Воспитание ребенка от 3

Основы воспитания 3-летнего ребенка

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Кривляние в 3 года — один из способов выражения протеста

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.

Кризис 3-х лет — симптомы

Воспитание малыша в период с 3-х лет в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Истерика в 3 года — способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.
  • Проявления протеста в 3 года

    Настоящее «мужское» воспитание

    Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

    На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.

    Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

    Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

    Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

    Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.

    Упрямство — как проявляется

    Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

    И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.

    Негативизм — основное проявление кризиса 3-х лет

    Воспитание детей после трехлетнего рубежа

    После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

    После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

    Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.

    Ролевые игры в 3 года — любимое занятие

    Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

    Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

    Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?

    Совет родителям — не надо наказывать малыша

    Воспитание детей от 0 до 3 лет

    Что такое воспитание? Существуют ли универсальные принципы воспитания маленьких детей? Что нужно знать о темпераменте ребенка? Если вас интересует эта тема, и вы хотели бы получить ответы на эти вопросы, то читайте наш материал.

    Когда ребенок рождается, родители со всех сторон начинают слышать фразы следующего содержания: «Ребенком нужно заниматься с самого рождения!», «Малыша необходимо воспитывать каждый день», «Дети должны быть воспитанными!». Неопытных родителей такие нападки пугают и смущают, и они боясь, чтобы ребенок не вырос «невоспитанным», начинают его «воспитывать». В большинстве случаев их действия сводятся к созданию системы запретов и активному стремлению эту систему поддерживать. Таким образом воспитание сводится к бессознательным, шаблонным действиям, которые приводят в итоге к тому, что «воспитаем так, как получится».

    Уверенно ставим цели!

    Осознанных родителей, которые твердо ставят перед собой цели воспитания и применяют различные методы для достижения этих целей значительно меньше. Многие родители «учатся» быть родителями: посещают соответствующие семинары, смотрят вебинары, читают литературу на эту тему. Но всем ли удается применять полученные знания на практике – вопрос спорный, потому что дети не создаются по шаблонам и к каждому из них нужен индивидуальный подход. Мало быть отличником в теории воспитания, важно уметь применять эти знания на практике.

    Сформулировать корректно и односложно понятие воспитания практически невозможно. Конечно, можно сказать, что воспитание – это определенные действия (чаще всего эмоционального характера), которые помогают формированию личности ребенка и корректируют его поведение. В каждой семье ценности, устои и правила свои. Например, религиозные родители воспитывают детей по таким ценностям, которые в обычной светской семье не приветствуются. В семье военных нередко встречается строгая соответствующая дисциплина. Если, например, у мальчика нет отца или же он много работает и не имеет возможности достаточное количество времени уделять ребенку, то воспитание может быть «женским» (от любящих мамы и бабушек). Таким образом, понятие воспитания становится индивидуальным в каждой семье. В каждом доме оно видится по-разному.

    Подведем итог вышеизложенному: прежде чем воспитывать своего ребенка, определите для себя приоритеты и задачи, которые вы хотите решить своим воспитанием. Что вы хотите получить в будущем? Каким вы хотите видеть своего ребенка? Это ваш ребенок – вам и решать. Эта фраза может показаться слегка грубой, но она правдива. Отталкивайтесь в воспитании собственного чада от своих знаний, возможностей и желаний.

    Воспитание новорожденных детей

    Воспитывать ребенка необходимо «с пеленок». В этом абсолютно уверены не только большинство «бывалых» родителей, но и многие детские психологи. В чем заключается воспитание новорожденного малыша? Как можно чему-то научить этого кроху? Научить, конечно, пока невозможно, но создать прочный фундамент к воспитанию счастливого человека вполне реально.

    Ваши воспитательные действия должны быть, опять же, направлены на решение задач, которые вы преследуете. Не будем давать оценок тем или иным целям, так как они будут слишком субъективны и будут личным мнением автора. Лучше поговорим о конкретных примерах и конкретных действиях, а выводы делайте сами.

