Упражнения для развития голоса детей

Упражнения для развития голоса

Упражнения для развития голоса

Упражнения на развитие голоса

«Открываем скрипучую дверь»

Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь. Как бы она сначала никак не поддаётся, а потом всё же её удалось открыть.

Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Изображаем голосом и показываем рукой, как бы рисуя в воздухе. Чем выше рука. тем выше голос, и наоборот. Например, «домик с трубой», «зайчик с длинными ушами», «динозаврик».

В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.

«Катаемся на лифте»

Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко).

Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко.

Дети аукаются в лесу.

Зовёт маму тихо, затем погромче «м-а-а-ам, дай молока!»

Расслабление голосовых связок, медленно, как пузырьки.

«От шёпота до крика»

Произносим любое слово.

Распевки с элементами игры

Цель. Развивать детский голос.

Задачи. Стимулировать детей к поиску яркого, выразительного пения. Обогащать музыкально – слуховые впечатления. Добиваться чистоты интонирования. Развивать импровизацию и творческое воображение.

«Пение по сигналу»

Цель. Быстро ориентироваться по обстоятельствам.

Ход игры. Педагог держит зелёный флажок – дети поют заданный текст; педагог держит красный флажок – дети молчат.

«Пение с закрытым ртом»

Цель. Вырабатывать подвижность голоса.

Ход игры. Педагог просит детей спеть с закрытым ртом. Исполнение должно быть ровным, в умеренном темпе. Во второй раз упражнение исполняется чуть быстрее, с усилением громкости к верхнему звуку.

«Найди попевку по карточкам»

Цель. Развивать память и музыкальный слух.

Ход игры. Педагог показывает карточки с иллюстрациями к знакомым детям попевкам. Дети должны по рисунку узнать попевку и спеть её.

Цель. Вырабатывать динамический и мелодический слух. Формировать способность к взаимодействию с партнёрами.

Ход игры. Педагог предлагает одному ребёнку стать «дирижёром». Остальные дети должны петь по его команде. «Дирижёр» показывает, когда вступить и как петь (тихо или громко, побуждая детей петь в соответствии с его жестами.

«Езда на автомобиле»

Цель. Развивать голос и его вибрацию.

Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле. Едем по ровной гладкой дороге, объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет. Едем на большой машине, едем на маленьком автомобильчике.

Цель. Вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры. Педагог предлагает спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса.

Упражнения для развития внимания детей 3–4 лет Задачи: Обучающая: — познакомить детей с техникой ТСО- компьютером через игровые задания; — расширять знания об объектах природы; — расширять.

«Волшебная труба» для развития голоса Волшебная труба» для развития голоса. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться некоторыми приёмами, которые помогают мне объяснять детям, как.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов. Автор: Воспитатель логопедической группы.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения для развития памяти и речи «На лугу». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «На лугу»: Вот коровка на лугу, Говорит барашку: «Му!» А барашек ей в ответ:.

Игры и упражнения для развития слухового внимания П р и м е р ы у п р а ж н е н и й. · «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора,.

Консультация для музыкальных руководителей «Особенности развития детского голоса» Всем давно известно, если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Если это пение, то.

«Путешествие в лес за грибами». Сюжетные упражнения для развития речи Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»(формирование элементарных математических представлений,.

Технологии развития речевого дыхания и голоса Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Вы сможете развить свой голос при помощи приведенных в этой статье упражнений подобно тому, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции — выразительнее, а экспрессивность — убедительнее.

Положительный дополнительный эффект выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того как будет развиваться ваш голос, будет совершенствоваться и ваша личность.

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного. Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова. Благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет, все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом, тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Упражнения тембр голоса детей

Прежде чем начать выполнять упражнения для голоса, нужно узнать о том, каких результатов вы добьетесь. Помимо улучшения тембра голоса и интонаций существует еще и дополнительный положительный эффект. Заключается он в том, что вы будете чувствовать прилив сил. Для достижения максимального эффекта, упражнения нужно выполнять каждый день и лучше утром. Психологи считают, что кроме улучшения голоса, улучшается самочувствие и совершенствуется личность. Итак, не будем продолжать интригу, а начнем заниматься.

