Упражнения для детей 5 лет для развития речи

Как научить ребенка 5 лет разговаривать

В этом возрасте словарный запас быстро и активно развивается, но крайне важно, чтобы ребенок говорил правильно и чисто. Поэтому, родителям часто советуют, как научить ребенка правильно разговаривать в 5 лет. Прежде всего, в разговоре с ребенком нужно употреблять обычные слова, не нужно их коверкать, менять и разговаривать с крохой на детском языке. Важно внятно произносить слова, чтобы ребенок их мог хорошо расслышать. Часто дети ленятся говорить, и тогда нужно подумать, как заставить ребенка говорить в 5 лет. Для этого нужно сделать вид, что вы не можете понять жесты и движения ребенка, просите его подробно объяснить словами, что он хочет, подробно рассказать, о том, что ему требуется. Сразу же в разговоре поправляйте ошибки.

Полезными для стимуляции речи и развития зубочелюстного речевого аппарата будут специальные упражнения. Они несложные и их можно проводить в игровой форме. Надувайте с ребенком щечки, активно выпускайте воздух, перекатывайте воздух из-за одной щеки в другую, высовывайте язык, тянитесь им до носа подбородка, жужжите, гудите и пойте.

Еще одним секретом, как стимулировать речь малыша в 5 лет, является чтение книг и стихов, пересказ прочитанного и вопросы по сказкам. Стихи с крохой можно учить наизусть, повторяя как можно чаще. Вообще, нужно как можно больше говорит с ребенком, стимулируя его к общению и активному рассказу по картинкам и словам, описывая предметы.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он ошибается в речи, или произносит неправильно слова, важно поправлять его мягко и тактично. Занятия по развитию речи должны иметь непринужденную игровую форму, без напряжения со стороны ребенка. Важно также для того, чтобы активно развивалась речь, заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

Игры для развития речи детей 5 лет

Крайне полезными для ребенка будут особые игры развивающие речь ребенка в 5 лет. К ним относят многочисленные варианты диалогов, к примеру, называть к предложенным словами уменьшительные, антонимы, синонимы. К примеру «машина- машинка», «горячий – холодный», «ребенок, дитя, малыш». Можно меняться с ребенком ролями, сначала вы задаете слова, он отвечает – потом, наоборот.

Можно играть в игры «я загадаю предмет в комнате», чтоб ребенок его угадал, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Также можно играть в обобщающие слова – одним словом заменять описания («котлета из мяса говядины – говяжья»). Можно также предлагать ребенку профессии, для которых он должен подобрать слова, которые необходимы для данной профессии, также можно предлагать ситуации – что нужно взять с собой в поход, на прогулку и тд.

Не менее полезны упражнения для ребенка 5 лет для речи. К ним относят специальную артикуляционную гимнастику, произношение определенных звуков и слогов. Это длительное произношение гласных или согласных, цепочек из букв, слогов. Полезными будут упражнения для мышц языка и губ, щек, проводящиеся под музыку в игровой форме. Методики этих упражнений можно найти самостоятельно или их покажет специалист на консультации. Все занятия должны проводиться без нажима, в игровой форме и несколько раз в день. Постепенно контролируйте речь малыша, вовремя исправляйте ошибки и скоро все исправится.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.

— Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!

(Дети перечисляют слова на заданный звук.)

— Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на [о] мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

3. «Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)

Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

1 — й вариант. Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево.

Примерные высказывания детей:

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

2 — й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают, кружатся по группе под слова педагога:

Тихо листики летали,

Очень листики устали.

Отдохнуть они хотят.

Вот и просят ребят: ….

Далее воспитатель говорит каждому ребенку (или группе детей, куда отнести и положить листья: Даша (Данила, Лиза, Артем, положи (те) меня (нас) под ковер (стол)», и т. д. Игра повторяется 3- 4 раза.

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

Фрукты – груша и т. д.

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:

— Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…

8. «Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)

Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.

Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу, например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.

Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.

В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах — с помощью нити, веревочки.

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.

Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

— Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

Он этот букет (хочет) подарить … .

Она этот букет (хочет) подарить … .

Они этот букет (хотят) подарить … .

Вы этот букет (хотите) подарить … .

Мы этот букет (хотим) подарить … .

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки — та,

Ли – за и т. д. В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов (включить в отработку предлоги из — за, из – под).

Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

— Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку). Затем педагог объясняет задание:

— Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»

Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.

— Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, Но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

— Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)

Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.

Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.

Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.

Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю. Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.

Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных.

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом). Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.

Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры. Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

Цель: активизировать словарь детей.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

— Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг. Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, — подпрыгивает; тот, у кого два слога, — выходит в центр; тот, у кого три слога, — приседает.

