Воспитание ребёнка в 3 месяца

Воспитание ребёнка в 3 месяца

Родился ребенок. Сложный путь развития пройдет он, прежде чем сделает первые шаги, произнесет первое слово. А пока он громко вскрикивает и делает первый вдох. Родители радуются этому крику. Этот крик — признак того, что ребенок нормально развился во время своего внутриутробного существования.

Для того чтобы разрешить задачу правильного воспитания ребенка с первых месяцев жизни, родители должны знать, как развивается у него высшая нервная деятельность, его мозг — орган, от которого зависит нервно-психическое развитие и развитие всего организма. Функции мозга определяют и наше поведение.

Материальной основой всего того, что мы называем психикой — память, воля, воображение — является мозг.

Развитие организма ребенка и особенно развитие высшей нервной деятельности, его мозга не идет само собой, не определяется только наследственностью. С первых дней жизни огромное определяющее влияние на развитие оказывает окружающая среда, особенно воспитательное воздействие родителей. Высшая нервная деятельность развивается под влиянием всего того, что видит ребенок, слышит, осязает. Поэтому нередки случаи, когда при воспитании ребенка с первых месяцев его жизни допускаются ошибки, ведущие к серьезным последствиям как для ребенка, так и для матери. Чтобы предупредить возникновение всех отрицательных моментов в развитии и поведении ребенка и обеспечить его постоянное хорошее самочувствие и нормальное развитие, необходимо с первых дней жизни ребенка правильно организовать воспитание.

Уже в середине или в конце первого месяца после рождения у ребенка образуются некоторые условные рефлексы — результат воздействия внешней среды. Например, когда мать кладет его в обычное для кормления положение, то у него появляется пищевая реакция — он делает сосательные движения, как бы зная, что его будут кормить. Этот условный рефлекс образовался у ребенка под влиянием многократного совпадения определенного положения с его кормлением.

Повторяя неоднократно одни и те же условия, мы можем таким образом вызывать у ребенка определенные реакции, создавать у него определенные привычки. При этом необходимо исключать условия, создающие «вредные» привычки (не укачивать ребенка перед сном, не брать его часто на руки, не кормить при каждом крике).

Нервные клетки головного мозга имеют свой предел работоспособности. При превышении этого предела наступает утомление, а иногда даже истощение нервных клеток. За время сна восстанавливается их работоспособность. Чем моложе ребенок, тем меньше работоспособность его нервных клеток, а следовательно, тем быстрее он утомляется, тем чаще нуждается в отдыхе, то есть сне.

В первый месяц жизни ребенок спит почти непрерывно, 20-22 часа в сутки. Просыпается он лишь к моменту кормления, а также если его беспокоят какие-либо неприятные ощущения (боли в животе). Двухмесячный ребенок уже некоторое время может спокойно бодрствовать (не считая времени кормления). Он сосредоточивает свой взгляд на окружающих предметах и лицах, прислушивается к речи взрослого, к звукам музыкального инструмента, погремушки, колокольчика и пр. Несколько позже он начинает узнавать голоса близких.

С 3-5 недель ребенок начинает улыбаться, когда к нему подходят, издает радостные звуки, гулит.

В возрасте 3 1/2 месяцев ребенок уже может узнавать мать и радоваться ей больше, чем другим лицам. С этого времени у него начинает накапливаться личный жизненный опыт. Зрительные воздействия начинают определять его поведение.

Режим дня. Необходимо организовать правильный режим для ребенка с первого месяца его жизни. Если этот режим строго выполняется, то ребенок хорошо ест, быстро засыпает, сон его спокоен, и спит он столько, сколько необходимо в соответствии с его возрастом. Он достаточно бывает на свежем воздухе, в часы бодрствования настроение его ровное, веселое.

Бодрствование — активное, деятельное состояние головного мозга. Возникает оно уже на втором месяце жизни ребенка под влиянием того, что он видит и слышит.

Первые 3-5 недель жизни ребенок спит 20 часов в сутки, и у него нет четкого разграничения между сном и бодрствованием. Постепенно потребность во сне уменьшается, а время бодрствования удлиняется. Так, двухмесячный ребенок может не спать в течение часа, а к 3 месяцам — до 1 1/2 часов, но не более.

Кормление ребенка в одни и те же фиксированные часы регулирует работу пищеварительных органов.

Новорожденного ребенка обычно кормят через 3-3 1/2 часа с 6-часовым ночным перерывом (с 12 часов ночи до 6 часов утра). Кормить грудного ребенка нужно после того, как он выспался и находится в бодром состоянии. Затем он должен снова спать до следующего кормления. Это скоро войдет в привычку, и ребенок сам будет вовремя просыпаться для очередного кормления — у него образуется так называемый условный рефлекс на время. При таком режиме ребенок совсем не плачет. Плач, крик — это сигнал о каком-то неблагополучии.

