Уважение личности ребенка это

Уважение личности ребенка дошкольника

Формирование личности дошкольника

Педагогические особенности воздействия на процесс формирования личности в дошкольном возрасте -наша тема сегодня. Успешное формирование личности дошкольника -это моменты, когда родителям необходимо проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить особенности физиологического и психологического развития, освоить педагогические методы, приемы воспитания, овладеть приемами их практического применения.

Формирование личности дошкольника

Полноценное развитие дошкольника представляет прежде всего правильное физическое воспитание. Желательно так строить режим дня детей, чтобы они как можно больше времени находились на воздухе (даже в холодное время года), утром в обед и вечером делать местные водные процедуры. Ежедневно необходимо делать с детьми утреннюю гимнастику. Вечером возвращаясь из детского сада, рекомендуется часть пути проходить пешком, а в выходные дни совершать прогулки, во время которых дети учатся правильно ходить и бегать.

Следует обращать особое внимание на воспитание детей в ползании и лазаньи, бросании, катании, ловле предметов. Для этого необходимы мячи разных размеров, гимнастический обруч. палка, ребристая доска, скамейка, скакалка, шнур и так далее.

Все эти детски товары и игрушки для правильного развития и формирования личности ребенка дошкольника легко купить, получив купон mytoys http://shopience.ru/shops/mytoys.html для большой скидки.

Зимой детей следует обучать кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах, бегать на коньках, а в теплое время года — кататься на велосипеде, роликовых коньках. Следует также поддерживать желание детей участвовать совместных со сверстниками подвижных играх во дворе.

Необходимым условием подготовки детей в школе является умственное воспитание. Усилия родителей должны быть направлены не только на формирование у детей знаний, умений, навыков, но и развития у них трудоспособности. Отсутствие этого качества, является одной из причин их неуспеваемости в школе.

Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии речи. В это время формируется правильное звукопроизношение, обогащается активный и пассивный словарь, закладываются основы грамматически правильной, выразительной, связной речи. В этом возрасте также осуществляется подготовка детей к обучению грамоте, формируются элементарные навыки письма.

Важным этапом подготовки детей к чтению является обучение к звуковому анализу слова, т. е. ребенок должен научиться слушать и слышать речь взрослого. Он должен уметь находить названое слово в предложении, определить его место, назвать звуки из которых состоит слово, и определить их место в нем. До прихода в школу дети должны научиться правильно держать карандаш, ручку, уметь закрашивать трафареты.

Основное условие нравственного воспитания детей — построенные на любви взаимоотношения между родителями и детьми, доброе внимательное отношение взрослых к ним. Формирование личности дошкольника -в детях дошкольного возраста необходимо формировать основные черты будущей личности, воспитывать начала гуманизма, любовь к Родине, к окружающим. Только в атмосфере доброты и радости можно формировать у ребенка уважение к взрослым, доброжелательность, готовность помочь другим людям, способность сочувствовать им, быть уверенным в себе, в своих силах.

Важной задачей воспитания, является воспитание у детей трудолюбия. Опираясь на знания умения и навыки детей, полученные в детском саду, родители должны развивать их трудовые умения и навыки в домашних условиях.

Очень важно в воспитании детей доводить начатое дело до конца, учить прилагать волевые усилия. Необходимо поощрять детей, за качественное и своевременное выполнение трудового поручения. Формирование высококультурной личности во многом зависит от того, как будет осуществляться эстетическое воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

В этом отношении важно влияние окружающей ребенка деятельности (природы, быта, труда, искусства). Особое значение для полноценного художественного воспитания детей имеет систематическое занятие музыкой. рисованием, лепкой, аппликацией.

В дошкольном возрасте следует приучать ребенка разговаривать не привлекая внимания окружающих, обращаться к взрослым по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную помощь, не перебивать говорящего, в тактической форме выражать свой отказ или несогласие, без напоминания здороваться, прощаться и т. д.

Воспитание ребенка дошкольника и формирование личности дошкольника требует от взрослого специальных знаний, умений, большого терпения.

Следует всегда помнить, что дети это не просто источник счастья родителей, а счастье, созданное их трудом!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:

Развитие личности дошкольника

Формирование личности дошкольника обычно проходит крайне интенсивно – психически, интеллектуально, физически. Он становится более самостоятельным, эмоциональным, появляется свое мнение, осознание своего «я» в социуме. Ему, как и раноше, нужно воспитание, но многие вещи дошкольник способен постигать самостоятельно.

Несмотря на то, что чадо часто ведет себя совсем по-детски – плачет, капризничает, устраивает истерики, все это постепенно уходит. И от того, какими будут условия развития личности дошкольника, его окружение, воспитание, зависит формирование личности человека, часто – вся его дальнейшая жизнь. Все родители должны понимать, что возраст от трех до шести лет – это возраст развития, первых проб и ошибок, социализации ребенка, поиска себя в этом мире. Именно сейчас мама, папа, близкие и любящие люди должны уделять максимум времени ребенку – общаться с ним, заниматься вместе творчеством, читать книги. Все это создаст в будущем прочный фундамент и личности человека, и взаимоотношений его с близкими людьми.

