Воображение у детей младшего школьного возраста

Семинар-практикум: «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста»

Выбранный для просмотра документ Презентация развитие творч.способностей у детей.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. БЕЛАЯ КАЛИТВА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила Куликова Виктория Владимировна Социальный педагог ДДТ 2014 г.

“Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” В.А. Сухомлинский. Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Именно в этот период необходимо развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

— задатки — анатомо–физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. — способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. — талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА:

ЧТО ТАКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ? По мнению исследователей: 1. Воображение направлено на создание чего-то нового, чего нет рядом с человеком. 2. Подчеркивается связь создания этого нового с тем, что уже было в практике человека, в его жизненном опыте, причем особый акцент делается на комбинировании прошлых впечатлений, как способе создания нового.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВООБРАЖЕНИЕ ОТ ФАНТАЗИИ ? Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных объектов на основе реальных знаний. Фантазия – это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, на основе реальных знаний.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. Пассивное воображение — заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности — грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир — попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинация — это пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: Мечтая, человек всегда создает образ желаемого; Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов; Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым; Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ Представление действительности в образах; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Формирование внутреннего плана действий Программирование деятельности

ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ Агглютинация — «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок — кентавр, Змей-Горыныч и пр. Гиперболизация — существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик – с — Пальчик. Акцентирование — выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком – либо конкретном образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической). Аналогия — это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

СТАДИИ ПОСТРОЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1. Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя: 1) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта; 2) освоение способов построения художественной формы. Материал первого рода – это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных). 2. Стадия постановки замысла – задачи. Задача–замысел опережает и определяет действия обучающегося. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет представлено. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе деятельности и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. 3. Стадия творчества. В процессе творчества ребёнок как бы «отдаёт» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребёнок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдёт совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребёнку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Е.Кравцова, Е.В.Заика) — Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески; Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член; Профессиональная подготовка учителя, компетентная разработка программы обучения в отношении развития творческих способностей обучающихся; Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала; — Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся; — Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ: Уроки не должны проходить скучно и однообразно; Формулировка темы урока должна интриговать обучающихся; Чтобы не пропал интерес к занятиям, не рассеивалось внимание, нужно использовать игровые формы активности детей. Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. Ни в коем случае нельзя говорить, что обучающиеся должны сделать, необходимо постепенно подводить их к постановке цели урока. В конце урока необходимо проводить коллективное обсуждение выполненной работы; Нужно поощрять творческую индивидуальность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ необходимо расширять сенсорный опыт детей; ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности; развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск; обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей; наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление; развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства; предлагать детям творческий подход к решению возникающих проблем;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ семинар-практикум.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель : формирование элементарных представлений и умений о способах, заданиях по развитию воображения у детей младшего школьного возраста.

— активизировать знания педагогов о развитии фантазии и воображения у детей;

познакомить с приемами и способами развития воображения и фантазии у детей;

— показать на практике приемы развития воображения и фантазии.

1 слайд: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашей сегодняшней встречи звучит так: «Развитие воображения у младших школьников».

На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной, социально значимой и выбрана неслучайно. С введением ФГОС в систему современного обучения детей, появились новые требования к результатам начального образования.

. В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков и практического решения задач.

Изучая стандарты второго поколения, а именно примерные программы по учебным предметам, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения.

Все мы с вами понимаем, что работа учителя необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка.

2 слайд: Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Именно в этот период необходимо развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

Детское творчество это особый сфера, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Все дети талантливы и способны от природы. Как говорил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых, чтобы помочь раскрыться и развиться творческому потенциалу ребенка.

Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно — потребностная сфера.

