнойничковые элементы, эрозии обрабатывают 1 %-ным раствором анилиновых красителей или дезинфицирующими мазями. После отпадения гнойных корочек, на пораженные места наносят 1 %-ную эритромициновую или 5 %-ную полимиксиновую мазь и др.

Здоровые участки вокруг пораженной кожи обрабатывают 2 %-ным салицилово-борным или камфорным спиртом.

У детей грудного возраста нередко в области кожных складок, ягодиц, промежности появляется покраснение – опрелости. При опрелостях рекомендуется свободное пеленание. Не следует применять пеленки из искусственных материалов, клеенку. При покраснении кожи следует пораженные участки присыпать порошком, содержащим оксид цинка, тальк, или смазывать простерилизованным маслом: подсолнечным, персиковым, миндальным, а также детским кремом.

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Заболевания органов дыхания у детей занимают первое место среди всех прочих болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, пневмониями, бронхитами, несколько реже аллергическими заболеваниями.

У больных детей аппетит снижен , поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.

При кашле , который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое молоко с бикарбонатом натрия (в стакан теплого молока на кончике ножа добавляют питьевую соду). Показаны также ингаляции настоя зверобоя (1 ст. л. травы настаивают 30 мин в стакане кипятка, затем процеживают и вдыхают при помощи ручного ингалятора), полоскание горла настоем эвкалипта. При наличии влажного кашля для лучшего отхаркивания дают настои из корня девясила, травы термопсиса, травы мать-и-мачехи или «Боржоми» с теплым молоком. Для уменьшения воспалительных изменений дыхательных путей используют горчичники, банки.

При одышке , затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода.

Похожие главы из других книг

Раздел 7 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания

Раздел 7 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания Особенности лечения, наблюдения и ухода за больными при кашле, кровохаркании и легочном кровотечении В последнее время, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост

Раздел 10 Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями органов мочеотделения

Раздел 10 Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями органов мочеотделения Различные заболевания почек и мочевыводящих путей (пороки развития, воспалительные процессы, опухоли и др.) часто встречаются в клинической практике, нередко наблюдаются вторичные поражения

Раздел 8 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения

Раздел 8 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения Диагностика заболеваний органов кровообращения К наиболее часто встречающимся заболеваниям сердечнососудистой системы относят острую и хроническую ишемическую болезнь сердца,

Раздел 9 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения

Раздел 9 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения Больные с различными заболеваниями пищеварительной системы, такими как язвенная болезнь и хронический гастрит, холецистит и желчно-каменная болезнь, панкреатит, энтерит, колит и другие,

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания Заболевания органов дыхания у детей занимают первое место среди всех прочих болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, пневмониями, бронхитами,

Уход за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Уход за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта При уходе за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта наряду с соблюдением лечебно-охранительного режима обращают особое внимание на организацию лечебного питания и водного рациона, на заботу за

Уход за детьми с заболеваниями кожи

Уход за детьми с заболеваниями кожи К поражениям кожи у детей, требующим медицинской помощи, относят экзему, потницу, гнойничковое поражение, опрелости.Экзема – наиболее распространенное у детей заболевание кожи аллергического характера. Проявляется покраснением и

Уход за детьми с высокой температурой

Уход за детьми с высокой температурой На протяжении 2 первых лет жизни малыша проблема лечения и волнения, связанные с высокой температурой у него, могут беспокоить родителей больше всего. В этой ситуации помощь нужна и вам, и заболевшему ребенку.Информация о высокой

Уход за детьми, страдающими инфекцией уха (отитом)

Уход за детьми, страдающими инфекцией уха (отитом) Один папа, чей ребенок часто страдал воспалением уха, входя ко мне в очередной раз, заметил: «Уши моего ребенка обходятся мне дороже всех других частей его тела». Это верно, однако если вы оцените, как важны здоровые уши для

Темы для бесед с детьми о важности правильного дыхания

Темы для бесед с детьми о важности правильного дыхания Вы можете использовать эти темы на занятиях. Задавайте вопросы, пусть дети отвечают то, что думают. Добавляйте то, что хотите сказать сами. Придумывайте по аналогии другие темы.Тема 1. «Значение здоровья и

