Воспитание детей на руси презентация

1. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах

2. Экономическая основа жизни населения —

жизни населения лесная промышленность,

3. Главное во взаимоотношениях между народами Руси —

народами Руси принцип этнической терпимости:

между народами Руси

они жили по соседству,

сотрудничая и почитая своих

4. О распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения свидетельствуют

церковно-служебная литература, «Поучение

детям» князя Владимира Мономаха,

«Послание архиепископа новгородского

Геннадия митрополиту Симону», записки

5. В развитии просвещения на Руси можно выделить 2 этапа:

Внутри него выделяются периоды:

киевский (X – XIII вв.)

нашествие монгольского хана

Батыя (XIII – XV вв.)

московский (XVI – XVII вв.)

6. Основная цель воспитания

умеющего защищать родное

7. Два Великих Принципа развития человека в Древней Руси

Дух, Совесть) всегда определялось двумя

Великими Принципами, которые были

«Свято чтить Богов и Предков своих»

«Всегда Жить по Совести и в

гармонии с Природой»

овладению навыками созидательного Труда

происходило в возрасте от 3 до 7 лет.

Это была особая, занимательная форма игры в

реальную жизнь, где они старались быть похожими

на своих старших братьев и сестер, Родителей,

Сначала дети в самом раннем возрасте играли

затем, в шестилетнем возрасте, мальчики

начинали устраивать свои военизированные игры,

но при этом у них сохранялись общие игры,

в которые они играли с младенчества.

9. Половое воспитание

не разделяли по половому признаку

и называли их всех одинаково — чадо.

Но при этом, каждого мальчика и каждую девочку

неизменно воспитывали в уважении к

Детей одевали в рубахи,

сшитые не из нового полотна,

а обязательно из одежды родителей.

Рубашка мальчику шилась из рубахи отца,

a рубашка девочки — из рубахи матери, это связано с

могучей обереговой родительской силой.

10. Воспитание девочек

что мальчики — это будущие мужчины,

воины-защитники Родной земли Предков,

отцы и главы семейств,

хозяева, умножающие добро Древних Родов,

Боги-Устроители Родов Великой Расы,

Хранители Древней Веры и Мудрости Рода,

и поэтому они должны уважать и почитать

мальчиков так же, как и Небесных Богов.

11. Воспитание мальчиков

что девочки — это будущие прекрасные

женщины, призванные продолжать Древние

Роды Великой Расы, терпеливые

на Родной земле Предков,

любящие и нежные супруги,

многодетные заботливые матери,

Богини-Хранительницы Домашнего Очага,

и поэтому мальчики должны уважать и

почитать девочек как Богинь и Небесных

12. Обучать детей начинали с 7-9 лет

Родовой и общей грамоте,

счету и вычислениям,

Природные и Человеческие истоки

жизни на Мидгард-Земле).

13. На Руси делали зарубки на палочках, которые назывались НОСЫ. Отсюда и пошло выражение «Заруби себе на носу».

только мужчины, главы Родов и

Удел всех матерей, окружать детей:

лаской, заботой, любовью и вниманием,

но они не должны потакать прихотям детей,

ибо этим, они могут погубить чистую Душу

и светлый Дух ребенка.

15. ОБРЯД СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), начинался

новый этап в их жизни.

Все подрастающее поколение проходило древние

Обряды Совершеннолетия и Обряды

Имянаречения, т.к. наши Предки считали имя

важной частью человеческой личности.

После прохождения древних Обрядов юноши и

девушки считались взрослыми,

совершеннолетними, готовыми продолжать

традиции своих древних Родов,

несли полную ответственность за все свои

совершенные деяния, слова и поступки, как и

положено взрослому человеку.

получали два меча.

Это означало, что за 9 лет

в совершенстве овладеть

боевыми приемами владения мечами

и стать воинами,

Богами-3aщитниками своего Рода,

своей Веры и своей Родной земли,

независимо от избранного Пути и

получали символьное веретено и

Это означало, что за 4 года

они должны были

в совершенстве овладеть рукоделием,

ведением домашнего хозяйства,

полеводством и садоводством,

уходом за детьми.

18. Обряд Имянаречения

смывали с детей в Священных Водах

их детские, Изначальные имена.

Причем у юношей этот Обряд проходил

только в текущей воде (река, ручей).

Девушки могли проходить этот Обряд

как в текущей воде, так и в неподвижной

(озеро, заводь), или в Капищах, в

Святилищах и других местах.

прошедшим Обряды Совершеннолетия давались

взрослое (Общинное), каким их называли

тайное (Родовое), которое хранилось в глубокой

тайне — и эти имена не знали даже отцы и матери.

Взрослое (Общинное) имя было известно всем в

Родах или Общинах,

тайное (Родовое) имя знали только двое:

Жрец Богов, который дал имя,

20. Обучение после 12 лет

прошедшие Обряды Совершеннолетия и

начинали основательно изучать Древние

Законы (Небесные 3akоны о чистоте

Рода и Крови, знание и соблюдение

которых было обязательным при

достижении определенного возраста и

создания Семейного Союза),

а также Родовые традиции и

секреты которых хранили в их Роду и касте.

