Воспитание ребенка по русски

Лучшие книги по воспитанию детей. Рейтинг книг по воспитанию ребенка

Воспитание — непростой процесс, творческий и многосторонний. Любой родитель стремится вырастить всесторонне развитую личность, передать ребенку жизненный опыт и знания, найти с ним общий язык.

Для чего нужны книги по воспитанию детей?

Как правило, воспитывая ребенка, мы действуем интуитивно, исходя из личного опыта, однако иногда все же необходим совет специалиста-психолога, для того, чтобы не допустить ошибок в этом непростом деле. В подобных случаях книги по воспитанию детей — незаменимые помощники. В них собран опыт множества людей, даются советы профессиональных педагогов и психологов.

Как выбрать правильное пособие?

Сегодня полки книжных магазинов буквально пестрят томами по психологии, и популярные книги по воспитанию детей можно найти где угодно. Решив купить действительно хорошее пособие, вы не обращайте внимания на красочные обложки и многообещающие призывы, смотрите в первую очередь на содержание. Тома бывают как общие, так и посвященные какой-то конкретной проблеме, например, есть книги по половому воспитанию детей, по проблемам общения со сверстниками, по творческому развитию. Специально для вас мы составили список из семи наиболее интересных и полезных пособий по воспитанию детей, которые уже успели завоевать авторитет читателей и доказать свою эффективность.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер — «Общаться с ребенком. Как?»

Автор этой книги — профессор психологии, работает она в Московском Государственном Университете, это очень авторитетный психолог. Рейтинг книг по воспитанию детей непременно включает это пособие. Впервые оно было издано более 15 лет назад, но не теряет своей актуальности до сих пор и неизменно пользуется большим спросом. В 2008 году вышло продолжение книги по воспитанию детей под названием «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Обе части интересны и познавательны.

Анализ различных случаев смерти малышей в детских домах, проведенный после Первой мировой войны в Европе и Америке, которые нельзя объяснить только медицинскими причинами, позволил сделать вывод о том, что они стали результатом неудовлетворенной потребности детей во внимании, уходе со стороны взрослых. Значение заботы о подрастающем поколении никогда не следует недооценивать.

Юлия Борисовна впервые обратила внимание на то, какие слова используют родители, обращаясь с детьми, и как это влияет на их развитие. Она не ставит целью обвинить взрослых, а просто рассказывает, как воспринимаются произносимые нами фразы маленькими мальчиками и девочками. А они, как известно, очень впечатлительны. «Не будь нюней», «Посмотри, на кого ты похож!», «Быстро за уроки», «Подумаешь, проблема!» — это привычные фразы. Произнося их, мы даже не задумываемся, что они унижают наших детей, заставляют чувствовать себя ненужными, неполноценными, сомневаться в собственных силах.

Гиппенрейтер предлагает выход — научиться следить за своей речью, заменять «плохие» слова «хорошими», и показывает на примерах, как это нужно делать. Книга поможет вам правильно воспитывать ребенка, учить его выражать свои эмоции и чувства, а вас — говорить о своих чувствах так, чтобы это не задевало малыша.

Росс Кэмпбелл — «Как на самом деле любить детей»

Продолжаем описывать лучшие книги по воспитанию детей и представляем вам следующего автора. Росс Кэмпбелл — врач, доктор медицины, работавший в Психологическом Клиническом Центре в штате Теннеси и, кроме того, отец четверых детей. Выйдя на пенсию, он посвятил себя созданию различных трудов по психологии, а также чтению лекций. Обладатель премии «Золотой медальон» за пособие о воспитании подростков создал и общий труд о детях, который неизменно входит в топ книг по воспитанию детей.

«Как на самом деле любить детей» — это тоже проверенная временем книга, впервые переведенная на русский язык еще в 1992 году. В ней внимание акцентируется на любви, способной, как известно, творить чудеса. Основание хороших отношений с ребенком — искренняя, безусловная любовь, без которой нельзя достичь полного доверия и взаимопонимания, решить эмоциональные проблемы и научить ребенка слушаться и уважать родителей.

Вашему чаду важно знать, что его любят безусловно, иначе ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе, тревожным. В пособии даются практические советы о том, как показывать свои чувства, в частности через физический контакт, внимание и дисциплину.

Мария Монтессори — «Помоги мне сделать это самому»

Книга итальянского психолога Марии Монтессори предлагает уникальные подходы к воспитанию детей, пользующиеся большой популярностью во всем мире. Еще в начале прошлого века этим ученым была создана специальная педагогическая система, последователи которой основали к концу 20 века тысячи школ по всему миру. Она направлена на то, чтобы ребенок нашел свой путь, проявил индивидуальность. Мария Монтессори — представитель идей свободного воспитания, педагогического течения, появившегося на рубеже 19-20 вв. в Америке и Европе. Главная мысль предлагаемой вашему вниманию книги состоит в том, что ребенку необходимо предоставить свободу действий и самовыражения, поэтому взрослым нежелательно вмешиваться в занятия и игры.

Автор предлагает нам наблюдать за ребенком, когда он занимается каким-нибудь делом. Обязанность родителей — организовать досуг малыша, предоставить ему как можно больше возможностей для разнообразных занятий. Опыт применения такого подхода оказался на удивление положительным. Дети становились не только более развитыми интеллектуально, но и более дисциплинированными, послушными, организованными. Кроме работы самого автора, в книгу помещены статьи ее последователей и учеников, предлагающие практические рекомендации и советы по воспитанию.

Эда Ле Шан — «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Эда Ле Шан, американский психолог, является классиком педагогики. Она выясняет в своей работе причины плохого поведения детей, анализируя всем знакомые, типичные ситуации, и на основе полученного опыта дает советы и практические рекомендации. Книга Эды Ле Шан предоставляет родителям возможность посмотреть на семейные взаимоотношения глазами ребенка, а также выявляет штампы в поведении взрослых, которые в стремлении превратить свое чадо в воспитанного члена общества лишают его индивидуальности и ущемляют интересы. В пособии также описано то, как страхи родителей могут отразиться на поведении детей, даются советы по устранению негативных последствий.

Жан Ледлофф — «Как вырастить ребенка счастливым»

Жан Ледлофф — американский психотерапевт, весьма интересный ученый. Посвятив себя изучению взаимоотношений между родителями и детьми, она отправилась в Южную Америку и прожила там два с половиной года в племенах местных индейцев. Опыт, полученный на практике, показал, что если взаимодействовать с детьми так, как испокон веков делали наши предки, а также довериться собственной интуиции, можно вырастить их счастливыми и послушными.