Особенности развития личности дошкольника

Психическое развитие личности дошкольника – это понимание связи между причиной и следствием, возрастающая эмоциональность. Дошкольник фантазирует, часто ему трудно отличить правду от вымысла.

Социализация личности ребенка дошкольника происходит не менее бурно – появляются первые друзья, социальные и родственные связи. Умные родители должны всячески способствовать социальному развитию личности ребенка, учить его проявлять уважение, симпатию, терпимость, ни в коем случае ни сравнивать его с другими детьми. Одновременно развивается связная речь. это стимулирует логическое мышление. Интегративные качества личности дошкольника тоже крайне важно развивать. Интегративные занятия – это игры, в которые включены несколько видов активности. Дети в процессе учатся быстро переключать внимание, проявлять активность, быстро реагировать.

Именно в этом возрасте дети способны говорить о том, чего не видят перед собой – вспоминать прошлое, строить планы на будущее, рассказывать придуманные истории, фантазировать. Родители обязательно должны в такой период помогать ребенку развивать свою фантазию, речь, творческое мышление.

Каждую свободную минутку вместе можно тратить с пользой – придумывать по очереди короткие сказки, сочинять истории об игрушках, придуманных персонажах. Можно поиграть и в такую игру – начать читать сказку из книжки, и вместе придумать ее собственное продолжение. Такие простые и приятные и детям, и взрослым занятия очень полезны, ведь это и теплое эмоциональное общение, и развитие мышления, речи.

В дошкольном возрасте ребенок преодолевает огромный путь развития, он открывает свое взрослое «я», свой внутренний мир. Задача взрослых – помочь ему это сделать.

Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает тот или иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков, характерных для данного индивидуума. В этом смысле естественно, каждый человек имеет свои особенности, которые являются закономерным результатом его развития. [16;134] www.edumask.ru

Один из вопросов, которые наиболее часто задают родители, связан с воспитанием личности ребенка. Для того, чтобы развивать личность ребенка, нужно хорошо его знать, понимать основные индивидуальные особенности и условия жизни.

Многие родители не без основания полагают, что они очень хорошо знают своего ребенка. Действительно, подобное знание базируется на их каждодневных наблюдениях за детским поведением. Взрослый, обобщая какие-то его особенности, заранее способен предвидеть и некоторые следствия. Например, если ребенок рано ложится спать по собственной инициативе, плохо ест, это может указывать на то, что он заболел. Есть дошкольники, которые, скажем, не любят вареный лук. Родители, зная об этом, учитывают вкусовые предпочтения детей при приготовлении еды и т.д. Однако подобные знания ориентированы преимущественно на то, что уже произошло с ребенком. Они обращены как бы назад, в прошлое. А ребенок растет, изменяется, и в этом смысле он обращен в будущее. Предсказать же, каким будет собственный ребенок, для родителей очень трудная задача, соответственно, им трудно организовать условия, способствующие его нормальному развитию.[2;66]

Порою родителям кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создать условия для этого. Но это не так. Родители не только помогают детям нормально жить и расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому развитию. Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточного внимания и заботы со стороны близких взрослых.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

В старшем дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении

со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы родители не только заметили, но и обязательно похвалили их действия.

Лучший способ научить чему – то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Итак, для ребенка 5-7 лет характерны хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в данной конкретной ситуации; любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в его детских вопросах. [2;66]

Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, все это является преддверием фундаментом правильной, литературной и устной речи. [13;148]

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают не познавательные, а личностные темы, касающиеся жизни людей. Родители по-прежнему остаются для ребенка источником новых знаний. Но для дошкольника становится очень важно оценить те или иные качества и поступки, при этом весьма существенно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.

Такое стремление должны, конечно, поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям старших.

Особенности общения и поведения. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям. Черт.

Роль невербального общения

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для э.

Дефекты социального контроля.

В интересах развития общество контролирует процесс восприятия социального опыта каждой личностью, соблюдения ею моральных и правовых норм поведения. Работники ОВД, особенно осуществляющие работу по профилактике преступлений, выполняющие функцию специального контроля, обязаны предупреждать формирование дефектов в поведении личности, а ес.

Одним из самых важных принципов социальной этики является уважение. На самом деле, большинство психологических проблем людей связано в той или иной степени с тем, что они не чувствуют к себе уважения. Поэтому настолько важно понимать, что такое уважение, какова его роль в различных областях деятельности человека. Этим вопросам и посвящена наша статья.