21. Институты воспитания в VII – VIII вв.

(для мальчиков с 12 лет)

(для детей знати с 7-8 до 14 лет)

22. Слова, обозначавшие различные возрастные группы:

«молодой» – до 3-6 лет, воспитываемый

«чадо» – до 7-12 лет, начавший обучаться;

«отрок» (отрокови́ца)– подросток 12-15

лет, проходивший специальное ученичество

перед посвящением во взрослые члены

общины или рода

с Образными символами

своего Рода и Веры

начиналось в младенчестве

с обережных знаков и орнаментов,

изображенных на люльке или

с деревянных и глиняных игрушек,

в которых жили Древние Образы

24. Оберег для младенцев «РАДИНЕЦ»

25. Сильный мужской оберег. Дает здоровье, славу и уверенность. Посвящен славянскому богу Солнца Хорсу

26. Символы воинской доблести

27. Женский оберег «Макошь» Это оберег Хозяйки дома, несет в дом радость, благополучие и изобилие

28. Воспитание и школа в Киевской Руси

организация систематического обучения

началась с момента крещения Руси.

С принятием христианства (988 г.) славяне

присоединились к восточной христианской

29. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения — принятие христианства

30. Значение крещения Руси

развитию культуры во всех направлениях:

обогащению изобразительного искусства.

Христианство определило и

заповеди новой морали,

основанной на любви, почитании родителей, порицании

пороков – убийства, кражи, лжесвидетельства,

прелюбодейства и т.п.

С этого времени население Киевской Руси стали

называться крестьянами (т.е. христианами)

31. Патриархальная модель воспитания

семейном укладе с непререкаемым

авторитетом отца, подчиненном положении

женщин и детей, строгой домашней дисциплине

и вместе с тем «отличавшаяся ореолом

святости и утверждавшаяся на слове Божьем».

Отношение родителей к детям было суровым:

«отец не бойся всячески учить и наказывать

детей». Считалось, что суровое отношение к

детям не только не противоречит отеческой

любви к ним, но, наоборот, свидетельствует о

32. Мысли о воспитании

наказания; если накажешь его розгою, он не

«лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним,

и оно опечалит тебя.

Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и

после не скрежетать зубами»

33. Русские пословицы и поговорки, имеющие педагогическое назначение:

«Наука не пиво, в рот не вольёшь»,

«Повторение — мать учения»,

«От умного научишься,

от глупого разучишься»,

«Век живи — век учись»,

а неучение — сухота».

34. Институты воспитания

воспитания детей феодальной знати.

В возрасте 5 — 7 лет малолетний княжич отдавался

кормильцу, которого князь подбирал из числа

воевод, знатных бояр.

При этом кормилец выполнял несколько функций. Он

был не только наставником-воспитателем, но и

распоряжался делами в порученной ему отдельной

волости от имени воспитанника.

В обязанности кормильца как наставника входило

умственное, нравственное и военно-физическое

воспитание, раннее привлечение княжича к

В свою очередь отец ребенка принимал на

воспитание детей родной сестры.

В результате создавались оригинальные

семьи, в которых «дядьки» воспитывали

племянников и племянниц.

«Дядьки» были наставниками племянников, а

те — первыми их помощниками.

«дядьки» из воспитателя

племянников в своей семье в

духовного и нравственного

наставника детей в семье родителей.

С принятием христианства «кум» и

«кума» стали крестными отцом и

Они занимались с детьми всех сословий.

Обучали чтению, письму, счету.

Сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по ПСАЛТЫРИ.

При обучении элементам математики прибегали к

Книжная мудрость осваивалась по "Изборникам" хрестоматиям энциклопедического характера.

Это был курс семи свободных искусств.

Обучали правилам чтения и искусству делать книги.

Ученик изготовлял свой изборник, а для этого он

должен владеть навыками: переписчика,

В X-XI вв. письменность проникает во все слои

народного просвещения и подготовки

духовенства, сделавшие промысел из

Как правило, они основывали школы — школы

«мастеров грамоты»: в семье, в домах

учителей, при монастырях и церквах.

Обучение детей было тяжелым делом,

требовавшим времени и великой затраты

сил, чтобы научить немногому — читать и

открыл первую школу «Учения книжного»

в Киеве при церкви Св. Ильи.

В 1028 г. Ярослав Мудрый учреждает

школу в Новгороде, где учились 300

В 1080 г. открывается школа в Курске.

В 1089 г. в Киеве было открыто женское

училище, где 300 «младых девиц»

обучались письму, пению, рукоделию и

созданная Ярославом Осмомыслом, и

школа в Смоленске, учрежденная князем

В XIII в. известность приобретают школы

во Владимире и Ярославле,

Переяславле, Суздале, Чернигове,

Полоцке, Муроме, Турове, Галиче,

потом выучившиеся у них русские

и впоследствии – перенявшие у

священников учительскую науку,

дьячки и миряне – «мастера грамоты»

43. Обучение в школах

чтение, письмо, церковное пение.

Азбука ( Аз, буки, веди, глаголь),

Часослов – сборник молитв, обрядов,

Псалтырь – пение (псалмы).