Эта книга весьма интересна, а факты, описанные в ней, иногда поражают воображение. Жан Ледлофф считает, что сама природа дала нам способность воспитывать детей, но в наше время родители стараются снять с себя ответственность, предоставляя своих чад в распоряжение учителей, воспитателей, врачей. Необходимо прислушаться к интуиции, и мы поймем, что именно нужно нашим детям для того, чтобы быть счастливыми.

Дональд Вудс Винникотт — «Разговор с родителями»

Список «Лучшие книги по воспитанию детей» был бы неполным без упоминания этой книги. Она посвящена младенцам и правильному общению с ними. Автором книги является британский психоаналитик с большим стажем, а сама она пользуется в нашей стране большой популярностью уже более полувека. Следует отметить, что перевод этого пособия на русский язык вышел довольно поздно, однако ничего нового за это время в психоанализе не было открыто, и современные книги по психологии воспитания детей, по сути, не предлагают новых идей, поэтому классика остается актуальной.

Автор не только анализирует мысли и мотивы поведения младенцев, но и описывает психологическое состояние матерей в первые месяцы после родов. В это время ребенок еще не умеет общаться, его нельзя учить, поэтому она просто лежит с младенцем в обнимку и пытается понять, что он такое.

Мадлен Дени — «Сделать счастливыми наших детей»

Под именем Мадлен Дени скрывается целый ряд французских ученых, трудившихся совместно над созданием пяти томов по психологии, объединенных названием «Сделать счастливыми наших детей». Авторы книг по воспитанию детей делятся с нами бесценным опытом. В каждом томе есть комментарии различных специалистов: психологов, педиатров, диетологов и др., а сами они нацелены на различные возрастные категории: от 3 до 6 лет, от 6 до 10 лет и от 11 до 16. То есть три книги посвящены соответствующим возрастным категориям, а две другие «Сон вашего ребенка. » и «Капризы и истерики. » подходят для воспитания детей любых возрастов. Эти пособия могут ответить на любой ваш вопрос: когда ребенку можно смотреть телевизор или покупать приставку, как правильно уложить его в постель, чтобы он быстро заснул и крепко спал. В книгах, таким образом, дается систематический подход к воспитанию, а само оно представляется как некоторый урок, который на сей раз должны усвоить родители.

В наше время можно найти множество других книг по воспитанию детей, а также различных фильмов, лекций, тренингов и семинаров на эту тему. Многие из них освещают конкретные темы. Например, если у вас два ребенка, и вы хотите наладить взаимоотношения между ними, вам поможет книга «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно», авторами которой являются Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Если вы растите сына, можете прочитать пособие Найджел Латта «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей». В нем указаны особенности воспитания мальчиков, их психологии.

Воспитание детей в Испании

Воспитание детей в Испании – это вопрос, который волнует всех родителей, переезжающих на ПМЖ в солнечное королевство. Какие традиции воспитания существуют в Испании, каковы родительские права и обязанности, в каких случаях лишают родительских прав в Испании? Эти вопросы мы рассмотрим в нашей статье.

Правила воспитания детей в Испании

Правила воспитания детей в Испании базируются на общепризнанных принципах и нормах поведения в обществе, однако, как и в любой стране, в Испании существуют местные традиции, которые могут удивить и озадачить наших родителей. Отметим некоторые из них.

  • Испанцы везде берут детей с собой. Особенно поражает то, что детей берут на вечерние торжества, когда, по мнению наших родителей, дети должны поужинать и лечь спать.
  • Такому поведению есть логичное объяснение. Испанцы поздно становятся родителями, когда проблемы получения образования, поиска работы и жилья уже, как правило, решены, поэтому после рождения детей они отдают им все свои силы, проводят с ними все свободное время, ходят с ними в гости к друзьям, на свадьбы, за покупками и т.д. Тем не менее поздние выходы с детьми являются скорее исключением, потому что одним из основных правил воспитания детей в Испании является режим.

    • В воспитании детей в Испании родители придерживаются «принципа» вседозволенности, особенно шокирует «безразличное» отношение родителей к поведению детей в общественных местах, когда дети валяются на полу, раскидывают игрушки в магазинах, устраивают истерики в знак протеста и т.д.
    • Возможно, испанские родители слишком либеральны, но исключительно в отношении тех поступков детей, которые не могут нанести вред ни самим детям, ни окружающим их людям.

    • С детьми гуляют вместе мама и папа.
    • Испанские папы действительно удивляют многих наших мам своим активным участием в повседневной жизни детей, хотя еще не так давно, во времена правления Франко, воспитание детей в Испании было прерогативой женщины, которая должна была заниматься домом и детьми, а работать могла только по разрешению мужа. Сегодня ситуация изменилась. Мужчины и женщины обладают равными правами и обязанностями как в работе, так и в семейной жизни.

    • В Испании не принято делать замечания другим детям.

    Представьте, что вашего ребенка толкнули на игровой площадке или отняли любимый велосипед. В таком случае необходимо привлечь внимание родителей нашалившего ребенка, чтобы они вмешались, но ни в коем случае не ругать самого ребенка, это может стать причиной создания конфликтной ситуации.

    Права и обязанности родителей в Испании

    Законодательство Испании наделяет родителей широкими правами в отношении детей и принадлежащего им имущества (при наличии такового), но одновременно устанавливает круг обязанностей, невыполнение которых может стать причиной лишения родительских прав в Испании. Воспитание детей в Испании – это обязанность родителей, закрепленная на законодательном уровне (статья 154 Гражданского кодекса Испании).

    До достижения ребенком совершеннолетия, т.е. до 18 лет, родители обязаны заботиться о нем, предоставить жилье, кормить и дать ему начальное и среднее образование. Этот перечень обязанностей распространяется также и на иностранных родителей. Если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет, вы обязаны устроить его в школу, иначе вас привлекут к ответственности. Более того, если ребенок переезжает в Испанию в возрасте старше 6 лет, то зачисление его в школу является обязательным условием предоставления вида на жительства как ребенку, так и его родителям.

    Лишение родительских прав в Испании

    Лишение родительских прав в Испании происходит исключительно в судебном порядке и в следующих случаях.

    1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
    2. Жестокое обращение с детьми, при этом имеется в виду не только физическое насилие, но и психологическое давление и запугивание в «воспитательных» целях.

    Родители, осужденные за насильственные действия сексуального характера в отношении своего ребенка, лишаются родительских прав автоматически.

    По всем вопросам, касающимся переезда с детьми в Испанию, обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски».

    Центр услуг в Испании

    Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

    Воспитание по-американски

    Раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

    Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

    На бога надейся, и сам не плошай!