Уважением называют признание того, что другие люди обладают достоинствами и заслугами. Именно благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Оно помогает нам находить в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания. Уважение предусматривает защиту от сознательного нанесения какого-либо вреда другим. На этом чувстве строятся правильные отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Кроме того, уважение понимается и как почтительное отношение к кому-либо или чему-либо. Всех в детстве учили уважать старших, то есть относиться к ним с особым почтением, не как к равным, а как к людям, обладающим большим опытом, словно к старшим по званию.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т. п.

В чем заключается уважение?

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей, вы не должны критиковать его. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование. Постарайтесь высказаться так, чтобы не затронуть его чувств.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага — за какие-то качества или совершенный им поступок.

Уважение в психиатрии

В психиатрии чувство уважение подразумевает, что врач внимательно относится к проблемах пациента, понимая, что, с его точки зрения, это, действительно, проблемы. Основополагающий принцип при работе с такими людьми – это неприкосновенность личности.

Уважение в социальной работе

Наверное, для социального работника уважение – самое важное при работе с людьми. Для этих людей это слово имеет особый смысл. Оно подразумевает, что любой человек достоин уважения. Ни его особенности характера, ни образ жизни, ни социальное положение не могут лишить его права на уважение.

Уважение в правовой сфере

В праве различают уважение к государственному суверенитету и отдельной личности. Первое подразумевает признание другими государствами права на независимость, равноправность, суверенность, выбор вектора развития, как в свой стране, так и на международном уровне.

Вопрос уважения к личности в юридической сфере рассматривается как необходимость уважения достоинств личности, ее прав и свобод. Согласно законодательству РФ, ничто не может стать основанием для умаления достоинства личности.

Если вы хотите добиться уважения со стороны других людей, читайте статью Как добиться уважения.

Узнать, что такое достоинство, можно из статьи Что такое достоинство.

Для того чтобы разобраться, как уважать себя и окружающих, читайте статьи Как уважать себя и Как вести себя с другом.

Принцип уважения личности и прав ребенка

Педагогические взгляды Януша Корчака формировались в драматическом противоборстве с окружающим миром. Раннее осознание социальной несправедливости по отношению к детям способствовало тому, что у него сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей.

Откуда подобное представление о детях как своеобразной социальной прослойке?

Окружающая действительность вызывала негодование Корчака: "Всюду несправедливость. Цепенеешь от бездушия, задыхаешься от лицемерия. Имеющие клыки и когти нападает, тихое уходит в себя. И не только страдают люди, а и марают душу" (4, с.29). Он не может мириться с этим, понимает, что в подобных условиях невозможно обеспечить детям полное развитие и счастливое детство. "Мы не можем изменить свою жизнь взрослых, так как мы воспитаны в рабстве, мы не можем дать ребенку свободу, пока мы сами в кандалах", — пишет Корчак в "Как любить ребенка" (4, с.107). В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров – взрослых и детей. Это два разных мира, которые противостоят друг другу, хотя и не могут существовать раздельно. Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения, достижения взаимопонимания между ними.

Другой, не менее важной предпосылкой корчаковского взгляда на детей как на социальную прослойку является его убеждение в абсолютной ценности детств. На нем построена вся воспитательная система Корчака. "Детский возраст, — писал он, — долгие, важные годы в жизни человека" (4, с.15), "детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление" (37, т.4, с.9). Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизни человека.

Именно потому в корчаковских детских домах стремились к тому, чтобы их воспитанники, хотя бы в течение нескольких лет пребывания здесь, познали и радость детства. Поэтому Корчак так упорно отстаивал свои позиции, доказывая, что создал не временный оазис и рай для бедных сирот, а воспитательное учреждение, где можно заложить основы правильного развития. Не случайно он пишет об ответственности воспитателя за сегодняшний день ребенка: "Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов – дать ребенку все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков" (4, с.41).

Эта идея Корчака об абсолютной ценности детства лежит на основе важнейшего принципа системы Корчака – уважения личности и прав ребенка и доверия к нему. Взгляды многих педагогов-новаторов, представителей "нового воспитания" характеризовались этим новым отношением к ребенку. Корчак же был не просто убежден в том, что в отношениях с детьми необходимо, прежде всего, уважение личности ребенка, более того, он считал, что на уважение у ребенка есть законное право. Корчак рассматривает эту проблему с позиции ребенка, а не взрослого. Ребенок, его интересы и потребности, прежде всего, должны быть в центре взаимоотношений воспитателя и ребенка, который является в системе этих взаимоотношений не объектом, а полноправным субъектом.

Наиболее характерной чертой педагогики Корчака была страстная борьба за права ребенка, права "малорослого народа" – детей. Детское общество он называет малорослой нацией, о которой несправедливо забыли в вихре великих исторических событий, национально-освободительных революций, борьбы за права рабочего класса, за эмансипацию женщины. Во всех своих произведениях как литературных, так и педагогических, в своей практической деятельности педагог-гуманист выступает глашатаем прав каждого ребенка, в особенности ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании. Особенно знаменателен в этом отношении его очерк "Право ребенка на уважение" (1929), своеобразный педагогический манифест Корчака, который был в какой-то степени знаменем времени, но, вместе с тем, и опережал его.