Купать ребенка лучше перед последним, 12-часовым (то есть в 24 часа), кормлением, тогда он спит до 6 часов утра, не просыпаясь в 3 часа ночи. Это необходимо и матери, и ребенку: он будет спокойнее спать, и мать сможет лучше отдохнуть. Если же купать ребенка перед 9-часовым кормлением (в 21 час), то ребенок после купания обычно крепко спит и не просыпается к последнему кормлению. Если его кормить в это время, то он высосет мало молока и, голодный, непременно проснется ночью.

Это может стать у него привычкой, и ребенок, даже отлученный от груди, будет просыпаться ночью и требовать кормления. Сколько беспокойства принесет он в таком случае родителям!

Ночной отдых необходим для хорошего самочувствия матери и ребенка. Мать, покормив ребенка, часов в 9 вечера должна лечь спать, а отец может подготовить все для купания, поставить ванну, согреть воду, приготовить одежду и пеленки. Во время купания он поддерживает ребенка, обливает его водой. Много забот у отца, но он получает и большую радость, ухаживая за ребенком.

Накормив ребенка после купания, мать спокойно спит, спит и ребенок до 6 часов утра. Он не проснется ночью и не потребует кормления, к этому его и не надо приучать.

Приведем запись из дневника матери: «Когда купаю перед последним кормлением, Федя спит крепко до самого утра. Сегодня проспал 6 часов 45 минут подряд».

Прогулка. Для нормального развития ребенка необходимы свежий воздух и солнце.

Если ребенок родился весной или летом, его можно выносить на воздух с первых дней после рождения. Желательно, чтобы это время года он проводил весь день на открытом воздухе. В жаркие летние дни гулять с ним надо в тенистом месте, избегая прямых солнечных лучей.

Зимой ребенка выносят на прогулку с двухнедельного возраста и приучают к холодному воздуху постепенно. Начинают прогулку с 15-20 минут и доводят до 4-6 часов (2-3 раза в день по 2 часа).

Как только маленького ребенка выносят на свежий воздух, он обычно быстро засыпает и крепко спит в течение всей прогулки до следующего кормления.

Выносить его надо в те часы, когда ему пора спать, а не тогда, когда он поел и бодрствует, играет. Таким образом, часы прогулки являются одновременно и часами дневного сна.

Зимой во время прогулки ребенка двухнедельного возраста лучше держать на руках, а не в коляске — так ему теплее.

Перед прогулкой смажьте ребенку лицо жиром, чтобы предохранить кожу от обморожения. Нос прочистите ватным жгутиком, смоченным маслом.

Гулять с ребенком следует в любую погоду, кроме сильного дождя, резкого ветра и мороза.

В такую погоду вы можете укладывать его спать одетым, как на прогулку, в комнате при открытой форточке.

Психическое развитие. В первые месяцы жизни ребенок особенно быстро растет и развивается. Трехмесячный ребенок совсем не похож на новорожденного, а пятимесячный сильно отличается от трехмесячного.

С полуторамесячного возраста ребенок уже не просто лежит с открытыми глазами, а сосредоточивает свой взгляд, вглядывается в яркие предметы, в лицо наклонившегося над ним человека.

Надо, чтобы ребенок часто слышал негромкий голос взрослого, песенку, звучание погремушки. Это развивает его слух. Различные звуки могут и успокоить ребенка, если он раскричался. К трем месяцам ребенок уже определяет, где находится источник звука, поворачивает голову и смотрит на говорящего человека.

Развитие слухового и зрительного внимания имеет большое значение для общего развития ребенка.

Примечание Анны: Лучше всего все время разговаривать с малышом и всегда комментировать, что именно Вы делаете. "Давай с тобой оденемся и пойдем гулять. Это шапочка. Наденем шапочку и будет тепло ушкам. Это кофточка. Наша Машенька будет в такой красивой кофточке. Машеньке будет тепло. Гулять Маша идет. Гулять. Да?" Голос всегда должен быть бодрый, радостный или спокойный. Это очень полезно для малыша.

К двум месяцам ребенок хорошо держит голову и, лежа на животе, приподнимает ее.

Что же должны делать родители для развития ребенка?

Уже на втором месяце жизни надо над кроватью (на уровне груди, а не над глазами ребенка) на высоте 50-60 сантиметров подвешивать яркие игрушки, чтобы ему было легче рассматривать их. Некоторые матери, чтобы подвесить игрушку, натягивают ленточку между стенками кровати или коляски, тогда игрушка оказывается подвешенной слишком низко, и это может вредно отразиться на зрении ребенка. Необходимо к изголовью кровати прикрепить деревянную палочку в виде буквы Г, размер ее такой, чтобы подвешенная игрушка висела на высоте 50-60 см.