    Америка – страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой – под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане – представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви.

    Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

    В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

    Характерно, что того же ждали и от девочек – ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился.

    Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

    Семья – главная ценность

    Воспитание в семье до сих пор – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе – неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, – совершенно обычная картина.

    Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

    Интересная особенность последних лет – то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно – чтобы дети поиграли вместе.

    Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

    Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых “общественных центрах” (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников.

    Темы – на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий – развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени.

    Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

    Еще одна “диковинка” американского воспитания с российской точки зрения – то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

    Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком “щадящем режиме”, им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

    Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

    Пора получать знания

    Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это – частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать – одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

    Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее – с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности – ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать – обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

    Для этого малыши могут “сочинить” книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

    Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

    Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

    Одна из причин для гордости в современной Америке – мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и “единство в многообразии”, то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

    Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения “pledge of allegiance”, клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

    Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение – факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

    Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

    А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

    В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

    В школу? С удовольствием!

    Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

    Не ябеда, а честный гражданин

    Многие выходцы из России негативно относятся к “ябедничеству”, которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с “ябедами” и “доносчиками” не возникает.

    Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности.

    Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины – скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев.

    Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

    Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

    В бонусе читайте секрет воспитания детей от Анджелины Джоли и Брэда Питта

    [viral-lock] Трудно вспомнить более известных родителей, чем многодетная пара Анджелина Джоли и Брэд Питт. Сейчас в их семье шестеро детей – Мэддокс, Пакс, Захра, Шило Нувель и близнецы Нокс и Вивьен. В планах – завести еще одного биологического и одного приемного ребенка, и на этом пока остановиться.

    Малыши у этой звездной пары разных национальностей. Старшему Мэддоксу девять лет, близнецам всего год. Воспитать такую компанию непросто, но голливудская чета справляется – на радость папарацци семейство частенько выбирается на совместные ланчи, где дети демонстрируют неплохое воспитание.

    И Джоли, и Питт росли в строгих правилах, и в собственной семье пытаются придерживаться тех же принципов. Главный из них – отказ от любых проявлений агрессии. Детям не покупают игрушечного оружия, в семье действует строгий запрет на компьютерные «стрелялки». Кроме того, детям нельзя смотреть боевики и, в первую очередь, экшны с участием родителей. Все-таки мама в образе сексуальной киллерши – не лучший пример для подражания.

    Однако и свободы детям не занимать. В отличие от строгого отца, Анджелина заботится о гармоничном развитии детей. Все дети в мире устраивают в комнате бардак, рисуют на стенах, пачкают джинсы шоколадом, и делать из этого трагедии не стоит.[/viral-lock]

    Что такое воспитание «по-русски»?

    Интервью с американкой Таней Майер о ее книге Motherhood: Russian Style, сложившейся на основе бесед с сотнями матерей из России

    В легкой манере Таня открывает англоязычным читательницам наши национальные секреты: Как приучить ребенка к горшку до двух лет? Как заставить его навсегда влюбиться в кашу и борщ? Почему на улицу нельзя без шапки?

    В сентябре книга Тани Майер выйдет в России на русском языке. Вот что Таня рассказала о своей книге:

    – Почему вы решили написать эту книгу? Какой ваш собственный опыт подвел Вас к этому?

    – Идея для книги пришла ко мне совершенно случайно. Моя хорошая подруга в Москве пригласила меня около года назад в секретную группу для русских мам в фейсбуке. Эти мамы живут не только в России, но и по всему миру – от Новой Зеландии до Калифорнии. Я начала читать их посты и участвовать в их обсуждении, и мне было так приятно увидеть, как все русские мамы поддерживают друг друга.

    На американских форумах очень часто мы критикуем друг друга, а тут было наоборот! Я начала вспоминать первые годы после рождения моего сына; мы жили тогда в Москве, я была одна, работала много, и с сыном оставались русские няни.

    И именно в этот момент я решила, что пора написать о том, как воспитывают своих детей современные русские мамы. Мне кажется, мамы из других стран могли бы многому у них научиться!

    А еще мне хотелось проследить в своей книге один очень интересный момент: сегодня русские мамы воспитывают своих детей в совершенно других условиях и, можно сказать, в другой стране, поскольку их собственное детство прошло еще в Советском Союзе. На Западе за последние 30 лет все-таки не так много изменилось.

    – В чем же уникальность российской модели воспитания? В чем ее плюсы, в чем минусы? Благодаря чему она сложилось, откуда растут ее «ноги»?

    – Русский подход учитывает возраст ребенка. Особенно русские мамы заботятся о малышах до года, со всей возможной осторожностью и аккуратностью, но в то же время, когда дети становятся постарше, мамы умеют предоставить им необходимую свободу.

    Русские мамы очень серьезно подходят к своей «работе» – может быть, иногда даже чересчур серьезно. К примеру, трудно представить маленького русского ребенка без шапки. А в Лондоне я тысячу раз видела, как мама идет, сама в шапке и в пальто, а ребенок рядом практически «голый», в одном свитере, да еще и насморк у него страшный!

    Питание у русских детей обычно более здоровое, полезное. Я очень рада, что научилась в России варить супы: мои дети их едят с первого года жизни. То, что считается детской едой на Западе, приводит русских мам в ужас! По-моему, мы нашли хороший баланс между полезной едой и лакомством. Русские дети с удовольствием едят фрукты, овощи, супы, кашу и так далее. Каша – это вообще отдельная тема! Когда мы с сыном переехали в Лондон, у меня был реальный страх, что кашу я нигде не куплю – а без нее он, конечно, пропадет!

    Еще мы убеждены в том, что для нормального развития ребенку обязательно нужно подолгу гулять! Такого понятия нет у западных мам. Я помню, как, будучи беременной вторым ребенком, гуляла под ноябрьским дождем до Kensington Gardens и со мной на площадке были только русские няни и мамы. Когда я говорю подругам, что мои маленькие дети спали днем только на улице, никто не понимает, о чем я! Ну и отдельно отмечу раннее приучение к горшку – для русских мам это один из пунктиков.

    Мне кажется, русский подход в целом более разумный. Кроме того, русские мамы много размышляют, читают, спрашивают, и потом каждая для себя решает, что лучше подходит для ее ребенка и ее семьи.

    – В России огромную популярность получили книги Памелы Друкерман. «Французские дети не плюются едой», «Французские родители не сдаются». Согласны ли вы с тем, что европейская модель воспитания, где интересы ребенка ставятся после интересов родителей, более эффективна? Применима ли она в русских семьях?

