Здоровьесберегающие технологии детей младшего дошкольного возраста

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов)

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том

числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Для осуществления работы по здоровьесберегающим технологиям необходимо выделить принципы, которые должны способствовать:

– профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей в образовательном процессе;

– развитию познавательной деятельности дошкольников;

– гуманизации образовательного процесса.

Выделяют такие принципы, как:

1. Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенку и педагогу.

2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3. Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

4. Принципа постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

6. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

7. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

8. Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности образовательной деятельности, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма дошкольника.

10. Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

11. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

12. Принцип комплексного (интегрированного) подхода к обучению дошкольников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

13. Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

14. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

15. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

Важно понимать, что Здоровье — это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (устав Всемирной организации здравоохранения).

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, — как говорил великий философ Аристотель, — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение общего эмоционального состояния;

повышается работоспособность, уверенность в себе;

стимулируются двигательные функции;

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

стимулируется речевая функция.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Задания для педагогов

Уважаемые педагоги предлагаю вам разделиться на три команды. Вам необходимо подобрать каждой группе вид здоровьесберигающих технологий, который в них входит.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

подвижные и спортивные игры

технологии эстетической направленности

гимнастика для глаз

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

физкультурная образовательная деятельность

активный отдых (досуги, развлечения)

беседы из серии «Здоровье»

3. Коррекционные технологии:

технологии музыкального воздействия

технологии воздействия цветом

технологии коррекции поведения

фонетическая и логопедическая ритмика

Уважаемые педагоги предлагаю каждой команде выбрать буклет (цвет буклета). Вам необходимо описать настроение, ощущения связанные с этим цветом.

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и

оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

1. Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

2. Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

3. Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)

Красный цвет буклета (Пальчиковая гимнастика)

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Вам нужно придумать движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:

указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Желтый цвет буклета (Релаксация)

Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза».

Синий цвет буклета (Стретчинг)

Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер.

«Стретчинг с элементами сказкотерапии»: «Жадный император»

Сегодня я расскажу вам сказку о жадном императоре (начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее):

Давным-давно за морем-океаном жил император.

Был он очень жадным и больше всего на свете любил золото.

По всей стране измученные и голодные люди добывали золото и везли его императору на слонах

(ходьба обычная, руки на поясе. Затем на внешней стороне ступни,

и складывали в высокие амбары

(на носках, руки вверх).

Золото набралось так много, что император приказал построить себе роскошный дворец из чистого золота.

Золотыми были: пол, потолок

(руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Наклон вниз, поднять голову вверх,

(потянуться правой рукой направо, затем левой – налево).

Золотые колокольчики звенели от порывов ветра

(Подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями).

Но и этого было мало императору.

Кликнул он клич по всей стране: “Кто умеет превращать в золото разные вещи, пусть явится во дворец”.

И вот явился старичок с длинной белой бородой.

Взял императора за руки, стукнул по каждому его пальцу маленькой черной палочкой и пропал.

Вскочил император со своего трона

(Ноги вместе, руки на поясе. Присесть, руки вперед, встать)

и побежал в сад проверять.

По саду гуляли жена и дочь императора.

Он поспешил им навстречу, чтобы поделиться своей радостью

(Лечь на спину, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу. Встать).

Но как только он обнял дочь и дотронулся до жены, они превратились в холодные золотые статуи

(Ноги вместе, руки вверх в замок. Круговые вращения туловищем право, затем влево).

Как ни любил император золото, но все-таки он предпочитал иметь живую жену и живую дочь вместо этих золотых статуй

(Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон вправо, наклон влево.

Сесть на корточки, руки положить на голову).

Так был наказан за жадность император

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к образовательной деятельности продумывать не только познавательный материал, но и как построить образовательную деятельность, чтобы сохранить и укрепить здоровье воспитанников.

Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время образовательной деятельности провожу динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида образовательной деятельности. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление.

Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в

соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Для психического здоровья детей в своей работе использую релаксацию. Она необходима для того чтобы сбалансировать положительные и отрицательные эмоции, обеспечить поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемым компонентом любой образовательной деятельности является Пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой

детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз, провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех

тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в

Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Логоритмические упражнения. «Рассказывание» стихов с помощью рук

неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус,

эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания,

крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. Если с музыкальным

сопровождением, то музыка должна сопровождать каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурная образовательная деятельность проводятся три раза в неделю (одно на прогулке, два в зале). Она направлена на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить

осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и

оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде

пятиминутного занятия или в виде динамической паузы. Весёлые

стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,

доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для

ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети

приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,

соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети

ведут себя более непосредственно, чем на физкультуре, и эта

раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом

используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно

овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в

Технологии музыкального воздействия использую в различных формах

физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапию использую для психологической, терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в

нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Со своими воспитанниками мы участвуем, каждый год в акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». В прошлом году мы заняли первое место в номинации здоровьесберегающие технологии на городском и областном уровне.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает

непрерывность воспитания и обучения детей. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В работе с семьей по здоровьесбережению использую разнообразные формы работы: индивидуальные беседы, родительские собрания, практикумы-семенары, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации, совместные праздники и досуги, анкетирование.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий

повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни.

В заключении своего выступления я хочу сказать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно- образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста.

Цель: познакомить с эффективными формами, инновационными подходами и новыми технологиями при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

1. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

2. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

3. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Образование и оздоровление – это взаимовлияющие и дополняющие друг друга процессы, позволяющие, сохраняя индивидуальность личности, формировать общую идеологию, культуру, мировоззрение взрослых и детей в отношении личного и общественного здоровья.

Основные задачи оздоровления детей в условиях ДОО:

-организация рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;

— создание условий для оптимального двигательного режима;

— осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

— обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

— создание атмосферы психологического комфорта.

Основные требования к организации оздоровительной работы в ДОО:

1. Научная обоснованность, практическая применяемость и целесообразность применяемых технологий оздоровления.

2. Обязательность медицинского и психологического сопровождения оздоровительного процесса.

3. Индивидуализация и адресность (выполнение тех или иных оздоровительныхмероприятий осуществляется строго по назначению врача с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка)

4. Эффективность, результативность применяемых технологий, оздоровительных мероприятий.

4. Системность и комплексность проводимых мероприятий

5. Обязательность осуществления мониторинга здоровья, медико-педагогического контроля, оперативного контроля, отслеживания динамики и эффективности или неэффективности проводимых мероприятий по оздоровлению детей.

6. Оперативность действий и принятия решений.

Все вопросы и проблемы оздоровления детей в условиях ДОО выносятся на оперативные совещания при руководителе и на медико-педагогические совещания ДОО.

Все инновационные технологии можно разделить на три категории:

1. Технологии обучения здоровому образу жизни

2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

3. Коррекционные технологии

Выбор здоровьесберегающих, оздоровительных и педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: ОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, НОД по образовательной области «Здоровье», самомассаж, точечный массаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, логоритмика.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Система общеоздоровительных мероприятий включает:

• обучение детей уходу за своим телом,

• освоение упражнений психосаморегуляции состояния,

• оптимизацию двигательной деятельности детей.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений:

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие технологииотличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

К методам нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры относятся:

1. Рефлексотерапия. Пальцевой точечный массаж (Уманская А. А., 1987г.).

Один из самых простых, эффективных и безвредных методов массажа и самомассажа. Используется для профилактики ОРЗ, повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, гортани, трахеи, бронхов. Уменьшает кашель. Приемы точечного самомассажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Дети с 2-3 летнего возраста могут выполнять самомассаж кистей рук, ушей, носа. Эффективен в оздоровлении детей массаж подошвенной части стопы.

2. Музыкотерапия. Предполагает музыкальное воздействие на слуховую и

зрительную системы. Звучание музыки вызывает положительные эмоции у детей, влияет на развитие интеллекта, сенсорной памяти, мышления. Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формирования характера ребенка. Музыка Генделя, Баха и Шумана используется в сочетании с психотерапевтическими методами реабилитации.