Способ обучения – буквослагательный

где давали первоначальное и повышенное образование.

«книжные умения» входили предметы тривиума:

важное место отводилось грамматике, риторике,

В преподавание грамматики входило не только обучение

навыкам красиво писать, но и изучение, толкование

текстов священного писания. «Грамматика» Иоанна

Дамаскина была хорошо известна на Руси.

Ученики знакомились с текстами античных авторов

(Гомера, Платона, Аристотеля), учились красиво и

45. Семейное воспитание

образование в семье.

Церковь контролировала семейное воспитание.

Семья обучала праведному житию

посредством религиозного воспитания,

преподавания правил общежития.

В семье передавались знания,

навыки ремесел и промыслов.

В семье отрок усваивал обычаи и традиции рода.

Источником знаний об окружающем мире служили

потешки, колыбельные песни и т.д.

Ребенок получал знания о явлениях природы.

Загадки служили средством умственного развития.

Поговорки, пословицы, игры приобщали отрока к

заботам старших членов семьи, к повседневному

труду как смыслу жизни.

открыто женское училище, где обучали чтению,

пению, ремеслам и т.д.

Училища создавались на княжеских, церковных,

Обучали церковному чтению, письму, пению;

занимались нравственным воспитанием:

Ученики получали знания из области: математики,

истории, сведения о природе (флоре и фауне).

Состав арифметических действий определяли так:

нумерация, раздвоение, сложение, вычитание,

Обучение носило индивидуальный характер.

Оно начиналось с 7 лет.

Родители платили за обучение.

Школы учения книжного носили элитарный характер.

Это роговые или костяные

заостренные, изогнутые стержни

для письма по бересте или по

смазанной воском дощечке

на бересте ПИСАЛО.

Это железный,, или

Начало XIII века

рукописи IX — XIV

Устав — это такое

расстоянии друг от

друга, без наклона.

51. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился накло

распространение полуустав, который

был менее красив, чем устав зато

позволял писать быстрее. Появился

наклон в буквах, их геометричность не

так заметна; текст уже делился на слова

52. В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные «скорым обычаем», отличает связное написание соседних букв, размашистост

Рукописи написанные «скорым

обычаем», отличает связное написание

соседних букв, размашистость письма.

В скорописи каждая буква имела

множество вариантов написания.

С развитием скорости появляются

признаки индивидуального почерка.

летописи (988 год) он велел

«собрать у лучших людей детей и отдавать

их в обучение книжное».

Дворцовая школа учения книжного

открытая Владимиром Святославовичем

была учебным заведение повышенного

Её ученики владели начальным

образованием, то есть

умели писать и читать.

великий князь Киевский

Ярослав Мудрый (1019-1054),

в правление которого

христианская вера на Руси,

по свидетельству летописи (под 1037 год),

продолжала «плодиться и расширяться, и

черноризцы стали умножаться, и монастыри

появляться. и умножались пресвитеры и

55. Ярослав Мудрый (1019—1054 гг.)

открыл в Новгороде школу,

в которой обучалось 300 детей.

Такие школы существовали и при

других архиерейских кафедрах, и

прежде всего в самом Киеве.

57. Распространение славянской письменности

на Руси в начале IX в.

Создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской

азбуки положило начало развитию книжной

культуры. Индивидуальное обучение грамоте

осуществляли первые греческие миссионеры, и к

988 г. в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были

славянскую письменность. Договоры, заключенные

князьями Олегом в 911 г., Игорем в 944 г. с греками,

были составлены и по-гречески, и по-русски.

организация систематического обучения началась с

момента крещения Руси.

воспринята от соседней Болгарии —

страны, принявшей крещение на сто с

лишним лет раньше Руси. О том, что

письменность проникла на Русь до

принятия христианства, то есть до 988

года, свидетельствуют договоры

князей Олега и Игоря с греками. В них

упоминается о письменных

завещаниях русских, о текстах,

написанных на двух языках, о писце

Иване — переписчике и переводчике.

имени просветителя славян Кирилла,

разработавшего славянскую азбуку.

До кириллицы славяне применяли

греческую азбуку для передачи отдельных

В X-XI вв. кириллица имела 43 буквы,

из которых 25 заимствованы из

а 18 построены относительно

самостоятельно для передачи

отсутствовавших в греческом языке

звуков старославянской речи.

в результате реформ 1708-10, 1735,

1738, 1758 и 1917-1918

исключены 12 букв кириллицы,

и введены две новые — «й» (1735), «ё»

(окончательно с 1956).

62. Педагогические памятники Древней Руси и Киевского государства

Летописи («Повесть временных лет» и др.)

«Изборники» («Изборник Святослава»)

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Трактат по математике Кирика Новгородца

Буквари и азбуки

«Книга Велеса») — перевод

в которой рассказана

и других народов

от конца II тысячелетия

до конца I тысячелетия н.э.

