Зоны развития ребёнка и их характеристики

Глава 2. Анализ развития оффшорных зон по регионам мира и их характеристика

2.1 Классификация оффшорных зон по регионам мира

По территориальному принципу оффшорные зоны или, как их иногда называют, «налоговые гавани» можно разделить на три группы.

В Европе зарегистрировано около десяти оффшорных юрисдикций. Располагаются они на территории Великобритании и принадлежащих ее территории островах, а также на территории Дании, Нидерландов, Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга, Ирландии, Кипра и Гибралтара. Особенность европейских оффшоров в том, что они не являются классическими оффшорами, так как законодательство европейских государств все-таки обязывает администрацию оффшорных зон, расположенных в Европе, предоставлять налоговым органам информацию о том, кто является учредителем и акционерами зарегистрированного оффшора, а также сообщать обо всех проводимых финансовых операциях.

Исключением из этих правил является оффшорная зона в Гибралтаре и на Кипре. Уровень конфиденциальности информации и преимуществ компании не сравним с карибскими оффшорами, но зато владелец оффшора, зарегистрированного, например, в Гибралтаре, который входит в состав Евросоюза, получает компанию, ничем не отличающуюся по статусу от настоящей европейской компании. Однако компании лишены права выпуска акций на предъявителя, существуют жесткие требования по сдаче отчетности. Кроме того, информация о реальном владельце оффшорной компании может быть представлена налоговой службе любой страны.

Еще одна европейская оффшорная зона – Кипр. Достоинство кипрских оффшоров в том, что между Россией и Кипром подписан договор об избежании двойного налогообложения, поэтому те, кто стремится реализовать схемы по минимизации налогообложения, часто приобретают оффшоры на Кипре. Из всех существующих оффшорных юрисдикций Кипр предоставляет наименьшее количество преимуществ. 11

Островные оффшорные зоны. Страны Карибского бассейна – признанный оффшорный рай, именно здесь зарегистрирована почти половина всех оффшорных юрисдикций. Небольшие островные государства, часто имеют только один способ пополнить государственный бюджет – предоставить оффшорные услуги. Поэтому условия, на которых регистрируют оффшоры в данном регионе, очень благоприятны. Однако это стало причиной занесения карибских оффшорных зон в международный список «черных оффшоров».

Широко известны оффшорные юрисдикции Карибского региона — Панама, Белиз, острова Теркс и Кайкос, Багамы, Доминика, Сент-Киттс и Невис, Британские Виргинские острова, а также Сент-Винсент и Гренадины. Наибольшей популярностью пользуются Доминика, Белиз и Британские Виргинские острова.

Основными плюсами данного вида оффшоров являются: абсолютное отсутствие налогов, отсутствие особой требовательности в отношении ведения бухгалтерского учета, разумные фиксированные платежи, конфиденциальность и анонимность относительно информации о владельцах компаний. Но в то же время организации, зарегистрированные здесь, зачастую пользуются сомнительной репутацией и соответственно имеют достаточно невысокий престиж, заранее порой вызывая у своих контрагентов различные подозрения. 12

Британские Виргинские острова – самоуправляющаяся колония Великобритании. Эта территория в течение долгого времени действует как оффшорная зона, и их репутация является надежной и проверенной. Владелец оффшора, зарегистрированного на территории Британских Виргинских островов, получает следующие преимущества: он полностью освобождается от уплаты налогов, ему гарантирована анонимность и конфиденциальность при ведении бизнеса. Здесь разрешены назначение номинального директора и номинальных акционеров, кроме того требования по внесению уставного капитала и ведения и сдачи бухгалтерской отчетности отсутствуют. Регистрация оффшорной компании в этой юрисдикции стоит около 1500 долларов.

Азиатские оффшорные юрисдикции. В Азии, по сравнению с другими континентами, оффшорных юрисдикций не так уж много – это Сейшелы, Маврикий, Мальдивы, Гонконг и Сингапур. Самыми популярными являются Сейшельские острова и Гонконг. Оффшор на Сейшельских островах – классический оффшор, со всеми льготами и преимуществами, а условия регистрации и деятельности – самые благоприятные. Недостаток – Сейшельская юрисдикция внесена в список «черных оффшоров». Гонконг – это «белый оффшор», поэтому, не смотря на все налоговые льготы и преференции, полная конфиденциальность и анонимность не гарантируется.

