Все о нормах развития ребенка

Все о детях, все для родителей

Каждый ребенок индивидуален, поэтому развиваются все детки по-разному.

Но существуют усредненные нормы развития ребенка до года , по которым можно вовремя диагностировать какие-либо нарушения и отклонения.

Ребенок до года в своем развитии оценивается по следующим факторам:

1. статике (способности держать равновесие);

2. моторике (двигательной активности конечностей и органов);

3. сенсорным реакциям (восприятию различных ощущений и внешних воздействий);

5. проявлению эмоций и социальному поведению.

Итак, ребенок до года: нормы психомоторного развития

В этом возрасте хорошо выражены только безусловные рефлексы, особенно сосательный. Понемногу угасает беспорядочное движение конечностями, уменьшается врожденный физиологический гипертонус.

К концу первого месяца малыш уже начинает по несколько минут держать головку, в положении лежа на животике. Карапуз произносит звуки похожие на «а», «е», «и».

Малыш реагирует на яркий свет и громкие звуки. Читать далее

Младенец уже научился поворачивать головку в разные стороны и может удерживать ее несколько минут в вертикальном положении.

Кратковременно сосредотачивает внимание на двигающемся предмете и громком звуке. Его речь представляет собой «гуление».

Новорожденный ребенок уже умеет улыбаться и ненадолго фокусировать свое внимание на лице. Читать далее

Малыш активно развивается.

Понемногу начинают исчезать безусловные рефлексы, тонус нормализуется.

Кроха уже хорошо держит голову, в положении лежа на животе. Что касается сенсорных реакций, то карапуз уже активно реагирует на яркие предметы и звуковые раздражители.

В его речи появляются слоговые цепочки. Он отвечает на эмоциональное общение. Читать далее

У малыша появляются целенаправленные движения. Он уже может переворачиваться со спины на бок и наоборот, брать игрушки, рассматривать их в своих руках.

Карапуз начинает узнавать близких. По-прежнему активно реагирует на яркие красочные предметы и громкие звуковые раздражители. В «речи» малыша появляются губные согласные «б» и «м». Он начинает проявлять эмоции: громко смеется в ответ на позитивное обращение. Читать далее

5. Ребенку 5 месяцев

Ребенок легко переворачивается со спины на живот и наоборот.

Способен тянуться за игрушками. При поддержке, стоит, опираясь на кончики пальцев. Потихоньку начинает различать чужих и своих. Все, с большим интересом, тянет в рот. В его «речи» проявляются слоговые цепочки.

Малыш радуется общению, реагирует на интонацию. Читать далее

6. Ребенку 6 месяцев

Малыш уже может целенаправленно взять игрушку, которую способен перекладывать из руки в руку. Активно переворачивается. Лежа на животе, научился опираться на вытянутые руки. Начинает садиться.

Эмоционально реагирует на появление близких. Внимательно следит за падающим предметом. Активно совершенствуются разговорные навыки: карапуз соединяет слоги, изменяет высоту и силу звука. Научился проситься на руки. Читать далее

7. Ребенку 7 месяцев

Малыш, лежа на спине, подолгу играется ногами.

Сидит уже с прямой спиной.

Ребеночку очень нравится сидеть.

Легко изменяет положение тела, стараясь достать игрушку.

Продолжают совершенствоваться разговорные навыки.

Все больше требует к себе внимания, активно включается в игру. Читать далее

8. Ребенку 8 месяцев

Ребенок уже может брать по игрушке в каждую руку.

Малыш активно пробует ползать, самостоятельно садиться, ложиться.

Научился кивать головой «да» или «нет», показывать жестами «пока», «ладушки».

Лепечет и хорошо проговаривает простые слоги «ма», «ба», «да». Общается и наблюдает за другими детьми. Читать далее

9. Ребенку 9 месяцев

Малыш уже научился самостоятельно играть с игрушками. Специально бросает предметы и наблюдает за их падением.

При хорошей поддержке — стоит.

Отвечает действиями на простые вопросы. Четко удваивает простые слоги.

Легко вступает в контакт со знакомыми людьми и другими детьми. Читать далее

10. Ребенку 10 месяцев

Движения стают более целенаправленными. Малыш складывает пирамидку, может класть игрушки на место, закрывать коробочки. Учится брать мелкие предметы двумя пальцами: большим и указательным. Может активно ползать, самостоятельно стоять, держась за какой-нибудь предмет. Идет, при поддержке, за одну руку. Повторяет движения взрослых. Ребенок все чаще вступает в диалог. Появляются первые слова. Проявляет разнообразные эмоции, активно жестикулируя. Читать далее

11. Ребенку 11 месяцев

Малыш уже стоит без опоры, может активно ползать. При поддержке, шагает.