    – Я с большим интересом читала книгу Памелы. Я считаю, что в ней много полезного, особенно для американских и английских мам, которые иногда приносят себя в жертву своим детям. Но у русских мам, мне кажется, такой проблемы нет. В России мамы всегда работали, им помогали бабушки, существовали всегда бесплатные сады, ясли. Русские мамы готовы обращаться за помощью, и когда есть возможность, они подключают бабушек, нянь и, все чаще, отцов!

    Между системой дошкольного образования в России и во Франции есть огромная разница. Во Франции в этом процессе активно участвует государство, ведь его цель – воспитать новое поколение французов. В России такого уже нет, и каждая мама сама решает что лучше. Хочешь отдавать ребенка в сад – отдавай. Хочешь, чтобы он до 7 лет никуда не ходил – почему нет? Хочешь полгода жить с детьми в Тайланде – тоже вариант.

    – Какими ноу-хау «русского воспитания» вы бы хотели поделиться с нашими читателями?

    – Про питание, горшок и свежий воздух я уже упоминала. Есть такие прекрасные старые традиции, как лето на даче с бабушкой, и можно только надеяться, что у сегодняшних детей будет еще возможность почувствовать эту удивительную летнюю свободу.

    И еще один момент. На Западе любят все распланировать на 20 лет вперед, заранее определить отпрыска в Итон или Оксфорд. В России часто не знаешь , что будет завтра, поэтому, мне кажется, русские мамы знают лучше других, как радоваться настоящему. Русские мамы получают удовольствие от воспитания детей. А мы в Америке любим поныть и попереживать.

    – Как воспитать ребенка в смешанном браке, когда папа или мама другой национальности?

    – Хороший вопрос! Я бы сказала, что русская мама всегда все держит под своим контролем, поэтому папа, конечно, играет свою роль, но. мама всегда на первом месте. Многие русские мамы, живущие за границей, отводят детей в русские школы и устраивают им дополнительные занятия, чтобы они не забывали родной язык и научились на нем читать и писать. Это огромный труд!

    А про русских пап я пока не готова ответить. Я писала про материнство, может быть, моя следующая книга сложится из бесед с отцами?

    «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Программа профессионального самообразования на тему:

    «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Индивидуальный план самообразования на год

    Тема по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    выявить и изучить значимость русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

    1. Изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблемам воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

    2. Разработка и применение на практике методов и приемов по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

    3. Самоанализ и систематизация опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей.

    Реализация ФГОС дошкольного образования по направлению художественно-эстетического воспитания дошкольников и развития у них нравственных качеств личности посредством русских народных сказок.

    Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действия сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребенку. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание. В детстве идет закладка основ личностных качеств, поэтому так важно воспитывать нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и с этой задачей можно справиться благодаря русскому народному творчеству посредством сказок.

    Сказки способствуют воспитанию нравственных качеств, внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, помогают развить чувство сопереживания и сострадания, чувственности, эмоционального восприятия услышанного, развивают фантазию.

    В целом воспитание сказкой способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, формированию гармонично развитой личности, помогает в доступной форме осуществить передачу опыта предыдущих поколений, патриотическому воспитанию.

    В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные качества личности, формируются этические представления, вырабатываются навыки социокультурного поведения, уважения к старшим, чувство ответственности, желание дружить, понимание справедливости.

    Так как, в наше время в современном обществе зачастую происходит искажение представления о нравственных качествах, о добре, о милосердии, о справедливости, перенасыщение информационными технологиями – то и возникает необходимость воспитания нравственных качеств у детей посредством их приобщения к литературному творчеству.

    Для решения этих задач призваны помочь сказки: они обладают способностью формировать основы нравственности, воспитывать слушателя, способного испытывать сострадание, побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, помогают понять мотивы поведения героев.

    Через восприятие моральных ценностей продемонстрированных в литературном произведении у детей раннего возраста начинает формироваться характер, отношение к миру, к окружающим людям.

    Нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективным при использовании сказки, как педагогического средства, если эта работа будет осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

    Программа рассчитана на 1 год

    В результате проведенной работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок произойдет:

    разработка и внедрение на практике методов и приемов воспитания нравственных качеств посредством русских народных сказок;

    внедрение технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»;

    развитие личностных нравственных качеств у дошкольников: дружеских, партнерских, коммуникативных навыков;

    развитие связной речи, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих способностей детей (навыки имитации, эмоциональный настрой, проговаривание, мимическая выразительность);

    развитие психологических процессов: мышление, память, речь, внимание, сострадание, воображение, фантазия;

    Форма отчета по проделанной работе:

    Обобщение опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации Предполагаемые результаты

    Профессиональное Изучение методической литературы по теме;

    Изучить методику Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и внедрить в образовательный процесс;

    Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. Сентябрь-август

    Разработка методики по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. постоянно Применение полученных знаний на практике

    Методические подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; Сентябрь-ноябрь Повышение качества воспитательного процесса;

    создание методического материала по теме самообразования;

    внедрение новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

    знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;

    изучение передового педагогического опыта по теме;

    систематизация и обобщение опыта по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств в дошкольников.

    консультирование родителей о роли художественной литературы в воспитании и развитии детей;

    проведение открытого занятия для коллег; Апрель

    выступление на педагогическом совете ДОУ с обобщением опыта по теме самообразования Август

    Информационно технологические технологии использование ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

    размещение информации по теме самообразования на персональном сайте. регулярно

    Повышение качества учебного процесса

    Основные этапы работы по самообразованию:

    Этапы работы Задачи Содержание работы

    (сентябрь-ноябрь) Подборка и изучение программно-методической литературы, изучение опыта педагогов-практиков -постановка цели, задач

    -подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов

    (декабрь-февраль) Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.

    Формирование банка данных об уровне родительской компетенции. Диагностика эффективности проводимых мероприятий в воспитании нравственных качеств у детей;

    (март-апрель) Определение содержания работы по развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок -разработка игровых занятий;

    -выразительное чтение литературных произведений;

    — знакомство с инсценировкой сказки;

    -формирование у детей интереса, желания участвовать в инсценировке;

    -подготовка атрибутов, кукол, костюмов, масок, наглядного материала, презентаций;

    — составление конспектов занятий;

    — подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

    (июль-август) Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов Оформление и описание результатов работы. Обобщение опыта.

    Презентация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к искусству, через познание Русских народных сказок» МБОУ «СШ №1 им. Игоря Прокопенко гор. Гвардейска» СП д/с «Дюймовочка» Калининградская область Автор: воспитатель 1 категории Пунтус Светлана.

    Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский. Духовно-нравственное воспитание.

    Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

    Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

    Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста Величайшее богатство русского народа — фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами.

    Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

    Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

    Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

    Воспитание детей в России глазами иностранцев

    Ганс, 11 лет, немец. Не хочу быть немцем!

    Сама игра в войну меня покоробила и даже испугала. То, что русские дети в неё увлечённо играют, я видела даже из окна нашего нового дома в большом саду на окраине. Мне казалось диким, что мальчики 10-12 лет могут с таким азартом играть в убийство. Я даже поговорила об этом с классной руководительницей Ганса, но она совершенно неожиданно, внимательно меня выслушав, спросила играет ли Ганс в компьютерные игры со стрельбой и знаю ли я, что там показывают на экране?

    Я смутилась и не нашлась с ответом. Дома, я имею ввиду в Германии, я была не очень довольна тем, что он много сидит за такими игрушками, но так его по крайней мере не тянуло на улицу, и я могла быть за него спокойна. Кроме того, компьютерная игра — это ведь не реальность, а тут всё происходит с живыми детьми, разве нет? Я даже хотела это сказать, но вдруг остро ощутила свою неправоту, для которой у меня тоже не нашлось слов.

    Классная руководительница смотрела на меня очень внимательно, но по-доброму, и потом сказал мягко и доверительно: «Послушайте, Вам тут будет непривычно, поймите. Но ваш сын — не Вы, он мальчик, и, если Вы не станете ему мешать расти, как здешние дети, то с ним не произойдёт ничего плохого — разве что тоже только непривычное. А на самом деле плохие вещи, я думаю, одинаковы и у нас и в Германии». Мне показалось, что это мудрые слова, и я немного успокоилась.

    Раньше сын никогда не играл в войну и даже не держал в руках игрушечного оружия. Надо сказать, он не часто просил у меня какие-то подарки, довольствуясь тем, что покупала ему я, или что он сам покупал на карманные деньги. Но тут он очень настойчиво стал просить у меня игрушечный автомат, потому что ему не нравится играть чужими, хотя ему даёт оружие один мальчик, который ему очень нравится — он назвал мальчика, и я заранее этого нового друга невзлюбила.

    Но отказывать не хотелось, тем более, что, посидев с самого начала над расчётами, я поняла поразительную вещь: жизнь в России — дешевле, чем у нас, просто очень непривычен её внешний антураж и какая-то беспечность и непричёсанность.

    В майские выходные (их тут несколько) мы пошли за покупками, новый друг Ганса присоединился к нам, и я вынуждена была изменить своё мнение о нём, хотя и не сразу. Несмотря на его внешний вид, он оказался очень воспитанным и культурным.

    Покупка производилась со знанием дела, с обсуждением оружия и даже его примеркой. Я чувствовала себя главарём банды. В конце-концов мы купили какой-то пистолет (мальчики его называли, но я забыла) и автомат, в точности такой, какими пользовались наши, немецкие солдаты в последнюю Мировую войну. Теперь мой сын был вооружён и мог принимать участие в боевых действиях.

    Уже позже я узнала, что сами боевые действия ему доставили сперва немало огорчений. Дело в том, что у русских детей есть традиция делиться в такой игре на команды с названиями настоящих народов — как правило, тех, с которыми русские воевали. И, конечно, почётным считается быть «русским», из-за раздела на команды даже возникают драки. После того, как Ганс принёс в игру своё новое оружие такого характерного вида — его тут же записали в «немцы». В смысле, в гитлеровские нацисты, чего он, разумеется, не хотел.

    Ему возражали, причём с точки зрения логики вполне резонно: «Почему не хочешь, ты же немец!». «Но я не такой немец!» — вопил мой несчастный сын. Он уже успел посмотреть по телевидению несколько очень неприятных фильмов и, хотя я понимаю, что показанное там — правда, и мы на самом деле виноваты, но мальчику одиннадцати лет объяснить это трудно — «таким» немцем он быть наотрез отказывался.

    Выручил Ганса, да и всю игру, тот самый мальчик, новый друг моего сына. Я передаю его слова так, как мне их передал Ганс — видимо дословно: «Тогда знаете что?! Будем все вместе воевать против американцев!».

    Это совершенно безумная страна. Но мне тут нравится, и моему мальчику тоже.

    Макс, 13 лет, немец. Кража со взломом из соседского погреба (не первая кража со взломом на его счету, но первая — в России)

    Пришедший к нам участковый был очень вежлив. Это вообще общее место у русских — к иностранцам из Европы они относятся вежливо-настороженно, очень много нужно времени, чтобы тебя признали «своим». Но вещи, которые он говорил, нас напугали.

    Оказывается, Макс совершил УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — КРАЖУ СО ВЗЛОМОМ! И нам повезло, что ему ещё нет 14 лет, иначе мог бы рассматриваться вопрос о сроке реального заключения до пяти лет! То есть, от преступления по полной ответственности его отделяли те три дня, которые оставались до его дня рождения! Мы не верили своим ушам. Оказывается, в России с 14 лет можно по-настоящему сесть в тюрьму! Мы пожалели, что приехали.

    На наши робкие расспросы — мол, как же так, почему ребёнок должен отвечать с такого возраста — участковый удивился, мы просто не поняли друг друга. Мы привыкли, что в Германии ребёнок находится в сверхприоритетном положении, максимум, что грозило бы Максу за такое на старой родине — профилактическая беседа. Впрочем, участковый сказал, что всё-таки едва ли суд назначил бы нашему сыну даже после 14 лет настоящий тюремный срок; это очень редко делают с первого раза за преступления, не связанные с покушением на безопасность личности.

    Ещё нам повезло, что соседи не написали заявления (в России это играет большую роль — без заявления пострадавшей стороны не рассматривают и более серьёзные преступления), и нам не придётся даже платить штраф. Нас это тоже удивило — сочетание такого жестокого закона и такой странной позиции людей, не желающих им пользоваться. Помявшись перед самым уходом, участковый спросил, склонен ли Макс вообще к асоциальному поведению. Пришлось признать, что склонен, более того — ему не нравится в России, но связано это, конечно с периодом взросления и должно пройти с возрастом. На что участковый заметил, что мальчишку надо было выдрать после первой же его выходки, и дело с концом, а не ждать, пока он вырастет в вора. И ушёл.

    Нас это пожелание из уст стража порядка тоже поразило. Мы, честно говоря, и не думали в тот момент, как близки к исполнению пожеланий офицера. Сразу после его ухода муж поговорил с Максом и потребовал от него пойти к соседям, извиниться и предложить отработать ущерб. Начался грандиозный скандал — Макс наотрез отказывался так поступать.