пошла Русская земля, кто в Киеве нача

первее княжити и откуда Русская земля

«Велика ведь бывает польза от учения книжного;

книгами наставляемы и поучаемы на путь

покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем

и воздержание. Это ведь — реки, напоящие

вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь

неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся;

они — узда воздержания.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то

найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто

читает книги, тот беседует с Богом или со святыми

мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и

евангельские и апостольские поучения и жития

святых отцов, получает душе великую пользу».

называются памятники исторического

в которых рассказывается

о важнейших событиях истории

Летописи писали в монастырях или

при княжеских дворах.

Каждый князь стремился к тому, чтобы

при нем велась летопись, в которой

отражались его деяния.

(составленных по годам) записей.

Каждая из них начинается словами: "в

лето такое-то". и сообщений о

событиях, которые произошли в этом

Сообщения бывают длинными, иногда

они даже включают пространные

повести о важных событиях.

Но иногда летописец ограничивался

кратким замечанием типа:" В лето 6752

(1244) не бысть ничтоже" (ничего не

69. Изборник Святослава

Материал для запоминания и ответы,

вводившие в круг христианских идей и

Краткий и сравнительно легкодоступный

курс помогал овладеть элементами

года» относится к

были переводы новой литературы и

умножения книг путем создания списков с

Сам Ярослав Мудрый,

как утверждает летопись (1037 год),

читая их часто и ночью и днем.

И собрал писцов многих, и переводили они с

греческого на славянский язык.

И написали они книг множество,

ими же поучаются верующие люди,

наслаждаются учением божественным».

72. Владимир Всеволодович Мономах

73. «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096г.)

божьего, строгого выполнения церковных обрядов.

«Страх божий имейте выше всего».

Здесь подтверждается патриархально-родовой характер

воспитания: почитание старших, оценка отца как

наивысшего авторитета для детей: «Старыя чти яко

Главным способом воспитания объявлялось подражание

Владимир Мономах дает советы не отлынивать от

работы, творить добро, вести деятельную жизнь,

учиться: «В дому своемъ не лениться, а дела ведите».

Главным очагом воспитания и обучения была семья.

74. «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096г.)

воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время

быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть

защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить

человека, к старым быть почтительными, к

монашеством, не постом, а добрыми делами.

Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им

учиться, ссылаясь на своего отца, который знал

Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое

75. Первый русский учебник по математике

«Учение им же ведати человеку числа всех лет»

Начало математических вычислений строится по схеме:

определение количества лет, недель, дней, часов от

сотворения мира до года написания трактата.

После этих вычислений предлагаются календарноастрономические задания: о лунных, солнечных кругах,

високосных годах и т.п.

Задачи решались с помощью абака .

В число арифметических действий входили: нумерация,

умножение и деление.

В целом обучение математике носило прикладной

характер: подсчеты по торговле, по земельному

наделу, про количество овец и т.п.

слитно, не отделяясь друг от друга. Каждая буква

некоторых азбуках каждая буква для обозначения

разных почерков писалась во множестве образцов.

Каждый ряд букв отделялся вычурной заставкой

(буквицей) – большой прописной буквой, в которой

переплетались в узоре изображения трав, птиц и

Буквари и азбуки имели довольно разнообразное

содержание: в них включались поговорки, загадки,

молитвы, заповеди, псалмы, душеспасительные

непонятных славянских слов, в них могли также

входить и цифры до 10 000.

образование в описываемые времена не было

на Руси сословной привилегией.

В рукописи, от лица "Мудрости", содержится

призыв к родителям разных сословий

отдавать отроков для обучения "прехитрой

словесности": "Сего ради присно глаголю и

глаголя не престану людям благочестивым во

слышание, всякого чина же и сана, славным и

худородным, богатым и убогим, даже и до

Ограничением к обучению служили лишь

совершеннейшая их бедность, не позволявшая

хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение

применение в быту простого народа ремесленников, торговцев, дворовых

людей и даже крестьян,

а не только в среде церковнослужителей

и феодальной знати.

Об этом свидетельствуют новгородские

содержащие тексты деловой и

любовной переписки, челобитные,

завещания и другие записи.

читали и писали

среди разных слоев

была самым демократичным и

легкодоступным материалом письма в

Писали на ней острым металлическим или

костяным стержнем, или, как его называли в

Древней Руси, писалом.

На мягкой березовой коре буквы

выдавливались или процарапывались.

Лишь в редких случаях на бересте писали

пером и чернилами.

83. Берестяная грамота. Конец XII века. Запись воскресной вечерней молитвы. Размер страницы 4,6 – 4,9 см

торговцы вели хозяйственные счета и

Писали долговые обязательства, завещания,

перечни повинностей, челобитные с

просьбой разных льгот, ростовщические

закладные, частные письма, записные

книжки и даже шуточные послания.

По бересте учили детей азбуке и письму.

Изредка встречаются записи и

85. Запись азбуки на берестяной грамоте

86. Арифметические выкладки: Без двух тридцать к ста (т. е. 128) в простом, а в другом сто без четырех (т. е. 96)

87. Педагогические источники X — XIII вв.

обучения и воспитания в Древней Руси X — XIII вв.

обнаруживают у различных народов, прежде всего

в древних памятниках письменности.