3 слайд: Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся. В широком понимании творчество — это процесс деятельности , создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Компонентами творчества как процесса являются определенные задатки у личности, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике. В свою очередь, способности — это индивидуально — психологические особенности личности , обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Из способностей, вследствие развития личности ребенка, развивается талант . Бытует мнение, что талант является даром, полученным от Бога, или следствием врождённых, генетически обусловленных особенностей человека. Многолетнее экспериментально-педагогическое исследование, проведённое в советские годы А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским, показало, что наличие любых талантов полностью обуславливается воспитанием человека.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. 4 слайд: Давайте сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. То же самое нам подтверждают исследователи. 5 слайд: Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображениеэто умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.

6 слайд: Какие существуют виды воображения? Всего их 4. Активное, пассивное (7 слайд), продуктивное, репродуктивное (8 слайд). Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. 9 слайд: Но есть и другие отдельные виды воображения. Сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни . Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. 10 слайд: Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

11 слайд: В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний . При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека . С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий , т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности , составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

12-13 слайды: Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Давайте рассмотрим их подробнее.

В основе воображения лежит работа не изолированных нервных центров, а всей коры головного мозга. Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей. 14 слайд: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на изображение. Кого вы видите на нем – девушку или пожилую даму? Если девушку — у вас развито правое полушарие мозга. Если пожилую даму – левое. Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка). вое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон. Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. 15 слайд: Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Во-первых, необходимо выделить стадии, из которых урок будет состоять. 16 слайд: Во-вторых, должны соблюдаться все условия формирования творческого мышления на уроке. 17 слайд: В-третьих, существуют особые требования к организации творческих занятий. 18 слайд: В заключение теоретической части, хотелось бы добавить несколько советов по развитию творческого воображения у детей в целом. 19 слайд:

Различные творческие задания своим ученикам можно предлагать на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо. Диапазон их широк. 19-23 слайд: В начале хочу познакомить вас с друдлами — задачами, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.

Друдл — это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ — тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать — и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.

На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).

Любители головоломок-друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.

Друдлы — головоломка для любого возраста. Начинать игры проще с незамысловатых друдлов, на которых хорошо угадывается знакомый объект. Лучше, если изображение будет иметь минимум деталей. Обратите внимание, что для подстегивания воображения, лучше делать задачки черно-белыми.

24-26 слайд. Есть такая замечательная игра-методика «Что бы это значило»?, где предлагается придумать интересное, желательно яркое и запоминающееся выражение, фразу, подпись под картинкой. Давайте с вами попробуем!

Развитие воображения детей младшего школьного возраста

Общая характеристика, виды, способы и функции воображения. Психологический механизм его формирования у младших школьников в процессе обучения. Возможности диагностики и коррекции развития воображения. Игры и упражнения, направленные на его формирование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Мордовия

«Зубово-полянский педагогический колледж»

Развитие воображения детей младшего школьного возраста

Автор курсовой работы

Максименко Ангелина, студентка 401 группы

Руководитель: Юдина Г.П., преподаватель ВВК

Глава I. Развитие воображения в младшем школьном возрасте

1.1 Общая характеристика воображения

1.2 Развитие воображения на уроках в начальных классах

Глава II. Возможности диагностики и коррекции развития воображения у детей младшего школьного возраста

2.1 Возможности диагностики воображения у детей младшего школьного возраста

2.2 Коррекция воображения детей младшего школьного возраста

Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, 1986, 1987, 1988; В.Т. Кудрявцева, 1990, 2001; Е.Е. Сапоговой, 1990, 1993, 1996) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. Проблема сущности воображения и его психологических механизмов раскрыта в работах Л.С. Выготского (1972), В.В. Давыдова (1992), А.Я. Дудецкого (1974), А.В. Запорожца (1986), Э.В. Ильенкова (1984), Л.С. Коршуновой (1989), А.Н. Леонтьева (1981), Е.А. Лустиной (1984), С.Л. Рубинштейна (1989), Д.Б. Эльконина (1999).

Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников.

Все психологии, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи (В. Штерн, Л. Дьюи др.) рассматривали воображение ребенка как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция.

