Умственное развитие ребенка и его показатели

Теоретические основы диагностики — § 2. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся

§ 2. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся

Как уже было отмечено, умственное развитие детерминировано совокупностью факторов, среди которых в детском и подростковом воз­растах важно выделить биологические (морфо-функциональные) ха­рактеристики, определяемые процессом созревания мозга и нервной системы. Как отмечают ученые, специфической особенностью умственного развития ребенка в отличие от взрослого является его протека­ние в условиях прогрессивных возрастных изменений нервно-мозгового субстрата [20; 35].

Тот факт, что развитие психических функций ребенка, как и созре­вание его мозга, отчасти подчиняется собственным законам, эмпири­чески установлен, многократно проверен и в настоящее время никем не оспаривается. С этим связано возникновение характерных возраст­ных особенностей умственного развития школьников, которые долж­ны учитываться при организации обучения. Это, например:

  • недостаточная сформированное понятий и умение рассуждать преимущественно с опорой на наглядно-конкретный опыт у младших школьников;
  • слабо развитые операции обобщения и абстрагирования, трудно­сти при установлении причинно-следственных отношений у под­ростков.
  • Вместе с тем следует отметить, что некоторые особенности умствен­ного развития школьников (в том числе и описанные выше) не являются в чистом виде возрастными, они отражают специфику прежде всего школьного обучения, в том числе отдельных учебных программ и методов преподавания. Доказательством этого являются многочис­ленные факты, полученные психологами в результате целенаправлен­ного изменения обучающих воздействий, например при использовании инновационных моделей обучения. Так, Д. Б. Эльконин и В. В. Давы­дов, сделав содержанием учебных программ теоретические знания (что в свою очередь повлекло изменение в методах обучения), стиму­лировали развитие абстрагирования и обобщения у младших школь­ников [28; 81].

    Итак, отметим, что типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста и определяющие его специфику, возникают в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов, влия­ющих на человека. Поэтому каждый возраст характеризуется опреде­ленными, закономерно протекающими физиологическими и психоло­гическими изменениями.

    Однако понятия «возрастные особенности» и «возрастные грани­цы» не являются абсолютными. Границы возрастов имеют конкретно-исторический характер, не совпадающий в разных культурных и со­циально-экономических условиях развития человека. Но помимо этого возможны и индивидуальные сдвиги в сроках возрастного (в том числе и умственного) развития, что объясняется влиянием специфи­ческого прошлого и настоящего социального опыта человека и его собственной индивидуальности (природных предпосылок, установок, ценностей, мотивов и пр.). Поэтому возникает необходимость в диаг­ностике умственного развития отдельных учащихся.

    Тесты умственного развития предназначены для того, чтобы отра­зить уровень умственного развития, которого достиг школьник к моменту тестирования. Они не могут предоставить информацию о причинах достигнутого уровня и о том, как будет протекать развитие ученика в будущем. Для получения таких знаний нужно результаты тестирования дополнить сведениями о семье и школе, о круге общения, об особенностях личности и пр. Но то, что дают тесты умственно­го развития, крайне важно и ценно. Отражая в своих показателях го­товность ученика к осуществлению интеллектуальной деятельности, они позволяют:

  • подойти к объяснению его успехов и неудач в учении;
  • дать прогноз школьных достижений на ближайший период времени.
  • Впрочем, использовать результаты тестов для этих целей следует осторожно и с учетом ряда правил. Для правильной интерпретации результатов теста следует знать о степени тренированности индивида в тестовой деятельности, о его мотивации при выполнении теста (же­лании выполнять тест), о психическом и физическом состоянии во время тестирования, о предшествующей тестированию деятельности. Такая интеграция разнородной информации под силу только опытному психодиагносту. Поэтому только он может дать верную оценку уров­ня умственного развития индивида по результатам тестирования, создав необходимую мотивацию, правильно организовав процедуру ди­агностирования и использовав дополнительную информацию о нем.

    Сделав верное заключение о состоянии когнитивной сферы ученика, психолог может с опорой на него оценить, насколько благоприятными были условия его жизни (семейные, среда общения) с точки зрения стимулирования умственного развития. На Западе психологи используют тесты интеллекта как инструмент, обеспечивающий показатель степени неблагополучия среды, средовых помех, влияющих на разви­тие индивида [6].