Некоторые детки уже пробуют сами ходить.

Кроха умеет выполнять простые просьбы. Понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Речь ребенка все больше усложняется. Ему нравится общение и внимание. Он любит играть с другими детьми. Читать далее

Малыш уже подолгу может играть с игрушками.

Ходит, опираясь на окружающие предметы или самостоятельно.

Выполняет более сложные просьбы.

Словарный запас карапуза уже составляет 8-12 простеньких слов.

Кроха постоянно ждет похвалы. Потребует общения и внимания. Читать далее

Если вы хотите узнать больше о том, что должен уметь ваш малыш в определенном возрасте, жмите «Читать далее» , а если вам понравилась статья – жмите на кнопочку «Твитнуть» и поделитесь с друзьями в соцсетях.

Норма развития детей 4-х и 5-ти лет

К вопросу о развитии ребенка.

— может назвать и понимает, что такое «предметы домашнего обихода», «транспорт», «игрушки», «посуда» и т.п. Может обобщить предметы по этим признакам в группы.

— может назвать части предметов, ответить на вопрос «Из чего состоит»

— сравнивает по разным категориям предметы и противопоставлять их ( например:» Этот кубик большой, а тот маленький»)

— может называть профессии людей ( естественно основные, без всяких кибернетиков и логистиков)

— может называть действия людей, отвечать на вопросы » что делает?»

— разгадывает загадки о предметах окружающего мира, животных, временах года и сток, природных явлениях

— в речи изменяет слова по родам и падежам

— знает названия животных и их детенышей

— прослушав сказку умеет повторить интересные моменты, отдельные фразы героев сказки ( что сказали медведи, когда увидели, что их похлебка съедена; что говорила Маша, когда сидела, что медведь хочет съесть пирожок, предназначенный бабе и деду)

— знает и умеет рассказать короткие стишки и потешки

— умеет пересказывать короткие сказки при помощи взрослых, с отдельными подсказками

— различает и использует в речи понятия много и один, различать равенство и неравенство ( кубиков больше или столько же)

— знает геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и находить их в предметах.

— различает геометрические тела: шар, куб, цилиндр

— различает времена года и суток, правильно их называть и указывать их основные характеристики ( что в это время происходит)

— знает право-лево и определять положение предмета относительно себя

— имеет обобщенные представления об основных цветах ( ромашки, розы, васильки, колокольчики. ), деревьях ( клен, береза, дуб. )

— понимает и умеет распределить овощи и фрукты, различать диких и домашних животных

— умеет управлять руками и пальцами : рисовать прямые линии ( вертикальные и горизонтальные), рисовать округлые линии

— составляет фигуры и узоры из готовых геометрических форм

— в рисунке ребенок может передать образы окружающей действительности, использует для предметов правильные цвета ( морковь оранжевая, солнце желтое. ),изображает несложные сюжеты ( машина едет по дороге, везет груз; дети гуляют)

— может употреблять слова-антонимы, понимает многозначность слов ( иголки у ежа и елки)

— использует слова обозначающие качества предметов ( ответить на вопрос какой бывает ежик — колючий серый маленький)

— имеет более полное представление о профессиях, может не только их назвать, но и сказать что эти люди делают, а так же ответить на вопрос «люди каких профессий работают в тех или иных местах» ( например на стройке, в школе, в магазине)

— составляет по просьбе простые предложения, например по картинке сказать, что тут происходит

— образовывает слова при помощи приставок ( машина въезжает, подъезжает, выезжает) и суффиксов ( шар-шарик, облако-облачко)

— находит слова, которые звучат похоже, но отличаются одним звуком ( лук-луг шишка-мышка), определять мягкие и твердые согласные, делить слово на слоги.

— подбирает рифму ( простую) например по рифмованным загадкам, подбирать слово по смыслу ( зайки едят капусту и. ), называть слова с заданным звуком.

— рисует наклонные линии в разных направлениях, закругленные линии

— при прочтении стихотворения пользуется логическими паузами и ударениями, меняет интонацию, пользуется мимикой, характеризующей содержание

— самостоятельно пересказывает сказки,с сохранением сюжета

— находит несоответствие в расположении картинок, где показаны последовательные действия, может указать, что пропущено

— отгадывает загадки о сказках, находит картинки к ним

— владеет качественным и количественным счетом, может сказать сколько предметов и какой по счету предмет

— различает цифры от 1 до 5, соотносит их с количеством предметов, может воспроизвести количество предметов ( взять 4 кубика)

— различает «вчера-сегодня-завтра», «быстро- медленно» и правильно употребляет их в речи

— может правильно нарисовать предметы на листе по отношению друг к другу и к себе ( облако выше цветочка, бабочка слева от тебя)

— решает простые математические задачи на счет до 5

— знает птиц и их отличительные черты, говорит какие звуки они издают и чем друг от друга отличаются.