    Например, вы хотите воспитать малыша таким образом, чтобы он как можно раньше стал самостоятельным. Вы хотите заранее отдалиться от него по причине частых отъездов, необходимости выхода на работу и т.д.. В таком случае вам необходимо придерживаться определенной концепции ваших отношений с ребенком. Например:

  • Не класть спать рядом на свою кровать.
  • Не приучать спать на руках.
  • С рождения оставлять малыша с другими близкими людьми, бабушками, папой и т.д.
  • Обязательно уделять малышу определенное количество времени в день для игр, занятий, купания, которые вы будете делать только вдвоем. Если вы много работаете, то стремитесь проводить с ребенок хотя бы полчаса, но каждый день. Пусть малыш привыкает, что мамы долго может не быть рядом, но каждый вечер у них обязательно будет определенное количество совместного времени. Так он не будет чувствовать себя покинутым.
  • Если вы хотите воспитывать ребенка, с рождения приучая его к строгому режиму, кормлению по расписанию и т.д., то вам придётся потрудиться. Приучить ребенка к режиму сложно, но вполне реально и это в будущем облегчит жизнь родителям, которые смогут подстраивать свое расписание под жизнь малыша. Живите сами по расписанию и не давайте «поблажек» ни себе, ни ребенку.

    Если вы настроены воспитывать малыша «без отказов», то есть выполнять все его желания, то будьте готовы к определенным последствиям. Будете постоянно класть малыша спать рядом на кроватку, он привыкнет спать с вами. Малышу с вами теплее, спокойнее и комфортнее. Вполне вероятно, что и через несколько лет он не захочет перебираться на свое ложе, привыкнув к вашей кровати. Процесс «перехода» может вылиться в депрессию. Решайте сами.

    Когда малыш ещё не умеет говорить, то может лишь смотреть на окружающий мир, пытаясь хоть что-то осмыслить и как бы спрашивать своим взглядом. Родител .

    Воспитание ребенка от полугода

    В этом возрасте малышу нужны ваши эмоции. Он уже активно «впитывает» ваше настроение и совсем скоро начнет его копировать. Если хотите что-то донести до малыша, то покажите это посредством игры. В этом возрасте ребенку важно видеть вас добрыми, любящими, улыбающимися. Никогда не забывайте о ласках, которые позволяют ребенку чувствовать себя комфортно в домашней обстановке.

    Старайтесь воспитывает ребенка оптимистом. Дети быстро впитывают негативные эмоции и способны помнить их длительное время, поэтому максимально оградите малыша от зла, недовольства, упреков. В этом возрасте для него важно не количество времени, которые вы проводите вместе, а его качество.

    Воспитание ребенка от года

    Играйте и еще раз играйте со своими детьми. Вплоть до 2-х лет игра может является отличным средством установления контакта с ребенком. Малыш может не усваивать ваши «морали» на жизненных примерах, но в игре он обязательно обратит на них внимание.

    На примере игрушек можно показать, как правильно относиться к старшим, что нельзя драться, кусаться, что кому-то может быть грустно, весело, больно и т.д.

    В возрасте года малыш уже начинает ходить и, как правило, уже уверенно ползает. В это время ему будет все интересно потрогать, попробовать на вкус. Система запретов в таком возрасте малышом будет плохо восприниматься, поэтому все, что «нельзя» в этом период лучше просто убирать в недоступные места.

    Бесполезно объяснять годовалому ребенку, что «играть с розеткой опасно», он просто не поймет этого и проигнорирует ваши слова. Просто купите заглушки и отвлеките малыша чем-нибудь более интересным. Не тратьте попусту свои нервы!

    Малыш так и норовит заглянуть в комод? Спрячьте все запретное подальше в ящик, а сверху положите пару его игрушек. Поверьте, малыш возьмет то, что попадется (а именно игрушки) и успокоится.

    Воспитание ребенка от 2 до 3 лет

    В возрасте от 2 до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. В этом возрасте он уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

    Продолжайте воспитывать ребенка согласно поставленным вами целям. Вне зависимости от этих целей оставайтесь всегда последовательным. Последовательность является основополагающим фактором восприятия ваших слов ребенком. Особенно в возрасте 3-х лет. Именно в этот период многие малыши переживают кризис становления собственного «Я».

