Упражнение на развитие голоса у детей

12.Упражнения на развитие силы голоса

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» Другие тихо отзываются: «А-а-а».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

4. Гудок паровоза

Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

5. Маленькое привидение из Вазастана

Вспомним повесть А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у».

6. Пожарная машина

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у-у».

7. Пионерский горн

Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». («Вставай — вставай, кровати заправляй!») А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.

13.Упражнения на выбор адекватной громкости

1. Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи — громко или тихо?

Ночь. Уснули улицы. Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям. Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер, В окна не стучись.

Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею!

Левой, правой! Левой, правой! На парад Идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, Барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый.

14.Диапазон и окрас голоса

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть — в музыке — через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Кроме диапазона голоса немаловажен и окрас.

1. Металлическое звучание — говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.

2. Елейный, масляный, жирно-мягкий голос — происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса — по нему легко разоблачить подхалима. Например, так говорил Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя в исполнении Калягина.

3. Певучая речь (сильное подчеркивание гласных) — темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют «добряками». Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме «Джентльмены удачи» (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа — изменился и голос; это актерский талант).

4. Жёсткая речь – это речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.

Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя».

5. Монотонный голос — скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова «Человек в футляре», — вот уж эталон скрытности, «футлярности», — или, например, Осип — слуга Хлестакова из гоголевского «Ревизора».

6. Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах — открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера актер Андрей Миронов.

7. Падение тона к концу фразы — вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.

8. Ритмические колебания высоты тона — оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в «Золотом теленке» Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера — это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов).

9. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона — неуравновешенность, отсутствие стабильности.

10. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа «Война и мир». Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то «круглое».

11. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости — трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Голос каждого человека имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов, объединенных вместе, — пять октав.

Человеческий голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей организма и обстановки: во время беседы у мужчины эта величина от «до» первой октавы до «до» второй октавы, а у женщины — от «соль» второй октавы до «соль» третьей октавы; при чтении вслух у мужчины — от «соль» первой октавы до «соль» второй октавы, а у женщины — от «ля» второй октавы до «ля» третьей; при крике, возгласе у мужчины — от «до» третьей октавы до «ми» третьей октавы, у женщины — от «ми» четвертой октавы до «фа» четвертой октавы.

Певческие голоса по силе звука классифицируются следующим образом:

Обычный голос — 80 дБ Концертный голос — 90 дБ Опереточный голос — 100 дБ Голос в комической опере — 110 дБ Оперный голос — 120 дБ Голос во всемирно известной опере — громче 120 дБ

Для сопоставления заметим, что сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.

Продолжительность звука издаваемого человеком

Если средняя продолжительность одного звука (например, ноты «ля») без изменения тона и на одном дыхании для большинства людей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с.

Различные манеры говорить

Проделайте небольшой эксперимент, в результате которого вы окажетесь без голоса. Положите пальцы на шею по обе стороны трахеи на уровне адамова яблока и сначала говорите обычным голосом. Вследствие трения воздуха о голосовые связки вы почувствуете вибрацию. Затем прошепчите что-нибудь. Голосовые связки перестают колебаться, хотя вы продолжаете говорить. Почему? Потому что в этом случае слова произносятся исключительно за счет выдыхаемого воздуха и движений рта.

Мы всегда говорим на выдохе. Только в редких случаях мы это делаем на вдохе, произнося короткие слова, например «да» или «нет». Попробуйте поэкспериментировать и сделать свой голос очень звонким. Позвоните кому-нибудь из друзей и говорите с ним на вдохе. Ваш голос настолько изменится, что даже близкий знакомый вас не узнает.

Упражнения силы голоса детей

Развитие силы голоса и темпа речи

Приведенные ниже игры и упражнения помогут вашему ребенку научиться регулировать силу голоса и темп речи.

Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны, дудочки — игрушки, звук которых можно имитировать). Покажите ребенку двух собачек со словами: Большая собачка, громко лает: Ав-ав! Как лает большая собачка? Ребенок громко произносит: Ав-ав! А маленькая собачка лает тихо: Ав-ав! Ребенок тихо произносит: Ав-ав! Теперь уберите собачек и предложите ребенку сказать ав-ав , когда покажете собачку, причем напомните, что лают собачки по-разному.

Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2-3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости. Продемонстрируйте: Зайка, иди! Ребенок будет звать гостей , а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.

Приготовьте куклу с закрывающимися глазами, кровать для нее, мелкие игрушки (кубик, мячик), а также коробку для игрушек. Поставьте коробочку на кроватку со спящей куклой и предложите помочь убрать игрушки так, чтобы не разбудить куклу. Ребенок тихо называет игрушку, которую вы кладете в коробку.

Приготовьте либо картинки, изображающие дерево, забор, птицу, птенца, кошку, котенка, или такие же игрушки разных размеров. Расскажите малышу, как вы слышите голоса животных и птиц, и попросите ребенка имитировать голоса. Птенчик сидит на дереве, пищит. Как он пищит? Ребенок тоненько говорит: Пи-пи-пи . А вот прилетела мама-птичка и пищит. Ребенок повторяет не так тоненько: Пи-пи-пи и т. д. дифференцирует голоса персонажей, понижая и повышая голос, имитируя звуки громче и тише.

Приготовьте 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой — раскачивает деревья. Малышу, сидящему на стуле, показывайте картинки со словами: Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: У-у-у (произносите тихо и длительно). А вот подул сильный ветер: у-У-У (произносите громко и длительно). Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса.

Для того чтобы ребенок мог контролировать силу голоса (громкость), можно использовать следующие упражнения:

  • Выразительно прочитайте малышу интересную историю. Потом предложите ему рассказать вам часть истории, используя те ваши интонации, которые он запомнил.
    • Объявите громкую речь уличным голосом , а тихую домашним . Входя и выходя из дома, меняйте громкость голоса, и предложите это делать ребенку.
    • Прошепчите малышу на ухо секрет и предложите ему тоже пошептать вам что-то в ответ.
    • Покажите малышу картинки, на которых изображены различные ситуации: в одних можно говорить громко, в других — тихо. Например, мама спит , девочка поет . Предложите ребенку распределить картинки на тихие и громкие .
    • Совершенствование силы голоса.

      Вот купить бы в магазине волшебную таблетку и заговорить самым красивым голосом на Земле! Это действительно было бы здорово, но … голос не продаётся. ( ВЫХОД: Нужно развивать свой голос, причём делать это ЕЖЕДНЕВНО и минимум 30 минут. В этой статье я расскажу вам как совершенствовать голос, то есть закреплять достигнутые результаты и обогащать свою речь новыми красками.

      1. Укрепление и развитие силы голоса.

      Для развития нижнего и верхнего звучания, а также усиления голоса необходимо выполнять упражнения на филирование слогов. то есть, когда один слог произносится громче, другой – тише.

      АМ – ОМ УМ – ЭМ ЫМ – ИМ

      Обратите внимание, форсировать звук ни в коем разе не стоит. Ваша цель – не громкость, а сила звука.

      2. Мелодичность и мягкость звучания.

      Мелодичность вырабатывается путём филирования звуков. каждой гласной в отдельности. Запишите себе таблицу гласных: А-О-У-Э-Ы-И. Теперь начинайте работать над каждой гласной в отдельности по формуле: громко-тихо-громко А-а-А, О-о-О, У-у-У и дальше по таблице гласных.

      Сила голоса радиоведущего должна быть одинаковой на всех нотах его диапазона. Чтобы интонирование было благозвучным, предлагаю выполнить следующее действенное упражнение:

      Перед вами предложение из слогов. Его нужно произносить с распевной интонацией, повышая тон звучания своего голоса каждый раз, когда вы переходите к следующему слогу. Не забудьте точно также спуститься вниз.

      4. Интонационное стихотворение.

      К этому упражнению стоит переходить, разобравшись с предыдущим. Итак, перед вами стихотворение:

      Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели И нет ли где голой земли.