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).

Детям предлагается картинка с контуром ракетой. В коробочках лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники — по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт., на каждого ребенка). Дети анализируют изображение: предполагают, из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры в нужном количестве и сложить ракету.

В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет, что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

а) для сеток в один ряд:

красные круги и квадраты: круг — квадрат – круг – квадрат и т. д.

синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат — круг – круг – квадрат – и т. д.

б) для сетки в два ряда:

зеленые круги и квадраты: круг — квадрат – круг, круг — квадрат – круг и т. д.

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет Дидактические игры и упражнения для детей 5-6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду. Ход.

Речевые игры по словообразованию по теме «Игрушки» 1. «Из чего – какой?» (Словообразование относительных прилагательных). Мишка из плюша – плюшевый мячик из кожи – кожаный домик из пластмассы.

«Бабочка». Речевые игры * Бабочки чрезвычайно привлекательные создания; трудно поверить, что они начинают жизнь ползучими гусеницами и только позже превращаются.

Речевые игры для дошкольников Речь ребенка развивается во всех видах деятельности. Главной и ведущей формой является игра. В детском саду в группах имеется много игр.

Речевые игры «Гусеница» * Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют голову, а туловище их состоит из двенадцати члеников, на трёх передних помещаются настоящие.

Речевые игры «Муравьи» * Муравьи живут обществами. Голова у муравьёв сравнительно велика. Челюсти сильно развиты, обыкновенно широкие, плоские, на внутреннем крае.

Речевые игры «Насекомые» Игра «Один – много». Одна бабочка – много бабочек один шмель – много шмелей Игра «Эхо» (образование форм прошедшего времени глагола). Бабочка.

Речевые игры «Пчела» * Если в теплый летний день вы услышали деловое гудение, то это означает, что поблизости летает пчела, только что выбравшаяся из цветка,.

Речевые игры в режимных процессах Приветственная игра «Здравствуйте!» Игра проводится утром перед зарядкой. Дети становятся в круг. Воспитатель-Здравствуйте, девочки!-машет.

Речевые упражнения — одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Это вызвано целым рядом объективных причин. Слабое.

Упражнения для развития речи у детей 5го года жизни

Упражнения на дыхание:

Поупражняйте ребёнка в плавном, продолжительном выдохе, используя такие задания:

1. Снежинки. Положить на ладонь ребёнка комочек ваты и сказать: «Это у нас снежинка. Посмотрим, как она летает.» Взрослый показывает, как сдуть «снежинку». Вдох через нос, выдох только через рот – плавный, длительный.

2. Листочки. Из зелёной бумаги вырезать листья и ниткой привязать к карандашу. Когда ветер дует, листья колышутся. Взрослый показывает, как дуть на листочки.

3. Дутьё на горячий чай

4. Футбол. Загонять воздушной струёй комочки ваты («футбольные мячи») в ворота. Ворота можно сделать из кубиков и т.д.

5. Надувание воздушных шариков

Развитие голосового аппарата:

1. Поупражняйте ребёнка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно и обязательно выразительно. Прочитайте стихотворение, предложите ребёнку повторить его сначала медленно, потом быстрее, соблюдая вопросительную интонацию в соответствующих строках.

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем – щи варил.

— С этим братцем — кашу ел.

— С этим братцем – песни пел.

Во время чтения стихотворения малыш поочерёдно загибает пальчики. Пальчиковые игры очень полезны для развития речевых центров мозга. Предлагайте их малышу почаще.

Кто, кто в этой комнате живёт?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

Это Машенька проснулась, с боку на бок повернулась.

И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала.

2. Предложите ребёнку рассказать стихотворения с различной громкостью и выразительно.

(это стихотворение произносится тихо)

Тише, жабы, ни гу-гу

Ходит цапля на лугу

Чтобы не было беды

Наберите в рот воды.

Мышонок встал на цыпочки,

Он роста невеликого,

Играет он на скрипочке,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

3. Выучите вместе с малышом стихотворения, а затем прочитайте их выразительно по ролям:

Ребёнок: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

Взрослый: На речку.

Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

Взрослый: За водичкой.

Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Взрослый: Цыпляток поить.

Ребёнок: Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

Разговор с весной

Взрослый: Ну, весна, как дела?

Ребёнок: У меня уборка.

Взрослый: Для чего тебе метла?

Ребёнок: Снег мести с пригорка.

Взрослый: Для чего тебе ручьи?

Ребёнок: Мусор смыть с дорожек?

Взрослый: Для чего тебе лучи?