Как известно, после Первой мировой войны развернули оживленную деятельность различные международные общества, обращавшиеся к общественности с многочисленными воззваниями и декларациями с целью заботы о детях, пострадавших от войны. 26 сентября 1924 года по предложению Международного союза опеки над ребенком была принята Декларация прав ребенка, известная под названием "Женевской декларации". В ней говорилось, что человечество должно дать ребенку все самое лучшее, что ребенок имеет право на опеку независимо от расы, национальности и вероисповедания, что ребенок должен иметь все возможности для нормального физического, нравственного и умственного развития, что голодного ребенка нужно накормить, больного – лечить, недоразвитому – помочь, неприспособленного к жизни – перевоспитать, сироту и подкидыша — пригреть, что в ребенке надо воспитать сознание того, что его лучшие черты должны служить его братьям.

В своей замечательной повести-сказке о короле-ребенке Матиуше Первом, в очерке "Право ребенка на уважение" Корчак раскрывает ту же проблематику, которой посвящена Женевская декларация. Однако сам Корчак отмечает, что "женевские законодатели спутали обязанности и права; тон декларации не требование, а увещевание: воззвание к доброй воле, просьба о благосклонности" (4, с.16). Потому в его собственных произведениях звучит призыв к борьбе за права ребенка.

Корчак считает, что в мире сложилось неверное отношение к детям как к существам низшим. Есть как бы две жизни: одна – важная и почтенная, а другая – снисходительная нами допускаемая, менее ценная. Проследим эту мысль педагога, использовав своеобразную беседу между взрослым и ребенком, составленную из различных работ Корчака.

Итак, взрослый и ребенок:

"Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди – маленькие и потребности, радости и печали" (4, с.3).

— "Неудобно быть маленьким. Все происходит где-то наверху, над тобой, и чувствуешь себя каким-то затерянным, слабым, ничтожным. Может быть, мы поэтому любим стоять около взрослых, когда они сидят, — так мы видим их глаза" (6, с.42).

— "Нами, взрослыми, покорен весь мир – несерьезными кажутся ребячьи сомнения и протесты" (4, с.6).

— "Может быть, мы потому неохотно рассказываем о чем-либо взрослым, что они всегда куда-то торопятся. Всегда кажется, что они просто так скажут что-нибудь, лишь бы отделаться, отвязаться поскорее. Да и правда, у низ свои дела, а у нас – свои. Вот мы и стараемся всегда рассказать покороче, чтобы не забивать им голову. Будто наше дело не такое уж важное, пусть только скажет: да или нет" (6, с.43).

— "Ребенок не знает трудностей и сложности жизни взрослых, не знаем, откуда наши подъемы, упадки и усталость, что нас лишает покоя, портит нам настроение… Легко отвлечь внимание наивного ребенка, обмануть, утаить от него" (4, с.6).

— "Лучше уж вовсе не знать, отчего взрослые сердятся, когда дают нагоняй. Чувствуешь, что с ними что-то приключилось, но ищешь вину в себе, пока не найдешь" (6, с.78).

— "Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется. Как часто рост его сопровождается чувством разочарования! – Кажется, ведь уж должен бы…"

— "А ведь каждому, даже самому плохому из нас, хочется стать лучше. Мы упорствуем, боремся с собой, принимаем решения, стараемся изо всех сил, а если нам что-то не удается, — вы сразу: "Опять ты за старое!" Человеку уже казалось, что он горы свернул, а тут все начинай с самого начала. Такое зло берет, так больно, что всякая охота пропадает стараться стать лучше" (6, с.98).

— "Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила. Я говорю: "Не уходи, не тронь, подвинься, отдай". И он знает, что обязан уступить, а ведь сколько раз пытается ослушаться, прежде чем поймет, сдастся, покорится!" (4, с.3).

— "Как часто взрослые скажут, не подумав: "Нет!" – и сейчас же забудут и не знают, какой нанесли удар. Нет! А мы знаем, что могло бы быть и "да", что это случайный запрет, что они согласились бы, если бы дали себе труда, хоть чуточку подумать, посмотреть нам в глаза, понять, как нам этого хочется" (6, с.101).

Этот диалог, который характеризует Корчака как мудрого и тонкого психолога и знатока детской души, можно было бы продолжать без конца, так как во всех своих работах он доказывает взрослой половине человечества, что "сто детей – сто людей, которые не когда-то там, не еще…, не завтра, а уже… сейчас… люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не "невинных", а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний" (4, с.133). Именно поэтому надо "без педантизма, доброжелательно, доверяя ребенку, видеть в нем человека" (4, с.369). Только тогда, как и мечтал Корчак, жизнь взрослых не будет приложением к жизни ребенка, или жизнь ребенка – приложением к жизни взрослых, только тогда "наступит минута искренности, и жизнь взрослых и детей составит равновесомый текст" (4, с.389).

