Воспитание одаренных детей родителям одаренных

Переписка с психологом. Задать вопрос психологу и получить помощь, поддержку, общение, а также решение! Пишите — станет легче и понятней! Вы нам нужны!

Воспитание одарённых детей в семье

Воспитание одарённых детей в семье задача непростая, совсем не проще если ребёнок гиперактивный, ранимый, часто болеющий и перечень дальше можно написать длинным. Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания и трудностями взаимопонимания.

Воспитание одарённых детей в семье. Возможно, вы тоже думаете, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому.

Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему – ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями.

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может, кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение.

А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему- либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах.

Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания.

Считается, что существует два типа учителей:

“развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  • Конфликты между детьми в семьеНу почему дети не могут хотя бы полчаса поиграть вместе без громких ссор и горючих.
  • Цель работы с одарёнными детьмиГениальные,одарённые дети были во все времена. Кажется, что сейчас таких детей больше, но это из-за.
  • Как выбрать школу для первоклассникаЛюбой выпускник школы должен обладать определенными знаниями и навыками, но вот добиваться желаемого результата можно.
  • Раздражительный ребёнокРаздражительный ребёнок — это проблема, на которую нужно обязательно обратить внимание,т.к. раздражение может иметь множество.
  • Ленивый ребенок советы психологаЛенивый ребенок советы психолога здесь могут касаться разных сторон жизни. Предлагаем посмотреть на лень с.
  • Воспитание одаренных детей

    Воспитание одаренных детей с учетом их индивидуальных особенностей и развитие детских уникальных способностей – довольно таки сложная задача.

    Выделяется два целевых направления в процессе развития таких индивидуумов.

    Первое – создать необходимые условия для полноценного воплощения наклонностей талантливых детей. Для достижения этой цели, проводится целый ряд организационных мероприятий. Необходимо вычленить критерии одаренности, выявить детей с данными критериями, изучить их интересы и начальный уровень развития. В дальнейшем нужно разработать теорию и практику индивидуальных и коллективных занятий, а также провести анализ и систематизацию педагогической деятельности.

    Второе – воспитать выдержанного и образованного члена общества, способного реализовать свои возможности. Для этого предполагается изучать и развивать индивидуальные личностные качества ребенка, а также создавать определенные физические и психологические условия для его полноценного развития. Подобные действия помогут сформировать личность, с желаемыми качествами.

    Педагогические программы воспитания одаренных детей строятся на одновременном воплощении этих двух направлений, учитывая не только рекомендации педагогики и психологии, но и личностные данные каждого ребенка. Поэтому программы подбираются сугубо индивидуально. Ведь одаренность сложное проявление, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные моменты проявляются в постоянстве, независимости, творческих способностях, разнообразных интересах, хорошей памяти, настойчивости, абстрактном мышлении и так далее. А к отрицательным моментам можно отнести нестабильность интересов, индивидуализм, проявление диктаторства, нетерпимость, повышенную требовательность.

    Воспитание одаренных детей зачастую сталкивается с их опережающим развитием и нетрадиционным мировоззрением, что особенно привносит проблемы при обучении. Такие дети могут не подчиняться всеобщим школьным требованиям: не выполнять домашние задания, отказываться от изучения материалов, которые им известны и тому подобное. Также проблематичным является и то, что думать они начинают быстрее, чем писать. Как правило, задания оформлены плохо, неаккуратно, а зачастую не закончены до конца. Иногда это приводит к тому, что ребенок полностью отказывается от письменной фиксации своих мыслей. И здесь важно не упустить момент ни родителям, ни педагогам.

    Семья часто сталкивается в воспитании одаренных детей с их повышенной требовательностью к себе и другим, не позволением нарушать собственные каноны. Такая особенность восприятия дает им возможность отказаться от авторитетов и кумиров, тем самым затрудняя процесс обучения.

    Следует отметить, что одаренные дети могут доставлять неудобства и сами себе. В большей степени это проявляется при общении. В основном они берут на себя роль первой скрипки с самого раннего возраста, тем самым вызывая негодование, будь то в игре или просто в общении. В будущем, такие люди склонны к управлению людьми, командованию, и проявляют при этом жесткость и нетерпимость.