— знает не только название деревьев, но и может отличить их листья и плоды

— может установить простые причинно-следственные связи по картинкам ( деревья склонились к земле, потому что дует ветер)

— держит в руках ножницы, режет полоски, может резать квадраты по диагонали, делает косые срезы, вырезает округлые и овальные предметы по контуру, наклеивает готовые изображения

— изображает более сложные сюжетные композиции( девочки нарядились красиво и пошли на праздник, где будут танцевать)

— сгибает листы пополам, совмещая стороны и углы.

Еще 8 статей на тему: Как развивать малыша с года до трех лет

Что такое норма в развитии ребенка

Школа для родителей «Большая Медведица» провела лекцию психолога Екатерины Мурашовой, посвященную современным системам и методикам воспитания ребенка. Мама.ру побывала на выступлении и публикует основные тезисы речи специалиста.

В самом начале лекции Мурашова объяснила родителям, что самое понятие «норма» меняется с течением времени, зависит от региона, в котором ребенок растет, от культурных и ментальных особенностей окружения маленького человека. Отталкиваясь от этого знания, можно говорить о нормах и сроках в развитии современного ребенка.

Воспитывая малыша, необходимо понимать, что его развитие неотделимо от биологически процессов и от процессов «очеловечивания». «Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи», – говорит психолог.

Как понять, что такое норма?

«Норма – это то, что вы решили для вашей семьи. Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Мы должны составить собственный контекст. Этот контекст должен быть ваш личный, то есть это вы должны решить, что вы подразумеваете под нормой, а не педиатр в поликлинике и не заезжий психолог, а конкретно вы – что вы понимаете под нормой?»

Что понимается под развитием?

В понятие «развитие» включены интеллект, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие. Поскольку у всех дети разные, развитие по всем направлениям у них происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому нельзя сравнивать детей линейно, необходимо рассматривать развитие ребенка «объемно» и комплексно. «Что мы из этого можем сказать про нормы? Фактически ничего. Все время надо помнить, что развитие не однолинейно», – подчеркивает психолог.

Что определяет развитие ребенка?

Для дошкольников это два фактора: сложность ролевой игры, в которую играет ребенок, и сложность вопросов, которые он задает. Чем сложнее оба этих критерия – тем выше интеллект ребенка. «Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего», – указала Мурашова.

Что касается школьников, то такой простой шкалы для измерения их развития нет. Однако есть данные исследований, которые говорят: «2/3 детей с высоким интеллектом – то, что меряется какими-то тестами – не участвуют ни в каких конкурсах и олимпиадах. А треть детей с высоким интеллектом не усваивают программу по основным предметам, имеют по ним плохие оценки».

Чем задержка развития отличается от его нарушения?

Темповая задержка – это запаздывающее развитие. Например, четырехлетний ребенок только освоил то, что должен был научиться делать в три года. Существует также и темповое ускорение, когда ребенок опережает своих сверстников, то есть демонстрирует одаренность, которая со временем пропадет, и развитие придет в норму.

Нарушение развития – это непоследовательный «перекос в появлении тех или иных умений. Например, он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое». При этом Мурашова отмечает, что «возможности у родителей скорректировать уже имеющиеся нарушения развития у ребенка практически безграничны».

Что тормозит развитие ребенка?

— Чрезмерная помощь родителей во всем, что требует развития собственных умений (самостоятельно есть, одеваться).

— Противоречивые команды (иди сюда. ну что ты стоишь? – ну ладно, стой. стой, куда ты идешь?).

— Запрет изучать окружающий мир из-за окружающей ребенка опасности.

— Сокращение периода развития креативности.

— Педагогическая запущенность (например, неконтролируемое количество часов перед телевизором или гаджетом без присмотра со стороны родителей).

Что делать родителям, чтобы развивать ребенка?