Вам нужно встать перед зеркалом. Глубоко вдохните и начинайте произносить каждый звук до тех пор, пока у вас не закончится дыхание. Следующие звуки нужно произносить поочередно:

Эту последовательность нужно строго выполнять, т.к. она начинается с самого высокого звука «И». Для интереса можете положить ладонь сверху на голову, и вы ощутите вибрацию от произносимого вами звука. Это говорит о том, что становится более интенсивным кровообращение.

Когда вы произносите звук «Э», тогда активизируется область горла. Вы это с легкостью почувствуете, приложив руки к шее. При произнесении звука «А» благотворное воздействие выражается в области груди. Звуком «О» усиливается сердечное кровообращение. А заключительный звук «У» положительно влияет на нижнюю часть живота.

Произносить эти звуки надо медленно 3 раза подряд. Если вы хотите ускорить процесс понижения тембра голоса, то произносите в течение дня звук «У»

В этом упражнении мы будем активизировать область живота и груди. Эффективнее всего этого можно добиться, произнося звук «М» с закрытым ртом.

Глубоко вдохните и начните произносить звук «М» не открывая рта, пока не закончится воздух. Проделать упражнение нужно 3 раза. Первый раз надо произносить звук тихо. Второй — погромче. А третий так громко, что бы напряглись голосовые связки. Для интереса положите ладонь на живот и ощутите сильную вибрацию.

В нем мы уделим пристальное внимание звуку «Р». Это звук улучшает четкость произношения нашей речи и делает голос энергичным. Перед этим упражнением нужно провести предварительную подготовку для расслабления языка: прикоснитесь кончиком языка к небу сверху и порычите. Отдохните, сделав вдох, и еще раз порычите. После рыка выразительно и эмоционально произносите слова с буквой «Р»:

«Упражнение Тарзана» — отличное упражнение для профилактики простудных заболеваний и инфаркта миокарда.

Встаньте ровно и медленно сделайте глубокий вдох и глубокий выдох. Сожмите свои руки в кулаки. Вдохните и громко произнесите звуки из первого упражнения, но без пауз. Одновременно бейте себя кулаками по груди, так же как это делает Тарзан.

Это упражнение очистит ваши бронхи и слизистые оболочки, ваше дыхание станет свободным, и вы зарядитесь энергией. Если захочется, можете откашляться. Вечером это упражнение лучше не делать, а то потом вам будет сложно уснуть.

Явный результат от тренировок наступит через несколько недель. Для интереса можете записать свой голос в начале тренировок и сравнить с тем, что будете через месяц, через два… В сравнении вы заметите насколько ваш голос стал сильнее, как увеличилось общее харизматическое излучение, ваша речь стала более убедительной и лучше воздействует на окружающих.

Вот уже несколько лет женский журнал JustLady является достойным путеводителем в мире моды и красоты. Мы не просто заполняем интернет-пространство, мы ищем и находим то, что может быть интересно широкой аудитории женщин, желающих быть в курсе самых последних новостей и трендов. Ежедневные обновления женского журнала JustLady позволяют следить за актуальными событиями в мире моды, не пропустить новинки косметики и парфюмерии и узнать о самых эффективных способах поддержания собственной фигуры в форме.

В журнале JustLady всегда можно подобрать оптимальную для себя диету, решить насущные женские вопросы. Наш женский форум ежедневно расширяется за счет обсуждения самых волнующих тем и становится местом встречи хороших подруг. Журнал для женщин JustLady занимает одни из первых позиций в рейтингах, ведь мы растем сами и помогаем совершенствоваться другим.

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию . 18+.

Все права защищены © OOO «РелевантМедиа». Редакция не несет ответственности за высказывания пользователей сайта в форумах и комментариях. Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на www.justlady.ru.

Тембр, красота и благозвучностью голоса

Сегодня мне хотелось бы затронуть вопрос, связанный с тембром, красотой и благозвучностью нашего голоса. Часто говорят, что женщина любит ушами, а мужчина — глазами. Но у меня такое ощущение, что ушами любят все поголовно, а глазами — выборочно, эстеты и особо избалованные любители прекрасного.

Итак, голос важен для всех, для певцов особенно. А для простых людей — не музыкантов -красота голоса также важна, потому что от того, благозвучна ли Ваша речь или нет, зависит, полюбит Вас девушка или нет, проникнется ли симпатией директор или Вы ему сразу же не понравитесь, будет ли испытывать доверие клиент, или, напротив, от Вас сразу же отвернуться и захлопнут перед носом дверь.