    Вышеперечисленные выводы говорят о том, что воспитание одаренных детей должно, в первую очередь базироваться на создании благоприятной атмосферы в семье, коллективе и разрешении конфликтных ситуаций. Стоит помнить, что не стоит осуществлять гиперопеку одаренности, она может спровоцировать тяжелые последствия – нарциссизм, обожествление самого себя и высокомерное отношение к другим людям, а также отказ от самосовершенствования.

    Для дальнейшего обучения и развития одаренных детей создаются специализированные школьные заведения, классы с углубленным изучением предметов. А для совершенствования знаний и создания здоровой конкуренции организовываются различные олимпиады – районные, городские, республиканские. Существуют и заочные формы обучения, что имеет огромное значение для жителей сельской местности.

    У родителей и педагогов существует немаловажное предназначение – суметь не прозевать талант. Ведь зачастую происходит в жизни так, что обычный ребенок вырастает и становится великим ученым или выдающейся творческой личностью. У психологов есть мнение, что способности заложены абсолютно в каждом ребенке. И главное, суметь их разглядеть и развить.

    Воспитание детей одаренных

    Одаренные дети — особая детская категория. Очевидно, что ребенок, наделенный Божественным даром, не обычен, и многие стандартные приемы и способы его воспитания часто имеют противоположный ожидаемому результат. Поэтому неслучайно родители и педагоги задаются вопросом о том, как воспитывать одаренных детей.

    Для того, чтобы воспитание детей одаренных не противоречило интересам и потребностям маленького человека и создавало условия для его «включенности» в жизнь детского коллектива необходимо опираться на характеристики одаренности, предлагаемые современным научным сообществом, и психологические особенности этих необычных, нестандартных детей.

    Современное понимание одаренности

    Одаренные дети выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Одаренность детей чрезвычайно отличается друг от друга по видам одаренности, по ее проявлениям в зависимости от условий развития, социального окружения, культурных особенностей.

    В современном научном сообществе одаренность относят к одному из компонентов способностей, но обусловленных генетически. Одаренность определяется по ряду параметров: 1) наличие выдающихся способностей, 2) наличие потенциальных возможностей и 3) демонстрация необычных достижений.

    Для обозначения высокого уровня одаренности часто используют понятия «талантливость» (способность к достижениям) и «гениальность» (способность создания чего-то абсолютно нового). В любом случае одаренность ассоциируется с незаурядностью в отдельных или в ряде областей деятельности.

    Какие различают типы одаренности

    Одаренность различается, к тому же личность одаренного ребенка развивается в разных социальных и культурных условиях, дети обладают индивидуальными психологическими особенностями.

    Итак, различают следующие типы одаренности:

  • творческая одаренность, демонстрирующая нестандартность видения мира, нешаблонность мышления; в том числе художественная, связанная с воображением; литературная, выраженная в особом отношении к миру; музыкальная одаренность, проявляемая очень быстрым и прочным запоминанием музыки, склонностью к импровизации инструментом и сочинением своей музыки;
  • социальная(или лидерская) одаренность, означающая наличие исключительной способности в устанавлении конструктивных и зрелых взаимоотношений с другими людьми;
  • спортивная одаренность, характеризующаяся особыми психомоторными способностями;
  • интеллектуальная одаренность (или умственная).
  • Психологические особенности одаренных детей

    Одаренные дети, как правило, отличаются поведенческими характеристиками, которые вызывают далеко не положительные реакции у окружающих людей. К подобным характеристикам можно отнести игнорирование авторитетов и условностей; самостоятельность и независимость суждений; часто чувство юмора; недисциплинированность и неорганизованность.

    Одаренные дети могут заниматься несколькими делами сразу в силу специфичности развития познания. Они очень любопытны, но концентрируются только на интересующим их предмете. Одаренные дети – тихие и шумные, веселые и грустные, агрессивные и мирные — отчетливо и остр стремятся к познанию, поиску нового.

    К психологическим проблемам одаренных детей относятся проблемы общения со сверстниками. Сверстники не интересны, одаренный ребенок хочет и умеет общаться со взрослыми или теми, кто значительно старше, которые больше знают и могут составить компанию в сложных играх. С другой стороны, сверстникам одаренные дети не понятны, над ними смеются и даже травят. Такая специфичность взаимоотношений ставит нередко часто одаренных детей на грань нервного срыва или приводит к изоляции. Обычная школьная программа одаренным детям неинтересна, скучна, поэтому у них возникает неприязнь к обучению. Ощущение неудовлетворенности собой может появиться и в связи с неадекватной самооценкой в процессе постижения совершенства в интересующей области знаний. Они крайне чувствительны к однообразию или негативной оценкой себя со стороны других.