Педалировать те умения, которые у ребенка развиты лучше других, а также учить его с самого раннего возраста считаться с чувствами других. Необходимо объяснить ребенку, что в семье он не главный, а ведомый, применяя для этого «правило утки». «Видели когда-нибудь, как ходит утка с утятами? Видели? Утка, а за ней утята. Как вы думаете, были утята, которые сюда ходили, туда ходили? Были, конечно, только их съели, они отобрались естественным отбором. К чему я? Потому что утка знает, куда идти, утка знает, где опасно, где не опасно, а утята не знают». По словам Мурашовой, когда мир вращается вокруг ребенка, это чревато нарушениями в развитии и капризами.

Какие игрушки вредны для развития ребенка?

По мнению Мурашовой, наборы для ролевых игр (посуда, набор для игры в доктора или магазин) значительно сдерживают фантазию ребенка и мешают его развитию. Также она высказалась против всех игрушек из пластмассы, поскольку считает этот материал «мертвым».

Нормы развития ребенка

Нормы развития ребенка. Что должен уметь ребенок в 7 – 12 месяцев

Нормы развития ребенка — как к этому относиться

Очень класный доктор, самое главное он Первый занялся образоваением РОДИТЕЛЕЙ. У меня третий ребенок, но я узнаю столько нового именно из его передач! И все диагнозы поставленные «нашими» педиатрами, неврологами, и другими спецами, не так пугают когда посмотришь его программы.

а мы уже в 2,5 месяца начали переворачиваться с живота на спину

таблицы, необходимые маме, чтобы следить за нормами развития ребенка

Нормы развития ребенка в 1,9

учим цвета и формы, часто называет правильно, но может допустить ошибку, с кубиками вот редко играет, про них ничего не могу сказать — только башни из них строим, большой-маленький различает, предложения типа «папа бай-бай» или «кука дома» (кукла дома) появились в речи, повторяет все слова, что слышит, иногда коверкает

Почти совпало.Сейчас учим цвета и формы.А вот предложения из двух слов пока не составляет.

Развитие ребенка после года

спасибо! мы физически даже опережаем, а вот говорить — ни слова

Развитие ребенка до 6 месяцев

Спасибо за полезную информацию?

Цикл статей «Развитие ребенка по месяцам с рождения до года» 1-4 месяца

У нас так быстро выросли, а сейчас смотрю — и снова родить хочется ))

Цикл статей «Развитие ребенка по месяцам с рождения до года» 5-8 месяцев

Цикл статей «Развитие ребенка по месяцам с рождения до года» 9-12 месяцев

На самом желе так быстро растут… Только бы здоровые были и не болели

Календарь развития ребенка от рождения до года

Проверка нормы развития ребенка. О. Дарвиш. (Младенчество)

Нормы развития ребенка до года

Нормы развития ребенка от рождения до 6 лет

Развитие ребенка в 1 год

Вашему малышу исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш уже многое умеет. Поэтому некоторые родители полагают, что после исполнения года ребенок стал большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде. Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

Малыш в этом возрасте свободно сидит, сам становится на ноги, при поддержке делает первые шаги.

Им овладевает желание научиться ходить. Если он уже умеет ходить, то будет ходить по комнате все время. Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может произвольно бросать предметы, которые держит в руке, на пол.

Ребенок становится причиной для беспокойства окружающих. Его нельзя оставлять одного, т.к. он может пораниться, когда хватает и тянет к себе в рот все, что ему попадает под руку. Однако это является для него возможностью познавать окружающий мир.

В этом возрасте заканчивается подготовка к ходьбе и овладение речью. Ребенок начинает применять на практике то, что приобрел: он внимательно слушает и много разговаривает.

Развитие ребенка в 1 год: тонкая подвижность

Малыш становится все более ловким. Ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Большая часть детей хватает предмет всей рукой, либо пальцами и подносит их ко рту. Рот продолжает оставаться органом познания.

Речевое развитие ребенка в 1 год

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний и отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов «мама», «папа», «дядя», «тетя», «дай». Нормальным считается, когда ребенок в возрасте одного года произносит 3-5 двусложных слова. У малыша также активно развита пассивная речь: ребенок понимает инструкции взрослых.

Вас должно насторожить, если к концу одного года ребенок:

— не может ползать на четвереньках;

— не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;

— не может одной рукой удержать 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;

— не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы, например, при словах «принеси мяч», не может найти и принести его;

— не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу один год?

Самое главное — это увлечь ребенка, чтобы ему стало что-то интересно. Но нет на свете любознательнее «народа», чем дети в год. Развитие для них сейчас крайне важно. Поэтому вы смело можете играть с ними в любые игры — ваш малыш будет только рад новым забавам и общению с вами.

Это забавная игра очень подходит для того, чтобы поговорить о всей семье. По мере чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котором говорится в данный момент. Дойдя до последней строчки, поднимите сразу все пальцы, изображая всю семью.