Например, в таких произведениях древнерусской

«Слово о пользе учения»,

«Сборник афоризмов "Пчела"»,

«Послание» Климента Смолятича,

«Слово о законе и благодати»,

«Повесть об Акире Премудром» и др.

играли большую роль

и другие города,

где имелись монастыри с

библиотеками и книжными

более полутора тысяч

была собрана и хранилась

в Софийском соборе.

На создание одной

92. Остромирово Евангелие — первая рукописная книга Древней Руси. Ей 950 лет

выводили красную строку и раскрашивали

ее красными чернилами. Отсюда и пошло

выражение "красная строка".

Часть страницы заполнялась рисунками,

заглавные писались причудливыми

Разукрашивали и переплет книги.

Крышки переплета запирались застежками и

украшались серебром, золотом,

Стоили такие книги очень дорого и нередко в

читальных залах они приковывались к

полкам железными цепями.

95. Рукописи написаны на пергамене, в переплетах из досок, обтянутых бархатом и кожей, с металлическими жуковинами и застежками

96. Сказания, Сборники четий, Евангелия.

97. Старообрядческие рукописные Жития, Поучения

не менее восьми мастеров:

писец — доброписец чернописный, создававший

статейный писец, выписывающий киноварью вязь,

подстрочные и надстрочные записи, точки и др.;

заставочный писец, рисовавший заставки и буквицы;

живописец иконный для миниатюр;

златописец, покрывавший золотом отдельные участки

орнамента и миниатюр;

златокузнец, среброкузнец и сканный мастер,

составлявшие драгоценный оклад книги.

99. Первые русские словари

небольшие списки непонятных слов (с их

толкованием), встречавшихся в памятниках

В XVI в. такие словари стали составляться по

алфавиту, вследствие чего получили название

100. Азбуковники – рукописные толковые словари, справочники со словами и терминами, размещёнными в алфавитном порядке

101. Словари-Азбуковники —

(т.е. имена их составителей не известны).

Судя по текстам,

первые из них возникли

в среде переписчиков книг,

переводчиков и справщиков

(тех, кто правил) переводов,

почти исключительно монахов,

людей книжных, начитанных.

102. АЗБУЧНЫЕ СТИХИ (азбучная молитва)

или даже первое из славянских

Одни ученые считают, что ее написал сам

создатель славянской азбуки — святой

Кирилл (до принятия монашества

называемый Константином Философом).

Другие ученые приписывают авторство этого

произведения ученику святого Мефодия,

выдающемуся литератору и церковному

деятелю Константину Преславскому

(епископу Преслава Великого),

жившему на рубеже IX — Х веков.

(иногда называемые толковыми азбуками)

являются особой формой изложения

религиозных истин, передающие в удобной

для запоминания форме различные

вопросы Православного вероучения.

Каждая такая молитва представляет собой

акростих (греч. «край строки»), в котором

каждая строка начинается с очередной

104. «A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ»

бывшей Патриаршей библиотеки

при церквах и монастырях учреждались училища для

при дворе князя Ярослава Мудрого существовала

образование, прошли «книжное учение» многие

деятели культуры того времени: писатели, летописцы,

переводчики и переписчики книг, проповедники и

дети простых людей воспитывались в семье. Их учили

сельскохозяйственному труду, домашним работам.

Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо

ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали

чтению, письму и церковному пению «мастера

грамоты» из духовенства.

благочестия, о почитании родителей и старших,

советы родителям, как обеспечить физический рост

и здоровье, нравственное и умственное развитие

детей, держать их в строгости, применять в случае

непослушания телесные наказания, воспитывать

строго, но и ласково.

просвещение и образование достигли в Киевском

государстве высокого уровня благодаря усилиям

единой древнерусской народности, распавшейся в

период монголо-татарского завоевания на три

самостоятельных народа: великорусов, украинцев и

109. Просвещение Руси (XIII – XV века)

раздробленности и монголо-татарского нашествия на

Развитие культуры задержалось на 200 лет.

Политическая роль Киева пала.

Осада, пожары способствовали разрушению русских

Культурные ценности уничтожались.

Ослабли связи с Византией, Грецией, Западом.

Наблюдается резкий спад работы по переводу Грековизантийской литературы на славянский язык.

Снижается общеобразовательная роль таких предметов,

как грамматика, риторика, философия.

зарегистрирована в писцовых книгах как одна из

Подготовку «книжники» получали, как правило, в своих

молодежь обучали отцы — профессиональные писцы.

Учили по азбуке, часослову,

Изредка в такую семью «на ученье» допускались за плату

111. Обучение грамоте

начиналось с овладения письмом на

Нацарапывались элементы букв

(палочки, перекладины, овалы), а

затем – буква, затем — переход к

слогам, к соединению их в слова,

затем – в предложения.

По мере овладения письмом на

дощечке переходили к написанию

на бересте, которые сшивали в

При обучении письму и

начиналось на пальцах, затем

Упражнения в их написании.

Учитель –«мастер грамоты» у себя дома или «на стороне»

(в домах родителей учеников) за плату обучал детей

чтению, письму, счету. Это могли быть одиночное

обучение или группой 8-12 человек (школа). Учитель в

школе занимался отдельно с каждым учеником (один

еще не усвоил буквы, а другой уже учил слоги, третий

Ученик отвечал стоя.