Давайте разберем голос с позиции музыкальной, хотя этот подход, я думаю, и для обыкновенной жизни будет весьма полезен.

Итак, как мы уже говорили ранее, голос различают по высоте и тембру. Женские голоса выше мужских, хотя низкие женские голоса — контральто и высокие мужские — тенора иногда весьма схожи по звучанию, даже так, что их бывает трудно различить.

Когда ребенок в детстве начинает заниматься музыкой и пением, то весьма вероятно, что его диапазон разовьется достаточно хорошо, и он к 12-13 годам научится пользоваться не менее полуторами октав. То есть человек, повзрослев, сможет владеть как высокими интонациями своего голоса, так и весьма низкими — глубокими и мягкими. Но, к сожалению, в силу каких-то причин — воспитания, привычки говорить так или иначе, окружения, профессии — люди порою используют в обычной разговорной речи очень небольшой, прямо скажем, скудный диапазон. Некоторые женщины, к примеру, склонны переговариваться в автобусе визгливыми, тоненькими голосами:

‘А я на распродаже купила такие кофточки! Супер!’

‘А я сапожки высокие — класс. ‘, — еще более тонким и пронзительным, ‘школьным’ голоском вторит приятельница.

Дамы разговаривают так, что кажется, будто у них совсем нет в природе голоса глубоких, красивых обертонов. Но на самом деле это не так. Если провести с женщинами из автобуса небольшой вокально-речевой тренинг, то у них неожиданно обнаружатся и мягкие, низкие нотки в их голосе. А ведь медленная речь, не резкий и не визгливый голос действуют на окружающих успокаивающе и умиротворяюще.

Невероятные крики детей в общеобразовательной школе, когда они ‘отдыхают’ на переменах, как показали исследования, повышают уровень раздражительности учителей. Педагоги начинают нервничать от визга школьников, срываются и начинают кричать на подопечных порою не менее высокими и резкими голосами. А дети, в свою очередь. заводятся. И получается замкнутый круг. А выход из него — понижение интонации голоса, уменьшение темпа речи. Для того, чтобы достигнуть таких умений, существуют специальные вокально-речевые упражнения.

Надо сказать, что среди профессионалов различают так называемый ‘поставленный’ голос (им пользуются певцы, лекторы, ведущие и артисты), и ‘непоставленный’ — обычный, бытовой.

Каковы же признаки поставленного голоса? Это, прежде всего, красивый тембр, настолько, насколько позволяют природные качества человека. Это сила голоса (попробуйте-ка, как оперный певец, перепеть оркестр, играющий forte из оркестровой ямы). Тут и особая способность долго выдерживать звуки. А это качество нарабатывается при помощи определенных упражнений с дыханием.

Чтобы звук хорошо был слышен в огромных и даже в средних размеров залах и аудиториях, голос должен еще обладать так называемой ‘полетностью’. Что такое полетность? Это, когда Вы, заблудившись в лесу, кричите, и Ваше ‘Ау!’ все сразу слышат, потому что звук хорошо летит. А иные кричат, вроде громко стараются, а голос как будто бы застревает и падает недалеко от крикуна. Полетность звука складывается из разных вещей. Это и работа резонаторов, и правильное дыхание, и мастерское умение округлять и посылать звук.

Для того, чтобы голос сильно и красиво звучал, необходимо уметь пользоваться регистрами. Певцы, принадлежащие к сильной половине человечества, как правило, умеют в той или иной ситуации использовать грудной (насыщенный и богатый) регистр голоса, и фальцентный (высокий, менее яркий). Женщины-вокалистки, передавая чувственность романсов или драматизм оперных партий, пользуются и головным (высоким) регистром, и грудным (низким), а также центральным (соединяющим головной и грудной регистры).

Умение вовремя перейти в тот или иной регистр, понизить или повысить голос, уменьшить громкость или замедлить темп пения или речи — это и есть в общих чертах мастерское владение голосом. Голос передает те или иные ощущения и переживания. Голос может возбудить чувства, может успокоить. Голос, в конце концов, может просто влюбить в себя.

При постановке голоса педагог обычно преследует много частных задач, которые впоследствии, при их суммировании, обязательно приведут к желаемому результату.