Яркая игрушка, наклоненное лицо матери, отца, ласковый разговор привлекают внимание ребенка, пробуждают чувство радости. Постепенно ребенок начинает различать, узнавать некоторые предметы и лица.

О крике ребенка. Грудные дети часто кричат. Это, естественно, тревожит мать. Чтобы успокоить ребенка, матери часто прибегают к ряду неправильных приемов, иногда даже не выяснив причины крика: кормят ребенка несколько раз ночью, дают ему сосать пустышку, качают, носят на руках, развлекают в то время, когда ребенку пора спать. Некоторые впадают в другую крайность, считая, что крик не приносит вреда ребенку, а, напротив, развивает легкие, и на него не надо обращать внимания. Это мнение абсолютно неверно.

Когда ребенок кричит, мать должна проверить, не мокрый ли он, не сбились ли у него пеленки. Надо тщательно осмотреть тело ребенка, его одежду: удобна ли она, нет ли грубого шва, складки, нет ли на коже покраснений.

Ребенка могут беспокоить боли в животе (скопились газы). В этом случае он отчаянно кричит, сучит ножками. Мать должна облегчить боль ребенку: положить его на бок или на живот. Ни в коем случае нельзя при этом туго пеленать ребенка, завязывать ему ноги — это только усиливает боли. Можно на живот положить теплую грелку, помогает также теплая (36°) ванна.

Беспокойство у ребенка могут вызывать боли в ушах. При этом он вертит головой и кричит. Если у матери мало молока, ребенок просыпается и начинает кричать задолго до момента кормления, не выдерживая режима. В таких случаях мать должна немедленно обратиться к врачу, чтобы выяснить причину беспокойства ребенка.

Но родители должны знать и другое: бывают дети, которые с рождения беспокойно спят, часто просыпаются, плачут.

Если врач установил, что ребенок здоров и нет причины для беспокойства, мать должна быть сдержанной и не идти навстречу прихотям ребенка, который уже привык криком добиваться своего. Если ребенок плачет во время бодрствования, его можно отвлечь от плача разговорами, игрой или же перед сном вынести его на чистый воздух. На воздухе дети быстро успокаиваются и скоро засыпают. Некоторые матери выносят ребенка на воздух даже ночью, чтобы он быстрее засыпал.

Если ребенок физически здоров и часто кричит без видимой причины, это свидетельствует о том, что он очень возбудим, и родители должны всячески укреплять его нервную систему. Для этого нужно стараться, чтобы сон ребенка был достаточно глубоким и длительным, чего можно достичь только правильным режимом и сном на открытом воздухе.

Необходимо помнить, что кормление в неурочное время, пустышка, качание на руках или в коляске являются лишь средствами временного успокоения ребенка, прививают ему вредные привычки.

Некоторые матери все время, когда ребенок не спит, держат его на руках. Такой ребенок начинает кричать, как только его укладывают в кроватку и чтобы успокоить его, мать начинает его укачивать. А насколько полезнее положить ребенка в кроватку и ласково поговорить с ним, повесить над ним яркую игрушку (на высоте 50-60 сантиметров над грудью), чтобы сосредоточить его взгляд на ней, погреметь погремушкой, чтобы ребенок последил за ней глазками и успокоился.

Не следует укачивать ребенка перед сном, носить его на руках. Привыкнув к этому, он просыпается в своей кроватке и снова кричит. Во время такого сна ребенок не отдыхает, это вредно действует на его нервную систему. Спокойный же сон охраняет нервную систему от переутомления и истощения. Сон — лучший врач для ребенка.

И еще одну ошибку делают матери: для успокоения ребенка дают ему пустышку. Пора забыть об этом ненужном и часто вредном «добавочном раздражителе». Применение пустышки опасно: она часто загрязняется в постели ребенка, на полу, грязными руками ухаживающих. Часто мать, подняв пустышку с пола, сначала берет ее в рот и, смочив слюной, снова дает ребенку. Таким путем в его организм можно внести инфекцию, так как в полости рта взрослого человека, особенно если есть испорченные зубы, много всяких микробов, вредных для ребенка.

Иногда ребенку дают пустышку во время сна на открытом воздухе, чтобы он не дышал ртом. Но если ему перед прогулкой прочистить нос ваткой с вазелином, то пустышка ему абсолютно не нужна.

Дети настолько привыкают к пустышке, что не хотят расставаться с ней до 2-3 лет. Отучить ребенка от нее очень трудно. Постоянное сосание пустышки ведет и к неправильному развитию челюсти, портится облик лица ребенка, что трудно потом исправить.

Со 2-го месяца жизни ребенка начинают гимнастику и массаж. Применяют простейшие приемы и пассивные движения, постепенно усложняя их. Это не только содействует физическому развитию ребенка, но и является прекрасным средством воспитания.