Сейшельские острова – это группа островов, большая часть из которых необитаема. Раньше Сейшелы были пристанищем пиратов, теперь здесь отмываются значительные капиталы через оффшоры. На Сейшлах можно открыть оффшорную компанию категории IBC (International Bussiness Company). Сейшельские оффшоры полностью освобождены от уплаты налогов, название фирмы может быть зарегистрировано на любом языке. Личности реального директора, учредителя и акционеров сохраняются в полной тайне, внесение уставного капитала не обязательно, то же касается и сдачи бухгалтерской отчетности, проведения собрания акционеров и аудиторских проверок.

Гонконгская оффшорная юрисдикция отличается от сейшельской. Здесь оффшоры также освобождены от налогов, валютного контроля не существует. Однако анонимность реальных владельцев компании не гарантирует, а ежегодная сдача бухгалтерской отчетности, проведение аудиторской проверки и ежегодного собрания акционеров являются обязательными условиями. 13

Глобальная сеть оффшорных центров распределена по континентам неравномерно: 7 из них находятся в Северной Америке, 25 — в Южной и Центральной Америке, 28 — в Европе, 19 — в Азии, 7 — в Африке и 14 — в Океании. Такое расположение оффшорных центров говорит об их тяготении к трем ведущим финансовым центрам — Нью-Йорку, Лондону и Токио и некоторым региональным финансовым центрам. В целом глобальная сеть оффшорных центров уже сложилась, хотя в будущем возможно открытие нескольких новых центров, в том числе в Центральной Америке, Океании и в республиках бывшего Союза ССР. Оформившаяся конфигурация оффшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал. 14

Далее будет приведен наиболее полный список оффшоров.

Европа: Андорра, Кипр, Мальта, О. Мен, О. Гернси, О. Джерси, О. Сарк, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, О. Мадейра, Монако.

Азия и Индийский океан: Бруней, Гонконг, Лабуан (Малайзия), Маврикий, ОАЕ (Дубай).

Африка:Либерия, Ботсвана, Сейшельские о-ва.

Тихоокеанский регион: О. Вануату, О-ва Кука, Маршалловы о-ва, О. Науру, О. Ниуэ

Центральная Америка и Карибский регион: О. Ангилья, О. Аруба, Багамские о-ва, О. Барбадос, Белиз, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Коста-Рика, О. Гренада, Нидерландские Антильские о-ва, Панама, О-ва Сент Винсент и Гренадины, О-ва Сент Киттс и Невис, О-ва Теркс и Кайкос. 15

Таким образом, существует много классификаций оффшорных зон: это небольшие государства или острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, оффшорные зоны повышенной респектабельности, классические оффшорные зоны, зоны, где обязательно представление налоговой отчетности и где нет. В данной курсовой работе приведена классификация по территориальному признаку. Также был представлен список оффшоров, который можно разделить на регионы: Европа, Азия и Индийский океан, Африка, Тихоокеанский регион, Центральная Америка и Карибский регион. В следующем параграфе более подробно будут рассмотрены крупные оффшорные зоны.

Проблема соотношения обучения и развития

Порядок выделения подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития, их характеристика. Два уровня развития ребенка Л.С. Выготского, их задачи. Сущность «зоны ближайшего развития», значение для педагогики. Характеристика процессов обучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема соотношения обучения и развития — одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие — это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение — совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение — не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение — движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения — создание возможности овладения собственным поведением.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой — в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество — это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Однако в самой концепции Л.С. Выготского подход к изучению «зоны ближайшего развития» (далее ЗБР) только намечен, а современные исследователи трактуют это понятие неоднозначно (Корепанова, 2000). Анализируя работы по данной проблеме, И.А. Корепанова выделила несколько направлений исследований.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи — показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова поставили перед собой задачу поиска такого метода исследования, при котором оказалось бы возможным работать именно с ЗБР. При этом авторы ориентировались на следующие положения теории Л.С. Выготского: общение ребенка с окружающими является источником психического развития в онтогенезе; ЗБР выступает методическим принципом изучения ряда явлений психического развития, и в то же время ЗБР есть самостоятельное явление, но определяемое через способ его обнаружения. В этой связи авторы считают, что предлагаемая ребенку помощь должна варьироваться не по способам ориентировки в задании, а по разным формам и видам общения ребенка со взрослым. Поэтому они сконструировали экспериментальную ситуацию, в которой ребенок умел делать определенное действие и мог выступить по отношению к взрослому как учитель, т.е. научить его определенным умениям.

Результаты экспериментальных исследований показали, что ЗБР — это многоуровневая структура, имеет пограничную часть, наиболее удаленную от актуального развития, периферическую и центральную части. Пограничная часть характеризуется наименьшей осознанностью и произвольностью; двигаясь к центру, способность осознается, дифференцируется.