Занятия длились до полудня. Затем – перерыв на 1-2

часа. Затем снова занятия еще 2 часа. Определенного

срока обучения не было.

Обучение шло по рукописным книгам, было религиозным

(после чтения обязательно – молитва).

Домашние задания не давались.

Дисциплина суровая, наказание – розги, стояние на

1этап — Заучивали азбуку: аз, буки, веди, глагол и т.д.;

дальше шли двоеписьменные слоги:

буки-аз=ба; буки-есть=бе; веди-аз=ва; веди-есть=ве

и т.д. до конца азбуки;

Затем начинались троеписьменные слоги:

буки-веди-аз=бва; буки-веди-есть=бве и т.д.

Усвоили слоги – читали по складам отдельные слова.

Затем ученик читал часослов – 2 этап,

псалтырь – 3 этап.

После каждого этапа родители подносили

горшок каши и гривну денег.

114. Особенности обучения чтению

чтение Псалтири. О ее чтении Мелетий Смотрицкий дал такое

«Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй, как Псалтирь говорити.

Первое — что говорити; второе — всяко слово договаривати; третье

— на строках ставитися; четвертое — умом разумети словеса, что

пятое — пословицы знати, да и памятовати, как которое слово

говорити: сверху слово ударити голосом или прямо молвити. А

всякое слово печати духом: ясно, чисто, звонко, кончати духом

потомуж, слово чисто, звонко, равным голосом, ни высоко, ни

низко, ни слабея словом, ни насилу кричати, ни тихо, ни борзо, а

часто отдыхати, и крепко по три или по четыре строки духом, а

ровно строкою говорити. А весь ей указ умом, да языком, да

гласом содержится и красится во всяком человеке и во всяких

В старину учение происходило вслух нараспев, божественные книги

даже и в семейном быту не читались так, как теперь читаются, а

полупелись, как обыкновенно читаются церковно-богослужебные

книги в хороших церквах при богослужениях, с соблюдением всех

начиналось с нацарапывания на вощеной дощечке

«писалом» элементов букв — палочек, перекладин,

написание слогов и соединение слогов в слова

соединение слов в предложения.

После приобретения навыков письма

переходили к письму на бересте.

Несколько «берестянок» сшивалось в «тетради».

в пределах сотни, иногда 1000. Учили порядковый счет.

Обозначались числа буквами.

Первоначальные навыки счета: сначала на пальцах,

косточках, камушках и т.п. материале. Счетным полем

могла быть земля, доска, которые расчерчивались на

Использовался первый русский учебник по математике,

где обобщалась методика обучения счету, – «Учение им

же ведати человеку числа всех лет». Автор – Кирик

По этой книге обучали делать практические календарные

расчеты (количество недель в году, лунных и

солнечных кругов, високосных лет и т.п.).

торговому люду, администрации боярских

вотчин, священнослужителям, но и бедноте.

Обучали грамоте учителя. «Мастерами грамоты»

были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся

обучением детей в качестве дополнительной

(например, к какому-либо ремеслу) или даже

На протяжении нескольких веков береста

уживалась с пергаменом и бумагой.

Берестяное письмо было типично для простого

118. Отношение к детям на Руси в XV—XVII вв.

семьи было беспрекословное подчинение детей

родителям, поддерживавшееся и устным

внушением, и телесными наказаниями.

И даже в «отрочестве», когда возрастной статус

подразумевал «развязывание языка», владение

навыками речевой деятельности, отрок еще не

становился социально полноправным существом и

не имел право голоса в обществе.

Само слово «отрок» (употреблявшееся и в значениях

«слуга», «раб», «дружинник») восходит к

общеславянскому социальному термину ot(ъ)rokъ,

означающему «не говорящий», «не имеющий права

Традиции музыкального воспитания в Древней Руси. Языческая Древняя Русь. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнастасия Карпычева

Презентация на тему: » Традиции музыкального воспитания в Древней Руси. Языческая Древняя Русь.» — Транскрипт:

1 Традиции музыкального воспитания в Древней Руси

2 Языческая Древняя Русь

3 образах и одушевлении всего окружающего. Особое значение имели обряды, как жизненное глубокое осмысление мира и себя в этом мире, их неотъемлемой частью являлась музыка: заклинания, пение, театральные действия. Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских племен. Мировоззрение было культовым и выражалось в конкретных

4 Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций.

5 (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (А мы просо сеяли, Ай, во поле липонька, Посеяли девки лен и многие другие). С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции

7 Искусство Киевской Руси связано с постижением высоких образцов византийского канона, послужившего отправной точкой в развитии древнерусского профессионального искусства. Образцы византийской музыки, иконописи, архитектуры легли в основу творчества русских мастеров, которые вместе с тем не просто копировали оригинал, а творчески его перерабатывали. Приглашенные из Византии живописцы, зодчие, музыканты обучали русских зодчеству, знакомили их с техникой мозаики, фрески, иконописи, музыкальной письменности и пения.