      Читать это стихотворение стоит следующим образом: Вначале попробуйте поднимать голос на тон после каждой строчки, потом читайте стихотворение, спускаясь по гамме вниз так,чтобы каждое слово было нотой.. Попробуйте – это непростая задача.

      Для этого упражнения вам вновь понадобится таблица гласных. Каждую буквы необходимо проработать следующим образом. — Обрамляете по бокам гласную звуком «м» = МАМ, МОМ, МУМ …. — пытаетесь заполнить этим звуком вначале маленький шар, затем большой, а потом всю комнату.

      Абсолютно искреннее желаю вам продуктивных занятий!

      Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи

      Ольга Викторовна Гурвич

      Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи

      Сила голоса — это его громкость. зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Это конкретная физическая величина, измеряемая децибелах.

      Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику. волю, чувства слушателей.

      Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

      Силу голоса можно развивать.

      Шёпот — тихая безголосная речь. при которой слова произносятся без использования голосовых связок .

      Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко.

      Пример 1 Ауканье

      Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите. Ау-ау . Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

      Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят. А! Другие тихо отзываются. А-а-а .

      В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр. а вторая тихо их повторяет.

      Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются.

      В лесу кричу. АУ! АУ!

      И мне в ответ. АУ! АУ!

      Гора в ответ. АУ! АУ!

      Педагог предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания). который

      сидит рядом и просит есть (во весь голос ,

      находится в комнате (громко,

      находится за дверью (тихо) .

      Можно использовать сигнальные карточки.

      Игровое упражнение. «Вьюга»

      Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу Вьюга начинается вы тихо произносите. У-у-у . «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу Сильная вьюга говорите громко. У-у-у . По сигналу Вьюга кончается произносите тише и смолкаете по сигналу Вьюга кончилась .

      Игровое упражнение. «Гудок паровоза»

      Изобразим гудок паровоза. У-у-у-у . Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

      Игровое упражнение. «Пожарная машина»

      Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены. У-у-у-у-у .

      Игровое упражнение. «Пионерский горн»

      Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит. Ту-ту-ту-ту .

      Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук. «ЖЖЖЖЖ» — собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса .

      Можно предложить детям изобразить :

      жужжание комара, мухи, пчелы,

      крик вороны, кукушки и т. д.)

      Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики :

      Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо. ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко. ПА. Добавляем силу голоса. ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение. ПА – палец у рта.

      Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию.

      Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев. поднять руки вверх ПА___, опустить вниз Па.

      Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА.

      Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко. ТОП-ТОП-… (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам. топ-топ-топ….

      Вариант игры. тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем. хлоп – хлоп….

      Стоя по кругу громко хлопать и говорить. ГРОМКО- ГРОМКО…

      Стоя по кругу тихо хлопать и говорить. ТИХО – ТИХО…

      Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать. ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать. тихо. И так попеременно.

      Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан.

      Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу :

      Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети идут по кругу :

      ПА — ПА — ПА – ПА….(в такт ударам)

      Педагог быстро и тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу. ПА — ПА — ПА – ПА….

      Педагог громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу. ПА — ПА — ПА – ПА….

      Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются. стоп!

      Изменение силы голоса в тексте .

      Пальчик о пальчик тихо бьём

      А потом в ладоши громко бьём

      Хлопаем в ладоши. бом-бом-бом!

      Дети стоят по кругу. Руки на поясе.

      Громко топнем. топ — топ – топ!

      Ногами топ, ногами топ!

      Тихо топнем. топ — топ – топ!

      Громко хлопнем. хлоп – хлоп – хлоп!

      Руками хлоп, руками хлоп!

      Тихо хлопнем. хлоп – хлоп – хлоп!

      Мы идём. Мы идём

      Громко песенку поём.

      Прыгать рады мы всегда

      Тихо песенку поём.

      Прыгнем раз, прыгнем два

      Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх. на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием. ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого.

      Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.

      Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки.