Упражнения даются, например, на выработку у певца или чтеца умения посылать звук именно прямо, а не вниз или вбок. Среди задач, кроме всего прочего, и избавление от неадекватной мимики во время речи, от закрепощенности гортани, от неверной артикуляции.

И еще несколько моментов, связанных с постановкой голоса. Что часто мешает пению? От чего иногда голос, когда человек просто говорит, скрежещет, как наждачная бумага, или хрипит, как лопата дворника по утрам. Отчего некоторые гнусявят, а другие шепчут и быстро устают — голос садится.

Причиной всех этих неприятностей являются разные вещи. Среди них и неправильная поза тела, и зажимы, и привычка неудобно держать шею, голову, подбородок. Часто человек не осознает, как он мешает себе сам красиво и внятно говорить. Конечно же, здесь и неправильное дыхание, и неумение пользоваться резонаторами, регистрами, и различными красками тембра голоса.

Что касается дыхания, то певцу его нужно постоянно тренировать, делая дыхательные упражнения. Ведь ему важно понимать, как координируют диафрагма, грудная полость, легкие и рот.

Для правильного дыхания, для хорошего владения голосом важна и хорошая тренировка мышц, участвующих в дыхании. Только при умелом использовании грудного, диафрагменного и реберного дыхания можно найти в пении и в речи твердую опору, избавившись от поверхностного дыхания, которое и служит порою причиной слишком тихого, не полетного, не окрашенного тембрально голоса.

Говорить о голосе и вокале можно бесконечно. Тут и вокальные упражнения, и уроки актерского мастерства, и ораторское искусство. Пение с детьми, выравнивание речи у взрослых.

Столкнувшись с тем, что у подписчиков рассылки возникли вопросы по теме ‘Постановка голоса’, и появились заинтересованные в том, чтобы улучшить собственные вокальные данные, я решила создать дистанционное обучение для тех, кто хочет облагородить свой голос. Кому-то это нужно просто ‘для жизни’. Ну, и естественно, для тех, кто желает приобрести вокально-речевые навыки для любительских или профессиональных целей.

Какие виды тембров голоса существуют?

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с тренировкой дикции -секрет завораживающего звучания голоса.

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
  • 2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:

    • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
    • меццо-сопрано;
    • контральто. Это низкий голос.
    • От чего зависит тембр?

      Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

      Воспользовавшись рекомендациями преподавателя по вокалу, вы без особых трудностей сможете петь на сцене.

      Как определить тембр голоса?

      Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры -спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

      Как изменить тембр голоса

      Многие люди хотели бы, чтобы их голос звучал по-другому. В особенности это касается певцов, актеров, телеведущих и всех тех, кому приходится подолгу общаться.

      Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

      Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

      Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

      В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса. В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

      Что влияет на тембр голоса?

      1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
      2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
      3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
      4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

      Спектрометр и не только

      Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

      Определить тембр голоса желательно до того, как приступить к серьезным занятиям вокалом, чтобы подобрать наиболее подходящие упражнения и партии для совершенствования вокальных данных.

      Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

      Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

      Методическое пособие «Упражнения для развития детского голоса» (5 — 6 лет)

      Выбранный для просмотра документ Титульный лист.docx

      для развития детского голоса

      Составитель: Постникова И.А.

      Выбранный для просмотра документ Упражнения для развития детского голоса.docx

      Упражнения для «раскрепощения» мышц шеи и плечевого пояса

      1. Упражнения для мышц плечевого пояса

      1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

      2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

      3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

      4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.

      2. Упражнения для мышц шеи

      Выполняется без музыки

      Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые.

      1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.

      2. Наклонить голову вперед — вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

      3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

      4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

      5. Круговые медленные движения головой.

      Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах («маленькие крылышки»).

      На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылышками»). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

      Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны — «ёлочка».

      В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

      — 1 — 4 такты — в стороны — вниз;

      — 5 — 8 такты — в стороны;

      — 9 — 12 такты — в стороны — вверх;

      — 13 — 16 такты — вверх.

      В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

      Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

      Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

      На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

      На второе предложение — качание вытянутых вверх рук над головой.

      На первое предложение — медленное вращение головой вправо.

      На второе предложение — медленное вращение головой влево.