    Воспитание детей одаренных непростое дело, поэтому родители и педагоги должны четко осознавать не только своеобразие психологического феномена детской одаренности, но и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

    Первое, что необходимо сделать — определить одаренность ребенка. Хотя многие считают, что одарен способностями каждый ребенок, все-таки не бесполезно будет выявить не только уровень способностей, но и направленность.

    Тест «Как определить одаренность ребенка»

    Для выявления уровня одаренности ребенка можно воспользоваться простым тестом. Тест подходит для детей 6-7 лет. Нужно ответить на вопросы и в соответствующих колонках при каждом положительном ответе записать 1 балл, при отрицательном — 0.

    Проблемы воспитания одаренных детей в семье

    Статья просмотрена: 4005 раз

    Библиографическое описание:

    Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 181-184. — URL https://moluch.ru/archive/33/3798/ (дата обращения: 24.04.2018).

    Воспитание нуждается в трех вещах:

    в даровании, науке, упражнении.

    Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру. Означает ли это, что перед нами одарённый ребёнок, требующий индивидуальных методов воспитания? Безусловно, да!

    Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.

    Многие родители считают, что основное воспитание ребенок должен получать в школе, забывая при этом, что даже самый лучший учитель, имея дело с классом из 25-30 человек, лишен возможности ориентироваться на тех, кто по своим личностным качествам на голову выше всех остальных. С другой стороны, большинству учителей в силу загруженности просто некогда заниматься одаренными детьми, да и исключительность ребенка с необычайно высоким коэффициентом умственных способностей требует особого к нему подхода, который не всегда адекватно оценивается со стороны родителей, у которых дети на общем фоне сверстников ничем не выделяются.

    Науке известны два типа одарённых детей: альтруистический и эгоцентрический, которые по своей сути представляют собой как бы два разнонаправленных вектора: один вектор идет в сторону человека (эгоцентрик), а другой – от него (альтруист). Образно говоря, альтруисты – это дети с высоким уровнем духовности и свои «таланты и дары» они направляют во благо других, стараются быть полезными обществу. Например, дети с высокими интеллектуальными способностями принимают активное участие в научных конференциях, олимпиадах, викторинах, культурных и спортивных мероприятиях, тем самым защищая интересы и честь своей школы. Им нравятся сложные игры, требующие смекалки, гибкости ума, проявления логических способностей.

    Дети с эгоистическими наклонностями более ориентированы на самообогащение за счёт своих способностей. Мотивом к участию в проводимых мероприятиях служит финансовое или материальное вознаграждение. Мы думаем, что данный случай – случай влияния родителей. Это в большей степени проблема семейного воспитания, нежели социального. Таким образом, в воспитании сформулированы главные ценностные ориентации и установки, оно является важной составляющей гармоничного развития одарённого ребёнка.

    Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они обнаруживают обострённое чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим, зачастую, им недостаёт эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам.

    Очень важно, как будут вести себя родители, бабушки и дедушки, когда выяснится, что ребенок обнаруживает необычные способности. Вполне понятно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребёнок вызывает некоторую озабоченность и даже тревогу, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, ставит старших членов семьи в настоящий тупик. Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих понятийных рамок нормального развития, что не может не являться основанием для подсознательной тревоги. В результате на голову ребенка обрушиваются разного рода сомнения и страхи.

    Другой крайностью является чрезмерное восхищение способностями и успехами вундеркинда, когда они при первом же удобном случае, к месту и не к месту охотно демонстрируются знакомым и незнакомым людям с ярким эмоциональным окрасом. В результате с самых ранних лет подогревается детское тщеславие, что в дальнейшем может обернуться немалыми проблемами в социальной адаптации, когда ребенок на основе самомнения и завышенной самооценки не сможет находить общий язык со сверстниками. Конечно, всегда можно ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но рано или поздно кто-нибудь из членов семьи, забывшись, обязательно выразит свой восторг тем или иным действием нестандартно мыслящего маленького «Эйнштейна», а тот, в свою очередь, не пропустит случая в душе восхититься собой – единственным и неповторимым/

    Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению” – оно не минует детского сознания [3].

    Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка проявление необычных способностей. Поэтому, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах, которые вовремя должны направить в нужное русло родительское воспитание. Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самый важный дар, который родители могут развить в ребенке, — здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

    Чувство юмора (как защитный механизм) может быть хорошо развито у одаренного человека, как обратная сторона медали, повышенной обидчивости. В раннем детстве защитный механизм юмора еще не сформирован, поэтому многие страхи воспринимаются преувеличенно трагически. Родители, по мнению Е. М. Дубовской, все еще слишком высоко оценивают представленность традиционных для пола качеств. Исследования подтверждают, что в образе идеальной женщины подчеркиваются уступчивость, эмоциональность, а в образе идеального мужчины — воля, несмотря на то, что в мировом сообществе полным ходом идет полоролевая демократизация. Навязанная «классика» вредна для растущего дарования. Особенно для девочек, так как традиционно в социуме образ идеальной женщины подразумевает чрезмерную уступчивость, что в итоге может привести к излишнему конформизму и необоснованному принятию чужих точек зрения.

    Родительская поддержка в противостоянии давлению социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, особенно для девочек. У одаренных женщин нередко формируется боязнь преуспеть. Адекватная самооценка в этом случае формируется плохо. Перефразируя Карен Хорни, главная причина страха собственных честолюбивых желаний и претензий заключается в боязни потерять любовь. Ведь с раннего детства папа с мамой формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь. Выйти из подобного родительского программирования во взрослом состоянии человеку затруднительно. Видимо, здесь показано психотерапевтическое «доращивание» (Е. Т. Соколова), которое предполагает создание в отношениях с психотерапевтом подобия родительских отношений.

    Еще одним фактором женской боязни преуспеть, по мнению Хорни, является неуверенность в себе. Несмотря на большие способности, многие девочки показывают неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Стимулирование желательных черт, как «мужских», так и «женских», в одном человеке поможет ему достичь большей полноты проявлений, сочетая независимость с чувствительностью, самоутверждение с пониманием. В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье.

    Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке значимых других, прежде всего родителей. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. Замечено, что, когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении. [2] .

    Воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью подготовки её к участию в общественной жизни путём эффективного взаимодействия старшего и младшего поколений. В процессе формирования личности одарённого ребёнка могут возникнуть ситуации гиперопеки либо гипоопеки, две крайности нежелательного воздействия на ребёнка.

    Так, под гиперопекой мы понимаем чрезмерную заботу и контроль над ребёнком со стороны родителей или его воспитателей. Особенностями талантливых детей являются высокая энергетика и широкая познавательная потребность. Одарённый ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет и что бы было, если бы внешние условия изменились. Активность родителей подавляет личность ребёнка, его самостоятельность, формирует эгоцентризм, развивает тревожность, гипертрофированное чувство ответственности, что неприемлемо для одарённых детей. Данный метод воспитания можно охарактеризовать словами Богачёва Н. Ф: «Воспитание – это попытка испортить по своему образу и подобию» [4]. Ситуация гиперопеки характерна для: а) родителей с высоким уровнем интеллектуальных или творческих способностей, не реализовавших свой потенциал в нужное время; б) семьи с поздним или единственным ребёнком; в) неполной семьи без отца; г) родителей с демонстративно-истериоидными чертами характера. В данных ситуациях такие родители считают, что их дети должны не только участвовать везде и во всем, но и обязательно быть первыми. Более того у некоторых родителей возникает страх перед будущим – не исчезнет ли одарённость, сумеет ли ребёнок найти своё место в жизни. В неполной семье без отца можно наблюдать «симбиоз» матери и ребёнка, который проявляется в ограждении от повседневных трудностей, возникающих в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, что мешает социальной адаптации, так как в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Амбиции родителей с демонстративно-истероидными чертами характерами ведут к непониманию в семье, авторитарный стиль воспитания влечёт за собой агрессивное поведение ребёнка, развивает «комплекс неполноценности» как в физическом, так и интеллектуальном развитии. В данных ситуациях нужно рекомендовать родителям: быть толерантными к успехам и достижениям ребёнка в интересных ему видах деятельности; не лишать его возможности преодоления жизненных трудностей, направить активность родителей на реализацию своего потенциала, не сравнивать детей друг с другом, установить доверительные отношения с детьми. Необходимо чаще вспоминать себя в детстве, ведь тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства – плохой воспитатель.