Для того чтобы ребенок учился поднимать голову, с 3-5 недель перед купанием можно укладывать его на живот на стол, покрытый одеялом (руки ребенка должны быть под грудью). Когда ребенок начинает тыкаться носом в стол, — это значит он устал, надо переложить его на спину. Сами вы в это время можете делать ему массаж.

«Сереже исполнилось 2 месяца. Положила его на животик и он приподнял головку. Через несколько минут «клюнул» носиком, я повернула его на спинку. Теперь буду каждый раз перед кормлением, переодев его в сухое белье, класть на животик. Улыбается теперь все чаще и издает какие-то неопределенные звуки».

Родители должны создавать все условия для развития движений ребенка, так как это содействует его лучшему физическому и нервно-психическому развитию.

Двухмесячному ребенку во время бодрствования уже можно надевать так называемые ползунки (штаны-чулки), чтобы он мог свободно двигать руками и ногами. Ему нужна большая удобная детская кровать с твердым фанерным дном, где он вскоре научится переворачиваться на живот, а позже и подползать к игрушке, заинтересовавшей его. Коляска же ему нужна только для прогулок.

Бели вы успешно решили задачу воспитания ребенка с первых месяцев его жизни, то к 3 месяцам ваш ребенок уже привык жить по режиму: он быстро засыпает без укачивания, без пустышки, с аппетитом высасывает столько молока, сколько ему положено, редко плачет, в состоянии бодрствования без сна может быть часа полтора. После сна и кормления он находится в спокойном, радостном состоянии, улыбается; оживленно двигается, если к нему кто-нибудь подходит, подолгу всматривается в висящие над ним игрушки. Лежа на животе, ребенок высоко поднимает голову и даже верхнюю часть туловища; хорошо удерживает голову, находясь в вертикальном положении на руках взрослого.

Воспитание детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

С первых дней появления на свет ребенка мама и папа мечтают, чтобы он был здоровым, умным и воспитанным.

Воспитание ребенка — это искусство, ведь здесь нужны выдержка, гибкость, сообразительность, индивидуальный подход, чувство меры и безграничная любовь.

Как воспитывать ребенка в 3 месяца

Процесс воспитания малыша следует начинать с самого рождения. С первых дней жизни у ребенка постепенно вырабатываются условные рефлексы, которые в дальнейшем формируют привычки, поведение и даже особенности характера.

Воспитание ребенка в 3 месяца заключается в использовании методов, направленных на его гармоничное физическое и психическое развитие.

В возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка необходимо:

  • организовать распорядок дня;
  • воспитывать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать умение брать и удерживать игрушки;
  • развивать движения, которые необходимы для ползания;
  • развивать голосовые реакции.

Организация распорядка дня — это правильное чередование кормления, сна и бодрствования. Необходимо, чтобы ребенок быстро засыпал, спал и спокойно пробуждался. Для этого нужно приучить малыша ложиться и вставать в одно и то же время.

Ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев уже не хочет только лежать, а стремится ближе познакомиться с окружающей средой. На этом этапе необходимо давать новые игрушки, включать для прослушивания музыку и постоянно с ним общаться.

Игрушки должны быть более разнообразны (разной формы, величины, окраски, фактуры). Нужно обязательно использовать звуковые игрушки, они позволяют ребенку различать звуки и исследовать их как предмет. От таких занятий ребенок получает много положительных эмоций. Однако не следует перегружать игровое пространство ребенка. Лучше дайте ему исследовать одну, а затем предлагайте другую игрушку. Обязательно выделите место для проведения игр.

Важным элементом воспитания является общение. Мама, которая для ребенка является самым важным человеком, должна постоянно с ним общаться, ведь ее голос помогает познакомиться со звуками речи и в последствии воспроизводить их.

Речь должна быть выразительной и с нежной интонацией. Важно, чтобы мама пела колыбельные песни, слушая которые, ребенок не только успокаивается и быстро засыпает, но и развивает свой речевой словарный запас и память.

Обязательно нужно комментировать все свои действия. Хотя ребенок еще не понимает слов, он хорошо воспринимает тон голоса, особенно это касается ласковых слов.

Примерно с 3 — 6 месяцев жизни у малыша развиваются голосовые реакции, ребенок продолжает гулить и начинает лепетать. Такие речевые упражнения малыша способствуют развитию его голосового аппарата. Такие гортанные звуки как «а», «в», «ги» постепенно меняются на «ма», «ба», «да» и др. Из этих слогов в дальнейшем формируется речь ребенка.

Для развития голосовых реакций нужно постоянно общаться с ребенком, поддерживать его лепет, произносить те звуковые составы, которые ребенок сможет повторить, чередовать порядок звуков в слогах. Поощряйте ребенка из слогов формировать свои первые слова.

В этот же период развиваются умения брать и удерживать игрушки.