      Дети сидят, имитируют игру на пианино :

      Ударяй тихонечко. стук – стук – стук

      И тогда услышишь нежный звук.

      Ударяй сильнее. стук – стук – стук

      И тогда услышишь громкий звук.

      Проговаривание стихов с разной силой голоса .

      Упражнения развития тембра голоса детей

      Упражнения для развития голоса

      Прежде чем начать выполнять упражнения для голоса, нужно узнать о том, каких результатов вы добьетесь. Помимо улучшения тембра голоса и интонаций существует еще и дополнительный положительный эффект. Заключается он в том, что вы будете чувствовать прилив сил. Для достижения максимального эффекта, упражнения нужно выполнять каждый день и лучше утром. Психологи считают, что кроме улучшения голоса, улучшается самочувствие и совершенствуется личность. Итак, не будем продолжать интригу, а начнем заниматься.

      Вам нужно встать перед зеркалом. Глубоко вдохните и начинайте произносить каждый звук до тех пор, пока у вас не закончится дыхание. Следующие звуки нужно произносить поочередно:

      Эту последовательность нужно строго выполнять, т.к. она начинается с самого высокого звука «И». Для интереса можете положить ладонь сверху на голову, и вы ощутите вибрацию от произносимого вами звука. Это говорит о том, что становится более интенсивным кровообращение.

      Когда вы произносите звук «Э», тогда активизируется область горла. Вы это с легкостью почувствуете, приложив руки к шее. При произнесении звука «А» благотворное воздействие выражается в области груди. Звуком «О» усиливается сердечное кровообращение. А заключительный звук «У» положительно влияет на нижнюю часть живота.

      Произносить эти звуки надо медленно 3 раза подряд. Если вы хотите ускорить процесс понижения тембра голоса, то произносите в течение дня звук «У»

      В этом упражнении мы будем активизировать область живота и груди. Эффективнее всего этого можно добиться, произнося звук «М» с закрытым ртом.

      Глубоко вдохните и начните произносить звук «М» не открывая рта, пока не закончится воздух. Проделать упражнение нужно 3 раза. Первый раз надо произносить звук тихо. Второй — погромче. А третий так громко, что бы напряглись голосовые связки. Для интереса положите ладонь на живот и ощутите сильную вибрацию.

      В нем мы уделим пристальное внимание звуку «Р». Это звук улучшает четкость произношения нашей речи и делает голос энергичным. Перед этим упражнением нужно провести предварительную подготовку для расслабления языка: прикоснитесь кончиком языка к небу сверху и порычите. Отдохните, сделав вдох, и еще раз порычите. После рыка выразительно и эмоционально произносите слова с буквой «Р»:

      «Упражнение Тарзана» — отличное упражнение для профилактики простудных заболеваний и инфаркта миокарда.

      Встаньте ровно и медленно сделайте глубокий вдох и глубокий выдох. Сожмите свои руки в кулаки. Вдохните и громко произнесите звуки из первого упражнения, но без пауз. Одновременно бейте себя кулаками по груди, так же как это делает Тарзан.

      Это упражнение очистит ваши бронхи и слизистые оболочки, ваше дыхание станет свободным, и вы зарядитесь энергией. Если захочется, можете откашляться. Вечером это упражнение лучше не делать, а то потом вам будет сложно уснуть.

      Явный результат от тренировок наступит через несколько недель. Для интереса можете записать свой голос в начале тренировок и сравнить с тем, что будете через месяц, через два… В сравнении вы заметите насколько ваш голос стал сильнее, как увеличилось общее харизматическое излучение, ваша речь стала более убедительной и лучше воздействует на окружающих.

      Вот уже несколько лет женский журнал JustLady является достойным путеводителем в мире моды и красоты. Мы не просто заполняем интернет-пространство, мы ищем и находим то, что может быть интересно широкой аудитории женщин, желающих быть в курсе самых последних новостей и трендов. Ежедневные обновления женского журнала JustLady позволяют следить за актуальными событиями в мире моды, не пропустить новинки косметики и парфюмерии и узнать о самых эффективных способах поддержания собственной фигуры в форме.