«Это папа — самый сильный (большой палец).

Это мама — сpедь детишек (указательный палец).

Это бpатик — он такой высокий (сpедний палец).

Это сестpенка — она поменьше (безымянный палец).

А это наш малыш — он еще подpастет (мизинец).

Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)».

Посчитайте свои пальцы: один, два, три, четыре, пять. Ваш ребенок научится согласованности движений.

Игра на развитие зрительной памяти и запоминание цветов.

Подбеpите несколько паp носков, рукавичек или обуви. Возьмите один носочек, а остальные отложите в стоpону. Дайте выбpанный предмет pебенку и скажите ему, чтобы он нашел дpугой такой же. («Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их».) Если малышу тpудно это сделать, помогите ему. Hапpимеp, обpатите его внимание на отличительные особенности — цвет, элементы узора, размера и т.п. Дайте ему дpугой предмет из кучи и посмотpите, сумеет ли он найти ему паpу.

Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки, коробочки. Используйте это в развивающих целях. Поставьте перед ребенком несколько баночек разного размера и формы. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку. Так малыш знакомится с размером и формой.

Развитие ребенка в 2 года

Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными. Но очень важно учесть, что вмешательство с целью «приструнить» ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами «быть умницей», оказывает на него тормозящее действие. Малышу в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что ребенку необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.

Развитие ребенка в 2 года: общая подвижность

Маленький ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает: малыш желает пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Он бегает, лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке «дело мастера боится». Даже если ему случается упасть, малыш снова берется за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте поразительны. Ему удается «вывести из строя» всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют и не соответствуют его естественным нуждам.

В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет самостоятельно ходить.

В 1 год и 4 месяца малыш пытается бегать, но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети, поддерживаемые за руки, могут взбираться по ступенькам.

В 1 год и 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.

В 2 года он уже хорошо бегает, но еще часто падает.

В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Развитие ребенка в 2 года: тонкая подвижность

Наряду с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким. Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы.

В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом, но держит его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев они вертикальные, неровные. Не меньше радости малышу доставляет и комканье бумаги, он «не ценит» написанное. Большинство детей в 2 года умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.

В этот период ребенок также умеет держать ложку, чашку и предпочитает кушать сам, хотя и пачкается во время еды.

Речевое развитие ребенка в 2 года

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.

В один год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, «ав-ав» — собака, «га-га» — гусь, «би-би» — машина.

В 1 год и 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: «мама», «папа», «на», «дай», «нет».

В 1 год и 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас — более 10 слов.

В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.

Вас должно насторожить, если до двух лет ребенок: — не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате;

— не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;

— ребенок не может отличить ласковое слово от категорического «нет» (очень слабый контакт с окружающим миром);

— не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их;

— не испытывает чувства ожидания (игра в «кукушку», «козу рогатую»);

— во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу два года?

В этом возрасте любое начинание ребенка можно превратить в увлекательную развивающую игру, т.к. сейчас малыш просто удивительно как много всего запоминает.

Игpа, pазвивающая пpедставление о цвете

Подберите несколько игрушек разного цвета (машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки) и листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки.

Сядьте на пол вместе с pебенком, возьмите одну игрушку и поиграйте с ней. Например, покатайте машинку или «попрыгайте» пластмассовой лягушкой.

После того, как вы или ваш малыш поиграли с игрушкой некотоpое вpемя, возьмите игрушку дpугого цвета и поигpайте с ней.

Тепеpь возьмите листы бумаги тех же цветов, что и игрушки. Положите их на пол и на каждый из них поставьте игрушку соответствующего цвета («Давай найдем домик для каждой игрушки»). Обязательно называйте каждый из выбpанных вами цветов.

Налейте воду в большую миску или таз. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: «Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет». После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.

Так малыш будет знакомиться со свойствами предметов.

Для этой игры вам понадобятся игрушки или картинки — мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица.

Сначала внимательно рассмотрите всех зверюшек по очереди и расскажите, кто и как «разговаривает».

Обязательно уточните, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. Объясните малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.

«Мяу — мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?

Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)

— Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?»

Так же обыгрываются и остальные игрушки.

А теперь можно играть. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверюшками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котенок (хрюкает, гавкает и.т.д.). Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом — пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

В этой игре ваш ребенок познакомится с животными и их детенышами, научится подражать их голосам и будет развивать память.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;

Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;

Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.

Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.

В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.

Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.

Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;

Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.

Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;

Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.

Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».

Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.

Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).

Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.

Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;

Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;

Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;

Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;

Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,

умеет ли перешагивать через предметы;

как он ловит мяч,

умеет ли он лазать;

сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,

может ли застёгивать пуговицы,

в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;

открывать и закрывать широко рот, как птенчик;

высунуть язык и убрать его обратно в рот;

сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;

поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Все о нормах развития ребенка

В мире нет одинаковых людей, каждый человек индивидуален в своём роде и дети – не исключение. Безусловно, это так. Однако существуют показатели физического развития, которые у большинства детей, относящихся к отдельным возрастным группам, находятся в определённых границах. Это нормы физического развития детей.

Все показатели сосредоточены в виде таблиц, которые называются «центильными». Зачем они нужны? Центильные таблицы помогают маме, и прежде всего, врачу определить отклонения в развитии ребёнка, что чаще всего говорит о наличии какого-либо заболевания.

Нормируются не только данные психофизического развития, но и различные физиологические и патологические состояния ребёнка. Например, очень важной является шкала Апгар, предназначенная для оценки состояния новорождённого ребёнка на первой и пятой минутах жизни после рождения. В зависимости от количества баллов, которые набрал ребёнок по этой шкале, врачи принимают решение о тяжести состояния и необходимости проведения медикаментозных мероприятий.

В процессе роста и развития очень важно вести наблюдение за ростом и формой головы, изменением размеров родничков, сроками прорезывания зубов, как ребёнок прибавляет в весе, росте. Необходимо обращать внимание на своевременное появление способности сидеть, стоять, ходить, улыбаться, говорить.

В последнее время очень остро стоит вопрос вакцинации детей. Каждая мама должна ориентироваться в графике, по которому должен прививаться её ребёнок, хотя за это и отвечают медицинские работники.

Известно, что люди живут в соответствии с заданными биологическими ритмами, поэтому для хорошего самочувствия и правильного развития ребёнка важно составить и соблюдать режим дня, максимально приближённый к его возрасту, ведь на протяжении жизни ритм жизнедеятельности меняется трижды. Особенно это касается детей раннего возраста, мамы которых должны знать, как часто кормить ребёнка, сколько с ним надо гулять, когда он должен спать и т.д. Попытки родителей не считаться с распорядком дня или изменить его приводят к серьёзным последствиям для детского организма. Однако, в повседневной суете маме бывает просто не хватает времени и знаний, для того, чтобы правильно организовать день своего ребёнка.

Развитие ребёнка – сложный многообразный процесс и задача родителей состоит в неустанном контроле за ним и выявлении отклонений, о которых нужно своевременно сообщать медикам. Вот об этом мы и поговорим в разделе нашего сайта, посвящённом нормам развития ребёнка.

Календарь развития ребенка: 9-10 лет

Возраст с десяти до двенадцати лет принято называть предпубертатом. Дети начинают быстро расти, как физически, так и психически. Некоторые начинают стремительно вытягиваться вверх и взрослеть, у каждой десятой девочки начинается менструация.

К десяти годам в каждой детской группе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются отличники, аутсайдеры, дети, которые лучше других бегают или являются зачинщиками проказ и генераторами блестящих идей. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной, а влияние семьи постепенно снижается.

Период предпубертата для родителей обычно оказывается достаточно простым. Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. Но к концу этого этапа развития вы можете заметить у ребенка резкие перепады настроения. Будьте готовы: ребенок уже почти подросток.

  • В норме десятилетний ребенок очень общителен. Авторитет семьи пока еще довольно силен, однако мнение друзей-ровесников становится все более важным. Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.

  • Между родителями и ребенком могут возникнуть конфликты, если родители неправильно интерпретируют то, что ребенок ориентируется на ровесников. Это равнение – не что иное как желание быть более независимым и самостоятельным, чем раньше. Решить эту проблему несложно: достаточно признать потребность ребенка в независимости и предоставить ему возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Сделать это можно, закрепив за ребенком определенные домашние обязанности, но с условием, что ребенок сам будет решать, когда приступать к их осуществлению, а вы не будете его контролировать. Если ребенок будет знать, что только от него ожидается выполнение каких-либо дел, он будет чувствовать себя востребованным и полезным, не говоря уже о том, что чувство независимости неизбежно будет расти.

  • Дети не любят сильно отличаться от сверстников. Если ваш десятилетний ребенок небольшого роста, худенький и в очках, тогда как большинство одноклассников уже раздались в плечах и вытянулись, убеждайте ребенка в том, что все люди разные, и принятие в компании зависит не от физических параметров человека, а от его самоуважения, поведения и личностных качеств.