Воспитание детей с 3 месяцев включает игры с различного рода игрушками. В возрасте 3-х месяцев ребенок уже сам тянется руками к предмету, который его заинтересовал с целью пощупать, взять в рот. Сначала не все удается, так как движения еще резкие и раскоординированные, однако желание схватить игрушку укрепляет мускулатуру рук. К концу 5-го месяца ребенок может свободно взять игрушку сначала двумя руками, а потом одной. Все эти навыки имеют большое значение, потому что служат основой для новых движений.

Также в этот период ребенок, лежа на животе, может высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на ладони выпрямленных рук. В таком положении гораздо интереснее изучать окружающую среду и начинать тренироваться перед ползанием.

К концу 6-го месяца ребенок полностью овладевает техникой переворачивания со спины на живот и обратно, пробует ползать, отталкиваясь ногами от препятствий (стен, стенок кровати, ладоней мамы).

При первых попытках малыш может ползти назад. Не стоит паниковать, постепенно ребенок начнет свободно двигаться во всех направлениях.

3 месяц жизни ребенка: особенности воспитания

В 3 месяца жизни ребенка, много достижений и новых движений. Воспитание ребенка три месяца, много общения, любви и внимания.

У малыша в возрасте 3-х месяцев активно развивается мышечная, костная и пищеварительная система, также формуется головной мозг. Активно развивается и психологические навыки малыша. На третьем месяце жизни ребенка, он узнает мамин голос может громко смеяться или много улыбаться. Также он любит находится на руках у матери, при этом находится в вертикальном положении, он рассматривается и фиксирует свой взгляд на определенных предметах, которые ему нравятся. Он любит когда к нему обращаются, при этом сам издает первые звуки.

Если родители внимательны, то они заметят что ихний ребенок, может плакать по-разному в разных ситуациях – если хочет кушать, спать или что-то его беспокоит, то плач отличается один от другого. Также он уже начинает показывать свое неудовлетворение и противостояние, каким-нибудь вещам. В три месяца движения ребенка становятся четче и целесообразными. Малыш берет в руки игрушки, может переворачивается со спины на живот или с живота на спину. Его голова уже крепко держится, он умело может ею вертеть, рассматривая все вокруг. Начиная с трех месяцев, ребенок уже пытается сидеть. Сидеть в таком возрасте не разрешается, так как это может привести к искривлению позвоночника. Но педиатры рекомендуют заниматься с ребенком гимнастикой, которая поможет укрепить костную и мышечную систему. & В возрасте 3 месяцев жизни ребенка, родители пробуют вводить в рацион ребенка некоторые добавочные продукты – сок яблочный по 1-3 капли, мякоть печеного яблока по 1 десертной ложке. Но главным питанием, все равно остается грудное вскармливание или искусственное. Единственного, что не хватает ребенку в достаточном количестве, это витамин D 3. В материнском молоке его очень мало, а полноценный прикорм вводить ещё рано. Но можно использовать витаминные препараты – «Аквадетрим», «Киндер-Био-Виталь», «Мульти табс 0-1 года». Также нужно много гулять с ребенком, особенно весной, когда солнце богатое на витамин D. Недостаточное количество витамина D в детском организме, может привести к развитию- рахита.

К воспитанию ребенка 3 месяца, можно отнести – желание малыша длительное время находится у мамы на руках. В таком возрасте ребенок способен распознавать мамину интонацию и с каким тоном к нему обращаются. Когда ребенок с мамой, он чувствует себя защищённым. С самого рождения ребенок должен чувствовать присутствие матери и не обязательно все время носить его на руках, достаточно просто быть рядом. Также ребенка 3 месяцев, можно отвлечь игрушками, можно с ним поиграть, спеть или рассказать сказку. Даже такие маленькие дети слушают мамино пение и рассказы. Самое главное – это чтобы малыш чувствовал вашу любовь и внимание, тогда он будет жизнерадостным и счастливым. А что еще нужно?

Воспитание ребенка в первые 3 месяца жизни

Молодым родителям следует знать, что ребенка нужно воспитывать с первых дней жизни. Это вовсе не преувеличение, ведь новорожденный малыш слышит, видит, различает вкус и запахи, чувствует боль, прикосновение.

С самого рождения кроха впитывает всю информацию, которой он окутан, а его только начавшие развиваться условные рефлексы могут отражать эту информацию, что проявляется в различных привычках и в поведении в целом.

Конечно, первым ритмом, согласно которому будет жить малыш, является режим дня. Суточные нормы сна и бодрствования устанавливаются не сразу, на это нужно время. Правильно составленный распорядок (с учетом кормления по требованию), благоприятная атмосфера в доме, хорошие эмоциональные условия создадут наилучшие условия для роста и развития вашего малыша.