3. Арттерапия. Изобразительная деятельность, детское рисование заключает

в себя большие коррекционно-развивающие возможности. Оно является средством

умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: воображение, память, речь, мыслительные операции, укрепляется мелкая моторика кисти. Детский рисунок с одной стороны – позволяет выявить основные психологические характерные проблемы ребенка, с другой стороны – найти пути их решения.

4. Организация физической культуры с элементами ушу, каратэ, йоги,

хатха-йоги. Использование китайских оздоровительных систем: динамических игр,

медитаций, релаксаций, китайской энергетической гимнастики и системы оздоровления НИШИ. Использование дыхательной гимнастики.

5. Фитотерапия. Назначение витаминных чаев, коктейлей и настоев лекарственных трав по схеме: 1 курс (сентябрь) при поступлении детей в ДОУ, формировании новых групп. Используются витаминные сборы общеукрепляющего и адаптогенного действия. 2 курс (декабрь) – как профилактическое средство в период пика ОРВИ.

3 курс (март-апрель, как стимулирующее средство, когда идет истощение защитных сил организма, и дети быстро утомляются.

6. Лечебные ванны с травами. Полезны при переутомлении детям с легко

возбудимой нервной системой, трудном засыпании, ночных страхах. Для ванны

используют отвары корня валерианы, шалфея, пустырника, мяты, крапивы.

7. Ароматерапия. Лечение ароматами эфирных масел (Лавренова Г., 2000).

Облегчает адаптацию к новой среде, уменьшает влияние стресса, предупреждает развитие невроза. При индивидуальном использовании наносят 1-2 капли масла на одежду ребенка, носовой платок. В кабинете психологической разгрузки – на специальные манжеты. Все эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Детям, склонным к аллергическим заболеваниям, необходима предварительная проба на любое из используемых масел. Ароматическое воздействие эфирного масла базилика, чабреца, мелисы, любистка, повышает интерес к обучению, улучшает память. Уменьшают усталость ароматы корицы, мяты, гвоздики, лимона. Для снятия перевозбуждения, волнения используют ароматы лаванды, ромашки, розы.

8. Тренинг ощущений. Методика разработана в Биологическом центре Ганновера

Используется «Тропа ощущений» для босохождения с закрытыми глазами. Оборудуется тропа (дорожка) на участке или в помещении.

Состоит из участков, выложенных природным материалом: травы, песка, мелкого гравия, лесных шишек, гладкого кирпича, гальки и т. д., которые дети отгадывают, проходя по тропе с помощью своих ощущений. Упражнение способствует развитию тактильной чувствительности, своеобразному массажу стопы, экологическому и пространственному ориентированию.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

После сна в постелях каждый день. Старшая и подготовительная к школе группы.

Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.

1 раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и музыкальный залы, начиная со средней группы

На специальных мячах.

Кулинструктор по ФКФК

степ-аэробика, фитнес 1 раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный, спортивный залы, начиная со средней группы По программе

И. Бурениной инструктор по ФК,

Игровой час (бодрящая гимнастика)

после сна, все дошкольные группы

Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основные виды движения

режимных процессов в зависимости от вида детской деятельности

Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения -имитации

Подвижные и спортивные игры

Ежедневно в режиме дня.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно,

в группах для детей с нарушением речи

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

тропе здоровья на участке,

и по дорожкам здоровья в группе, зале

ежедневно, начиная с младшего возраста.

Ходьба, формирование правильной осанки, координационных

Воспитатели, инструктор по физической культуре

1-2 раза в месяц, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со 2 младшей группы.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

Ежедневно в режимных моментах и при проведении ОД

По методике А. Уманской и

Антистрессовый и интеллектуальный массаж

образовательной деятельности с высокой интеллектуальной нагрузкой.

По методике швейцарского детского психолога, профессора Фрица Ауглин.

Ежедневно в режимных моментах, и при проведении ОД

По методике Галанова

Технологии обучения здоровому образу жизни.