  • Дети этого возраста обычно достаточно трудолюбивы, они с радостью помогают бабушке на грядках, маме с покупками, папе с ремонтом (независимо от пола) и ответственно подходят к вопросам заботы о домашних животных.

  • Десятилетние дети любят находиться в компании. Они часами играют на улице: катаются досках, роликах и велосипедах, с увлечением смотрят фильмы, устраивают различные проказы, залезают на чердаки, в подвалы и на крыши. Постарайтесь как можно меньше осуждать ребенка за мелкие шалости, если они не причиняют окружающим ощутимого вреда. Вспомните себя: неужели вы никогда не звонили в двери незнакомых людей, чтобы потом тихо смеяться в кулак на черной лестнице, слушая, как возмущаются потревоженные жильцы? Вместо того чтобы ругать ребенка за проделки, в ближайший же выходной организуйте для всех друзей вашего чада поиск клада в парке. Родители, которые искренне интересуются жизнью своих детей и принимают в ней активное участие, имеют хорошие шансы стать «своими в доску» и всегда быть в курсе того, что происходит с их шалунами.

  • В этом возрасте школа становится очень важным для ребенка местом. Мы говорим не только о компании, но и об учебе. Десятилетнему ребенку обычно не все равно, успевает ли он по всем предметам и насколько отстает от одноклассников. Ребенок уже окончил младшие классы, требования изменились, а нагрузка возросла. И ему очень важно иметь место, где он сможет открыто делиться всеми радостями и огорчениями школьной жизни. Пусть таким местом станет дом. Внимательно наблюдайте за отношениями ребенка в классе. Если вы видите, что ребенку некомфортно, что он не смог ни с кем подружиться, возможно, это повод подумать о переводе в другую школу. Возможно, ваш ребенок обладает такими талантами, которые не ценятся в текущем коллективе, и, чтобы они оказались востребованными, ребенку необходима художественная, музыкальная, языковая или спортивная школа. Что касается учебы, то не пренебрегайте общением с учителями. Будьте в курсе успеваемости ребенка, но не смотрите исключительно на оценки, которые зачастую бывают не слишком объективными. Важнее желание ребенка узнавать что-то новое, интерес к предмету, усидчивость и упорство.
  • Ребенок в десять лет:

  • Прекрасно ориентируется во времени.

  • Читает с удовольствием и для удовольствия.

  • Позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали.

  • Обладает обостренным чувством справедливости.

  • Имеет развитые навыки самообслуживания. Способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому.

  • Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует.

  • С удовольствием присоединяется к группе ровесников.
  • Убедитесь в том, что ребенок без напоминаний чистит зубы дважды в день и пользуется зубной нитью.

  • Каждые полгода водите ребенка на профилактические осмотры стоматолога. Объясняйте ребенку, почему гигиена полости рта и своевременное лечение зубов очень важны.

  • Рассказывайте ребенку о вреде табака для зубов и десен.
  • В возрасте десяти лет дети редко жалуются на отсутствие аппетита. Вы, скорее, встретитесь с тем, что ваши дети едят за двоих, особенно девочки. Следите за тем, чтобы ребенок полноценно ел трижды в день и два-три раза перекусывал полезными продуктами (фруктами, овощами и продуктами, содержащими сложные углеводы).

  • Особенно важно в этом возрасте следить за питательностью продуктов и за тем, чтобы ребенок не переедал и не увлекался жирным и сладким, а также за количеством и уровнем физической нагрузки. В десять лет любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.

  • Пусть семейные ужины будут традицией. Создавайте приятную обстановку, ведите за столом располагающие к хорошему настроению беседы.

  • Подавайте за столом пример хороших манер, учите ребенка правилам столового этикета.

  • Пусть на вашем столе будут только свежие натуральные продукты без консервантов, подсластитетелей, загустителей и прочих изобретений современной пищевой промышленности. Магазинным сокам предпочитайте домашние свежевыжатые или собственноручно сваренные морсы и компоты. Вместо покупки колбасы и сыра готовьте буженину; магазинные конфеты и печенье заменяйте сухофруктами и домашней низкокалорийной выпечкой. Пусть ваши дети не знают, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола.

  • Учите ребенка выбирать продукты, богатые сложными углеводами и не содержащие транс-жиров.

  • Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание. Подавайте личный пример: основу рациона должны составлять свежие фрукты и овощи, на столе всегда должны быть зерновые продукты (хлеб, каши, цельнозерновые макароны), молочные продукты с пониженным содержанием жира, рыба и морепродукты, диетическое мясо.