Также Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова доказывают, что ЗБР — не «завтрашний день ребенка», как традиционно трактуется идея Л.С. Выготского, а его сегодняшний уровень развития, реализуемый в определенных условиях. Оказалось, что при смене условий общения меняется способ решения задачи, следовательно, ЗБР имеет и размерность «глубины», а не только линейную размерность. ЗБР — динамическое образование с возможностью расширения и углубления.

Если Л.С. Выготский в ЗБР видел способ связи обучения и развития, то упомянутые авторы пытаются выявить ее психологическое содержание, без которого считать проблему соотношения обучения и развития решенной нельзя, как невозможно использовать данное понятие в повседневной практике обучения.

Авторы предлагают в качестве единицы анализа взаимосвязи этих двух процессов понятие «культурные средства развития», потому что оно объединяет понятия «развитие» и «обучение». Так, в обучении можно выделить два процесса — овладение знаниями, умениями и навыками и происходящие на их основе изменения субъекта. С другой стороны, развитие можно понимать не только как внутренне детерминированный процесс изменений субъекта, но и как процесс, в котором в определенной степени существует приобретение чего-то нового из внешнего мира. Получается, что обучение и развитие — это две стороны единого процесса овладения культурными средствами развития (КСР). При этом изменение в одной из сфер (например в предметной) ведет к изменению другой сферы (например психотехнической) и наоборот. Есть основания считать, что связь предметного и психотехнического действия непосредственно коррелирует с ЗБР. обучение выготский развитие

Таким образом, особенности ЗБР определяются тем, как сотрудничество со взрослым меняет и развивает «предметное» действие ребенка. При этом собственно уровень ЗБР связан с тем, насколько малое воздействие на одну из сторон КСР может вызвать большее изменение в другой.

Итак, тезис о том, что обучение ведет за собой развитие, предполагает, с одной стороны, что обучение должно быть ориентировано на ЗБР, а с другой стороны, что оно меняет зону ближайшего развития (Е.Е. Кравцова).

Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей.

Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития), этот феномен изучается современными авторами в следующих аспектах:

— закон развития высших функций и ЗБР (М.Р. Гинзбург);

— роль сотрудничества в культурном развитии ребенка (Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Ж.П. Шопина и др.);

— структура ЗБР (Г.А. Варданян, А.З. Зак);

— соотношение процессов обучения, обучаемости и развития (Е.Е. Кравцова, В.Н. Иванов, И.А. Корепанова).

Л.С. Выготский кроме традиционных видов обучения (прямое и косвенное) выделял реактивное и спонтанное обучение. Оба вида обучения имеют сильные и слабые стороны. Однако чтобы любое обучение было личностно-ориентированным (где ребенок ощущает себя источником действия), необходимо учить детей превращать реактивное обучение в спонтанное, переосмысливать содержание. Принимая в качестве главной мысль Л.С. Выготского о том, что смысл первичен по отношению к значению, последователи культурно-исторической теории развития видят основную цель учителя в том, чтобы он обеспечил условия, в которых ребенок смог бы набраться индивидуального опыта в той культуре, в которой он растет. В данном контексте ЗБР задает направление развития и обучения.

По классическому определению обучение, ориентированное на ЗБР, на завтрашний день ребенка, и есть развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). По мнению Е.Е. Кравцовой, развивающее обучение должно быть ориентировано не на саму ЗБР, а на ее границы, расширяя их за счет социальной ситуации развития. В этой социальной ситуации развития необходим взрослый, который бы задавал планку, был в позиции «над» ребенком, а другой взрослый — в позиции «рядом». Это основа парной педагогики.

Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым

Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе

Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе

«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –

Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули).При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:

• принцип открытости и доступности;

• динамичности развивающей среды;

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ЦЕНТРОВ:

Центр «Будь здоров».

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к различным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. В центре находятся

картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта, картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитиедыхания;спортивный инвентарь.

Центр конструирования «Я строитель».

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Содержит: модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц ;наборы ;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний; мозаики крупные, средние, мелкие; пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины ;нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;

Центр сюжетной игры «Давай поиграем».

Задачи: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр содержит: дидактические игры: социально-нравственного характера; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Правила поведения в группе» атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);предметы-заместители.

Центр книги «Читаем вместе». Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

В центре находятся:

• детские книги по программе,

• любимые книги детей (книги по интересам);

• портреты детских писателей;

• книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

• открытая витрина для книг, стол, стульчик;

• магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к объектам природы; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

• дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

• модели строения растений;

• календари погоды и природы;

• подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

• — рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

• живые объекты: комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;

Центр творчества «Умелые руки».