Исследователи психологических механизмов и основных приемов его развития у детей дошкольного возраста выделяют особенности формирования данного психического процесса в игровой деятельности и художественном творчестве (Н.А. Ветлугина, 1972; В.Я. Воронова, 1981; В.В. Давыдов, 1992; Е.Е. Кравцова, 1996; B.C. Мухина, 1988; А.П. Усова, 1962, 1976); приемы конструирования метафоры (Е.Е. Сапогова, 1996; Л.И. Шрагина, 1997); способы актуализации перцептивных образов (Г.Д. Кириллова, 1992); своеобразие использования предметов-заместителей (Д.Б. Эльконин, 1999; О.М. Дьяченко, 1986, 1987, 1988; Л.А. Венгер,1988).

В процессе обучения младших школьников развитие воображения чаще всего осуществляется в системе предметов эстетического цикла. Учеными были выдвинуты различные приемы формирования воображения: развитие сотворческого восприятия литературного произведения (Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, 1978); эстетического отношения к действительности (А. А. Мелик-Пашаев, 1989); формирование содержательного обобщения, способности создавать целостные образы (Ю.А. Полуянов, 1982), познание глубины, взаимосвязи различных видов искусства (Б.М. Неменский, 1987).

Проблеме развития продуктивного воображения как предпосылке теоретического мышления уделяется внимание в работах В.В. Давыдова (1992). В работах Н.А. Цыпиной (1985) выявлена специфика воображения младших школьников в литературном творчестве и предложены условия развития данного вида воображения на уроках чтения в системе коррекционно-развивающего обучения. Изучение динамики развития сферы образов-представлений младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения (КРО) проведено С.К. Сиволаповым (1984, 1988).

Таким образом, в психолого-педагогической науке накоплен обширный материал по исследованию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, но проблема особенностей и механизмов развития данной психической функции в процессе обучения детей младшего школьного возраста представлена недостаточно.

В ходе изучения данной проблемы были рассмотрены ключевые понятия по теме исследования: воображение и его развитие у детей младшего школьного возраста; диагностики и методики изучения развития воображения у детей младшего школьного возраста; использование игровых приемов, методов работы по развитию воображения у детей в начальной школе.

Практическая часть исследования будет состоять в разработке и реализации цикла занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста; определение эффективности проведенных занятий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время возникла потребность в новых методах диагностики и коррекции воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье. Решение данной проблемы требует высокого педагогического мастерства от учителей, психологов, родителей, знание индивидуально-психологических особенностей развития каждого ребенка, умение подбирать необходимые методы диагностики и коррекции воображения в каждом конкретном случае.

Объектом исследования процесс развития воображения младших школьников

Предметом исследования является система методов и приемов диагностики и коррекции воображения детей.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических механизмов развития воображения младших школьников в процессе обучения; своевременной диагностики и коррекции воображения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что при организации образовательной работы с детьми, необходимо планировать диагностику и коррекционную работу во взаимосвязи, тогда это приведет к более продуктивным результатам в развитии воображения детей младшего школьного возраста

Задачи дипломного исследования:

Дать характеристику воображения детей младшего школьного возраста;

Выявить основные особенности воображения ребенка младшего школьного возраста;

Подобрать и составить диагностическую программу по выявлению уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста;

Подобрать игры, игровые упражнения для развития воображения.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— подбор диагностических методик;

— подбор игрового коррекционного материала;

Глава I. Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение — характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение — отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение — при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по- новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. Вне меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Виды и способы воображения

Воображение — это психологическая функция, направленная на создание новых образов.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются неосознанно.

Агглютинация — соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например: кентавр — человек-зверь, птица Феникс — человек-птица).

Гиперболизация — парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).

Схематизация — отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематичный рисунок).

Акцентирование — какая-либо деталь в образе подчёркивается, выделяется (например дружеский шарж).

Основой создания любых образов фантазии являются синтез и аналогия. Пример аналогии: самолёт напоминает птицу.

1.2 Развитие воображения на уроках в начальных классах

К концу дошкольного периода детства у части детей (до 20%) воображение представлено в двух основных формах:

1. произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

2. возникновение воображаемого плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.

У детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи ярость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2—3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I—II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Образы воображения, возникающие у школьников I—II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Рисуя на тему «Наш класс», учащиеся I класса изображали только те предметы, которые находились у них перед глазами и никогда не рисовали те предметы, которые они не могли непосредственно видеть (исследование С.Г. Каплановой).

С целью изучения особенностей создания образов воображения учащимися начальной школы было проведено экспериментальное исследование.

Детям предлагалось нарисовать небольшое количество фантастических рисунков при условии, что в их содержание будут включены определенные объекты: змея, колос, синица и т. д. (всего тринадцать).

В ходе эксперимента установлено, что первоклассники в своих рисунках необычно располагали предметы (рядом с рыбой гриб, карандаш на спине у рыбы) и не всегда могли объяснить, почему они так изображают. Только начиная с IV класса в фантастических рисунках детей видно смысловое содержание, а не только расположение рядом отдельных элементов изображения (опыты А.Я. Дудецкого).

В тематических рисунках учащиеся обычно прибавляют все новые и новые детали и подробности к изображаемому, но очень редко уточняют форму. Дети этого возраста еще не проявляют или проявляют в очень слабой мере усилия воли, направленные на осуществление возникшего у них замысла или замысла, сформулированного взрослыми. Случайная ассоциация легко может разрушить задуманное.

У школьников этого возраста еще не выработалось умение работать над задуманным образом, вынашивать его. Рисунки младших школьников показывают, что они еще недостаточно руководствуются твердым замыслом изображения. Поэтому образы воображения, создаваемые учащимися 1-2 классов, всегда результат случайного соединения знакомых элементов в процессе деятельности, а не результат длительного предварительного «вынашивания» этих образов и последующей тщательной отработки их.

Воссоздающее воображение у учащихся I—II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.

Воссоздаваемые образы каждый раз опираются на все новые и новые случайные ассоциации, слабо определены содержанием текста. У детей как бы непроизвольно оживляется каждый раз посторонняя, «внеконтекстная» система образов. Поэтому прочтенный текст иногда не оказывает особого влияния на выполнение рисунка (опыты М.А. Музафарова).

На первом этапе воссоздающего воображения ребенок еще использует данные читаемого текста, однако это продолжается очень короткое время. Затем первоклассник обычно начинает отвлекаться: у него возникают случайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать систему образов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может.

Как показывают исследования, этот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенно устранен в процессе обучения. Для этого руководитель (родители, учитель) должен давать каждому учащемуся небольшие задания на воссоздание (описание или изображение) отдельных предметов. После того как ребенок выполняет одно задание, руководитель дает ему следующее, более сложное и т. д.

Огромное значение для развития воссоздающего воображения у детей имеет обогащение их зрительного опыта. Вот пример такой работы: учительница ведет детей в лес на прогулку; там дети внимательно рассматривают отдельные деревья, кустарник, траву; учительница беседует с ребятами. На следующий день она читает им рассказ о лесе и просит учащихся воссоздать картину леса, которого они не видели раньше, например, представить себе тайгу, тропический лес и т. п. Простая тренировка процесса воссоздания без использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованию воссоздающего воображения детей.

Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.

Начиная с III класса, процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.

У учащихся в возрасте 9—11 лет характерным для формирования образов воссоздающего воображения является их большая устойчивость. У детей появляется известное стремление к уточнению и уяснению образа при опоре на результаты прошлого опыта, более или менее аналитического восприятия действительности и попыток ее осмысления.

Воссоздавая образы по тексту, учащиеся начинают придерживаться его содержания, однако, в изображаемых картинах при неоднократных воссозданиях картины по тексту повторяется не картина в целом, а иногда одни и те же ее компоненты (опыты М. А. Музафарова).