Одним из наиболее часто задаваемых мамами вопросов является: брать ли кроху на руки, когда он капризничает, плачет. Кто-то говорит, что нельзя приучать младенца к рукам, кто–то, напротив, стремглав бросается к ребенку по первому его призыву. Как же правильно поступить в подобной ситуации, чтобы не воспитывать в малыше неуверенность, чувство одиночества и незащищенности, беспричинного страха с одной стороны и изнеженность, капризность – с другой? Мама должна проявить особую чуткость. Если малыш похныкивает – не торопитесь брать его на руки, возможно он сам справится с тем, на что хотел пожаловаться (сам повернет голову в нужную сторону, сам отодвинет пеленку и т.д.), если же крик становится пронзительным, безусловно, нужно подойти к ребенку, успокоить его, взять на руки.

Когда малыш бодрствует, его нельзя оставлять одного в кроватке – это плохо отразится и на физическом, и на интеллектуальном развитии в дальнейшем. Нужно обязательно разговаривать с ним, напевать песенки, играть с крохой.

С первых месяцев необходимо уделить достаточно внимания сенсорному воспитанию (т.е. развитию и совершенствованию органов чувств). Маленький человечек видит с первого дня, но еще не умеет фиксировать свой взгляд на каком–либо предмете или человеке. Кроха замечает только самые крупные элементы, особенно те, которые отличаются контрастом. Способность фиксировать взор на чем–либо начнет проявляться только в конце первого – начале второго месяца жизни: кроха сможет остановить взгляд на маме дольше, чем прежде, сможет недолго проследить за двигающейся погремушкой (тренируя такую способность проследите, чтобы погремушка не была слишком громкой, малыш отлично слышит, ему не нравятся резкие звуки, они могут его даже пугать).

На втором и третьем месяце жизни ребенок может сосредоточиться на стоящем человеке, рассматривать его лицо, даже переводить взгляд с человека на висящие над кроваткой игрушки, может следить за раскачивающейся вещью, передвигающимся предметом. Если перед ним ничего нет, он ищет глазами какой–либо интересующий его предмет и останавливает на нем взгляд. В это время малыш интенсивно учится познавать окружающий мир, у него начинает складываться отношение к предметам, он начинает их узнавать. Например, видя бутылочку с молоком, ребенок перестает плакать, и, наоборот, начинает хныкать, когда уносят игрушку, которую он уже хорошо знает.

Для развития зрительной реакции нужно в начале второго месяца жизни ребенка вешать над кроваткой игрушки, обучать кроху следить за двигающимися предметами (водить погремушкой из стороны в сторону, вверх, вниз), брать на руки и держать по нескольку секунд в вертикальном положении. Здесь следует предупредить родителей: не держите кроху «столбиком» слишком долго, ведь глазные мышцы у новорожденного еще очень слабые, чтобы контролировать движение глаз. Если часто поднимать ребенка в положении «солдатика», то малыш может получить косоглазие.

Чаще говорите с ребенком. Это развивает не только органы слуха, но и способствует развитию зрительного восприятия: малыш старается отыскать глазами того, кто говорит (позже он научится выражать эмоции по отношению к говорящему — может улыбаться, быть настороженным, хныкать. ).

Помните правило: без слуха нет речи! Если ребенок слышит речь, звуки с самого рождения (это должны быть не резкие звуки и непродолжительные во времени), то он раньше начинает гулить, его артикуляционный аппарат раньше готовится к речи, ребенок раньше начнет говорить и его словарный запас будет на порядок больше, чем у ребенка, который находился в условиях дефицита речи.

Благоприятным для ребенка является воспитание эмоций и движений. Родителям нужно стараться формировать у крошки постоянное положительное эмоциональное состояние. Для этого нужно самим быть настроенным таким же образом, разговаривать с ребенком ласково. Двух- и трехмесячный малыш чувствует доброту, предвкушая общение он начинает проявлять эмоции оживления: двигать ручками и ножками, гулить, поворачивать голову в стороны, улыбаться. Маленький человечек, выросший в нормальной эмоциональной среде быстрее развивается, приобретает позитивное отношение к жизни.

На втором месяце жизни ребенок пытается приподнять голову из положения лежа. С начала третьего месяца родителям следует заняться развитием упора ног. Нужно водить ребенка, взяв его под мышки – сначала он будет смешно перебирать ножками, что будет скорее напоминать скачки, чем шаги, позже – он научится шагать.

Старайтесь делать все возможное, чтобы ваш кроха рос сильной личностью, был добрым и смелым человеком!

Все о детях, все для родителей

От воспитания ребенка зависит его развитие и отношение к окружающему миру. Воспитание влияет на формирование личности малыша, его положительных качеств, привычек, его поведение и общение.

С первых дней жизни у новорожденного вырабатываются условные рефлексы, на основании которых и формируются особенности его характера и поведения.

В это время совершенствуются органы чувств, которые обеспечивают связь с окружающим миром, стимулируя развитие речи, мышления и движений.