    Приоритетной областью воспитания можно назвать процесс становления человека, помощь в обретении им самого себя. Одной из проблем семейного воспитания является невнимание к способностям, потенциям одарённости будущего специалиста во взрослой жизни.

    Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недоразвитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребёнок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей.

    Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны способствовать развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. Главная цель- содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении», сложно и непривычно, связано с владением особым стилем взаимоотношений.[1, 86]. Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.

    1. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться/ Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.-137с.

    2. Панютина Н.И., Рагинская В. Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренным детьми, Волгоград, Изд. «Учитель», 2008.

    Рекомендации для родителей одаренных детей

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

    Разработала: заведующий МБДОУ № 3 Коновалова Л.В.

    Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, — дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

    Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

    Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.

    Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

    Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

    Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

    Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

    Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

    Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

    Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

    Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней;

    Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

    Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;

    Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;

    Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;

    Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

    Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

    Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

    Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.

    Избегайте сравнивать детей друг с другом.

    Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

    Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

    Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

    Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

    Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

    Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.

    Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

    Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

    Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

    Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!

    Избегайте длинных объяснений или бесед!

    Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

    Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

    Развивайте в своих детях следующие качества:

    уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

    понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

    интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

    уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

    привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

    умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

    Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

    Статья предлагает систему работы учителя начальных классов с родителями одаренных и талантливых детей по четырем направлениям:

    1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
    2. информационная среда для родителей;
    3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
    4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

    Одаренность человека – это маленький росточек,

    едва проклюнувшийся из земли

    и требующий к себе огромного внимания.

    Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

    сделать всё, чтобы он вырос

    и дал обильный плод.

    Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

    Учитель — координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

    Рассмотрим данные направления более подробно.

    Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

    • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
    • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
    • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
    • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

    В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

    Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.

    Для участников группы «Учись учиться» подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.

  • Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Оценивайте уровень развития ребенка.
  • Избегайте длинных объяснений или бесед.
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  • Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  • Развивайте в своих детях следующие качества:
    • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
    • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
    • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
    • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
    • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
    • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
    • Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

      В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Предшкольная пора», которые организованы при нашей школе. К моменту окончания курсов учитель достаточно хорошо знаком с родителями и детьми. Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.

    • Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
    • Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
    • В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
    • В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
    • Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
    • Мои первые опыты.
    • Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

      Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В нашей школе ежегодно 25 января проводится праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой школы, но и их родители.

      Специально для родителей в школьной научно-практической конференции выделена секция «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы с детьми.

      Лучшие родительские работы выдвигаются на городские Родительские Чтения.

      Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

      1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.

      2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

      3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

      4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.

      В.В. Константинова, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №7

      с углубленным изучением отдельных предметов», г. Дзержинск, Нижегородская область

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Полезные советы родителям одаренных детей

      Итак, десять полезных рекомендаций родителям одаренных детей, учитывающих их психологические особенности, интересы и потребности.

      Относитесь к ним, как к детям. Ведь они и есть дети. Им нужно то же, что и всем остальным малышам – любовь и руководство; внимание и дисциплина; родительское участие и развитие чувства уверенности в себе и ответственности. Несмотря на то что эти дети одарены, они глубоко восприимчивы к проблемам взрослых людей, таким как смерть близких, болезни, потеря работы и т. д. Поэтому, сталкиваясь с подобными ситуациями, они могут нуждаться в дополнительной поддержке.

      Последовательно придерживайтесь своей системы ценностей и старайтесь создать счастливую, здоровую семью. Поддержание гармонии в семье имеет исключительное значение для оптимального развития одаренных детей. Поскольку они более чувствительны к окружающему миру, они могут сильнее страдать от семейных неурядиц. Если в семье происходит разрыв, сообщите об этом ребенку честно, деликатно и по-доброму.

      Дарите детям особенный подарок: свое время. Детям необходимы понимающие родители и/или образец для подражания, им важно проводить с ними полезное время. Ребенок нуждается в вашем внимании, чтобы обсуждать ценности и высказывать свои мысли. Одаренные дети часто любят все неординарное, необычное. Вы должны помочь им осознать важность социально приемлемого поведения.