Задачи: Развить у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширять представление о цвете, свойствах и качествахразличных материалов; развивать моторику пальцев рук, творческое воображение, творческую фантазию.

• схемы последовательного рисования предмета;

• пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

• книжки-раскраски с образцами;

• картотека тематических книжек-раскрасок;

• альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др. ;

• дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

• акварельные краски,восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши,графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

• пластилин, наборы для детского творчества;

• инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

• клеенчатые салфетки, банки, подставки;

Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение ;- формирование умений комплексно обследовать предмет.

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)

• материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ;

• природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя);

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

• красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;

• клеенчатые фартуки, тряпки;

• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

Центр «Занимательная математика»

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

• блоки Дьенеша с приложениями;

• палочки Кюизенера с приложениями;

• наборы счетных палочек;

• Сложи квадрат(3 степень)

Центр «Мир театра». Задачи: развитие связной и выразительной речи,развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам,стихотворениям,песням, совершенствование исполнительских умений,формирование художественно- речевых исполнительских умений и развитие способности к творческому перевоплощению.

• театр кукол бибабо;

• маски, шапочки животных,

• театр на дисках;

• театр на ложках;

• театр мягкой игрушки;

• ширма настольная и напольная;

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Разработала игры: «Геометрическая мозаика» для развития внимания, логического мышления, смекалки. Игра «Умей действовать при пожаре» помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в сложной ситуации. Игра «Цветные капельки»расширяет представление о цвете,развивает творческое воображение и моторику пальцев рук.

Изготовила несколько видов театра: театр на ложках, театр на дисках, театр варежки, нарисовала шапочки животных, оформила ширмы, пошила элементы костюмов.

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Природные зоны мира: краткая характеристика. Таблица «Природные зоны мира»

Тепло солнца, чистый воздух и вода – вот основные критерии жизни на Земле. Многочисленные климатические пояса привели к разделению территории всех материков и водного пространства на определенные природные зоны. Некоторые из них, даже разделенные огромными расстояниями, очень похожи, другие неповторимы.

Природные зоны мира: что это такое?

Под данным определением следует понимать очень большие по площади природные комплексы (иначе говоря, части географического пояса Земли), которые обладают сходными, однородными климатическими условиями. Основной характеристикой природных зон является животный и растительный мир, который населяет данную территорию. Образуются они в результате неравномерного распределения влаги и тепла на планете.

Таблица «Природные зоны мира»

Средняя температура (зимой/летом)

Антарктические и арктические пустыни

Тундра и лесотундра

Субарктический и субантарктический

Степи и лесостепи

Субтропический и умеренный

Умеренные пустыни и полупустыни

Тропические пустыни и полупустыни

Саванны и редколесья

Данная характеристика природных зон мира является лишь ознакомительной, ведь про каждую из них рассказывать можно очень много и долго, вся информация не поместится в рамки одной таблицы.

Природные зоны умеренного климатического пояса

1. Тайга. Превосходит все остальные природные зоны мира по занимаемой площади на суше (27% от территории всех лесов планеты). Для нее характерны очень низкие зимние температуры. Лиственные деревья их не выдерживают, поэтому тайга – это хвойные густые леса (в основном сосна, ель, пихта, лиственница). Очень большие территории тайги в Канаде и России заняты вечной мерзлотой.

2. Смешанные леса. Характерны в большей степени для Северного полушария Земли. Является своеобразной границей между тайгой и широколиственным лесом. Они устойчивее к холодным и продолжительным зимам. Породы деревьев: дуб, клен, тополь, липа, а также рябина, ольха, береза, сосна, ель. Как показывает таблица «Природные зоны мира», почвы в зоне смешанных лесов серые, не отличаются высоким плодородием, но все же пригодны для выращивания растений.

3. Широколиственные леса. Они не адаптированы к суровым зимам, являются листопадными. Занимают большую часть Западной Европы, юг Дальнего Востока, север Китая и Японию. Подходящим для них является морской климат или умеренно-континентальный с жарким летом и достаточно теплой зимой. Как показывает таблица «Природные зоны мира», температура в них не опускается ниже -8°С даже в холодное время года. Почва плодородная, богатая гумусом. Характерны следующие виды деревьев: ясень, каштан, дуб, граб, бук, клен, вяз. Очень богаты леса млекопитающими (копытные, грызуны, хищники), птицами, в том числе промысловыми.