Согревающий компресс на ухо оставляют на

Палаты для детей грудного возраста с заболеваниями органов дыхания должны быть на

После закапывания капель в носовой ход следует оставить голову ребенка в том же положении на

При попадании инородного тела в носовые ходы ребенка необходимо

1. удалить инородное тело пинцетом

2. закапать в нос персиковое масло

3. плотно закрыв одну ноздрю, попросить ребенка высморкаться

1. внезапное значительное сужение просвета гортани

2. порок развития гортани

3. воспалительное заболевание гортани

В диете детей с заболеваниями органов дыхания следует предусмотреть

1. снижение объема пищи

2. увеличение объема пищи

1. увеличение количества жидкости

2. уменьшение количества жидкости

Полуспиртовой компресс на область уха показан при

1. катаральном отите

2. гнойном отите

1. боли в животе

Баллов за ответ: 1/1.

Полоскание зева и глотки можно проводить детям с

1. воспаление уха

2. порок развития уха

3. воспаление миндалин

Согревающий компресс на ухо состоит из слоев

При введении капель в наружный слуховой проход детям старше 2-х лет следует

1. уложить или усадить ребенка так, чтобы больное ухо было сверху

2. уложить ребенка на спину

При бронхитах, пневмонии для облегчения дыхания ребенку следует

1. придать полусидячее положение с приподнятым головным концом кровати

2. опустить головной конец кровати

1. чаще менять положение в кровати

2. создать полный покой, запретить движения

Перед введением капель в нос ребенку

1. носовые ходы следует очистить

2. носовые ходы очищать не нужно

Температура в палатах для детей с заболеваниями органов дыхания должна быть

При попадании инородного тела в дыхательные пути ребенка медицинской сестре следует

1. дать ребенку кислород

2. придать ребенку положение головой вниз и постучать по спине

3. проводить дыхание «рот в рот»

При постановке согревающего компресса на ухо внутренняя марлевая салфетка

1. состоит из 1-2 слоев

2. на 2-3 см меньше продольного размера ушной раковины

3. на 2-3 см больше продольного размера ушной раковины

4. без разреза посередине

1. уменьшение числа кормлений

2. увеличение числа кормлений

Выберите один ответ.

1. ушную раковину слегка оттянуть кзади и вверх

2. ушную раковину слегка оттянуть кзади и вниз

После введения капель в ухо следует оставить голову ребенка в том же положении на

1. голову запрокинуть назад

2. голову запрокинуть назад и набок

Капли, вводимые в наружный слуховой проход, должны быть подогреты на водяной бане до

2. комнатной температуры (22-24°С)

Проветривать палаты для детей с заболеваниями органов дыхания необходимо не менее

1. 3-4 раз в день

2. 1-2 раз в день

3. 5-6 раз в день

Баллов за ответ: 0/1.

Капли, вводимые в нос, должны быть подогреты на водяной бане до

1. температуры тела (36-37°С)

При наличии гнойных выделений из уха для очистки в наружный слуховой проход закапывают

1. 3% раствор перекиси водорода

2. стерильную воду

3. вазелиновое масло

Для поражения органов дыхания у детей характерны все симптомы, кроме

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания — раздел Механика, Основы ухода за больными Уход За Больными С Заболеваниями Органов Дыхания Обычно Включ.

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания обычно включает в себе и ряд общих мероприятий, проводимых при многих заболеваниях других органов и систем организма. Так, при крупозной пневмонии необходимо строго придерживаться всех правил и требований ухода за лихорадящими больными (регулярное измерение температуры тела и ведение температурного листа, наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного белья и т.д.) При длительном пребывании больного и в постели уделяют особое внимание тщательному уходу за кожными покровами и профилактике пролежней. Вместе с тем уход за больными с заболеваниями органов дыхания предполагает и выполнение целого ряда дополнительных мероприятий, связанных с наличием кашля, кровохарканье, одышки и других симптомов.

Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания (следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель). Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.

Активное положение — это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.