Ребёнок: Для уборки тоже. Всё промою, просушу – Вас на праздник приглашу.

Развитие слухового внимания:

1. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Путаница». Предложите ребёнку найти несоответствия в тексте (Что неправильно?), а затем назвать нужные звукоподражательные слова и чётко произнети в них звуки.

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква-ква-ква!

Взрослый спрашивает: «Разве свинки мяукают? Что делают свинки?» Верно, хрюкают. Как они хрюкают? Ребёнок: — Хрю-хрю-хрю. и т.д.

Так взрослый строит с ребёнком беседу, а ребёнок старается заметит смысловые несоответствия. Малыш внимательно вслушивается в текст, указывает на смысловые неточности, воспроизводит нужные звукоподражания, упражняясь таким образом в чётком произнесении звуков.

2. Предложите ребёнку отгадать, кто квакает, хрюкает, мычит, лает, мяукает – взрослое животное или детёныш. Например, взрослый произносит громко: «Ква-ква-ква!», — и спрашивает ребёнка: «Кто это?». Ребёнок отвечает: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочитание тихо и более спокойным голосом. Спрашивает у ребёнка: «Кто это?» Ребёнок отвечает: «Это лягушонок». и т.д.

3. Игра «Найди ошибку». Подготовьте картинки или игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ёжик и т.д. Взрослый показывает картинку или игрушку и называет действие, которое производит это животное. Если действие неправильное, то ребёнок хлопает в ладоши.

Взрослый: «Коза читает».

Ребёнок хлопает в ладоши.

Взрослый: «А что может делать коза?»

Ребёнок: «Ходить, щипать травку, бодаться»

Взрослый: «Кошка летает»

Взрослый: «А что может делать кошка?» и т.д.

4. Игра «Секрет». Взрослый шёпотом произносит пары слов, а ребёнок внимательно слушает их и тоже шёпотом повторяет: кошка – мошка, ножка – ложка, сук – лук, мишка – мышка, чайка – гайка, коза – лоза, рука – руки, коза – коса, бок – бук, кот – кит.

Все эти упражнения легко становятся увлекательными и любимыми играми для ребёнка и одновременно помогают отличному развитию его речевого аппарата, произношения и дикции. Пятый год жизни – ключевое время, в которое практически завершается становление этих функций и происходит закрепление. Ошибочное произношение и плохую дикцию, конечно же, можно будет откорректировать и позже, в 6-8 лет, но это потребует гораздо больше времени и усилий. Поэтому лучше помочь ребёнку в развитии речи прямо сейчас!

Задания для развития речи ребенка 5-6 лет

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс. Вы сможете заранее устранить возможные проблемы и обеспечить малышу успешное обучение.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

Ориентиры нормального речевого развития ребенка перед поступлением в школу

1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т. д.).

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

Развитие речи у младших дошкольников

Речевое развитие у детишек 4-5 лет

По мнению специалистов, развитие речи у детей 4-5 лет должно находиться на достаточно высоком уровне, при котором малыш способен разговаривать практически чисто. Многие мамы и папы не придают внимания дефектам в разговоре ребенка, однако, если малыш разговаривает с ошибками, скорректировать недочеты лучше до начала школьных лет. Важно, чтобы речь ребят дошкольного возраста была связной и последовательной, с правильно примененными фразами и звуками.

Особенности речи детишек в дошкольный период

В период 4-5 лет дети, даже с хорошими речевыми навыками, еще не совсем понимают, что слова составлены из отдельных звуков. Но если родители и воспитатели привлекут внимание малыша к звуковой особенности родного языка, эта сторона вызовет интерес крохи. Не все малыши этого возраста одинаково успешно владеют речью. Если во время формирования устной речи произошли какие-то сбои, дальнейшее усвоение письма для малыша станет сложной задачей.

Развитие речи у детей 4-5 лет выходит на тот уровень, когда малыш получает способность вести разговор со взрослыми на отвлеченные темы, а диалог набирает внеситуативно-познавательный характер. В словарном запасе дошкольника появляется нужное количество слов и грамматических знаний становится достаточно для правильного построения предложений. Осваивая новые лексические единицы, чадо запоминает их, осмысливая фонетическую особенность. В памяти малыша между словами и предметами, явлениями и действиями формируется тесная связь. В этот период многие дети создают слова, отсутствующие в языке.

Вместе с этим ищут и читают:

Фонетические и грамматические умения деток 4 лет

Расширение словарного запаса крохи в дошкольный период дополняется овладеванием грамматикой родного языка. Можно заметить, что, общаясь со взрослыми, малыш все чаще дает развернутые ответы на вопрос, а предложения включают в себя более пяти слов. В активной речи ребенок 4 лет преимущественно использует простые члены, глаголы и существительные во множественном числе. Этот возраст становится временем, когда ребята осваивают сравнительную степень наречий и прилагательных, применяя в общении и краткие причастия.