    В чем проявляется это кризис? Несколько типичных признаков:

  • Малыши все делают наперекор взрослым.
  • Не соблюдают систему запретов.
  • Постоянно проверяют рамки дозволенного.
  • Шкодят и наблюдают за реакцией родителей.
  • Закатывают истерики.
  • Хныкают без причины.
  • То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Если уступать, «лишь бы не ревел», то родительского авторитета в будущем просто может не быть. Если «ломать» характер малыша, то он может вырасти неуверенным в себе и несчастным человеком.

    Оптимальным вариантом будет сочетание вашей безусловной любви к ребенку с вашей безусловной последовательностью выполнения обещаний. Лучше всего в этот период запрещать малышу только, что действительно ему нельзя. Запрет необходимо аргументировать, объяснить несколько раз, если это потребуется и обязательно выполнить! Не поддавайтесь на уговоры, истерики, сдерживайте себя, даже если будет трудно. Сказали «Нет!», значит держитесь этого запрета. Как только дадите слабину, ребенок почувствует это, и в будущем вам будет сложнее найти с ним общий язык.

    Совет: не создавайте сложную и обширную систему запретов. В ней ребенок будет пребывать, как в тумане. Пусть ребенок чувствует себя свободно, уверенно и раскованно, но всегда помнит, что в доме старший не он.

    Малышам в любом возрасте необходимы развивающие игры, особенно они важны, когда крошка только начинает знакомиться с окружающим миром, и буквально всё .

    Один за всех и все за одного

    Старайтесь в воспитании детей придерживаться одних принципов всей семьей. Непозволительно вместе с папой делать то, что не разрешает делать мама. При таком подходе у ребенка быстро сформируется неуважительное отношение к маме, упадет ее авторитет, появится уверенность в безнаказанности.

    Если один родитель не согласен с поведением другого родителя, то высказывать свое мнение стоит сугубо в личной обстановке. Ребенок не должен слышать ваших споров. Тоже самое относится к бабушкам и дедушкам, которые любят баловать своих внуков и все им позволяют. Попросите их придерживаться вашей схемы воспитания, иначе каждый раз после визита к родственникам вам придется бороться с новым потоком истерик.

    Воспитываем малыша согласно его темпераменту

    Чтобы достичь целей воспитания, всегда важно практиковать индивидуальный подход к ребенку. Грамотно выстроить отношения с малышом можно, опираясь на особенности его темперамента. Давайте остановимся подробнее не этом вопросе.

  • Холерик.Ребенок-холерик достаточно беспокоен, активен, а настроение его может быстро измениться от радостного к грустному и наоборот. Нередко такие дети агрессивны. Холерики уверенно чувствуют себя в шумных компаниях и любят коллективные забавы. Проблем с посещением школы и детского сада у них почти не бывает, так как пребывание в коллективе холерику приносит радость. Такой ребенок наполнен энергией, которую необходимо направлять в нужное русло. Прежде чем усаживать малыша за уроки, ему необходимо позволить выплеснуть энергию. Поэтому спорт просто необходим.
  • Меланхолик.Ребенок-меланхолик сдержан, замкнут и проявляет тревожность. Он бывает нетороплив и рассудителен. Перемена мест для таких детей зачастую просто невыносима, они тяжело адаптируются к новым условиям. Нередко симулируют болезни, чтобы не ходить в сад или в школу, а иногда и действительно заболевают от переживаний. Такого ребенка легко обидеть, при этом, обиды он помнит. Любые начинания важно поощрять и всячески малыша подбадривать! Поменьше критики и приказов, а запреты – только в мягкой форме.
  • Флегматик.Ребенок-флегматик осмотрителен и спокоен. Он не любит проявлять эмоции, поэтому не особенно проявляет радость от каких-либо побед и огорчение — от проигрышей. Может показаться, что ему все-равно, что ребенок просто лишен эмоций. Флегматики долго привыкают к новой обстановке и новым знакомствам. Поэтому взрослым важно ребенка «заразить» эмоциями. То есть постоянно его мотивировать, заинтересовывать, предлагать самый разнообразный досуг.
  • Сангвиник.Ребенок-сангвиник является душой компании. Он открыт, легко общается с коллективом, его все слушают. Сангвиники нередко становятся лидерами. Такие дети почти ничего не боятся, они беспечны и оптимистичны. Однако, сангвиники склонны бросать начатое и не доводить дело до конца. Поэтому родителям важно проявить упорство и выработать это качество у малыша. Важно не позволять проявлять непостоянство, а мотивировать на завершение начатого.
  • Воспитывая своего ребенка, никогда не забывайте о любви. Помните, что ее никогда не бывает много!