      В журнале JustLady всегда можно подобрать оптимальную для себя диету, решить насущные женские вопросы. Наш женский форум ежедневно расширяется за счет обсуждения самых волнующих тем и становится местом встречи хороших подруг. Журнал для женщин JustLady занимает одни из первых позиций в рейтингах, ведь мы растем сами и помогаем совершенствоваться другим.

      Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию . 18+.

      Все права защищены © OOO «РелевантМедиа». Редакция не несет ответственности за высказывания пользователей сайта в форумах и комментариях. Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на www.justlady.ru.

      Упражнения на развитие тембра голоса Подготовила: студентка специальности 050709 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области. — презентация

      Презентация на тему: Упражнения на развитие тембра голоса Подготовила: студентка специальности 050709 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области. — Транскрипт:

      1 Упражнения на развитие тембра голоса Подготовила: студентка специальности 050709 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования» группы 141 Фетюлиной Н.Е. Преподаватель: Отмахова А.Н.

      2 Тембр – звуковая окраска, характерная для каждого голоса. Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

      3 Упражнение 1 И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э». «А» руки вверх. «О» руки кольцом перед собой. «У» руки рупором. «Ы» руки овалом впереди. «Э» руки овалом сзади.

      4 Упражнение 2 И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 710 секунд.

      5 Упражнение 3 Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мы в лес пойдем (Дети поднимают руки в стороны и вверх) Детей позовем: «Ay! Ay! ». (Делают руки рупором) Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!». Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: « Э__ э__ э__ э ».

      6 Упражнение 4 Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

      7 Упражнение 5 Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-мо, му-му». Рано-рано поутру Пастушок: « Туру-ру-ру!». А коровы вслед ему Замычали: «Му-мууу».

      8 Упражнение 6 Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить одно из следующих слов: «Бимм, бом, бонн, донн». Протяжно произносить последнюю гласную, стараться ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

      9 Упражнение 7 Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары – шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише – шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

      Работа над тембром голоса

      Работа над тембром голоса

      Из опыта работы. Тема: «Работа над тембром голоса». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

      Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Тембр голоса у таких детей тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка. У детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок.

      Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью умения изменять силу и высоту голоса. ДЕТИ недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

      Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то

      кажется тихим и его трудно расслышать.

      Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом

      (это может быть голос животного, например, — му, мяу, и – го-го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би,

      ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук) .

      Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

      Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

      Развитие диапазона высоты голоса

      Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О___». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О___». Руки вверху, высоким голосом: «О___». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту».

      Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т. д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

      Самолет идет на взлет.

      Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

      Самолет летит, в нем мотор гудит.

      Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

      Низким голосом, руки опущены, приседают: «У___».

      Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

      Летит поезд во весь дух:

      Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками.

      Загудел тепловоз: «У-у-у-у».

      Низким голосом, останавливаются и гудят.

      Домой деток повез: «Ду-ду-ду».

      Развитие силы голоса

      Упражнение. Прочитайте тексты,

      меняя в зависимости от содержания силу голоса:

      Была тишина, тишина, тишина.

      Вдруг грохотом грома сменилась она!

      И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

      Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

      Наверно, сейчас барабанить он станет

      Уже барабанит. Уже барабанит.

      Упражнение. Изменение высоты голоса. Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:

      Выработка подвижности голоса

      Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали .

      Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса

      Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О___». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О».

      Работа над тоном речи

      Упражнение. Произнесите фразу Какое платье. так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

      Воспитание интонационной выразительности

      Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой, интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значениеслов и выражает иногда больше, чем слова.

      Учитывая то, что интонация—это единство взаимосвязанных компонентов. звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, включая ударения и логические паузы. Позволяют говорящему выражать различные чувства. При нарушении любого составляющего речь теряет соответствующие свойства выразительности.