      Игры и упражнения для развития дыхания

      Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога «паровозик едет»: «Чух-чух-чух. » так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

      Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шарик», затем со звуком «тс-с-с. » — «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

      Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з. » на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

      Держать свое тело в положении «на колок» — это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея — свободными.

      Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 — 2 см; длиной — 7 — 10 см) и дуть на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить пламя свечи» и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

      Воспроизвести звуки природы:

      — свистит ветер — ссссссс

      — шумит лес — шшшшш

      — звенит комар — зззззз

      — жужжит пчела — жжжжж

      У детей в руках «насос». Они накачивают «шину», сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

      Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать «резинового человечка» (куклу). Второй — сидит на корточках. Он ненадутый «резиновый человечек» (кукла). Слышен звук насоса — «человечек» поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда «человечек» надут до отказа, тогда «выдергивается шланг», и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а «человечек» возвращается в свое исходное положение.

      8. «Дирижер» (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

      Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог — «дирижер» поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. «Дирижер» держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижера» дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

      9. «Быстро — медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

      Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро — коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

      10. «Попеременное дыхание» (по методу йогов)

      Цель этого вида дыхательных упражнений — сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

      11. «Мороз» (для равномерного выдоха)

      Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

      12. Упражнение на сохранение вдоха

      После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра «резиновый круг». Этот «резиновый круг» не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

      13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

      Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 — вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 — задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 — выдох, наклон вперед, опуская руки.

      14.»Ладошки» (по методике А.Н. Стрельниковой)

      Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох — с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

      15. «Кошечка» (по методике А.Н. Стрельниковой)

      Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох — выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох — возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

      16. «Ушки» (по методике А.Н. Стрельниковой)

      Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох — наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох — через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

      17. «Синьор Помидор» (по М.Л. Лазареву)

      Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

      Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой «выжимают» грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

      18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

      Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

      19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

      Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

      Артикуляционная гимнастика с музыкой

      1. Гимнастика для жевательных мышц

      1 — 2 такты — два раза открыть рот и закрыть

      3 — 4 такты — два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

      5 такт — открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

      6 такт — открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

      7 — 8 такты — движения нижней челюсти вправо и влево

      1 — 8 такты — чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

      9 — 12 такты — чередовать оскал верхних и нижних зубов

      13 — 14 такты — плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

      15 такт — верхними зубами покусать нижнюю губу

      16 такт — нижними зубами покусать верхнюю губу

      18 — 20 такты — круглые губы вытянуть вперед, «рупор», вернуть в исходное положение

      3. Гимнастика для языка и губ

      1 — 4 такты — «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

      5 — 8 такты — «Забор» — улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

      9 — 12 такты — «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой

      13 — 16 такты — «Лопатка» — улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

      17 — 20 такты — наказать непослушный язычок — чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 — 6 раз, произнося «ПП — ПГГ»

      21 — 24 такты — удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

      25 — 28 такты — «Иголочка» — рот широко открыт, показать узенький язычок

      29 — 32 такты — наказать язык

      1 — 4 такты — «Качели» — при открытом рте движение языка вверх — вниз (4 раза)

      5 — 8 такты — «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д», сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

      9 — 12 такты — «Орешек» — узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

      13 — 20 такты — «Дощечка» — широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

      21 — 24 такты — «Мартышка» — рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

      25 — 27 такты — «Бульдог» — рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

      29 — 32 такты — «Грибок» — рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

      33 — 36 такты — «Колесо» — рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа — налево и наоборот

      «Хоботок» — вытянуть губы вперед и вращать ими

      В доме есть три маленьких круглых окошка

      «Окошко» — приоткрыть верхние и нижние зубы

      И большая резная дверь

      «Оскал» — показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

      Стены у дома были красивые

      «Покрасить стенки» — кончиком языка погладить щеки

      Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо — влево, вправо — влево

      Поочередно надувать щеки

      Зашатался и пол в домике

      Движение нижней челюстью вправо — влево

      Дверь то открывалась, то закрывалась

      Рот открывать и закрывать

      Даже труба на крыше закачалась

      Хоботок вправо — влево

      Вдруг дом рухнул и рассыпался

      «Худышка» — втянуть щеки

      Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

      Нижними зубами закусить верхнюю губу

      Даже слова не смогла сказать от расстройства

      Закусить нижнюю губу

      Прискакала лягушка — подружка и говорит: «Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!»