    »Нельзя» для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно

    Как устанавливать запреты и ограничения для маленьких детей

    Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

    Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

    Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

    Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

    Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

    Сначала «нельзя», потом «можно»

    Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

    Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

    Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни ), он просто не будет на них реагировать.

    Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

    Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

    До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

    Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

    Как вводить запреты и ограничения

    Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

    Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

    Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

    Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

    Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

    Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

    Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

    Наши дети: младенчество. Воспитание детей от 0 до 3 лет

    Софья Куломзина родилась в Санкт-Петербурге, в семье последнего вице-председателя царской Думы Сергея Шидловского и вместе с семьей покинула Россию вскоре после революции. Изучала философию в Берлинском университете, где испытала влияние крупнейших деятелей русского религиозно-философского возрождения — Н. Бердяева, о. Сергия Булгакова, С. Франка. В 1930–1940 годы жила во Франции, где была одим из ведущих деятелей РСХД, занимаясь религиозным образованием молодежи. Сотрудничала с матерью Марией (Скобцовой). В 1948 г. переехала в США, где преподавала педагогику в Свято-Владимирской семинарии. После выхода на пенсию в 1974 г. продолжала активно заниматься образовательной деятельностью.

    Прежде чем говорить о сути и методах христианского воспитания, необходимо пристально посмотреть на детей, с которыми нам предстоит работать. Каковы особенности их роста, чему предстоит их научить и чему они хотят учиться, каковы их интересы и способности?

    Младенчество: от 0 до 3 лет

    В течение первого периода, который Пиаже называет “сенсомоторной стадией”, менее чем за три года ребенок вырастает из крохотного, беспомощного существа, копошащегося в пеленках, в маленького человека, который ходит, бегает и говорит; высказывает свои желания и вкусы; признает и любит одних людей, не любит или боится других; может быть веселым, любопытным, счастливым, грустным, сердитым, расстроенным; сопоставляет определенные вещи и личности с приятными или пугающими ощущениями; он умеет любить, жалеть, ревновать. К трем годам ребенок познает мир своего дома и вокруг него, накапливает огромное количество впечатлений. У него появляется живая фантазия, хотя еще недостаточно развит логический интеллект. Его разум проявляется в действиях. В три года он подготовлен к восприятию мыслей, основанных на чувственном опыте; ему доступны понятия размера, цвета, очертания и т.д.

    Православная Церковь более, нежели другие христианские конфессии, осознает важность этого возраста. В течение первых недель жизни младенец знакомится с тремя Таинствами – крещения, миропомазания и причащения. Для него совершаются специальные церковные службы, во время которых происходит наречение имени и воцерковление. Церковь наделяет младенца благодатью и защищает его от зла задолго до того, как в нем пробудится разум и сознание. Этим Церковь, по-видимому, признает существование области подсознательного –более глубокого “я”, чем уровень сознания, – и необходимость просвещения его. С точки зрения аскетической традиции нашей Церкви “я”, которое мы осознаем, принимаем и даже в какой-то мере “творим” – это лишь верхушка айсберга. Существует значительно большая часть души, которая нами не осознается, но которая активно влияет на нашу жизнь. Это очень важная, критическая глубина почти целиком формируется в младенчестве. В каком-то смысле последующая жизнь взрослого есть развитие полученного в детстве.

    Мы можем подвести итог духовным и физическим процессам, которые происходят на уровне сознания ребенка в возрасте до трех лет:

    Открытие своего физического “я”, развитие физических чувств – зрения, обоняния, осязания, движения, вкуса и слуха.

    Открытие свободы и запретов, допустимого и недопустимого, культуры еды, пределов свободы в движениях, гигиенических навыков.