В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.

Вынужденное положение — это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Сидячее или полусидячее положение больного в постели, которое он принимает для уменьшения одышки (ортопноэ), указывает на застой крови в малом круге кровообращения. Это может наблюдаться при слабости левого желудочка (при кардиосклерозе, инфаркте миокарда, воспалении сердечной мышцы — миокардите), а также при стенозе (сужении) левого предсердно-желудочкового отверстия. При увеличении размеров сердца больные стараются лежать на правом боку, так как в положении на левом боку они испытывают стеснение, сердцебиение, усиление одышки. В случае экссудативного перикардита (воспалительный выпот в сердечную сорочку) больные сидят в постели, наклонившись вперед (в таком положении уменьшается одышка; рис. 1, б). При выпотном плеврите (воспалительная жидкость в полости плевры), крупозной пневмонии, пневмотораксе (воздух в полости плевры) больные лежат на больном боку, облегчая тем самым дыхательную экскурсию здорового легкого. Чаще на больном боку лежат также больные сухим плевритом, уменьшая этим экскурсию больной половины, а следовательно, и боль. На больном боку лежат и больные в случае развития у них бронхоуктазов, гангрены, абсцессов легких (нагноительные заболевания легких), так как в этом положении уменьшается кашель вследствие задержки оттока мокроты из полостей. Когда больных беспокоят боли, вызванные воспалительным поражением брюшины, они стараются избегать всяких движений, особенно прикосновения к животу. При обострении язвенной болезни больные принимают коленно-локтевое положение (рис. 1, в). Иногда облегчает боль положение на животе или, наоборот, на спине, что зависит от локализации язвы (соответственно на передней или задней стенке желудка). Во время приступа аппендицита, при паранефрите (воспаление околопочечной клетчатки) больные лежат с согнутой в тазобедренном и коленном суставах ногой (рис. 1, г). При коликах в животе, обусловленных поражением органов брюшной полости, больной беспокоен, мечется в постели, скрючен. При столбняке (инфекционное заболевание с поражением нервной системы) во время приступа судорог больной упирается затылком и пятками в постель, туловище его изогнуто дугой (рис. 1, д). Положение на боку с запрокинутой назад головой и приведенными к животу ногами, согнутыми в коленных суставах, характерно для больного, страдающего цереброспинальным менингитом (воспаление оболочек спинного и головного мозга). Это так называемое положение «вопросительного знака», «лягавой собаки» (рис. 1, е).

Уход за больными, страдающими одышкой, предусматривает постоянный контроль за частотой, ритмом и глубиной дыхания. Определения частоты дыхания (по движению грудной клетки или брюшной стенки) проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определенные частоты пульса). Чтобы определить частоту дыхательных движений, надо пальцами правой руки охватить кисть пациента в области лучезапястного сустава. Первый палец располагается на тыльной стороне предплечья, а вторым-пятым пальцами нащупывают пульсирующую лучевую артерию и прижимают ее к лучевой кости. Другую руку кладут на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают число вдохов за 1 минуту. Данные записывают в температурный лист, графу «Дыхание». У здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 20 в 1 минуту, уменьшаясь во время сна и увеличиваясь при физической нагрузке. При различных заболеваниях бронхов и легких частота дыхания может достигать 30-40 и более в 1 минуту. Полученные результаты подсчета частоты дыхания ежедневно вносят в температурный лист. Соответствующие точки соединяют синим карандашом, образую графическую кривую частоты дыхания. При появление одышки больному придают возвышенное (полусидячее) положение освобождая его от стесняющей одежды, обеспечивают приток свежего воздуха за счет регулярного проветривания.

При выраженной степени дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию. Под оксигенотерапией понимают применение кислорода в лечебных целях. При заболеваниях органов дыхания кислородную терапия применяют в случаю острой и хронической дыхательной недостаточности сопровождающейся цианозом (синюшность кожных покровов), учащением сердечных сокращений (тахикардия), снижением парциального давления кислорода в тканях, мене 70 мм рт.ст. Выдыхание чистого кислорода может оказать токсического действие на организм человека проявляющееся в возникновение сухости во рту, чувство жжения за грудиной, болей в грудной клетке, судорог и т.д., поэтому для лечения используют обычно газовую смесь содержащую до 80% кислорода (чаще всего 40-60%).