      Широко открыть рот

      Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

      Язык вверх — вниз

      Поел вкусное варенье и побежал гулять

      Перелез через забор

      «Забор» — зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

      Скатился с горки

      «Горка» — губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

      И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

      Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

      Язык лопатой, подуть на кончик языка

      Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

      И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

      Умылся, почистил зубы

      «Щетка» — кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

      Задул на ночь свечу

      «Трубочка» — зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «У»

      «Лопатка» — положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

      «Толстячок» — надуть щеки

      На столе чашки стоят.

      «Чашечка» — боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

      Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

      «Лопатка» — пожевать края языка

      Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

      Маша испугалась и зажмурилась от страха.

      Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

      Блины в тарелке остывают с вареньем

      Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!»

      Посадил Машу в санки и повез в деревню

      Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

      «Катушка» — широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед, затем убирается вглубь рта

      Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

      Язык перешагивает через зубы

      Открыл ставни и свесил ножки на улицу

      «Лопата»- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

      Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

      Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!», — закричал волк пронзительно

      Покусать верхние и нижние губы

      Принюхался волк, поводил носом вправо — влево: «вкусно пахнет»

      Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

      Вытянуть язык «иголочкой» к носу

      А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

      Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

      Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

      «Иголочка» — сильно потянуть кончик языка вперед

      Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

      «Лопата» — положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

      Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. «Тук, тук, тук. Тук, тук, тук». Качели получились на славу!

      «Молоток» — открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д»

      Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли — красную, желтую, зеленую — и покрасили качели

      «Маляр» — широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

      Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели — идет индюшка-болтушка.

      — Что вы делаете?, — спрашивает

      — На качелях качаемся. Иди, с нами играть будешь

      Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что услышав эти звуки, к ним подошла большая, мудрая лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях

      «Лошадка» — цоканье языком

      Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно, со скрипом стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз.

      Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

      «Киска» — широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

      Затем умылся, облизав свою мордочку, сначала от усов к носу, а потом наоборот

      «Варенье» — передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху — вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

      Взял в лапы зубную щетку, почистил зубки. И пошел искать друга

      «Щетка» — широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

      Шел-шел, шел-шел, по тропинке и по травке, по кочкам и по лужам, видит: грибок растет.

      — Грибок, будь моим другом!, — попросил котенок.

      — Не могу, я бегать не умею, — грустно сказал грибок

      «Грибок» — прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка — его ножку

      Побрел котенок дальше. Видит, лошадка скачет

      — Тпру-тпру, остановись, лошадка», — громко закричал котенок и потом робко попросил: «Будь моим другом!» Но лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше

      «Фырканье» — широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки на раздувались, язык не зажимался зубами

      Идет котенок дальше. Увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка. Котенок испугался и убежал

      «Индюк» — широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

      Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», — подумал котенок и пошел дальше

      «Дятел» — кончиком языка стучать за зубами и произносить «д-д-д»

      Идет по дорожке. Вдруг видит, щенок сидит и плачет.

      — О чем ты плачешь? Давай дружить!, — предложил котенок. Обрадовался щенок, громко залаял и побежал за котенком, весело виляя хвостиком

      Упражнения для вокала для начинающих. Развитие голоса

      Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

      Как поставить голос самостоятельно?

      Можно ли это сделать дома? Да, хоть и гораздо менее эффективно чем с преподавателем. Быстро освоить азы, при достаточном усердии, получится просмотрев онлайн курс занятий. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой Artvocal.ru для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала — видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

      Кому: взрослые и дети

      Длительность: 60 минут

      Длительность: 30 минут

      Простые упражнения для красивого голоса

      На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

    • Сомкнутые губы на слог «М». Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
    • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
    • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.
    • Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

    • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
    • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.
    • Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

      Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

      Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

      Источники:

      http://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-dlja-razvitija-golosa.html

      https://www.astrostar.ru/articles/psihologiya/psihologiya-lichnosti/uprazhneniya-dlya-razvitiya-golosa.html

      http://vylechitrebenka.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-tembr-golosa-detej.html

      https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-uprazhneniya-dlya-razvitiya-detskogo-golosa-let-1291061.html

      https://artvocal.ru/practice.php