    Дальнейшее описывать я не буду — после очередного очень грубого выпада в наш адрес сына муж сделал именно так, как советовал участковый. Сейчас я осознаю, что это выглядело и было более смешно, чем на самом деле сурово, но тогда это поразило меня и потрясло Макса. Когда муж его отпустил — сам потрясённый тем, что сделал — наш сын убежал в комнату. Видимо, это был катарсис — до него вдруг дошло, что отец намного сильнее физически, что ему некуда и некому пожаловаться на «родительское насилие», что от него ТРЕБУЕТСЯ возместить ущерб самому, что он находился в шаге от настоящих суда и тюрьмы.

    В комнате он плакал, не напоказ, а по-настоящему. Мы сидели в гостиной, как две статуи, ощущая себя настоящими преступниками, более того — нарушителями табу. Мы ждали требовательного стука в дверь. В наших головах роились ужасные мысли о том, что сын перестанет нам доверять, что он совершит самоубийство, что мы нанесли ему тяжкую психическую травму — в общем, множество тех слов и формул, которые мы заучили на психотренингах ещё до рождения Макса.

    К ужину Макс не вышел и крикнул всё ещё со слезами, что будет есть в своей комнате. К моему удивлению и ужасу муж ответил, что в этом случае ужина Макс не получит, а если он не будет сидеть за столом через минуту, то не получит и завтрака.

    Макс вышел через полминуты. Я таким его ещё никогда не видела. Впрочем, мужа я тоже не видела таким — он отправил Макса умываться и приказал, когда тот вернулся, попросить сперва прощенья, а потом разрешения сесть за стол. Я была поражена — Макс делал всё это, угрюмо, не поднимая на нас глаз. Перед тем, как начать есть, муж сказал: «Послушай, сынок. Русские воспитывают своих детей именно так, и я буду тебя воспитывать так. Глупости кончились. Я не хочу, чтобы ты попал за решётку, думаю — ты тоже этого не хочешь, и ты слышал, что сказал офицер. Но я не хочу ещё и того, чтобы ты вырос бесчувственным бездельником. И вот тут мне плевать на твоё мнение. Завтра ты пойдёшь к соседям с извинениями и будешь работать там и так, где и как они скажут. Пока не отработаешь сумму, которой ты их лишил. Ты понял меня?»

    Макс несколько секунд молчал. Потом поднял глаза и ответил негромко, но отчётливо: «Да, пап».

    Вы не поверите, но у нас не просто более не было нужды в таких диких сценах, как разыгравшаяся в гостиной после ухода участкового — нашего сына словно бы подменили. Первое время я даже боялась этой перемены. Мне казалось, что Макс затаил обиду. И только через месяц с лишним я поняла, что ничего подобного нет. И ещё я поняла гораздо более важную вещь.

    В нашем доме и за наш счёт много лет жил маленький (и уже не очень маленький) деспот и бездельник, который вовсе нам не доверял и не смотрел на нас, как на друзей, в чём нас убеждали те, по чьим методикам мы его «воспитывали» — он нас втайне презирал и нами умело пользовался. И виноваты в этом были именно мы — виноваты в том, что вели себя с ним так, как нам внушили «авторитетные специалисты».

    С другой стороны — был ли в Германии у нас выбор? Нет, не было, честно говорю я себе. Там на страже нашего страха и детского эгоизма Макса стоял нелепый закон. Здесь выбор — есть. Мы его сделали, и он оказался верным. Мы счастливы, а главное — на самом деле счастлив Макс. У него появились родители. А у меня и мужа — сын. А у нас — СЕМЬЯ.

    Микко, 10 лет, финн. Настучал на одноклассников

    Его вчетвером избили одноклассники. Как мы поняли — избили не очень сильно, сбили с ног и настукали рюкзаками. Причиной было то, что Микко наткнулся на двоих из них, курящих за школой в саду. Ему тоже предложили курить, он отказался и тут же сообщил об этом учительнице. Она наказала маленьких курильщиков, отобрав у них сигареты и заставив мыть полы в классе (что нас само по себе поразило в этой истории). Микко она не назвала, но догадаться о том, кто рассказал про них, было легко.

    Он был в полном расстройстве и не столько даже переживал побои, сколько недоумевал — разве о таких вещах не надо докладывать учительнице?! Пришлось объяснить ему, что у русских детей не принято так делать, напротив — принято молчать о таких вещах, даже если напрямую спросят взрослые. Мы были злы и на себя — мы не объяснили этого сыну.

    Я предложила мужу рассказать учительнице или поговорить с родителями тех, кто участвовал в нападении на Микко, однако, обсудив этот вопрос, мы отказались от таких действий. Между тем наш сын не находил себе места. «Но тогда получается, что теперь меня будут презирать?!» — спросил он. Он был в ужасе. Он был похож на человека, попавшего к инопланетянам и обнаружившего, что ничего не знает об их законах. А мы ничего не могли ему посоветовать, потому что ничто из предыдущего опыта нам не подсказывало, как тут быть.

    Меня лично злила здесь какая-то русская двойная мораль — разве можно учить детей говорить правду и тут же приучать, что говорить правду нельзя?! Но в то же время мучили меня и какие-то сомнения — что-то мне подсказывало: не всё так просто, хотя сформулировать это я не могла. Муж между тем думал — лицо у него было угрюмое.

    Вдруг он взял Микко за локти, поставил перед собой и сказал ему, сделав мне жест, чтобы я не вмешивалась: «Завтра просто скажи тем ребятам, что ты не хотел доносить, ты не знал, что нельзя и ты просишь прощенья. Они станут над тобой смеяться. И тогда ты ударишь того, кто засмеётся первым». «Но папа, они меня по-настоящему изобьют!» — захныкал Микко.

    «Я знаю. Ты будешь отбиваться и тебя изобьют, потому что их много. Но ты сильный, и ты тоже успеешь ударить не раз. А потом, на следующий день, ты снова повторишь то же самое и, если кто-то засмеётся, ты снова его ударишь». «Но папаааа!» — Микко почти взвыл, однако отец его оборвал: «Ты сделаешь так, как я сказал, понял?!» И сын кивнул, хотя на глазах у него были слёзы. Отец ещё добавил: «Я узнаю специально, был разговор или нет».