    Открытие чувств безопасности и любви. К примеру, ощущение холода, сырости и неудобства с приближением матери сменяется ощущением тепла и комфорта. Один и тот же человек каждый день утоляет его голод. Если ребенку больно, его лечат и успокаивают. С течением времени при появлении любящего человека исчезает боязнь потеряться (часто возникающая даже во дворе дома), весь мир становится надежным и безопасным.

    Открытие отрицательных чувств: гнева, страха, ревности.

    Открытие разлада между своей волей и угнетающей волей других людей, обычно взрослых. Когда источник благополучия внезапно оборачивается против ребенка и становится врагом, источником неприятных переживаний, в нем поднимается буря чувств – удивление, враждебность, попытка испытать свои силы, временное подчинение или озлобление.

    Ребенок накапливает факты и информацию, но осмыслить их еще не может. Он накапливает впечатления и образы, помнит звуки и запахи, но не может осознать причин этих явлений; он воспринимает их как нечто само собой разумеющееся.

    К концу этого возраста, от двух до трех лет, ребенок обычно способен выражать свои желания словами, общаться с внешним миром, хотя порой речь его примитивна.

    Воспитание ребенка происходит дома. Единственные воспитатели, которых знает ребенок, – родители или те, кто их заменяет. О процессе воспитания в младенчестве можно говорить как об общем развитии в атмосфере тесных семейных отношений. Из этого процесса нельзя выделить физическое и нравственное воспитание, нельзя говорить и об “обучении” младенца, хотя он узнает в течение первых трех лет жизни очень многое.

    В каком-то смысле можно говорить о “священническом служении” родителей-христиан. Они как бы совершают Таинство, потому что вводят Бога в жизнь своих детей, а жизнь детей посвящают Богу. Такая задача требует священной цельности: то, как мать меняет пеленки, как кормит малыша или обнимает его, имеет такое же значение для религиозного роста младенца, как и то, как она молится над ним или несет его в храм. Все, что делает мать для ребенка, обретает религиозный смысл, если она дышит любовью и заботой, одаряет спокойствием и счастьем. Качество материнской любви зависит от того, насколько тесно она связана с Богом. Материнская любовь может обернуться гнетущей, ревнивой, боязливой, она может исполниться страхом и смятением; подчас мать становится несчастной, эгоистичной, подавленной, так что у нее не остается возможности любить своего ребенка.

    Младенец в таких ситуациях, можно сказать, религиозно обездолен. Но радостная, ответственная, неизменная до самопожертвования любовь, которой многие матери окружают детей, религиозна по своей природе, вне зависимости от убеждений матери. Ребенок, не знающий страха и горя, радостно открывающий мир, становится религиозным.

    Материнская любовь в силах приобщить ребенка к религиозному опыту взрослых и их молитвенной жизни, к участию в литургической жизни Церкви. Восприятие ребенком религиозной и культовой жизни может оказаться чисто чувственным, но, тем не менее, оно вполне реально.

    В Евангелии поражает место, в котором Христос говорит о значимости доинтеллектуального переживания веру. Христос “вознегодовал”, когда ученики, стремясь по-взрослому перетолковать Его учение, пытались не пустить к Нему матерей с детьми. Он сказал, что царство Божие принадлежит детям и что тот, кто не принимает Царства Божьего как ребенок, не войдет в него (Мк. 10, 13-16). Он явил, как Бог относится к детям: обнял их и благословил, возложив на них руки. Его любовь выразилась не в проповеди, даже не в притче, а в просто физическом соприкосновении. Он дал детям почувствовать Его близость физически, а обратившись к взрослым, подчеркнул, что восприятие Бога детьми, то, как они ощутили благодать Его благословения, отнюдь не случайно и полно религиозного смысла: “Кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него”.

    Жизнь нашей Церкви предоставляет немало возможностей чисто физически ощутить религиозные ценности. Пусть ребенок подержит свой нательный крестик, пусть трогает и целует икону, висящую над его кроваткой, пусть обоняет запах ладана и любуется яркими красками храма, пусть его губы примут святое причасти и ощутят его вкус, пусть он почувствует капли освященной воды на лице, пусть слушает пение, крестится, даже если это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания в нашей Церкви не являются чем-то третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают. Все, что я перечислила, на протяжении жизни православного христианина не теряет значимости и смысла, будь то действие, жест или переживание. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой, подлинный опыт участи в жизни Церкви.