    Умственное развитие — предпосылка продвижения в обучении. Поэтому, зная его показатели у ученика, можно с известной уверенно­стью предвидеть возникновение определенных трудностей в учебной деятельности, низкую ее успешность.

    Низкий уровень умственного развития является распространенной причиной неуспеваемости школьников. Он означает несформирован-ность мыслительной деятельности, которая обеспечивает усвоение знаний и представляет собой обязательное и некомпенсируемое усло­вие учения. Поэтому вывод о слабой успеваемости на основе низких тестовых результатов (с учетом дополнительной информации об ученике) практически всегда точен.

    Однако высокие результаты тестирования не позволяют сделать однозначных заключений о непременной успешности учебной деятельности, так как она зависит от многих факторов, а не только от умствен­ного развития. Среди этих факторов — желание учиться, направленность интересов, волевые качества и многое другое. Поэтому немецкие психологи, проанализировав американские исследования, касающиеся связи тестовых показателей с учебной успеваемостью, нашли, что корреляции между ними, как правило, расположены около 0,5 [84]. Этот показатель соответствует коэффициенту детерминации, равному 0,25. Коэффициент детерминации — это величина, показывающая, сколько процентов вариантов одного коррелируемого ряда полностью определяются вариантами другого коррелируемого ряда. Коэффициент детерминации, равный 0,25, означает, что лишь 25 % переменных в школьных достижениях объясняются на основе тестирования ум­ственного развития, а большая их часть (75 %) зависят не от уровня умственного развития, а от других причин. Этот показатель отражает ограниченную возможность давать индивидуальные заключения.

    Таким образом, оценка и прогноз школьных достижений на основе тестов умственного развития затруднены из-за влияния на учебную деятельность разнообразных дополнительных факторов, среди которых наиболее важными признаются влияние семьи и личности ученика. Как показывает опыт американских психологов, учет этих факторов позволяет существенно повысить точность прогноза учебной успешности [6]. Поэтому в США для предсказания индивидуальной успеваемости учащихся тестовые оценки дополняют индексами семейной и школьной среды, которые их подправляют, корректируют.

    Вышеизложенное означает, что прогнозировать успеваемость уче­ника по результатам тестирования умственного развития может только квалифицированный психолог, который учитывает дополни­тельную информацию, полученную с помощью наблюдения и бесед, а также анализа событий жизни школьника. Психолог понимает, что те особенности психики, которые выявляются при диагностирова­нии, нельзя рассматривать как стабильные и неизменные из этого следует два вывода.

    Вывод первый — нельзя давать долговременные прогнозы, так как в них нельзя учесть возможные, возникающие в будущем факторы воздействия на умственное развитие индивида.

    Второй вывод непосредственно соотносится с еще одной зада­чей, для решения которой могут использоваться тесты умственного развития — выявление учащихся, с которыми необходимо прово­дить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие их мышления. Возможность такой работы вытекает из признания из­меняемости психики. Как считает А. Анастази, тестовые оценки ин­дивида «в сочетании с информацией о его жизненном опыте должны облегчить эффективное планирование оптимального развития инди­вида» [6, с. 65].

    В последние годы отмечается неудовлетворенность диагностикой умственного развития, которая ограничивается получением только общего показателя по тесту, отражающего уровень этого развития. Такой количественный подход недостаточен не только для того, что­бы охарактеризовать своеобразие мыслительной деятельности школьника на определенной образовательно-возрастной ступени. Общий балл по тесту малоинформативен и с точки зрения возможностей его использования в целях коррекции умственного развития отдельных учащихся. Известно, что учащиеся достигают неодинаковых резуль­татов как в освоении содержания различных предметных областей, так и в овладении разными умственными действиями. Без описания и ана­лиза такого рода различий в характеристике умственного развития от­дельных школьников невозможна эффективная коррекционно-разви­вающая работа с ними. Тесты умственного развития, разработанные отечественными психологами, позволяют осуществлять такую диффе­ренциальную диагностику и разрабатывать на ее основе индивидуаль­ные варианты коррекции.