Основная задача воспитания ребенка 1–3 месяцев – это придерживаться определенного режима дня. Время бодрствования, сна и кормления должны правильно чередоваться.

На протяжении первого месяца жизни периоды сна и бодрствования младенца не систематизированы. А поведение его зависит от своевременного удовлетворения потребностей.

Малыш первого месяца жизни должен бодрствовать между сном по 50–60 минут. На втором месяце — активный период увеличивается до 1,5 часа. На третьем месяце жизни сон ребенка становится более продолжительным, он может непрерывно спать в течение 2 часов.

Старайтесь соблюдать и чередовать периоды сна и бодрствования. Малыш должен быстро засыпать, крепко спать и спокойно пробуждаться. Лучше всего, когда дети спят всегда в одно и то же время. Глубокому и спокойному сну способствует свежий воздух -обязательно это используйте. Если придерживаться графика, уже к концу второго месяца жизни можно выработать необходимый режим малыша.

Стоит учесть, что период бодрствования крохи должен быть достаточно длительным и проходить активно, иначе он будет долго засыпать. А заснув позже, ребенок не сможет проснуться ко времени кормления.

Не переусердствуйте! При чрезмерной активности может наступить переутомление, и малыш начнет плакать, допускать этого не следует, ребенка нужно укладывать спать своевременно.

Воспитание ребенка 1–3 месяцев , кормление, уход за ним на первом году жизни тесно связаны, это все звенья одного сложного процесса.

Поскольку в этот период у крохи начинают формироваться первые привычки, соблюдайте следующие правила воспитания:

1. Нужно постараться, чтоб малыш самостоятельно мог проводить какое-то время в кроватке.

2. Делайте все для того, чтоб ребенок засыпал без пустышки.

3. Приучайте кроху к ежедневным гигиеническим процедурам.

4. В этом возрасте ребенок должен научиться «агукать» и держать головку.

5. Правильно формируйте его режим дня и ночи.

6. Занимайтесь развитием памяти и слуха новорожденного. Помните, что ребеночку необходимо полноценное общение, поэтому старайтесь побольше разговаривать с ним и играть.

В конце первого месяца жизни завершается период новорожденности. Ребенок уже адаптировался к новым условиям, его тело продолжает активно расти, а клетки головного мозга с двух месяцев активно «обрастают» короткими отростками – дендритами, что делает возможным установление связей между ними.

Улучшается координация движений ребенка. В 2,5-3 месяца первыми среди мышц организма «созревает» мускулатура шеи, ребенок уверенно и долго удерживает голову в любом положении.

На втором месяце жизни ребенка снижается физиологический гипертонус мышц-сгибателей на руках, малыш теперь может больше двигать ими, пытается разглядывать ручки во время бодрствования. Ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении, приподнимает и удерживает ее некоторое время, лежа на животе.

Он отчетливо провожает взглядом движущуюся игрушку, прислушивается к речи взрослого и улыбается в ответ на нее. В возрасте полутора месяцев обычно появляется первое гуление: сытый и довольный малыш непродолжительно «напевает» гласные: «а-а-а», «у-у-у». К концу второго месяца жизни в его «речах» могут появиться отдельные согласные звуки. В это же время начинают формироваться первые условные рефлексы.

Ребенок 3 месяцев, выложенный на живот, опирается на предплечья и хорошо удерживает голову и плечи. Он чувствует себя в этом положении настолько уверенно, что проявляет интерес к выложенной перед ним игрушке. Умеет переворачиваться со спины на бок. Поддерживаемый подмышки, хорошо опирается согнутыми в тазобедренном суставе ногами в твердую поверхность. При случайном наталкивании руками на предмет пытается ощупать его, удерживая в руках в течение нескольких секунд. Ребенок 3 месяцев начинает локализовать звук в пространстве, поворачивая голову в сторону его источника. Малыш активно гулит. Проявляется комплекс оживления: когда ребенок видит подходящего к нему человека, улыбается, издает приветственные звуки, протягивает ручки, активно двигает ножками. Криком возражает, когда его оставляют в комнате одного.

Особенности воспитания ребенка первой четверти года

Занятия с ребенком в этом возрасте должны:

• способствовать координации слуха и зрения;

• содействовать развитию двигательных умений;

• поддерживать радостное настроение малыша;

• помогать в установлении физиологически обоснованного режима дня.

Ласково разговаривая с ребенком, нужно то наклоняться к нему, то отстраняться; перемещаться вокруг кроватки или манежа. С середины третьего месяца жизни в период бодрствования советуют опускать подвешенную над кроваткой игрушку на высоту 10-15 см над грудью малыша, чтобы он мог случайно наталкиваться на нее руками. Игрушки должны быть крупными, яркими; лучше одноцветными, потому что обилие цветов еще способно утомить ребенка.