8 Все это привело к необходимости обучать певцов, расширять книжное дело, обзаводиться книгами (в то время рукописными), по которым можно было бы научиться пению. В центре Киева сооружается большой храм Десятинная церковь, где пели два хора. Естественно предположить, что этот огромный храм, так же как и другие подобные ему церкви Киева, Новгорода, Чернигова, должен был иметь обученных певцов, пение которых соответствовало бы его величественной монументальной архитектуре.

9 Первые русские летописи упоминают о заботе Владимира о просвещении, об устройстве школ. В Первоначальной летописи говорится о «доместиковом дворе», расположенном в Киеве возле Десятинной церкви. Доместиками в Византии, а потом и на Руси называли мастеров пения, совмещавших обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения. Доместики обучали пению, чтению. Упомянутый летописцем «доместиков двор» и был, по- видимому, одной из первых певческих школ на Руси.

10 Важнейшим событием культуры Киевской Руси было появление письменности, а вместе с тем и музыкальной письменности. Прогрессивную роль в то время выполняли многие монастыри, оказывая большую помощь в просвещении, книжном и певческом деле. В них образовывались училища, в которых обучали чтению, пению, находились скриптории, где переписывали книги. Среди этих книг большой процент приходился на музыкально-певческие. С течением времени на Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, владевших музыкальной грамотой.

11 Певческое обучение и воспитание в Древней Руси решало прежде всего задачи нравственного воспитания. Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения становилось первоочередной задачей. Воспитание в певческом искусстве Древней Руси происходило как решение двух взаимосвязанных задач – нравственного и эстетического воспитания, первое из которых являлось и приоритетом и системой ценностей для второго. Во всей полноте вставало перед маленькими певчими наследие прошлого, уроки знакомили детей с выдающимися распевщиками, историей русской и византийской церковной культуры. Эстетические идеалы искались не только в произведениях искусства, каковых было немало в каждой из монастырских певческих школ, но и в окружающем мире.

12 Очень важна была культура поведения – невозможны грубые слова и жесты, вольные позы, вызывающий смех и т.д. Учащиеся призывались к сдержанности и благородству внешнего поведения и самоощущения, проистекающим от огромного благоговения перед святостью происходящего, перед высотой богослужебного пения как проповеди высшего, священного, Божественного.

13 В древнерусском певческом воспитании использовалась вся шкала педагогических методов. Прежде всего выдвигалась определенная система требований. Все методы воспитания опирались на заповедь послушания, одну из основных православных добродетелей. Основным методом являлось воспитание через пример, способствующий формированию положительного идеала. Необходимо было и приучение, как культивирование способности к необходимым осмысленным действиям. Поощрение и наказание способствовали воспитанию верной системы координат, закрепляли необходимые навыки. Рассказ, разъяснение, увещевание, настройка, приучение, упражнение, поручение образовывали единую систему воспитания, где сливалась нравственная и эстетическая координаты.

14 Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Обучение, как правило, начиналось с семи лет. Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – мастеров грамоты. Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению. С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов. Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах.

15 Начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности, народная и церковная: песни и песнопения. Условия освоения народной и церковной музыки имели различный характер. Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, как бы впитывалась с молоком матери. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ.

16 Княжеская культура. Скоморошество Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах.

17 Скоморохи становятся участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранившимися на Руси после распространения христианства. В исторических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебном, похоронном обрядах и других семейных церемониях. Особо подчеркнута была в искусстве скоморохов комедийная, шутовская сторона, часто обретавшая обличительную окраску.

19 В Древней Руси существовало два музыкальных понятия мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых сопением). Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках. Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.

20 В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием «гусли». По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется «доброгласная псалтырь» сопелям и гуслям.

21 Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. На струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на нижних гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.

22 Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение «гудеть лучцом») сидя, упирая инструмент в колено.

23 В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инструменты под общим видовым названием «бубны», куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.

Воспитание детей на руси презентация

58. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.)

Воспитание и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407). Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.

Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами, несмотря на негативное отношение к нему широких масс населения, привыкших к традиционному семейному обучению. Первая школа, открытая князем Владимиром была уже учебным заведением повышенного типа, так как предполагала владение учениками элементарной грамотой. Князья и княгини – потомки Владимира – продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.

Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.

Образование в Русском государстве XIV–XVI вв. находилась в сильном упадке. Это объясняется постоянными оборонительными войнами от набегов монголо-татар. По этой же причине Русь оказалась в культурной изоляции, что тоже отрицательно сказывалось на развитии славянской культуры. Значительное влияние монголо-татарское иго оказало на идеологию русского народа. В частности возникли элементы жестокости, насилия, человека стали воспринимать как низшее существо. В дальнейшем в Москве проводилась активная политика по искоренению таких взглядов.

Единственными местами, где книги и образование еще существовали, были монастыри. Они были освобождены от уплаты повинностей и дани Орде, поэтому имели относительную независимость и имели возможность осуществлять разного рода культурную деятельность. В том числе и в области образования. В XIV–XV вв. еретики – стригольники предпринимали попытки возродить школы учения книжного в Новгороде и Пскове, однако официальная церковь наложила запрет на подобные действия.