ОД по физической культуре

3 раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, начиная с раннего дошкольного возраста на улице, начиная со старшей группы

Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОО

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на спортивной площадке

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

в зависимости от времени года

В соответствии с образовательной программой

(в основном используются элементы)

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни.

Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы

Использование 4-5 упражнений в различных формах физкультурно-оздоровительной работы и режиме дня

Проводится по специальной методике (по Уманской, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.

ОФП (общая физическая подготовка)

Один раз в неделю в физкультурном зале, подгруппа одаренных детей. Старший дошкольный возраст

Сверх программы, упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения.

Инструктор по физической культуре.

Физкультурные досуги и праздники,

1-2 раза в месяц

1-3 раза в квартал

1 раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на спортивной площадке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

СМИ (ситуативные малые игры)

Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст.

Ролевая подражательная имитационная игра.

Лечебные сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям

По специальной методике, использование гимнастики «До-инь» по показаниям отклонений здоровья

Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста

Оздоравливаиепсихосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗОдеятельность)

Технология музыкального воздействия

Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст.

Используем спокойную классическую музыку (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, звуки природы.

Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова.

Музыкальный рук-ль, воспитатель

2 раза в месяц во второй половине дня начиная со среднего дошкольного возраста.

методики О. А. Шорыгиной «Играем в сказку»

1 1 раз в месяц по 10-12чел. группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы, отдельные ее элементы можно включать в разные формы физкультурно-оздоровительной работы

Проводится по методике Е. А. Алябьевой и Чистяковой.

Два раза в неделю в первой и второй половине дня в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания.

после сна начиная со средней группы

в сенсорной комнате

Два раза в неделю

Цель – активизирование и развитие мышления ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благотворно влияющей на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения.

По методике Г. Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»

В практике дошкольных учреждений активно используются нетрадиционные формы оздоровления.

Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)

В полном объеме

Дыхательская и звуковая гимнастика

Психогимнастика и ее элементы по методике М. Чистяковой, Алябевой

Звуковая гимнастика Лобанова

Элементы упражнений хатха-йога

Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева

Лечебные игры А. Галанова

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

Игровой массаж А. Уманской и

Система оздоровления в режиме одного дня

— Дыхательные упражнения по системе хатха-йоги;

— Дыхательные упражнения Лобанова, Востокова со звуковой гимнастикой;

• Упражнения из системы хатха-йоги;

• Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг, степ и т. д.

• Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

• Гимнастика для глаз;

• Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

Оздоровительная дозированная ходьба (терренкур, бег.

• Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление или профилактика осанки, сколиоза).

1. Точечный массаж по методу Уманской А. А.

2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

3. Гимнастика с элементами хатха-йога

4. Комплексы по профилактике плоскостопия

5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек

6. Дыхательная гимнастика

7. Снятие умственной усталости во время организованной образовательной деятельности (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

8. Прогулки + динамический час, час подвижных игр

o Чистка зубов и полоскание полости рта

o Обширное умывание

o Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

10. Оптимальный двигательный режим

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

2. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.04)

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течение 2-х часов после приготовления

• Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

• Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

• Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

2. Утренняя гимнастика – 8.10

3. Точечный массаж в игровой форме

4. Постепенное обучение полосканию рта

5. Прогулка: дневная 9.30 – 11.30; вечерняя 17.30 – 18.30

6. Оптимальный двигательный режим

7. Перед прогулкой полоскание рта и горла чесночным настоем

8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)

9. Фитонциды (лук, чеснок)

10. Сон без маек и подушек

11. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

12. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, галичей дорожке, босохождение.

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: — Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! — Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов).

Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста «Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Мастер класс по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель высшей категории Гусева Галина Ростиславовна, МБДОУ Детский сад №4 пгт Максатиха, Тверская обл. Цель: Распространение.

Здоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей является актуальным в России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах дошкольного учреждения. Время.