По мнению Корчака, все дети обладают следующими правами, которые взрослые люди должны безоговорочно признавать и уважать:

— право ребенка на уважение его незнания и труда познания;

— право ребенка на уважение его неудач и слез;

— право ребенка на уважение тайн и отклонений тяжелой работы роста;

— право ребенка на уважение текущего часа и сегодняшнего дня;

— право ребенка на уважение мистерии исправления;

— право ребенка на уважение усилий и доверчивости;

— право ребенка быть тем, что он есть;

— право на участие в рассуждениях о нем и приговорах;

— право на внимательное отношение к его проблемам;

— право на высказывание своих мыслей;

— право на самостоятельную организацию своей жизни;

— право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков;

— право на протест;

— право на ошибку;

— право на движение;

— право на собственность;

— право на смерть.

Принцип уважения личности ребенка и его прав в воспитательной системе Корчака является важнейшим средством воспитания человечности, доброты, душевной чуткости. Ведь если ребенок в детстве не встретит понимания и уважения его чувств, то и сам в будущем вместо душевного тепла будет давать людям только равнодушие. Вот почему Корчак так ценил умение воспитателя внимательно и чутко относиться к заботам и переживаниям ребенка, понимать движение детского сердца.

Корчаковский принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с вымышленными детьми. Гуманизм педагогики Корчака отличался, прежде всего, действенностью – жизнь детей в его детских домах, воспитательная система, которую он в них создал, строились на этом принципе и способствовали утверждению особой нравственной атмосферы, когда внутриколлективные отношения и отношения в среде взрослых и детей характеризовались взаимопониманием и человечностью. Не случайно многих посетителей корчаковских детских домов, а также молодых воспитателей поражала, прежде всего, эта удивительная атмосфера справедливости, царившая в них (41).

Стремлением Корчака создать в своих детских домах такую атмосферу, где уважение прав детей становится ведущим принципом воспитательного процесса, можно, думается, объяснить и оправдать в какой-то степени сомнения Корчака по поводу права воспитателя определять цель воспитания. "Куда мне вести вас? К великим идеям, высоким подвигам? Или привить лишь необходимые навыки, без которых изгоняют из общества? Но научив сохранять свое достоинство? Имею ли я право за эти жалкие крохи еды и заботы в течение нескольких лет требовать, приказывать и желать? Может быть, для любого из вас свой путь, пусть на вид самый плохой, будет единственно верным?" (4, с.182).

Эти мучительные вопросы, которые Корчак ставил в "Как любить ребенка", часто используются для обвинения его в пассивной педагогической установке – нежелании воспитателя навязывать ребенку свою волю, свои суждения и оценки (14). Однако, вероятнее всего, что вопросы эти задавал себе педагог, убежденный в праве ребенка быть тем, что он есть, и ищущий наиболее рациональные пути воздействия на него с тем, чтобы не разрушая индивидуальности ребенка, развивать его положительные качества и ослаблять отрицательные.

Сомнения его можно объяснить и убеждением Корчак в том, что воспитатель никогда не должен удовлетворяться достигнутым, должен стремиться к постоянному творческому поиску. Девизом воспитания должно быть творческое "не знаю", считает он. Творческое потому, что не успокаивает, но побуждает к размышлениям, к постановке вопросов, к дальнейшим поискам ответов – к поискам истины. "Пусть ни один из взглядов воспитателя, — писал он, — не станет ни непререкаемым убеждением, ни убеждением навсегда. Пусть сегодняшний день будет только переходом от суммы вчерашних наблюдений к завтрашней, еще большей" (4, с.180).

Кроме того, Корчак считал, что воспитатель имеет право на сомнения и ошибки. "Сбился? Помни, блуждать в огромном лесу жизни – не зазорно. Даже плутая, гляди по сторонам с интересом и увидишь мозаику прекрасных образов. Страдаешь? Истина рождается в муках" (4, с.129). Не случайно он сам признается в "Интернате", что свою истину, свой путь воспитателя он нашел не без труда и не без мук (4, с.126).

Поэтому сомнения Корчака отнюдь не дают повода утверждать, что вряд ли существовала стройная система воспитателя в корчаковских детских домах, поскольку, якобы, у его руководителя не было четкой целевой установки. Напротив, дальнейший анализ организации процесса воспитания в данных учреждениях позволяет считать, что воспитательная работа в корчаковских детских домах имела целенаправленный характер и способствовала решению вполне конкретных задач. Поэтому обвинения Корчака в пассивности его педагогической установки являются недостаточно глубокой трактовкой отдельных его высказываний.

1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.

Ребенок уже является уникальной личностью, от личной от всех других. Из этого следует, что как личность ребенок имеет право на свой уникальный внутренний мир.

2. Значение настоящего.

Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего личного внутреннего мира, мы неминуемо должны признать право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть таким, какой он есть.