В процессе сборки машины по фотоизображению учащиеся III класса стремятся преодолевать технические трудности. Но в этом им сильно мешает известная узость их анализа и синтеза. Они еще не могут представить себе машину как целостный механизм, она им кажется совокупностью изолированных частей; они еще не осознают принципов ее устройства. Учащиеся этого класса начинают рассуждать: «Какая машина должна быть? Как ее собирать». Это рассуждение — уже начало элементарного планирования (опыты Е. Шаламона).

Итак, деятельность воссоздающего воображения у учащихся этого возраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большими волевыми усилиями.

Воссоздавая текст или собирая машину по схеме, учащиеся IV класса и более старшие школьники обычно уже не привносят деталей «от себя», а воссоздают объект, придерживаясь текста, фотографии или схемы.

Образы воссоздающего воображения с возрастом учащихся становятся все более устойчивыми. «Лишние» детали текста, чертежа или схемы постепенно исчезают. У учащихся развивается умение ограничивать деятельность своего воссоздающего воображения строгими рамками определенной задачи. Однако этого достигают учащиеся в полной мере только к X классу.

Очевидно, ограничение рамок деятельности воображения представляет все же значительные трудности для детей — трудно совсем не отвлекаться и вызывать у себя глубокую сосредоточенность. Умение ограничивать работу своего воображения у детей возникает постепенно. У первоклассников образ воссоздающего воображения возникает как бы мгновенно и в законченном виде, хотя и имеет поверхностный характер. С III—IV класса образ начинает постепенно «строиться».

Чем старше становится ребенок, тем совершеннее становятся его приемы, применяемые в процессе воображения, что улучшает, совершенствует образ воображения — создание образа сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.

Ребенок начинает сравнивать, обобщать, рассуждать над тем материалом, который является основой его воображения; постепенно развивается его критическое отношение к создаваемому образу; все это требует от него усилий, но от этого образ становится ярче, точнее и запоминается на долгое время.

Если у первоклассника в результате чтения созданный образ никогда не повторяется (если он повторно читает тот же текст через 1—2 месяца, образ всегда значительно видоизменен), то у десятиклассника образ воспроизводится вторично почти точно так же, как и в первый раз (вырабатывается в коре головного мозга динамический стереотип).

У детей школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на усвоение технических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развивающееся у детей воображение в области рисования начинает основываться на знании техники построения рисунка, музыкальное воображение — на знании техники исполнения. Конструкторское воображение невозможно без технических знаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество у детей этого возраста опирается на знание правил и закономерностей письменной речи.

Образы воображения используются в той или иной деятельности и всегда должны включать элементы тех знаний и навыков, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.

Довольно часто в школьном возрасте отсутствие знаний и практических умений в той или иной области ведет к тому, что образ воображения становится более тусклым. К подростковому возрасту дети иногда забрасывают занятия рисованием, потому что возросшие собственные требования к качеству и результату деятельности встречают большие затруднения в удовлетворении этих требований благодаря ограниченным знаниям и умениям в области техники изображения. Конструкторско-технические кружки в школе прекращают свою деятельность часто потому, что детям своевременно не дают соответствующих знаний и технических навыков.

Великий писатель и педагог Л.Н. Толстой подробно рассказывает, как он воспитывал и развивал творческое воображение у сельских школьников. «С этой целью я делал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на их (детей — Е. И.) заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал и указывал место и справлялся с написанным, удерживая их от повторений, и сам писал, предоставляя им только облекать образы и мысли в слова; потом я дал им самим, и выбирать, потом и справляться с написанным, и, наконец, . они и самый процесс писания взяли на себя». Здесь ясно видна большая забота Л. Н. Толстого о том, чтобы его ученики усвоили основные технические приемы творческой работы, без которых немыслимо создание художественного произведения.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.

Руководство процессом развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя большого внимания и чуткости. Особенно трудно руководить развитием воображения у детей с уже хорошо развитым воображением.

Восхищение продуктами творческого воображения детей может привести, с одной стороны, к зазнайству ребенка, и он перестанет критически относиться к своим творческим работам. С другой стороны, невнимание к творческой деятельности ребенка, к безудержной работе его воображения приводит к тому, что учащийся начинает замыкаться в себе, стесняется проявлять свою фантазию, а иногда и теряет веру в свои возможности и вовсе отходит от активной творческой деятельности.