Презентация «Использование современных здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад № 54 акимата г. Костаная» «Использование современных здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Модель образовательно-оздоровительной деятельности

Технологии сохранения и стимулирования здоровья № Наименование Сроки 1 Утренняя гимнастика ежедневно в течение года 2 Гимнастика после сна ежедневно в течение года 3 Дыхательная гимнастика 2 раза в неделю 4 Точечный массаж в период эпидемий ОРЗ 5 Воздушные ванны перед сном, после сна 6 Физкультурные занятия 2 раза в неделю 7 Проветривание спальни перед, после сна 8 Пальчиковая гимнастика Ежедневно 9 Полоскание горла водой Травами Ежедневно 1 раз в квартал по 10 дней 10 Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины Ежедневно 11 Профилактические прививки Согласно журнала прививок 12 Закаливание солнцем, водой в летний период 13 Профилактика плоскостопия Ежедневно 14 Профилактика осанки детей Ежедневно 15 Физкультминутки Ежедневно 16 Подвижные игры Ежедневно 17 Прогулки Ежедневно, с учетом температуры 18 Проводить работу с родителя по профилактике, по проведению оздоровительных мероприятий в течение года

Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика для глаз рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога.

Гимнастика дыхательная проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа

Гимнастика бодрящая форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание

Закаливание Ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие.

Физкультурное занятие занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Точечный самомассаж проводится строго по специальной методике, показана детям с частыми простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ.

Привитие культурно-гигиенических навыков проводится в течение дня

Современные здоровьесберегающие технологии

Самомассаж проводится под словесное сопровождение с разными предметами (массажные шарики Су Джок, пружинки Су Джок, шишки, орехи, карандаши, прищепки)

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам

Здоровьесберегающие технологии детей младшего дошкольного возраста

Лушникова Г.М., Сенюкова О.Н., воспитатели д/с №13 г.Алексеевки Белгородской области

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» — эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человек — здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Решение проблемы снижение обшей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с раннего детства.

В группе младшего дошкольного возраста, изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствуем. Все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей у нас есть: физкультурный зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, фитобар. Физическое здоровье малышей неразрывно связано с их техническим здоровьем эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организовали уголок уединения.

Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе мы проводим, хорошо известную всем традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна. С учетом индивидуальных особенностей детей включает щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Сочетаем с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастики, профилактикой и нарушением осанки, плоскостопия,

упражнениями для глаз комплексы оздоровительной гимнастики после сна составляем на две недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Проводим физкультурные занятия.

В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. В специально оборудованном зале со всеми необходимыми атрибутами и инвентарем.

Свои занятия организуем в игровой форме, немного фантазии — и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Хороших результатов в усвоении детьми движений, используя разные способы организации на одном занятии (когда они сменяют лил дополняют друг друга). Во время занятий учитываем разную степень их подвижности, дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений. Детей любой степени подвижности заинтересовываем путем «обыгрывание» пособия, использования игрового образа. В методике занятий с малышами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузке с учетом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребенка.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья мы считаем дыхательные упражнения. Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания

Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

  1. повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
  2. развитие дыхательной мускулатуры; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо — и кровообращения в легких улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Такие занятия мы проводим 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы, не ранее чем через час после приема пищи, от 10 до 15 минут. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Этого мы достигаем произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), и сочетаний звуков (ах, ух, ох)

Такие дыхательные упражнения проводим в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.) В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Контролируем, чтобы вдох у детей происходил только через нос.

Важным фактором здоровьесберегаюших технологий мы считаем работу с родителями. Для подержания «обратной связи» с семьей мы предлагаем воспользоваться такой формой взаимодействия, как система домашних заданий. Живой интерес педагога к успехам каждого ребенказалог конструктивного диалога с родителями и фактор оценки деятельности воспитателя. Во время формулировки задания на дом мы считаем важным объяснить родителям, почему необходимо выполнять те или иные упражнения. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегаем к примерам, описанным в литературе; не сравниваем конкретного ребенка с другими детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.

Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе мы применяем точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболевании верхних дыхательных путей мы проводим точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, мы добились снижения уровня заболеваемости, повысилась посещаемость детей, достигли положительных результатов в воспитании здорового ребенка, формировании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-sovremennih-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-s-detmi-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-807005.html

http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie18.htm