4. Умеренные пустыни и полупустыни. Их главная отличительная особенность – практически полное отсутствие растительности и скудный животный мир. Природных зон такого характера достаточно много, расположены они в основном в тропиках. Умеренные пустыни есть в Евразии, и им свойственны резкие перепады температур по временам года. Животные представлены главным образом рептилиями.

Арктические пустыни и полупустыни

Они представляют собой огромные площади земли, покрытые снегом и льдами. Карта природных зон миранаглядно показывает, что они располагаются на территории Северной Америки, Антарктиды, Гренландии и северной оконечности Евразийского материка. По сути – это безжизненные места, и только вдоль побережья обитают белые медведи, моржи и тюлени, песцы и лемминги, пингвины (в Антарктике). Там, где земля свободна ото льда, можно увидеть лишайники и мхи.

Влажные экваториальные леса

Второе их название – дождевые леса. Располагаются они преимущественно в Южной Америке, а также в Африке, Австралии и в районе Больших Зондских островов. Главное условие их формирования – это постоянная и очень высокая влажность (более 2000 мм осадков в год) и жаркий климат (20°С и выше). Они очень богаты растительностью, лес состоит из нескольких ярусов и представляет собой непроходимые, густые джунгли, которые стали домом более чем для 2/3 всех видов существ, живущих ныне на нашей планете. Эти дождевые леса превосходят все остальные природные зоны мира. Деревья остаются вечнозелеными, меняя листву постепенно и частично. Удивительно, но почвы влажных лесов содержат мало гумуса.

Природные зоны экваториального и субтропического климатического пояса

1. Переменно-влажные леса, они отличаются от дождевых тем, что осадки там выпадают только в сезон дождей, а в период наступающей за ним засухи деревья вынуждены сбрасывать листву. Животный и растительный мир тоже очень разнообразен и богат на виды.

2. Саванны и редколесья. Они появляются там, где влаги, как правило, уже недостаточно для произрастания переменно-влажных лесов. Их развитие происходит в глубине материка, где господствует тропические и экваториальные воздушные массы, а сезон дождей продолжается менее полугода. Они занимают значительную часть территории субэкваториальной Африки, внутренние районы Южной Америки, частично Индостан и Австралию. Более подробно информацию о расположении отражает карта природных зон мира (фото).

Данную климатическую зону считают наиболее пригодной для проживания людей. Жестколистные и вечнозеленые леса расположены вдоль морских и океанических побережий. Осадки не такие обильные, но листья сохраняют влагу за счет плотной кожистой оболочки (дубы, эвкалипты), что препятствует их опаданию. У некоторых деревьев и растений они модернизированы в колючки.

Для них характерно практически полное отсутствие древесной растительности, обусловлено это скудным уровнем осадков. Зато почвы являются самыми плодородными (черноземы), а потому активно используются человеком для земледелия. Степи занимают большие территории в Северной Америке и Евразии. Преобладающее число обитателей – пресмыкающиеся, грызуны и птицы. Растения приспособились к недостатку влаги и чаще всего успевают совершить свой жизненный цикл за короткий весенний период, когда степь покрывается густым ковром зелени.

В этой зоне начинает чувствоваться дыхание Арктики и Антарктики, климат становится более суровым, и даже хвойные породы деревьев выдержать его не могут. Влаги в избытке, но нет тепла, что приводит к заболачиванию очень обширных территорий. В тундре деревьев нет вообще, растительный мир в основном представлен мхами и лишайниками. Считается, что это самая неустойчивая и хрупкая экосистема. В связи с активной разработкой газовых и нефтяных месторождений она находится на грани экологической катастрофы.

Все природные зоны мира очень интересны, будь то кажущаяся на первый взгляд абсолютно безжизненной пустыня, бескрайние арктические льды или тысячелетние дождевые леса с кипящей жизнью внутри.

Факторы психического развития, их характеристика;

Факторы и условия психического развития

Развитие– это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность — это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек — существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка — и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.

3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка — это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

Все про зоны развития

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время Л.С. Выготский. Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через адаптацию и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Советы для родителей, как эффективно использовать ЗБР

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Источники:

https://studfiles.net/preview/383247/page:5/

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00246267_0.html

http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-srednei-grupe.html

https://www.syl.ru/article/181458/new_prirodnyie-zonyi-mira-kratkaya-harakteristika-tablitsa-prirodnyie-zonyi-mira

https://studopedia.su/8_4620_faktori-psihicheskogo-razvitiya-ih-harakteristika.html

Все про зоны развития