Развитие воображения у детей в школьном возрасте создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение детей. На развитие воображения детей большое влияние оказывает чтение художественной литературы, просмотр картин, кино, посещение театров, организованное слушание музыки и т. п.

Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

У детей школьного возраста начинает развиваться действенная мечта. Уже школьники I—II класса мечтают о своей будущей общественной деятельности, но мечты детей этого возраста не носят еще устойчивого характера.

Начиная с подросткового возраста мечта приобретает у большинства советских детей целенаправленный, действенный и устойчивый характер. Наши дети хотят быть похожими на замечательных людей советской страны: на руководителей нашей Коммунистической партии, на прославленных тружеников — рабочих и колхозников, на героев, ученых и т. п. Наши подростки мечтают о великих делах, которые они обязательно совершат в своей жизни.

Глава II. Возможности диагностики и коррекции развития воображения у детей младшего школьного возраста

Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Степень развития воображения у детей младшего школьного возраста позволяет определить следующие методики.

1. Методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.)

Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. скорость придумывания рассказа;

2. необычность, оригинальность сюжета;

3. разнообразие образов, используемых в рассказе;

4. проработанность и детализация этих образов;

5. эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами — если ребёнку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 3 секунд до 1 минуты;

0 баллов — если за 1 минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, оригинален;

1 баллом — если ребёнок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 баллов — если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажа (вещи, события);

1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

1 баллом — если, кроме названия, указываются ещё 1-2 признака;

0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития:

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

2. Методика «Нарисуй что-нибудь»

Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется.

На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов — ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла — ребёнок нарисовал что-то простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла — за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

8-9 баллов — высокий;

5-7 баллов — средний;

3-4 балла — низкий;

0-2 балла — очень низкий.

3. Методика «Придумай игру»

Ребёнок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чём она заключается?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах ребёнка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребёнку необходимо помогать, задавать наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

1. оригинальность и новизна;

2. продуманность условий;

3. наличие различных ролей;

4. наличие правил;

5. точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев ребёнок может получить от 0 до 2 баллов.

0 баллов — полное отсутствие определённого признака.

1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

10 баллов — очень высокий;

0-1 балл — очень низкий.

2.2 Коррекция воображения детей младшего школьного возраста

Игровых упражнений, направленных на развитие воображения детей младшего школьного возраста

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 — 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

Изучение географической карты

Ребёнку даётся карта — туристская маршрутная схема, с изображением какой — либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и т. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».

Возможны такие варианты рассказов:

Дети добросовестно перечисляют всё, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них не возникает.

Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободно представляют себя плывущим на теплоходе.

Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, большую роль в них играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его в определенное русло.

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

Детям предлагается начало, какого — либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 минут.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

— яркость и оригинальность образов;

— необычность поворота и сюжета;

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова.

а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.

Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.

Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1996. — 496 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1996. — 376 с.

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.

5. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989.

6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. — М., 1989.

История и потенциал воображения в художественном творчестве. Классификация видов воображения. Исследование влияния воображения на психологические функции дошкольника. Изучение психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

Определение содержания понятия «воображение» и изучение закономерностей его развития. Разработка диагностической программы по выявлению особенностей воображения у детей младшего школьного возраста. Составление программы по развитию воображения у детей.

Игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения. Проблемы развития воображения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней развития воображения. Развивающие игры и упражнения с детьми.

Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.

Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления. Анализ проблем адаптационного периода ребёнка в начале его обучения в школе. Механизмы психологической защиты у детей.

Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.

Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

Понятие и пути развития воображения как познавательного психического процесса; его виды и свойства. Особенности формирования игрового отношения детей к предметам. Принципы развития воображения в раннем возрасте в процессе слушания сказок и рассказов.

Источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=51013

http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00087666_0.html