Приходит время погремушек, к которым дети с удовольствием прислушиваются. Перед каждым кормлением и сном нужно выкладывать ребенка на живот, класть перед ним игрушки, периодически подставлять к стопам свою ладонь, стимулируя ползание. Можно присесть перед лежащим на животе ребенком, приблизив к нему лицо; разговаривать с ним, греметь игрушками, привлекая к ним внимание и побуждая малыша приподнимать голову. Это стимулирует развитие мышц шеи и формирует физиологический изгиб шейного отдела позвоночника.

Нужно стремиться поддерживать радостный эмоциональный настрой ребенка. Это особенно важно для тех детей, у которых еще сохраняется гипертонус мышц. Доказано, что радостное состояние ребенка за счет «комплекса оживления» способно снижать мышечный гипертонус и развивать голосовые мышцы.

На 2 месяце жизни устанавливаются связи между отростками нервных клеток, становится возможным появление первых условных рефлексов. Это позволяет постепенно выработать привычку есть, бодрствовать и спать в определенное время, таким образом формируется режим дня. В дневное время цикл «кормление-бодрствование-сон» должен повторяться через примерно равные промежутки.

Чем старше становится ребенок, тем большее время он бодрствует. В этот период нужно играть с ним, разговаривать, делать массаж и гимнастику, выкладывать его в манеж. В период сна желательно обеспечить в доме максимальную тишину. Хорошо, когда удается хотя бы один дневной сон организовать на воздухе. Если это невозможно, открывайте в комнате окно или форточку, чтобы воздух в помещении был свежим.

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Развитие ребенка в 3 месяца

Период, когда достаточно было обезопасить кроватку малыша, чтобы быть спокойной за его здоровье, окончился. Теперь стоит провести ревизию в доме и обезопасить все потенциально доступные для ребенка места. В этом возрасте нельзя ни в коем случае оставлять ребенка в незащищенном месте ни на секунду, так как малыш очень подвижен, умеет переворачиваться, делает настойчивые попытки ползти. Чувство самосохранения у ребенка еще не развито, зато исследовательского энтузиазма хоть отбавляй.

Любимой «игрушкой» ребенка в этом возрасте являются его собственные ручки (которые уже не сжаты в кулачки, а расслабленно двигаются) и руки мамы. Можно начинать играть в «ладушки», устроив малыша в положение полулёжа. Сейчас самое время рассказывать детские стишки, которые можно сопровождать красноречивыми мимическими движениями и жестами.

Многие детки в этом возрасте вступают в диалог, гукая в ответ на речь взрослых. Он пытается подражать, поэтому от поведения взрослых, от демонстрации мимикой чувств и эмоций зависит быстрота развития ребенка. Также ребенок старается подзывать взрослых и побуждать их к игре не плачем, а гуканьем.

Ночной сон ребенка увеличился по времени, а дневной – сократился. Чтобы ночи были спокойными, старайтесь проводить как можно больше времени с малышом на свежем воздухе, купать его перед сном, кормить и переодевать в комфортную одежду. Не переохлаждайте малыша, но и не утепляйте слишком сильно.

К 3 месяцам у ребенка появляются задатки мнестической деятельности. Он помнит последовательность действий, поэтому, видя предмет, сопровождающий обычно какую-то деятельность, малыш выражает свое отношение к этой деятельности. Например, увидев, что мама достает из шкафа одежду, малыш радуется от предстоящей прогулке, завидев наполняемую ванночку, возбуждается от предвкушения купания.

Продолжайте четко называть каждый предмет и действие. Повторяйте названия по нескольку раз. Это даст предпосылки к быстрому развитию речи. Рассказывая сказки, старайтесь показывать ребенку картинки и предметы. Обязательно комментируйте все, что видите на прогулке.

Вес малыша к 3 месяцам увеличился практически вдвое. Такая прибавка в весе абсолютно нормальна. Ни в коем случае не стоит сажать кроху на диету, предлагая ему вместо одного кормления чай. Стоит тщательно следить за качеством молока. Если малыш прибавляет в весе слишком мало – это повод проконсультироваться с врачом. Может быть ребенок недоедает и стоит ввести ему искусственное питание, как прикорм.

Возможно, Вам будет интересно узнать о развитии ребёнка в 2 и 4 месяца:

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

Источники:

http://xn--80asnx0a.xn--p1ai/dogoda/dogoda13.htm

http://leaky.ru/vospitanie-detej-v-vozraste-ot-3-do-6-mesyatsev/

http://www.webkarapuz.ru/article/3-mesyats-jizni-rebenka-osobennosti-vospitaniya

http://www.mamskaya.ru/art_raising_a_child_in_the_first_three_months_of_life/

http://karapysik.ru/vospitanie-rebenka-1-3-mesyatsev/

https://deti.mail.ru/baby/1-6/medicinskie-aspekty-vospitaniya-detej-1-3-mesyacev/

Развитие ребенка в 3 месяца