Урок для детей с задержкой психического развития

Уроки физической культуры для детей с задержкой психического развития

Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Подходы к физическому воспитанию детей с ЗПР. Направленность учебно-воспитательного процесса. Особенности организации уроков физической культуры. Методика развития физических качеств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Для учителей физической культуры массовых школ важнейшая задача обеспечения воспитания физически крепкого подрастающего поколения должна реализоваться в сочетании с коррекционной направленностью. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики аномальных школьников.

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ЗПР, можно сказать, что в подходе к физическому воспитанию учащихся с ЗПР проявляются два крайних направления. Сторонники первого направления ограничивают работу уроками лечебной физкультуры, но недостаточно учитывают потенциальные возможности двигательного развития учащихся. Представители второго направления опираются на современные тенденции в работе со здоровыми детьми.

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключается в передаче педагогами социального опыта и его усвоением воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание.

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из нее, определяются частные задачи и цели обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание — важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты учебно-воспитательного процесса тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на определенные знания.

Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки физкультуры провожу по твердому расписанию в определенные дни и часы. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет основу для разностороннего физического воспитания учащихся (подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры). На уроках дети знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми. Среди физических упражнений, которые я применяю на уроках физкультуры очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни в быту (ходьба, бег, различные прыжки, переноска предметов).

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках занимаются в специальной форме и в иных температурных условиях. Во время урока им неоднократно приходится менять места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Мои уроки физкультуры отмечаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение урока физкультуры и предъявляют современные требования к уроку.

Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:

1. Каждый урок физкультуры должен иметь определенные образовательные задачи (хочется остановится на том, что у нас нет «темы урока» в том смысле, какой вкладывается в других предметах, а есть задачи: общие, выполнение которых обеспечивается в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)

2. Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке.

3. Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о построении урока. Он должен быть построен методически правильно. Построение урока зависит от поставленных задач.

Решение задач на уроке физкультуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся, поэтому к работе организм нужно подготовить, а для этого использую основное физиологическое правило — постепенность и тренировка. Любой урок начинаю с построения, далее выполняются ходьба с различными заданиями (особую трудность вызывает выполнении упражнений в медленном темпе), бег в медленном темпе, чередование ходьбы, бега, остановок в различном сочетании. Далее идут О.Р.У. (в движении, с предметами) и хорошо известная учащимся игра, не требующая объяснений.

После того, как проведена подготовка, перехожу к решению основной задачи урока. Часто это совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся, особенно если задача урока стоит как совершенствование техники, например, метания или прыжка и т.д.

После относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому я использую упражнения на восстановления дыхания для саморегуляции, упражнения и игры низкой интенсивности, направленные на развитие внимания. В условиях нашей материальной базы, чтобы методически правильно построить урок, приходится учитывать ряд неблагоприятных факторов: маленький зал, не очень приспособленный для проведения современного урока, недостаток места для размещения инвентаря, необходимого в процессе урока. Все это создает определенные сложности, но я их успешно преодолеваю и стараюсь целесообразно использовать построения, перестроения, передвижения и методы выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, одновременный, поточный, групповой, индивидуальный). Например, в подготовительной части использую выполнение упражнений одновременным и фронтальными способами. В основной части чаще использую индивидуальный способ, особенно при изучении нового материала или на контрольном уроке. Поточный способ использую при совершенствовании различных элементов. Групповой способ применяю в основном на уроках гимнастики. Например, при выполнении упражнений в группировке.

Большое внимание я уделяю использованию методов обучения, основными из которых являются:

Метод передачи знаний словесный и наглядный. Словесный метод должен быть лаконичным и нести конкретную информацию, необходимую в данный момент, и обязательно подкреплен наглядным методом (чаще всего это показ, т.к. наглядных пособий по физкультуре давно не встречаю), т.к. многие дети затрудняются выполнять упражнения после словесного объяснения. Я практикую выполнение знакомых упражнений словесному методу. Так, ряд учащихся не может выполнить упражнения без наглядного метода. Это Игорь Ш, Денис К, Александра К. Большую трудность вызывает и расчлененный метод практического разучивания упражнений. Легче дается целостный метод. Поэтому нашим ребятам очень тяжело освоить правильную технику выполнения упражнений (очень трудно научить правильно метать мяч, прыгать со скакалкой). Поэтому очень часто использую метод предупреждения и исправления ошибок. Исходя из опыта, знаю в каком месте возможна будет ошибка и заранее вычленяю эту ошибку, делаю на этом акцент. Например, при прыжках в длину очень распространенная ошибка это приземление на прямые ноги. Обращаю внимание ребят на это, несколько раз прыгаем вверх на месте и приземляемся на согнутые ноги. Затем один прыгает, а все остальные смотрят и следят, как он приземлится. Это заставляет сконцентрироваться на правильном приземлении. Также для предупреждения ошибок в технике упражнений использую подводящие упражнения.

Большое место на уроках физкультуры занимает методика развития физических качеств, улучшение телосложения. Большое внимание уделяю совершенствованию правильной осанки, укреплению свода стопы, корригирующим упражнениям, упражнениям на координацию и ориентировку в пространстве.

Осуществляю тестирование, которое включает в себя 4 контрольных упражнения:

1. Челночный бег 3х10 (координационные способности).

2. Прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества).

3. Наклон вперед из положения сидя (физическое качество гибкость).

4. Подъем туловища из положения лежа на спине (девушки), подтягивание на перекладине (юноши) (силовые качества).

Тестирование провожу середине учебного года. В классе обследовались практически все дети, допущенные до занятий физической культурой и имеющие в основном диагноз «задержка психического развития». По материалам исследований школьники с ЗПР отстают по уровню физического развития и моторики, что связано, по всей вероятности, не только с имеющимися у них отклонениями, но и с тем, что коррекционно-развивающаяся работа, которая должна проводиться в процессе физического воспитания, не решает необходимых задач по исправлению этих недостатков.

Подведя предварительные итоги проведенного обследования физического развития, двигательной сферы, состояния здоровья, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, отставание школьников с ЗПР по уровню физического развития и моторики прослеживается во втором и третьем классах; начиная же с четвертого класса происходит постепенное выравнивание результатов, а в шестом-седьмом классах результаты мало чем отличаются от результатов нормально развивающихся учеников.

Во-вторых, исследование физического развития, функционального состояния, двигательной подготовленности, состояния здоровья в нашей школе проводится на протяжении многих лет у всего контингента, поэтому для проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы по компенсации недостатков физического развития, функциональных состояний, двигательных нарушений я хорошо представляю, какие имеются нарушения у школьников с ЗПР и каково их отклонение от нормы, начиная с первого класса.

В-третьих, я учитываю имеющиеся отклонения в физическом и психическом развитии у школьников с ЗПР, определяю уровень физического развития и двигательных способностей, состояния здоровья. В связи с этим, я применяю в процессе физического воспитания специально подобранные средства, которые в наибольшее мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие детей.

Свои уроки я строю с учетом особенностей наших ребят, нагрузку на уроке стараюсь дать оптимальную в соответствии с возрастными, физиологическими и медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят. Они знают, что если они устали, то можно перестать выполнять упражнение и отдохнуть. Это такие ученики, как Люда П., Настя К.

Одним из требований к современному уроку, а именно: урок не должен проводится по одному сценарию, приходится пренебречь. Для того, чтобы урок прошел в соответствии с методическими требованиями, необходимо соблюдать постоянные формы проведения урока и менять их не чаще, чем раз в четверть, иначе ученики теряют ориентировку в пространстве и не могут быстро сориентироваться.

А вот изменение формы занятий по видам как раз становиться оптимальным. Так в 1 четверти мы строим урок по одной форме. Во 2 четверти занятия строятся по форме баскетбола. В 3 четверти предпочтение гимнастике и волейболу, а в 4 четверти повторение пройденного в 1 четверти.

Стараюсь проводить свои уроки так, чтобы ученикам было интересно, и мне это удается. Дети, в большинстве, любят физкультуру и на уроках работают с удовольствием.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

При стойких формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.

Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности.

При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе.

Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.

В периоды нормальной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.

В таком состоянии при индивидуальной работе дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).

Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.

К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.