      Не подавляйте одаренного ребенка. Одаренные дети известны своей любознательностью, поэтому родителям важно быть особенно осторожными, чтобы не подавить творческие порывы своего одаренного ребенка. В частности, нельзя препятствовать, когда он задает вопросы на такие темы, которые родителям кажутся неподходящими или запрещенными. Родители, однако, могут настаивать на том, чтобы такие вопросы задавались в подходящее время, и в случае необходимости просить ребенка уточнить или перефразировать их. Нет необходимости отвечать исчерпывающе, родители или значимые в жизни ребенка взрослые люди должны наталкивать, наставлять его или даже задавать встречные вопросы, которые направят ребенка в нужное, продуктивное русло. Если родители не могут ответить на вопросы, им необходимо указать ребенку источник, из которого можно почерпнуть соответствующую информацию, которая удовлетворит его интерес.

      Стимулируйте одаренных детей интеллектуально. Подталкивание и интеллектуальная стимуляция – это разные вещи. Некоторые родители иногда подталкивают, заставляют своих детей добиваться лучших результатов в таких занятиях, как чтение, решение задач и т. д. Вместо этого родители должны стремиться всячески стимулировать и развивать ум ребенка и его навыки исследований с помощью книг, энциклопедий, сборников, диаграмм, путешествий, технологий, искусства и активного опыта. Очень важно водить ребенка в библиотеки. Пусть дети копаются в Интернете и пользуются компьютером для своих исследований, и, конечно же, много читают. Детям, которые редко покидают уютную домашнюю обстановку, нужно показать, как выглядит оживленный город. Водите их в музеи и художественные галереи, учебные заведения и исторические места, чтобы расширить и углубить основу для обучения и удовлетворить их любознательность.

      Поощряйте дружбу и увлечения ребенка. Одаренным детям нужны друзья, похожие на них, чтобы играть и обмениваться идеями. Поощряйте дружбу вашего ребенка, разговаривайте с его друзьями и демонстрируйте ценность настоящей дружбы на собственном примере. Родители должны поощрять хобби и увлечения своих детей и помогать им делиться своими интересами с ровесниками и друзьями.

      Не препятствуйте необычным вопросам или точке зрения. Родители не должны прямо, косвенно или негласно считать фантазии ребенка, его оригинальность, странные вопросы, воображаемых приятелей или неординарные психические процессы чем-то плохим или необычным. Нельзя препятствовать фантазии одаренных детей. Вместо того чтобы смеяться над ребенком, смейтесь вместе с ним и стремитесь развивать его чувство юмора и сбалансированное мировоззрение.

      Не следует перенасыщать жизнь ребенка различными занятиями. Многие родители считают, что все свободное время ребенка нужно заполнить разного рода дополнительными занятиями. Они не хотят, чтобы он скучал. Позвольте ему скучать и распоряжаться временем самостоятельно, на свое усмотрение, не используя его исключительно в соответствии с планами взрослых. Иногда родители переживают по поводу того, что ребенок тратит время на просмотр телевизора или чтение бульварных журналов. И хотя ни один ребенок не должен проводить в таких занятиях все свое свободное время, нельзя ожидать, что дети постоянно будут заниматься лишь высокоинтеллектуальными видами деятельности. Помните: и телевидение, и журналы нужны для роста и развития ребенка, они помогают ему укреплять социальные связи со своими менее одаренными сверстниками и понимать массовую культуру. Во всем необходим здравый смысл!

      Уважайте детей и их знания. Иногда даже больше, чем себя и свои знания. Если вы считаете, что ребенок допустил ошибку, то должны понимать, что он сделал это не специально. Если ребенок хочет следовать собственному методу решения задач, вмешивайтесь только тогда, когда для него существует опасность физического или эмоционального вреда. Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил ваше задание, дайте ему общие указания, которым он должен следовать, и избегайте конкретных и четких инструкций, которые не учитывают особенности личности вашего ребенка.

      Принимайте участие в планировании и проведении школьных мероприятий и общественных программ для одаренных детей. Поддерживайте усилия школы, направленные на проведение мероприятий для таких детей. Помогайте заинтересовывать ими родительский комитет; просите помощь в их проведении. Поддерживайте кружки по интересам и специальные образовательные программы. Будьте активными. Работайте над пониманием и поддержкой в обществе особенных образовательных потребностей одаренных детей и сотрудничайте с другими родителями.

      Источники:

      Воспитание одарённых детей в семье

      http://kurszdorovia.ru/deti/trening/vospitanie-odarennih-detej/

      Воспитание детей одаренных

      https://moluch.ru/archive/33/3798/

      https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-odarennih-detey-1351586.html

      http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1785

      https://ru.childdevelop.com.ua/articles/develop/1481/