Проявляя интерес к фонетической стороне слов, малютка начинает изменять некоторые слова, используя аналогию с другими. Такое речевое творчество не всегда, оказывается удачным. Нередко в речи можно заметить грамматические ошибки: слова согласованы неверно, неправильно использованы окончания, путаются несклоняемые имена существительные. В речи деток этого возраста еще слишком много ситуативных опор, поэтому крохе так сложно самостоятельно описать события, в которых он был, или пересказать сюжет сказки.

Видео: Чтение и упражнения

Речевые способности в пять лет

Если активно использовать в практике задания, упражнения и стихи для детей 4-5 лет по развитию речи, можно заметить, как пятилетний малыш успешно развивается в речевом и умственном плане. Ребенок получает способность выделять важные качественные характеристики предметов и делать между ними связь. Речь в дошкольном возрасте становится богатой, точной и разнообразной. Отмечается повышенный интерес дошкольника к тому, как разговаривают взрослые, поэтому кроха все чаще дослушивает ответы, не перебивая говорящего.

Пятилетний возраст является временем, когда дети постепенно овладевают навыками монологической речи. При этом многие детки еще неспособны без помощи родителей составить устный рассказ или пересказать текст сказки. Пятилетний малыш уже узнает звуки в словах, поэтому с ним можно проводить упражнения на подбор слов с указанным звуком и рассказывать стихи.

В конце пятого года практически все детки правильно произносят сочетания звуков родного им языка. Не страшно, если ребенок еще неидеально справляется с произношением шипящих звуков и звука “р”. При правильном развитии речи, кроха начинает говорить практически чисто, без ошибок. В этот период дети разговаривают активнее, используя монологи чаще ситуативного характера, придумывают собственные стихи. В четыре-пять лет очень важно устранить имеющиеся речевые дефекты, чтобы в школе малыш успешно продолжал развитие речи, внимания и памяти. В конце пятого года дети учатся анализировать собственную речь и критично рассматривать то, как разговаривают их сверстники.

Упражнения для развития речи ребенка в 2 и 3 года

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

Упражнения для развития речи ребенка: рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи ребенка стимулировали развитие у него речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи ребенка. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Упражнения для развития речевых навыков ребенка 2 лет

Все упражнения для речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание.

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса.

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для речи ребенка 2 лет для формирования правильного звукопроизношения.

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речи ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.

Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.

«Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.

«Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».

Игры, задания и упражнения для развития речи. Ч.1.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

Малышу от года до трех лет необходимы занятия с развивающими игрушками, чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, мяу), упрощенные слова (бух, ляля).

Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).

Кроме голоса следует развивать дыхание.

Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.

У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а такжемассаж кистей рук и пассивную, а затем и активную пальчиковую гимнастику.

Мозг ребенка – очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.

Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»

? Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

? Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)

Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.).

Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»

Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.

? Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)

Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).

Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»

Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.

? Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)

Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).

Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.

Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

? С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)

Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.

Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)

Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.

Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.

На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.

? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)

С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:

– Вот кошечка бежит – топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит?

– Мяу-мяу! Кушать хочу!

– Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.)

– Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

– Э-э-э! Кушать хочу!

– Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.

Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет)

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д.

Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Слушай и выполняй (с 2 лет)

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет)

Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».

Такие же действия произведите с остальными игрушками.

? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Игрушки-шалуны (с 2 лет)

Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»

В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

Кто за дверью? (с 1 года)

Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»

В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.

Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»

? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? (с 1 года)

Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»

Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

Музыкальные игрушки (с 1 года)

Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

Голоса животных (с 1 года)

Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.

Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Кто в сказке живет? (с 1 года)

После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.

Заводные игрушки (с 1 года)

Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.

В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т. д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.

Источники:

https://detstrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/kak-nauchit-rebenka-5-let-razgovarivat/

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-rechevye-igry-i-uprazhnenija-dlja-detei-5-6-let.html

http://www.uaua.info/razvitiye/shkolny-vozrast/article-9148-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-u-detey-5go-goda-zhizni/

https://www.razumeykin.ru/zadaniya/dlya-detej-5-6-let/razvitie-rech

https://babybrainy.ru/razvitie/razvitie-rechi-u-detej-4-5-let.html

http://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhnenija-dlja-razvitija-rechi-rebenka-v-2-i-3-goda.php

https://m.baby.ru/blogs/post/92741291-6975143/