Во внеклассной жизни дети обычно активны, имеют разнообразные интересы. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.

Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов.

Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.

Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Рабочее состояние детей с задержкой психического развития, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют обучающихся.

В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.

Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.

Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.

Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними.

Урок русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ (ЗПР) по теме «Наречие»

Урок русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ (ЗПР) по теме «Наречие»

Урок русского языка в 4 классе

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(задержкой психического развития)

(первичное представление о наречии как части речи)

Урок подготовила и провела: Иванова О. В., учитель начальных классов

познакомить обучающихся с наречием как частью речи;

развивать орфографическую зоркость;

способствовать развитию речи обучающихся посредством обогащения, уточнения и активизации словаря и упражнений в моделировании предложений с заданными словами;

повторить изученные части речи;

развивать умение наблюдать и анализировать элементы языка.

подвижные карточки — словарные слова с пропущенными буквами

подвижные карточки — словарные слова

раздаточные листы с заданиями

1. Наречие — часть речи, поясняет чаще всего глаголы и имена прилагательные, отвечает на вопросы: Куда? Откуда? Как? Когда? Где?

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо, вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

Разделите наречия в соответствии с вопросами, на которые они отвечают, запишем их группами.

3. Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий:

Три девицы под окном пряли ___ вечерком.

Спишите предложения, над наречием укажите вопрос, на который оно отвечает.

4. Подберите наречия-антонимы к следующим словам:

Запишите слова парами, над парой укажите вопрос, на которые наречия отвечают.

Запишите предложение с любым из записанных наречий.

5. Подберите наречия-синонимы к данным наречиям:

Слова для справок: рядом, лаконично, умело, аккуратно, увлечённо, нежно.

Запишите слова парами. На парой надпиши вопрос, на которые наречие отвечает.

Запиши предложение с одним из записанных наречий.

6. Спиши текст. Над наречиями надпиши вопросы.

Крупная полярная сова ярос. о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи. ника. Песец давно чует впереди беспомо. ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и отрвала от земли.

1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

— Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить её место в нашем языке.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На доске карточки — словарные слова с пропущенными буквами.

— Что можете сказать о данной группе слов? (Слова с непроверяемыми написаниями, словарные слова)

— Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы; если сомневаетесь, оставьте в слове пробел.

— Проверьте свою работу, сверяя каждое слово. Исправления выполните зелёным цветом, повторите написание исправленных слов дома.

Учитель показывает поочерёдно показывает карточки со словарными словами, помогает некоторым ребятам организовать самопроверку: «Прочитай слово на карточке орфографически, по слогам. Произнеси его орфографически ещё раз, сверяя запись в тетради.»

Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку. (Дети предлагают различные варианты, учитель акцентирует внимание на одном: имена существительные, глаголы, имена прилагательные и другие слова).

Дайте характеристику каждой группе.

3. РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

а). — Почему слова четвёртой группы нельзя отнести к существительным? Прилагательным? Глаголам?

— Выясним, что же это за группа слов, по каким признакам их можно объединить в одну группу. Запишем словосочетания, используя записанные наречия:

— От слов каких частей речи зависят наречия? (глаголы, имена прилагательные)

— На какие вопросы отвечают наречия? (Куда? Как? Где? Когда)

— Что уже знаем о наречиях? (часть речи, зависят от глаголов и имён прилагательных, отвечает на вопросы Куда? Как? Где? Когда)

— Прочитаем определения на раздаточных листах.

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо,

вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

— Разделим наречия на группы в соответствии с вопросами, на которые они

отвечают, запишем их группами.

в). — Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий:

Ребята, давайте жить ___ !

А мы, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и ___ .

На чужом хребте работать ___ .

Спишите предложения, над наречиями укажите вопрос, на который оно отвечает.

Проверим задание: назовите вопрос и наречие.

г). — Подберём наречия-антонимы к следующим словам:

спокойно — (беспокойно, шумно)

Запишите слова парами, укажите над парой вопрос, на который наречия отвечают.

Составим предложения с любыми из записанных наречий.

Запишите одно из предложений.

д). — Подберём наречия-синонимы к данным наречиям:

Запишите наречия парами. Над парой надпишите вопрос, на который наречия отвечают.