    Способность малышей накапливать образы, впечатления, фактическую информацию должна поддерживаться и религиозно. Взрослые знают, что дети учатся говорить, прислушиваясь к речи взрослых. Они помогают детям осваиваться в мире, учат их, что огонь обжигает, вода мокрая, а снег холодный; точно так же они призваны помочь им воспитать религиозные впечатления и идеи. Пусть ребенок наблюдает, как родители молятся; пусть родители объясняют ему то, что он видит в храме; пусть он посещает церковные службы и видит, слышит, обоняет, ощущает, касается предметов, исполненных огромного религиозного смысла. Впрочем, следует помнить, что все это приобретает подлинно религиозное значение и становится началом религиозного опыта лишь в том случае, если родители вполне искренни и благочестивы.

    Однажды молодая мать двух детей сказала мне: “Я знаю, почему Танечке (ей два месяца) так нравится бывать в храме. Дома я всегда ужасно занята, необходимо успеть сделать кучу вещей, а в храме, в течение полутора часов, она спокойна пребывает у меня на руках, и я никуда не сорвусь, чтобы что-то сделать”. Я искренне верю, что подобное переживание любви и покоя в храме приближается к религиозному переживанию.

    К трем годам дети уже способны воспринимать праздничную атмосферу Рождества, Пасхи, дней рождений и именин.

    Хотя мы не вправе говорить о “нравственном сознании” младенцев, их небольшой жизненный опыт все же подготавливает к восприятию нравственных понятий. Открытие для себя таких реалий, как свобода и запреты, безопасность и любовь, разлад своей воли и чужой, навязанной извне, неприятное чувство страха и ревности, удовольствие от одобрения, – многое из этого опыта младенческого возраста вливается в основу нашего религиозного развития. Эти чувства для себя ребенок открывает и в нехристианской семье, но только в христианской семье этот опыт просветлен духовной жизнью родителей.

    Но превыше всего, о чем мы говорили, касаясь религиозного развития младенца, остается святое, загадочное действие Божьей благодати, которая питает его. Никто не может точно измерить и оценить воздействие церковных Таинств на наших малышей. Мы только можем с верой и благоговением стараться, чтобы эти пути для воздействия Духа Святого были открыты нашим детям.

    Воспитание ребенка от 2 до 3 лет психология

    Основная цель психологии воспитания детей – это становление гармонии в процессе их развития, правильная его последовательность, решение проблем связанных с формированием их личностных качеств, развитие нравственности поведения. Второй и третий годы жизни являются очень особенными и важными для психологии воспитания и дальнейшего развития маленьких проказников.

    В этот период начинается активное формирование детской личности, что обуславливается развитием определенных черт характера, пониманием общей картины окружающего мира. В таком возрасте происходит реализация индивидуальности, нахождение своего собственного «я».

    Развивается чувство гордости, самолюбия, появляется стремление проявить себя пред взрослыми, желание быть с ними на равных.

    Однако, малыш лишь начинает свое познание мира и долг родителей обеспечить для него необходимую атмосферу, в которой будет воспитываться нормальная, психологически уравновешенная личность.

    Воспитание детей особенности

    Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.

    Дети, достигшие двухлетнего возраста часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.

    Также в этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.

    Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.

    Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.

    Задачи воспитания и обучения детей

    Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий, которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:

  • быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
    • уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
    • использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
    • в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
    • сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
    • поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
    • уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».
    • Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.

      Несколько примеров дидактических игр:

    • предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
    • собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
    • попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.
    • Как воспитать ребенка правильно советы

      Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.

      Психология воспитания ребенка 2-3 года советы:

    • установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;
    • быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
    • дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
    • устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.
    • Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

      Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.

      Психология воспитания ребенка 2 года и 3 года:

      1. Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;

      2. В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.

      С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.