3. Значение поступка и возможность раскаяния.

Важную роль в воспитание ребенка играет осознание им значения поступка и возможность расскаяния ребёнка, а так же понимание родителей, что ребенок действительно осознал свою ошибку и готов расскаяться перед ними. Иногда родители поступают неразумно, и безрассудно, когда пренебрегают покаянием ребенка, игнорируют тот важный момент, когда ребенок осознал свою ошибку и пришел к ним, чтоб примириться. Вместо того, чтобы простить его, дать ему очередной жизненный урок родители «выдерживают характер», чтобы показать ребенку свою твердость и непреклонность и одновременно силой «сломать» то, что им в нем не нравится. Для ребенка важно хотя бы просто понять, почему нельзя делать так или иначе. Задача родителей — донести до него это понимание [].

4. Открытость и доверительность отношений с детьми.

Важную роль в воспитании ребенка играют доверительные отношения внутри семьи. Ребенок должен быть уверен, что может ждать поддержки от своей семьи и родителей .

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие[http://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/66-soderzhanie-formi-i-metodi-raboti-detskogo-sada-s-semey].

В педагогике под методами семейного воспитания понимают такие приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей [].

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят следующие группы:

1) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование);

2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример);

3) дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование) [].

Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы) [].

Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упражнение, пример, поощрение) имеет свою психолофизио-логическую основу.

Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего:

а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде-ние);

б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;

в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;

г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;

д) чувство меры в применении того или иного метода;

е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;

ж)избежание методов наказания;

э) неприменение физических наказаний.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Выбор же методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.

Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

• отношения в семье и образа жизни;

• числа детей в семье;

• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей [].

Для определения методов воздействия на ребенка необходимо читать педагогическую, психологическую литературу, основываться на опыт старших, консультироваться со специалистами. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться от ребенка лишь послушания, поэтому нередко даже не пытаются понять его, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.

В процессе семейного воспитания между родителями и детьми могут возникать противоречия, разногласия, конфликты. Они могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы связаны с изменениями в обществе, с социальной динамикой. Изменение объективных условий жизнедеятельности людей всегда отражается на их сознании. Вследствие этого, возможны различия между поколениями во взглядах, мнениях, ценностях и т.п., причем различия будут тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в том или ином социуме. Даже находясь в условиях одной и той же социальной среды, дети и их родители подвергаются воздействию различных факторов в неодинаковой степени в силу присущих им возрастных и индивидуальных особенностей. Напряжение в отношениях между родителями и детьми может возникать не по всем сферам жизнедеятельности, а затрагивать, например, взгляды, вкусы, симпатии, оценки событий [].

Можно обратиться к концепции М. Мид, согласно которой конфликты поколений связаны с уровнем общественного развития и типом семейной организации. Для современных постиндустриальных обществ характерна префигуративная культура, которая ориентирована главным образом на будущее. Темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт родителей часто оказывается неприемлемым в новых социальных условиях. В данных социальных обстоятельствах компромисс между родителями и детьми достигается через взаимное социализирующее влияние с учетом требований социума. Не только дети учатся у родителей, но и родители во все большей степени прислушиваются к детям. Воспитательные воздействия должны быть направлены в будущее в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь[].

Несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором, на наш взгляд, заключена основная идея компромисса семейного воспитания: «Семья… предоставляет в качестве коллективного индивидуума своему члену, с одной стороны, предварительную дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности» [].

Изучив и проанализировав научную литературу по вопросам семейного воспитания в России, Мы пришли к выводу, что семья в нашем обществе играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни (отношение родителей друг к другу, к работе, к бабушкам, дедушкам, соседям, к искусству, литературе, их мысли, привычки, чувства, стремления), уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности развивающегося ребёнка. Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости, задержки психического развития и деформации личности.

Что такое уважение, знают только те, кто достоин уважения сами. Достойные люди уважают друг друга даже тогда, когда объективно являются врагами.

Действительно признавать значит признавать не потому что ты слаб и тебя заставили, а свободно, с позиции сильного. Способность уважать связана с развитием третьей позиции восприятия, объективного взгляда на ситуацию.

Все ли знают, что такое уважение? — Нет. Что такое уважение, знают только взрослые и воспитанные люди. Детям уважение не знакомо, уважение не знакомо плохо воспитанным людям: тем, которые не жили среди достойных уважения людей и не знают, как следует в отношении них себя вести. Что такое уважение, знают только те, кто достойны уважения сами. Достойные люди уважают друг друга даже тогда, когда объективно являются врагами. См.→

Уважать — это считаться с интересами другого человека, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия, добровольно действовать по его правилам. Женщины не прочь об уважении поговорить, но женщине важнее любовь, а не уважение. Аналогично, мужчине приятно чувствовать, что его любят, но унизительно понять, что его не уважают. Мужчине уважение важнее любви.