Проверим задание: назовите вопрос и пару слов.

— С какой новой группой слов вы сегодня познакомились?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Спишите текст. Над наречиями надпишите вопросы.

Крупная полярная сова ярос. о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи. ника. Песец давно чует впереди беспомо. ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и оторвала от земли.

День добрых дел День добрых дел В нашем детском саду стало доброй традицией проводить Дни добрых дел, что способствует развитию традиций милосердия, добровольчества,.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Презентация «Особенности обучения детей с задержкой психического развития».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:

Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.

Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Презентация содержит рекомендации по обучению детей с ЗПР. Описываются принципы и методы работы с данными детьми.

Просмотр содержимого документа

«Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции Учитель начальных классов: Линюк Н.П.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия —

нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

Количество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6 до 11 %

Основные черты детей с ЗПР:

  • повышенная истощаемость
  • низкая работоспособность
  • незрелость эмоций, воли, поведения
  • ограниченный запас общих сведений и представлений
  • бедный словарный запас
  • восприятие характеризуется замедленностью
  • трудности словесно-логических операций
  • страдают все виды памяти
  • необходим более длительный период
  • для приема и переработки информации

    Причины задержки психического развития:

    длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

    неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

    асфиксия и травмы при родах

    заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

    Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения

    Основные клинические типы ЗПР

    (Лебединская К. С., 1982)

    ЗПР конституционального происхождения

    ЗПР соматогенного происхождения

    ЗПР церебрально – органического генеза

    Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики.

    Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы

    Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.

    Длительные хронические заболевания

    (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов)

    Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость)

    Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);

    ЗПР психогенного происхождения

    Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки, неблагополучные социальные условия)

    Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.

    Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений

    ЗПР церебрально – органического происхождения

    Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).

    При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС

    • Наследственность
    • Патология беременности или родов матери
    • Хронические заболевания у родителей
    • Неблагоприятная экологическая обстановка
    • Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
    • Курение матери во время беременности
    • Алкоголизм родителей
    • Неполная семья
    • Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
    • Активизация познавательной деятельности учащихся
    • Повышение уровня их умственного развития
    • Нормализация учебной деятельности
    • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
    • Социально-трудовая адаптация
    • Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

      Деятельность учителя, работающего с детьми с ЗПР

    • Диагностика уровня развития ребенка
    • Составление индивидуального образовательного маршрута
    • Отслеживание динамики развития ребенка
    • Взаимодействие со специалистами и родителями
    • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
    • Реализация коррекционной направленности
    • Принципы обучения детей с ЗПР

    • усиление практической направленности изучаемого материала
    • опора на жизненный опыт
    • ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами
    • необходимость и достаточность в определении объема изученного материала
    • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов
    • Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

    • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
    • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
    • Индивидуальный подход
    • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
    • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
    • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
    • Использование многократных указаний, упражнений
    • Проявление большого такта со стороны учителя
    • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
    • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
    • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

    ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

  • общая коррекционная направленность процесса обучения,
  • увеличение срока обучения,
  • малая наполняемость класса,
  • щадящий режим,
  • соответствующий учебный план,
  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,
  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
  • создание положительной атмосферы на уроке,
  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
  • опора на игру,
  • целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
  • Особенности адаптации детей с задержкой психического развития в школе

    Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к школе

    У.В. Ульенкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко и др. авторы определяют задержку психического развития (ЗПР) – как особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

    Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний, в связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения, они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Для детей с задержкой психического развития характерно не сформированность общей способности к учению, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения. Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).

    Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

    Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. Как отмечает В.И. Лубовский, названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

    Так же у всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

    Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. Л.И. Переслени отмечает, к началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне.

    Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны — сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

    Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

    При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам:

    • Как правило, ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития (т. е. ребенок не достигает «школьной зрелости»);

    • Не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика — в школе он будет играть, а не учиться;

    • Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

    • Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца. Он с трудом принимает программу, предложенную взрослым в виде образца и, особенно, в виде словесной инструкции, не удерживает ее на протяжении работы, т. е. эта программа не становится его собственной. Действует недостаточно осознанно, не может вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, не может дать словесный отчет, рассказать, как он выполнял работу. Затрудняется в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на низком уровне. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.

    Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей с ЗПР вначале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.

    При посещении ребенком специализированного дошкольного учреждения, при проведении коррекционно-развивающих занятий у детей с ЗПР адаптация может протекать легче. Без психокоррекционной помощи эти дети очень тяжело воспринимают новые сферы жизни, а особенно им трудно переключаться с одной деятельности на другую.

    Большое значения для адаптации детей с ЗПР, играет общение. Когда ребенок приходит в школу, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей. Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли новое окружение. Неблагоприятное положение детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на игре, дающей больше шансов на успех. Таким образом, игровые интересы этих детей не только определяются незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности. Все это усугубляет нарушения адаптации этих детей к школьным условиям, способствует их невротизации, а в старшем возрасте — и нарушению поведения.

    Отсутствие адаптации у детей с особенностями в обучении связано с поведенческими проблемами — низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

    От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче — дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Однако есть дети с ЗПР, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в школу является огромным стрессом для детей с ЗПР. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь — это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с ЗПР для профилактики школьной дезадаптации

    При работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать факторы, влияющие на школьную дезадаптацию:

    • Как правило, у детей с ЗПР ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития.

    • Им характерны поведенческие проблемы — низкое усвоение школьных норм поведения (на уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры).

    • Не сформирована мотивационная готовность (даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика — в школе он будет играть, а не учиться).

    • Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям.

    • Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца.

    Для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия: эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний); усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене; успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями); эмоциональное благополучие. Для детей с задержкой психического развития характерны нарушения всех четырех критериев.

    1. Необходимо соблюдение охранительного режима при обучении детей с ЗПР, что будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала, на каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.

    2. Для того чтобы ребенок с ЗПР приспособился к обучению в школе, ему нужно оказывать поддержку. В процессе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы уроков, разнообразный красочный наглядный материал. Самая главная цель учителя — заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению.

    3. Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

    4. Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием от их нормально развивающихся сверстников, поэтому планируя уроки, следует в учебный материал включать задания в игровой форме.

    5. На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

    6. Необходимо проводить мероприятия по развитию сенсорной и моторной сферы. Упражнения для развития общей моторики повышают функциональный уровень систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), влияют на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. Развитие тонкой моторики, умение производить точные движения кистью и пальцами рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Стимуляция сенсорного развития очень важна в целях формирования творческих способностей детей.

    7. Необходимо обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, важно проводить с детьми младшего школьного возраста с ЗПР релаксационные игры.

    8. Для повышения уровня самооценки необходимо предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе).

    9. Необходимо обучить родителей детей с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

    Рекомендации для родителей детей с ЗПР:

    1) Необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним, приучать ребенка к определенному режиму дня.

    2) С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога и психолога.

    3) Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.

    4) Главное — необходимо оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

    5) Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.

    6) При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.

    7) Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время, как дошкольник. Ему это очень надо. Гуляйте с ребенком не меньше 40 минут в день.

    8) Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.

    9) Ограничьте время приготовления у роков до 1 часа.

    10) Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.

    11) Играйте с ребенком.

    12) Найдите, за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.

    13) Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, не усугубляйте сложившуюся ситуацию. Проявляйте участие к проблемам ребенка.

    14) Создайте для ребенка щадящий режим:

    15) Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.

    16) Ограничьте виды деятельности возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.

    17) Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов).

    18) Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.

    19) Не кричите на ребенка.

    20) Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.

    21) Любите и во всем помогайте своему ребенку.

    Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Успешность адаптации зависит от общения ребенка с одноклассниками и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит работу психолог, оказывает помощь дефектолог. Он проводит коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе. Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.

    Источники:

    https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00639774_0.html

    https://multiurok.ru/files/osobiennosti-obuchieniia-dietiei-s-zadierzhkoi-psi.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-v-4-klase-dlja-detei-s-ovz-zpr-po-teme-narechie.html

    https://infourok.ru/prezentaciya-osobennosti-obucheniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-1246347.html

    https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/osobiennosti_obuchieniia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia

    https://infourok.ru/osobennosti-adaptacii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-shkole-943765.html