    На следующий день Микко побили. Довольно сильно. Я не находила себе места. Муж тоже мучился, я это видела. Но к нашему изумлению и радости Микко через день драки не было. Он прибежал домой очень весёлый и взахлёб рассказал, что он сделал так, как велел отец, и никто не стал смеяться, только кто-то буркнул: «Да хватит, слышали уже все. «

    Самое странное на мой взгляд, что с этого момента класс принял нашего сына совершенно за своего, и никто не напоминал ему о том конфликте.

    Зорко, 13 лет, серб. О беспечности русских

    Сама страна Зорко очень понравилась. Дело в том, что он не помнит, как бывает, когда нет войны, взрывов, террористов и прочего. Он родился как раз во время войны 99-го и фактически всю жизнь прожил за колючей проволокой в анклаве, а у меня над кроватью висел автомат. Два ружья с картечью лежали на шкафу у внешнего окна. Пока мы не оформили тут два ружья, Зорко был в постоянном беспокойстве. Ещё его настораживало, что окна комнаты выходят на лес. В общем, попасть в мир, где никто не стреляет иначе как в лесу на охоте, для него было настоящим откровением. Старшая наша девочка и младший брат Зорко всё приняли намного быстрей и спокойней в силу своего возраста.

    Но больше всего моего сына поразило и ужаснуло то, что русские дети невероятно беспечны. Они готовы дружить с кем угодно, как говорят русские взрослые «лишь бы человек был хороший». Зорко быстро с ними сошёлся, и то, что он перестал жить в постоянном ожидании войны — в основном их заслуга. Но нож с собой он носить так и не перестал, и ещё с его лёгкой руки почти все мальчики из его класса стали носить с собой какие-то ножи. Просто потому, что мальчишки хуже обезьян, подражание у них в крови.

    Так вот о беспечности. В школе учатся несколько мусульман из разных народов. Русские дети с ними дружат. Зорко с первого же дня поставил границу между собой и «муслиманцами» — он их не замечает, если те достаточно далеко, если оказываются рядом — третирует, отталкивает, чтобы куда-то пройти, резко и ясно угрожает побоями даже в ответ на обычный взгляд, говоря, что на серба и «правосълавца» в России они не имеют права поднимать глаза.

    У русских детей подобное поведение вызвало изумление, у нас даже были некоторые, небольшие, правда, проблемы со школьным начальством. Сами эти мусульмане вполне мирные, я бы даже сказал — вежливые люди. Я говорил с сыном, но он ответил мне, что я хочу обмануть сам себя и что я сам ему рассказывал, что в Косово они тоже были сначала вежливые и мирные, пока их было мало. Русским мальчикам он тоже про это рассказывал много раз и всё время повторяет, что они слишком добрые и слишком беспечные. Ему тут очень нравится, он буквально оттаял, но при этом мой сын убеждён, что нас и здесь ждёт война. И, похоже, готовится воевать всерьёз.

    Энн, 16 лет, и Билл, 12 лет, американцы. Что такое работа?

    Предложения поработать бэбиситтером вызывали у людей либо недоумение, либо смех. Энн была крайне расстроена и очень удивилась, когда я пояснил ей, заинтересовавшись проблемой, что у русских не принято нанимать людей для наблюдения за детьми старше 7-10 лет — они сами играют, сами гуляют и вообще вне школы или каких-то кружков и секций предоставлены самим себе.

    А за детьми младшего возраста чаще всего наблюдают бабушки, иногда — матери, и только для совсем малышей состоятельные семьи нанимают иногда нянь, но это бывают не девочки-старшеклассницы, а женщины с солидным опытом, зарабатывающие этим на жизнь.

    Так моя дочь осталась без заработка. Ужасная потеря. Страшные русские обычаи.

    Через короткое время удар был нанесён и Биллу. Русские очень странный народ, они не стригут свои газоны и не нанимают детей на развозку почты. Работа, которую нашёл Билл, оказалась «работой на плантации» — за пятьсот рублей он полдня вскапывал ручной лопатой здоровенный огород у какой-то милой старушки. То, во что он превратил свои руки, напоминало отбивные с кровью.

    Впрочем, в отличие от Энн, сынок отнёсся к этому скорей с юмором и уже вполне серьёзно заметил, что это может стать неплохим бизнесом, когда руки попривыкнут, надо только развесить объявления, желательно цветные. Энн он предложил войти в долю с прополкой — опять же ручным выдёргиванием сорняков — и они тут же поругались.

    Чарли и Чарлин, 9 лет, американцы. Особенности русского мироощущения в сельской местности

    У русских есть две неприятные особенности. Первая — что в разговоре они норовят схватить тебя за локоть или плечо. Вторая — они невероятно много пьют. Нет, я знаю, что на самом деле многие народы на Земле пьют больше русских. Но русские пьют очень открыто и даже с каким-то удовольствием.

    Тем не менее, эти недостатки вроде бы искупались замечательной местностью, в которой мы поселились. Это была просто-напросто сказка. Правда, сам населённый пункт напоминал населённый пункт из фильма-катастрофы. Муж сказал, что здесь так почти везде и что на это не стоит обращать внимания — люди тут хорошие.

    Я не очень поверила. А наши близнецы были, как мне казалось, немного напуганы происходящим.

    Окончательно повергло меня в ужас то, что в первый же учебный день, когда я как раз собиралась подъехать за близнецами на нашей машине (до школы было около мили), их уже привёз прямо к дому какой-то не совсем трезвый мужик на жутком полуржавом джипе, похожем на старые форды. Передо мной он долго и многословно извинялся за что-то, ссылался на какие-то праздники, рассыпался в похвалах моим детям, передал от кого-то привет и уехал. Я обрушилась на моих невинных ангелочков, бурно и весело обсуждавших первый день учёбы, со строгими вопросами: разве мало я им говорила, чтобы они НИКОГДА НЕ СМЕЛИ ДАЖЕ БЛИЗКО ПОДХОДИТЬ К ЧУЖИМ ЛЮДЯМ?! Как они могли сесть в машину к этому человеку?!

    В ответ я услышала, что это не чужой человек, а заведующий школьным хозяйством, у которого золотые руки и которого все очень любят, и у которого жена работает поваром в школьной столовой. Я обмерла от ужаса. Я отдала своих детей в притон. А так всё мило казалось с первого взгляда. У меня в голове крутились многочисленные истории из прессы о царящих в русской глубинке диких нравах.

    Не стану далее вас интриговать. Жизнь здесь оказалась на самом деле замечательной, и особенно замечательной для наших детей. Хотя боюсь, что я получила немало седых волос из-за их поведения. Мне невероятно трудно было привыкнуть к самой мысли, что девятилетние (и десяти-, и так далее позже) мои дети по здешним обычаям считаются во-первых более чем самостоятельными. Они уходят гулять со здешними ребятишками на пять, восемь, десять часов — за две, три, пять миль в лес или на жуткий совершенно дикий пруд. Что в школу и из школы тут все ходят пешком, и они тоже вскоре начали поступать так же — я уже просто не упоминаю.