Уважение в отношениях мужа и жены — огромная отдельная тема. В восточной семье мужчина уважаем всегда и по умолчанию, просто потому, что он мужчина. Женщина там может быть любимой, но по уровню уважения она на Востоке никогда не сравнится с мужчиной. В европейских семьях отношения другие: тут уже многие неплохо знают, что такое языки любви, но постепенно забывается, что такое языки уважения. См.→

Вопрос об уважении к ребенку — не прост, поскольку уважение заслуживается реальными достижениями. Тогда как правильно: дарить ребенку уважение авансом — или уважать его только тогда, когда он это заслужил? Достойно уважения такое мнение отца: Если мой сын чем-то занят, то с какой стати он должен всё бросать и бежать на зов мамы или папы? Вы сами-то побежите, если вас вот так вот позовут? Вы вот взрослого человека так же к себе призываете? Или сначала спросите, может ли он сейчас подойти? Поэтому если мой сын чем-то занят, я всегда спрашиваю, может ли он ко мне подойти. См.→

Уважение предполагает видеть в другом человеке субъекта, а дрессировка, скорее, объекта. На этом основано достаточно распространенный протест против применения методов дрессировки к близким, уважаемым и любимым людям. Протест в целом верный, в деталях необходимы уточнения, хотя бы потому, что есть факт: именно у талантливых дрессировщиков наблюдаются очень крепкие, близкие и душевные отношения с близкими людьми. Похоже, что дрессировка не исключает любви и уважения, а при умелом использовании может быть им помощью. См.→

Что такое Уважение? Чувство уважения и его принципы

Мало кто в наше время, особенно представители нового поколения, понимают и в особенности чувствуют – что такое Уважение. Уважение – это важнейшая составляющая достойных и комфортных отношений между людьми. Так же это основа ведения дел в любой сфере. В высших бизнес кругах, достойных кругах, уважение – как воздух, без него невозможно достичь никакой цели.

Кроме того, Уважение – это прекрасное чувство, которое живёт в сердце человека и даёт ему важную составляющую счастья и достоинства. Именно уважение даёт человеку ощущение и состояние Достоинства, уважение к себе и другим людям. Обо всех высших Чувствах – читайте здесь.

Что такое Уважение? Определение и правила

Уважение – форма общения и мотивированное чувство.

Уважение, как форма общения – этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность – “Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других”.

Уважение, как мотивированное чувство – это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).

Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Уважение – одно из важнейших требований этики. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие.

Условия для Уважения – личные качества (этичность, управление собой, способность видеть достоинства других, признавать), принятие иерархии (вышестоящий, нижестоящий, равный), взятие ролей (сотрудник, ученик, друг, руководитель и др.) и выполнение правил уважения.

Основные правила уважения:

1. Общение, изучение других – чтобы понимать, видеть достоинства и недостатки, др.

2. Знаки внимания – высказывать своё отношение (благодарность, комплименты и др.) поздравления, этика, как к старшему (пропускать вперёд, вставать и т.д. – если уместно). Но без перебора – без пафоса, лести (в основе должна быть искренность).

3. Отношение к вышестоящему – внимательность и учтивость: при замечаниях – извиняться, не оправдываться, благодарить, защищать авторитет – не давать злословить, пресекать оскорбления, др., не создавать проблем другим (не подставлять, не подводить тех, кто на тебя надеется и т.п.).

“Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать” Чарльз Дарвин

Неуважение к другим – это признак гордыни и высокомерия, показатель неадекватной самооценки человека и его не доброжелательности. Неадекватность – определяется не способностью такого человека справедливо оценить и признать его достоинства, ценить его и относиться к нему в соответствии с тем, как он того заслуживает (по его достижениям и достоинствам).

“Достойный Человек – тот, кого нельзя не уважать” акад. Миание М.Ю.

О том, что такое Дружба – читайте тут.

Уважение к другим – определяет эффективность и комфортность взаимоотношений между людьми, ведения дел, получения информации, создаёт лучшие условия для развития и самореализации.

Чувство уважения – это очень приятное чувство само по себе и оно является защитником чувства Любви. Любовь без уважения долго жить не сможет.

Что такое уважение к человеку

Здравствуйте, дорогие посетители! Тема «Что такое уважение к человеку» считаю крайне важной на сегодняшний день. Все, что нам преподносят по TV, это реклама чего-либо.

Все это неискренне, какая-то натянутость, приводящая к недоверию. Давайте поговорим здесь откровенно, ведь нам с вами нечего делить. Здесь не замешены деньги, а где есть деньги, там и вранье и лицемерие.

Причем чем больше денег, тем больше лжи. Много людей поставили деньги, самоцелью всей жизни. В результате чего происходит деградация личности. Теряется понятие честь, совесть, бескорыстность.

Виною тому деньги. Я могу об этом говорить, потому что у меня есть с чем сравнивать. Я жил в СССР, живу в настоящей России. Очень много времени посвятил изучению царской России.