  • Если школьное питание вас не устраивает, давайте ребенку с собой завтрак, состоящий из свежих овощей и фруктов, батончиков мюсли без сахара и йогуртов.

  • Пищевые привычки формируются в семье, поэтому следите за тем, чтобы все взрослые в вашем доме соблюдали правила здорового сбалансированного питания.
  • Не считая редких ночных кошмаров, которые бывают и у взрослых, в десять лет у ребенка обычно нет никаких проблем со сном. Следите за тем, чтобы ребенок спал девять-десять часов в сутки. Ограничивайте просмотр телепередач, сидение у компьютера, учите ребенка делать домашнее задание не перед сном, а ранним вечером.

  • Не ждите, пока ребенок окончательно повзрослеет, чтобы говорить с ним о сексе. Многие дети в десять лет знают о взаимодействии полов больше, чем вы можете себе представить. Вы ошибаетесь, если полагаете, что десять лет – слишком ранний возраст для серьезных бесед. Открытый диалог о физиологических и психологических изменениях ребенка очень важен, поскольку только он дает вам гарантию, что ребенок будет владеть правильной информацией о сексе и верно интерпретировать свое и чужое поведение. Если вам некомфортно разговаривать со своим ребенком на такие деликатные темы, попросите школьного психолога или врача провести с ребенком беседу. Дайте ребенку почитать литературу о сексе. Сейчас книжный рынок предлагает неплохой выбор книг, которые доступным языком расскажут вашему почти подростку о сексуальной жизни взрослого человека.

  • Для родителей девочек: подготовьте свою дочь к появлению менструаций.

  • Для родителей мальчиков: подготовьте своего сына к поллюциям.

  • Начните разговоры о том, что единственный способ как можно дольше сохранить здоровье – не торопиться начинать половую жизнь.

  • Рассказывайте ребенку о заболеваниях, передающихся половым путем, и об исключительной важности барьерной контрацепции.
  • Профилактикой различных травм, распространенных среди десятилетних детей, могут быть только семейные беседы, в частности, совместный с родителями просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением поступков персонажей.

    Дети этого возраста находятся в группе риска по попаданию в неприятные и опасные ситуации, особенно под воздействием старших товарищей. Десятилетний ребенок очень чувствителен к мнению о нем членов компании, поэтому, невзирая на свои убеждения и воспитание, может совершить неблаговидный поступок, чтобы доказать приятелям, что он «крутой». Будьте внимательны к компании, с которой общается ваш ребенок. Внимательно следите за тем, чтобы на ребенка не оказывалось негативного давления.

    • Убедитесь в том, что в автомобиле ребенок всегда пристегнут.

    • Разговаривайте с ребенком, проигрывая различные ситуации, интересуйтесь тем, как ребенок собирается себя вести и корректируйте его возможное поведение.

    • Вместо того чтобы всячески оберегать ребенка от любых неприятностей, учите его правильным реакциям в различных опасных ситуациях.

    • Оберегайте ребенка от табака и пассивного курения.

    • Объясните ребенку, почему во время пребывания на солнце очень важно всегда пользоваться солнцезащитным кремом.

    • Поскольку десять лет – возраст, когда многие дети ежедневно остаются дома одни, учите ребенка правилам безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь.

    • Учите ребенка безопасности во время спортивных занятий, в том числе – правильно падать.

    • Учите ребенка не злоупотреблять громкими звуками, особенно громкой музыкой через наушники.
  • Будьте в курсе, чем занимаются, что едят и не употребляют ли никотин, алкоголь и наркотики сверстники вашего ребенка, с которыми он общается.

  • Будьте ребенку примером в ведении здорового образа жизни.

  • Контролируйте количество сна ребенка.

  • Поощряйте регулярные физические упражнения и прогулки.

  • Установите четкие ограничения на просмотр телевизора и игры на компьютере.

  • Убедитесь в том, что ребенок правильно сидит за письменным столом.

  • Проверьте, что ребенок соблюдает правила личной гигиены, включая чистку зубов дважды в день.

  • Убедитесь в том, что в школе ведутся беседы с учащимися о вреде психоактивных веществ.
  • Источники:

    https://karapysik.ru/rebenok-do-goda/

    https://tehhi-karamir.livejournal.com/201769.html

    Что такое норма в развитии ребенка

    https://www.baby.ru/popular/normy-razvitia-rebenka/

    https://ourkids.ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/

    http://www.7gy.ru/rebenok/normy.html

    http://www.medkrug.ru/kid_growth/show/year9