      Интонационная выразительность речи это сложный комплекс всех выразительных средств речи, обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов и позволяет избежать монотонности. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

      Мелодика проявляется в повышении и понижении тона голоса. В сочетании ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

      Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи — сообразно ее ритмическому строениюУмение ребенка осознанно и правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

      Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все части проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

      Упражнение на развитие голоса у детей

      Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

      Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония.

      Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

      Коррекционная работа при нарушениях голоса.

      Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

      1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).

      2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).

      3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).

      4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

      Коррекционная работа строится по принципам:

      • Связь с медиками – специалистами.
      • Последовательность, систематичность.
      • Работа начинается с сохранных функции голоса.
      • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
      • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
      • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
      • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

      Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

      Фонопедические упражнения для развития голоса у детей дошкольного возраста, по методу В.В Емельянова.

      Фонопедические упражнения для развития голоса у детей дошкольного возраста, по методу В.В Емельянова.

      Фонопедическое упражнение «Утро»

      — Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

      — Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.» , делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

      — Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.

      Фонопедическое упражнение «Кто как кричит» .

      Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

      Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» :1-й слог высоким голосом ,2-й и 3-й-низким.

      Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.» , опускаясь с высокого звука к низкому.

      Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.

      Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!» , произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

      Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В . Емельянова

      Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

      Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

      Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

      Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

      И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны , то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

      Фонопедическое упражнение по стихотворению С. Данилова «Весна»

      Чей стрекочет каблучок?

      Это звонкая капель!

      Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

      Кто там по снегу прошел?

      Тики-таки! Снег осел,

      Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

      Налился водою снег!

      Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

      Вдаль уносит, чир-лили,

      Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л.» , быстро работая кончиком языка.

      Фонопедические упражнения для развития голоса у детей дошкольного возраста, по методу В.В Емельянова.

      — Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

      — Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

      — Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем

      Номер материала: ДБ-622756

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

      К ак известно, голос служит человеку не только средством передачи информации, но также помогает выражать свои эмоции и чувства. Человеческий голос может быть приятным, мелодичным, сильным или, наоборот, едва различимым, резким и вызывающим раздражение. Развитие голоса полезно для любого человека. Счастливчиков, от природы обладающих звучным низким голосом, единицы, а что же делать остальным, кто также хотел бы красиво говорить? Ни в коем случае не стоит сдаваться! Голос можно и нужно развивать, это всего лишь результат работы мышц гортани, груди, а также правильного дыхания. Давайте обратимся за советом к экспертам и узнаем, как развить голос, чтобы обрести уверенность в себе и популярность среди окружающих.

      Прежде чем ответить на вопрос о том, как поставить голос, предлагаем Вам разобраться в том, какие характеристики имеет наш голос. Есть такое понятие, как полетность голоса – это способность голоса заполнять пространство. При этом полетность вовсе не означает громкость, как думает большинство людей. Голос может быть полетным, но при этом совершенно негромким. Бывает и обратная ситуация, когда вроде громкий голос, поражающий своим звучанием, «добивает» максимум до 4-го ряда в зале.

      Следующая характеристика голоса – это его громкость. Данную характеристику можно отработать довольно легко и быстро. Дыхание и голос напрямую связаны между собой, поэтому, чем больше и правильнее Вы работаете над постановкой своего дыхания, тем скорее Ваш голос зазвучит ярко и громко. Для того чтобы развить громкость голоса, нужно работать над глубиной дыхания, увеличивая активный объем легких. Для этих целей идеально подходят занятия бегом, плаванием, футболом, боксом и прочими физическими нагрузками, требующими продолжительного глубокого дыхания.

      Последняя в нашем списке характеристика голоса – это его тембр. В отличие от предыдущих двух, тембр голоса полностью природное качество, на которое крайне сложно воздействовать. Однако техника голоса может быть скорректирована путем углубления голосового звучания и отработки дикции. Если Вы сознательно будете говорить негромко и как можно глубже, т.е. пользоваться низким диапазоном звучания, Ваш голос будет автоматически восприниматься как грудной низкий и приятный, что, в конечном счете, повлияет и на его тембр.