Поэтому и имею свою точку зрения. Нет, не думайте, я не собираюсь кого-то оскорблять и унижать. Считаю, что виною всему система, которая создана для управления людьми. И в любой системе имеются свои косяки.

На сегодня демократия стала первой из всех других систем. Но ее также нужно понимать и знать. Само слово состоит из «демо-народ», «кратия – управление».

Но у нас речь пойдет не о политическом аспекте, а о понятии «что такое уважение к человеку», об уважении людей друг к другу, об уважение к женщинам, к старикам, к детям и так далее.

Что такое уважение к человеку — это уважение личности человека

Что такое уважение к человеку? Вот что нам подсказывает Википедия

Уважение — это позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.

Это сложный вопрос, но необходимый. Все ученые утверждают, если желаете уважительного отношения к себе, необходимо ,в первую очередь, с уважением относится к другим. Это первое, что нужно усвоить.

Вы обратите внимание, на негативное отношении к нечестным людям. И всегда будут уважать человека, который честен, который всегда выполняет свои обещания.

Причем уважительное отношение строиться не на финансовом достатке, не на принадлежности к религиозным взглядам, не на том, кто вы мужчина или женщина.

Если вы обидели кого-то, ждите реакцию бумеранга. Вам эта обида вернется обязательно. Но если вы добры и относитесь по доброму к другим, то доброта и уважение к вам вернется, но уже еще с большим количеством.

Воспитать уважение к людям, можно при условии, если вы в личности заметите его положительные черты. Что такое уважение к человеку должно быть понятно каждому человеку.

Знайте, существует ряд правил, соблюдая уважение личности человека, можете рассчитывать на признание других людей.

Сегодня я их вам покажу. Хотя они и не прописаны на законодательном уровне, но признаны как общепринятые правила. К ним относятся как нравственные нормы, так и моральные устои.

Надо помнить, что есть такие категории людей, к которым надо уважительно относиться, несмотря на то, знакомы вы или нет:

  • Родители. Они ваши люди, которые дали вам жизнь и это уже достойно уважения.
  • Женщины. Так как они будущие роженицы и слабые существа, поэтому им требуется уважение к себе.
  • Люди в возрасте. Как правило, на их долю пришлось много испытаний, и преклонный возраст дает им право на уважение.
  • Сослуживцы. Здесь, по-моему, все ясно. Хотите нормально работать, подружитесь с ними. Тогда у вас не будет недоброжелателей.
  • Учитель. Они дарят нам знания. Эти знания в жизни нам дают направление в страну «жизнь»

Очень важный способ добиться уважения – научиться внимательно слушать собеседника. Людям нравится, когда их внимательно слушают и активно участвуют в беседе. Собеседник понимает, что вы готовы разделить все его вопросы.

И чем больший и искренний интерес вы проявляете к его проблемам, тем он лучше будет относиться к Вам.

Воспитание уважения к людям

Все мы понимаем, что уважение прививается с самого детства. На кого же возложена данная обязанность? Конечно же, на родителей и педагогов. Они должны разъяснить им, что нужно уважать того или иного человека и почему.

Испокон веков старшие пользовались уважением и мы должны поддерживать эту очень важную традицию. Родители и педагоги обязаны разъяснять детям, что нужно слушаться пожилых. Они прожили длинную жизнь и имеют житейскую мудрость и опыт.

Значит, их советы несут какую-то пользу. По существу воспитание уважения к людям — это правила для каждого. Люди обязаны приучить к этому отпрысков, в противном случае в дальнейшем их ждет непонимание другими людьми.

А это, поверьте, серьезная проблема!

Ребенку необходимо разъяснить про самоуважение. Не надо чтобы он возносил себя до небес. Ему надо дать понять, что он ничем не отличается от других.

Расскажите ему, что важнее всего то, о чем человек думает, что у него в голове, а не то, на какой тачке он катается, или в каком дворце живет.

Итак, подведя итоги темы «Что такое уважение к человеку», можно смело сделать вывод, что уважение — это не что иное, как уважительное отношение к личности, к природным явлениям, к божеству, к людям, к родине.

Надо понимать, что уважение – не константа, сначала может проявиться, далее опять исчезнуть. Это все строится на этических и моральных качествах личности. Поэтому, надо стараться человеку привить эти качества.

А они уже будут влиять на чувство уважения к окружающим людям.

Источники:

http://kakvospitat-rebenka.ru/lichnost-rebenka/uvazhenie-lichnosti-rebenka-doshkolnika.html

https://elhow.ru/psihologija/chto-takoe-uvazhenie

https://studopedia.ru/17_32491_printsip-uvazheniya-lichnosti-i-prav-rebenka.html

https://studfiles.net/preview/1666889/page:5/

https://www.psychologos.ru/articles/view/uvazhenie

Что такое Уважение? Чувство уважения и его принципы

https://naidysebya.ru/chto-takoe-uvazhenie-k-cheloveku/