    А во-вторых, тут дети во многом считаются общими. Они могут, например, зайти всей компанией к кому-нибудь в гости и тут же пообедать — не выпить чего-нибудь и съесть пару печений, а именно плотно пообедать, чисто по-русски. Кроме того, фактически каждая женщина, в поле зрения которой они попадают, тут же берёт на себя ответственность за чужих детей как-то совершенно автоматически; я, например, научилась так поступать только на третий год нашего тут пребывания.

    С ДЕТЬМИ ЗДЕСЬ НИКОГДА НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ. Я имею в виду — им не грозит никакая опасность от людей. Ни от каких. В больших городах, насколько мне известно, ситуация больше похожа на американскую, но здесь это так и именно так. Конечно, дети сами могут нанести себе немалый вред, и я первое время пыталась это как-то контролировать, но это оказалось просто невозможно. Меня сперва поражало, насколько бездушны наши соседи, которые на вопрос о том, где их ребёнок, отвечали совершенно спокойно «бегает где-то, к обеду прискачет!»

    Господи, в Америке это — подсудное дело, такое отношение! Прошло немало времени, прежде чем я поняла, что эти женщины намного мудрее меня, а их дети куда приспособлены к жизни, чем мои — по крайней мере, какими они были в начале.

    Мы, американцы, гордимся своими навыками, умениями и практичностью. Но, пожив здесь, я поняла с печалью, что это — сладкий самообман. Может быть — когда-то было так. Сейчас мы — и особенно наши дети — рабы комфортабельной клетки, в прутья которой пропущен ток, совершенно не допускающий нормального, свободного развития человека в нашем обществе. Если русских каким-то образом отучить пить — они легко и без единого выстрела покорят весь современный мир. Это я заявляю ответственно.

    Адольф Брейвик, 35 лет, швед. Отец троих детей

    То, что русские, взрослые, могут ссориться и скандалить, что под горячую руку может вздуть жену, а жена отхлестать полотенцем ребёнка — НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ВСЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА И ДРУГ БЕЗ ДРУГА ИМ ПЛОХО — в голову человека, переделанного под принятые в наших родных краях стандарты, просто не укладывается.

    Я не скажу, что я это одобряю, такое поведение многих русских. Я не считаю, что бить жену и физически наказывать детей — это верный путь, и сам я так никогда не делал и не стану делать. Но я просто призываю понять: семья здесь — это не просто слово. Из русских детских домов дети убегают к родителям. Из наших лукаво названных «замещающих семей» — практически никогда.

    Наши дети до такой степени привыкли, что у них в сущности нет родителей, что они спокойно подчиняются всему, что делает с ними любой взрослый человек. Они не способны ни на бунт, ни на побег, ни на сопротивление, даже когда дело идёт об их жизни или здоровье — они приучены к тому, что являются собственностью не семьи, а ВСЕХ СРАЗУ.

    Русские дети — бегут. Бегут нередко в ужасающие бытовые условия. При этом в детских домах России вовсе не так страшно, как мы привыкли представлять. Регулярная и обильная еда, компьютеры, развлечения, уход и присмотр. Тем не менее побеги «домой» очень и очень часты и встречают полное понимание даже среди тех, кто по долгу службы возвращает детей обратно в детский дом. «А чего вы хотите? — говорят они совершено непредставимые для нашего полицейского или работника опеки слова. — Там же ДОМ». А ведь надо учесть, что в России нет и близко того антисемейного произвола, который царит у нас. Чтобы русского ребёнка отобрали в детский дом — в его родной семье на самом деле должно быть УЖАСНО, поверьте мне.

    Нам трудно понять, что, в общем-то, ребёнок, которого нередко бьёт отец, но при этом берёт его с собой на рыбалку и учит владеть инструментами и возиться с машиной или мотоциклом — может быть гораздо счастливей и на самом деле гораздо счастливей, чем ребёнок, которого отец и пальцем не тронул, но с которым он видится пятнадцать минут в день за завтраком и ужином.

    Это прозвучит крамольно для современного западного человека, но это правда, поверьте моему опыту жителя двух парадоксально разных стран. Мы так постарались по чьей-то недоброй указке создать «безопасный мир» для своих детей, что уничтожили в себе и в них всё человеческое. Только в России я действительно понял, с ужасом понял, что все те слова, которыми оперируют на моей старой родине, разрушая семьи — на самом деле являются смесью несусветной глупости, порождённой больным рассудком и самого отвратительного цинизма, порождённого жаждой поощрений и страхом потерять своё место в органах опеки.

    Говоря о «защите детей», чиновники в Швеции — и не только в Швеции — разрушают их души. Разрушают бесстыдно и безумно. Там я не мог сказать этого открыто. Здесь говорю — моя несчастная родина тяжко больна отвлечёнными, умозрительными «правами детей», ради соблюдения которых убиваются счастливые семьи и калечатся живые дети.

    Дом, отец, мать — для русского это вовсе не просто слова-понятия. Это слова-символы, почти сакральные заклинания.

    Поразительно, что у нас такого нет. Мы не ощущаем связи с местом, в котором живём, даже очень комфортабельным местом. Мы не ощущаем связи с нашими детьми, им не нужна связь с нами. И, по-моему, всё это было отобрано у нас специально. Вот — одна из причин, по которой я сюда приехал.

    В России я могу ощущать себя отцом и мужем, моя жена — матерью и женой, наши дети — любимыми детьми. Мы люди, свободные люди, а не наёмные служащие госкорпорации с ограниченной ответственностью «Семья». И это очень приятно. Это комфортно чисто психологически. До такой степени, что искупает целую кучу недостатков и нелепостей жизни здесь.

    Честное слово, я верю, что у нас в доме живёт домовой, оставшийся от прежних хозяев. Русский домовой, добрый. И наши дети верят в это.

    Источники:

    http://fb.ru/article/160296/luchshie-knigi-po-vospitaniyu-detey-reyting-knig-po-vospitaniyu-rebenka

    https://espanarusa.com/ru/pedia/article/568964

    Воспитание по-американски

    http://russkylondon.com/post/1443

    http://www.maam.ru/detskijsad/-vospitanie-nravstvenyh-kachestv-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ruskih-narodnyh-skazok.html

    http://balalaika24.ru/society/vospitanie-detey-v-rossii-glazami-inostrantsev