Современный устройства, позволяющие подавать больному не чистый кислород, а обогащенную кислородом смесь. Лишь при отравление окисью углерода (угарным газом) допускается применение карбогено содержащего 95% кислорода и 5% углекислого газа. В некоторых случаях при лечение дыхательной недостаточности используют ингаляции гелио-кислородные смеси состоящие из 60-70 гелей и 30-40% кислорода. При отеке легких, которые сопровождается пенистой жидкости из дыхательных путей, применяют смесь, содержащую 50% кислорода и 50% этилового спирта, в которой спирт играет роль пеногасителя. Оксигенотерапия может осуществляться как при естественном дыхание так и при использование аппаратов искусственной вентиляции легких.

Рис.1.Вдыхание кислородной смеси через воронку. Рис. 2. Наполнение кислородной подушки

Пациент осуществляет вдох через рот, а выдох — через нос. кислородом из баллона.

В домашних условиях с целью оксигенотерапии применяют кислородные подушки. При этом больной вдыхает кислород через трубку или мундштук подушки, который он плотно обхватывает губами. С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха, его подача временно прекращается с помощью пережатия трубки пальцами или поворотом специального крана. В больничных учреждениях оксигенотерапию проводят с использованием баллонов со сжатым кислородом или системы централизованной подачи кислорода в палаты.

Наиболее распространенным способом кислородотерапии является его ингаляция через носовые катетеры, которые вводят в носовые ходы на глубину примерно равную расстоянию от крыльев носа до мочки уха, реже используют носовые и ротовые маски, интубационные и трахеостомические трубки, кислородные тенты-палатки. Ингаляции кислородной смеси проводят непрерывно или сеансами по 30-60 мин. несколько раз в день. При этом необходимо, чтобы подаваемый кислород был обязательно увлажнен. Увлажнение кислорода достигается его пропусканием через сосуд с водой, или применением специальных ингаляторов, образующих в газовой смеси взвесь мелких капель воды.

В настоящее время при многих заболеваниях внутренних органов в том числе и при дыхательной недостаточности сопровождающимися гипоксией, т.е. снижением содержания кислорода в тканях, применяется гипербарическая оксигенация, представляющая собой лечением кислородом под повышенным давлением в специальных барокамерах. Использование этого метода дает значительном увеличением диффузии кислорода в значительные среды организма.

В последние годы для реабилитации больных с хроническими заболеваниями органов дыхания широко используется галотерапия. Данная методика предусматривает создание в галокамере условий, в которых отсутствуют аллергены и бактериальная загрязненность; мягкое освещение и релаксирующая музыка создают ощущение покоя. Воздух в галокамере насыщается солеными аэрозолями; в нем много легких аэрофонов с преобладанием отрицательно заряженных частиц; температура воздуха 20-22оС, влажность воздуха 40-70%. Курс лечения состоит не менее, чем 10 процедур длительностью 30 минут. Первая неделя считается адаптационной, и процедуры назначаются небольшой продолжительностью:

1-й день — 10 мин.

2-й день — 20 мин.

3-й день — 40 мин.

4-й день — 60 мин.

Весь курс – 20-25 сеансов.

В первые дни лечения возможен прием интала, антигистамильных средств, медикаментозных средств. По истечению двух недель лечения дозы сокращаются до минимума или отменяются. На 7-9 сеанс ожидается обострение основного заболевания, что купируется сокращением процедуры до 10-15 минут в течение 2-4 дней.

Источники:

https://en.ppt-online.org/26175

http://zdorovyjrebenok.ru/zabolevanija-detej/uhod-za-detmi-s-zabolevanijami-organov-dyhanija.html

http://www.nnre.ru/medicina/spravochnik_po_uhodu_za_bolnymi/p19.php

https://med.wikireading.ru/1366

https://studfiles.net/preview/1659300/

http://allrefs.net/c25/3rmvq/p17/