    Помимо этого, тесты умственного развития полезны для фиксации позитивных и негативных сдвигов, любых изменений в умственном развитии школьника. Они могут происходить как вследствие незап­ланированных, стихийных (с позиции психолога) изменений среды, таких как переезд на новое место жительства, переход в другую шко­лу, семейные обстоятельства, так и в результате целенаправленных воздействий на ученика, таких как занятия с репетитором, коррекци­онно-развивающая работа. Для решения этой задачи (фиксации изме­нений в умственном развитии) следует осуществлять постоянный контроль за интеллектуальным развитием ученика, регулярно (1-2 раза в каждом классе) тестируя его и сравнивая результаты, полученные на разных образовательно-возрастных этапах. Динамика тестовых по­казателей школьника, полученных им в ходе таких обследований, по­зволит определить темп его развития, выделить периоды ускоренного и замедленного развития, «застойные» периоды. Опытный психолог воспользуется полученной информацией для того, чтобы оценить вли­яние разных факторов среды (и обучения прежде всего), а также изме­нений личности ученика на его умственное развитие. В этом случае результаты тестирования когнитивной сферы могут дать толчок для углубленного психологического обследования личности школьника, особенностей его социального окружения, специфики межличност­ных отношений и, таким образом, стимулируют при необходимости оказание ему психологической помощи.

    Еще одна практическая задача, для решения которой широко при­меняются тесты умственного развития, — отбор учащихся в классы и школы с углубленным изучением отдельных дисциплин. Осуществ­ление этой задачи определяется тем, что существуют (и исследуются психологами) индивидуальные различия в избирательности учащихся к определенному предметному содержанию [27]. К. М. Гуревич и Е. И. Горбачева отмечают, что мышление всегда обращено к конкрет­ной предметной области и осуществляется как процесс активно-изби­рательного анализа и преобразования предметно-специфичного мате­риала [27]. Школьники различаются не только своими умениями устанавливать логико-функциональные отношения между понятиями и предметами, но и тем, между какими именно понятиями и предмета­ми они лучше устанавливают эти отношения. Качественно-специфич­ный характер умственного развития школьников делает не только воз­можным, но и желательным их обучение по разным программам, ориентированным на углубленное усвоение тех или иных научных дисциплин. «По меткому замечанию Н. С. Лейтеса, школа подобна университету, в котором учащийся одновременно обучается на всех факультетах. Но это не значит, что все они вызывают у обучающихся одинаковое к себе отношение» [26, с. 372]. Тесты умственного разви­тия, разработанные отечественными психологами, дают возможность выявить предметные предпочтения школьников, которые проявляют­ся в более высокой успешности выполнения заданий с соответствующим содержанием.

    Не следует, однако, преувеличивать значение результатов, свиде­тельствующих о той или иной предметной избирательности. На каче­ственно-специфичный характер умственного развития школьников влияет среди прочего содержание учебных задач, организация учеб­ного процесса и личность учителя. Если, например, одинаковые пред­почтения проявляются у значительной части класса, то, скорее всего, это следствие хорошо поставленного преподавания соответствующе­го учебного предмета. Индивидуальная избирательность может отра­жать склонности ученика к овладению определенной областью зна­ний, его желание заниматься в этом направлении. Такие данные могут служить основанием при отборе учащихся в спецшколы и спецклассы с углубленным изучением определенных предметов.

    Как уже не раз подчеркивалось выше, для решения некоторых прак­тических школьных задач в большей степени пригодны не традицион­ные тесты интеллекта, а тесты умственного развития, разработанные отечественными психологами. В следующей главе рассмотрим, в чем их специфика и вытекающие из нее преимущества перед западными моделями диагностики интеллекта.

    Умственное воспитание детей как показатель их интеллектуального развития

    Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.

    В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.

    Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.

    Взаимосвязь развития и воспитания

    По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.

    Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:

  • Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
  • Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
  • Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
  • Овладение простейшими навыками деятельности ума.
  • Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.

    Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).

    Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:

  • Познание через общение;
  • Развитие через предметную деятельность;
  • Формирование интеллекта с помощью игры;
  • Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
  • Приобщение к трудовой практике;
  • Применение полученных знаний в продуктивной сфере.
  • Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.

    Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:

  • Быстрое и качественное усвоение новой информации;
  • Накопление базы знаний;
  • Активное творческое мышление;
  • Умение использовать способы овладения познанием.
  • Работа по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.

    Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания. Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией. Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.

    Закономерности развития ума

    Содержание умственного воспитания направлено на рассмотрение следующих вопросов:

  • Реализация целей и задач;
  • Развитие ощущений;
  • Анализ восприятия;
  • Исследование наглядного материала;
  • Формирование особенностей познания и интеллекта;
  • Внедрение новых методов, форм и средств.
  • Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:

  • Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
  • Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
  • Уметь выделять главное и второстепенное;
  • Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
  • Обладать определенной подготовкой к учебе.
  • Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.

    Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.

    Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:

  • Совершенствовать представления об окружающем мире;
  • Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
  • Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
  • Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.
  • Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.

    В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:

    • Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
    • Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д. );
    • Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
    • Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
    • Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
    • Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.
    • Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.

    • Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
    • Коммуникативные умения и навыки — важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
    • Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
    • Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
    • У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
    • Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.
    • Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.

      Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.

      Необходимость сенсорного воспитания

      Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.

      С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:

    • Различать цвета и их оттенки;
    • Группировать предметы по форме и содержанию;
    • Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.
    • Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.

      Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.

      В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.

      В начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.

      Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых — развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.

      Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.

      Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.

      В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.

      Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.

      Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями. Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности. Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.

      Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.

      Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.

      Мысль как фактор умственного развития

      Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.

      Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.

      Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.

      Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.

      Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.

      С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.

      Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.

      Коммуникативные навыки и умения

      Переоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.

      Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.

      Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:

    • Активное пополнение словарного запаса;
    • Формирование основ грамматического строя речи;
    • Онтогенез навыков связной речи;
    • Привитие культуры применения диалогических форм общения.
    • Любознательность – основа интеллектуального развития

      Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.

      Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.

      Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.

      Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.

      Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:

    • Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
    • Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).
    • С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.

      Мир, окружающий ребенка

      Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.

      Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.

      В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:

    • Знания о природных явлениях;
    • Познание мира вещей и предметов;
    • Вовлечение в трудовую деятельность;
    • Привитие знаний о людях труда;
    • Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.
    • С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:

    • Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
    • Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.
    • Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества. Развитие ума поможет сформировать все важные качества достойного и ответственного гражданина демократического государства. Интеллектуально развитая личность, умеющая реализовывать полученные знания в повседневной и общественной жизни, в профессиональной сфере по праву является национальным достоянием своей страны.

      Умственное развитие: понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

      Каждый человек – это личность, со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше его узнать, нужно ближе познакомиться посредством общения. В процессе, которого по мимике, жестам, манере держаться, при умении слушать раскроется и уровень его умственного развития и интеллекта.

      Это две характеристики, которые отражают навыки индивида к умственной деятельности.

      Что такое интеллект и умственное развитие

      Определенно их можно улучшить и повысить благодаря самосовершенствованию.

      Умственное развитие предполагает комплекс знаний и навыков, который формировался в процессе их получения.

      В переводе с латыни – познание, понимание. И означает совокупность потребностей к оценке, анализу и разрешению ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание, а также восприятие.

      Отсюда следует что, человеческий интеллект – это определенная система навыков, которая позволяет приспосабливаться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основываясь на полученном опыте, благодаря которым осуществляется управление различными сложившимися жизненными условиями.

      Термин «интеллект» можно раскрыть тремя характеристиками:

      1. Биологическая. Это умение осознанно подстраиваться под ситуацию;
      2. Воспитательная. Способность к процессу обучения.
      3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине французский психолог. Интеллект – это способность приспособления средств к достижению цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.
      4. Делаем вывод, что интеллект определяется масштабной способностью к разумному действию, рациональным мыслительным процессом и умелым преодолением жизненных ситуаций.

        Теперь разберемся, что способствует развитию умственных способностей

        Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника либо без труда объяснить, о чем книга – это качества, демонстрирующие умственные способности.

        Для начала дадим определение термину

        Это способность индивида к распознанию, анализу и принятию верного разрешения ситуации. Умственные способности объединяют все когнитивные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувствование, понимание и представление.

        Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

        Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

        1. Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
        2. Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
        3. Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.
        4. Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

          Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста

          На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.

          Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

          Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.

          Какими способами его возможно улучшить

          Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

          Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:

        5. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
        6. Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
        7. Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
        8. Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.
        9. Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.

          А теперь поговорим о том, как развить способности ребенка

          Нельзя судить об умственном развитии малыша, который только родился, потому что он еще неспособен к действию. Определенно у него есть природные задатки. Это заложенные от рождения особенности, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в какой-либо деятельности. Допустим, чувство ритма и умение слышать музыку для танцев, быстрота реакция и точность двигательных движений для занятия определенным видом спорта и др.

          Задатки потом выражаются в предрасположенности ребенка к любому роду занятия (танцы, рисование, пение). Это увлекает малыша, причем доставляет огромное удовольствие.

          Для выявления данных талантов, ребенка необходимо погрузить в определенный процесс. Ну и, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярном, системном занятии с преподавателем.

          Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребёнок, без трудолюбия, дисциплины, воли, старания нельзя добиться высот. Порой, люди, не имеющие талантов, добиваются небывалых результатов благодаря силе воли и упорству.

          В принципе мы раскрыли вопрос «понятие об умственном развитии ребенка», но еще можно кое-что добавить.

          Ученые предполагают, что у малыша основа умственных способностей заложена на 50 — 60 %. Причем они имеют больше творческий характер, который не всем удается развить. И только от процесса воспитания будет зависеть, насколько они разовьются.

          Об умственных способностях ребенка судят по количеству и качеству полученных знаний. С раннего возраста он совершенствует ум. На основании этого можно сделать вывод, что развитие способностей зависит от ряда социальных и биологических составляющих.

          Умственное воспитание

          Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. Главная задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.

          Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника. Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.

          Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.

        10. Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
        11. Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
        12. Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
        13. Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.
        14. Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.

          Что понимают под умственной отсталостью

          Отсталое умственное развитие человека – это нарушение интеллекта, которое, к сожалению, необратимо.

          Выделяют две основные клинические формы, которые различаются временем возникновения:

        15. Олигофрения. Возникает из-за внутреннего повреждения мозга ребенка на первых годах жизни. Здесь происходит нарушение развития интеллекта вследствие его недоразвития;
        16. Деменция – это развал уже существующих функций интеллекта по причине разных заболеваний мозга, вследствие повреждения его коры в возрасте после первых двух, трех лет жизни.
        17. Поговорим о степенях умственной отсталости

          Они различаются повреждением головного мозга:

        18. Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
        19. Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
        20. Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти. У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.
        21. Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

          В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

          Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах. Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе. Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

          Когда стоит обратиться к врачу

          Если развитие вашего малыша вызывает некие вопросы, не стоит ждать, нужно отправиться к педиатру. Он развеет сомнения. Если врач уверяет, что все в порядке, но беспокойство не оставляет, попросите направление на консультацию к специалисту.

          И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние

          Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.

          Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.

          Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.

          Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.

          Особенности развития ребенка в 4 года

          Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

          Особенности развития ребенка в 4 года

          Физическое развитие четырехлетнего ребенка

          Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

          Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

          Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

          Дети самостоятельно чистят зубы

          В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

          Умственное и речевое развитие ребенка

          К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

          Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

          Ребенок знает уже приличное количество слов

          Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

          Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

          Эмоциональное и социальное развитие ребенка

          Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

          Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

          Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

          Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

          Режим и питание ребенка

          В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

        22. Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
        23. Рыбка, желательно морская
        24. Крупы любые – 60-70 грамм
        25. Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
        26. Творожок – 50 г, молочко – 500 г
        27. Овощи разные – 220-260 грамм
        28. Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
        29. Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.
        30. На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

          Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

          Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

          К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

          Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

          Обучение языку и логическому мышлению

          В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

          Источники:

          http://5psy.ru/chitaem-knigi/teoreticheskie-osnovi-diagnostiki/Page-4.html

          http://vospitannie.ru/metody/eto-umstvennoe.html

          http://fb.ru/article/318170/umstvennoe-%3Cb%3Erazvitie%3C/b%3E-ponyatie-norma-i

          http://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-god.html