Педагогическая деятельность Русского государства выражалась, прежде всего, в особом отношении к воспитанию нового поколения. Детей учили быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, бережно относиться к труду своему и чужому, воспитывали в детях доброту и заботу о ближних. Однако методы воспитания были суровыми: часто и повсеместно применялись физические наказания, всевозможные лишения, особое внимание уделялось поддержанию строгой дисциплины. Одним из направлений воспитания стал патриотизм, что объясняется многолетней борьбой русского народа за независимость от монголо-татар.

До конца XVI в. преобладало семейное воспитание, иногда с привлечением наставников, которыми были приходские священники и книжники-монахи. Такое воспитание не замыкалось в рамках национального. Педагогические деятели того времени, Иван Федоров, Федор Ртищев, Епифаний Славинецкий и др. активно интересовались и осваивали опыт образования Византии и Западной Европы. Общий уровень образования Московской Руси был низким, многие наставники были полуграотными, хотя являлись самой образованной частью населения. Образование западноевропейского образца отрицалось официальными властями из-за боязни проникновения католицизма посредством образовательной системы в Русское государство. Однако с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы в XVI веке возникла острая потребность в европейски грамотных людях. Дипломатическим языком того времени был латинский, который резко отрицался православной церковью. Все же попытки внедрения системы образования западного образца периодически производились, в том числе русскими царями Иваном Грозным (1530–1584) и Борисом Годуновым (около 1552–1605).

В конце XVI века в Москве открылась первая западноевропейская школа при лютеранской церкви немецкой слободы. В ней обучались дети высших сословий. Примерно в это же время открываются школы грамоты при монастырях и в домах духовенства. Обучаться в них могли только мальчики. Источниками обучения были рукописные книги, позже появились печатные книги – азбуки. К концу XVI в. обучение становится доступно не только знати и духовенству, но и наиболее состоятельным городским семьям.

В XVII веке общество начинает осознавать свою безграмотность и ничтожный уровень образованности высших социальных слоев. Приходит понимание того, что необходимо прибегнуть к помощи западных педагогов для поднятия уровня образования в государстве. Таким образом, во второй половине XVII в. определилось четыре педагогических направления: «латинофильский», византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческо-начетнический.

Симеон Полоцкий – сторонник и двигатель «латинофильского» подхода к обучению и воспитанию – считал полноценным обучение, производимое на латинском, греческом и родном языках.

Аввакум – основатель старообрядческо-начетнического направления, наоборот, осуждал изучение латинского и греческого языков, а так же отвергал приоритет мирских наук в образовании.

Епифаний Славинецкий (византийско-русская педагогика) стремился к объединению этих двух совершенно противоположных взглядов, подчеркивая важность и того и другого.

Во второй половине XVII в. появляются учебные заведения повышенного типа, программа которых значительно приближена к западноевропейской. Латинский и греческие языки начинают изучать во многих семьях. Первым начал обучать детей латинскому языку в рамках семейного воспитания царь Алексей Михайлович (1629–1676). Латинский язык был присущ в основном светскому населению, греческий изучало духовенство.

Начинают открываться частные школы с Греко-латинским образованием. Одной из первых таких школ была школа при Чудовом монастыре в Москве, открытая Арсением Греком в 1649 году. Немецкая школа практиковала бесплатное обучение и независимость от сословия учеников. Ф. М. Ртищев открыл училище при Андреевском монастыре, руководителем которого стал Епифаний Славинецкий, а саам Ртищев стал учеником этой школы. Симеон Полоцкий основал школу при Спасском монастыре.

Первая государственная школа повышенного образования была основана в Москве в 1681 г. по инициативе Федора Алексеевича. Называлась она Типографское училище. Школа явилась ареной споров сторонников латинского и греческого языков. Первые считали необходимым изучение латыни, как способ приобщения к западноевропейской образованности и культуре. Сторонники изучения греческого языка считали латынь транслятором еретических знаний, противоречащих православию. Альтернативой Типографского училища стала школа Богоявленского монастыря, открытая братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Здесь изучали греческий, латинский и итальянский языки. В 1687 г. школа братьев Лихудов преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию и разместилась в специально отстроенном здании. В то время в ней насчитывалось около 80 учеников. В академии изучали грамматику, риторику, логику, физику, диалектику, философию, богословие, юриспруденцию, греческий язык и другие светские науки. Академия содержала подготовительный класс и восемь учебных. Обучение длилось 15–20 лет. В период процветания академии были созданы учебники по разным предметам на греческом и латинском языках. После отстранения братьев Лихудов от дел академии в результате интриг противников латино-греческого образования, преподавание латыни временно прекратилось. Академия была единственным учебным заведением повышенного образования, она оказала значительное влияние на распространение западноевропейской культуры в Русском государстве. Однако изучение светских наук постепенно сводилось к минимуму, предпочтение зачастую отдавалось схоластике, давно отвергнутой в Европе.

В целом на рубеже XVII–XVIII вв. появилась тенденция к развитию образования по западному образцу и возникновению новых учебных заведений.

Источники:

http://ppt-online.org/102636

http://www.myshared.ru/slide/458062

http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p58.php