      Подытоживая вышесказанное, отметим, что постановка голоса – кропотливая трудоемкая работа, которая требует к себе серьезного разностороннего подхода. Вам придется трудиться на протяжении длительного времени (от 6-ти месяцев и более) ежедневно, лучше всего по утрам, выполняя разнообразные упражнения, которые будут описаны ниже, а также занимаясь спортом для улучшения общего состояния физического здоровья и объема легких, в частности.

      Упражнения для голоса

      В современном мире существуют различные техники постановки голоса, у каждой из которых есть свои приверженцы и противники. Если собрать их воедино, то можно сделать вывод, что все упражнения для голоса можно поделить на несколько категорий.

      Первая категория – дыхательные упражнения для развития голоса. Для их выполнения Вы должны встать перед зеркалом и сделать глубокий вдох, а на выдохе произнести звуки в следующей последовательности: «и», «э», «а», «о», «у» на одном выдохе. Звук «и» — самый высокий, с него и начинайте упражнение, чтобы постепенно развивать диапазон звучания Вашего голоса. Звук «э» нужен для того чтобы активизировать область горла и шеи, звук «а» «спускается» в область грудной клетки, а произнесение звука «о» нужно для укрепления сердца и улучшения его кровообращения. Звук «у» нужен для разработки диафрагмального дыхания. Каждый звук Вы должны повторить по 3 раза. Если Вы ставите своей задачей углубление голоса, повторяйте звук «у» чаще.

      Еще одно упражнение по активизации области живота и груди – произнесение звука «м». Вам стоит повторить это упражнение трижды, причем сначала очень тихо, постепенно увеличивая громкость. Чтобы проверить, правильно ли Вы делаете, положите ладони на живот, если Вы ощущаете вибрацию, значит, все правильно.

      Заключительное упражнение для развития силы дыхания называется «Тарзан». Для его выполнения Вы должны встать прямо и вначале глубоко выдохнуть, а потом вдохнуть. Далее нужно сжать руки в кулаки и проговаривать все звуки из предыдущего упражнения в той же последовательности, одновременно колотя себя кулаками по груди. В результате Ваши легкие очистятся от слизи, а дыхание станет свободнее.

      Другая категория упражнений по развитию голоса — упражнения по произнесению разных звуков. О них мы подробно писали в статье о развитии дикции. Здесь лишь упомянем, что для улучшения произношения полезно читать скороговорки с теми буквами, которые вызывают у Вас наибольшие затруднения, а также больше декламировать и читать вслух, внимательно вслушиваясь в звучание собственного голоса, приложив одну руку к уху, а второй рукой сымитировав микрофон. Так Вы поймете, как слышат Ваш голос окружающие, и сможете точнее его откорректировать.

      Общеполезной считается зарядка для лица, целью которой является освобождение горла и передача основной работы по произнесению слов губам и диафрагме. С помощью этой зарядки Вы натренируете свои связки, и они будут меньше утомляться. Вам нужно медленно и отчетливо произносить слоги «кью» и «икс», округляя губы на «кью» и растягивая их в улыбке на «икс».

      Следующее упражнение для зарядки – читать любой текст, но без произнесения согласных, в течение 5-10-ти минут. После того, как Вы отработаете текст без согласных, читайте его полностью, отрабатывая произношение согласных.

      Для проверки обязательно запишите свой голос на пленку в начале занятий, чтобы через 2-3 недели услышать улучшения. Со временем Вы почувствуете, что лучше управляете своим голосом, а он отвечает Вам приятным тоном и отчетливым звучанием.

      Источники:

      https://studfiles.net/preview/5873952/page:8/

      http://vylechitrebenka.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-sily-golosa-detej.html

      http://kakvyrastitrebenka.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-razvitija-tembra-golosa-detej.html

      https://sites.google.com/site/gkfjjkf/razvitie-golosa

      https://infourok.ru/fonopedicheskie-uprazhneniya-dlya-razvitiya-golosa-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-po-metodu-vv-emelyanova-2044757.html

      Развитие голоса