      Воспитание мальчика 2 года особенности:

    • воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
    • в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
    • учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
    • мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
    • следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
    • мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
    • любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.
    • Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:

    • девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
    • воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
    • к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
  • в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
  • предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.
  • Нравственное воспитание — как воспитывать правильно советы психолога

    Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.

    С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.

    Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.

    Трудности в воспитании ребенка 2 — 3 года

    В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.

    С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка:

    1. реагировать спокойно, находить компромиссы;
    2. во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
    3. объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
    4. избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
    5. не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
    6. не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.
    7. Любая ситуация и проблема на протяжении этого времени должна решаться спокойно и полюбовно. Дети, какими маленькими они бы ни были, всегда чувствуют любовь, поддержку, уважение, понимание и учатся этому у своих родителей.

      Воспитание малыша от года до 3: первые кризисы и первые победы

      Психологи весьма обоснованно называют 2-3-летний возраст ребёнка переходным. В это время ещё сохраняются особенности поведения и привычки ранних периодов, однако всё более явными становятся новые умения. Малыш осваивает речь, учится ходить. Ребёнок постепенно начинает познавать окружающий мир. Такие особенности влекут некоторые изменения и в поведении малыша.

      После 1 года ребёнок начинает вести себя очень активно. Он пытается осознать неизвестные и непонятные для него процессы, познакомиться с новыми вещами и предметами.

      Однако наряду с желанием познать мир появляются также раздражительность, непослушание, упрямство, нежелание выполнять просьбы родителей.

      Умение ходить и разговаривать даёт возможность малышу самому делать привычные задачи. Он чувствует себя самостоятельным. Эту самостоятельность он также пытается проявить по отношению к папе и маме.

      Изменения в поведении малыша становятся проблемой для родителей. Мама и папа просто не знают, как правильно воспитывать ребёнка в 2 года. Однако основой гармоничного развития малыша является правильное поведение родителей в такой ситуации.

      Основы воспитания ребёнка в 2-3 года включают в себя несколько ключевых моментов:

    8. поддерживайте стремление ребёнка к самостоятельности: разрешайте ему делать то, что он может сделать без вашей помощи;
    9. позаботьтесь о том, чтобы ребёнок проводил время со сверстниками и родственниками: общаясь с людьми, он имеет возможность познавать окружающий мир;
    10. уделяйте внимание порывам и стремлениям малыша – принимайте участие в его знакомстве с окружающим миром;
    11. учитывайте эмоции и мнение ребёнка, считайтесь с его чувствами;
    12. ищите компромисс в любой конфликтной ситуации, не выражайте негативные эмоции в адрес малыша;
    13. придерживайтесь последовательности в воспитании: мама и папа должны иметь единое мнение в решении вопросов с ребёнком;
    14. будьте спокойны, если ваш ребёнок создаёт стрессовую ситуацию для вас: ваша реакция во многом определяет его поведение в будущем.
    15. Если ребёнок капризничает, криками вопрос не решить. Унижение, оскорбление малыша не поможет в преодолении ситуации, а только усугубит её.

      Проблема плохого поведения и капризов ребёнка в этом возрасте для многих родителей является актуальной. В таких условиях необходимо выработать определённую тактику разрешения ситуации.

      Воспитание и развитие ребёнка в возрасте 3 лет требует от мамы и папы терпения и стойкости. Сохраняйте спокойствие и положительный настрой. Не идите на поводу у детских капризов и не впадайте в панику. Старайтесь решать проблему по-взрослому. Такое поведение родителей станет примером для маленького члена семьи.

      Источники:

      http://detki.guru/vospitanie/vospitaniya-3-letnego-rebenka.html

      http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/vospitanie-detey-ot-0-do-3-let/

      https://www.7ya.ru/article/Nelzya-dlya-rebenka-ot-1-do-3-let-kak-pravilno/

      Наши дети: младенчество. Воспитание детей от 0 до 3 лет

      http://mentallab.ru/zhizn/deti/vospitanie-rebenka-ot-2-do-3-let-psixologiya.html

      https://detstrana.ru/article/rebenok-1-3/vospitanie/vospitanie-rebyonka-ot-goda-do-tryoh-let/